Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ ДЕЯНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМИ ПРОИСШЕСТВИЯМИ С УЧАСТИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ ДЕЯНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМИ ПРОИСШЕСТВИЯМИ С УЧАСТИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / БЕСПИЛОТНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садрисламов А.К., Мурсалимов А.Т.

Рассмотрены вопросы внедрения передовых технологий по беспилотному управлению транспортными средствами и обеспечению безопасности дорожного движения в изменившейся дорожной инфраструктуре. Сформулированы теоретические подходы к толкованию уголовно-правовых норм в случае допущения дорожно-транспортных происшествий с участием беспилотных автомобилей. Отражено авторское видение разрешения проблематики урегулирования правоотношений в области безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садрисламов А.К., Мурсалимов А.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL-LEGAL ASPECTS OF THE QUALIFICATION OF ACTS RELATED TO ROAD ACCIDENTS INVOLVING UNMANNED VEHICLES

In the material of the article, the issues of the introduction of advanced technologies for unmanned vehicle control and road safety in the changed road infrastructure are subject to consideration. Based on the analysis carried out and the results obtained, theoretical approaches to the interpretation of criminal law norms in the case of road accidents involving unmanned technical devices are formulated. The author’s vision of resolving the problems of settlement of new legal relations in the field of road safety is reflected.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ ДЕЯНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМИ ПРОИСШЕСТВИЯМИ С УЧАСТИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-046 MOSURED: 77/27-026-2022-1-245

Road safety -

© Садрисламов А.К., Мурсалимов А.Т., 2022

УДК 343.2

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ ДЕЯНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМИ ПРОИСШЕСТВИЯМИ С УЧАСТИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Азат Камилевич Садрисламов1, Айнур Тагирович Мурсалимов2

1,2 Уфимский юридический институт МВД России

1azat_sadr@mail.ru

2bagautdinov93@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы внедрения передовых технологий по беспилотному управлению транспортными средствами и обеспечению безопасности дорожного движения в изменившейся дорожной инфраструктуре. Сформулированы теоретические подходы к толкованию уголовно-правовых норм в случае допущения дорожно-транспортных происшествий с участием беспилотных автомобилей. Отражено авторское видение разрешения проблематики урегулирования правоотношений в области безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: цифровая трансформация, безопасность дорожного движения, беспилотные транспортные средства, уголовно-правовое законодательство

Для цитирования: Садрисламов А.К., Мурсалимов А.Т. Уголовно-правовые аспекты квалификации деяний, связанных с дорожно-транспортными происшествиями с участием беспилотных транспортных средств // Безопасность дорожного движения. 2022. № 1. С. 45-47.

CRIMINAL-LEGAL ASPECTS OF THE QUALIFICATION OF ACTS RELATED TO ROAD ACCIDENTS INVOLVING UNMANNED VEHICLES

Azat K. Sadrislamov1, Ainur T. Mursalimov2

1,2 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

'azat_sadr@mail.ru

2bagautdinov93@yandex.ru

Abstract. In the material of the article, the issues of the introduction of advanced technologies for unmanned vehicle control and road safety in the changed road infrastructure are subject to consideration. Based on the analysis carried out and the results obtained, theoretical approaches to the interpretation of criminal law norms in the case of road accidents involving unmanned technical devices are formulated. The author's vision of resolving the problems of settlement of new legal relations in the field of road safety is reflected. Keywords: digital transformation, road safety, unmanned vehicles, criminal law legislation

For citation: Sadrislamov A.K., Mursalimov A.T. Criminal-legal aspects of the qualification of acts related to road accidents involving unmanned vehicles // Road safety. 2022. № 1. P. 45-47.

Любая гипотеза, философская мысль, предположение являются толчком для развития науки. Установление стратегических направлений деятельности, их нормативное регулирование - залог прогресса в сфере науки и техники при материальной поддержке государства, юридических или физических лиц для реализации стратегических, национальных, экономических, политических, социологических и других направлений.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») в качестве одного из приоритетных направлений определено развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение беспилотных транспортных средств (далее также ТС) на автомобильных дорогах общего пользования [2].

Во исполнение Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» подготовлено распоряжение Правительства РФ от 25 марта 2020 года № 724-р «Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах об-

№ 1/2022 -

щего пользования», которое актуализировало указанное направление и мотивировало научную среду к реализации поставленных задач [3].

Для реализации данного направления выделены материальные ресурсы и созданы условия для проведения экспериментов в виде специальных экономических зон и городов высоких технологий.

Внедрение передового опыта позволит улучшить уровень жизни граждан, а также решить организационные и социальные проблемы в обществе.

Внедрение беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования и повсеместная замена ручного управления на автоматизированный вариант позволили бы значительно сократить количество дорожно-транспортных происшествий (далее также ДТП).

Добиться полного отсутствия дорожно-транспортных происшествий невозможно, так как ни одна система не является универсальной и безошибочной, поскольку разработкой занимается человек и может допустить ошибку даже в идеальной схеме технического устройства. Согласно статистическим данным, беспилотное транспортное средство по сравнению с ТС с ручным управлением значительно превосходит конкуренцию по недопущению ДТП и нарушений правил дорожного движения.

_ 45

Безопасность до]

Положительными аспектами в использовании беспилотных транспортных средств являются:

повышение пропускной способности автомагистралей, дорожных участков, сокращение количества пробок;

снижение расходов на оплату труда водителя; возможность осуществлять перевозку грузов и пассажироперевозки круглосуточно и без остановки; снижение травматизма; сокращение времени нахождения в пути; возможность выбора максимально допустимой безопасной скорости передвижения; сокращение потребления топлива; возможность отказа от личного транспорта в пользу общественных беспилотных пассажироперевозок; сокращение подкапотного пространства. Среди негативных аспектов нововведения: сокращение вакансий водителей, курьеров в службе доставки;

частые случаи воспламенения транспортного средства после ДТП;

возможность сбоев программного обеспечения; недоверие пассажиров техническому устройству; отсутствие контроля дорожной обстановки человеком;

влияние человеческого фактора (поведения участников дорожного движения) на поведение автомобиля на дорожном участке;

высокие требования к дорожно-транспортной инфраструктуре;

возможность сбоев навигации; возможность организации провокационных акций и преднамеренных дорожно-транспортных происшествий конкурентными организациями и лицами, потерявшими работу;

возможность отслеживания маршрута передвижения беспилотного транспорта обслуживающей организацией;

высокая стоимость обслуживания, ремонта и самого автомобиля.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года № 200 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1415» основными регионами, в которых проводится эксперимент по внедрению беспилотных транспортных средств, стали:

г. Москва и Республика Татарстан - с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г.;

Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Самарская области, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край и г. Санкт-Петербург - с 1 марта 2020 г. по 1 марта 2022 г. [4].

Отсутствие у физических лиц накоплений для покупки передовых технических устройств, снабженных автопилотируемым оборудованием, не позволит государству повсеместно устранить автомобили с ручным управлением.

Эксплуатация самодельных транспортных средств, а также внесение изменений в конструктивные особенности транспортного средства также могут повлечь возникновение дорожно-транспортного происшествия.

Примером может служить ситуация, освещенная в средствах массовой информации, по факту ДТП с участием автомобилей «Tesla» и «Газель». Программное обеспечение автопилотируемого транспортного средства «Tesla» не распознало ТС «Газель», осуществляв-

>жного движения -

шее эвакуацию автомобилей, и на скорости 100 км/ч допустило столкновение, после чего произошло возгорание [6].

Для того, чтобы определить, мог ли водитель, управляя транспортным средством, предотвратить происшествие, необходимо провести эксперимент. В случае положительного результата разработчик программного обеспечения подлежит привлечению к ответственности.

При расследовании ДТП с участием беспилотного транспортного средства правоприменителю необходимо оценить обстановку произошедшего, чтобы установить, мог ли водитель избежать столкновения.

Классическим примером выступает движение в ночной период времени по неосвещенному участку автодороги. Водители очень часто допускают наезд на пешехода вследствие недостаточной видимости.

В аналогичной ситуации может оказаться и беспилотное транспортное средство. Так, 18 марта 2020 г. в штате Аризона произошло ДТП по причине того, что устройство управления не распознало переходящего в неположенном месте пешехода [5]. В данном случае привлекать разработчиков транспортного средства и водителя к ответственности нецелесообразно.

Таким образом, ошибки невозможно исключить ни со стороны человека, ни со стороны беспилотного ТС в силу недоработки или допущенной разработчиками ошибки, технической неисправности.

Правоприменитель и законодатель сталкиваются с проблемами назначения наказания и определения виновного лица. Кроме того, резонанс вокруг беспилотных транспортных средств останавливает законодателя от их быстрого внедрения на дорогах общего пользования. Большинство обывателей, экспертов, специалистов и законодательные органы в настоящее время используют методику выработки новых правовых норм для урегулирования возникших правоотношений.

В Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) периодически вносятся изменения в виде специальных правовых норм, что существенно подрывает авторитет законодательства.

Предполагается, что законодатель поступит аналогично и в случае вины беспилотного транспортного средства, переложив ответственность на разработчика, водителя или владельца технического устройства.

Однако, как представляется, уголовное законодательство достаточно регламентировано для контроля правоотношений, плавно перетекающих в киберпро-странство по всем видам преступлений, и не требует доработки. В каком бы виде не развивались правоотношения, в любом случае они подпадают под определенную уголовно-правовую норму.

В целях урегулирования отношений, возникающих в данной сфере, уголовная ответственность предусмотрена:

1. За выпуск транспортного средства со сбоями в программном обеспечении. В данном случае виновным следует признать инженера, установившего программное обеспечение и осуществлявшего проверку работоспособности (ст. 266 УК РФ «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями») [1].

2. В случае, если водитель располагал возможностью перейти на ручное управление и предотвратить дорожно-транспортное происшествие, но не сделал этого в силу беспечности, легкомыслия, небрежности (ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») [1].

46

№ 1/2022

- Road

3. За осуществление вмешательства в программное обеспечение вредоносными программами удаленного доступа (ст. 267 УК РФ «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения» или иная статья Особенной части УК РФ в зависимости от направленности умысла) [1].

4. Если водитель, сотрудник автосервиса, иное лицо, обладающее специальными познаниями, самостоятельно внесли изменения в конструкцию или программное обеспечение (ст. 266 УК РФ «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями») [1].

Возможность адаптировать правоприменительную практику в зависимости от возникновения, изменения и прекращения новых правоотношений является показателем проработанности нормативного акта. В случае возникновения новых видов правоотношений, не регламентированных законодательством, следует корректировать терминологический аппарат, а не вводить новую уголовно-правовую норму.

Необходимо отказаться от внедрения новых специальных правовых норм и актуализировать имеющуюся базу либо переработать уголовное законодательство и утвердить новое, позволяющее унифицировано применять правовые нормы к лицам, допустившим нарушение закона.

Список источников:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 1 июля 2021 г., с изм. от 15 июля 2021 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30 декабря 2021 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.01.2022).

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития

safety -

Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.01.2022).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 724- р «О Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.01.2022).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 г. № 200 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1415» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.02.2022).

5. URL: https://tjournal.ru/tech/67896 (дата обращения: 28.01.2022).

6. URL: https://lenta.ru/news/2019/08/10/tesla/ (дата обращения: 10.02.2022).

References:

1. The Criminal Code of the Russian Federation of 31.07.1996 № 63-FZ (as amended on 01.07.2021, with amendments. from 15.07.2021) (with amendments and additions, intro. in force

30.12.2021) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 28.01.2022).

2. The decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 № 204 «On national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 28.01.2022).

3. The decree of the Government of the Russian Federation of 25.03.2020 № 724-r «On the concept of providing road safety involving unmanned vehicles on the roads of General use» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 28.01.2022).

4. The resolution of the RF Government of22.02.2020 № 200 «On amendments to the decree of the Government of the Russian Federation of 26.11.2018 № 1415» // SPS «Consultant Plus» (date of access:

10.02.2022).

5. URL: https://tjournal.ru/tech/67896 (date of access: 28.01.2022).

6. URL: https://lenta.ru/news/2019/08/10/tesla/ (date of access: 10.02.2022).

Информация об авторах

А.К. Садрисламов - заместитель начальника кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России А.Т. Мурсалимов - преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России

Контакты: ул. Муксинова, д. 2, Уфа, Россия, 450091

Information about the authors

А.К. Sadrislamov - Deputy head of the department ofprofessional training of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia A.T. Mursalimov - Teacher of the department ofprofessional training of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs ofRussia

Contacts: ul. Muksinova, d. 2, Ufa, Russia, 450091

Статья поступила в редакцию 09.02.2022; одобрена после рецензирования 16.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. The article was submitted 09.02.2022; approved after reviewing 16.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

№ 1/2022 - 47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.