Научная статья на тему 'Контрольное направление административной деятельности полиции по обеспечению детской дорожной безопасности'

Контрольное направление административной деятельности полиции по обеспечению детской дорожной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕТИ / CHILDREN'S ROAD TRAUMATISM / ADMINISTRATIVE ACTIVITY / CONTROL DIRECTION / ROAD SAFETY / CHILDREN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонина Евгения Григорьевна

В статье рассматривается контрольное направление административной деятельности полиции в сфере обеспечения детской дорожной безопасности. Автором определяются основные цели административной деятельности подразделений Госавтоинспекции в данном направлении. Особое внимание уделяется требованиям, касающимся перевозки детей в автомобиле. Предлагаются пути совершенствования законодательства в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control direction of the administrative activity of the police to ensure child road safety

This article discusses the control direction of administrative activity of the police in the area of ensuring children’s road safety. The author defines the main objectives of the administrative activities of the divisions of the State Traffic Inspectorate in this direction. Special attention is paid to the requirements for transporting children in the car. The author offers ways of improvement of legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Контрольное направление административной деятельности полиции по обеспечению детской дорожной безопасности»

Афонина Евгения Григорьевна

адъюнкт кафедры организации деятельности ГИБДД Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова (e-mail: evg.afonina@mail.ru)

Контрольное направление административной деятельности полиции по обеспечению детской дорожной безопасности

В статье рассматривается контрольное направление административной деятельности полиции в сфере обеспечения детской дорожной безопасности. Автором определяются основные цели административной деятельности подразделений Госавтоинспекции в данном направлении. Особое внимание уделяется требованиям, касающимся перевозки детей в автомобиле. Предлагаются пути совершенствования законодательства в данной области.

Ключевые слова: детский дорожно-транспортный травматизм, административная деятельность, контрольное направление, дорожная безопасность, дети.

E.G. Afonina, Adjunct of the Chair of Organization of Traffic Police Activities of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: evg.afonina@mail.ru

Control direction of the administrative activity of the police to ensure child road safety

This article discusses the control direction of administrative activity of the police in the area of ensuring children's road safety. The author defines the main objectives of the administrative activities of the divisions of the State Traffic Inspectorate in this direction. Special attention is paid to the requirements for transporting children in the car. The author offers ways of improvement of legislation in this area.

Key words: children's road traumatism, administrative activity, control direction, road safety, children.

На заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения 14 марта 2016 г. было оме-чено: «Безопасность дорожного движения -задача комплексная. В ее решении важна роль и органов власти всех уровней, и профильных ведомств, и хозяйствующих субъектов. Очевидно, что необходима эффективная координация деятельности всех этих структур» [1]. Кроме того, обучение детей правилам поведения на дороге - это очень важная задача [1]. Несомненно, одна из самых сложных задач стоит перед образованием - воздействовать на сознание учащихся, чтобы сформировать законопослушного участника дорожного движения, обладающего высоким уровнем транспортной культуры, но не менее важная и сложная задача стоит перед органами внутренних дел - осуществлять контроль за выполнением и результатами мероприятий по обеспечению детской дорожной безопасности, обеспечивая методическую помощь заинтересованным субъектам деятельности. Таким образом, одним из направлений административной деятельности полиции по обеспечению детской дорожной безопасности является контрольное направление.

Контроль в общем понимании этимологии слова представляет собой одну из основных функций системы управления, которая осуществляется на основе наблюдения за поведе-

нием управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, т.е. принятие оптимизирующих управленческих решений. В свою очередь, контроль за профилактической деятельностью в области обеспечения детской дорожной безопасности может быть нескольких видов:

социальный контроль, осуществляемый обществом, предполагаемый ряд методов и способов, с помощью которых отдельные индивиды или группы заинтересованных лиц обеспечивают условия для правомерного поведения детей в условиях дорожного движения;

государственный контроль осуществляется специальными уполномоченными государственными органами;

контроль обучения - процесс определения знаний правил дорожного движения и формирования умений детей различных возрастов в области детской дорожной безопасности;

родительский контроль - система мероприятий, осуществляемых непосредственно родителями с целью недопущения негативных последствий в результате несоблюдения правил дорожного движения детьми.

Система функционирования всех видов контроля в совокупности позволит владеть ситуацией в сфере осуществления детской до-

256

рожной безопасности. В этой связи целями административной деятельности подразделений Госавтоинспекции являются:

1. Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и посредством реализации контрольного направления профилактической деятельности осуществление проверки полученных знаний.

2. Контроль и своевременное выявление правонарушений в области обеспечения детской дорожной безопасности с привлечением родителей-нарушителей к ответственности.

Достижение первой цели по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах возможно только посредством аккумулирования усилий всех заинтересованных субъектов в реализации совместных мероприятий, направленных на получение детьми разных возрастов основных знаний правил дорожного движения.

Реализация контрольного направления в дошкольных учреждениях возможна посредством проведения открытых занятий по теме, касающейся основных положений правил дорожного движения. Итогом подобного изучения дошкольниками азов дорожной грамоты может стать проведение открытого занятия на эту тему. В школах - тестирование на знание правил дорожного движения, а в старших классах контроль может быть произведен путем принятия экзамена; также предлагаем внести изменения в законодательные документы и закрепить обязанность выпускников сдавать Единый государственный экзамен по правилам дорожного движения и безопасному поведению.

В достижении второй указанной цели важное место занимают мероприятия, способствующие предотвращению фактов ДТП с участием детей и их последствий, а также меры, позволяющие использовать возможности, предоставляемые внутренними пассивными средствами безопасности автомобилей, по уменьшению тяжести травм водителя и пассажиров в случае ДТП. К таким средствам, в первую очередь, отнесены автомобильные ремни безопасности и детские удерживающие устройства, разработанные с учетом психофизиологических особенностей организма для детей разных возрастных групп. Опыт применения удерживающих устройств в легковых автомобилях насчитывает уже несколько десятилетий. С учетом высокой эффективности данных средств защиты от травм и гибели при ДТП Европейская комиссия видит свою задачу в том, чтобы добиться использования ремней безопасности всеми взрослыми участниками дорожного движения и не допускать перевозки детей в автомобилях без удерживающих устройств, подходящих им по возрасту, весу и

росту. В 2006 г. требование об обязательном применении удерживающих устройств было распространено на поездки в транспортных средствах других категорий.

Решение поставленной задачи обеспечивается в странах Европейского союза с помощью комплекса мер правового, организационного, технического характера. При этом особое значение придается необходимости совершенствования контрольной деятельности полиции. Европейские специалисты считают контроль за соблюдением правил дорожного движения самым эффективным и экономически рентабельным способом воздействия на его участников. Пренебрежение использования ремня безопасности признано одним из трех наиболее опасных нарушений правил дорожного движения наряду с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и превышением установленной скорости движения, в максимальной степени влияющих на тяжесть последствий ДТП.

В подавляющем большинстве экономически развитых стран безопасность детей - пассажиров автотранспортных средств в настоящее время обеспечивается принятием правил перевозки детей с использованием необходимых средств их защиты в автомобилях. Исследования эффективности таких средств за рубежом ведутся уже несколько десятилетий. Одни из первых рекомендаций ученых о необходимости принятия мер по защите детей и критерии оценки конструкций детских удерживающих систем были опубликованы в 1962 г. С учетом данных статистики детского дорожно-транспортного травматизма, результатов анализа локализации и тяжести травм детей - пассажиров автотранспортных средств, эффективности детских удерживающих устройств в снижении тяжести ранений детей в случае ДТП во всех экономически развитых странах приняты специальные правила, касающиеся ДУУ [2].

В странах Европейского союза более десяти лет действовала Директива 91/671/ЕЕС, устанавливавшая, что все дети в возрасте до 12 лет должны быть защищены удерживающим устройством, соответствующим их росту и весу. Директива предоставляла право государствам -членам Европейского союза разрешать использование взрослых ремней безопасности для защиты детей старше 3 лет. Страны - члены Европейского союза могли также включать в дорожные кодексы положения о том, что допускается перевозка детей младше 3 лет на заднем сиденье автомобиля без удерживающего устройства в случае его отсутствия в автомобиле.

Законодательные требования в отношении ДУУ были значительно усилены в 2003 г. с принятием новой Директивы 2003/20/ЕС, пред-

257

писывавшей странам до мая 2006 г. включить в национальное законодательство нормы об обязательном применении детских удерживающих устройств, отвечающих стандартам Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Единственное допускаемое исключение: дети младше 3 лет могут перевозиться без применения ДУУ в такси и междугородных автобусах.

Названным в Директиве стандартом являются Правила ЕЭК ООН № 44.03 (третья версия Правил № 44, вступивших в действие еще в 1981 г.). Они устанавливают требования к конструкции ДУУ с учетом психофизиологических особенностей организма детей разных возрастных групп, методам их испытаний и испытательному оборудованию. Правила определяют удерживающие устройства как совокупность элементов, которая может включать комплект лямок или гибких элементов с пряжками, устройств регулирования и крепления, дополнительное устройство, например съемную автомобильную колыбель, съемное детское кресло, дополнительное сиденье и (или) противоударный экран, который может быть прикреплен к кузову автотранспортного средства. Удерживающее устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения человека, пользующегося этим устройством, путем ограничения подвижности его тела.

При решении второй указанной проблемы важным обстоятельством, обеспечивающим детскую безопасность в автомобиле, по нашему мнению, могло бы стать введение на законодательном уровне запрета использования при перевозке детей от 0 до 5 лет различного рода адаптеров и подобных приспособлений, т.е. иных средств. Использование адаптера ремня безопасности при перевозке детей в автомобиле стало возможным ввиду того, что в п. 22.9 Правил дорожного движения указано, что «перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств» [3]. Согласно данной норме адаптер подпадает под «иные средства».

Необходимо отметить, что детские автокресла должны отвечать требованиям, указанным в Правилах ЕЭК ООН № 44 «Единообразные

предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» [4]. Эти правила разработаны Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций. Соглашение об обеспечении детской безопасности в автомобиле было принято в 1958 г. в Женеве под эгидой ООН.

В Российской Федерации на основании положений Правил ЕЭК ООН № 44 разработан национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 41.44, в соответствии с которым к детским удерживающим устройствам относятся детские автокресла, а к иным средствам -дополнительная подушка (бустер). Дополнительная подушка (в переводе с англ. - booster cushion) - упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнем безопасности для взрослых [4]. По сути в российской версии под так называемым бустером принято понимать устройство, позволяющее увеличить рост ребенка до необходимого для использования штатного ремня безопасности, но в зарубежных странах и в оригинальном тексте Правил ЕЭК ООН № 44 под бустером понимаются детские автокресла с высокой спинкой, у которых отсутствуют собственные пятиточечные ремни. Возможно, формальный подход к переводу терминов, испльзуемых в Правилах ЕЭК ООН № 44, стал причиной возможности изобретения и использования огромным количеством автовладельцев простых и недорогих по цене изделий, мало отвечающих требованиям Государственного стандарта Российской Федерации к детским удерживающим устройствам. Но надо сказать, что экономически эти устройства стали очень выгодны и принесли огромный доход производителям, но не родителям.

Кроме того, под «иными средствами» принято понимать любые подручные материалы (подушки, одеяла и т.д.), на которые можно посадить ребенка и пристегнуть его штатным ремнем безопасности. Данное обстоятельство может стать еще одной возможностью обогатиться нерадивым предпринимателям, т.к. под видом «иных средств» можно продавать специальные одеяла, подушки, накладки на сидения и тем самым влиять на сознание людей и получать от этого экономическую выгоду.

Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым внести изменения в п. 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, изложив его в следующей редакции:

«22.9. Перевозка детей в транспортных средствах должна осуществляться с использованием: сертифицированных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, - в возрасте от нуля до пяти лет;

сертифицированных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ре-

258

бенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, - в возрасте от пяти до двенадцати лет».

Кроме того, считаем, что причиной пренебрежения использованием средств пассивной безопасности при перевозке детей является несоразмерная санкция за это нарушение, которая составляет три тысячи рублей в соответствии со ст. 12.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях [5]. Мы полагаем, что в случае выявления описываемого нарушения водителю уместно предложить альтернативу: уплата штрафа или покупка детского удерживающего устройства, стоимость которого будет эквивалентна размеру штрафа. Для организации контроля и взаимодействия сотрудников Госавтоинспекции с индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с продажей детских удерживающих

1. Заседание президиума Госсовета под председательством В. В. Путина по вопросам безопасности дорожного движения 14 марта 2016 г. // STOP-газета. 2016. № 4(288).

2. Использование удерживающих устройств в автомобилях: обзорная информация. Вып. 20 / Н.Д. Милешкина, Л.Ю. Полина, Л. В. Семибрато-ва М., 2008.

3. Правила дорожного движения Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) // Собр актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47.

4. Правила ЕЭК ООН № 44 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах».

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г., с изм. от 14 июля 2015 г); с изм. и доп., вступ. в силу с 6 сент. 2015 г.) // Рос. газ. 2001. 31 дек.

устройств, предлагаем привлекать их к участию в рейдах, операциях и кампаниях, направленных на предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. В связи с вышеизложенным, считаем обоснованным за нарушение ст. 12.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях увеличить сумму административного штрафа до семи тысяч рублей, что будет соответствовать средней цене сертифицированного детского удерживающего устройства.

Таким образом, осуществление контроля за исполнением действующего законодательства в сфере обеспечения детской дорожной безопасности и проведение сотрудниками Госавтоинспекции и другими заинтересованными субъектами совместных профилактических мероприятий в данной области позволят создать условия для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма и гибели детей в условиях дорожного движения.

1. The meeting of the State Council Presidium chaired by Vladimir Putin on issues of road safety d.d. March 14, 2016 //STOP-newspaper. 2016. № 4(288).

2. The use of child restraints in cars: review. Iss. 20 / N.D. Mileshkina, L.Yu. Polina, L.V. Semibratov. Moscow, 2008.

3. Traffic rules of the Russian Federation: approved by the resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 № 1090 «About Traffic regulations» (together with the Basic provisions for the admission of vehicles to operation and duties of officials to ensure road safety) // Coll. of acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. № 47.

4. The UNO regulation № 44 «Uniform provisions concerning restraining devices for children in motor vehicles».

5. The Code of the Russian Federation about administrative offences d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL (as amended on July 13, 2015, July 14, 2015; rev. and ext., joined effective on Sept. 6, 2015) // Rus. newsp. 2001. Dec. 31.

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.