Научная статья на тему 'К вопросу о субъектах противодействия экстремистской деятельности и их функциях'

К вопросу о субъектах противодействия экстремистской деятельности и их функциях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3746
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ / ЗАДАЧИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ / КОМПЕТЕНЦИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галахов С. С.

В статье рассматриваются субъекты противодействия экстремизму, определенные современные Российским законодательством в этой сфере. Разграничивается их компетенция и задачи согласно их ведомственной принадлежности. Определены некоторые направления совершенствования деятельности по противодействию экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о субъектах противодействия экстремистской деятельности и их функциях»

С.С. Галахов

к вопросу о субъектах противодействия экстремистской деятельности и их функциях

В статье рассматриваются субъекты противодействия экстремизму, определенные современные Российским законодательством в этой сфере. Разграничивается их компетенция и задачи согласно их ведомственной принадлежности. Определены некоторые направления совершенствования деятельности по противодействию экстремизму.

Ключевые слова. Экстремизм, субъекты противодействия экстремизму, задачи противодействия экстремизму, компетенция следователей в противодействии экстремизму.

Анализ проводимых мероприятий в Российской Федерации в течение последних десяти лет позволяет сделать вывод о том, что в стране складывается государственная политика активного противодействия экстремизму во всех формах. Все активнее используются идеологические, социально-экономические, правовые и административные методы противодействия экстремизму. Эти меры направляются, с одной стороны, на устранение общих причин и условий, способствующих распространению экстремизма, с другой - на последовательное оперативно-розыскное и уголовно-правовое противодействие экстремистским действиям конкретных лиц, групп и организаций.

Важнейшей частью комплекса мер по противодействию экстремизму во всех его проявлениях является создание, развитие и реализация правовых основ через создание системы законов, межведомственных и внутриведомственных нормативных правовых документов, призванных четко определить субъекты антиэкстремистской деятельности, их средства, методы, цели и задачи.[1]

Категория «субъект противодействия экстремизму» в юридическом отношении впервые введена ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии с ней к субъектам противодействия экстремизму относятся федеральные органы государ-

ственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах соответствующей компетенции. Конкретизируя это достаточно общее положение, следует выделить в качестве субъектов противодействия экстремизму Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, Федеральную службу безопасности, МВД Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Ведущее положение среди указанных объектов занимает Генеральная прокуратура РФ. При этом следует различать прокурорскую деятельность, направленную на борьбу с экстремизмом, и противодействие экстремизму в рамках функциональных обязанностей Следственного комитета РФ. Первая имеет своим объектом экстремистскую деятельность в случаях, когда отсутствуют основания для привлечения к уголовной ответственности. Во втором случае речь идет о противодействии экстремистским преступлениям.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» на прокуратуру возлагаются обязанности по вынесению предостережений и предупреждений о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. [2] Предостережение выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем либо подчиненным

ему соответствующим прокурором или его заместителем при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности. В предъявленном предостережения должны быть указаны конкретные основания для его вынесения.

Когда речь идет уже не о подготовке, а об осуществлении экстремистской деятельности, которая, как это следует из смысла закона, не может быть отнесена к преступлениям, Генеральным прокурором РФ или его заместителем либо подчиненным ему соответствующим прокурором или его заместителем выносится предупреждение. Общественное или религиозное объединение, средство массовой информации обязано в указанные в предупреждении сроки устранить выявленные нарушения. Если это не было сделано, а также в случае повторного осуществления экстремистских деяний в течение 12 месяцев со дня вынесения первого предупреждения соответствующие общественное или религиозное объединения либо иная организация подлежат ликвидации, а деятельность средства массовой информации - прекращению.

В Приказе Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» от 28 ноября 2007 г. № 190 [3] надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности объявлен одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры.

Этот приказ требовал от органов прокуратуры наладить систему сбора, накопления и обработки данных о нарушениях законодательства о противодействии экстремистской деятельности. На основе анализа состояния законности прокурорские работники должны систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного

самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер.

Прокуратура должна обеспечить постоянный и эффективный надзор за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности территориальных органов регистрационной службы, миграционной службы, службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, в том числе за своевременностью, полнотой, законностью и обоснованностью принимаемых ими мер по выявлению и пресечению экстремистских проявлений.

В рамках Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму. Сотрудники управления получают информацию обо всех случаях совершения преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. На данное управление возложены функции контроля за расследованием преступлений экстремистской направленности, а также подготовки заявлений в Верховный суд Российской Федерации о ликвидации общественных или религиозных объединений и запрещении их деятельности, о прекращении деятельности средств массовой информации экстремистской направленности. Два раза в год (1 августа и 1 февраля) управление обобщает и анализирует состояние дел по борьбе с преступностью экстремистской направленности и докладывает об итогах проведенной работы Генеральному прокурору РФ.

Объемы проводимой органами прокуратуры работы можно проиллюстрировать следующим примером. В 2007 г. органами прокуратуры Воронежской области было

организовано и проведено 275 проверок соблюдения законодательства о противодействии экстремизму, принесен 351 протест на не соответствующие закону правовые акты, внесено 105 представлений об устранении выявленных нарушений, объявлено 41 предостережение о недопустимости нарушений закона.

Предварительное расследование большинства уголовных деяний, перечисляемых в определении экстремистской деятельности, осуществляется в форме предварительного следствия. Основная масса этих уголовных дел находится в компетенции следователей Следственного комитета Российской Федерации. Они осуществляют предварительное следствие по уголовным делам, предусмотренным статьями 141, 136, 205, 205.1, 205.2, 282, 282.1, 282.2, 318 УК РФ.

Вместе с тем в совместном Распоряжении Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 16 декабря 2008 г-. № 270/27р, 1/9789, 38 «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» [4] отмечается, что работа правоохранительных органов, в том числе прокуратуры, по выявлению и пресечению деятельности экстремистских объединений неадекватна сложившейся в стране криминогенной обстановке. В соответствии с этим данное распоряжение предписывает прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам:

- активизировать надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности, особое внимание уделять вопросам эффективности, реализации, планированию, полноте мероприятий и использованию результатов оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц и объединений экстремистской направленности;

- по каждому задокументированному факту существования организаций экстремистской направленности рассматривать вопрос о подготовке в суд заявлений об их ликвидации и (или) запрете деятельности;

при направлении в суд таких заявлений выносить решения о приостановлении деятельности указанных в обращении объединений;

- шире использовать гражданско-правовые методы с целью пресечения деятельности интернет-сайтов, содержание которых направлено на возбуждение социальной, национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды;

- возвращать для производства дополнительного расследования уголовные дела о преступлениях экстремистской направленности, в которых отсутствуют данные о принятых мерах к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств преступления, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, установлению причастности виновных лиц к деятельности какого-либо объединения;

- поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности поручать наиболее опытным прокурорам; государственным обвинителям всемерно способствовать установлению фактических обстоятельств дела с целью вынесения судом законного, обоснованного и справедливого решения. Выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений указанной категории, и при наличии оснований предлагать суду выносить частное постановление (определение).

Федеральная служба безопасности РФ также является одним из основных субъектов противодействия экстремистской деятельности. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. от 21.12.2013 г.) [5] на нее возложены обязанности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Именно поэтому осуществление предварительного следствия по уголовным делам, предусмотренным статьями 205,

205.1, 205.2, 280 и 282 УК РФ, относится к компетенции следователей федеральной службы безопасности.

В соответствии с совместным Распоряжением Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 16 декабря 2008 г-. № 270/27р, 1/9789, 38 «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» [4] ФСБ России должна каждое полугодие обобщать работу по противодействию экстремизму, о чем сообщать в Генеральную прокуратуру РФ в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Особое значение имеет ст. 9.1 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (введена ФЗ от 27 июля 2006 г-. № 153-Ф3). В этой статье раскрываются основные задачи, возлагаемые на службу безопасности в сфере борьбы с такой опаснейшей разновидностью экстремизма, как терроризм. Здесь следует упомянуть о том, что противодействие терроризму в силу особой общественной опасности данного преступления выделено законодателем в отдельную деятельность. Ее субъекты и их функциональные обязанности обозначены в Федеральном законе «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 (в ред. от 02.11.2013 г.) [6] и указе Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 г. № 116 (в ред. от 26.06.2013 г.).[7]

Отдельная роль в деле противодействия экстремизму отводится органам внутренних дел РФ. Как следует из определения экстремизма в тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», он охватывает собой как преступления, так и правонарушения. Предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений относится к числу обязанностей сотрудников органов внутренних дел и полиции в частности. [8] Следует отметить, что органы внутренних дел в подавляющем большинстве случаев оказываются теми институтами, в которые граждане обращаются по

фактам экстремистской деятельности. Именно органы внутренних дел чаще всего регистрируют экстремистские преступления.

Указом Президента РФ № 1316 от 6 сентября 2008 г. «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 05.09.2011 г.) [9] на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью образованы подразделения по противодействию экстремизму. На них возложена функция противодействия экстремистской деятельности. Этот указ повлек за собой реорганизацию органов внутренних дел. Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, в ведении которого прежде находились вопросы противодействия экстремизму, был упразднен. Координацию действий по борьбе с экстремизмом в соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1 марта 2011 г. № 248 (в ред. от 25.12.2013 г.) [10] теперь осуществляет Главное управление по противодействию экстремизму МВД России (ГУПЭ МВД России). Деятельность ГУПЭ МВД России и подчиненных ему подразделений конкретизируется в его основных задачах: [11]

- организация и участие в формировании основных направлений в государственной политике по вопросам своей деятельности;

- противодействие экстремистской деятельности и терроризму;

- организация взаимодействия подразделений Министерства с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам своей компетенции;

- координация в установленном порядке деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности ГУПЭ МВД России;

- организационно-методическое обеспечение и оказание практической помощи территориальным органам МВД России и их структурным подразделениям по вопросам своей деятельности.

В уже упоминаемом совместном распоряжении Генеральной прокуратуры РФ, МВД

РФ, ФСБ РФ от 16 декабря 2008 г. [4] признается факт недостаточной результативности работы МВД России по противодействию экстремизму. В связи с этим сотрудникам ОВД предписывается следующее.

1. Обеспечить должное взаимодействие и обмен информацией с другими органами, осуществляющими противодействие экстремизму. Разработать единый комплекс мер в целях координации совместных оперативных мероприятий по предупреждению групповых экстремистских проявлений, выявлению формирующихся и действующих радикальных сообществ, пресечению, в том числе в уголовном порядке, противоправных действий их лидеров и участников. При наличии оснований осуществлять оперативное сопровождение проверок территориальных органов Минюста России, ФМС России.

2. Активизировать работу по сбору и документированию сведений, необходимых для подготовки в суд заявлений о ликвидации и (или) запрете объединений, цели или действия которых имеют экстремистскую направленность. Материалы по фактам проявления деятельности запрещенных экстремистских организаций незамедлительно направлять в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

3. Принять дополнительные меры в целях улучшения деятельности по перекрытию каналов финансирования и материально-технического обеспечения экстремистов и пресечению попыток использования ими денежных средств, полученных противоправным путем.

4. Проводить анализ сведений, размещенных в сети Интернет. Принимать меры, направленные на документирование фактов распространения экстремистских идей на сайтах сети и установление лиц, виновных в их распространении, уделяя особое внимание случаям обнародования запрещенной экстремистской литературы. Собранные материалы направлять в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с одновременным уведомлением прокуратуры субъекта Российской Федерации. Решать вопрос о привлечении к административной ответственности рас-

пространителей включенных в федеральный список экстремистских материалов.

5. Считать одним из важнейших направлений работу по нейтрализации и разобщению объединений, члены которых склонны к экстремизму. Для этого на постоянной основе анализировать деятельность радикально настроенных сообществ. Осуществлять контроль за процессами, происходящими внутри этих группировок. Отслеживать изменения в составе их участников и лидеров, прогнозировать возможные разногласия, влекущие раскол объединений. Особое внимание обращать на лиц, причастных ранее к деятельности экстремистских сообществ на территории иностранных государств, в том числе государств-участников СНГ. Обеспечить обмен информацией о местах концентрации и маршрутах передвижения членов экстремистских организаций. МВД России предписывается каждое полугодие обобщать работу по противодействию экстремизму, о чем сообщать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Вместе с тем следует указать на тот факт, что компетенция следователей органов внутренних дел в отношении уголовных дел экстремистской направленности крайне мала. Они могут осуществлять предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2. Однако эти преступления законодатель в статье 151 УПК РФ отнес к компетенции следователей Следственного комитета РФ и следователей ФСБ. Вследствие этого сотрудники следственных подразделений крайне редко выступают в качестве лиц, осуществляющих предварительное следствие по данной категории уголовных дел. Их участие в деле борьбы с экстремизмом ограничивается иными задачами.

Анализируя деятельность следователей ОВД на стадии предварительного расследования по уголовным делам экстремистской направленности, стоит указать на то, что предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 282.1 и 282.2 УК РФ, может произ-

водиться следователем органа, выявившего это преступление. Вследствие этого осуществление предварительного расследования по данным уголовным преступлениям также может быть отнесено к компетенции следователей органов внутренних дел.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве субъекта противодействия экстремизму выделяет также органы местного самоуправления. Анализ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) [12] показывает, что к компетенции органов местного самоуправления отнесено участие в профилактике экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений экстремизма.

В качестве еще одного субъекта противодействия экстремизму можно выделить Министерство юстиции Российской Федерации. Согласно Положению [13], Министерство юстиции РФ осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации. Оно ведет и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых при-остановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

В связи с этим необходимо отметить также, что Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [14] и постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 27 (в ред. от 24.03.2011 г.) [15] составляет перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. Росфинмониторинг доводит перечень организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, а также изменения и дополнения, внесенные в этот перечень. Однако следует отметить, что этот список, размещенный на сайте Росфинмониторинга, носит закрытый характер. Причиной закрытости данного списка является то, что он гораздо более объемен, чем список Росреестра, т.к. включает в себя сведения о:

а) вступивших в законную силу решениях судов РФ о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности, а также об отмене (изменении) этих решений;

б) вступивших в законную силу приговорах судов РФ о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера, а также об отмене (изменении) этих приговоров;

в) принятых Генеральным прокурором РФ или подчиненными ему прокурорами решениях о приостановлении деятельности организации в связи с их обращениями в суд с заявлением о привлечении этой организации к ответственности за террористическую деятельность, а также об утрате этими решениями силы;

г) вынесенных следователями или прокурорами постановлениях о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, совершивших преступления террористического характера, а также о прекращении этих уголовных дел;

д) составленных международными организациями, осуществляющими борьбу

с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанных Российской Федерацией перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, а также об изменениях и дополнениях, внесенных в эти перечни;

е) признаваемых в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и государственным законодательством решениях (приговорах) судов и иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность, а также об отмене (изменении) этих решений (приговоров).

В силу этих особенностей данный список может использоваться только в финансовых целях и не может использоваться в качестве определения списка исключительно экстремистских организаций.

В числе субъектов противодействия экстремизму необходимо отметить также Федеральную службу по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). На эту службу возлагается надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций. На практике это находит свое выражение, кроме прочего, в деятельности по вынесению предупреждений за осуществление средствами массовой информации экстремистской деятельности.

Существенной новацией в противодействии религиозному экстремизму стало введение института государственной религиоведческой экспертизы и образование Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.

литература

1. Ханьжов К.В. Правовые основы противодействия экстремизму как фактору дестабилизации общественного порядка в Российской Федерации // Исследовано в России. URL: http://zhurnal. ape.relarn.ru/articles/2006/227.pdf

2. Подробнее о специфике деятельности прокуратуры по противодействию экстремизму см.: Винокуров А. Борьба с экстремизмом средствами прокурорского надзора // Законность. 2002. № 11.

3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» от 28 ноября 2007 г. № 190 // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=415286

4. Распоряжение Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» от 16 декабря 2008 г. № 270/27р, 1/9789, 38 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_126639/

5. Федеральный закон РФ «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 21.12.2013 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=156042

6. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154022/

7. Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 г. № 116 (ред. от 26.06.2013 г.) // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901968230

8. См.: Федеральный закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154783/

9. Указ Президента РФ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 сентября 2008 г. № 1316 (ред. от 05.09.2011 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119349/

10. Указ Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 25.12.2013 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156452

11. Главное управление по противодействию экстремизму // МВД РФ. URL: http://mvd.ru/mvd/ structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_po_protivodejstviju_j

12. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 28.12.2013 г.) // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148544/.

13. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313 // Министерство юстиции РФ. URL: http://minjust.ru/ru/about/regulations

14. Федеральный закон РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 14.11.2013 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/protivodejstvie-legalizacii-prestupnyh-dohodov-i-terrorizma/

15. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от 18 января 2003 г. № 27 (ред. от 24.03.2011 г.) // WEB-версия. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=27506

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Курлович п.н.

Криминологические факторы городской среды: опыт и перспективы исследования: монография / П.Н. Курлович. - Казань: КЮИ МВД России, 2013. - 104 с.

В работе рассматриваются концепции энвайронменталь-ной криминологии, ситуационного анализа защищенного пространства и теория предупреждения преступности через градостроительное проектирование. Представленный в монографии материал будет полезен при изучении таких дисциплин, как «Криминология», «Основы управления в ОВД», «Криминалистика».

Адресовано курсантам и слушателям юридических вузов МВД России, а также студентам, аспирантам и преподавателям учебных заведений юридического профиля, практическим работникам органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.