Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ КАЧЕСТВЕННО НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ КАЧЕСТВЕННО НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ПЕШЕХОД / ВОДИТЕЛЬ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Калауов С. А.

Рассматриваются приоритетные направления внедрения качественно новой системы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан, основанные на совершенствовании правовых механизмов, кардинальном обновлении порядка подготовки водителей, применении последних достижений информационно-коммуникационных технологий в организации дорожного движения и повышении эффективности организации деятельности государственной службы безопасности дорожного движения/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS FOR INTRODUCING A QUALITATIVELY NEW SYSTEM OF ROAD SAFETY IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The priority directions for the introduction of a qualitatively new system for ensuring road safety in the Republic of Uzbekistan, based on improving legal mechanisms, fundamentally updating the driver training system, wider introduction of the latest achievements of information and communication technologies in the organization of road traffic and increasing the efficiency of organizing the activities of the state road safety service, are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ КАЧЕСТВЕННО НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-042 MOSURED: 77/27-026-2022-1-241

© Калауов С.А., 2022

УДК 656.13

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ КАЧЕСТВЕННО НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Сайдулла Аймаханович Калауов

Академия МВД Республики Узбекистан [email protected]

Аннотация. Рассматриваются приоритетные направления внедрения качественно новой системы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан, основанные на совершенствовании правовых механизмов, кардинальном обновлении порядка подготовки водителей, применении последних достижений информационно-коммуникационных технологий в организации дорожного движения и повышении эффективности организации деятельности государственной службы безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, транспортное средство, пешеход, водитель, правила дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, правонарушение

Для цитирования: С.А. Калауов. Приоритетные направления внедрения качественно новой системы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан // Безопасность дорожного движения. 2022. № 1. С. 25-27.

PRIORITY DIRECTIONS FOR INTRODUCING A QUALITATIVELY NEW SYSTEM OF ROAD SAFETY IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Saydulla A. Kalauov

Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan [email protected]

Abstract. The priority directions for the introduction of a qualitatively new system for ensuring road safety in the Republic of Uzbekistan, based on improving legal mechanisms, fundamentally updating the driver training system, wider introduction of the latest achievements of information and communication technologies in the organization of road traffic and increasing the efficiency of organizing the activities of the state road safety service, are considered.

Keywords: traffic safety, vehicle, pedestrian, driver, traffic rules, traffic accident, offense

For citation: Kalauov S.A. Priority directions for introducing a qualitatively new system of road safety in the Republic of Uzbekistan // Road safety. 2022. № 1. P. 25-27.

Совершенствование автомобильной промышленности и увеличение количества транспортных средств (далее также ТС) вносят весомый вклад в развитие экономик многих стран. Вместе с тем все большую актуальность приобретают связанные с этим проблемы, такие как увеличение числа жертв дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду и т.д.

Согласно статистическим данным Государственной службы безопасности дорожного движения Республики Узбекистан, уровень аварийности остается относительно высоким. Так, за 2021 г. произошло 10 001 ДТП, погибли 2426 человек и 9230 получили травмы различной степени тяжести. При этом 2009 (20,1%) ДТП произошло по причинам, связанным с организацией дорожного движения, 2010 (20,1%) ДТП - из-за нарушения установленного скоростного режима, 1380 (13,8%) ДТП - вследствие пересечения пешеходами проезжей части в неустановленном месте, 1150 (11,5%) ДТП - по причине наезда на пешехода при переходе проезжей части в установленном месте, 912 (9,1%) ДТП - по вине начинающих водителей [1].

В Республике Узбекистан вопросам обеспечения безопасности дорожного движения уделяется пристальное внимание на всех уровнях. 11 февраля 2022 г. состоялось видеоселекторное совещание под председательством Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева, на котором определены

приоритетные направления по внедрению качественно новой системы обеспечения безопасности дорожного движения, улучшению дорожной инфраструктуры, повышению качества дорог, а также по созданию необходимых условий для безопасного передвижения всех участников дорожного движения [2].

Отмечено, что проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, социальные и экономические проблемы взаимосвязаны. В этой связи необходимо осуществить выполнение в 2022 г. общенациональной программы «Безопасная дорога и безопасный пешеход» во всех регионах.

Из 7,7 млн правонарушений, выявленных в 2021 г., 46% приходится на грубые нарушения правил дорожного движения. Поэтому необходимо обеспечить неотвратимость наказания для таких правонарушителей.

В 2021 г. в Республике Узбекистан 95 тыс. водителей совершили более 5 правонарушений, 9 тыс. водителей - до 20, 700 - до 50. Данный факт свидетельствует о том, что на основании передового зарубежного опыта развитых стран необходимо внедрить систему учета штрафных баллов за каждое правонарушение. Например, за превышение скорости - 1 балл, за проезд на запрещающий сигнал светофора - 3 балла и т.д. При достижении 12 баллов в течение одного года будет применяться мера пресечения в виде лишения права управления транспортным средством.

Большинство ДТП происходит из-за ошибок водителей, совершаемых вследствие слабой профессиональной подготовки либо нахождения в состоянии

Безопасность до]

пониженной работоспособности в результате приема алкоголя, утомления или болезненного состояния, а также несоответствия их психофизиологических качеств требованиям водительской деятельности. При различном сочетании этих неблагоприятных факторов надежность водителя снижается и увеличивается вероятность допущения ошибок. Эмоционально устойчивый водитель с быстрыми и точными реакциями, хорошо развитыми вниманием, мышлением и памятью даже в состоянии пониженной работоспособности в опасной ситуации будет действовать более адекватно и правильно, чем водитель, не обладающий такими качествами.

Эффективность работы системы «Водитель -Автомобиль - Дорога - Среда» находится в полной зависимости от надежности водителя, которая характеризуется безотказностью его работы. При этом различают психологическую надежность, связанную с соответствием психологических качеств требованиям выполняемой деятельности, и физиологическую надежность, которая зависит от физического состояния и здоровья [3].

Надежность водителя - способность безошибочно управлять транспортным средством в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. Она, в свою очередь, характеризуется такими факторами, как пригодность, подготовленность и работоспособность.

Профессиональное мастерство управления ТС -подготовленность водителя, которая позволяет легко и безошибочно управлять транспортным средством и при необходимости максимально использовать его технические возможности, а также умение быстро и правильно оценивать обстановку в критических дорожно-транспортных ситуациях и предвидеть ее возможные изменения. Высокая значимость профессионального мастерства для безопасности дорожного движения подтверждается большим количеством ДТП, возникающих из-за ошибок молодых неопытных водителей. Общеизвестно, что молодые водители в 4 раза чаще, чем их опытные коллеги, становятся участниками ДТП. Это подтверждается и массовым анкетным опросом, проведенным в ряде европейских стран, который показал, что примерно 30% аварий на дорогах приходится на водителей моложе 21 года. Причем, если число ДТП, совершенных 30-летними водителями, принять за 100%, то у водителей в возрасте 25-30 лет оно увеличивается до 123%, у водителей в возрасте 21-25 лет - до 80%, а у водителей в возрасте 18-21 год - до 350% [4].

Ряд исследователей установили, что водители со стажем управления транспортным средством до одного года совершают 13% всех ДТП. В Японии доля участия неопытных водителей в ДТП со смертельным исходом составляет 10%. Французские специалисты считают, что до того момента, пока водитель не проедет 500 км, он практически полностью поглощен управлением ТС и не обращает внимания на других участников движения. Поведение водителя, проехавшего от 500 до 3000 км, начинает постепенно соответствовать складывающейся дорожной обстановке [5].

Безопасность дорожного движения часто зависит от уровня подготовленности водителей, а также от их индивидуальных особенностей, которые в значительной степени определяют процесс совершенствования водительского мастерства.

)жного движения -

Объективным выражением подготовленности водителей является степень автоматизации навыков при управлении ТС в различных дорожных условиях. В неожиданных аварийных ситуациях действия опытного водителя характеризуются быстротой, точностью и полным соответствием требованиям безопасности в конкретной обстановке.

Приобретению и совершенствованию навыков управления транспортным средством способствуют знания общих закономерностей движения ТС и их проявления в деятельности водителя.

Именно поэтому отдельного внимания заслуживают вопросы подготовки и повышения квалификации, а также система приема экзаменов, которые в настоящее время кардинально пересматриваются. Планируется внести соответствующие изменения в систему лицензирования, внедрить практику, согласно которой данным вопросом будет заниматься непосредственно Министерство внутренних дел Республики Узбекинстан вместо Государственной инспекции по надзору за образованием.

В целях повышения качества подготовки водителей решение вопросов по разработке и совершенствованию методологии преподавания, типовых учебных программ, а также по повышению квалификации инструкторов и преподавателей автошкол возложено на Академию МВД Республики Узбекистан.

Коренным образом изменяются учебные планы и программы подготовки водителей, включаются актуальные темы, связанные с повышением культуры вождения, психофизиологическим состоянием водителя и развитием техники управления ТС, а также планируется внедрение модульной системы обучения, в соответствии с которой слушатель автошколы, не сдав промежуточные экзамены, не будет допущен к обучению на следующем модуле.

Исходя из практического опыта развитых стран, планируется создание единой базы данных о водителях, а также внедрение системы мониторинга и оценки деятельности автошкол, учитывающей такие факторы, как число кандидатов, успешно сдавших теоретический и практический экзамены на получение права на управление ТС, количество правонарушений выпускников автошкол в течение первого года, состояние материально-технической базы автошкол (оснащение учебных аудиторий, автодромов, техническое состояние и модели подвижного состава, научный потенциал автошкол и др.).

Отдельное внимание уделяется использованию научного потенциала научно-исследовательских и высших учебных заведений для обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, исходя из состояния дорог и существующей инфраструктуры, необходимо выявлять очаги аварийности, проводить глубокий анализ, определять причинно-следственные связи возникновения ДТП и принимать необходимые меры для их предупреждения.

Также планируется расширение использования цифровых технологий - увеличение количества камер видеонаблюдения, радаров, мультирадаров и внедрение средств автоматического регулирования дорожного движения в крупных городах.

В заключение отметим, что выполнение комплекса задач, основанных на приоритетных направлениях внедрения качественно новой системы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан, основанных на совершенствовании

26

№ 1/2022

правовых механизмов, повышении эффективности организации деятельности государственной службы безопасности дорожного движения, кардинальном обновлении системы подготовки водителей и более широком внедрении последних достижений информационно-коммуникационных технологий в организацию дорожного движения позволят в ближайшее время достичь высоких результатов.

Список источников:

1. URL: https://president.uz/uz/lists/view/4977 (дата обращения: 06.02.2022).

2. Афанасьев М.Б. Водителю о безопасности дорожного движения. М.: Транспорт. 2001. С. 235.

3. Буйленко В.Я., Жанказиев С.В., Дементиенко В.В., Ко-роткова Ю.А., Гаврилюк М.В. Психологические особенности человека при управлении автомобильным транспортом. М.: МАДИ. 2017. С. 172.

References:

1. URL: https://president.uz/uz/lists/view/4977 (date of access: 06.02.2022).

2. Afanasiev M.B. Driver about road safety. M.: Transport. 2001. P. 235.

3. Buylenko V.Ya., Zhankaziev S.V., Dementienko V.V., Korotkova Yu.A., Gavrilyuk M.V. Psychological characteristics of a person in the management of motor transport. M.: MADI. 2017. P. 172.

Информация об авторе

С.А. Калауов - кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры Автомобильной подготовки Академии МВД Республики Узбекистан

Контакты: ул. Интизор, д. 68, Ташкент, Республика Узбекистан, 100197 Information about the author

S.A. Kalauov - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, head of the automobile training department of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan

Contacts: ul. Intizor, d. 68, Tashkent, Republic of Uzbekistan, 100197

Статья поступила в редакцию 21.02.2022; одобрена после рецензирования 25.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. The article was submitted 21.02.2022; approved after reviewing 25.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.