Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / детский дорожно-транспортный травматизм / безопасность / дорожно-транспортное происшествие / профилактика / детское удерживающее устройство / administrative responsibility / child traffic injuries / safety / traffic accident / prevention / child restraint

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е. Г. Афонина

статья посвящена изучению некоторых проблем в деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Эффективным инструментом являются долгосрочные программы, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, в которых закреплены мероприятия, ответственные государственные органы и организации, способы, силы и средства, необходимые для совершенствования данной сферы, например Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ. Особое внимание уделяется анализу элементов структуры административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения с участием детей, предлагаются пути законодательного совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих эти общественные отношения. Автор обосновывает необходимость учитывать повторность совершения административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е. Г. Афонина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE INSTITUTION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY AS A TOOL FOR THE PREVENTION OF CHILD ROAD TRAFFIC INJURIES

the article is devoted to the study of some problems in the prevention of child traffic injuries. An effective tool is long-term programs aimed at ensuring road safety, which contain measures, responsible state bodies and organizations, ways, forces and means necessary to improve this area, for example, the Road Safety Strategy in the Russian Federation for 2018–2024, approved by order of the Government of the Russian Federation. Particular attention is paid to the analysis of the elements of the structure of administrative responsibility for traffic offences involving children, and ways are proposed to legislative improve the regulatory legal acts governing these public relations. The author justifies the need to take into account the repetition of an administrative offense qualified under Part 3 of Article 12.23 of the Administrative Code of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА»

Е.Г.Афонина, E.G.Afonina, о

преподаватель кафедры Lecturer of the Department g

административного права of Administrative Law ■§

и административной деятельности and Administrative Activity of Internal g

ОВД Орловского юридического Affairs Bodies of Orel Law Institute g

института МВД России of the Ministry of the Interior of Russia g

имени В.В. Лукьянова named after V.V. Lukyanov |

®

DOI: 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА f

АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |

КАК ИНСТРУМЕНТА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО |

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА g

X

о

Аннотация: статья посвящена изучению некоторых проблем в деятельности °

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Эффек- »

тивным инструментом являются долгосрочные программы, направленные на обе- 3

спечение безопасности дорожного движения, в которых закреплены мероприятия, |

ответственные государственные органы и организации, способы, силы и средства, о

необходимые для совершенствования данной сферы, например Стратегия безопас- g

ности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, утверж- 1

денная Распоряжением Правительства РФ. Особое внимание уделяется анализу g

элементов структуры административной ответственности за правонарушения .о О

в области дорожного движения с участием детей, предлагаются пути законода- Щ f

тельного совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих о 3

эти общественные отношения. Автор обосновывает необходимость учитывать | ?

повторность совершения административного правонарушения, квалифицируемого ? g

по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ. о ?

X "О

Ключевые слова: административная ответственность, детский дорожно- о Щ

транспортный травматизм, безопасность, дорожно-транспортное происшествие, 3 X

профилактика, детское удерживающее устройство. g g

a ® M %

IMPROVING THE INSTITUTION OF ADMINISTRATIVE a 3

RESPONSIBILITY AS A TOOL FOR THE PREVENTION OF CHILD ROAD TRAFFIC INJURIES

Abstract: the article is devoted to the study ofsome problems in the prevention of child

237

i>

traffic injuries. An effective tool is long-term programs aimed at ensuring road safety, which ^ contain measures, responsible state bodies and organizations, ways, forces and means | necessary to improve this area, for example, the Road Safety Strategy in the Russian " Federation for 2018-2024, approved by order of the Government of the Russian Federation. Particular attention is paid to the analysis of the elements of the structure of administrative responsibility for traffic offences involving children, and ways are proposed to legislative improve the regulatory legal acts governing these public relations. The author justifies

the need to take into account the repetition of an administrative offense qualified under Part 3 of Article 12.23 of the Administrative Code of the Russian Federation.

Keywords: administrative responsibility, child traffic injuries, safety, traffic accident, prevention, child restraint.

Период с 2018 по 2027 г. объявлен Десятилетием детства [1]. В связи с этим было принято Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р [2], которым утвержден план мероприятий для реализации в рамках Десятилетия детства, а именно предусмотрены мероприятия по здоровьесбережению, обеспечению благополучия семей с детьми, всестороннему развитию, обучению и воспитанию детей, развитию необходимой инфраструктуры, защите детей, оставшихся без попечения родителей, улучшению качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. „о При этом в документе не упоминаются мероприятия, направленные го на обеспечение безопасности детей на дорогах.

Детский дорожно-транспортный травматизм - это сложная, разноплановая и актуальная проблема. На протяжении десятков лет представители власти находятся в состоянии борьбы за жизнь и здоровье детей, используя при этом различные способы и меры воздействия. 2 Эффективным инструментом являются долгосрочные программы, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, — в которых закреплены мероприятия, ответственные органы и органи-§ зации, способы, силы и средства, необходимые для совершенствования данной сферы.

Так, принятие Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы [3] призвано обеспечить устойчивое социально-экономическое и демографическое раз-о витие страны. Динамику числа ДТП можно разделить на периоды: ^ 2000-2007 гг. - существенный рост, 2007-2010 гг. - существенный С спад, 2010-2014 гг. - плато, 2014-2017 гг. - существенный спад, 2017-2019 гг. - плато, 2019-2020 гг.- существенный спад. Несмотря 238 на то что в настоящее время общий уровень аварийности по сравнению с 2010 г. заметно снизился, показатели аварийности с участием детей (V значительно выросли [4].

® Одним из главных направлений Стратегии названо повышение ^ защищенности от ДТП и их последствий. Ребенок в силу психолого-возрастных и физиологических особенностей часто не может своевременно и правильно оценить обстановку на дороге, при этом детям свойственны гиперболизация, когда представляется, что транспортное средство может сразу остановиться, и повторение действий взрослых.

I

С

Административная ответственность за перевозку детей без не-юдимых средств защиты установлена и в других государствах. Например, в США может учитываться повторность допущенного на-

■о

л

Необходимо отметить, что дети часто нарушают правила дорожного движения, однако взрослые и сами подвергают опасности

жизнь и здоровье детей. Об этом говорит и статистика. Например, | в Орловской области всего за восемь месяцев 2021 г. выявлено 557

случаев перевозки детей без детского удерживающего устройства, §

виновные родители были привлечены к административной от- §

ветственности по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ [5]. За то же нарушение |

в Ставропольском крае к административной ответственности привле- 3

чены 1043 водителя [4]. При этом в российском законодательстве за §

такого рода административное правонарушение предусмотрен только |

административный штраф в размере трех тысяч рублей. В Бельгии |

водитель может быть привлечен к административной ответственности ■§

в виде лишения права на управление транспортным средством на срок -

три месяца и лишения свободы на срок от 1 до 30 дней, штраф до- §

стигает 50 евро. В Венгрии штраф за нарушение правил перевозки -

детей составляет 127 евро, в Греции - 350 евро, в Дании - 269 евро, 3 в Швеции - 245 евро [6].

В Германии за перевозку одного ребенка, безопасность которого |

должным образом не обеспечена, взимается штраф в размере 40 евро ^

и водителю начисляется один штрафной балл по балльной системе | оценки нарушений правил дорожного движения. За нарушение

л

- ф ^

правил перевозки нескольких детей сумма штрафа увеличивается 11 на 50 евро [7]. 3 3

"О § §

* I

О Р

обходимых средств защиты установлена и в других государствах. §

«э

3

з I

рушения. В штате Калифорния первый факт нарушения наказывается 3 |

X

штрафом в размере 20 долларов и начислением штрафных баллов - §

по балльной системе оценки нарушений правил дорожного движения, § |

за повторное нарушение оштрафуют на 50 долларов. Кроме того, суд | §

может не только принять решение о применении к водителю штра- 01 §

фа, но и обязать его посещать семинары о правилах использования 239 детского удерживающего устройства [8].

В ряде стран (например, в Великобритании, Германии) установле- ^

ь

на ответственность не только за отсутствие детского удерживающего § устройства при перевозке детей, но и за нарушения по их использова- | нию [9]. В Германии установка детского удерживающего устройства на переднем сиденьи автомобиля без отключения подушек безопасности влечет ответственность водителя в виде штрафа в размере 25 евро [10].

В России не учитывается повторность данного нарушения, а также не предусмотрена административная ответственность за неправильное использование детского удерживающего устройства, что, как доказали краш-тесты, является смертельным для ребенка-пассажира. В связи с этим предлагается дополнить ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ подпунктом 3.1 и изложить его в следующей редакции: «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере шести тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей».

Наряду с нарушениями правил перевозки детей участились случаи, когда родители передают право управления своим автомобилем несовершеннолетним или, что еще опаснее, сажают их на колени .а и разрешают вращать руль, тем самым подвергая жизнь и здоровье ребенка серьезной опасности. Такие случаи сложно выявить инспекторам, которые несут службу непосредственно на дорогах, а также с помощью фото- и видеофиксации, учитывая, что в рамках

I

С

реформы МВД России число должностных лиц, несущих службу непосредственно на дороге, серьезно снижено. Сейчас в КоАП РФ

со

2 предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 12.7 за допуск к управлению транспортным средством лица, не имеющего — права управления транспортным средством. Согласно санкции, преду-§ смотренной указанной статьей, наказанием за передачу управления автомобилем является административный штраф в размере тридцати тысяч рублей. Следует отметить, что число подобных нарушений

закона увеличивается, растет и количество аварий, спровоцированных несовершеннолетними водителями. Так, в Чебоксарах за рулем

99

о внедорожника находился несовершеннолетний, а родители снимали ^ происходящее на видео и комментировали, хвалили ребенка за его С умелое вождение. При этом родителя привлекли к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ «Нарушение требований 240 к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения», т.к. ребенок находился в машине без детского удерживающего СЧ устройства. Виновной назначили административное наказание в виде ® административного штрафа в размере трех тысяч рублей [11]. ^ Безусловно, автомобиль является источником повышенной опасности. Родители, которые передают право управления транспортным средством несовершеннолетнему, подвергают риску в первую очередь жизнь и здоровье собственного ребенка, а также других участников дорожного движения. На наш взгляд, существующие размеры админи-

л

стративных штрафов за указанное административное правонарушение необходимо увеличить. При этом эффективность будет достигнута путем проведения дополнительного комплекса межведомственных мероприятий, направленных на совершенствование профилактической работы с обучающимися, педагогами и родителями (проведение в§ лекций, бесед, собраний, посвященных теме безопасности детей на до- § рогах в качестве участников дорожного движения). До настоящего || времени не велся статистический учет рассмотренных нарушений, 3 что, на наш взгляд, требует законодательного закрепления. Ввиду 3§§ участившихся случаев управления транспортным средством несо- | вершеннолетними необходимо вести статистику и отслеживать в ди- | намике количество данных фактов. Кроме того, в случае выявления ■§ факта перевозки ребенка за рулем автомобиля на коленях у водителя -необходимо рассматривать вопрос о привлечении родителей к адми- | нистративной ответственности не только за перевозку ребенка без -детского удерживающего устройства, но и по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ 3 «Неисполнение родителями или иными законными представителями | несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию | несовершеннолетних». В рассматриваемых случаях неправомерного * поведения взрослых видится безразличие к жизни и здоровью соб- | ственных детей, а это и есть ненадлежащее исполнение родительских § 3 обязанностей. | 1 Следует заметить, что должностные лица, наделенные полномо- 3 3 чиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, осу- | р ществляющие федеральный надзор и специальные разрешительные § || функции, не имеют права составлять протоколы об административных | "I правонарушениях по ст. 5.35 КоАП РФ, т.к. объектом правонарушения 3 |

р к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

являются права и интересы несовершеннолетних. Подобными полно- - § мочиями обладают сотрудники подразделений по делам несовершен- 3 нолетних, участковые уполномоченные полиции. Это закреплено | §

§

в Приказе МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 [12]. Участившиеся случаи нарушений правил дорожного движения родителями, кото- 241 рые перевозят детей у себя на коленях за рулем, ставя под угрозу их жизнь и здоровье, дают право полагать, что необходимо расширить

ь

полномочия должностных лиц, несущих службу непосредственно § на дороге. Совершенствование законодательства в данном случае | позволит предупредить подобные случаи и привлечь к административной ответственности родителей. Это выражается в определенных формах и методах деятельности в области предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Список литературы:

1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 23, ст. 3309.

2. Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года : распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 5, ст. 914.

3. Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы : распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 5, ст. 774.

4. Официальный сайт Госавтоинспекции. - URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 28.09.2021).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 1 июля

„q 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1, ч. 1, ст. 1; 2021. - № 27, ч. 1, ст. 5111.

§ 6. Vorschriften zur Personenbeförderung. - URL: https://www.bussgeldkatalog.

§ С

I

net/strassenverkehrsordnung/21-stvo/ (дата обращения: 30.09.2021)

SJ 7. Bußgeldkatalog: Sicherheit im Straßenverkehr. - URL: https://www.

bussgeld-info.de/bussgeldkatalog-sicherheit/ (дата обращения: 30.09.2021).

§

® 8. Entwicklungen im Bereich Kindersitze. - URL: https://www.bussgeldkatalog.

net/strassenverkehrsordnung/21-stvo/ (дата обращения: 30.09.2021). ^ 9. Neue Verstöße. - URL: https://www.bussgeldkatalog.net/

strassenverkehrsordnung/21-stvo/ (дата обращения: 30.09.2021). g 10. Милешкина, Н.Д. Использование удерживающих устройств в авто-

мобилях / Н.Д. Милешкина, Л.Ю. Полина, Л.В. Семибратова // Обзорная информация. - Вып. 20. - М. : НИЦ БДД МВД России, 2008. - 64 с.

11. Не грызи руль. Младенец за рулем внедорожника проехал по центру Чебоксар. - URL: https://life.ru/p/1363081 (дата обращения: 18.09.2021).

12. О должностных лицах системы Министерства внутренних дел

О Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об адми-® нистративных правонарушениях и осуществлять административное задерем жание : приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата 242 обращения: 29.09.2021).

«V О «V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.