M
fr I
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ LEGAL SCIENCES
L®_®_
УДК 342.94.
http://doi.Org/10.37493/2409-1030.2022.1.11
Е. Г. Афонина
МЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Статья посвящена рассмотрению проблем правового регулирования общественных отношений, возникающих при обеспечении детской безопасности в условиях дорожного движения. Анализируется законодательство в области безопасности дорожного движения. Определены факторы риска, влияющие на дорожно-транспортную обстановку.
Обосновывается мнение расширить область применения состава статьи 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отнести случаи нарушения обязанностей по защите прав и интересов детей, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению их безопасности, родителем или законным представителем, который управлял автомобилем, когда в нем находился ребенок, допустив совершение правонарушения, административная ответственность за которые предусмотрена определенными статьями главы 12 КоАП РФ, к отягчающим ответственность обстоятельствам.
Сделан вывод о целесообразности ведения учета правонарушений, предусмотренных некоторыми статьями главы 12 КоАП РФ, рассмотренных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, где родитель или законный представитель был привлечен к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за нарушение обязанностей по защите прав и интересов детей, выразившееся в непринятии мер по обеспечению их безопасности в условиях дорожного движения.
Ключевые слова: административная ответственность, детский дорожно-транспортный травматизм, безопасность, компетенция, органы внутренних дел, причины аварийности.
Для цитирования: Афонина Е. Г. Меры, способствующие предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма: совершенствование правового регулирования // Гуманитарные и юридические исследования. 2022. Т. 9 (1). С. 96-102. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.1.11
Evgeniya G. Afonina
MEASURES CONTRIBUTING TO THE PREVENTION OF CHILD ROAD TRAFFIC INJURIES: IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION
The article is devoted to the consideration of problems of legal regulation of public relations arising in ensuring child safety in traffic conditions. Road safety legislation is being analysed. Risk factors affecting the road transport environment have been identified.
It is justified to expand the scope of application of article 5.35 of the Code of Administrative Offenses and to include cases of violation of obligations to protect the rights and interests of children, expressed in the absence of measures to ensure their safety by a parent or legal representative, Who was driving when the child was in it, having committed an offence, administrative liability for which is provided by certain articles of Chapter 12 of the Administrative Code of the Russian Federation, to aggravating circumstances.
It was concluded that it was advisable to keep records of the offences provided for in some articles of chapter 12 of the Administrative Code of the Russian
Структура компетенции органов внутренних дел по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма включает в себя полномочия, состоящие из прав и обязанностей, реализа-
Federation, considered by the commissions for minors and the protection of their rights, where the parent or legal representative was brought to administrative responsibility under Art. 5.35 of the Administrative Code of the Russian Federation for violation of obligations to protect the rights and interests of children, expressed in the absence of measures to ensure their safety in traffic conditions.
Key words: administrative responsibility, child traffic injuries, safety, competence, internal affairs bodies, causes of accidents.
For citation: Afonina E. Measures contributing to the prevention of child road traffic injuries: improvement of legal regulation // Humanities and law research. 2022. V. 9 (1). P. 96-102. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.1.11
ция которых позволяет решать основные задачи, стоящие перед государственным органом для достижения поставленных целей. Кроме того, элементами компетенции являются функции госу-
дарственного органа, которые отражают главные направления его деятельности. Таким образом, структура компетенции представляет собой не разрозненные компоненты, а взаимосвязанный механизм, где каждый элемент дополняет другой.
Подразделения органов внутренних дел призваны обеспечивать защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также противостоять преступности, охранять общественный порядок, собственность и общественную безопасность. Часто при этом применяются меры принуждения в рамках конкретного охранительного отношения между субъектами, наделенными публично-властными полномочиями и объектами принудительного воздействия [17]. Предупреждение правонарушений с участием детей в условиях дорожного движения является одной из важных проблем существующей действительности.
В 2021 году ситуация по сравнению с прошлым годом выглядит более напряженной. За девять месяцев произошло более 8,9 тыс. ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, что на 2,9 % больше, чем в 2020 году. 9,7 тыс. детей ранено (+2,3 %), 316 погибло (+19,7 %). Рост детской аварийности фиксируется на фоне общего снижения количества всех ДТП примерно на 10% по сравнению с прошлым годом. Резкий прирост аварийности с участием детей фиксируется примерно с апреля, что совпадает с началом теплого времени года и отменой большинства ограничений, связанных с COVID-19. В июле 2021 года практически ежедневно на дорогах погибало более двух детей [5].
За девять месяцев текущего года более чем на 40% выросло число погибших детей-пассажиров, что связано с тем, что в летние месяцы многие семьи отправляются в путешествие на автомобиле. На 20% увеличилось количество ДТП с участием детей-пешеходов [15]. Как поясняет заместитель начальника ГУОБДД МВД России, «многие граждане возвращаются к месту постоянного жительства, часто вместе с детьми и в автомобиле, в результате большое количество детей оказывается на улицах городов в качестве пешеходов, водителей велосипедов и т. д. Как следствие, возрастают риски аварийности» [4].
В современной России формируется новый подход к системе управления безопасностью дорожного движения [13]. В начале июля в ГУ-ОБДД МВД России состоялось оперативное совещание, где обсуждались дополнительные меры по обеспечению дорожной безопасности детей: представителям региональных государственных органов были даны поручения представить предложения по мерам стабилизации ситуации. Большинство предложений сводятся к тому, что необходимо совершенствовать законодательство в области дорожного движения, проводить различные мероприятия в субъектах Российской
Федерации, изменять методику работы подразделений пропаганды безопасности дорожного движения [3].
Правительственной комиссией по безопасности дорожного движения, в рамках реализуемого федерального проекта «Безопасность дорожного движения» [9], запланирована реализация направления «Совершенствование обучения детей основам правил дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения на дорогах», в том числе создание серии обучающих информационных материалов (фильмов, видео- и аудиоро-ликов, компьютерных игр для несовершеннолетних) с использованием технологий виртуальной реальности, 3D-технологий. Отработка навыков безопасного вождения у подростков будет происходить с помощью специальных автобусов-тренажеров, которые получит каждый регион. На базе родильных домов и перинатальных центров планируется продолжать проведение тренингов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: сотрудники медучреждений будут обучать молодых мам основам безопасности движения. При этом, речь идет о разъяснении не только правил пользования детскими автокреслами, но и принципов выбора скоростного режима, торможения и в целом поведения на дороге, если в салоне автомобиля находится ребенок. Подобные тренинги уже организованы в 65 регионах Российской Федерации в рамках проекта «Детство без опасности», до конца 2021 года их начнут проводить уже во всех субъектах Российской Федерации. Продолжится проведение и других социальных кампаний среди всего населения, цель которых - воздействие на факторы, влияющие на безопасность дорожного движения [4].
Анализ причин, по которым в основном происходят дорожно-транспортные правонарушения с участием детей, позволяет определить факторы риска. Во-первых, это человек. Чтобы повысить безопасность дорожного движения, исключив этот фактор риска, необходимо проведение мероприятий профилактической, образовательной, воспитательной направленности, привлечение общественности и политических деятелей для формирования законопослушного поведения участников дорожного движения. Во-вторых, фактором риска является дорога. Для исключения этого фактора необходимо улучшение дорожной инфраструктуры, повышения качества материалов, предназначенных для строительства дорог, применение новейших техник и технологий для изготовления отдельных дорожных сооружений, защищающих автомобили от повреждений.
На основе анализа факторов риска, выделим несколько основных целей, стоящих непосредственно перед подразделениями полиции в области предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма:
1) сохранение жизни и здоровья детей;
2) повышение уровня правосознания участников дорожного движения.
Поставленные цели способствуют обозначению ряда серьезных задач в области предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, требующих решения. Одной из таких задач является совершенствование действующего административного законодательства в области предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Майорова о том, что существуют проблемы устаревания норм, наличия коллизий и недочетов, бессистемности в развитии как федерального, так и регионального законодательства в области безопасности дорожного движения. Учитывая важность обеспечения безопасности дорожного движения как одной из приоритетных государственных задач, оптимизация правового регулирования деятельности в этой сфере должна быть включена в направления реализации целевых программ [8]. При этом, безопасность дорожного движения является самостоятельным видом безопасности, затрагивающим значительный спектр общественных отношений, урегулированных государством для обеспечения состояния защищенности в первую очередь личности и социума от рисков и угроз сферы дорожного движения [6].
В Стратегии безопасности дорожного движения до 2024 года большое внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на повышение уровня дорожной грамотности среди населения. В осуществлении профилактических мероприятий, безусловно, задействованы сотрудники различных подразделений полиции, в обязанности которых входит обеспечение безопасности на дорогах. Так, деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма осуществляется в тесном взаимодействии с подразделениями по делам несовершеннолетних, участковыми уполномоченными полиции, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными организациями, общественными организациями и объединениями, СМИ и иными заинтересованными лицами [11].
В первую очередь занимаются профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма сотрудники ГИБДД МВД России, которые осуществляют пропаганду безопасности дорожного движения по следующим основным направлениям:
1) проведение мониторинга материалов по фактам ДТП, в которых погибли, получили ранения или травмы несовершеннолетние, размещенных в автоматизированной информационно-управляющей системе Госавтоинспекции (АИУС ГИБДД);
2) планирование организации деятельности по предупреждению ДДТТ на основе изучения материалов проверок по фактам ДТП и дифференцированного анализа состояния и динамики аварийности с участием детей с использованием статистических данных много параметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения (МИАС), а также эффективности принимаемых мер по профилактике ДДТТ;
3) ведение наблюдательных дел на дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, содержащих:
• сведения об образовательной организации;
• паспорт дорожной безопасности образовательной организации;
• материалы по фактам ДТП с обучающимися и принятым по ним мерам, организации работы по профилактике ДДТТ и обучению несовершеннолетних правилам безопасного поведения на дорогах (акты обследования, рапорты о проведении просветительских мероприятий, переписка с образовательной организацией и иные материалы);
4) ведение контрольно-накопительных дел по проводимым информационно-пропагандистским мероприятиям, взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления образованием, общественными организациями и объединениями, иными заинтересованными лицами;
5) изучение организации в образовательных организациях работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучению несовершеннолетних правилам безопасного поведения на дорогах;
6) участие в организации и проведении конференций, дискуссий, форумов, совещаний и семинаров по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и т. д.
Сотрудники полиции наделены соответствующими правами в рамках реализации данных функций. Вместе с тем, представляется целесообразным закрепление в законодательстве формулировки не «права», а «обязанности». Так, право участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности дорожного движения на административном участке реализуют и участковые уполномоченные полиции, которые осуществляют свою профессиональную деятельность на основании Приказа МВД России № 205 от 29 марта 2019 г. [12]. Участковый уполномоченный полиции имеет право на своем административном участке оста-
навливать транспортное средство, вызывающее у него подозрения и отстранять водителя от управления транспортным средством [10]. При этом, обязанность участкового уполномоченного полиции осуществлять деятельность по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма нормативно не закреплена, что необходимо, так как проведение профилактических мероприятий на закрепленном административном участке, особенно если на его территории расположены дошкольные и школьные образовательные организации, обязательно. Действия участкового в этой области могут заключаться даже в простом разъяснении жителям административного участка обязанности перевозить детей в детских удерживающих устройствах, правильности установки таких кресел в автомобиле, а также ответственности за несоблюдение указанных правил. При этом, административная ответственность - это вид юридической ответственности, установленный КоАП РФ и законами субъектов РФ, заключающийся в применении компетентными органами административной юрисдикции и должностными лицами к лицам, виновным в совершении административного правонарушения, специфических мер административного принуждения - административных наказаний, влекущих для правонарушителей наступление негативных последствий морального, имущественного, личного или организационного характера [1].
Данная мера позволит приблизиться к установленному в Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы показателю социального риска в России к 2024 году, а именно - не более 4 погибших на 100 тысяч населения.
Согласно Конституции РФ, забота о детях, их воспитание - равные право и обязанность родителей [7]. Родители или лица, их заменяющие, обязаны заботиться о здоровье детей, их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования и создание условий для получения среднего (полного) образования, а также защищать права и интересы своих детей. В соответствии с положениями Семейного кодекса РФ, родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке [16].
Таким образом, родитель-водитель подвергает опасности жизнь и здоровье ребенка, находящегося рядом, например, перевозя его в автомобиле без автокресла. Необходимо отметить, что указанная причина травм детей при ДТП является не единственной. Треть детей-пассажиров в возрасте до 16 лет гибнет при столкновениях, связанных с выездом на встречную полосу движения [4]. Очевидно, что водитель должен менять стиль вождения при наличии ребенка в салоне автомоби-
ля, надо избегать опасных маневров, например, выезда на полосу встречного движения даже, если это предусмотрено дорожной разметкой, не превышать разрешенную скорость, выбирая ее исходя из указаний знаков, а не по причине того, что за превышение разрешенной скорости на 20 км/ч система не зафиксирует правонарушение и наказания не последует.
Кроме того, имеется целесообразность привлекать к административной ответственности родителя, который управлял автомобилем, когда в нем находился ребенок, и допустил совершение правонарушения, административная ответственность за которые предусмотрена определенными статьями главы 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представляется, что под категорию статей, объектом охраны которых являются жизнь и здоровье несовершеннолетних, следует отнести ч.1 и 2 статьи 12.7 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством». Необходимо отметить, что алгоритм привлечения родителей, которые передали право управлять транспортным средством своим несовершеннолетним детям, достаточно выработан. В указанных случаях родителей или законных представителей привлекают к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, а также, в случае, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, то родителя или законного представителя привлекают к административной ответственности и по ст. 12.7 КоАП РФ.
Однако, представляется обоснованным в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность считать случаи нарушения обязанности по защите прав и интересов детей, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению их безопасности, родителем или законным представителем, который управлял автомобилем, когда в нем находился ребенок, допустив совершение правонарушения, административная ответственность за которые предусмотрена определенными статьями главы 12 КоАП РФ.
Например, в салоне могут быть несовершеннолетние, когда автомобилем управляет водитель, находящийся в состоянии опьянения. Под влиянием алкоголя или наркотиков нарушаются важнейшие функции организма водителя, снижается реакция, возникает излишняя самоуверенность, пренебрежительное отношение к соблюдению правил дорожного движения [2]. В этом случае водителя привлекут к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ, но в случае, когда автомобилем управлял родитель или законный представитель несовершеннолетнего, находящегося в салоне, обосновано было бы привлекать к административной ответственности
и по ст. 5.35 КоАП РФ за нарушение обязанностей по защите прав и интересов детей, выразившееся в непринятии мер по обеспечению их безопасности.
В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.9 КоАП РФ «Превышение установленной скорости движения», при условии нахождения в автомобиле несовершеннолетнего ребенка (детей), также возможно привлечение родителя или законного представителя за нарушение обязанностей по защите прав и интересов детей. Ведь превышая максимально разрешенную скорость, создаются особо опасные условия, которые могут стать причиной ДТП и, как следствие, будет причинен вред здоровью ребенка, как физический, так и психологический.
Кроме того, по тем же причинам, в отдельную группу статей главы 12 КоАП РФ возможно выделить и другие статьи такие, как ст. 12.10 «Нарушение правил движения через железнодорожные пути»; ст. 12.12 «Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика»; ч. 2 статьи 12.13 «Нарушение правил проезда перекрестков»; ст. 12.14 «Нарушение правил маневрирования»; ч.3 и 4 ст. 12.15 «Нарушение
правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона»; ст. 12.24 «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»; ст. 12.28 «Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах»; ст. 12.36.1 «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства».
При этом необходимо отметить тот факт, что до настоящего времени не ведется учет правонарушений по главе 12 КоАП РФ, рассмотренных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, где родитель или законный представитель был привлечен к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за нарушение обязанностей по защите прав и интересов детей, выразившееся в непринятии мер по обеспечению их безопасности в условиях дорожного движения. Подобная статистика позволила бы выработать систему мер по предотвращению подобных нарушений и минимизации их последствий. В этой связи необходимо внести соответствующие изменения в Правила учета дорожно-транспортных происшествий [14].
Список литературы
1. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А.Ю. Соколова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. 352 с.
2. Архипцев И. Н., Сарычев А. В., Рыжкова Е. В. Актуальные проблемы привлечения водителя к административной и уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2021. №1 (86). С. 16-20.
3. Борьбе с аварийностью подготовили новый план. URL: https://www.kommersant.ru (дата обращения: 01.11.2021).
4. Все внимание - на детей. Какие меры принимаются для снижения аварийности с участием несовершеннолетних. URL: https://www.kommersant.ru (дата обращения: 28.10.2021).
5. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2021года // URL: https://нцбд.мвд.рф/ dop_stranici/ обзоры-2021
6. Калюжный Ю. Н. Основные законодательные инициативы, связанные с фиксацией административных правонарушений в области дорожного движения техническими средствами // Российская юстиция. 2019. № 4. С. 67-70.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144. 4 июля.
8. Майоров В. И. Новая федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения: целесообразность разработки // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. №3 (57). 124с.
9. Паспорт федерального проекта «Безопасность дорожного движения» (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 20.12.2018 № 4) // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (ред. от 21 декабря 2017 г.) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» // Российская газета. 2017. № 232. 13 октября.
11. Приказ МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903 «Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
12. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 3 июля 2019 г. № 55115) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.11.2021).
13. Позднышов А. Н., Вертий О. Ю. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 3 (130). С. 127-131.
14. Постановление Правительства РФ от 19.09.2020 № 1502 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. №39. ст. 6077.
15. Ремня не дали. Половина детей, пострадавших в авариях, были пассажирами. URL: https://www. rg.ru (дата обращения: 29.10.2021).
16. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. 1996. №1. Ст. 16; 2021. № 27 (часть I). Ст. 5138.
17. Соколов А. Ю., Лакаев О. А. Меры процессуального принуждения по законодательству об административном судопроизводстве в системе мер административного принуждения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. №4. С. 173-179.
References
1. Administrativnoe pravo Rossiyskoy Federatsii: uchebnik dlya bakalavrov (Administrative Law of the Russian Federation): textbook for bachelors /ed. A.Yu. Sokolova. 2nd ed., Redesign. and supplement Moscow: Norma: INFRA-M publ., 2018. 352 p. (In Russian).
2. Arkhiptsev I. N., Sarychev A. V., Ryzhkova E. V. Aktual'nye problemy privlecheniya voditelya k administrativnoy i ugolovnoy otvetstvennosti za upravlenie transportnym sredstvom v sostoyanii op'yaneniya (Current problems of bringing the driver to administrative and criminal responsibility for driving while intoxicated) // Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2021. No. 1 (86). P. 16-20. (In Russian).
3. Bor'be s avariynost'yu podgotovili novyy plan (The fight against accidents prepared a new plan). URL: https://www. kommersant.ru (Accessed: 01.11.2021). (In Russian).
4. Vse vnimanie - na detey. Kakie mery prinimayutsya dlya snizheniya avariynosti s uchastiem nesovershennoletnikh (All attention is on the children. What measures are being taken to reduce accidents involving minors). URL: https://www. kommersant.ru (Accessed: 28.10.2021). (In Russian).
5. Dorozhno-transportnaya avariynost' v Rossiyskoy Federatsii za 9 mesyatsev 2021goda (Road traffic accident in the Russian Federation for 9 months of 2021) URL: https://нцбд.мвд.рф/dop_stranici/ reviews-2021 (Accessed: 28.10.2021). (In Russian).
6. Kalyuzhny Yu. N. Osnovnye zakonodatel'nye initsiativy, svyazannye s fiksatsiey administrativnykh pravonarusheniy v oblasti dorozhnogo dvizheniya tekhnicheskimi sredstvami (Main legislative initiatives related to fixing administrative offenses in the field of road traffic by technical means) // Rossiyskaya gazeta. 2019. No. 4. P. 67-70. (In Russian).
7. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) (Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote 01.07.2020) // Rossiyskaya gazeta. 2020. No. 144. July 4. (In Russian).
8. Mayorov V. I. Novaya federal'naya tselevaya programma povysheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: tselesoobraznost' razrabotki (New federal target program for improving road safety: feasibility of development) // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. 2021. No. 3 (57). (In Russian).
9. Pasport federal'nogo proekta «Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya» (utv. protokolom zasedaniya proektnogo komiteta po natsional'nomu proektu «Bezopasnye i kachestvennye avtomobil'nye dorogi» ot 20.12.2018 № 4) (Passport of the federal project «Road Safety» (utv. Minutes of the meeting of the project committee on the national project «Safe and high-quality roads» dated 20.12.2018. No. 4) // The document has not been published. Access from the legal system "Konsultant Plus.» (In Russian).
10. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated August 23, 2017 No. 664 (ed. December 21, 2017) «On approval of the Administrative Regulations for the performance by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the state function to carry out federal state supervision of compliance by road users with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety «// Rossiyskaya gazeta. 2017. No. 232. October 13.
11. Prikaz MVD Rossii ot 23 avgusta 2017 g. № 664 (red. ot 21 dekabrya 2017 g.) «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolneniya Ministerstvom vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii gosudarstvennoy funktsii po osushchestvleniyu federal'nogo gosudarstvennogo nadzora za soblyudeniem uchastnikami dorozhnogo dvizheniya trebovaniy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» (Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated December 29, 2018 No. 903 «On approval of the Instruction on the organization of the activities of the State Inspectorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the promotion of road safety.» The document was not published) // The document has not been published. Access from the legal system "Konsultant Plus.» (In Russian).
12. Prikaz MVD Rossii ot 29 marta 2019 g. № 205 «O nesenii sluzhby uchastkovym upolnomochennym politsii na obsluzhivaemom administrativnom uchastke i organizatsii etoi deyatel'nosti» (vmeste s «Instruktsiei po ispolneniyu uchastkovym upolnomochennym politsii sluzhebnykh obyazannostei na obsluzhivaemom administrativnom uchastke», «Nastavleniem po organizatsii sluzhby uchastkovykh upolnomochennykh politsii») (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 3 iyulya 2019 g. № 55115) (Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 29, 2019 No. 205 «On the performance of service by the district police commissioner in the serviced administrative site and the organization of this activity» (together with the «Instruction on the performance by the district police commissioner of official duties in the serviced administrative station,» «Instruction on the organization of the service of district police commissioners») (Registered with the Ministry of Justice of Russia on July 3, 2019 No. 55115 ) // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru (Accessed: 04.11.2021). (In Russian).
13. Pozdnyshov A.N., Vertiy O.Yu. Profilaktika detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma (Prevention of child traffic injuries) // Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2021. No. 3 (130). P. 127-131.
14. Decree of the Government of the Russian Federation dated 19.09.2020 No. 1502 «On the Approval of the Rules for the Accounting of Traffic Accidents, on the Modification and Recognition of Certain Acts of the Government of the Russian Federation « (Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.09.2020 № 1502 «Ob utverzhdenii Pravil ucheta dorozhno-transportnykh proisshestvii, ob izmenenii i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii») // Sbornik Zakonov Rossiiskoi Federatsii. 2020, No. 39, Article 6077.
15. Remnya ne dali. Polovina detei, postradavshikh v avariyakh, byli passazhirami (They did not give a belt. Half of the children injured in the accidents were passengers). URL: https://www. rg.ru (Accessed: 29.10.2021).
16. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29 dekabrya 1995 g. № 223-FZ (red. ot 02.07.2021) (Family Code of the Russian Federation dated December 29, 1995 No. 223-FZ (ed. From 02.07.2021) // Sbornik Zakonov Rossiiskoi Federatsii. 1996. No 1. Art. 16; 2021. No. 27 (Part I). Art. 5138.
17. Sokolov A.Yu., Lakaev O.A. Mery protsessual'nogo prinuzhdeniya po zakonodatel'stvu ob administrativnom sudoproizvodstve v sisteme mer administrativnogo prinuzhdeniya (Measures of procedural coercion under the legislation on administrative proceedings in the system of administrative coercive measures) // Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii. 2015. No. 4. P. 173-179.
Сведения об авторе
Афонина Евгения Григорьевна - преподаватель, кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова; e-mail: [email protected]
Information about the author
Afonina Evgeniya Grigoryevna - teacher, Chair of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova (Oryol); e-mail: [email protected]