Научная статья на тему 'О некоторых вопросах противодействия экстремистской деятельности правоохранительными органами и органами прокуратуры'

О некоторых вопросах противодействия экстремистской деятельности правоохранительными органами и органами прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTREMIST ACTIVITY / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EXTREMIST AND TERRORIST GROUPS / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / COUNTER-EXTREMISM ACTIVITY / INTERETHNIC SITUATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисов С.В., Васнецова А.С.

В статье рассматриваются ключевые вопросы противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации, предлагаются меры по оптимизации правоохранительной деятельности в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Борисов С.В., Васнецова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of law enforcement agencies' counter-extremism activity

The paper considers the key-issues of counter-extremism activity I the Russian Federation and provide for the measures directed to optimize law enforcement activity in the above mentioned area.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах противодействия экстремистской деятельности правоохранительными органами и органами прокуратуры»

С.В. БОРИСОВ,

доцент кафедры правовых дисциплин Академического международного института,

ведущий научный сотрудник, кандидат юридических наук

А.С. ВАСНЕЦОВА,

научный сотрудник

(НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации)

0 некоторых вопросах противодействия экстремистской деятельности правоохранительными органами и органами прокуратуры

В статье рассматриваются ключевые вопросы противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации, предлагаются меры по оптимизации правоохранительной деятельности в рассматриваемой сфере.

Экстремистская деятельность, противодействие экстремизму, экстремистские и террористические организации, межэтническая ситуация.

S.V. BORISOV,

candidate of legal sciences, assistant-professor, leading research officer, Department of legal disciplines

(Academic International Institution)

A.S. VASNETSOVA,

research officer

(Research Institute, Academy of General Prosecutor's Office)

Some issues of law enforcement agencies' counter-extremism activity

The paper considers the key-issues of counter-extremism activity in the Russian Federation and provide for the measures directed to optimize law enforcement activity in the above mentioned area. Extremist activity, counter-extremism activity, extremist and terrorist groups, interethnic situations.

Вначале XXI в. во многих странах мира, в чис- Проблемы, связанные с межнациональны-

ле которых Россия, заметно актуализиро- ми противоречиями и религиозной нетерпи-

вались вопросы, связанные с экстремизмом. мостью, и, как следствие, складывающаяся

В связи с этим борьба с экстремизмом стано- ситуация — увеличение количества зарегистри-

вится общегосударственной задачей, включаю- рованных преступлений экстремистской на-

щей в себя различные аспекты реализации. Так, правленности, — остаются актуальными и пред-

в Стратегии национальной безопасности Рос- ставляют существенную угрозу безопасности

сийской Федерации, принятой до 2020 г., содер- современной России.

жится следующая оценка состояния и тенденций Причинами непрекращающегося роста пре-

развития современного мира и России в части, ступлений, совершаемых по мотивам политиче-

касающейся прогноза развития экстремизма: ской, идеологической, расовой, национальной

«...в настоящее время получат развитие нацио- или религиозной ненависти или вражды, либо

налистические настроения, ксенофобия, сепара- ненависти или вражды в отношении какой-ли-

тизм и насильственный экстремизм, в том числе бо социальной группы по-прежнему кроются

под лозунгами религиозного радикализма»[2]. в неразрешенных проблемах экономического,

Действительно, анализ данных ГИАЦ МВД социального, политического, культурно-иде-

России за период с 2008 по 2012 г. свидетельст- ологического, социально-психологического

вует о росте1 числа зарегистрированных пре- и правоприменительного плана (недостаточно

ступлений экстремистской направленности [9] контролируемые миграционные процессы, кор-

(таб. 1, рис.). рупция, высокий уровень безработицы, в частности, среди молодежи, имущественная диффе-

1 Исключением явилось незначительное снижение преступлений ренциация нац^напь^ И ТОВДалжк групп данной категории в 2011 г. населения и т. д.). Особую роль играют факторы

S н и о X

л

<

и н к

:'5 О X

л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

31

Таблица 1

Динамика зарегистрированных преступлений экстремистской направленности и выявленных лиц, их совершивших, за 2008—2012 гг.

Год Зарегистрировано преступлений Выявлено лиц

Всего % Всего %

2008 460 29,2 379 68,4

2009 548 19,1 428 12,9

2010 656 19,7 532 24,3

2011 622 -5,2 480 -9,8

2012 696 11,9 527 9,8

S н и о X

л

<

и н к

:|5

0 X

л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

-Зарегистрировано преступлений

■Выявлено лиц

0

2008 2009 2010 2011 2012

Рис. Динамика числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности

и выявленных лиц, их совершивших, за 2008—2012 гг.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика наиболее распространенных зарегистрированных преступлений против основ конституционного строя и безопасности Российского государства за 2008—2012 гг.

Виды преступлений 2008 2009 2010 2011 2012

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) 29 45 51 61 94

Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ) 182 223 272 242 345

Организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) 18 19 23 17 18

Организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ) 24 20 27 67 57

32

общефедерального уровня, а также региональные и местные условия.

Обостряет ситуацию «проэкстремистская» пропаганда, распространяемая преимущественно в сети Интернет, эксплуатируемая заинтересованными лицами для повышения активности экстремистски настроенных граждан и объединений (сообществ и организаций).

Наиболее остро эти проблемы проявляются в столичном регионе и крупных промышленных, финансовых и культурных центрах страны (таб. 2).

Анализ обстоятельств и характера совершения преступлений экстремистской направленности, зарегистрированных в 2008—2012 гг., позволяет сделать вывод о следующих основных тенденциях.

Во-первых, активизировалось вовлечение молодежи в экстремистскую деятельность путем пропаганды в ее среде идей национального, ре-

лигиозного и расового превосходства, формирующих искаженное понимание патриотизма. Эти негативные процессы обусловливаются как недоработками органов государственной власти, так и специфическим положением молодежи в обществе, ее социально-психологическими особенностями, потребностями и интересами.

Обращает на себя внимание и роль новых технологий в пропаганде экстремизма. Так, в ряде регионов Интернет используется для оповещения и координации участников протестных акций и других массовых мероприятий. Кроме того, размещаемые в Интернете материалы, как показывают результаты расследования уголовных дел, являются побудительным мотивом к совершению насильственных преступлений.

Необходимо отметить, что выявление лиц, виновных в совершении преступлений экстремистской направленности с использованием сети Интернет, их изобличение и привлечение

к ответственности затруднено несовершенством нормативной правовой базы, фактической анонимностью пользователей и размещением ряда сайтов за пределами юрисдикции российских правоохранительных органов [8].

Во-вторых, как показали исследования, экстремистская (как и террористическая) деятельность имеет свои территориальные особенности, и противодействие ей в каждом субъекте Российской Федерации должно происходить с учетом региональной специфики.

Например, в Ставропольском крае в силу особенного геополитического положения, определяемого границами с шестью северокавказскими республиками, происходят процессы, способствующие созданию очагов межнациональной напряженности, провоцирующие экстремистские проявления и формирующие социальную базу для возникновения объединений националистической направленности. В скрытой форме долгое время развиваются конфликты между представителями туркменской и дагестанской национальностей в Арз-гирском, Туркменском и Благодарненском районах, между представителями ногайской и дагестанской национальностей в Степнов-ском, Нефтекамском, Буденновском и Курском районах, между представителями чеченской, дагестанской национальностей и славянским населением в Советском районе.

В Приволжском федеральном округе отмечается негативная динамика распространения ваххабизма. В сети Интернет озвучиваются требования по реабилитации ваххабизма в Республике Татарстан и необходимости диалога с его представителями.

В-третьих, наблюдается ухудшение ситуации, связанной с вовлечением в экстремистскую деятельность подростков и молодежи. Большинство таких преступлений совершены молодыми людьми, возраст которых не превышает 30-ти лет, или несовершеннолетними, чье поведение отличает агрессивность [10]. Криминогенную роль в этом процессе играют лица, имеющие преступный опыт, использующие для пропаганды экстремизма телекоммуникационные сети [11]. Это подтверждают и результаты социологических опросов молодых людей, указывающих на то, что с материалами экстремистского содержания они ознакомились в Интернете.

Вместе с тем отмечается отсутствие эффективных методов контроля за лицами, обучающимися в зарубежных религиозных образовательных учреждениях. Трудное материальное положение молодежи, получающей религиозное образование за рубежом, ее материальная зависимость от лиц, финансирующих обучение и проживание, является одним из способов вовлечения в деятельность экстремистских и тер-

рористических организаций. Известны факты последующего распространения экстремистской идеологии данными лицами в ряде регионов страны [3, с. 190—247].

В-четвертых, рост уровня экстремистской преступности в стране не в последнюю очередь связан с глобальным трендом усиления общественно-политической роли религиозного фактора. Поэтому неэффективное разрешение межконфессиональных конфликтов на ранней стадии, доведение их до крайней степени с вовлечением значительного числа лиц чревато возникновением групповых и организованных форм экстремизма.

На территориях преимущественно Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов настойчиво осуществляют деятельность сторонники запрещенных международных религиозных объединений: «Таблиги джамаат», «Нурджулар», «Ат-Такфир Валь-Хиджра», а также террористической организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») и др. С позиционированием международных экстремистских и террористических организаций себя как политической силы связана опасность появления обширных очагов социальной и политической напряженности в России, сопровождающихся совершением преступлений экстремистской и террористической направленности.

Так, 19 июля 2012 г. была отмечена попытка радикальных исламистских структур совершить террористические акты в отношении руководителей Духовного управления мусульман Республики Татарстан и тем самым дестабилизировать ситуацию в регионе [12].

В-пятых, тревожным фактором является консолидация международных террористических организаций и радикальных экстремистов [5; с. 48-55].

Наибольшую опасность, на наш взгляд, представляет формирование «идейной платформы» радикальных сил в составе международных экстремистских и террористических организаций, нацеленных на административно-территориальные изменения в регионах Северного Кавказа, Поволжья и Урала (т. е. пропагандирующих нарушение территориальной целостности России), поскольку в настоящее время отмечается активизация их деятельности. Особенно это актуально в период подготовки и проведения зимних Олимпийских игр «Сочи-2014».

Межэтническая ситуация в России во многом детерминирована существующими миграционными процессами, а также - появлением компактно проживающих в России и достаточно закрытых для влияния извне этнических сообществ, несущих другую культуру и другой жизненный уклад, что усложняет социокуль-

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

33

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

34

турную адаптацию мигрантов. Сложившаяся в этой сфере обстановка все более соответствует общемировым тенденциям и становится нестабильной.

Как справедливо отмечает И.С. Нафиков, мигранты «...не всегда проявляют должное уважение к сложившейся городской культуре, открыто противопоставляя ей свои привнесенные обычаи, что не воспринимается местным населением. Соответственно, эта категория мигрантов начинает группироваться в обособленные социальные группы. И таких групп, формирующихся обособленно от общей городской культуры, становится все больше и больше. Способствует этому и поверхностная политика городских властей, ориентирующаяся на сиюминутную выгоду. Так, вместо того чтобы искать пути стимулирования труда и создавать более цивилизованные условия труда работников в ряде жизненно-важных сфер городского хозяйства ... ставка делается на дешевую и неприхотливую рабочую силу, прибывающую из стран, находящихся на более низком уровне развития» [7, с.105—106].

Однако в соответствии с российским законодательством недопустим и «.этнически избирательный подход, когда правоохранительные органы принимают решения о том, кто вовлечен в преступную деятельность или склонен к нарушению общественного порядка, на основании этнических или расовых стереотипов, а не на объективных поведенческих критериях. Поэтому злоупотребления в виде произвольных, несанкционированных насильственных проникновений в помещения, обыски, задержания и избиения, фабрикация обвинений в совершении уголовных преступлений в отношении представителей иных этносов, как граждан России, так и лиц без гражданства, иностранцев; отказ правоохранительных органов от равной защиты граждан, подвергающихся насилию со стороны этнических группировок, — недопустимы» [6].

Предлагаем расставить наиболее важные акценты противодействия экстремистской деятельности следующим образом.

1. Практика свидетельствует, что угроза экстремизму будет сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства его инфраструктуры, основными элементами которой являются идеология и каналы ее распространения. В связи с этим первоочередное внимание должно уделяться стадиям раннего предупреждения и профилактики экстремистских проявлений.

2. Анализ следственной и судебной практики показывает, что возникновению межнациональных конфликтов могут способствовать ошибки органов власти, разрозненные дейст-

вия правоохранительных органов. В этой связи важен комплексный подход организации противодействия экстремистской деятельности, обозначенный в Федеральном законе РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ [1], а также системное и научно обоснованное построение работы Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в России и профильного Департамента по противодействию экстремизму МВД России.

3. Современный экстремизм совмещает в себе черты транснациональной организованной преступности и способности использовать акты, методы и практику терроризма во всех его формах. Следовательно, государственная политика в сфере противодействия экстремистской деятельности должна формироваться симметрично степени общественной опасности экстремизма, соответствуя тенденциям развития противоправной деятельности националистических, псевдорелигиозных и иных криминогенных организаций, приобретать системный характер. Как верно отмечают эксперты, «в первую очередь необходим комплексный анализ социально-политических, экономических и других факторов, причин и условий, способствующих формированию элементов экстремистского поведения» [4].

4. Качество реализации целевых программ профилактики экстремистских проявлений и достаточное ресурсное и финансовое обеспечение запланированных в них мероприятий должно оставаться предметом особого внимания органов государственной власти и местного самоуправления.

Работа региональных органов государственной власти и местного самоуправления, как показали проверки, проведенные прокурорами в 2012 г., до сих пор страдает однотипными упущениями и формализмом. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не разрабатывались соответствующие целевые программы, а принятые не имели достаточного финансирования. Так, например, по инициативе только прокуратуры Иркутской области в мае 2012 г. постановлением правительства области была принята областная программа «Комплексные меры профилактики экстремистских проявлений на 2012—2015 гг.».

Отсутствие программ по профилактике экстремизма в муниципальных образованиях повлекло принятие мер прокурорского реагирования в республиках Хакасия, Тыва, Алтайском, Забайкальском, Красноярском краях, Иркутской, Новосибирской, Томской, Волгоградской и других областях. Не финансировались мероприятия по противодействию экстремизму в республиках Дагестан и Ингушетия, Кабарди-

но-Балкарской и Чеченской республиках, Сахалинской, Саратовской и Оренбургской областях.

5. Органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, следует обращать особое внимание на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности и их устранению субъектами противодействия экстремистской деятельности; а также - на оптимизацию обмена информацией с территориальными органами Федеральной службы по финансовому мониторингу в целях выявления юридических и физических лиц, финансирующих экстремистскую деятельность и терроризм.

6. Компетентным органам необходимо на ранних стадиях выявлять и пресекать факты вовлечения несовершеннолетних в экстремистские организации и сообщества, популя-

ризации в молодежной среде националистических, сепаратистских и иных аналогичных идей (особенно посредством сети Интернет).

7. Практика выездов работников центральных аппаратов исполнительных органов власти в регионы с наиболее сложной ситуацией в сфере противодействия экстремистской деятельности для оказания практической и методической помощи может стать немалым вкладом в улучшение ситуации в данной сфере «на местах».

8. Работа межведомственных групп по противодействию экстремизму и терроризму, межведомственных семинаров и совещаний, тематических молодежных форумов (Всероссийский молодежный форум «Селигер-2012», Всекав-казский молодежный форум «Машук-2012», Международный молодежный форум «Тар-гим-2012» и др.) также будет способствовать оптимизации взаимодействия в сфере противодействия экстремистской деятельности.

Список литературы

1. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СПС Консуль-тантПлюс.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС Гарант.

3. Белоцерковский С.Д., Васнецова А.С., Гуськов А.Я. Борьба с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом в России. М., 2012. С. 190-247.

4. Воробьев С.Д. Противодействие распространению материалов, имеющих экстремистский характер, средствами прокурорского надзора // Прокурор. 2012. № 2.

5. Гладков И.В., Меркурьев В.В., Соколов Д.А. Деятельность международных террористических и экстремистских организаций как источник угрозы национальной безопасности России // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 4 (24). С. 48-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Капранова Ю.В. Этническая преступность: аспекты равноправия и национальной безопасности // Миграционное право. 2010. № 3.

7. Нафиков И.С. Теневая экономика и организованная преступность в условиях крупного города. Казань, 2012. С. 105—106.

8. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М., 2009.

9. Статистические формы ГИАЦ МВД России: 282 «Антититеррор», 494 «4-ЕГС» за 2008— 2012 г. М., 2012.

10. Сухаренко А. Интернет на службе террористов // ЭЖ-Юрист. 2012. № 46.

11. Фридинский С.Н. Личность экстремиста // Юридическое образование и наука. 2011. № 4.

12. Официальный сайт СУ СК по Республике Татарстван. URL: http://www.sledkomrt. ru/4media/news/archive_date/y2012/m7/ o1768/ (дата обращения: 14.02.2013).

E-mail: svbors@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.