Научная статья
NIION: 2021-0084-1/22-045 MOSURED: 77/27-026-2022-1-244
© Прокопенко Ю.О., 2022
УДК 351.74.76
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юлия Олеговна Прокопенко
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя [email protected]
Научный руководитель:
Станислав Петрович Стащенко
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя [email protected]
Аннотация. Исследуются вопросы профилактики правонарушений в области дорожного движения. Повышение уровня безопасности в данной сфере является одним из главных направлений политики и улучшает показатели развития России. Отмечается, что увеличение количества транспортных средств и недостаточное обновление дорог способствуют росту числа правонарушений и ослабляет безопасность дорожного движения. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости провести комплекс мер, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: административное правонарушение, дорожное движение, профилактика, дорожно-транспортное происшествие, преступление
Для цитирования: Прокопенко Ю.О. Актуальные вопросы профилактики административных правонарушений в области дорожного движения в Российской Федерации // Безопасность дорожного движения. 2022. № 1. С. 42-44.
TOPICAL ISSUES OF PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF TRAFFIC IN THE RUSSIAN FEDERATION
Yuliya O. Prokopenko
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot [email protected]
Supervisor:
Stanislav P. Stashchenko
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot [email protected]
Abstract. The article examines the issues of prevention of offenses in the field of traffic. It is observed that increasing the level of security in this area, which helps to preserve the lives and health of citizens, is the main direction of policy and improves Russia's development indicators. It is noted that the increase in vehicles and insufficient road renovation increases the growth of offenses and weakens road safety. These circumstances indicate that it is necessary to carry out a set of measures aimed at preventing road accidents. Keywords: administrative offense, traffic, prevention, traffic accident, crime
For citation: Prokopenko Y.O. Topical issues of prevention of administrative offenses in the field of traffic in the Russian Federation // Road safety. 2022. № 1. P. 42-44.
Дорожно-транспортные происшествия (далее также ДТП) являются одними из наиболее распространенных преступлений и административных правонарушений, совершаемых ввиду неосторожности. Указанному виду правонарушений необходимо уделить особое внимание, так как в данном случае формой умысла является неосторожность, при этом данное противоправное деяние представляет общественную опасность.
Как показывает практика, дорожно-транспортные происшествия происходят из-за грубых либо систематических нарушений правил дорожного движения.
Цель данного исследования - рассмотреть основные направления предотвращения правонарушений в области дорожного движения, которые приводят к ДТП и иным негативным последствиям в Российской Федерации.
Согласно статистическим данным одним из наиболее распространенных видов административных правонарушений являются правонарушения в области дорожного движения [7]. Таким образом, повышение уровня безопасности в данной сфере направлено на сохранение жизни, здоровья, а также имущества граждан и является наиболее важным направлением в современной политике России. Согласно Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 января 2018 г. (далее - Стратегия), дорожно-транспортные происшествия наносят экономике Российской Федерации, а также обществу в целом огромный ущерб. Как показывает статистика, примерно за десять лет в результате ДТП более 270 тыс. человек получили травмы, несовместимые с жизнью, 2,5 млн - тяжело ранены, в том числе
Road safety
более 220 тыс. несовершеннолетних, 9 тыс. из которых погибли [4].
За последнее время количество дорожно-транспортных происшествий значительно уменьшилось. За 9 месяцев 2021 г. в Российской Федерации снизились показатели аварийности, включающие в себя число зарегистрированных ДТП, количество погибших и раненых. Несмотря на позитивные показатели статистики, уровень дорожно-транспортной аварийности остается достаточно высоким - каждое 11 дорожно-транспортное происшествие приводит к летальному исходу [6].
В большинстве случаев ДТП возникают из-за нарушения правил дорожного движения именно водителями автотранспортных средств. За 9 месяцев 2021 г. наиболее часто фиксировались столкновения транспортных средств (45%), наезд на пешехода (25%) и съезд с дороги (11%). Отмечаются значительное увеличение правонарушений в области дорожного движения, совершенных водителями такси, а также рост показателей аварийности вследствие отказа водителей от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения [6].
Помимо управления транспортным средством в нетрезвом состоянии, существуют и другие ошибки водителей, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям. Исходя из статистики, ДТП часто происходят вследствие засыпания водителя [4]. Факторами, оказывающими влияние на водителя, способными спровоцировать ДТП, являюся разговор по телефону или набор смс сообщения.
В исследованиях отмечается, что рост дорожно-транспортных происшествий происходит вследствие увеличения количества транспортных средств. Однако дорожная инфраструктура должным образом не обновляется, в результате чего безопасность дорожного движения значительно снижается. Согласно статистическим данным не менее 10% ДТП происходит по вине водителей, находящихся за рулем в состоянии алкогольного опьянения [4]. Значительную часть правонарушений составляет превышение скоростного режима. По информации Федеральной службы судебных приставов, ежегодно около 10% нарушителей правил дорожного движения отказываются оплачивать штрафы [8]. Вышеизложенное свидетельствует о том, что рассматриваемая проблема административных правонарушений в области дорожного движения очень важна и необходимо усиливать профилактические работы, направленные на предупреждение противоправных деяний в данной области.
Наиболее эффективными по предупреждению дорожно-транспортных происшествий являются меры нормативно-правового и организационно-технического характера.
Основу мер нормативно-правового характера составляет административное законодательство и другие нормативно-правовые акты. Согласно основным изменениям в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях с марта 2022 г. введен штраф за управление транспортным средством без диагностической карты. За данное правонарушение необходимо будет заплатить штраф, а также в течение суток с момента выявления нарушения оформить карту во избежание повторных штрафов [5].
К организационно-техническим мерам, направленным на предотвращение административных правонарушений в рассматриваемой области, можно отнести дорожно-патрульную службу, массово-разъяснительные и инженерно-технические меры, а также мероприятия по информационному обеспечению. Наиболее
№ 1/2022 -
эффективной мерой по пресечению преступлений и административных правонарушений является несение дорожно-патрульной службы правоохранительными органами. Специалисты считают, что эффективными методами являются визуальное наблюдение, а также наблюдение с помощью технических средств. Необходимо улучшать качество автоматического контроля за счет усовершенствования функции фото- и видеосъемки. В местах повышенной опасности следует обеспечить усиленный контроль за соблюдением скоростного режима и действиями лиц, управляющих транспортными средствами. Следует отметить необходимость улучшения состояния дорожной инфраструктуры.
В настоящее время в большинстве городов на опасных участках дорог устанавливают тросовые барьеры, предотвращающие выезд автотранспортных средств на встречную полосу. С одной стороны, это большой плюс, так как при отсутствии данных ограждений пострадает не только водитель, нарушающий правила дорожного движения, но и лицо, которое следует по встречной полосе и соблюдает установленные правила. В результате оснащения дорог тросовыми барьерами значительно сократилось количество правонарушений, совершаемых при выезде на полосу встречного движения, а также число летальных исходов. Однако большинство дорог с барьерами не оснащены широкой обочиной. Поэтому в зимнее время количество дорожно-транспортных происшествий на данных участках дороги увеличивается в связи с тем, что водитель ввиду узости полосы движения пытается ехать подальше от тросовых барьеров, что зачастую приводит к заносу автомобиля. При этом данный участник дорожного движения не нарушает установленных законодательством правил, а пытается обезопасить себя.
В Москве с 2021 г. камеры, которые раньше фиксировали только нарушение скоростного режима, распознают непристегнутый ремень безопасности, а также участников дорожного движения, разговаривающих по телефону в процессе управления ТС, что позволило сократить количество ДТП, а также снизить число правонарушений.
В Стратегии предусматривается ряд мероприятий, способствующих снижению количества ДТП и положительно влияющих на оптимизацию организации дорожного движения [4].
Одним из наиболее важных средств профилактики административных правонарушений в области дорожного движения, способствующих уменьшению количества ДТП, является успокоение движения.
Управлять скоростным режимом транспортных средств возможно за счет мер инженерно-реконструктивного характера. Перепрофилирование сквозных улиц в тупиковые, петлевые, кольцевые и т.д. с целью снижения скорости будет способствовать уменьшению количества конфликтов между водителями и пешеходами. Данная проблема может быть решена за счет увеличения пространства улиц и обеспечения приоритета движения пешеходам и велосипедистам, снижения скорости автотранспортных средств, что значительно сократит количество дорожно-транспортных происшествий.
Как показывает практика, контролировать скоростной режим автотранспортных средств необходимо именно в тех местах, где существует высокая вероятность наезда на пешеходов (проезды, находящиеся во дворах, районы с плотной застройкой, улицы около школ, спортивных секций, детских площадок, парки с большим скоплением людей, места с интенсивным пешеходным движением, пешеходные переходы).
_ 43
Для предупреждения правонарушений в области дорожного движения важно проводить мероприятия массово-разъяснительного характера, способствующие повышению уровня правового сознания граждан как участников дорожного движения. Данные мероприятия могут быть реализованы посредством работы с гражданами - их информирования и разъяснения административного законодательства в данной сфере. Население должно хорошо знать свои права, свободы и обязанности в области дорожного движения. К гражданам также могут применяться принудительные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, способствующие осознанию ими общественной опасности и негативных последствий ДТП.
Важным элементом, способствующим предотвращению ДТП, а также уменьшению количества правонарушений, является проведение разъяснительных бесед с несовершеннолетними как дома, так и в общеобразовательных организациях. Данные беседы помогут не только сократить уровень дорожно-транспортных происшествий, их негативных последствий, но и сформировать негативное отношение к нарушению законодательства в области дорожного движения.
В Стратегии также предусмотрена теоретическая разработка и практическая реализация программ образовательного и просветительского характера для населения с целью формирования стереотипов безопасного и правомерного поведения на дорогах и улицах [4].
В случае успешной реализации Стратегии должны произойти позитивные изменения в этой области: сокращение количества ДТП, уменьшение числа преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения. Водители и пешеходы должны сотрудничать и приобрести доверие и взаимопонимание. Проведение информационно-разъяснительных бесед должно повлиять на формирование положительного образа сотрудников правоохранительных органов, в том числе работников полиции, непосредственно осуществляющих надзор в области дорожного движения, а также обеспечить понимание негативных последствий, связанных с нарушением правил дорожного движения.
Список источников:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 r. № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1.
2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 r. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.01.2022).
3. Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 r. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.01.2022).
4. Основные изменения в КоАП РФ в 2022 году // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.02.2022).
5. Баканов К.С., Ляхов П.В., Наумов С.Б., Никулин Е.Д., Сер-гунова А.С., Исаев М.М. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2021 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 39 с.
6. Судебная статистика РФ // URL: М1р:/^1а1апи-пресс.рф/ stats/adm/t/31/s/1 (дата обращения: 21.02.2022).
7. Статистика штрафов ГИБДД за 2020 год URL: https:// avtopravil.net/statistika-shtrafov-gibdd-za-2020-god.h1ml (дата обращения: 21.02.2022).
References:
1. The Russian Federation Code of Administrative Offences of 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 30.12.2021) (as amended and supplemented, effective from 10.01.2022) // The Collection of the legislation of the Russian Federation. 07.01.2002. № 1.
2. Federal Law «On Road Traffic Safety» of 10.12.1995 № 196-FZ (latest edition) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 20.01.2022).
3. Decree of the Government of the Russian Federation of 08.01.2018 № 1-r «On approval of the Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018-2024» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 20.01.2022).
4. The main changes in the Administrative Code of the Russian Federation in 2022 // SPS «Consultant Plus» (date of access: 09.02.2022).
5. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Naumov S.B., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Isaev M.M. Road traffic accidents in the Russian Federation for 9 months of 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2021. 39 p.
6. Judicial statistics of the Russian Federation // URL: http://stat. api-press.rf/stats/adm/t/31/s/1 (date of access: 21.02.2022).
7. Statistics of traffic police fines for 2020 URL: https://avtopravil. net/statistika-shtrafov-gibdd-za-2020-god.html (date of access: 21.02.2022).
Информация об авторе
Ю.О. Прокопенко - курсант 481 взвода факультета подготовки для органов предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Контакты: ул. Академика Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117997 Information about the author
Yu.O. Prokopenko - Cadet of the 481 platoon of the faculty of training for preliminary investigation bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot
Contacts: ul. Akademika Volgina, d. 12, Moscow, Russia, 117997
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 17.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 17.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.