10. БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ, КРИМИНОЛОГИЯ
10.1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ СРЕДСТВАМИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Тамаев Р.С., к.ю.н., заместитель Директора НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Ключевые слова: Закон, противодействие экстремизму, правоохранительные органы, прокурорский надзор, Суд, международное сотрудничество.
Статья посвящена актуальным проблемам противодействия экстремизму средствами прокурорского надзора. В ней рассмотрены вопросы организации деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации по противодействию экстремизму и сформулированы предложения по ее совершенствованию, как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Исследователи обращают внимание на то обстоятельство, что ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», говоря о субъектах противодействия экстремистской деятельности, органы прокуратуры не упоминает.1 Вместе с тем рассматриваемый Закон в последующих статьях называет органы прокуратуры в числе органов, находящихся без преувеличения на передовом рубеже борьбы с экстремизмом. Прежде всего, это выражается в предоставлении прокурорам дополнительных полномочий, направленных как на пресечение, так и на устранение проявлений экстремизма.
Так, согласно ст.25-1 ФЗ «О прокуратуре РФ» одной из мер прокурорского реагирования является предостережение о недопустимости нарушения закона. Основанием для объявления предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности является наличие достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности. Таким образом, прокурору для принятия решения о применении этого правового средства необходимо исходить из критериев, положенных ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в основу определе-
1 См.: Винокуров А. Борьба с экстремизмом средствами прокурорского надзора //Законность. - М., 2002. № 11. С. 34.
ния экстремизма. Очевидно, что не во всех случаях наличие информации, получена ли она оперативным путем или вследствие обращения в органы прокуратуры заинтересованных лиц, будет поводом для немедленного реагирования. Дело в том, что понятие экстремистской деятельности сформулировано достаточно лаконично, а потому прокурору может потребоваться консультация специалистов, причем не только правоведов, но и историков, этнографов и т.д. Взвешенность принимаемого прокурором решения об объявлении предостережения обусловливается и возможностью обжаловать решение прокурора в суд.
Согласно ст.7 Закона общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности. Если предупреждение не было признано судом незаконным, а также, если в установленный в нем срок общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, не устранены нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, прокурору необходимо обращаться в суд с заявлением о ликвидации таких организаций или объединений или об их запрете, если они не являются юридическими лицами.
В ст. 8 Закона закреплено, что в случае распространения через средства массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации Генеральным прокурором России и подчиненными ему прокурорами наряду со специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим регистрацию средства массовой информации, а равно федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, выносится в письменной форме предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов или осуществления экстремистской деятельности.
Закон устанавливает, что срок для устранения средством массовой информации указанных в предупреждении нарушений не может быть менее десяти дней со дня его вынесения. Основания прекращения деятельности средства массовой информации аналогичны основаниям, преду-
смотренным для общественных организаций. При этом также обращает на себя внимание заложенный законодателем неадекватный двенадцатимесячный срок для совершения повторного правонарушения как основание для прекращения деятельности СМИ.
Статьи 9 и 11 анализируемого Закона предусматривают дополнительные основания для инициации Генеральным прокурором России и подчиненными ему прокурорами вопроса перед судом о ликвидации общественного и иного объединения или запрещении его деятельности, а также для прекращения деятельности средства массовой информации. К их числу Закон относит сопутствующее осуществлению экстремистской деятельности нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создание реальной угрозы причинения такого вреда. Прокурор в соответствии со ст. 10 Закона вправе ставить в заявлении вопрос о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом дела по существу. При этом аналогичными полномочиями наделены соответственно органы юстиции и органы по контролю за деятельностью СМИ.
Наконец, ст. 13 Закона наделяет прокурора еще одним новым полномочием: прокурор при наличии, по его мнению, в печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалах установленных в этой статье признаков вносит в федеральный суд по месту нахождения организации представление об установлении наличия в информационных материалах таких признаков. Положительное решение суда служит основанием для изъятия нереализованных материалов. Повторное в течение двенадцати месяцев издание экстремистских материалов приводит к лишению права на ведение издательской деятельности.
Интересен опыт борьбы с экстремизмом в г.Санкт-Петрбурге.2 Учитывая, что в Санкт-Петербурге не было какого-либо четкого алгоритма действий, направленных на профилактику экстремистских проявлений, выявление, пресечение и раскрытие преступлений экстремистской направленности, прокуратура города инициировала принятие комплекса нормативно-правовых документов, посвященных организации работы на этом направлении. Так, при непосредственном участии прокуратуры города Законодательное собрание приняло Законы Санкт-Петербурга «Об основных направлениях молодежной поли-
2 См.Зайцев С. Противодействие экстремизму. Ж.Законностью-М.,2007. №10. С.12.
тики Санкт-Петербурга на 2006 - 2010 годы», «О целевой программе Санкт-Петербурга «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге» на период с 2006 по 2008 годы» и другие. Эти нормативноправовые акты определили приоритетные направления деятельности правоохранительных и контролирующих органов города в сфере противодействия экстремизму. Также по инициативе прокуратуры Правительством города принята Программа гармонизации межэтнических и меж-культурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 - 2010 годы, реализация которой продолжается в данном субъекте Федерации и в настоящее время.
Для преодоления существующей разобщенности по инициативе прокуратуры города образована и продолжает свою деятельность межведомственная рабочая группа по борьбе с экстремизмом. В ее состав помимо прокуратуры города входят ГУВД СПб и ЛО, УФСБ РФ по СПб и ЛО, СЗ УВДТ, СЗ ТУ, УФСКН РФ по СПб и ЛО, управление Росохранкультуры в Северо-Западном федеральном округе, а также комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности правительства города.
Кроме того, прокуратура города стала на постоянной основе информировать губернатора города о результатах проведенной работы, а также о возникающих проблемах. Работа с правительством города, а также с региональными органами федеральной исполнительной власти стала строиться на плановой основе при постоянном контроле за ее результатами. В результате профильные комитеты Правительства города (по вопросам законности, правопорядка и безопасности, по печати и взаимодействию со СМИ, по делам несовершеннолетних и взаимодействию с общественными организациями и другие) также включились в работу. Так, комитет по законности, правопорядку и безопасности регулярно направляет в прокуратуру города информацию обо всех планируемых общественно значимых публичных мероприятиях, организаторы или участники которых - общественные организации (объединения) экстремистской направленности. Определенная работа в сфере противодействия экстремизму проводится также комитетом по печати и взаимодействию со СМИ, который с февраля этого года осуществляет ежемесячный мониторинг печатных материалов, характеризующих состояние межнациональных и межконфес-сиональных отношений в городе.
Комитеты по образованию, по науке и высшей школе также продолжают реализацию комплекса мер по предупреждению и противодействию экстремистским проявлениям среди студентов и учащихся. Так, руководителям органов управле-
ния образованием были направлены рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений по проведению родительских собраний на тему: «Формирование у учащихся основ толерантного сознания и поведения, воспитание школьников в духе мира и согласия».
Немаловажную роль в профилактике экстремистских проявлений играют в г. Санкт - Петербурге и региональные подразделения федеральных органов исполнительной власти, также привлеченные к деятельности межведомственной рабочей группы. Так, управление ФРС по СПб и ЛО в пределах предоставленных ему полномочий по поручению прокуратуры города проводит проверки деятельности общественных организаций (в том числе религиозного характера) экстремистской направленности. Управление ФМС по СПб и ЛО проводит планомерную работу по выявлению незаконных мигрантов. Управление Росо-хранкультуры в СЗ ФО выявляет нарушения требований ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» и Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» зарегистрированными на территории города средствами массовой информации. По результатам проведенной в 2006 г. управлением проверки прокуратурой города было возбуждено уголовное дело по факту распространения на территории города газеты «Русь православная», содержащей сведения экстремистского характера.
В результате проведенных мероприятий прокуратура данного города федерального значения сегодня располагает информацией о большинстве действующих на территории Санкт-
Петербурга общественных организациях экстремистской направленности, их лидерах и наиболее активных участниках, а также об используемых ими печатных изданиях. Эта информация используется в дальнейшей работе для решения вопросов о необходимости применения в отношении этих организаций мер прокурорского реагирования. Так, благодаря оперативной работе ГУВД СПб и ЛО на территории города были выявлены и пресечены факты дальнейшего распространения «Книги единобожия», а также печатного издания «Евпатий коловрат», выпускаемого РНЕ, содержащих высказывания экстремистского характера. Собранные материалы легли в основу возбуждения двух уголовных дел. Прокуратурой города внесено предостережение в адрес руководителя РНЕ. Собранные материалы направлены в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о приостановлении деятельности общественной организации (объединения) на территории России.
Благодаря совместным наработкам прокуратуры города, ГУВД СПб и ЛО и УФСБ РФ по СПб и ЛО материалы, полученные в результате приня-
тых мер прокурорского реагирования, легли в основу принятия Московским городским судом по заявлению Генеральной прокуратуры РФ решения о ликвидации общественной организации «Национал-большевистская партия».
По инициативе прокуратуры города ГУВД СПб и ЛО также была налажена система мониторинга сети Интернет в целях недопущения размещения в ней материалов экстремистского характера. В одном из подразделений управления (отдел «К») создан так называемый Интернет-пост, где в круглосуточном режиме выявляется и отслеживается информация экстремистского характера.
В целях облегчения информационного доступа всех правоохранительных органов к сведениям о лицах, причастных к осуществлению экстремистской деятельности, прокуратурой города совместно с ГУВД СПб и ЛО принят Приказ N 794/58/21 от 5 июня 2006 г. «О дополнительных мерах по противодействию экстремизму», которым введена в действие автоматизированная информационно-поисковая система «Экстремист».
Пристальное внимание уделяется также расследованию преступлений экстремистской направленности. В этих целях еще в 2005 г. создана постоянно действующая следственнооперативная группа, в состав которой входят наиболее опытные следователи прокуратуры. Благодаря активному взаимодействию органов прокуратуры и оперативных служб были установлены и изобличены в совершении особо тяжких преступлений - убийстве Н. и покушении на убийство К., совершенных в феврале 2007 г. на территории Пушкинского района города, 7 лиц, причисляющих себя к незарегистрированному общественному объединению «Движение против нелегальной иммиграции».
Также прокуратурой города пресечена деятельность устойчивой вооруженной группы (банды), возглавляемой В. и Б., которой в период с
2003 по 2006 г. на территории города и области совершено 13 тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе экстремистского характера. По этому уголовному делу к уголовной ответственности привлечено 18 лиц.
Всего в 2007 г. раскрыто 5 преступлений данной категории, в том числе акт терроризма, совершенный в ресторане быстрого питания «Макдональдс», расположенном на центральном проспекте города.
Учитывая постоянную активизацию действующих в городе неформальных молодежных объединений, в том числе экстремистской направленности, прокуратурой города существенное внимание было уделено вопросам профилактики преступности несовершеннолетних. Так, по инициативе прокуратуры правительство города приняло Постановления «О программе патриотического воспитания в Санкт-Петербурге на 2006 -
2010 годы», «О педагоге-организаторе подростково-молодежного клуба (центра) Санкт-Петербурга» и другие. С учетом особой важности воспитания подростков в духе уважения национальных традиций создан Координационный совет по вопросам воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Контроль за своевременностью и полнотой реализации районными прокурорами всех предусмотренных Законом о прокуратуре мер прокурорского реагирования в этой сфере надзора осуществляется специально созданным в 2007 г. в прокуратуре города отделом по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях. Именно в этом подразделении концентрируется вся информация в сфере борьбы с экстремизмом. Там же анализируется и обобщается накопленная информация, по результатам даются конкретные предложения по повышению результативности работы. Отдел проводит семинары, разрабатывает методические рекомендации по тактике и методике проведения проверок.
Под руководством профильного заместителя прокурора города отдел координирует деятельность созданной в 2006 г. приказом прокурора города мобильной рабочей группы, которая систематически выезжает в подчиненные районные прокуратуры для выявления и оперативного устранения на местах недостатков в организации надзора. В итоге каждой районной прокуратуре даются конкретные рекомендации по устранению выявленных недостатков.
Хороший опыт работы имеется и в Курской области, где работа органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике экстремизма проводится в рамках деятельности Межведомственного совета области по предметам совместного ведения, комиссии по борьбе с преступностью3. На их заседаниях неоднократно рассматривались вопросы предотвращения экстремистских проявлений, посягательств на иностранных студентов. С участием органов государственной власти области, представителей прокуратуры области, других правоохранительных органов, общественных, религиозных организаций проводятся заседания «круглых столов», на которых обсуждаются вопросы противодействия экстремизму и проблемы взаимодействия общественных объединений и организаций с государственными органами власти, правоохранительными органами.
На территории Курской области зарегистрированы 2606 общественных объединений, из них 37 региональных отделений политических партий,
3См. подробнее; Перова Т. Надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Ж Законность.- М., 2005. №12. С. 23
1630 профсоюзов, 318 религиозных организаций различных конфессий. Их деятельность осуществляется в соответствии с уставами. Реализуя принцип противодействия экстремистской деятельности, прокуратура Курской области в мае
2004 г. заключила соглашения о взаимодействии с рядом общественных организаций («Азербайджанская община имени Кара-Караева», «Еврейская национально-культурная автономия Курской области», «Армянская община»). Эти соглашения имеют целью эффективное взаимодействие с прокуратурой в решении стоящих перед ними задач. Представители общественных организаций приглашаются на открытые совещания, проводимые в прокуратуре области, принимают участие в подготовке материалов для проведения «круглых столов», пресс-конференций. Проведено в данном субъекте Федерации совместное совещание с председателями этих общественных организаций, на котором определены основные направления взаимодействия.
В целях совершенствования работы по противодействию экстремистской и террористической деятельности издано указание прокурора области «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие экстремистским проявлениям». Прокурорам административных округов Курска предписано брать под личный контроль все уголовные дела, возбуждаемые по фактам совершения преступлений по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, регулярно проверять в органах внутренних дел соблюдение порядка рассмотрения заявлений и сообщений о противоправных деяниях в отношении иностранцев. Прокурору Центрального округа, на территории которого находятся общежития иностранных студентов, было предписано еженедельно проверять положение дел с обеспечением защищенности этих студентов, выполнение мероприятий по охране общежитий.
Прокуратура Курской области постоянно координирует деятельность правоохранительных органов по противодействию террористической, экстремистской деятельности. В частности, здесь было принято решение провести совместно с комитетом образования и комитетом по делам молодежи и туризму Курской области профилактические мероприятия в учебных заведениях, молодежных организациях области по дискредитации деятельности экстремистских объединений, публиковать в СМИ материалы, вскрывающие социальную опасность и разоблачающие идеологию экстремизма, неофашизма, в том числе в молодежной среде.
Накануне нового учебного года прокуратурой области проведена проверка антитеррористиче-ской защищенности мест проживания иностранных студентов, обучающихся в вузах Курска. Ре-
зультаты проверки обсуждены на встрече с ректорами учебных заведений, им предложено принять меры по ужесточению пропускного режима в учебные корпуса и студенческие общежития, обеспечению надлежащей охраны мест проживания студентов, установить экстренную связь с отделами милиции.
По инициативе прокуратуры области создана специализированная межведомственная следственно-оперативная группа для своевременного выезда на места совершения преступлений террористического характера, квалифицированного проведения первоначальных следственных действий. В результате принятых УФСБ и УБОП при УВД Курской области мер в феврале и марте
2005 г. предотвращены две пропагандистские акции со стороны лидеров Белгородской и Курской организаций «РНЕ». Ранее принятыми правоохранительными органами области мерами не допущено создание в Курске отделений «Народной национальной партии» и молодежной группы националистической направленности «Русская цель».
Несмотря на отсутствие острых социальных вспышек, экстремистские проявления стали реальностью и в других субъектах Российской Федерации. Так, в 2006 г. на территории Владимирской области зарегистрировано 10 преступлений указанной категории, годом раньше их было 5. В основном это посягательства, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, т.е. преступления, предусмотренные ст. 282 УК РФ.4 Здесь есть положительная практика применения ст. 280 УК по фактам публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, выявления и пресечения их сотрудниками УФСБ в рамках оперативно-розыскной деятельности. Так, гражданин Сирии, студент 2-го курса Владимирского госуниверситета, ввез на территорию России и распространял среди иностранных студентов компакт-диск с видеофильмом о деятельности на территории Чеченской Республики незаконных формирований, содержащим призывы к насильственному изменению конституционного строя и осуществлению террористической деятельности на территории России. Основная сложность при расследовании дела состояла в доказывании умысла на осуществление призывов к экстремистской деятельности, установлении публичного характера этой деятельности. Сказывалось и отсутствие правоприменительной практики. Однако результат был достигнут, и приговором суда в июне 2005 г. студент был осужден и депортирован из страны.
4 См.: Чеботарев В. Прокурорский надзор за исполнением зако-
нодательства о противодействии экстремистской деятельности
//Законность. - М., 2007. № 8. С. 19.
Под пристальным вниманием правоохранительных органов во Владимирской области находится деятельность общественных и религиозных организаций. По состоянию на 1 января 2007 г. в области зарегистрированы 1378 общественных объединений, 342 религиозные организации, 26 региональных отделений политических партий. Действуют 8 этнических общин. Некоторые из общественных объединений, играя на социальных проблемах определенных групп населения, предпринимают попытки распространения экстремистских проявлений межнационального характера, пытаются использовать в своих интересах антикавказские настроения. Так, в г. Александрове Владимирской области произошло дорожно-транспортное происшествие с участием водителя - азербайджанца, который сбил русскую женщину, причинив вред ее здоровью средней тяжести. Муж потерпевшей при помощи знакомого предпринимателя и редактора местной газеты решил организовать погром азербайджанцев на рынке, приурочив его ко Дню народного единства. Они запланировали осветить ДТП в СМИ, придав ему межнациональный окрас, акцентировать внимание на бездействии властей, связав это с засильем азербайджанцев на рынке, и изобличить пассивность правоохранительных органов, поскольку виновник ДТП был привлечен к административной ответственности в виде штрафа. Погром на рынке решено было осуществить с привлечением националистов из соседнего региона.
Сотрудники УФСБ, получив оперативную информацию, незамедлительно проинформировали прокуратуру области. Был выработан и реализован план совместных действий. Одновременно с проведением оперативно-профилактических мероприятий по недопущению проведения акции городской прокурор провел беседу с потерпевшей, ее мужем, предпринимателем и редактором газеты, разъяснил положения законодательства о недопустимости действий экстремистского характера и об ответственности. В то же время прокуратура опротестовала постановление начальника ГИБДД в отношении виновника ДТП из-за мягкости наказания, решением суда он был лишен водительских прав. В результате максимально быстрого реагирования по использованию как оперативно-профилактических возможностей, так и предоставленных прокуратуре полномочий удалось не допустить перерастания локального инцидента в массовые беспорядки.
Деятельность прокуратуры непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности России. В структуре действий органов прокуратуры, направленных на защиту национальных интересов России, предметно нашла отражение и получает все большее развитие функция
международно-правового сотрудничества. Защите национальных интересов способствует участие Генеральной прокуратуры РФ в разработке международных договоров и соглашений по вопросам оказания правовой помощи и борьбы с преступностью. В этой связи полномочное осуществление Генеральной прокуратурой России прямых связей, непосредственного сотрудничества с правоохранительными органами других государств, активное применение договоров о правовой помощи и борьбе с преступностью повышает результативность ее действий в данном направлении. Особенно значительное место прокуратура отводит вопросам укрепления деловых связей с правоохранительными органами СНГ. Основными формами сотрудничества государств - участников СНГ и их компетентных органов в борьбе с терроризмом и экстремизмом являются:
- проведение по согласованию совместных и/или скоординированных профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению терроризма и иных насильственных проявлений экстремизма;
- проведение по согласованию совместных и/или скоординированных оперативных и оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, а также антитеррористических учений;
- обмен информацией в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, создание специализированных банков данных;
- оказание взаимной правовой помощи и выдача лиц, разыскиваемых за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, а также финансирование терроризма в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ;
- подготовка кадров и обмен опытом работы в борьбе с терроризмом и экстремизмом, проведение совместных научных исследований проблематики терроризма и экстремизма.6
В условиях развития глобализации, многообразных интеграционных процессов с мировым сообществом закономерно возрастание усилий Генеральной прокуратуры РФ по упрочению сотрудничества с международными организациями, действующими в рамках ООН, Совета Европы, ШОС, что также используется для расширения правовой и организационной базы по защите национальных интересов России.
Вместе с тем, на рубеже 2007 - 2008 гг. можно наблюдать ограничение полномочий прокурора при осуществлении уголовного преследования и
5 См.: Рябцев В.П. Прокурорский надзор. - М., 2006. С. 272.
6 См.: Каширкина А.А. Международно - правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом //Журн. рос. права. - М., 2007. № 12. С. 12.
надзора за следствием.7 Специалисты полагают, что это повлечет утрату цельности правового статуса российской прокуратуры как стержневой основы обеспечения законности и правопорядка, укрепления и развития государственности. Разрушение цельности правового статуса российской прокуратуры неизбежно приведет, по их мнению, к разбалансированию национальной правовой системы, нарушению сложившегося соотношения и взаимодействия ее компонентов, ибо деятельность прокуратуры множественными формами органично взаимосвязана с основными из них: правотворчеством и правоприменительной практикой; судопроизводством; обеспечением законности и правопорядка; системами профилактики правонарушений и социальноправового контроля; юридической инфраструктурой защиты прав граждан; правовой идеологией и правовой культурой как имеющими общее социальное предназначение - позитивное воздействие на общественные отношения.
Как полагают многие исследователи, торопливые и не обдуманные до конца решения в этой важнейшей сфере могут привести к некоторому рассогласованию правовой системы с общественными потребностями и прежде всего с потребностью в адекватной правовой защите национальных интересов как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в ключевых сферах, которые определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики Российского государства.8
Список литературы:
1. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» //СЗ РФ. 2007. № 24.
2. Винокуров А. Борьба с экстремизмом средствами прокурорского надзора //Законность. - М., 2002. № 11.
3. Зайцев С. Противодействие экстремизму. Ж.Законностью-М.,2007. №10.
4. Перова Т. Надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Ж Законность.- М., 2005.
5. Чеботарев В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности //Законность. - М., 2007. № 8.
7 См.: Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» //СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2830.
8 Ашурбеков Т.А. Воздействие преобразований правовой системы на состояние законности и национальной безопасности //Право и политика. - М., 2007. № 8. С. 19.
6. Рябцев В.П. Прокурорский надзор. - М., 2006.
7. Каширкина А.А. Международно - правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом //Журн. рос. права. - М., 2007. № 12.
8. Ашурбеков Т.А. Воздействие преобразований правовой системы на состояние законности и национальной безопасности //Право и политика.
- М., 2007. № 8. .
Отзыв
Органы прокуратуры РФ наделены большими полномочиями в сфере противодействия экстремизму. Практика применения положений Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» начала складываться лишь последние три года. В связи с этим особое значение приобретает изучение удачного регионального опыта организации деятельности органов прокуратуры по противодействию экстремизму.
Несомненный интерес представляет содержащийся в статье обзор практики деятельности прокуратур таких субъектов РФ, как г. Санкт-Петербург, Курская, Владимирская области. Так, в г. Санкт-Петербурге был сформулирован четкий алгоритм действий, направленных на профилактику экстремизма, который включает, во-первых, формирование нормативной правовой базы, во-вторых, создание межведомственной рабочей группы из представителей правоохранительных органов, Правительства города, региональных подразделений органов исполнительной власти. Все это позволяет прокуратуре г. Санкт-Петербурга получать информацию о большинстве действующих на территории города экстремистских организациях, их лидерах, участниках и оперативно реагировать на проявления экстремизма.
Специальный Межведомственный совет, в компетенцию которого входит и осуществление деятельности по повышению эффективности противодействия экстремизму, создан и в Курской области. Автор убедительно показывает, что создание подобных структур и активная роль в их работе органов прокуратуры способствуют достижению главной цели - совершенствованию организации противодействия экстремизму.
В статье имеются заслуживающие поддержки предложения о необходимости развития системы международных договоров, в т.ч. двусторонних, по вопросам оказания правовой помощи и борьбы с преступностью.
Доктор юридических наук В. А. Бурковская