СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
УДК 1(091)9
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Б.Н. ЧИЧЕРИНА: КОНЦЕПТУАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР
© Вера Михайловна ЛОБЕЕВА
Брянский государственный технический университет, г. Брянск, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и социологии, e-mail: doktor70@bk.ru
Исследуются теоретические особенности и актуальные идеи социальной философии Б.Н. Чичерина. Утверждается, что социальная философия Б.Н. Чичерина имеет концептуально-системный характер. Основными социально-философскими концепциями признаются и анализируются: концепция философской антропологии, концепция фундаментальных оснований бытия общества, концепция организационных оснований бытия общества, концепция философии истории. Выделяются и анализируются основные персоналистические и либеральные идеи Б.Н. Чичерина, выводы ученого по проблеме материальных оснований бытия общества, проблемам организационного, экономического и политического устройства общества, обобщения, связанные с философско-исторической проблематикой. Утверждается наличие значимого для современного общества культурно-конструктивного потенциала в идеях, связанных с трактовкой Б.Н. Чичериным феноменов личности, свободы, собственности, права, семьи, гражданского общества, церкви, государства, а также с решением философом вопросов взаимодействия личности, общества, государства и истолкованием таких существенных проблем исторического развития, как реформа и революция. Акцентируется внимание на выявлении взаимосвязи между идеями, выражающими сущность и особенности сосуществования человека и общественных институтов, и процессов. Делается вывод о том, что тщательно разработанная Б.Н. Чичериным система концепций во многом обеспечивает целостность его социальной философии.
Ключевые слова: социальная философия; концептуально-системный характер; концепция философской антропологии; концепция фундаментальных оснований бытия общества; концепция организационных оснований бытия общества; концепция философии истории.
В научном творчестве Б.Н. Чичерина значительное место занимает философское исследование общества. Анализ теоретических сочинений, публицистических работ и мемуаров мыслителя, проведенный нами, показывает, что он стремился создать целостную теорию общества. Об этом свидетельствует то, что общество исследуется и описывается Б.Н. Чичериным системно и всесторонне, в состоянии статики и в процессе динамики, выявляются закономерности его бытия, но при этом не оставляются без внимания исторические и национальные особенности.
Существенной особенностью социальной философии Б.Н. Чичерина является концептуально-системный характер. Разработка системы взаимосвязанных и дополняющих друг друга философских концепций во многом способствовала созданию целостной
теории общества. В качестве основных нами признаются и анализируются концепции философской антропологии, фундаментальных и организационных оснований бытия общества, философии истории.
Представляется, что концепцию философской антропологии образует совокупность идей, отражающих представления мыслителя о сущности и основных гранях индивидуального и социального бытия человека. Человек трактуется Б.Н. Чичериным как существо, обладающее двойственной природой: он богоподобен, но также включен в природные и социальные процессы. Признание двойственности человеческой природы и противоречивости человеческого существования, в котором сталкиваются добро и зло, не помешали Б.Н. Чичерину эксплицировать человека как существо созидающее, как субъекта истории и государст-
венности. Именно в таком качестве человек предстает во всех упомянутых концепциях.
Еще одна важная составляющая философской антропологии Б.Н. Чичерина усматривается в последовательном отстаивании идеи об абсолютной ценности и приоритетности личности в обществе. Личность рассматривается как «корень и определяющее начало всех общественных отношений» [1, с. 58]. Эта идея философской антропологии находит свое развитие в концепции организационных оснований бытия общества, в частности в тезисе о том, что все общественные начинания и институты должны исходить из блага личности.
Имеет смысл акцентировать внимание и на специфике понимания Б.Н. Чичериным нравственности, права и собственности, дающей основания отнести некоторые теоретические построения по этим вопросам к концепции философской антропологии. Во-первых, феномены нравственности и права истолковываются как выражение свободы. Нравственность эксплицируется как внутренняя свобода человека, связывающая человека с Богом и другими людьми. Внешняя свобода трактуется как право, сущность которого усматривается в определении внешних действий человека, рамок его поведения в обществе. Во-вторых, собственность и право трактуются как важнейшие формы материальной и юридической объективации человеческой свободы, создающие необходимые условия цивилизованного и прогрессивного развития отдельного человеческого индивида и социума в целом. В таком толковании философско-антропологических проблем отчетливо обнаруживают себя особенности философского идеализма Б.Н. Чичерина, имеющего теологический и либерально-пер-соналистический характер одновременно.
Очевидно, что стремление к созданию целостной теории общества с необходимостью привело Б.Н. Чичерина к всестороннему рассмотрению системы природных, материально-экономических и духовных оснований его бытия. Совокупность теоретических построений по этим вопросам образует концепцию фундаментальных оснований бытия общества.
Фундаментальными естественно -мате -риальными основаниями существования общества признаются природа и материально-
экономическая жизнь. Ученым указывается на объективные и многообразные связи человеческого бытия с природным миром, утверждается, что освоение природы человеком должно основываться на знании, ибо «какие бы цели ни ставил себе человек, осуществить их в материальном мире он может не иначе, как сообразуясь с вечными и неизменными законами природы, которые полагают пределы его деятельности» [2, с. 407]. Тем самым, отстаивается важнейшая идея о необходимости обретения гармонии природы и деятельности человеческого интеллекта в части рациональной организации материального производства.
Кроме того, Б.Н. Чичериным признаются основными и обстоятельно анализируются такие проявления экономической жизни общества, как экономическое производство, оборот, распределение, потребление, т. е. те процессы, которые и в современной экономической теории рассматриваются в качестве базисных. Анализируя экономическую жизнь общества, Б.Н. Чичерин последовательно отстаивает идеи о необходимости сбалансированного сочетания в материально-экономическом производстве хозяйственной инициативы и свободы частного собственника с элементами взвешенного государственного регулирования и участия государства в экономической жизни общества. Отметим, что такого рода идеи, сочетающие в себе либерально-гуманистические ценности и глубокий прагматический смысл, сохраняют свой конструктивный потенциал и в современном обществе.
Наряду с природными и материальными фундаментальными основаниями бытия общества Б.Н. Чичериным выделяется и исследуется область духовных оснований социума. Философ явно придает особую значимость духовной жизни общества, поскольку духовные интересы эксплицируются им как «самый существенный элемент общества, элемент, который, можно сказать, имеет первенство и над элементом естественным, и над экономическим, ибо в нем выражается природа человека в отличие от животных» [2, с. 50]. К базовым духовным интересам общества причислены религия, наука, искусство, нравы, воспитание.
Содержание работ философа показывает, что приоритет в системе духовных интересов
Б.Н. Чичерин отдает религии. Религия трактуется в качестве духовного начала, носящего всеобщий социальный характер и проявляющегося в стремлении человеческого духа к живому общению с Абсолютным. Ядро культурно-исторической ценности религии усматривается в том, что ею «связывается и направляется человеческая совесть. Поэтому она является высшей нравственной силой на земле. Отсюда выдающееся ее значение для всего общественного быта» [2, с. 261].
Наука определяется как систематическое познание, как «то, что мы знаем достоверно, познание истины вещей» [3, с. 640]. Для чи-черинского понимания науки характерно отсутствие ее противопоставления религии. Более того, подчеркивается взаимосвязь этих проявлений человеческой духовности, поскольку «как разумное существо, человек с помощью данного ему Богом орудия должен искать истины: в этом состоит его величие. Но как ограниченное существо, он в этом искании может ошибаться, а потому исследование истины составляет работу многих и многих поколений. Приложение разума к познанию вещей есть наука, которая, таким образом, при всех своих колебаниях и недостатках является путеводным указателем для разумного существа на его жизненном поприще» [2, с. 282].
Искусство Б.Н. Чичерин анализирует именно как обществовед. Определяя его «как выражение идеи в соответствующей ей гармоничной форме» [2, с. 316], он акцентирует внимание на социальных функциях искусства, его влиянии на человека. В этом смысле справедливо подчеркивается, что искусство воздействует на эмоционально-чувственную сферу человека, создает эстетические идеалы и типы, наполняет жизнь человека эмоциями, во многом формирует художественные вкусы и представления, отображает несоответствие идеалов и действительности, способствует познанию, воспитывает и формирует нравственность человека и общества.
Неотъемлемым элементом духовной жизни общества и его опорой Б.Н. Чичериным признается воспитание. Трактовка воспитания в построениях философа основана на позициях истинного гуманизма. Он не только эксплицирует воспитание как общественный процесс передачи опыта и знаний от поколения к поколению, связывающий и
влияющий на их взаимоотношения, но и развивает универсально значимые идеи о том, что воспитание умножает духовный потенциал народа и тем самым влияет на место и роль данного народа среди других народов. По-прежнему современно звучит мысль Б.Н. Чичерина о том, что «воспитание должно состоять, главным образом, в развитии человечности, в понимании именно высших и благородных сторон человеческого духа»
[4, с. 11].
Существенное место в сочинениях Б.Н. Чичерина занимает система философских идей об общественных союзах. В своей совокупности эти идеи трактуются автором статьи в качестве концепции организационных оснований бытия общества, поскольку общественные союзы понимаются ученым именно как базовые организационные структуры общества, обеспечивающие его целостность и устойчивость.
Б.Н. Чичерин видит в общественных союзах объединения лиц, между которыми устанавливаются общие, более или менее устойчивые и длительные взаимодействия, складывающиеся на основе общих интересов. Приверженность персоналистическим ценностям объясняет и сделанное Б.Н. Чичериным существенное уточнение относительно понимания бытия личности в общественном союзе. Им подчеркивается, что общие интересы между людьми, входящими в общественные союзы, не должны вести к подавлению индивидуального сознания и индивидуальной воли.
В понимании Б.Н. Чичерина семья предстает как первичный естественный общественный союз, который «в первоначальном единстве содержит все человеческие цели и обнимает всю человеческую жизнь» [5, с. 582]. По мысли ученого, в семейном союзе естественная физическая потребность человека в продолжении рода реализуется с опорой на нравственные начала - долг и ответственную любовь. Кроме того, представляется, что важным аспектом трактовки семьи является акцентирование вопросов права и собственности применительно к семейному союзу. Именно в этих институтах Б.Н. Чичерин видит важнейшие социальные связи, превращающие семью в специальный человеческий союз.
Экспликацию Б.Н. Чичериным гражданского общества как общественного союза отличает глубокий здравый смысл. Это находит свое выражение, во-первых, в трактовке самой сущности гражданского общества как системы всей частной и общественной жизни, находящейся за пределами государства, как главного носителя власти и управления в обществе. Предложенное толкование приближает понимание гражданского общества к современным интерпретациям данного феномена. Во-вторых, это проявляется в отчетливой постановке вопроса о необходимости развития гражданского самосознания как духовной основы гражданского общества. Ведь еще в 1857 г. Б.Н. Чичерин заявляет, что Россия нуждается в том, «чтобы каждый человек мог сознавать себя гражданином, призванным содействовать общему делу, а не рабом, могущим служить только орудием чужой воли; надобно, чтобы он не трепетал за каждое смелое сказанное слово, а мог бы свободно высказать мнение, которое он считает полезным для отечества, не боясь быть за то призванным в III отделение или сосланным в отдаленные губернии» [6, с. 104]. В-третьих, Б.Н. Чичерин очевидно выступает за личную инициативу как основу развития гражданского общества. Он ратует за расширение возможностей его становления путем сведения к минимуму всех организаций и регламентов, идущих от государственной системы и тормозящих инициативу личности, намечает векторы стабильного и правового развития общества.
Церковный союз в своем высшем смысле понимается Б.Н. Чичериным как орган божественной благодати, как своеобразное «объективное учреждение, существующее независимо от случайной воли входящих в нее лиц. Человек к ней примыкает, но не он ее создал, и он не властен ее изменить» [7, с. 237]. Применительно же к земной жизни церковь эксплицируется в качестве организационной формы, органичного целого, объединяющего Бога и мир через утверждение священных истин и распространение нравственности. При этом ученым последовательно отстаивается идея о том, что, распространяя и поддерживая нравственность, смиряя помыслы и поступки, церковь объективно способствует поддержанию целостности и устойчивости всей общественной системы.
Государство, по мысли Б.Н. Чичерина, есть верховный общественный союз, воплощающий в себе власть, организующий и направляющий существование и развитие всей общественной системы. Следует подчеркнуть то, что в государстве он видит основного политического субъекта и носителя власти, призванного правовыми методами защищать физического субъекта и его права. В этом общественном союзе усматривается ценнейший результат человеческой деятельности, впитавший в себя в снятом виде всю мудрость прошедших веков, народную веру и традиции, опыт и здравый смысл в организации совместной жизни многих поколений. Поэтому государство оценивается как позитивно значимая институция, как безусловная социальная ценность и благо. Также в положительном ключе определяется и тенденция развития государства, которая связывается с его приближением к правовому устройству.
Однако, несмотря на характерную высокую оценку роли и значения государства как общественного союза, очевидно, что Б.Н. Чичерин не забывает о приоритете личностного и общественного начал, поэтому мы «не найдем у него гегелева, западного обожествления идеи государства» [8, с. 383].
В качестве составной части социальной философии Б.Н. Чичерина нами рассматривается и концепция философии истории. Представляется, что эта концепция являет собой образец «смыслотеоретического отношения к истории» [9, с. 30], поскольку в ней очевидна направленность на выявление внутреннего смысла истории.
Для этого Б.Н. Чичериным комплексно анализируются источники, движущие силы, цель, направленность, закономерности исторического развития. В научной литературе справедливо отмечается, что ученого «занимала проблема соотношения идеала и действительности, желаемого и осуществимого при тех или иных обстоятельствах. Много внимания он уделял выяснению оптимальных сроков, темпов, этапов, общей последовательности задач, решаемых на пути к осуществлению европейских идеалов гражданской и политической свободы, роли сословных привилегий и частной собственности, самодержавия и представительства в продвижении России к идеалу конституционной
монархии» [10, с. 7] (курсив С.С. Секирин-ского. - В. Л.).
Трактовка истории основана у Б.Н. Чичерина на принципах философского идеализма. Поэтому историческое развитие рассматривается в виде упорядоченной целостности, движение которой определено и направляется Абсолютным началом к известному историческому и постисторическому состоянию. Он утверждает, что законы исторического развития «можно рассматривать, с религиозной точки зрения, как волю Провидения, управляющего судьбами народов, а с философской - как явление Духа, связывающее человечество в одно целое и направляющее его к конечной цели его существования» [2, с. 54]. При этом существенная особенность истолкования исторического развития усматривается нами в том, что идеалистическая парадигма не исключает роли человека, свободно и сознательно действующего в истории. Напротив, активность человека постулируется, обосновывается, оценивается. На это уже обращалось внимание при анализе концепции философской антропологии.
В философии Б.Н. Чичерина историческое развитие человечества рассматривается как постепенное движение к общему благу как определенному социальному идеалу. Само же достижение общего блага связывается со свободой личности и общества, с утверждением нравственности и права, с легитимностью и справедливостью власти, с «преобладанием имущих и образованных классов над неимущими и необразованными» [11, с. 61], с нравственным потенциалом народа и его внутренним духовным единством, с сохранением исторических традиций, с политической и правовой культурой управляющих и управляемых, с высоким уровнем просвещения и образования в обществе. Такие векторы социально-политического развития свидетельствуют о высокой степени доверия Б.Н. Чичерина к человечеству и об оптимизме его философии истории.
Важными составляющими философии истории Б.Н. Чичерина мы признаем учения о реформе и революции. Трактовка обоих феноменов свидетельствует о том, что ученый видел в них полярные способы объективации исторического процесса.
В учении о реформе отчетливо проявляются философская рациональность и поли-
тическая дальновидность Б.Н. Чичерина. Реформа представляется мыслителю как оптимальный способ объективации исторического развития. Необходимыми он признает те реформы, которые учитывают традиции общества и государства, отвечают вызовам времени, позволяют модернизировать общество и власть, разрешать противоречия, реальные и потенциальные социальные конфликты, предотвращать революции. В реформах усматривается и способ достижения гражданского согласия между обществом и властью, путь к утверждению принципов свободы, нравственности и права.
Революция, напротив, истолковывается как неприемлемый способ развития истории, поскольку ее путь обычно кровавый и жертвенный, а «цена истории» при следовании по нему резко возрастает. Б.Н. Чичерин убедительно развенчивает идею революции, обоснованно доказывает антигуманизм и ложность революционно-радикальных идей и действий, представляющих реальную угрозу общественному порядку и стабильному развитию. Философ подчеркивает, что революционный переворот неприемлем не только с точки зрения права, поскольку он есть проявление социального экстремизма, но и потому, что революция вызывает волну анархии и разрушений, отбрасывающих общество далеко назад, а историю поворачивающих вспять.
Подводя итог краткому анализу, возможному в формате статьи, отметим, что содержание выделенных концепций социальной философии охватывает наиболее значимые аспекты бытия общества. Все названные концепции логически взаимосвязаны, а их идеи дополняют друг друга. Это делает социальную философию Б.Н. Чичерина целостной философской теорией общества, уникальным исследованием подобного рода в отечественной философии второй половины XIX - начала XX в.
1. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998.
2. Чичерин Б.Н. Социология. Тамбов, 2004.
3. Чичерин Б.Н. Метафизика есть ли наука? // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. 4 (54). С. 640-657.
4. Чичерин Б.Н. Несколько слов о философско-исторических воззрениях Грановского //
Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 1 (36). С. 1-13.
5. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб., 2005.
6. Чичерин Б.Н. Об аристократии, в особенности русской. Лейпциг, 1874.
7. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1999.
8. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 367-387.
9. Целищев В.В., Шмаков В.С. К проблеме концептуализации истории // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2011. Т. 9. Вып. 1. С. 2734.
10. Секиринский С.С. Александр Дмитриевич Градовский // Градовский А.Д. Трудные годы (1876-1880). Очерки и опыты. М., 2010. С. 560.
11. Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки // Вопросы философии и психологии. 1891. Кн. 12. С. 1-63.
1. Chicherin B.N. Filosofiya prava. SPb., 1998.
2. Chicherin B.N. Sotsiologiya. Tambov, 2004.
3. Chicherin B.N. Metafizika est' li nauka? // Voprosy filosofii i psikhologii. 1900. Kn. 4 (54). S. 640-657.
4. Chicherin B.N. Neskol'ko slov o filosofsko-istoricheskikh vozzreniyakh Granovskogo // Voprosy filosofii i psikhologii. 1897. Kn. 1 (36). S. 1-13.
5. Chicherin B.N. Sobstvennost' i gosudarstvo. SPb., 2005.
6. Chicherin B.N. Ob aristokratii, v osobennosti russkoy. Leyptsig, 1874.
7. Chicherin B.N. Nauka i religiya. M., 1999.
8. Novgorodtsev P.I. O svoeobraznykh elementakh russkoy filosofii prava // Novgorodtsev P.I. So-chineniya. M., 1995. S. 367-387.
9. Tselishchev V.V., Shmakov V.S. K probleme kontseptualizatsii istorii // Vestnik Novosibirs-kogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. 2011. T. 9. Vyp. 1. S. 27-34.
10. Sekirinskiy S.S. Aleksandr Dmitrievich Gradovs-kiy // Gradovskiy A.D. Trudnye gody (18761880). Ocherki i opyty. M., 2010. S. 5-60.
11. Chicherin B.N. Polozhitel'naya filosofiya i edins-tvo nauki // Voprosy filosofii i psikhologii. 1891. Kn. 12. S. 1-63.
Поступила в редакцию 6.02.2015 г.
UDC 1(091).9
SOCIAL PHILOSOPHY BY B.N. CHICHERIN: CONCEPTUAL AND SYSTEMIC NATURE Vera Mikhaylovna LOBEEVA, Bryansk State Technical University, Bryansk, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Associate Professor of Philosophy, History and Sociology Department, e-mail: doktor70@bk.ru
The main theoretical points and topical ideas of the social and philosophical beliefs of B.N. Chicherin were studied. It is argued that social philosophy of B.N. Chicherin has conceptually systematic character. The main socio-philosophical concepts are recognized and analyzed: the concept of philosophical anthropology, the concept of fundamental grounds of the society's being, the concept of organizational grounds of the society's being, the concept of the philosophy of history. The main personalistic and liberal ideas offered in B.N. Chicherin's social philosophy, the scholar's findings of on the problem of the material basis of being of the society, of the problems organizational, economic and political structure of the society and general conclusions related to the range of philosophical and historical problems were singled out and analyzed. Was affirmed that there is cultural constructive potential which is significant for the modern society in the ideas related to B.N. Chicherin's version of the phenomena of the personality, freedom, property, law, the family, the civil society, the church and the state, the problems of the interaction of the personality, the society, the state and the interpretation of such important problems of historical development as the reform and the revolution. The attention is focused on identifying the relationship between the ideas of expressing the nature and characteristics of human coexistence and social institutions and processes. The conclusion is that a carefully designed system of concepts of B.N. Chicherin largely determine the integrity of its social philosophy.
Key words: social philosophy; conceptual and systemic nature; the concept of philosophical anthropology; the concept of the fundamental grounds of the society's being; the concept of organizational grounds of the society's being; the concept of the philosophy of history.