Аглеримова В.В.
Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с насильственной преступностью в Северо-Кавказском регионе
Криминогенная обстановка в Ростовской области в настоящее время требует особого внимания, поскольку характеризуется значительным снижением количества зарегистрированных преступлений -на 20,3 % (с 44 974 за 7 месяцев 2009 года до 35 847 в аналогичном периоде текущего года). При этом также отмечено снижение раскрываемости преступлений с 58,5 % до 55,6 % за 7 месяцев 2009 года.
Снижение уровня регистрации преступлений вызывает обоснованные опасения, поскольку никаких особых предпосылок - ни экономических, ни социальных для этого не имеется, из чего следует, что на местах принимаются меры по созданию видимости успешной работы по сдерживанию преступности и декриминализации общества, поскольку практически по всем категориям отмечено снижение регистрации преступлений.
Так, количество тяжких и особо тяжких преступлений, зарегистрированных в области, сократилось на 15,8 % (с 11 669 до 9823 за 7 месяцев 2010 года), их удельный вес от общего числа зарегистрированных преступлений составил 27,4 %. Их раскрываемость составила 59,5 % (за 7 месяцев 2009 года - 62,5 %).
На 12,2 % уменьшилось число зарегистрированных фактов причинения тяжкого вреда здоровью (с 467 за 7 месяцев 2009 года до 410 в аналогичном периоде текущего года). Их раскрываемость составила 87 % (за 7 месяцев 2009 года - 85,2 %). Кроме того, сократилось количество таких тяжких преступлений, как убийство (181; - 17,7 %), изнасилование (59; - 30,6 %), разбойное нападение (319; -34,4 %).
Снижение данных категорий преступлений прежде всего связано с принятыми прокуратурой области мерами, направленными на проверку обоснованности постановки на учет преступлений при принятии решений об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. В целом в результате проводимой работы количество необоснованно учтенных таким образом преступлений составило разницу более чем в 1 тысячу.
В прошедшем периоде 2010 года вновь отмечена тенденция роста числа выявленных преступлений, укрытых от учета сотрудниками органов внутренних дел, вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел при наличии в материалах явных признаков преступления.
В результате принятых мер горрайспецпрокурорами и аппаратом прокуратуры области в 2010 году в органах внутренних дел выявлено и поставлено на учет 2279 преступления, укрытых от учета различными способами, что больше чем в АППГ на 17,9 % (1871). Большинство укрытых преступлений, выявленных органами прокуратуры области, по-прежнему составляют преступления, предусмотренные ст. 158, 112, 115, 119, 159 УК РФ.
Среди насильственных преступлений наибольший резонанс в последние годы вызывают совершаемые на межнациональной почве и в отношении несовершеннолетних.
В настоящее время в России значительное распространение получили различные экстремистские проявления. Наблюдается тенденция роста агрессии в обществе - от оскорбительных высказываний в адрес отдельной личности до проявления экстремизма по отношению к представителям социальных, национальных или религиозных групп. Такое положение является угрозой для общественной безопасности, поэтому Генеральная прокуратура Российской Федерации рассматривает надзор за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в числе приоритетных направлений работы.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон) к числу видов экстремистской деятельности (экстремизма) относятся: публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной, религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению. Субъектами противодействия экстремизму Закон определяет органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом одним из важнейших принципов противодействия экстремизму является принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
Существование и развитие экстремизма определяются в значительной мере общими причинами преступности - противоречиями, существующими в различных сферах жизни общества. К такого рода противоречиям политического характера, например, относятся:
- обострение политической борьбы различных партий и движений, отсутствие цивилизованного опыта ее проведения;
- обострение межнациональных отношений, проповедование национальной исключительности и превосходства, разжигание национальной и религиозной вражды;
- требования национальной независимости отдельных народов, входящих в состав единого государства;
- разрыв между провозглашенными демократическими принципами и их реальным осуществлением; отсутствие тесной взаимосвязи центра государства с его регионами, отчуждение власти от населения, неэффективность политических преобразований;
- глубокое размежевание общества с формированием социальных слоев и групп с противоположными интересами.
В свою очередь противоречиями экономического характера, причинно связанными с экстремизмом, являются:
- расслоение населения по уровню жизни;
- инфляционные процессы;
- общий кризис экономики, ее криминализация;
- одновременное существование в мире стран и социальных групп, резко отличающихся по уровню материального благосостояния, культуры и в целом цивилизации от своих ближних и далеких соседей, диктующих свою волю другим народам и государствам.
К противоречиям в сфере социальных отношений, духовной жизни следует отнести:
- неразрешенность социальных, в том числе национальных и религиозных проблем, вызывающая взаимную этническую неприязнь, вражду, ненависть, исключающую компромисс;
- возникновение межнациональных конфликтов, переходящих в насильственные действия;
- существование нелегальных общественных организаций, наделяющих себя правом вырабатывать «единственно верные» постулаты;
- отсутствие эффективной системы социальных гарантий населения и резкое снижение его социальной защищенности;
- разрушение духовных, нравственных, моральных устоев общества, культурного уровня и правосознания населения;
- широкую пропаганду культа жестокости и насилия средствами массовой информации и, более того, их превращение в своего рода «оружие массового поражения».
Таким образом, выделенные детерминанты экстремизма проявляют себя при наличии достаточно широкого круга лиц, групп, течений, не соглашающихся с существующей в конкретном государстве системой организации общественной жизни, желающих изменить ее в нужном для них направлении в сжатые сроки без приложения значительных усилий.
Наряду с указанными выше общими причинами можно выделить ряд факторов, способствующих проявлениям в обществе экстремизма и терроризма:
- ослабление государственной власти, ее институтов, правоохранительных органов, недостатки в их деятельности;
- открытость государственных границ и проникновение в страну зарубежных террористов;
- недостатки правового механизма предупреждения и пресечения терроризма, отсутствие жесткости при его реализации;
- наличие в обществе значительного числа лиц, являющихся фактическим резервом для террористических структур (бывшие военнослужащие и сотрудники спецслужб, участники организованных преступных формирований, в том числе наемники и профессиональные убийцы);
- ослабление контроля за оборотом оружия, взрывчатых веществ и общеопасных материалов;
- издержки работы средств массовой информации и в целом воспитания населения.
В действительности меры социально-криминологического предупреждения экстремизма и терроризма реализовать значительно легче, поскольку они в основном направлены на устранение условий, способствующих этой преступной деятельности. Такие меры, в основе которых лежит мониторинг криминогенной ситуации, включают:
- постоянную антитеррористическую пропаганду;
- противодействие процессам, создающим почву для совершения террористических действий, в том числе осуществление контроля над националистической, фундаменталистской, экстремистской средой, информацией, представляющей интерес для террористов, хранением оружия, взрывчатых веществ и материалов повышенной опасности, охрану режимных объектов;
- поддержание в постоянной готовности ведомственных систем противодействия терроризму, создание единого для них банка данных, их материально-техническое, финансовое, организационное обеспечение;
- предотвращение и пресечение актов террористической деятельности;
- проведение соответствующих превентивных мер среди населения, осуществление его психологической и виктимологической подготовки и инструктажа о поведении в условиях совершения террористических действий и устранения последствий их ликвидации;
- подготовку и проведение контртеррористических операций.
Вместе с тем именно на первой стадии борьбы с преступностью экстремистской направленности - в ее профилактике - имеется множество нерешенных проблем.
Отсутствие нормативной базы, регулирующей вопросы противодействия терроризму и экстремизму, на уровне Ростовской области приводит к тому, что и органами местного самоуправления не принимаются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы разработки и принятия программ по профилактике экстремизма и терроризма, что в свою очередь не позволяет финансировать эти мероприятия.
Причинами пробелов в местном нормотворчестве по данному вопросу является отсутствие, во-первых, привычной команды сверху по властной вертикали, а во-вторых, инициативы местных властей, которые хоть и получили право, но избегают ответственности за самостоятельные действия и решения.
Как показали последние прокурорские проверки, обеспеченные финансированием долгосрочные целевые программы профилактики экстремизма и терроризма, являющиеся действенной формой влияния на состояние законности, приняты в Сальском, Милютинском, Морозовском, Обливском, Ремонтненском, Родионово-Несветайском районах и г. Батайске. В большинстве муниципальных образований мероприятия, направленные на профилактику терроризма и экстремизма, реализуются в рамках других целевых программ, например, профилактики правонарушений, в том числе среди молодежи. Вместе с тем не все эти программы предусматривают конкретные мероприятия в сфере профилактики терроризма и экстремизма, принятые в отдельных территориях программы или планы мероприятий не обеспечены бюджетным финансированием, сами эти мероприятия часто носят формальный характер.
Прокурорами отмечается нежелание всерьез заниматься вопросами профилактики экстремизма и терроризма на уровне органов местного самоуправления. Информационно-пропагандистские, воспитательные мероприятия, являющиеся основой предупреждения экстремизма, должным образом не проводятся, возможности средств массовой информации в целях профилактики экстремизма задействованы слабо, профилактические мероприятия не разрабатываются и не планируются. Зачастую не организовано сотрудничество с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в целях противодействия экстремисткой деятельности. Нет экстремизма -нет необходимости в принятии профилактических мер - такую позицию нередко занимают главы муниципалитетов. Она противоречит ст. 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», которая предусматривает обязанность органов местного самоуправления принимать меры по недопущению экстремистских проявлений, а не по устранению их последствий.
Криминогенная обстановка по линии противодействия экстремизму на территории Ростовской области в целом характеризуется как стабильная: в первом полугодии 2010 года уголовные дела о преступлениях экстремистской направленности не возбуждались. Однако статистические данные не дают полного представления о состоянии межнациональных отношений, нерешенные межэтнические проблемы могут со временем привести к непредсказуемым последствиям.
В последнее время в области участились факты преступных проявлений, затрагивающих сферу межнациональных взаимоотношений. Практика прокурорского надзора показывает, что принимаемые правоохранительными органами меры по противодействию таким проявлениям являются недостаточными. Существенные просчеты допускаются при раскрытии и расследовании преступлений, в основе которых лежат посягательства на межнациональные отношения. Имеют место нарушения уголовно-процессуального законодательства, отсутствие должного взаимодействия, а порой бездействие органов власти, местного самоуправления и правоохранительных органов. Органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, в полном объеме не задействуется комплекс предоставленных законом полномочий.
Показательными в этом плане являются события в Песчанокопском районе, где 14.11.2008 в селе Летник местный житель русской национальности нанес побои одному из мигрантов с Кавказа, нелегально проживающих и работающих на территории района. Должного значения назревающему конфликту органы местного самоуправления и правоохранительные органы района не придали. В результате по инициативе пострадавшего 15.11.2008 около 21 часа в село Летник из г. Ростова-на-Дону на двух микроавтобусах и нескольких легковых автомашинах прибыла группа выходцев из кавказских республик в количестве 42 человек, вооруженных газово-травматическим, пневматическим и шумовым пистолетами, которые в центре села, на площади Ленина, устроили драку с местной русскоязычной молодежью. Один из нападавших залез на памятник Ленину, откуда, выкрикивая: «Аллах Акбар», справил нужду. Его действия были поддержаны остальными, которые также выкрикивали: «Аллах
Акбар», стреляли в воздух из оружия и танцевали национальные танцы. Некоторые из них снимали происходящее с помощью видеокамер мобильных телефонов. После происшедшего все участники хулиганских действий были задержаны сотрудниками милиции и доставлены в Песчанокопский ОВД.
Несмотря на наличие очевидных признаков тяжкого группового преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ, уголовное дело своевременно не возбуждено, его расследование «по горячим следам», в том числе задержание подозреваемых, не произведено. В итоге фактические обстоятельства и мотивы происшедшего достоверно не установлены, оперативное сопровождение не организовано. Версия о наличии экстремистских мотивов совершения преступления надлежащим образом не проверена, юридическая оценка этому не дана.
Только после вмешательства аппарата прокуратуры области приняты меры к надлежащей организации расследования дела. 08.04.2009 ГСУ при ГУВД по РО возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 213, п. «а» ч. 2 ст. 116 УК РФ.
По представлению прокурора области виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Однако в связи с истечением длительного периода времени возможности для доказывания и изобличения виновных в значительной степени утрачены, до настоящего времени ответственности за совершенное преступление никто не понес. В настоящее время производство по уголовному делу № 2009717146 приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
Правоохранительными органами недооценивается опасность, исходящая от экстремистски настроенных неформальных молодежных объединений, работа по пресечению их деятельности неэффективна.
Еще одним примером этому является уголовное дело, возбужденное 08.02.2009 СО по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону СУ СК при прокуратуре РФ по РО по факту групповой драки в центре г. Ростова-на-Дону между лицами славянской национальности и выходцами из кавказских республик, в ходе которой несовершеннолетний Пархоменко И.А. и Саханевич Д.В. получили колото-резаные ранения, повлекшие их смерть. Изначально расследование по делу приняло пассивный характер, должное взаимодействие между следственной группой и оперативными службами не осуществлялось. Несмотря на имеющиеся данные о причастности к драке неформальной молодежной группировки «скинхедов», оперативные мероприятия в необходимом объеме не проведены, доказательства не собраны.
Практика показывает, что проблемы взаимодействия возникают уже на стадии возбуждения уголовного дела. Следственные органы не проявляют активности, идут по пути наименьшего сопротивления, создается впечатление, что они ищут любые способы уклонения от возбуждения уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности.
Другой пример - дело по факту массовой драки между фанатами ФК «Ротор» (г. Волгоград) и ФК «Ростов» (г. Ростов-на-Дону) на территории Зимовниковского района в 2009 году. Уголовное дело по ч. 2. ст. 213 УК РФ возбуждено СО при ОВД по Зимовниковскому району только после внесения требования и.о. районного прокурора. Из-за некачественной подготовки судом отклонено ходатайство следователя об избрании ряду лиц меры пресечения в виде заключения под стражу. Только по требованию и.о. районного прокурора приняты меры к задержанию и аресту инициатора массовых хулиганских действий Колесниченко М.О. При наличии данных о возможной причастности участников драки к так называемому «скинхедовскому» движению при производстве обысков по местам их жительства допущено неоправданное промедление.
Еще одной актуальной проблемой насильственной преступности являются преступления в отношении несовершеннолетних.
За 7 месяцев 2010 года в отношении несовершеннолетних совершено 651 преступление, из которых каждое второе (340) носило насильственный характер. Наибольшее количество преступлений насильственного характера в отношении несовершеннолетних совершено в городах Ростов-на-Дону (42), Шахты (20), Азов (19), Волгодонск (18), Белая Калитва (15).
Вызывает озабоченность увеличение количества убийств, совершенных в отношении детей (7 месяцев 2010 года - 4 убийства; 7 месяцев 2009 года - 2), и преступлений против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних (7 месяцев 2010 года - 19; 7 месяцев 2009 года - 8).
Участились факты совершения преступлений против половой неприкосновенности в отношении детей родителями, близкими родственниками, сожителями. В Усть-Донецкую ЦРБ был доставлен 3-х летний ребенок с телесными повреждениями. В ходе проведенной проверки было установлено, что отец малолетней Фоминых Е.С., 07.05.2007 г.р., оставил ее с дедушкой - Пасынковым В.И., 1964 г.р., а последний, воспользовавшись беспомощностью ребенка, изнасиловал его. По данному факту Семикаракорским МСО СУ СК при прокуратуре РФ по РО возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного по п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ.
Во многом причинами трагических ситуаций с детьми является отсутствие родительского контроля. Родители не всегда адекватно относятся к переменам в поведении своих детей, вследствие чего не
могут обеспечить их своевременную защиту и оказать необходимую помощь. Так, в течение длительного времени в отношении малолетних детей в г. Волгодонске Нагимовым Р.И. совершались действия сексуального характера. В настоящий момент органами следствия проводится предварительное расследование. Прокурорская проверка, показала, что дети, не достигшие 13 лет, собирались в лесопосадке, распивали спиртные напитки и курили табачные изделия, находясь в компании взрослого мужчины. Родители замечали поведенческие изменения у детей - агрессивность, безразличие к учебе, увлечениям, наличие спиртного и табачного запахов, но не предпринимали мер к выяснению истинных обстоятельств происходящего. Не обращали внимания на эти обстоятельства и представители органов образования, внутренних дел. Таким образом, отсутствие должного контроля со стороны родителей и должностных лиц способствовало совершению неоднократного насилия над детьми.
В ряде ситуаций родители детей не только не принимают мер к их защите, но, напротив, всячески препятствуют органам расследования в собирании доказательств виновности лица, совершившего преступные действия в отношении несовершеннолетнего, например, матери заставляют своих детей менять показания, желая оградить мужа, сожителя либо иное лицо от уголовного преследования.
Так, в январе 2009 г. Миллеровским МСО СУ СК при прокуратуре РФ по РО возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ, в отношении Казбанова Ю.Ю., который в течение 2008 года неоднократно насиловал малолетнюю дочь своей сожительницы -Бардакову К.Ю., 02.04.1998 г.р. В ходе расследования уголовного дела были выявлены дополнительные эпизоды совершения Казбановым Ю.Ю. преступлений против половой неприкосновенности Бардаковой К.Ю., по которым также возбуждены уголовные дела. Однако мать малолетней - Бардакова О.И. принуждала дочь к даче ложных показаний и уклонению от дачи показаний, применяя при этом насилие в отношении ребенка с целью оправдания своего сожителя Казбанова Ю.Ю. по обвинению в совершении изнасилования и насильственных действий сексуального характера в отношении малолетней. Впоследствии ребенок по указанию прокуратуры области из опасной для него обстановки в семье был устроен в социальное детское учреждение. В отношении матери Миллеровским МСО СУ СК при прокуратуре РФ по РО возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 309 УК РФ.
Всего за текущий период времени за безответственное отношение к исполнению своих родительских обязанностей, сопряженных с жестоким обращением с детьми, 72 лица привлечено к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ (7 мес. 2009 го-да - 97); за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий 6 человек привлечены к уголовной ответственности по ст. 151 (7 мес. 2009 года - 6); за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений 104 человека (7 мес. 2009 года - 185).
Когда родители злоупотребляют своими правами в ущерб интересам ребенка, особую значимость приобретает работа органов и учреждений системы профилактики по выявлению детей, оказавшихся в экстремальных условиях, и защите их прав, вплоть до изъятия из семьи, лишения родительских прав, привлечения их к административной, уголовной ответственности.
В области продолжают иметь место факты, когда должностные лица органов и учреждений системы профилактики не только не принимают меры к защите прав и интересов детей, но и потворствуют совершению в отношении них преступных деяний. Например, в отношении начальника управления образованием Миллеровского района Собко С.М. было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) в связи с тем, что он знал о совершении в отношении малолетней насильственных действий сексуального характера отчимом, но не обеспечил изъятие ребенка из обстановки, опасной для его жизни и здоровья, не сообщил в правоохранительные органы об известных ему фактах. В настоящее время дело находится на рассмотрении суда.
В некоторых ситуациях одной из причин, способствующих совершению преступлений в отношении детей, является бездействие органов и служб системы профилактики в вопросах выявления безнадзорных и беспризорных детей. Так, в Зерноградском районе мать, оставив своего ребенка у посторонних лиц, уехала на Украину, и девочка 5-ти лет в течение 3-х недель находилась в сельском поселении без контроля, ее подкармливали жители. Ни работники милиции, ни орган местного самоуправления, выполняющий функции опеки и попечительства, мер к выявлению и устройству ребенка не предпринимали. По указанию прокуратуры области в настоящее время учреждена временная опека над ребенком.
В ряде районов и городов области работа органов системы профилактики сводится только к проведению общих мероприятий профилактической направленности, обращенных к неопределенному кругу несовершеннолетних лиц и привлечению родителей к административной ответственности за невыполнение родительских обязанностей.
Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, как полномочным органом, глубокий анализ профилактической работы органов системы профилактики не проводится, не используются
полномочия по внесению представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих правонарушениям, зачастую работа сводится лишь к рассмотрению протоколов об административных правонарушениях.
Работники ОВД допускают нарушения требований законодательства при помещении несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, имеются факты нарушения законодательства об административных правонарушениях. Такие нарушения выявлены в деятельности органов внутренних дел Матвеево-Курганского района, Ворошиловского, Кировского, Пролетарского районов г. Ростова-на-Дону, г. Таганрога, г. Шахты.
При расследовании уголовных дел о преступлениях против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних установлено, что значительное их количество совершается по месту их жительства непосредственно в семьях, где потерпевший ребенок продолжает оставаться после совершения в отношении него преступления.
Не редкими являются случаи, когда законные представители потерпевших не сообщали в правоохранительные органы о ставших им известными преступных деяниях, совершаемых в отношении их детей в семье, чинили препятствия следствию и сами принуждали своих детей давать ложные показания.
В таких ситуациях в отношении детей должна приниматься вся совокупность мер для их реабилитации, а также для изоляции детей от родителей, действующих не в их интересах, иных лиц, оказывающих на них негативное воздействие в семье.
Родительское невнимание и бесконтрольность в отношении детей создает почву для нарушения их конституционных прав и способствует ущемлению их законных интересов. Сложившаяся ситуация требует принятия профилактических мер организационного характера по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних как со стороны правоохранительных органов, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления.