В последние годы проблема предупреждения преступности в сфере незаконной трансплантации органов и тканей человека стала одной из наиболее актуальных, злободневных и обсуждаемых в современном обществе. Она выступает не только объектом повышенного внимания специалистов (юристов, медиков, правозащитников, представителей СМИ) [1; 2; 3], но и предметом, вызывающим серьезную озабоченность органов государственной власти, общества в целом, одной из наиболее «резонансных» тем, которой посвящен ряд публикаций в средствах массовой информации.
Так, в озвученном на V Всероссийском съезде трансплантологов (в октябре 2010 г.) приветственном слове Президента России Д.А. Медведева подчеркивалось, что совместное обсуждение актуальных вопросов развития трансплантологии в России должно способствовать, в частности, совершенствованию законодательной базы с учетом передового мирового опыта и норм международного права в области трансплантологии [4].
В настоящее время основные положения, регламентирующие запрет незаконной трансплантации органов и тканей человека, отражены в следующих основных международно-правовых и отечественных документах: Декларации о трансплантации человеческих органов 1987 г.,
Руководящих принципах ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов 1991 г. (в ред. 26 мая 2008 г.), Стамбульской декларации о трансплантационном туризме и торговле органами 2008 г., Документе Всемирной ассамблеи здравоохранения «О трансплантации органов и тканей человека» 2009 г., Законе РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» 1992 г. (в ред. от 29 ноября 2007 г.).
В соответствии с российским уголовным законодательством за принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации и торговлю людьми в целях изъятия у потерпевшего органов и тканей предусмотрена уголовная ответственность (ст. 120, п. «ж», ч. 2 ст. 127.1 Уголовного кодекса РФ).
В соответствии со Стамбульской декларацией 2008 г. торговля органами - это наем, вербовка, транспортировка и перемещение живых и умерших людей или их органов, их укрывательство и подделка документов с применением угроз, силы, служебного положения или других форм принуждения, похищения, мошенничества и обмана; с передачей или получением третьей стороной оплаты или других выгод для приобретения контроля над потенциальным донором - для использования в целях получения органов для трансплантации.
Трансплантационный коммерциализм - это такая практика и образ действий, при которых орган рассматривается как товар и продукт потребления, который может быть продан, куплен или использован для получения материальной выгоды [5].
Однако даже столь повышенное внимание к проблеме не привело к результату, позволяющему эффективно противостоять незаконной трансплантации органов и тканей человека. Нельзя считать, что получены убедительные ответы и на операциональном уровне разработаны рекомендации для практиков по ряду важнейших вопросов. Эти вопросы касаются методов получения статистических сведений о реальном состоянии преступности в сфере незаконной трансплантации органов и тканей человека (данный вид преступления характеризуется не только высокой степенью общественной опасности, но и является одним из наиболее высоколатентных), роли государства и общества в механизме противодействия данному виду преступности. Самостоятельная задача - решительная корректировка правоприменительной практики, ныне пребывающей на крайне неудовлетворительном уровне, с тем, чтобы, наконец, начали реально «работать» нормы уголовной ответственности за незаконный оборот органов и тканей человека. В подтверждение обратимся к некоторым цифрам.
В России зарегистрировано всего два преступления по ст. 120 УК РФ «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации», совершенных в 2005 и 2006 гг., и два случая торговли людьми с целью незаконной трансплантации органов человека. Нет сомнения в том, что такая оптимистическая информация не отражает реальной ситуации.
В 2000 г. в Рязанской области была осуждена по ст. 152 Уголовного кодекса к 4 годам 6 месяцам лишения свободы гражданка Т., которая, увидев в телепрограмме репортаж о продаже детей на органы, попыталась за 90 тыс. долларов продать своего 5-летнего внука «на органы», «покупателем» выступил оперативный сотрудник милиции. Вместе с нею были осуждены ее сын и невестка.
В 2003 г. большой резонанс получило «дело врачей» (НИИ трансплантологии и искусственных органов в Москве и 20-й Городской клинической больницы), которые обвинялись к приготовлению к убийству - неоказание реанимационных мероприятий больному в целях получения его органов для трансплантации. В 2005 г. после двух судебных процессов врачи были оправданы с формулировкой, что «показания свидетелей, материалы дела, а также собранные доказательства указывают на невиновность подсудимых, а доводы обвинения о том, что врачи готовились к убийству пациента с прямым умыслом, являются необоснованными».
Тем не менее следствием этого несправедливого и затяжного процесса стало то, что НИИ трансплантологии и искусственных органов в Москве (главный центр российской трансплантологии) фактически свернул платные операции по пересадке хроническим больным жизненно важных органов. Возглавлявший тогда центр трансплантологии В.И. Шумаков заявил, что операции приостановлены «из-за опасений новых судебных исков против оперирующих хирургов в подозрении на преднамеренное убийство пациентов».
В то же время, как отметил на V Всероссийском съезде трансплантологов (в октябре 2010 г.) директор Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова С.В. Готье, за последние два года число выполненных трансплантаций жизненно важных органов несколько увеличилось: так, в 2008 г. в стране было выполнено 942 операции, в 2009 г. - более тысячи, к третьему кварталу 2010 г. - число операций уже превысило тысячу [4]. Нет сомнения: увеличение незначительно для масштабов такой страны, а общий объем остается абсолютно недостаточным.
Существует точка зрения, что нелегальная трансплантация в нашей стране маловероятна и не случайно практически отсутствует, поскольку круг высокопрофессиональных врачей-трансплантологов очень ограничен и они никогда не согласятся работать в нелегальных условиях, подвергая риску больного и себя. Более того, сама процедура подбора органа достаточно трудоемка, чтобы подобрать подходящий орган для пересадки конкретному богатому заказчику, надо перебрать (заставить пройти через многие специальные анализы) десятки или даже сотни потенциальных доноров, чем, естественно, не будут заниматься представители криминальных структур. Донорские органы и ткани бомжей и иных асоциальных личностей плохо подходят донору по медицинским показателям.
Кроме того, время хранения органов человека очень ограничено (от 8 до 48 часов), и, по мнению медиков, за двое суток подпольно найти такого реципиента, который, с одной стороны, располагает средствами для оплаты органа, а с другой - иммунно совместим с донором, практически невозможно.
По мнению медиков, в России хотя и есть реальная нужда в пересадке донорских органов, но платежеспособный спрос не настолько велик, чтобы было выгодно ставить подпольные операции «на поток». Среди сотен российских пациентов, нуждающихся в пересадке, лишь единицы - богатые люди. К тому же по-настоящему богатые люди предпочтут сделать легальную операцию за рубежом. Ведь нелегальная операция в России окажется, скорее всего, менее квалифицированной и чреватой неприятными последствиями. Поэтому большая часть самих врачебных операций совершается за рубежом, а потенциального донора отправляют туда под маркой «трудоустройства».
Для нуждающихся в операции иностранцев Россия тоже пока не очень привлекательна (хотя есть информация, что некоторые иностранцы приезжают в Россию для пересадки органов в расчете на более низкую их стоимость в нашей стране).
На первый взгляд, доводы кажутся убедительными. Однако изучение количества запросов (в среднем до 30 тыс. в месяц) в Интернете о купле-продаже почки, других органов показало, что в сети активно осуществляется торговля органами, при этом контактные данные покупателя зашифрованы и связаться с ним достаточно затруднительно. Представить это в виде «виртуальных игр» и «шуток», по меньшей мере, наивно.
Многочисленные подробно описанные истории организации подпольных операций наших соотечественников, проведенные в дальнем и ближнем зарубежье (в Германии, Украине, Молдавии) -оплата операции и органов, бронирование и оплата билетов, проживания, подготовка фальшивых документов, доказывающих «родство» с оперируемым больным, свидетельствуют о том, что торговля органами процветает.
В этой связи интересны результаты опроса сотрудников правоохранительных органов, которые считают, что доля зарегистрированных преступлений в данной сфере составляет лишь 5 % от фактически совершенных, и данная статистика говорит не об отсутствии преступности в рассматриваемой сфере, а о ее высокой латентности [7, с. 3].
Представляется, что навязывание обществу точки зрения о том, что нелегальная торговля человеческими органами и тканями - это совсем не серьезная для нас проблема, выгодна, прежде всего, представителям криминальных структур, поскольку оберегает их от лишнего внимания правоохранительных органов и общества в целом. Она позволяет и далее процветать их преступному бизнесу на человеческих органах.
Проблема личности преступника требует специального анализа, попытка осуществления которого была нами предпринята, однако он затруднен отсутствием необходимого объема статистической информации.
В целом же о личности участвующего в преступном механизме в сфере незаконной трансплантации органов и тканей можно сказать следующее.
С одной стороны, эти преступления совершаются людьми, находящимися на низших ступенях общественной лестницы (малообразованные, бедные) и для них, можно сказать, это «преступления отчаяния». С другой стороны, это преступления людей, материально обеспеченных, образованных, имеющих высокий общественный статус.
Также выделяется группа лиц с большим криминальным опытом, поскольку в данном случае криминальный механизм очень сложный, включающий в себя в том числе и организационные возможности подготовить всю цепочку и осуществить преступную операцию. И, конечно, здесь один из главных рычагов успешного результата - коррупция.
Необходимо отметить, что в последние годы активно развиваются новые направления преступной деятельности, связанные не только с незаконной трансплантацией органов и тканей человека, но и с извлечением (изъятием) стволовых клеток, иных материалов у живых детей и из тел умерших или не родившихся детей (эмбрионов, материалов аборта).
Так, по данным из неофициальных источников, но вполне заслуживающих доверия, участились факты «ведения» врачами беременности молодых мам, желающих сделать аборт, до поздних сроков, в целях совершения аборта «по медицинским показателям» для получения в ходе операции стволовых клеток и тканей для их последующей продажи.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» «... действие настоящего Закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички и эмбрионы), а также кровь и ее компоненты».
Как отмечала профессор Т. Яковлева, в России до настоящего времени не разработана федеральная программа развития органного донорства и трансплантологии, не решена проблема детского донорства [8].
В связи с тем, что практика продажи человеческих материалов (эмбрионов, полученных в результате аборта) и стволовых клеток законодательно не урегулирована, объективно создается почва для «преступного бизнеса» в данной области, и он уже «набирает обороты».
Остановимся теперь на факторах, предопределяющих неблагоприятные тенденции рассматриваемого вида преступности. До настоящего времени не урегулированы основные направления предупредительной деятельности в сфере незаконной трансплантации органов и тканей человека. Распространению преступной деятельности способствовало сочетание трех основных факторов: потребность достаточно массовой в количественном отношении социальной группы людей (больных или желающих сохранить здоровье и молодость), нуждающихся в органах и тканях (инъекциях стволовыми клетками), невозможность легально удовлетворить в полном объеме этот спрос и научно-технический прогресс в области медицины.
В ряде случаев трансплантация органов и тканей представляет собой возможность, а иногда и единственный шанс больному выжить и выздороветь в результате пересадки ему здорового органа.
По данным специалистов, в России доноры обеспечивают менее 10 % необходимого количества органов, пригодных для пересадки, а в условиях, когда спрос во много раз превышает предложение,
происходит формирование организованных преступных групп в данной сфере деятельности [9, с. 26; 10, с. 23], которые, преследуя цели личного обогащения и усиления своего финансового могущества, готовы пойти на любые преступления [2, с. 4].
Так, полный забор органов человека (от сердца до гипофиза) на «черном рынке» стоит сотни тысяч долларов от одного донора [11]. В этой связи можно выделить специфические признаки донорского органа, делающие его «привлекательным товаром» (если так можно выразиться) для представителей организованных преступных структур: донорский орган - это высокодефицитный «товар», спрос на него в сотни раз превышает «предложение»; донорский орган - труднодоступный товар, который невозможно добыть, «похитить», «украсть» в обычных условиях, необходимы специальные условия его получения (помощь врачей, операция, правовые и организационные препоны и т.д.); донорский орган - дорогостоящий «товар», цена которого обусловлена двумя вышеуказанными признаками, с одной стороны, а с другой - от наличия (или отсутствия) которого зависят также жизнь и здоровье другого человека (реципиента). Фактически цена донорского органа является ценой спасения жизни и здоровья другого человека.
Таким образом, невозможность законным образом обеспечить всех больных жизненно необходимыми органами стала решающим фактором, обусловившим незаконную трансплантацию органов и тканей и совершение ряда криминальных действий, позволяющих, в конечном счете, осуществить противоправную операцию. Прогнозируемый рост фактов торговли людьми в целях незаконной трансплантации органов и тканей является криминальным ответом на растущую неудовлетворенную объективную потребность (которую смело можно назвать и социальной потребностью) в обеспечении больных людей материалом, необходимым для трансплантации. В настоящее время не только в мире, но и в России сложилась ситуация, когда больные пациенты вынуждены несколько лет ожидать в очереди на такого рода операцию, причем, большинство из них так до нее и не доживают.
Как отмечала профессор Т. Яковлева, из-за дефицита донорских органов в нашей стране лишь около 30 % из «листа ожидания» доживают до трансплантации (т.е. более 70 % больных умирают) [6]. Это очень плохие показатели по сравнению с другими странами. В развитых странах Запада доля пациентов, не дождавшихся операции, составляет лишь порядка 10 %.
Этих данных, на наш взгляд, уже достаточно, чтобы оценить масштабы проблемы, требующей незамедлительного и адекватного ответа на нее. Казалось бы, следует, в первую очередь, ждать такого ответа от законодателя. Но действующие в России нормы, скорее, препятствуют, чем помогают решению данной проблемы.
Операции по трансплантации органов регулировались изначально только Законом Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г. № 4180-1, в соответствии с чем действовал порядок, в силу которого разрешение на изъятие органов и тканей трупа врачи у родственников получать не обязаны.
Однако после принятия 12 января 1996 г. Федерального закона «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ легальная возможность осуществить нормальную трансплантацию фактически была сведена на «нет»: врач не имеет права изымать у покойного органы, не получив информации о прижизненном на то волеизъявлении человека или после его смерти - согласия родственников. Это привело к тому, что количество операций по трансплантации органов резко упало. После 2003 г. в практическом решении проблемы допустимости посмертного донорства стала доминировать ориентация не на презумпцию согласия, а на презумпцию отказа в проведении соответствующей операции.
По неофициальным сообщениям в Интернете и СМИ, для покупателя цена одной почки составляет до 40 тыс. долл., при этом сам донор получает от 4 до 10 тыс., а делающий пересадку хирург - 10-15 тыс. Остальные деньги идут посредникам - представителям криминальных структур.
В качестве сопутствующих незаконной трансплантации органов и тканей факторов в России можно назвать такие, как отсутствие системы и механизма законной трансплантации органов и тканей, коммерциализация медицинской отрасли, высокая стоимость легальных операций, увеличение численности больных лиц, нуждающихся в лечении, повышение уровня медицинского обслуживания, позволяющего осуществлять операции по трансплантации.
Проведенное исследование позволяет констатировать отсутствие комплексного подхода к решению данной проблемы. В целом же в России в настоящее время сложилось несколько подходов к проблеме трансплантации органов и тканей человека и предупреждения ее незаконных форм.
Представители одного подхода считают необходимым легализовать торговлю органами и тканями в целях трансплантации. Это позволит частично снять напряженность и угрозу смерти нуждающихся больных, с другой - не позволит криминальным структурам «восполнять» существующую брешь в поставке необходимых органов. Данные мероприятия необходимо сочетать с профилактикой коррупции среди медиков, у которых появляется возможность за определенное вознаграждение выбирать среди больных «самых нуждающихся».
Представители другого подхода считают, что официальная легализация продажи органов позволит под «крышей» официальных структур создать нелегальный рынок продажи органов, что спровоцирует лавинообразный рост как самой нелегальной купли-продажи органов, так и сопутствующих ей преступлений (коррупция, халатность медперсонала, злоупотребление должностными полномочиями и т.д.).
Необходимо признать, что аргументы представителей каждой группы небезосновательны и в целом справедливы. В то же время представляется, что существующий спрос на пересадку здоровых органов, которая в настоящее время законодательно разрешена лишь, если донор и реципиент -родственники, значительно сужает возможности законодательного, и, главное, практического разрешения данного вопроса.
В целях совершенствования законодательного обеспечения трансплантации органов и тканей человека необходимо внести изменения в действующее законодательство. В частности, в Законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г., (или в новом законе) должен быть представлен не только полный перечень органов и тканей, которые могут быть объектом трансплантации (сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и др.), но также перечень и правовой режим иных фрагментов организма человека (репродуктивные ткани, эмбрионы, материалы эмбриона, стволовые клетки, кровь, ее компоненты), которые в последние годы все чаще выступают предметом незаконного оборота. Там же должны быть отражены положения, касающиеся алгоритма использования органов и тканей доноров, не являющихся родственниками, порядок и механизм реализации программы детской трансплантологии.
Представляется целесообразным внесение изменений в уголовное законодательство России, в частности, установление нормы об уголовной ответственности за куплю-продажу и иные незаконные сделки с органами и тканями человека, любыми иными фрагментами организма человека (эмбрионами, стволовыми клетками, кровью). В примечании или при толковании указанной нормы необходимо указать перечень деяний, образующих объективную сторону преступления (незаконные: изъятие, купля, продажа, перевозка, хранение). Также должна быть предусмотрена повышенная уголовная ответственность за указанные деяния, совершенные путем обмана, злоупотребления доверием, использования беспомощного состояния человека, с использованием своего служебного положения, должностными лицами, медицинскими работниками, перемещением через границу и т.д.
В связи с тем, что незаконное изъятие органов и тканей человека в ряде случаев может осуществляться не только в целях трансплантации, но и в иных целях (научных экспериментов, медицинских опытов, изготовления лекарственных или косметических препаратов, ритуальных обрядов), необходимо установление норм, предусматривающих ответственность за совершение деяний в указанных целях.
На примере зарубежного опыта представляются обоснованными разработка и принятие федеральной программы развития донорства в России, в рамках которой должны быть предусмотрены различные направления деятельности (организационной, правовой и др.), в том числе предупредительно-профилактического характера, направленные, с одной стороны, на поощрение и развитие легального донорского движения и предупреждение (и пресечение) его теневой (нелегальной) составляющей - с другой. Такая деятельность может осуществляться как сотрудниками федеральных и региональных органов исполнительной власти, так и представителями профессиональных сообществ (медицинских работников, юристов), общественных организаций (правозащитниками), волонтерами.
Органами исполнительной власти должны быть разработаны порядок и условия получения согласия родственников или иных законных представителей умершего (погибшего) на безвозмездное изъятие органов или тканей человека.
Следуя руководящим принципам международного права и зарубежному опыту, представляется оправданным поощрение добровольного посмертного донорства, т.е. прижизненная дача согласия потенциального донора о посмертном безвозмездном использовании его органов и тканей. Согласие потенциального донора должно быть оформлено юридически. Посмертное изъятие органов должно осуществляться безвозмездно, что в то же время не исключает мер поощрения потенциальных доноров при жизни, например регулярное полное медицинское обследование (диспансеризация), льготы при осуществлении ряда платных медицинских услуг (на примере доноров крови), оказание правовой, организационной и финансовой помощи (например, при погребении потенциального донора). Представляется целесообразным создание банка данных потенциальных доноров, давших прижизненное согласие на использование органов и тканей после смерти (оформление донорской карты).
Просветительско-пропагандистская деятельность среди населения (через СМИ, социальную рекламу, с помощью общественных организаций) о гуманном и благородном характере дачи добровольного согласия на безвозмездное использование органов и тканей человека после его смерти в целях спасения жизни другого человека, с одновременным запретом рекламы о купле-продаже органов. Привлечение в ряды потенциальных доноров может осуществляться, например, в ходе получения водительских прав (известно, что от 20 до 30 тыс. россиян ежегодно погибают в результате ДТП).
Виктимологическая профилактика должна включать в себя просвещение населения о возможных легальных способах получения медицинской помощи, связанной с трансплантацией органов и тканей, информирование о потенциальных угрозах гражданам, в том числе выезжающим за рубеж в целях трудоустройства или проведения операции, о необходимости проявления бдительности - не стать жертвой преступления; установление телефона «доверия» - для сообщений о готовящихся и ранее совершенных преступных деяниях, связанных с трансплантацией органов и тканей человека.