- НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД -
УДК 656.13 © С.А. Калауов 2021
2021-0084-4/21-027 MOSURED: 77/27-026-2021-4-226
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Сайдулла Аймаханович Калауов,
начальник кафедры «Автомобильная подготовка» Академии МВД Республики Узбекистан, кандидат технических наук, доцент Контакты: ул. Интизор, д. 68, Ташкент, Республика Узбекистан, 100197
Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные основы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан, в частности, принципиально новые подходы в решении задач по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, основанные на повышении эффективности организации работы государственной службы безопасности дорожного движения, совершенствовании правовых механизмов, более широком внедрении последних достижений в области информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-патрульная служба, автотранспортное средство, пешеход, водитель, правила дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие
Для цитирования: Калауов С.А. Концептуальные основы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан // Безопасность дорожного движения. 2021. № 4. С. 32-35.
CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF ROAD SAFETY IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Saydulla A. Kalauov,
head of the department «Automotive Training» Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Contacts: ul. Intizor, d. 68, Tashkent, Republic of Uzbekistan, 100197
Abstract. This article discusses the conceptual foundations of road safety in the Republic of Uzbekistan, in particular, fundamentally new approaches to solving problems of organizing and ensuring road safety, based on improving the efficiency of the organization of the work of the state road safety service, improving legal mechanisms, wider implementation of the latest achievements in the field of information and communication technologies.
Keywords: traffic safety, road patrol service, motor vehicle, pedestrian, driver, traffic rules, traffic accident For citation: Kalauov S.A. Conceptual foundations of road safety in the Republic of Uzbekistan // Road safety. 2021. № 4. P. 32-35.
В последние годы в Республике Узбекистан реализуется широкий круг мероприятий в организации работы органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения и системе профилактики дорожно-транспортных происшествий (далее также ДТП), расширяется система компьютеризированного регулирования дорожного движения, обеспечивающая довольно высокую эффективность своевременного выявления и пресечения правонарушений.
Следует отметить, что одним из основополагающих решений, направленных на дальнейшее совершенствование системы обеспечения безопасности дорожного движения, улучшение дорожной инфраструктуры, повышение качества дорог, а также создание необходимых условий для безопасного передвижения всех участников дорожного движения является принятие Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан на 2018-2022 годы1 [1].
Данная Концепция позволила сформировать принципиально новые подходы в решении задач по организации и обеспечению безопасности дорож-
ного движения, ключевыми элементами которых являются следующие основные направления:
принятие действенных мер по повышению эффективности организации работы государственной службы безопасности дорожного движения, в том числе путем рационального распределения сил и средств дорожно-патрульной службы, с учетом принципов разделения территориальных единиц страны на сектора;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства в систему обеспечения безопасности дорожного движения;
совершенствование правовых механизмов привлечения к ответственности пешеходов за нарушение ими правил дорожного движения;
совершенствование порядка прохождения обязательного технического осмотра автотранспортных средств;
разработка и внедрение критериев оценки результатов служебной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы;
создание и внедрение электронной системы для ускоренного оформления и рассмотрения ма-
1 Далее - «Концепция».
32
Безопасность дорожного движения
№ 4/2021
SCIENTIFIC RESEARCH, DEDICATED TO ROAD SAFETY
териалов об административных правонарушениях в сфере дорожного движения;
организация мероприятий по оборудованию автотранспортных средств физических и юридических лиц видеорегистраторами, установление нормативного порядка их применения с целью профилактики правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
комплексное совершенствование дорожной инфраструктуры, улучшение качества дорог, создание надежных условий для безопасного передвижения транспортных средств;
повышение правовой культуры, необходимых знаний и квалификации участников дорожного движения, укрепление их дисциплины.
Но вместе с тем, согласно статистическим данным Государственной службы безопасности дорожного движения, уровень аварийности остается относительно высоким, в частности, можно отметить, что за десять месяцев текущего года в республике совершено 7681 ДТП, погибли 1964 и получили травмы различной степени тяжести 6886 человек. При этом 1782 (23,2 %) дорожно-транспортных происшествия произошли по причинам, связанным с организацией дорожного движения и с автомо-
бильными дорогами, 1705 (22,2 %) - с пересечением пешеходами проезжей части в неустановленном месте из-за отсутствия пешеходных переходов, 1221 (15,9 %) - из-за нарушения установленного скоростного режима.
На рис. 1 приводится анализ дорожно-транспортных происшествий по участникам, который показывает, что основную часть составляют ДТП, связанные с проблемами в организации дорожного движения и с автомобильными дорогами, а также с участием пешеходов.
В связи с чем необходимо осуществлять дальнейшую реализацию комплекса мер по развитию системы дорог республиканского и местного значения, предусматривающих создание благоприятных условий для безопасного передвижения транспортных средств, совершенствованию системы улич-но-дорожной сети городов и населенных пунктов, обеспечивающей снижение риска совершения дорожно-транспортных происшествий, а также развитию дорожной инфраструктуры на участках автомобильных дорог с наиболее высоким уровнем риска частоты совершения дорожно-транспортных происшествий, созданию новых пешеходных переходов.
Рис. 1. Анализ дорожно-транспортных происшествий по участникам
Также необходимо уделить отдельное внимание вопросам повышения правовой культуры и необходимой квалификации всех участников дорожного движения, укреплению их дисциплины, усилить агитационно-пропагандистскую деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения путем более широкого вовлечения представителей общественности и институтов гражданского общества.
Если проанализировать дорожно-транспортные происшествия по возрасту водителей (рис. 2),
можно заметить, что основная часть из них - 4045 (52,7 %) случаев приходится на водителей от 18 до 32 лет, что, скорее всего, объясняется нехваткой практического опыта вождения, а в некоторых случаях недостаточным уровнем подготовки. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости внесения изменений в систему подготовки водителей и выдачи водительских удостоверений, а также осуществления системного мониторинга выпускников автошкол.
№ 4/2021
Road safety
33
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД
■ 18 лет - 22 года □ 23 года - 27 лет □ 28 лет - 32 года I I 33 года - 37 лет □
Рис. 2. Анализ дорожно-транспортных происшествий в соответствии с возрастом водителей
Неплохие результаты дает внедрение с 1 апреля 2021 года системы по предоставлению права на проведение теоретических и практических экзаменов на получение водительского удостоверения на право управления всеми категориями автомо-тотранспортных средств (за исключением трамвая и троллейбуса) субъектам предпринимательства, имеющим лицензию на оказание негосударственных образовательных услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей ав-томототранспортных средств и средств городского электрического транспорта. При этом:
в государственных требованиях, предъявляемых к подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей, для субъектов предпринимательства предусматриваются в том числе дополнительные обязательства по созданию современных автодромов и их оснащению автоматизированными специальными транспортными средствами;
проведение и оценка теоретических и практических экзаменов на получение водительского удостоверения осуществляются без участия человеческого фактора, полностью в автоматизированном режиме;
теоретические и практические экзамены на получение водительского удостоверения проводятся под непосредственным либо онлайн-контролем представителя Государственной службы безопасности дорожного движения;
размеры платежей за услуги по проведению теоретических и практических экзаменов на получение водительского удостоверения устанавливаются субъектами предпринимательства самостоятельно, а поступающие денежные средства остаются в их распоряжении в полном объеме;
лицам, успешно сдавшим теоретические и практические экзамены, выдаются специальные защищенные сертификаты, являющиеся основанием для получения водительского удостоверения;
все необходимые реквизиты специальных защищенных сертификатов предоставляются субъектами предпринимательства в центры государственных услуг и органы внутренних дел в автоматизированном режиме.
Отдельного внимания заслуживает внедрение системы повышения эффективности деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы, деятельность которых по итогам оценки ежеквартальной работы признана неудовлетворительной, в качестве меры воздействия применяется единовременное денежное удержание в размере до 50% от их должностного оклада. А к сотрудникам дорожно-па-трульной службы, деятельность которых по итогам оценки ежеквартальной работы признана эффективной, применяется мера в виде единовременного денежного вознаграждения в размере до 50% от их должностного оклада.
При этом критериями оценки деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы на закрепленном секторе являются:
количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших человеческие жертвы и тяжкие последствия (часть 3 ст. 266 Уголовного кодекса Республики Узбекистан);
количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших смерть человека (часть вторая ст. 266 Уголовного кодекса Республики Узбекистан);
количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших тяжелые телесные повреждения (часть 1 ст. 266 Уголовного кодекса Республики Узбекистан);
количество дорожно-транспортных происшествий по вине пешехода, приведших к его гибели;
отмена оформленного административного протокола;
жалобы на действия, а также культуру общения сотрудника дорожно-патрульной службы (по результатам доказанных жалоб);
34
Безопасность дорожного движения
№ 4/2021
SCIENTIFIC RESEARCH, D]
случаи, приведшие к возникновению пробок на дорогах, в результате невыполнения своих служебных обязанностей по принятию соответствующих мер в сфере улучшения состояния дорог прикрепленного за сотрудником сектора (в случае подтверждения бездействия сотрудника дорожно-па-трульной службы по выполнению необходимых действий для улучшения состояния дороги);
выявление правонарушений, предусмотренных статьями 125, 1251, 126-1284, 1286, 129-130, 133-1351, 137-1385, 139-141 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности; выявление угнанного транспортного средства; выявление преступлений, ранее совершенных неизвестным лицом, в том числе выявление лица, совершившего дорожно-транспортное происшествие;
выявление лиц, находящихся в розыске (в отношении каждого отдельного случая).
Еще одним перспективным направлением является внедрение механизмов государственно-частного партнерства в систему обеспечения безопасности дорожного движения. Так, начиная с 1 марта 2021 года в Республике Узбекистан субъектам предпринимательства предоставляется право на организацию установки на автомобильных дорогах специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения [2]. При этом:
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан и Государственный комитет Республики Узбекистан по автомобильным дорогам2 на отдельной веб-странице системы «Е-IJRO AUKSION» регулярно публикуют сведения о дислокации мест возможной установки специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации, транспортном потоке на данной территории и видах нарушений правил дорожного движения, выявленных за последние два года;
закрепление за субъектами предпринимательства мест установки специальных автоматизированных программно-технических средств фото-и видеофиксации осуществляется путем проведения электронных аукционных торгов;
>ICATED TO ROAD SAFETY -
субъекты предпринимательства, победившие в электронных аукционных торгах, приобретают специальные автоматизированные программно-технические средства фото- и видеофиксации на основе конкретных критериев и технических заданий, определяемых Министерством внутренних дел, а также устанавливают их в закрепленных местах в соответствии с требованиями и другими необходимыми условиями, определяемыми Министерством внутренних дел и Комитетом по автомобильным дорогам;
интеграция установленных специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации в комплексную автоматизированную информационную систему «Административная практика» Государственной службы безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел;
техническая эксплуатация и обеспечение бесперебойной работы установленных специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации, включая возмещение текущих затрат на электроэнергию, возлагаются на субъекты предпринимательства.
В заключение хотелось бы отметить, что комплекс мероприятий, направленных на совершенствование деятельности Государственной службы безопасности дорожного движения, совместно с усилиями государства и общества, общественная поддержка и участие широких слоев населения в реализации государственных программ и проектов позволят в ближайшее время достичь высоких результатов.
Список источников:
1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2018 г. № 377 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения дорожной безопасности в Республике Узбекистан» // URL: https://lex.uz/ru/ docs/3743455 (дата обращения: 10.11.2021).
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2020 г. № ПП-4913 «О дополнительных мерах по привлечению частного сектора в сферы, регулируемые государством» // URL: https://lex.uz/ru/docs/5146307 (дата обращения: 10.11.2021).
2 Далее - «Комитет по автомобильным дорогам».
№ 4/2021 -
Road safety
35