Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИЕЙ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовно-правовые аспекты / трансплантация органов и тканей человека / коммерческое донорство / незаконная трансплантация / совершенствование правовой системы / criminal law aspects / transplantation of human organs and tissues / commercial donation / illegal transplantation / improvement of the legal system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дурея Зиядиновна Зиядова, Замира Курбаналиевна Гафурова

Актуальность. В Российской Федерации слабо урегулированы основные направления предупредительной деятельности в сфере незаконной трансплантации органов и тканей человека. Не построена четкая правовая система ответственности за деяния, наиболее распространенные в сфере трансплантации. Проведенное исследование подтвердило информацию, имеющуюся в научных сообщениях, о распространенности в области трансплантационной медицины торговли донорскими органами и тканями, контрабанды, преступного забора и пересадки органов и тканей человека. Отсутствие эффективного правового регулирования в сфере трансплантации органов и тканей человека является фактором распространения правонарушений данной категории. Правовая система Российской Федерации не соответствует велению времени, не учитывает изменения в области трансплантологии в эпоху новейших технологий. Не предусмотрена ответственность за куплю-продажу человеческих органов, рекламу таких действий и иных деяний, связанных с использованием органов и тканей человека. Цель и методы. Цель исследования – анализ правовой системы государственной политики в сфере профилактики правонарушений в области трансплантации органов и тканей человека и определение направлений повышения эффективности нормативно-правовых актов, направленных на пресечение деяний, связанных с изъятием или принуждением к изъятию человеческих органов. Для достижения поставленной цели в рамках исследования использованы такие методы, как анализ нормативно-правовых актов, обобщение материалов следственной практики, сравнительно-правовой метод, метод экспертных оценок, контент-анализ средств массовой коммуникации, социологические методы. Заключение. В условиях глобальных изменений в сфере высоких технологий важна эффективная правовая система в области противодействия коммерческому донорству. В Российской Федерации отсутствует стройная правовая система защиты прав личности на самостоятельное волеизъявление в сфере трансплантации органов. Для более успешного формирования правовых норм в данной области необходимо изучение положительного опыта некоторых зарубежных стран. На основе сравнительного анализа законодательства зарубежных стран и обобщения материалов научных сообщений предлагается установить ответственность за незаконное изъятие органов и(или) тканей у живого и неживого человека, куплю-продажу человеческих органов, рекламу таких действий и иных деяний, связанных с использованием органов и тканей человека. Предложены изменения в названии и диспозиции ст. 120 УК РФ в целях устранения разночтений при толковании нормы и пресечения пробелов в правоприменительной деятельности. Область применения результатов. Результаты исследования можно использовать при совершенствовании правовой системы защиты прав личности на самостоятельное волеизъявление в сфере трансплантации органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дурея Зиядиновна Зиядова, Замира Курбаналиевна Гафурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal Law Aspects of Crime Prevention Related to Illegal Transplantation

Relevance: The main directions of preventive activities in the field of illegal transplantation of human organs and tissues are poorly regulated in the Russian Federation. There is no clear legal system of responsibility for the acts most common in the field of transplantation. The conducted study confirmed the information available in scientific reports on the prevalence in the field of transplantation medicine of trafficking in donated organs and tissues, smuggling, criminal sampling and transplantation of human organs and tissues. The lack of effective legal regulation in the field of human organ and tissue transplantation is a factor in the spread of offenses in this category. The legal system of the Russian Federation does not comply with the dictates of the times, does not take into account changes in the field of transplantation in the era of new technologies. There is no liability for the purchase and sale of human organs, advertising of such actions and other acts related to the use of human organs and tissues. Objectives and methods: The purpose of the study is to analyze the legal system of state policy in the field of crime prevention in the field of human organ and tissue transplantation and to identify areas for improving the effectiveness of regulatory legal acts aimed at suppressing acts related to the seizure or coercion to the removal of human organs. To achieve this goal, the research uses such methods as the analysis of normative legal acts, the generalization of investigative practice materials, the comparative legal method, the method of expert assessments, content analysis of mass media, sociological methods. Results: In the context of global changes in the field of high technologies, an effective legal system in the field of countering commercial donation is important. In the Russian Federation, there is no coherent legal system for protecting the rights of individuals to express their will independently in the field of organ transplantation. For a more successful formation of legal norms in this area, it is necessary to study the positive experience of some foreign countries. Based on a comparative analysis of the legislation of foreign countries and the generalization of scientific reports, it is proposed to establish responsibility for the illegal removal of organs and (or) tissues from a living and inanimate person, the purchase and sale of human organs, advertising of such actions and other acts related to the use of human organs and tissues. Changes in the title and disposition of Article 120 of the Criminal Code are proposed in order to eliminate discrepancies in the interpretation of the norm and to eliminate gaps in law enforcement activities. Practical implications: The results of the study can be used to improve the legal system for the protection of individual rights to self-expression in the field of organ transplantation.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИЕЙ»

УДК 342.721

DOI: 10.17277/pravo.2024.02.pp.167-177

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИЕЙ

Дурея Зиядиновна Зиядова, д-р юрид. наук, профессор, кафедра «Уголовное право, криминология и национальная безопасность», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова», Грозный, Россия;

Zijadowa@yandex.ru

Замира Курбаналиевна Гафурова, соискатель кафедры уголовного права и криминологии, ФГБОу ВО «Дагестанский государственный университет»; главный специалист, Управление муниципальной службы

и кадров г. Махачкалы, Махачкала, Россия;

kadri@mkala.ru.

Актуальность. В Российской Федерации слабо урегулированы основные направления предупредительной деятельности в сфере незаконной трансплантации органов и тканей человека. Не построена четкая правовая система ответственности за деяния, наиболее распространенные в сфере трансплантации. Проведенное исследование подтвердило информацию, имеющуюся в научных сообщениях, о распространенности в области трансплантационной медицины торговли донорскими органами и тканями, контрабанды, преступного забора и пересадки органов и тканей человека. Отсутствие эффективного правового регулирования в сфере трансплантации органов и тканей человека является фактором распространения правонарушений данной категории. Правовая система Российской Федерации не соответствует велению времени, не учитывает изменения в области трансплантологии в эпоху новейших технологий. Не предусмотрена ответственность за куплю-продажу человеческих органов, рекламу таких действий и иных деяний, связанных с использованием органов и тканей человека. Цель и методы. Цель исследования - анализ правовой системы государственной политики в сфере профилактики правонарушений в области трансплантации органов и тканей человека и определение направлений повышения эффективности нормативно-правовых актов, направленных на пресечение деяний, связанных с изъятием или принуждением к изъятию человеческих органов. Для достижения поставленной цели в рамках исследования использованы такие методы, как анализ нормативно-правовых актов, обобщение материалов следственной практики, сравнительно-правовой метод, метод экспертных оценок, контент-анализ средств массовой коммуникации, социологические методы. Заключение. В условиях глобальных изменений в сфере высоких технологий важна эффективная правовая система в области противодействия коммерческому донорству. В Российской Федерации отсутствует стройная правовая система защиты прав личности на самостоятельное волеизъявление в сфере трансплантации органов. Для более успешного формирования правовых норм в данной области необходимо изучение положительного опыта некоторых

зарубежных стран. На основе сравнительного анализа законодательства зарубежных стран и обобщения материалов научных сообщений предлагается установить ответственность за незаконное изъятие органов и(или) тканей у живого и неживого человека, куплю-продажу человеческих органов, рекламу таких действий и иных деяний, связанных с использованием органов и тканей человека. Предложены изменения в названии и диспозиции ст. 120 УК РФ в целях устранения разночтений при толковании нормы и пресечения пробелов в правоприменительной деятельности. Область применения результатов. Результаты исследования можно использовать при совершенствовании правовой системы защиты прав личности на самостоятельное волеизъявление в сфере трансплантации органов.

Ключевые слова: уголовно-правовые аспекты; трансплантация органов и тканей человека; коммерческое донорство; незаконная трансплантация; совершенствование правовой системы.

Введение

В эпоху социальных, политических и природных катаклизмов растет число людей с серьезными нарушениями функций жизненно необходимых органов. Учитывая, что система донорства в Российской Федерации находится на стадии становления и развития, спрос на донорские органы удовлетворяется нелегальными организациями с элементами деятельности преступного характера. Как правильно отмечают теоретики и практики, развитие преступного оборота в области трансплантации является последствием четырех факторов. Во-первых, увеличилось число людей, для которых жизненно важна трансплантация органов и тканей. Во-вторых, массовый спрос невозможно удовлетворить на государственном уровне. В-третьих, развитие новых технологий дает уникальные возможности частным медицинским организациям осуществлять теневую деятельность по пересадке органов и тканей. В-четвертых, отсутствие необходимого количества донорских органов и несовершенная правовая система в области трансплантации способствуют добыванию органов путем незаконного изъятия или принуждения к изъятию необходимых фрагментов. Поэтому «рост фактов незаконной трансплантации органов и тканей является криминальным ответом на растущую неудовлетворенную объективную потребность (которую смело можно назвать и социальной потребностью) в обеспечении больных людей материалом, необходимым для трансплантации» [5, с. 110].

Некоторые нестыковки в законах Российской Федерации «О трансплантации органов и(или) тканей человека» [9] и «О погребении и похоронном деле» [8], по справедливому замечанию Т. А. Фабрика, «обусловливают возникновение различных способов злоупотреблений со стороны учреждений здравоохранения. Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность только за преступления, связанные с незаконным изъятием органов и(или) тканей человека для трансплантации, в частности, нет нормы, предусматривающей ответственность за куплю и продажу органов и тканей» [13, с. 6]. На общероссийском и региональ-

ном уровнях не построена эффективная система профилактики правонарушений в сфере трансплантации с учетом изменений, происходящих с развитием новейших технологий. В этой связи вопрос о противодействии преступности, связанной с принуждением к изъятию органов или тканей человека, является объектом целого комплекса наук.

Методы исследования

В рамках исследования проведен комплексный анализ нормативно-правовых актов в области трансплантации; осуществлен контент-анализ средств массовой коммуникации в целях получения информации о масштабах распространения незаконной трансплантации органов; с помощью сравнительно-правового метода изучен положительный опыт зарубежных стран в области трансплантологии в целях совершенствования системы правового регулирования в данной сфере. На основе социологических методов и метода экспертных оценок выявлены направления совершенствования правовой системы профилактики преступлений в области трансплантологии с учетом новшеств эпохи цифровых технологий.

Обсуждение

В начале повествования о роли правовых мер в предупреждении преступности, связанной с изъятием или принуждением к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, отметим, что установление ответственности играет существенную роль в системе противодействия преступности. Как правильно отмечает М. Ю. Воронин, «одним из направлений реализации государственной политики в сфере профилактики преступлений является правовое обеспечение этой деятельности» [2, с. 86]. Поэтому эффективное правовое обеспечение системы предупреждения преступности, связанной с криминальной трансплантацией, «признается глобальной, главной проблемой наряду с предупреждением терроризма, наркотических преступлений, преступлений в компьютерной сфере» [7, с. 84].

Анализ законодательства позволил выявить пробелы при регулировании отношений в эпоху развития медицинских технологий. В период цифровых технологий важно совершенствование законодательного обеспечения системы трансплантации человеческих органов. В уголовно-правовой науке предлагается определить уголовную ответственность за незаконное изъятие органов и(или) тканей человека. По утверждению В. И. Коваленко, «должна быть предусмотрена повышенная уголовная ответственность за указанные деяния, совершенные путем обмана, злоупотребления доверием, использования беспомощного состояния человека, с использованием своего служебного положения, должностными лицами, медицинскими работниками, перемещением через границу и т.д.» [4, с. 52]. Соглашаемся с предложением Т. А. Фабрика об изменении названия ст. 120 УК РФ. По мнению исследователя ее целесообразно изложить «в следующей редакции: Статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации либо иного использования, а равно их незаконное изъятие» [13, с. 12].

Как показывают многочисленные исследования, преступление, предусмотренное ст. 120 УК РФ, нередко осуществляется в целях «проведения

научных экспериментов, медицинских опытов, изготовления лекарственных или косметических препаратов, ритуальных обрядов» [5, с. 111]. Как правильно уточняет В. И. Коваленко, «незаконное изъятие органов и тканей человека в ряде случаев может осуществляться не только в целях трансплантации, но и в иных целях» [4, с. 52]. Поэтому будет иметь превентивную силу норма, если в диспозиции обозначить и иные цели совершения преступлений данных деяний.

Такой позиции придерживаются и Коваленко В. И. и Серый Ф. Г., которые предлагают не указывать определенную цель, учитывая, что данное деяние в некоторых случаях совершается в других целях [5, с. 110]. Поддерживая предложения ученых [5, с. 110; 14, с. 491], предлагаем определить пределы уголовной ответственности за совершение указанных в ст. 120 УК РФ действий и в иных целях.

В криминологических исследованиях отмечается изменение характера деяний, связанных с трансплантацией, в эпоху цифровых технологий. Преступный умысел прослеживается и сфере перинатальной медицины. Наблюдается процесс принудительной беременности и родов в целях получения новорожденных детей или стволовых клеток. Часто такие деяния сопровождаются с использованием рабского труда и торговлей людьми. Соглашаясь с мнением исследователей, предлагаем в диспозицию ст. 127.1 УК РФ включить такой квалифицирующий признак, как «принуждение потерпевшей к деторождению, а равно изъятию органов или тканей» [5, с. 111], а в ст. 127.2 УК РФ - «принуждение потерпевшей к деторождению».

Законодателю важно обратить внимание и на другие предложения исследователей, которые направлены на совершенствование практики предупреждения преступлений в сфере трансплантации. Якименко А. С. совершенно справедливо предлагает в качестве отягчающего обстоятельства такого признака, как «совершение преступления с целью дальнейшего использования органов и(или) тканей человека» включить в ст.ст. 106 УК РФ, 110 УК РФ, 112 УК РФ, 119 УК РФ, ст. 124 УК РФ, ст. 150 УК РФ, ст. 210 УК РФ, ст. 244 УК РФ, ст. 272 УК РФ [15, с. 154]. В добавок к данному списку, предлагаем включить такой квалифицированный признак в ч. 3 ст. 126 УК РФ.

С. С. Тихонова предлагает главу 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» дополнить статьей «Незаконный оборот органов и тканей человека» следующего содержания: «незаконное приобретение, а равно хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, сбыт органов или тканей человека, а равно реклама данных действий» [12, с. 18]. Автор мотивирует свою позицию тем, что «возмездный оборот органов и тканей человека, реклама свободы возмездной эксплуатации влекут произвольные результаты человеческой деятельности, потакая низменным мотивам общественного поведения (прежде всего, стремлению к обогащению)» [12, с. 18].

В теории уголовного права все чаще предлагают «установить уголовную ответственность за незаконную рекламу трансплантации органов или тканей человека» [15, с. 14]. По утверждению А. С. Якименко, «установление уголовной ответственности за рекламу в сфере незаконной трансплантации органов и(или) тканей человека представляется целесообразным только в том

случае, когда этим же законом будет предусматриваться ответственность за незаконную торговлю органами или тканями человека» [15, с. 14].

Следует обратить внимание на название ст. 120 УК РФ. Законодатель «повторяет содержащуюся лингвистическую ошибку в законе "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", поскольку использует неудачное выражение "принуждение к изъятию" органов и тканей человека для трансплантации» [12, с. 95]. По замечанию В. А. Смирнова «буквальное толкование этого выражения означает заставить кого-то взять что-то у кого-то третьего. Тогда «потерпевшим от данного преступления будет не лицо, у которого что-то собрались изымать, а лицо, которое должно произвести такое изъятие» [11, с. 75]. По нашему мнению, с целью правильного понимания общественной опасности данного деяния важно изменение названия ст. 120 УК РФ. Можно название данной нормы обозначить как «принуждение к согласию лица к изъятию...». В уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран данная норма обозначена как «изъятие у человека путем принуждения либо обмана его органов или тканей с целью их трансплантации».

В рамках совершенствования законодательства в рассматриваемом формате целесообразно придерживаться мнения исследователей, выдвигающих предложения в плане определения уголовной ответственности за «незаконное изъятие органов и(или) тканей человека». Заслуживает внимания законодателя предложение А. С. Якименко об изложении части первой как: «1. Незаконное изъятие органов и(или) тканей потерпевшего, совершенное путем обмана, применения физического или психического насилия, а также с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей) и(или) к близким им лицам» [15, с. 14]. На наш взгляд, включение в законодательство такой нормы существенно снизит количество правонарушений в области трансплантации органов и тканей.

Результаты исследования

Исследование правовой системы государственной политики в области трансплантации органов позволяет констатировать отсутствие единого комплексного подхода к системе противодействия коммерческому донорству. В Российской Федерации сложилось несколько подходов к проблеме предупреждения преступности данной категории. На наш взгляд, предложения представителей каждого подхода в определенной степени обоснованы и могут быть учтены при составлении государственных программ правовой защиты в области трансплантологии.

По мнению представителей первой группы исследователей, необходимо на государственном уровне легализовать торговлю органами и тканями в целях трансплантации. В качестве аргумента они указывают, что «существующий спрос на пересадку здоровых органов, которая в настоящее время законодательно разрешена лишь, если донор и реципиент -родственники, значительно сужает возможности законодательного, и, главное, практического разрешения данного вопроса» [4, с. 50]. Такое новшество позволит обеспечивать необходимым количеством донорских органов, с одной стороны, а с другой - не даст криминальным структурам

заниматься преступным бизнесом. Как правильно отмечают ученые, «данное нововведение важно сочетать с профилактикой коррупции среди работников сферы здравоохранения, у которых появляется возможность за определенное вознаграждение выбирать» наиболее состоятельных пациентов [4, с. 51]. По мнению представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, исправить такое положение мог бы национальный проект «Здоровье», цель которого «заключается в усовершенствовании качества оказания медицинской помощи и материального обеспечения врачей, что позволит снизить уровень коррумпированности медицинского персонала и связь их с криминалом» [13, с. 5].

Результаты целевых исследований в области здравоохранения показывают, что в Российской Федерации низкий уровень медицины в сфере трансплантации по сравнению с другими странами. Факторами такой ситуации стали «непродуманность и преждевременность реформы, направленной на приватизацию государственных медицинских учреждений» [1, 2], следствием чего является слабая подготовленность медицинских работников, их ориентированность в основном на получение прибыли. Подобная практика «негативно сказывается на эффективности механизмов предупреждения преступности в нашей стране» [3, с. 4].

С точки зрения представителей второй группы ученых, «официальная легализация продажи органов позволит под "крышей" официальных структур создать нелегальный рынок продажи органов, что спровоцирует лавинообразный рост как самой нелегальной купли-продажи органов, так и сопутствующих ей преступлений (коррупция, халатность медперсонала, злоупотребление должностными полномочиями и т.д.)» [4, с. 51]. Поэтому важно построить стройную правовую систему профилактики правонарушений в сфере трансплантации органов. Такая система является частью предупреждения преступности против неотъемлемых прав личности.

Помимо совершенствования правовой системы, государственная политика нацелена на осуществление общей профилактической деятельности в сфере трансплантации органов, которая состоит из разных мер профилактики. Прежде всего, следует выделить общесоциальные меры профилактики правонарушений в сфере трансплантации органов, которые рассчитаны на большие социальные группы населения. Основой общесоциальной профилактики правонарушений в сфере трансплантации органов являются социально-экономическое развитие государства и повышение культурного уровня населения в целях укрепления нравственных устоев у различных категорий граждан. По нашему мнению, возникает необходимость создания в каждом регионе Российской Федерации межведомственных комиссий по профилактике правонарушений в сфере трансплантации органов при правительствах субъектов РФ. Межведомственные комиссии по пресечению отдельных видов преступлений обязывают администрацию осуществлять управление и контроль за деятельностью специализированных и неспециализированных субъектов профилактики преступлений, в том числе правонарушений в сфере трансплантации органов. Помимо этого, основными направлениями общей профилактики преступлений данной категории являются: 1) разработка и внедрение долговременных национальных программ по совершенствованию морального кли-

мата в обществе; 2) меры, направленные на минимизацию фоновых явлений, приводящих к совершению преступлений данной категории; 3) меры, направленные на использование профилактического потенциала социального контроля.

В зарубежных странах имеется положительный опыт в сфере противодействия коммерческому донорству. Во многих странах поощряется при жизни добровольное посмертное донорство, которое юридически оформляется. Им проводят бесплатно диспансеризацию, оказывают правовую, организационную и финансовую помощь в вопросах организации госпитализации и т.д. Во многих странах создан банк лиц, оформивших донорскую карту. Нашему государству важно заимствовать положительный опыт некоторых стран в сфере трансплантологии. Одним из положительных моментов является просветительско-пропагандистская деятельность среди разных категорий населения «о гуманном и благородном характере дачи добровольного согласия на безвозмездное использование органов и тканей человека после его смерти в целях спасения жизни другого человека, с одновременным запретом рекламы о купле-продаже органов)» [4, с. 50]. При этом у большей части населения должен быть высокий уровень правосознания, который «предполагает уважительное отношение к праву и закону, а также достаточную степень доверия к государственно-правовым институтам» [6, с. 194].

Особое место в системе общесоциальных мер профилактики правонарушений в сфере трансплантации органов принадлежит социальному контролю. Считаем, что в гражданском обществе игнорирование роли граждан и общественных объединений в поддержании правопорядка привело к деформации общественно-правового сознания.

В настоящее время отсутствует правовая регламентация взаимодействия органов внутренних дел с учреждениями здравоохранения по вопросам профилактики правонарушений в сфере трансплантации, поскольку ранее действовавшие межведомственные нормативные акты отменены, а новые еще не приняты. Поэтому на современном этапе в системе мер общесоциального и специально-криминологического характера профилактики правонарушений в сфере трансплантации велик потенциал информационного обеспечения. Сотрудникам правоохранительных органов важно информировать население о виктимологических аспектах, о мерах ответственности за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. В этом плане к источникам информации относятся результаты конкретных социологических исследований.

Заключение

Как было отмечено, развитие преступного оборота в области трансплантации является последствием определенных детерминантов. В целях устранения данных факторов существенно значение совершенной правовой системы. В первую очередь в системе правовой защиты важно определить пределы уголовной ответственности за куплю-продажу и иные сделки с органами и тканями человека, совершенные с нарушением закона. Отсутствие такой нормы не соответствует иным нормативно-правовым актам, которые противоречат уголовному закону, обладающему высшей

юридической силой. «Несмотря на запрет купли-продажи органов и тканей человека под угрозой ответственности, содержащийся в Законе о трансплантации, соответствующая норма в УК РФ отсутствует» [10, с. 183].

В уголовном законодательстве следует определить наказание за незаконное изъятие органов и(или) тканей от неживого человека. Такая норма присутствует в законодательстве многих зарубежных стран. В основном она обозначена как «нарушение условий и порядка изъятия органов или тканей человека». Благодаря криминализации деяний, совершаемых в сфере трансплантологии, минимизируется широкий круг преступлений рассматриваемой категории.

В законодательствах зарубежных стран более строгое наказание предусмотрено, и в российском законодательстве должно быть определено в отношении лица, незаконно изъявшего органы у живого человека. Как показывает практика, такие деяния совершаются с применением насилия или с угрозой его применения. Достаточно высокую общественную опасность представляет данное деяние, совершенное в отношении лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного. Такие признаки подле -жат признанию особо квалифицирующими признаками. В качестве квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков следует также определить такие обстоятельства, как «с использованием своего служебного положения»; «в отношении заведомо несовершеннолетнего»; «деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору»; «деяния, совершенные организованной группой»; «в отношении двух или более лиц»; «деяние, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, либо наступление иных тяжких последствий»; «деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за преступления против личности».

В целях усиления правовой защиты права на свободное волеизъявление в сфере трансплантации органов соглашаемся с предложением авторов «о дополнении в ст. 63 УК РФ отягчающим наказанием обстоятельством: совершение преступления с целью использования органов и(или) тканей человека» [15, с. 14].

Как было отмечено, целью принуждения к изъятию органов может быть не только трансплантация. Как показывают результаты исследований, данное преступление совершается для достижения и других целей. В этой связи целесообразно исключение из названия статьи, а также части 1 и части 2 ст. 120 УК РФ слов «для трансплантации».

Резюмируя проведенный анализ законодательства, исследований представителей доктрины уголовного права, результатов обобщения материалов практики и сообщений в средствах массовой коммуникации, отметим, что криминализация общественно опасных деяний, широко распространенных в области трансплантологии, будет способствовать существенному снижению преступлений, связанных с незаконным получением органов или тканей для трансплантации.

Список литературы

1. Зиядова Д. З., Абдулкеримова З. Я. Проблемы причинения смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей в Республике Дагестан // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1. С. 137 - 139.

2. Воронин М. Ю. Реализация государственной политики в сфере профилактики преступлений // Научный портал МВД России. 2017. № 2. С. 85 - 88.

3. Галиева С. И. Реализация государственной политики по профилактике преступности в современной России (институциональные аспекты): дис. ... канд. полит. наук. Казань, 2021. 182 с.

4. Коваленко В. И. Криминологическая оценка незаконной трансплантации органов и тканей человека в России // Юристъ-правоведъ. 2011. № 6(49). С. 49 - 54.

5. Коваленко В. И., Серый Ф. Г. Криминологические и уголовно-правовые проблемы современной трансплантации органов и тканей человека // Общество и право. 2014. № 4(50). С. 108 - 111.

6. Крутиков М. Доверие населения к современной прокуратуре // Законность. 2012. № 11. С. 194-195.

7. Нгуен В. Х. Уголовно-правовая характеристика преступления, связанного с принуждением к изъятию тканей или органов человека и их торговлей // Закон и право. 2020. № 8. С. 84-85.

8. О погребении и похоронном деле: Федеральный закон Российской Федерации № 8-ФЗ от 12 января 1996 г. // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8919/ (дата обращения: 12.12.2023).

9. О трансплантации органов и(или) тканей человека: Закон Российской Федерации № 4180-1 от 22 декабря 1992 г. // Гарант. URL: https://base.garant.ru/136366/ (дата обращения: 12.12.2023).

10. Cавельева О. Ю. Ответственность за преступления против личности, связанные с изъятием и использованием органов или тканей человека // Вектор науки ТГУ. 2010. № 3(3). С. 183 - 186.

11. Смирнов В. А. Уголовно-правовая характеристика принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ) // Сибирский юридический вестник. 2005. № 3. С. 74 - 77.

12. Тихонова С. С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации: вопросы уголовно-правового регулирования. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 317 с.

13. Фабрика Т. А. Проблемы уголовной ответственности за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. 200 с.

14. Фатьянов А. А. Проблемы преступлений, связанных с изъятием и использованием органов и(или) тканей человека // Вопросы российской юстиции. 2022. № 22. С. 487 - 496.

15. Якименко А. С. Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным изъятием органов и(или) тканей человека: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 167 с.

References

1. Ziyadova D.Z., Abdulkerimova Z.Ya. [Problems of causing death by negligence due to improper performance by a person of his professional duties in the Republic of Dagestan], Probely v rossiyskom zakonodatel'stve [Gaps in Russian legislation], 2013, no. 1, pp. 137-139. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Voronin M.Yu. [Implementation of state policy in the field of crime prevention], Nauchnyy portal MVD Rossii [Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2017, no. 2, pp. 85-88. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Galiyeva S.I. PhD of Candidate's thesis (Political), Kazan', 2021, 182 p. (In Russ.)

4. Kovalenko V.I. [Criminological assessment of illegal transplantation of human organs and tissues in Russia], Yurist"-pravoved" [Lawyer-pravoved], 2011, no. 6(49), pp. 49-54. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Kovalenko V.I., Seryy F.G. [Criminological and criminal legal problems of modern transplantation of human organs and tissues], Obshchestvo i pravo [Society and Law], 2014, no. 4(50), pp. 108-111. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Krutikov M. [The population's trust in the modern prosecutor's office], Zakonnost' [Legality], 2012, no. 11, pp. 194-195. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Nguyen V.Kh. [Criminal-legal characteristics of a crime associated with coercion to remove human tissues or organs and their trade], Zakon i pravo [Law and law], 2020, no. 8, pp. 84-85. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8919/ (accessed 12 December 2023).

9. Available at: https://base.garant.ru/136366/ (accessed 12 December 2023).

10. Cavel'yeva O.Yu. [Responsibility for crimes against the person associated with the removal and use of human organs or tissues], Vektor nauki TGU [Vector of Science TSU], 2010, no. 3(3), pp. 183-186. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Smirnov V.A. [Criminal legal characteristics of coercion to remove human organs or tissues for transplantation (Article 120 of the Criminal Code of the Russian Federation)], Sibirskiy yuridicheskiy vestnik [Siberian Legal Bulletin], 2005, no. 3, pp. 74-77. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Tikhonova S.S. Prizhiznennoye i posmertnoye donorstvo v Rossiyskoy Federatsii: voprosy ugolovno-pravovogo regulirovaniya [Lifetime and posthumous donation in the Russian Federation: issues of criminal law regulation], St. Petersburg: Yurid. tsentr Press, 2002, 317 p. (In Russ.)

13. Fabrika T.A. PhD of Candidate's thesis (Law), Chelyabinsk, 2007, 200 p. (In Russ.)

14. Fat'yanov A.A. [Problems of crimes associated with the removal and use of human organs and (or) tissues], Voprosy rossiyskoy yustitsii [Issues of Russian justice], 2022, no. 22, pp. 487-496. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Yakimenko A.S. PhD of Candidate's thesis (Law), Rostov-na-Donu, 2007, 167 p. (In Russ.)

Criminal Law Aspects of Crime Prevention Related to Illegal Transplantation

D. Z. Ziyadova, D. Sci. (Law), Professor, Department of Criminal Law, Criminology and National Security, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia;

Zijadowa@yandex.ru

Z. K. Gafurova, Cand. for PhD degree, Department of Criminal Law and Criminology, Dagestan State University; Lead Specialist, Department of Municipal Service and Personnel of Makhachkala,

Makhachkala, Russia; kadri@mkala.ru

Relevance: The main directions of preventive activities in the field of illegal transplantation of human organs and tissues are poorly regulated in the Russian Federation. There is no clear legal system of responsibility for the acts most common in the field of transplantation. The conducted study confirmed the information available in scientific reports on the prevalence in the field of transplantation medicine of trafficking in donated organs and

176

ПРАВО: MCTopMfl u coBpeMeHHOCTb. T. 8, № 2. 2024

tissues, smuggling, criminal sampling and transplantation of human organs and tissues.

The lack of effective legal regulation in the field of human organ and tissue transplantation is a factor in the spread of offenses in this category. The legal system of the Russian Federation does not comply with the dictates of the times, does not take into account changes in the field of transplantation in the era of new technologies. There is no liability for the purchase and sale of human organs, advertising of such actions and other acts related to the use of human organs and tissues. Objectives and methods: The purpose of the study is to analyze the legal system of state policy in the field of crime prevention in the field of human organ and tissue transplantation and to identify areas for improving the effectiveness of regulatory legal acts aimed at suppressing acts related to the seizure or coercion to the removal of human organs. To achieve this goal, the research uses such methods as the analysis of normative legal acts, the generalization of investigative practice materials, the comparative legal method, the method of expert assessments, content analysis of mass media, sociological methods. Results: In the context of global changes in the field of high technologies, an effective legal system in the field of countering commercial donation is important. In the Russian Federation, there is no coherent legal system for protecting the rights of individuals to express their will independently in the field of organ transplantation. For a more successful formation of legal norms in this area, it is necessary to study the positive experience of some foreign countries. Based on a comparative analysis of the legislation of foreign countries and the generalization of scientific reports, it is proposed to establish responsibility for the illegal removal of organs and (or) tissues from a living and inanimate person, the purchase and sale of human organs, advertising of such actions and other acts related to the use of human organs and tissues. Changes in the title and disposition of Article 120 of the Criminal Code are proposed in order to eliminate discrepancies in the interpretation of the norm and to eliminate gaps in law enforcement activities.

Practical implications: The results of the study can be used to improve the legal system for the protection of individual rights to self-expression in the field of organ transplantation.

Keywords: criminal law aspects; transplantation of human organs and tissues; commercial donation; illegal transplantation; improvement of the legal system.

© Д. З. Зиядова, 2024 © З. К. Гафурова, 2024 Статья поступила в редакцию 06.06.2024

При цитировании использовать:

Зиядова Д. З., Гафурова З. К. Уголовно-правовые аспекты профилактики преступлений, связанных с незаконной трансплантацией // Право: история и современность. 2023. Т. 8, № 2. С. 167 - 177. doi: 10.17277/pravo.2024.02. pp.167-177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.