УДК 340.5
МОРДОВЦЕВ А.Ю., МУХАНЬКО Р.Н., АПОЛЬСКИЙ Е.А.
КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ
УЧЕНИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
Ключевые слова: религиозная безопасность, национальная безопасность, государственно-правовые учения, учение Б.Н. Чичерина, концепция, государство, церковь.
В статье исследуются аспекты государственно-правового учения Б.Н. Чичерина, связанные с пониманием им концепции и правового механизма обеспечения религиозной безопасности. Авторы раскрывает либеральную позицию этого российского государствоведа относительно построения оптимальной модели правового и институционального взаимодействия государства и церкви, в целом, и в Российской империи - в частности. Формулируется вывод о том, что взгляд Б.Н. Чичерина на религиозную безопасность основывается на идеале общественного мира и поступательного движения вперед, которое возможно лишь при условии сохранения баланса во взаимоотношениях государства, права и церкви. Церковь, как особый социальный институт, не может не подчиняться государству в ряде внешних отношений и функций. Вместе с тем, она должна сохранять внутреннюю (духовную) свободу, транслировать в общество нравственные догматы и ценности, принципы христианской благодати. Однако и государство, как суверенный политико-правовой институт, не должно быть подконтрольным церкви (как, например, в некоторых католических странах), так как в силу этого возникает риск насильственного насаждения в обществе определенных ценностей и норм.
MORDOVTSEV, A.Yu., MUKHANKO, R.N., APOLSKI, E.A.
THE CONCEPT OF RELIGIOUS SECURITY IN THE STATE-LEGAL DOCTRINE OF B.N. CHICHERIN
Keywords: religious security, national security, state-legal doctrines, doctrine of B.N. Chicherin, concept, state, church.
In the article researched the aspects of the state-legal doctrine of B. N. Chicherin connected with understanding by him the concept and legal mechanism of ensuring of religious sacurity. Authors disclozed the liberal position of this Russian state expert concerning creation of optimum model of legal and institutional interaction of the state and church in general, and in the Russian Empire, in particular. It formulated a conclusion that B. N. Chicherin's view of religious sacurity is based on an ideal of the public world and progress forward which is possible only in condition of preservation of balance in relationships of the state, law and church. The church as special social institute, cannot but obey the state in a number of the external relations and functions. At the same time, it must keep internal (spiritual) freedom, broadcast in society a moral doctrines and values, principles of Christian grace. However and the state as sovereign political-legal institute should not be under control of church (as, for example, in some Catholic countries) because by virtue of this fact there is a risk of violent imposition in the society of certain moral values and norms.
В последнее время в отечественном государственно-правовом дискурсе наблюдается заметное повышение интереса к вопросам религиозной безопасности, религиозных угроз («вызовов»), причем как в плане анализа объектов защиты в процессе государственных мероприятий по ее достижению и поддержанию [3, 4, 5], так и в общем контексте государственной (национальной) безопасности [1, 2]. Обозначенное направление, безусловно, следует развивать в силу важности затронутых проблем, специфического предмета правового регулирования, сложности религиозно-нравственных вопросов, их концептуализации в современном глобализирующемся мире, имеющихся рисков в сфере усилий по сохранению суверенитета и религиозной идентичности. Не последнюю роль в объективации знания о религиозной безопасности играют правовые и политические учения России XIX - начала ХХ века, в которых отечественные правоведы предлагали свое видение данной проблемы (пусть и представлялась она им несколько иначе - более широко в сравнении с современными подходами).
Следует оговориться, что из всего дореволюционного дискурса нами в качестве объекта исследования в настоящей статье выбраны государственно-правовые учения отечественных либералов. Предметом анализа будет концепция религиозной безопасности, выработанная выдающимся представителем либеральной мысли - Б.Н. Чичериным. Новизна и актуальность представленных ниже выводов обусловлена тем фактом, что в работах, затрагивающих как отдельные концепции либеральных правоведов [6, 7, 8], так и в целом охватывающих указанный пласт политико-правового и исторического знания [9, 10], проблема концептуального осмысления религиозной безопасности в России в XIX - начале ХХ века ни в дореволюционной, ни в советской, ни в современной литературе не разрабатывалась.
Объективное изучение такого важного элемента государственной безопасности, как религиозная безопасность, особенно, учитывая современное развитие религиозной догматики, появление разного рода деструктивных сект, радикальных течений, требует проведение всестороннего анализа сущности и правовых (политико-правовых) институтов религиозной
безопасности, и непременным условием здесь, на наш взгляд, является понимание природы религиозной безопасности в либеральных государственно-правовых учениях России XIX - начала ХХ века. Одним из видных мыслителей этого периода является Б.Н. Чичерин, религиозно-философские взгляды которого как раз и раскрывают дореволюционный либеральный подход к осознанию рассматриваемого явления, пути ее достижения и сохранения общественного мира; либеральное же его учение содержит весьма обоснованную концепцию религиозной безопасности.
Очевидно, что в XIX, да и вначале ХХ века в дореволюционном правоведении понятие религиозной безопасности сформулировано не было. При этом в государственно-правовых учениях государствоведы недвусмысленно поднимали вопросы и анализировали проблемы, связанные с моделями взаимодействия и взаимоотношения государства и церкви, исследовали пределы вмешательства государства в нравственную сферу и т.д. В силу этих причин традиционное на сегодняшний день понимание религиозной безопасности, как состояния «защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в религиозной сфере общественной жизни, обеспечиваемое государственной конфессиональной политикой и общественно-политической деятельностью традиционных конфессий» [4, с. 8] необходимо экстраполировать на систему политических и церковно-государственных отношений в Российской империи, что послужит методологическим ориентиром при разборе концепции религиозной безопасности Б.Н. Чичерина.
Основной его труд, раскрывающий мировоззренческие установки автора в области религии, науки, философии, - «Наука и религия», опубликованный в 1879 году. В.Н. Жуков, кратко обозревая суть этой работы, указывает, что высшей целью человеческого разума для Чичерина является постижение Бога: последнее выступает необходимым условием приближения человека к «Абсолюту», восхождения от относительного к абсолютному [11, с.12]. Принимая указанную точку зрения, добавим, что науке Чичерин уделяет серьезнейшее внимание практически в каждой своей работе, но в книге «Наука и религия» особо отмечает, что непонимание религии влечет непонимание явлений, вытекающих из исторического развития народов [11, с.12].
Концептуальной основой учения Б.Н. Чичерина выступает тезис о четырех формах (союзах) человеческого общежития: семейство, гражданское общество, церковь и государство (отметим здесь удачную в структурном и отчасти в содержательном плане модернизацию философской концепции Г.В.Ф. Гегеля, воспринятую, как известно, Чичериным). Из них именно государство является высшим, владычествующим единством, которому подчиняются остальные союзы [12, с.262].
Говоря о церкви, как об особого рода «союзе», Чичерин увязывает проблематику религиозной безопасности с нравственным назначением церкви (здесь она руководит «человеческой совестью») и свободной совестью человека. Последняя же выступает, по мнению этого мыслителя, лучшим сдерживающим фактором «против злоупотреблений церковной власти» (таковые имеют место по причине управления церковью людьми) [12, с.265].
Размышления о положении церкви в обществе конца XIX века приводят государствоведа к пониманию того, что религиозная безопасность ставится под угрозу тогда, когда церковь вступает в союз со светской властью для подавления новых веяний и течений, результатом чего выступает еще больший разрыв и социальная вражда [12, с.267]. «Всякое насилие в делах веры не может считаться иначе, как нарушением самых коренных начал нравственности и религии. Это -посягательство на самую заветную святыню человеческого духа, на глубочайшую основу всей нравственной жизни» [12, с.268].
Согласимся здесь с позицией В.М. Лобеевой, которая справедливо отмечает, что всяческие попытки оправдания принуждения в вопросах веры рассматриваются Чичериным «как проявление вопиющей человеческой безнравственности и отступление от божественных заповедей» [13, с.247]. Несмотря на массу исторических примеров дискриминации религиозных меньшинств, Б.Н. Чичерин все же серьезно критикует протестантские церкви, которые одновременно отстаивают свое право на свободу исповедания веры, но ущемляют подобное право у представителей иных религий.
Возвращаясь к проблеме насилия в вопросах веры, следует отметить, что определенным выходом из подобной потенциальной ситуации Чичерин видит либерализацию церкви, но не
связанную с простым и необдуманным усвоением церковью новых учений (либо же с попытками любой ценой удержать ускользающую власть), а основанную на диалектической двойственности: с одной стороны, церковь должна оставлять в неприкосновенности свои вековые предания, раздавать духовную пищу массам, оставаться прибежищем всех скорбящих и страждущих, всех жаждущих духовного утоления, а с другой - понимать требования современности, соединять их с непрестанным снисхождением к человеческой слабости, видеть в приверженцах нового направления не врагов, которые посягают на права церкви, а на разбредшееся стадо, ждущее возвращения в лоно церкви [12, с.267].
Представляется, что этот взгляд Б.Н. Чичерина как нельзя более наглядно демонстрирует приверженность его к так называемому либеральному консерватизму или охранительному либерализму: основы церковной организации должны оставаться неизменными при начавшемся и непрерывном диалоге с обществом по поводу внедрения либеральных (правовых, политических и др.) ценностей и идей.
Концепция религиозной безопасности Чичерина, таким образом, основывается на достижении мира в обществе, единстве церковного и государственного союза, основой чего выступает нравственное начало. Однако далее, углубляясь в саму церковную организацию, государствовед ограничивает свободные проявления, характерные при убеждении будущих членов присоединиться к церковному союзу. Внутри себя церковь не должна быть связана принципом свободы в организации собственного духовного здания: «человек свободно примыкает в церкви, но приобщаясь к ней, он признает над собою высший закон, который не им установлен, и который он не вправе изменить самовольно» [12, с.269].
Охранительное направление в либеральной концепции религиозной безопасности Б.Н. Чичерина выражается в сохранении основ церковной организации неизменными. В этом плане он отказывает протестантской церкви в праве называться «высшей формой религиозного союза» по той причине, что протестанты ставят во главу угла при построении церковного здания исключительно личное начало: церковь для протестантизма - есть договорное соединение единомышленников, но никак не неизменный союз. «На чисто личном начале, - добавляет Б.Н. Чичерин, - невозможно утвердить никакого прочного общества, ибо единомыслие быстро переходит в разномыслие» [12, с. 270].
С разномыслием, но уже применительно к церковной (институциональной) организации, Чичерин связывает дробление церквей, появление сект, что также обусловливается некими договорными началами при составлении церковного союза, а в качестве примера приводится «бесконечное дробление протестантских церквей».
Концепция религиозной безопасности Б.Н. Чичерина также включает в себя тезисы относительно двух моделей взаимоотношений церкви и государства. Он утверждает, что нравственный союз, по своей сути, - есть свободный союз, а поэтому он не может управлять основанными на принудительном начале гражданскими отношениями. Подчинение же права нравственности, по его мнению, ведет к насилию человеческой совести, иными словами к «отрицанию того самого нравственного начала, во имя которого совершается подчинение» [12, с. 278-279].
Оставаясь самостоятельными нравственно-религиозным союзом, церковь не может не подчиняться государству, находясь в статусе общественного учреждения. И здесь возникает возможность развития церковно-государственных отношений в двух направлениях: 1) государство добровольно подчиняется церковным притязаниям, видя в церкви нравственную опору (пример - католические страны); 2) церковь во внешних отношениях подчиняется государству и теряет свою самостоятельность [12, с. 279].
Б.Н. Чичерин, во многом подтверждая свой статус «балансирующего» между либерализмом и консерватизмом мыслителя, утверждает по этому поводу, что залогом любого образованного общества (а в нашем контексте - залогом устойчивой религиозной безопасности) является сочетание свободы церкви и свободы совести, без которых невозможно достичь полноты жизни, внутренней крепости общественных элементов [12, с. 281].
Чичерин активно полемизирует с В.С. Соловьевым, в частности, подробнейшим образом критикуя работу последнего «Критика отвлеченных начал». Здесь Чичерин четко следует сформулированной им концепции и предостерегает от попыток подчинять государство церкви как
в идейно-теоретическом, в том числе философском, так и в практическом плане [14, с. 75-76]. Размышляя о соотношении и взаимодействии государства, церкви («отвлеченно-нравственного союза») и гражданского общества (союза с «преобладанием индивидуалистического начала»), Б.Н. Чичерин заявляет о противоположности гражданского общества и церкви (частный и отвлеченно-общий союзы) и ставит государство в качестве верховного объединяющего начала, возвышающемся над обоими союзами. В том случае, когда речь заходит о совокупных общественных интересах, именно государство имеет решающий голос, обеспечивая в обществе единство [14, с.80].
Единство общества, таким образом, и вытекающая из него безопасность, в том числе и религиозная, по мнению Б.Н. Чичерина, достигаются координирующими и паритетными началами между тремя союзами - церковью, гражданским обществом и государством, что, конечно же, резко противоречит позиции В.С. Соловьева, утверждавшего, что именно церковный союз (церковь) должен занимать в этой триаде верховное положение, ставящее государство «на степень средства» [14, с.81].
Далее, Б.Н. Чичерин останавливается на рассмотрении формулы «Свободная церковь в свободном государстве» и утверждает, что она должна быть применима каждым свободномыслящим и религиозным человеком. Формула, по мнению государствоведа, не содержит намека на безуспешные попытки государства упразднить церковь за неимением необходимых средств для этого. Напротив, эта формула подразумевает целенаправленное достижение справедливого взаимодействия между государством, как носителем верховной власти, и свободной церковью (свободной от какого бы то ни было давления) [14, с.90]. Подчинение церкви государству, по мнению Чичерина, ведет к тирании, разграничение же - к обоюдной свободе.
Полемика двух ученых продолжилась и после публикации В.С. Соловьевым труда «Оправдание добра» в 1897 г. [15]. Б.Н. Чичерин, разворачивает проблему религиозной безопасности уже в контексте принудительных действий институтов государственной власти «по осуществлению безусловного добра», которое ассоциирует с инквизицией [16]. Опровергая мысль Соловьева о том, что инквизиция уничтожается лишь с помощью крепкого государственного кулака, «со всеми его принадлежностями», Чичерин объясняет ликвидацию инквизиции тем, что этот государственный кулак перестает действовать: требуется, чтобы людей «по приказанию правительства не сажали в тюрьму, не подвергали пытке и не сжигали на кострах, а предоставляли им исповедовать ту веру, какую они по совести считали наилучшею. Требовалось, чтобы государство переслало считать себя призванным осуществлять царствие Божие и исполнять приговоры церкви, т.е. отреклось именно от той политики, которую рекомендует г. Соловьев» [16, с. 775]. В указанной концепции Чичерин видит залог религиозной безопасности.
Таким образом, подводя итог исследованию концепции Б.Н. Чичерина о религиозной безопасности, можно сформулировать следующие выводы.
Взгляд выдающегося российского либерала на религиозную безопасность основывается на общественном мире и поступательном движении вперед, который возможен лишь при условии сохранения правильного баланса во взаимоотношениях государства и церкви. Церковь, как общественный союз, не может не подчиняться государству в некоторых внешних отношениях, но вместе с тем, должна сохранять внутреннюю свободу, транслировать в общество нравственные догматы, быть проводником Божественной воли и благодати. Вместе с тем, и государство не должно быть полностью подконтрольным церкви в силу тех или иных причин (как, например, в католических странах), поскольку тогда возникает риск насильственного насаждения нравственных ценностей и норм, что, по мнению Б.Н. Чичерина, недопустимо.
Дуализм церковно-государственной организации состоит в том, что в первом случае присоединение к церкви есть акт добровольный, и само нахождение в качестве члена в церкви обусловлено добровольностью этого союза (в отличие от государства, которое, по Чичерину, есть принудительный союз). Соответственно, изменение употребляемых церковной властью средств для регуляции отношений внутри своего союза с нравственных на принудительные - есть прямая угроза религиозной безопасности. Аналогичным образом оценивается и обратная ситуация, когда формируется теологическое государство - политическая организация, основанная на религиозном
учении, где последнее превращается в принудительную норму для граждан. Такую организацию Чичерин признает разрушающей основы государства и ведущей к уничтожению последнего.
Вообще, несмотря на либеральные правовые и политические взгляды Б.Н. Чичерина, его концепция религиозной безопасности имеет яркие умеренно-консервативные элементы: государствовед не подвергал сомнению основания веры, нравственного учения церкви, ратовал за крепкую и свободную церковную организацию в государстве, где свобода совести имеет совершенно определенные гарантии и надлежащую правовую защиту.
Литература и источники
1. Бахшалиев Д. Некоторые методы повышения религиозной безопасности в системе национальной безопасности России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2018. №1(32). С. 15-17.
2. Гайдукова О.М. Право на религиозную безопасность и некоторые особенности его правового регулирования // Алтайский юридический вестник. 2015. № 2 (10). С. 23-26.
3. Сыроваткин А.Н. Деструктивное влияние нетрадиционных религиозных движений на духовную безопасность современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2013.
4. Овчинников А.И., Фоминская М.Д. Религиозная безопасность России и роль права в ее обеспечении // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. №3. С. 7-15.
5. Козлов С.В. Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности. Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
6. Грязнова Т.Е. Проблемы свободы, равенства и справедливости в политико-правовом учении Б.Н. Чичерина // Научный вестник Омской академии МВД России. 2016. № 1(60). С.60-64.
7. Поляков А.В. Государственно-правовое учение Н.М. Коркунова // Кодекс-Info. 2002. № 5-6. С. 117-126.
S. Фролова Е.А. Идея правового и социального государства в учении П.И. Новгородцева // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. Т. 10. №5. С. 60-65.
9. Апольский Е.А. Государственно-правовые учения XIX - начала ХХ в. в России: взгляд на методологию разработки и практическую применимость // Журнал российского права. 2018. № 2 (254). С. 18-26.
10. Комова Н.Б. Монархическая власть в консервативных государственно-правовых учениях России XVIII-XX вв. Дис. ... докт. юрид. наук. Нижний Новгород, 2012.
11. Чичерин Б.Н. Наука и религия / Вступ. ст. В.Н. Жукова. М.: Республика, 1999. 495 с.
12. Чичерин Б.Н. Наука и религия / [Соч.] Б. Чичерина. М.: тип. Мартынова и К° (б. Грачева и К°), 1879. XVI, 523 с.
13. Лобеева В.М. Церковь как общественный союз: анализ философской концепции Б.Н. Чичерина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 8 (112). С. 246-251.
14. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке / [Соч.] Б. Чичерина. М.: тип. Мартынова и К°, 1880. 191 с.
15. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. СПб., 1897. 681 с.
16. Чичерин Б.Н. Несколько слов по поводу ответа г. Соловьева // Вопросы философии и психологии. М., 1897. Кн. 5 (40). С. 772-779.
References and Sources
1. Bahshaliev D. Nekotorye metody povysheniya religioznoj bezopasnosti v sisteme nacional'noj bezopasnosti Rossii // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: YUridicheskie nauki. 2018. №1(32). S. 15-17.
2. Gajdukova O.M. Pravo na religioznuyu bezopasnost' i nekotorye osobennosti ego pravovogo regulirovaniya // Altajskij yuridicheskij vestnik. 2015. № 2 (10). S. 23-26.
3. Syrovatkin A.N. Destruktivnoe vliyanie netradicionnyh religioznyh dvizhenij na duhovnuyu bezopasnost' sovremennogo rossijskogo obshchestva: Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Pyatigorsk, 2013.
4. Ovchinnikov A.I., Fominskaya M.D. Religioznaya bezopasnost' Rossii i rol' prava v ee obespechenii // Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik. 2014. №3. S. 7-15.
5. Kozlov S.V. YUridicheskie mekhanizmy obespecheniya religioznoj bezopasnosti. Dis. ... kand. yurid. nauk. Rostov-na-Donu, 2007.
6. Gryaznova T.E. Problemy svobody, ravenstva i spravedlivosti v politiko-pravovom uchenii B.N. CHicherina // Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. 2016. № 1(60). S.60-64.
7. Polyakov A.V. Gosudarstvenno-pravovoe uchenie N.M. Korkunova // Kodeks-Info. 2002. № 5-6. S.117-126.
8. Frolova E.A. Ideya pravovogo i social'nogo gosudarstva v uchenii P.I. Novgorodceva // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk. 2016. T. 10. №5. S. 60-65.
9. Apol'skij E.A. Gosudarstvenno-pravovye ucheniya XIX - nachala HKH v. v Rossii: vzglyad na metodologiyu razrabotki i prakticheskuyu primenimost' // ZHurnal rossijskogo prava. 2018. № 2 (254). S. 18-26.
10. Komova N.B. Monarhicheskaya vlast' v konservativnyh gosudarstvenno-pravovyh ucheniyah Rossii XVIII-XX vv. Dis. ... dokt. yurid. nauk. Nizhnij Novgorod, 2012.
11. CHicherin B.N. Nauka i religiya / Vstup. st. V.N. ZHukova. M.: Respublika, 1999. 495 s.
12. CHicherin B.N. Nauka i religiya / [Soch.] B. CHicherina. M.: tip. Martynova i K° (b. Gracheva i K°), 1879. XVI, 523 s.
13. Lobeeva V.M. Cerkov' kak obshchestvennyj soyuz: analiz filosofskoj koncepcii B.N. CHicherina // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2012. № 8 (112). S. 246-251.
14. CHicherin B.N. Misticizm v nauke / [Soch.] B. CHicherina. M.: tip. Martynova i K°, 1880. 191 s.
15. Solov'ev V.S. Opravdanie dobra. Nravstvennaya filosofiya. SPb., 1897. 681 s.
16. Chicherin B.N. Neskol'ko slov po povodu otveta g. Solov'eva // Voprosy filosofii i psihologii. M., 1897. Kn. 5 (40). S. 772-779.
МУХАНЬКО РОМАН НИКОЛАЕВИЧ - аспирант, кафедра теории и истории государства и права, Таганрогский институт управления и экономики.
МОРДОВЦЕВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ - доктор юридических наук, профессор, кафедра теории и истории государства и права, Ростовский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России); кафедра теории и истории российского и зарубежного права, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
АПОЛЬСКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридический наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Ростовский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России); кафедра гражданского права и процесса, Московский университет имени С.Ю. Витте, филиал в г. Ростове-на-Дону/ MUKHANKO, ROMAN N. - Ph.D. student, Department of Theory and History of State and Law, Taganrog Institute of Management ([email protected]).
MORDOVTSEV, ANDREY YU. - Doctor of Law, Professor, Department of Theory and History of State and Law, Rostov Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia); department of Theory and History of Russian and Foreign Law, Vladivostok State University of Economics and Service ([email protected]).
APOLSKI EVGENI ALEKSANDROVICH - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Rostov Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia); department of Civil Law and Procedure, S.Yu. Moscow University Witte, a branch in Rostov-on-Don ([email protected]).
УДК 343.972
КОЗАЕВ Н.Ш., ФЕДОРЕНКО С.А. К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова: религиозная безопасность, конфессиональная безопасность, национальная безопасность, уголовная ответственность.
В статье рассматриваются правовые аспекты обеспечения конфессиональной безопасности в Российской Федерации. Отмечается, что на отечественные правоохранительные органы, помимо прочих задач, возложена весьма важная - охрана безопасности общества от разрушающего воздействия внешних и внутренних угроз и иных факторов таящие в себе потенциальные риски в области конфессиональной безопасности. Понятие конфессиональной безопасности является намного более широким, чем понятие государственно-конфессиональной безопасности, так как помимо государственной безопасности и структуры государственно-религиозных правоотношений им охватывается и ряд межрелигиозных проблем, и вопросы личной безопасности, и вопрос сохранения конфессиональной идентичности, как на этническом, так и на личностном уровнях. В связи с этим, содержание деяний, совершаемых на конфессиональной основе, должно рассматриваться как с широкой, так и с более узкой точки зрения.
KOZAEV, N.S., FEDORENKO, S.A.
TO THE QUESTION OF LEGAL PROVISION OF CONFESSIONAL SECURITY IN MODERN RUSSIA
Keywords: religious security, confessional security; national security; criminal liability.
In the article consideres the legal aspects of provision of confessional security in the Russian Federation. It is noted that the domestic law-enforcement agencies, among other tasks, are entrusted with a very important task - protection of the security of society from the destructive impact of external and internal threats and other factors fraught with potential risks in the field of confessional security. The concept of confessional security is much wider than the concept of state-confessional security, because in addition to state security and the structure of state-religious legal relations, it covers a number of inter-religious issues, and issues of personal security, and issue of preservation of confessional identity, both on ethnic and on personal levels. In this regard, the content of acts, committed on a confessional basis, should be considered both from a wired and from a narrower point of view.
Современная и довольно неоднозначная криминологическая обстановка в России, безусловно, требует от правоохранительных органов не только укрепления безопасности страны, но также проведения всесторонних и скрупулезных исследований, направленных на поиск эффективных мер ее обеспечения. В настоящее время, в условиях «прорывающихся наружу» религиозных разногласий в обществе, существует необходимость создания условий, обеспечивающих конфессиональную безопасность государства и ее граждан. При этом основополагающим и базовым среди подобных условий является эффективное правовое обеспечение конфессиональной безопасности России. Под правовым обеспечением конфессиональной безопасности следует понимать процесс, связанный с формированием ее правовой основы, как на федеральном, так и региональном уровнях.
Отмечая важную роль правового регулирования в обеспечении конфессиональной безопасности, стоит отметить, что влияние права на общественные отношения осуществляется посредством правового регулирования, оказывающего в данном случае ориентационное и информационное воздействие. В этой связи правовое регулирование на современном этапе приобретает первостепенное значение, так как в условиях построения правового государства оно содержит комплекс правовых средств воздействия на общественные отношения, в том числе конфессиональные. Напомним, что содержание механизма правового регулирования образует ряд самостоятельных и в то же время взаимообусловленных элементов. При этом функциональное предназначение элементов механизма правового регулирования состоит в формировании, на
10