Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА ТРАНСПЛАНТАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОРГАНОВ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ'

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА ТРАНСПЛАНТАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОРГАНОВ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯТРОГЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕЗАКОННАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / IATROGENIC CRIME / ILLEGAL TRANSPLANTATION / RESPONSIBILITY OF MEDICAL WORKERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Юлия Павловна

В статье анализируется законодательство РФ об ответственности за незаконную трансплантацию, не влекущую смерть или тяжкий вред здоровью пациента. Ни КоАП РФ, ни УК РФ не содержат признаков этих правонарушений. Однако в медицинской практике встречаются случаи, указывающие на попытку врачей осуществить изъятие органов в целях незаконной трансплантации без согласия донора. Предлагается внесение изменений в КоАП РФ и УК РФ, а также в Закон РФ от 22.12.1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и проект ФЗ «О донорстве органов человека и их трансплантации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Юлия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF CRIMINAL LEGISLATION ON HUMAN ORGANS AND TISSUE TRANSPLANTATION VIOLATIONS

The article analyzes the legislation of the Russian Federation on responsibility for illegal transplantation, which does not entail death or serious harm to the patient's health. Neither the Administrative Offences Code nor the Criminal Code contain elements of these offenses. However, in the medical practice, there are cases indicating an attempt by doctors to withdraw organs for illegal transplantation without the consent of the donor. Proposed amendments to the Administrative Code and the Criminal Code of the Russian Federation as well as the Law of the Russian Federation (22.12.92), № 4180-I “About transplantation of human organs and (or) tissues” and the draft Federal law “On donorship of human organs and their transplantation”.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА ТРАНСПЛАНТАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОРГАНОВ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ»

УДК 343.619

Попова Юлия Павловна (Popova1976@yandex.ru) Доцент кафедры уголовного права и процесса Тюменского государственного университета, Кандидат юридических наук

Yuliya P. Popova

Assistant professor of Criminal Law and Procedure department

Candidate of Juridical Sciences Tyumen State University

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА ТРАНСПЛАНТАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОРГАНОВ

ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ

IMPROVEMENT OF CRIMINAL LEGISLATION ON HUMAN ORGANS AND TISSUE TRANSPLANTATION VIOLATIONS

Аннотация: В статье анализируется законодательство Российской Федерации об ответственности за незаконную трансплантацию, не влекущую смерть или тяжкий вред здоровью пациента. Ни КоАП РФ, ни УК РФ не содержат признаков этих правонарушений. Однако в медицинской практике встречаются случаи, указывающие на попытку врачей осуществить изъятие органов в целях незаконной трансплантации без согласия донора. Предлагается внесение изменений в КоАП РФ и УК РФ, а также в Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и проект федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации».

Ключевые слова: ятрогенная преступность, незаконная трансплантация, ответственность медицинских работников.

Ural Journal of Legal Research, 2019, № 5

Abstract: The article analyzes the legislation of the Russian Federation on responsibility for illegal transplantation, which does not entail death or serious harm to the patient's health. Neither the Administrative Offences Code nor the Criminal Code contain elements of these offenses. However, in the medical practice, there are cases indicating an attempt by doctors to withdraw organs for illegal transplantation without the consent of the donor. Proposed amendments to the Administrative Code and the Criminal Code of the Russian Federation as well as the Law of the Russian Federation (22.12.92), № 4180-1 "About transplantation of human organs and (or) tissues" and the draft Federal law "On donorship of human organs and their transplantation".

Key words: iatrogenic crime, illegal transplantation, responsibility of medical workers.

В правовой системе Верховного Суда Российской Федерации «Роспра-восудие» нет приговоров в отношении лиц, совершивших преступления в сфере трансплантологии. Такие выводы сделаны Поповой Т. В. и Сергеевым А. Б [1, с. 71]. Кустова О. А. считает, что отсутствие приговоров указывает на ограничение возможности правоохранительных органов выявлять преступления в столь специфической сфере оказания медицинских услуг [2, с. 4]. Проанализировав законодательство, мы пришли к заключению, что одной из главных причин недостатка судебной практики является отсутствие уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за нарушение условий и порядка трансплантации органов и тканей человека.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях1 нет ни одной нормы, предусматривающей ответственность за незаконные действия по оказанию медицинской помощи по профилю хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека).

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

Актуальная редакция Уголовного кодекса Российской Федерации2 содержит всего четыре нормы, которые регулируют отношения в области обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, связанных с незаконным изъятием органов и тканей человека:

• п. «м» ч. 2 статьи 105 УК РФ (Убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего);

• п. «ж» ч. 2 статьи 111 УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека, «...» повлекшего за собой потерю какого-либо органа, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть, совершенное в целях использования органов или тканей потерпевшего);

• ст. 120 УК РФ (Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения), имеющая помимо основного состава, квалифицированный, закрепленный в ч. 2 данной статьи (совершенное в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного);

• п. «ж» ч. 2 статьи 127.1 УК РФ (Торговля людьми, то есть купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей).

Тем не менее, наличие этих статей не обеспечивает в полной мере защиту прав пациентов, обратившихся за медицинской помощью по профилю хирургия. Приведем пример, произошедший в одном из российских областных городов.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 02.08.2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

Заведующий отделением эндокринологии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Т. области «Областная клиническая больница № 1» хирург-эндокринолог Н. М. О., одновременно сотрудничающий с коммерческой организацией «МРТ», и осуществляющий в ней на частной основе консультации пациентов и манипуляции по взятию у них биоматериала из щитовидной железы для последующего исследования в ООО «НЦ-КМД» в городе С., с которым у «МРТ» заключен соответствующий договор, основываясь на материалах диагностического заключения указанной выше организации, предложил пациентке N. операцию по удалению одной из долей щитовидной железы, предупреждая о высоком риске озлокачествления патологического процесса. Но пациентка не испугалась угрозы наступления онкологии, она отказалась от операции, подозревая хирурга в осуществлении незаконного оперативного вмешательства по изъятию части ее органа и последующей пересадке незнакомому ей реципиенту без ее согласия.

Предположения ее основывались на следующих данных. Во-первых, ни предшествующая, ни последующая через 3 месяца ультразвуковая диагностика (УЗИ) щитовидной железы не показали очаговой патологии в этой части органа, которую хирург предложил удалить. Во-вторых, с диагностическим заключением от ООО «НЦКМД» в городе С., предоставленным ей в регистратуре «МРТ», не были возвращены стеклопрепараты, на которых хранится биоматериал из щитовидной железы, взятый при пункции у пациентки N., и которые в этом случае должны быть ей отданы. С их помощью она могла бы подтвердить или опровергнуть услышанный ею результат диагноза, отдав их в другой диагностический центр. В-третьих, на первичной консультации заведующий эндокринологическим отделением Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Т. области «Областная клиническая больница № 1» хирург-эндокринолог Н. М. О., осуществив пальпацию щитовидной железы пациентки N., не обнаружил признаков онкологии. Хотя предложил для ее исключения взять пункцию и направить

в вышеуказанный высокотехнологичный центр в городе С., что и сделала пациентка, поддавшись на уговоры профессионального хирурга. В-четвертых, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Т. области «Областная клиническая больница №2 1», которое является основным местом работы Н.М.О., и куда первоначально для консультации к заведующему хирургу-эндокринологу Н.М.О. была направлена наблюдающим врачом-эндокринологом поликлиники пациентка N., - это одновременно учреждение здравоохранения субъекта Российской Федерации - Т. области, осуществляющее забор и заготовку органов и (или) тканей человека (в приложении к приказу Минздрава Российской Федерации, РАН РФ от 20.02.2019 г. № 73н/2 закреплено за № 107)3, а также учреждение здравоохранения субъекта Российской Федерации - Т. области, осуществляющее трансплантацию органов и (или) тканей человека (в приложении к приказу Минздрава Российской Федерации, РАН РФ от 20.02.2019 г. № 73н/2 закреплено за № 46). В-пятых, после категорического отказа пациентки дать согласие на операцию, несмотря на уговоры и убеждение хирурга и его запугивание онкологией, он составил два разных по содержанию заключения, один из которых отдал пациентке, а другой - в архив карточек «МРТ».

После ведения полугодовой переписки с должностными лицами различных инстанций, надзирающих за деятельностью медицинских организаций, с просьбой привлечь к ответственности врача и юридическое лицо и применить к ним соответствующие закону меры воздействия, пациентке было предложено решить вопрос только в гражданско-правовом порядке4.

3 Об утверждении перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека: Приказ Мин. здравоохранения России № 73н, Российской академии наук № 2 от 20.02.2019 г. // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru.

4 Обращение в Департамент здравоохранения Тюменской области, зарегистрированное входящим № 557 от 02.08.2018 г. и в Федеральную службу Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов по надзору в сфере здравоохранения, зарегистрированное входящим № 604 от 17.08.2018 г.

На сегодняшний день в российском законодательстве не предусмотрено ни административной, ни уголовной ответственности за данное общественно опасное деяние врача. Ведь преступный замысел хирурга не удался в виду отказа пациентки от оперативного вмешательства в ее организм. Следовательно, оконченного состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ) нет. Нельзя квалифицировать и как покушение на данное преступление в виду того, что сама операция еще не началась, то есть не были осуществлены действия, непосредственно направленные на совершение преступления. Уголовная ответственность за подготовительную деятельность к данной незаконной операции также отсутствует, поскольку согласно ч. 2 статьи 30 УК РФ она наступает только в отношении тяжких, особо тяжких преступлений. Анализируя санкции к диспозициям ст. 112 УК РФ, можно констатировать, что преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 112 УК РФ, относится к преступлениям небольшой тяжести, поскольку предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до трех лет, а ч. 2 - преступление средней тяжести, т.к. предусмотрено лишение свободы до пяти лет.

К сожалению, нельзя вменить хирургу-злоумышленнику приготовления к умышленному причинению тяжкого вреда здоровью человека, совершенному в целях использования органов или тканей потерпевшего (ч. 1 ст. 30 и п. «ж» ч. 2 ст. 111 УК РФ). Данное преступление относится к тяжкому, т. к. санкция ч. 2 ст. 111 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет. Тем не менее, данного формального основания недостаточно для предъявления обвинения, поскольку предполагалась операция не по удалению всей железы - всего органа, а лишь ее части - доли.

Также не представляется возможным вменить медицинскому работнику принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), поскольку основанием для предъявления обвинения

в совершении этого преступления является наличие одного из обязательных альтернативных признаков - применение насилия либо угроза его применения, - которого по данному факту не наблюдалось. Отсутствуют объективные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 127.1 УК РФ. Однако общественная опасность деяния врача и презумпция его вины очевидны. Тем не менее, нет нормы, которая бы предусматривала наказание за содеянное врачом Н. М. О. Отмеченных признаков недостаточно, чтобы назвать его деятельность преступной, ввиду отсутствия формального признака - противоправности.

Решением данного вопроса будет появление новеллы российского законодательства, заключающееся в установлении ответственности за нарушение условий и порядка осуществления трансплантации. Ни ныне действующие УК РФ и КоАП, ни Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»5, ни проект федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации»6 не предусматривают какой-либо ответственности за нарушение условий, процедуры осуществления пересадки органов человека ни медицинскими работниками, ни медицинскими организациями. В частности, отметим, что статьей 65 проекта федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации» обозначается лишь ответственность медицинской организации за причинение вреда, связанного с нарушением условий и порядка донорства и трансплантации органов человека, заключающегося в возмещении вреда в гражданско-правовом порядке, то есть в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Дисциплинарная, административная или уголовная ответственность медицинских

5 О трансплантации органов и (или) тканей человека: Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180-1 (ред. от 23.05.2016 г.) // Российская газета. 1993. № 4.

6 О донорстве органов человека и их трансплантации: проект федерального закона // Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. URL: http://rosminzdrav.ru (дата обращения: 25.01.19 г.).

работников, осуществляющих медицинское обеспечение донорства органов или оказывающих медицинскую помощь методом трансплантации органов, также презюмируется только при причинении вреда здоровью, жизни донора или реципиента, связанного с нарушением условий и порядка донорства и трансплантации органов человека. Само по себе нарушение условий и порядка донорства и трансплантации без причинения вреда пациенту остается без внимания со стороны законодателя. И это совершенно неправильно, поскольку должным образом не обеспечивается защита пациентов, их родственников от нарушений в сфере оказания медицинской помощи по профилю хирургия (трансплантация органов).

Необходимость появления подобной нормы и в уголовном законодательстве Российской Федерации становится очевидной. Поэтому предлагаем следующую редакцию статьи Уголовного кодекса, которая будет обеспечивать защиту пациентов от незаконной трансплантации и предупреждать неправомерные действия медицинских работников в данной области:

«УК РФ. Статья 120.1. Нарушение установленных законом условий и порядка трансплантации человеческих органов или их частей

1. Нарушение установленных законом условий и порядка трансплантации человеческих органов или их частей, -

наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

2. Незаконное изъятие человеческих органов или их частей путем извлечения их из тела живого человека не уполномоченными на это лицами и/или в не уполномоченных согласно законодательству учреждениях, либо с нарушением правовых положений, касающихся согласия лица на донорство, или касающегося согласия реципиента, а также с другими нарушениями законодательства о донорстве органов (их трансплантации) -

наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет». 654

Ural Journal of Legal Research, 2019, № 5 Общественная опасность предлагаемого нами преступления заключается, прежде всего, в отсутствии гарантии защиты и безопасности пациентов - живых доноров и реципиентов, которая должна обеспечиваться контролем со стороны государства, разрешающим трансплантационную практику из-за присоединения России к Стамбульской декларации о трансплантационном туризме и торговле органами 2008 года, которая на сегодняшний день в полной мере не реализуется. Помимо этого, общественная опасность усугубляется недостаточной профессиональной ответственностью врачей, участвующих в совершении трансплантации, превращая их в коммерсантов медицинской деятельности, забывающих о принципах гуманности и справедливости. Данные факторы порождают у пациента чувство беспомощности. Не обладая необходимыми медицинскими познаниями, а потому всецело полагаясь на компетенцию и опыт, а также призвание и авторитет врача, к которому обратился за профессиональной помощью, и который себя «не оправдал», пациент уязвим, обманут и разочарован.

Кроме того, для устранения пробелов в российском законодательстве, и преследуя цель системного подхода к решению обозначенной проблемы, предлагаем следующую редакцию статьи 6.31.1 КоАП РФ: «Нарушение законодательства о донорстве органов (их трансплантации):

Нарушение требований законодательства в сфере трансплантации, выразившееся в несоблюдении условий и (или) порядка осуществления операции по изъятию их у донора и пересадке реципиенту, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей».

Отграничение предлагаемых уголовной (ч. 1 ст. 120.1 УК РФ) и административной (ст. 6.31.1 КоАП РФ) норм будет проводиться по кругу субъектов. К административной ответственности может быть привлечено, в отличие от уголовной ответственности, и юридическое лицо.

Ural Journal of Legal Research, 2019, № 5 В проекте федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации» и в последующем в самом законе, в случае его принятия Федеральным Собранием РФ и подписания Президентом РФ, необходимо отразить дополнения в ст. 1 «Предмет регулирования настоящего Федерального закона». Они должны касаться включения помимо прав и обязанностей медицинских работников и медицинских организаций, их ответственность за нарушение условий и порядка изъятия донорских органов у одного лица и предоставления их другому лицу в целях трансплантации, а также за нарушение порядка учета доноров, донорских органов, реципиентов. Включение данных дополнений будет в полной мере обеспечивать реализацию таких целей настоящего Федерального закона, как создание правовых и организационных условий донорства органов человека и их трансплантации, а также единообразие толкования норм и системность регулирования общественных отношений, связанных с донорством органов.

Ответственность медицинских работников будет, в частности, обеспечивать реализацию таких основных принципов донорства органов человека и их трансплантации (статья 5 упоминаемого нами проекта Федерального закона), как добровольность и приоритет интересов человека над интересами общества и науки.

Определенной корректировки требует содержание ст. 65 «Ответственность медицинской организации за причинение вреда, связанного с нарушением условий и порядка донорства и трансплантации органов человека» проекта Федерального закона, поскольку ее заголовок не в полном объеме предусматривает содержание ее частей. В частности, из содержания заголовка следует однозначность толкования только ответственности медицинской организации - юридического лица, в п. 2, помимо прочего, речь идет еще и о разных видах ответственности медицинских работников - физических лиц. Поэтому необходимо переформулировать заголовок статьи 65 проекта федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации».

Предлагаем следующую ее редакцию: «Статья 65.

Ответственность медицинской организации и медицинских работников за нарушение условий и порядка изъятия донорских органов у одного лица и предоставления их другому лицу в целях трансплантации, а также причинения вреда, связанного с нарушением условий и порядка донорства и трансплантации органов человека».

Соответственно, видится необходимым скорректировать пункты этой статьи. Пункт 1 предполагается следующим: «Нарушение условий и порядка изъятия донорских органов у одного лица и предоставления их другому лицу в целях трансплантации влечет дисциплинарную или уголовную ответственность медицинских работников, а также административную ответственность должностных лиц и медицинской организации». Считать соответственно пункт 1 - пунктом 2, а пункт 2 - пунктом 3 статьи 65 проекта федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации».

До тех пор, пока проект федерального закона РФ «О донорстве органов человека и их трансплантации» не вступил в законную силу и на территории России действует Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. №2 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в него.

Предлагаем следующую редакцию названия статьи 16 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. №2 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»: «Статья 16.

Ответственность медицинской организации и медицинских работников за нарушение условий и порядка изъятия донорских органов у одного лица и предоставления их другому лицу в целях трансплантации, а также причинения вреда, связанного с нарушением условий и порядка донорства и трансплантации органов человека».

Соответственно, необходимо скорректировать и содержание этой статьи. Оно, по нашему мнению, должно выглядеть так:

«Нарушение условий и порядка изъятия донорских органов у одного лица и предоставления их другому лицу в целях трансплантации влечет материальную, дисциплинарную и (или) уголовную ответственность медицинских работников и должностных лиц, а также материальную и (или) административную ответственность медицинской организации».

Подводя итог исследованию, считаем необходимым:

I. Предусмотреть уголовную ответственность за нарушение установленных законом условий и порядка трансплантации человеческих органов или их частей, сформулировав предлагаемую норму следующим образом: «УК РФ. Статья 120.1. Нарушение установленных законом условий и порядка трансплантации человеческих органов или их частей

1. Нарушение установленных законом условий и порядка трансплантации человеческих органов или их частей, -

наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

2. Незаконное изъятие человеческих органов или их частей путем извлечения их из тела живого человека не уполномоченными на это лицами и (или) в не уполномоченных согласно законодательству учреждениях, либо с нарушением правовых положений, касающихся согласия лица на донорство, или касающегося согласия реципиента, а также с другими нарушениями законодательства о донорстве органов (их трансплантации) -

наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет».

II. Предусмотреть административную ответственность юридических лиц за нарушение установленных законом условий, порядка трансплантации человеческих органов или их частей, сформулировав и закрепив в КоАП РФ предлагаемую норму следующим образом:

«Статья 6.31.1. Нарушение законодательства о донорстве органов (их трансплантации)

Нарушение требований законодательства в сфере трансплантации, выразившееся в несоблюдении условий и (или) порядка осуществления операции по изъятию их у донора и пересадке реципиенту, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц -от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей».

III. Изменить содержание статьи 16 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и ст. 65 проекта федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации», предложив следующую редакцию:

«Статья 16 (Статья 65 проекта федерального закона).

Ответственность медицинской организации и медицинских работников за нарушение условий и порядка изъятия донорских органов у одного лица и предоставления их другому лицу в целях трансплантации, а также причинения вреда, связанного с нарушением условий и порядка донорства и трансплантации органов человека.

Нарушение условий и порядка изъятия донорских органов у одного лица и предоставления их другому лицу в целях трансплантации влечет материальную, дисциплинарную и (или) уголовную ответственность медицинских работников, а также материальную и (или) административную ответственность должностных лиц и медицинской организации».

IV. Изменить содержание пункта 1 статьи 1 проекта федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации», предложив следующую редакцию:

«Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с донорством органов человека и их трансплантацией, в том числе

определяет условия и порядок изъятия донорских органов у одного лица и предоставления их другому лицу в целях трансплантации, права и обязанности доноров, реципиентов, права и обязанности, а также ответственность медицинских работников, должностных лиц и медицинских организаций, порядок учета доноров, донорских органов, реципиентов».

Библиографический список

1. Попова Т. В., Сергеев А. Б. Преступная деятельность при оказании медицинской помощи по профилю хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека: правовой и виктимологический аспект) // Вик-тимология. 2018. № 1(15). С. 69-75.

2. Кустова О. А. Методика расследования преступлений, связанная с изъятием органов и (или) тканей человека для трансплантации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.