Сифириди Мария Дмитриевна
Проблемы применения правил перевозки детей-пассажиров в салонах легковых автотранспортных средств
В статье анализируются проблемы, связанные с перевозкой детей в салонах легковых автомобилей. Автор рассматривает нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующие правила перевозки несовершеннолетних пассажиров, исследует спорные вопросы применения различных видов детских удерживающих устройств.
Ключевые слова: правила дорожного движения, удерживающее устройство, административная ответственность, дети-пассажиры, административные санкции.
Problems of the application of the transportation rules of children-passengers in the salons of automobile vehicles
In article the problems connected with transportation of children in insides of cars are analyzed. The author considers the rules of law of the Russian Federation regulating rules of transportation of minors, investigates controversial issues of application of different types of the children's holding devices.
Key words: traffic rules, holding device, administrative responsibility, children-passengers, administrative sanctions.
В последние годы на дорогах страны растет количество автомобилей и, как следствие, увеличивается интенсивность движения, повышается риск возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП). Поэтому проблема обеспечения безопасности на дорогах в целом и профилактики и предотвращения детского травматизма и смертности в результате ДТП в частности является актуальной.
Статистика свидетельствует о снижении количества ДТП, однако аварийность по-прежнему остается высокой. По официальным данным ГИБДД, в России с 2016 по 2018 г. зарегистрировано 511 225 ДТП (в 2016 г. - 173 694 ДТП, в 2017 г. - 169432, в 2018 г. - 168099). В 2 917 ДТП пострадали дети (в 2016 г. - 1 028 ДТП, в 2017 г. - 1009, в 2018 г. - 880): 224 ребенка погибло (в 2016 г. - 82 ребенка, в 2017 г. - 82 ребенка, в 2018 г. -60 детей) и 3438 детей получили ранения (в 2016 г. - 1188 детей, в 2017 г. - 1181 ребенок, в 2018 г. - 1069 детей) [1]. Основная причина -нарушение водителями правил перевозки детей (отсутствие ремней безопасности или удерживающих устройств).
Таким образом, в современных условиях проблема травматизма и смертности детей в ДТП требует особого внимания, т. к. они являются особыми участниками дорожного движения, а их безопасность зависит в первую очередь от внимательности и дисциплинированности водителей.
В ряде зарубежных стран специальные детские удерживающие устройства стали ис-
пользовать уже в 70-е гг. ХХ в., а в Европе с 1 февраля 1981 г. вступили в силу Правила ЕЭК ООН № 44, содержащие требования к детским удерживающим устройствам.
В России правила перевозки детей закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 767 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090»: «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием специальных детских удерживающих устройств» [2].
12 июля 2017 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. № 761 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» [3]. Изменения коснулись, в частности, использования детских удерживающих устройств в транспортном средстве.
Так, согласно внесенным изменениям детей до 7 лет (ранее - до 12 лет) следует перевозить только с использованием детских удержива-
77
ющих устройств на переднем или заднем сиденье (что касается легковых автомобилей). Детей от 7 до 11 лет (включительно) можно перевозить на заднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или ремней безопасности, а на переднем сиденье -только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Из п.п. 22.9 Правил дорожного движения [4] (далее - ПДД) исключена следующая фраза: «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности».
Следует отметить, что все законодательные инициативы направлены на снижение травматизма несовершеннолетних на дорогах, в том числе и в случае ДТП.
Учитывая, что система безопасности любого автомобиля рассчитана на пассажиров ростом от 150 см, в случае аварийной ситуации или просто при резком торможении ребенок, которого перевозили без специального удерживающего устройства, может получить серьезные травмы. Однако взрослые не всегда понимают всю опасность ситуации и могут перевозить детей младше 7 лет, используя только штатные автомобильные ремни либо вообще без любых средств, обеспечивающих безопасность перевозки.
За нарушение правил перевозки детей в автотранспортном средстве законодательством Российской Федерации предусмотрены административные санкции. Так, ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ содержит такую санкцию, как наложение штрафа на водителя в размере 3 тыс. рублей, на должностных лиц - 25 тыс. рублей, на юридических - 100 тыс. рублей [5].
Следует отметить, что санкции значительно ужесточились с 2007 г., когда впервые были введены штрафы за нарушение требований к перевозке детей с использованием специальных удерживающих устройств: в 2007 г. штраф составлял 500 рублей, а с 1 сентября 2013 г. его размер увеличен до 3 тыс. рублей.
Несмотря на совершенствование законодательства в сфере перевозки детей-пассажиров, в части его применения остается немало проблемных и спорных моментов. В частности, следует обратить внимание на понятие «специальное удерживающее устройство», о котором говорится в п.п. 22.9 пДд.
ГОСТ Р 41.44-2005, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 20 декабря 2005 г. № 318-ст, вступивший в силу 1 января 2007 г., содержит следующее определение: «Детская удерживающая система (удерживающее устройство) (сЫМ restraint systems): совокупность элементов, состоящая из лямок
или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и в некоторых случаях дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижности его тела» [6].
При этом в ПДД не указывается, что специальное удерживающее устройство - это либо автолюлька, либо специализированное каркасное кресло. Поэтому, исходя из приведенного выше определения, для перевозки детей можно использовать и частичные удерживающие устройства, например, адаптеры «ФЭСТ».
Устройство «ФЭСТ» имеет статус детского удерживающего устройства, испытания которого проводились в аккредитованной технической лаборатории «ТЮФ Рейнланд ИнтерСерт» (Венгрия). На основании проведенных тестов был сделан вывод о том, что данное устройство соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН № 44, поэтому Национальное управление транспорта Венгрии ему присвоило официальное утверждение «Е7», а в России оно получило сертификат соответствия.
Однако в некоторых регионах Российской Федерации инспекторы ГИБДД привлекают к административной ответственности водителей за нарушение правил перевозки детей, которые используют удерживающее устройство «ФЭСТ».
Судебная практика по этому вопросу также неоднозначна. Многие суды оставляют решение о привлечении водителя к административной ответственности в силе. Так, например, в решении судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 7 июня 2016 г., вынесенном в отношении Кайгородова А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ, указано, что «"ФЭСТ" не может служить удерживающим устройством, так как является лишь адаптером для ремней. Данное устройство не выполняет функцию безопасности, поскольку плечевой ремень может надавить на шею ребенка». Данное решение было оставлено в силе решением судьи Свердловского областного суда от 3 августа 2016 г. и постановлением заместителя председателя Свердловского областного суда от 5 октября 2016 г. Однако Верховный Суд РФ не согласился с доводами, указанными в данных решениях, и отменил их. Таким образом, возможность использования удерживающего
78
устройства «ФЭСТ» подтверждает постановление Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. № 45-АД17-1, в котором оно определено как «частичное удерживающее устройство» [7].
Представляется, что избежать спорных вопросов в части применения тех или иных удерживающих устройств позволило бы уточнение определения термина «детская удерживающая система (удерживающее устройство)» в ПДД. Кроме того, необходимо разграничить понятия «удерживающее устройство цельной конструкции» и «удерживающее устройство нецельной конструкции» и внести в п.п. 22.9 ПДД изменения, касающиеся возможности применения того или иного типа удерживающего устройства в зависимости от возраста и веса ребенка-пассажира.
Исходя из этого, предлагаем дополнить п.п. 22.9 ПДД следующей фразой: «Перевозка детей в возрасте младше 4 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств) цельной конструкции, соответствующих весу и росту ребенка. Перевозка детей от 4 до 6 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, допускается с использованием удерживающих систем (устройств) нецельной конструкции, соответствующих весу и росту ребенка».
Такая формулировка исключит применение удерживающих устройств нецельной конструкции (например, частичных удерживающих устройств, дополнительных подушек (booster) и направляющих лямок) для перевозки детей младше 4 лет.
Следует подчеркнуть, что обеспечить надежную защиту детей-пассажиров могут толь-
ко сертифицированные детские каркасные автокресла. Использование фальсификата, конечно, позволит водителю избежать административного штрафа, но в аварийной ситуации не обеспечит надлежащей защиты.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [8] требует, чтобы детские удерживающие устройства соответствовали ГОСТу Р 41.44-2005. Наличие особой маркировки и международного знака официального утверждения обязательно для каждого сертифицированного детского удерживающего устройства.
Однако КоАП РФ не предусматривает административных санкций для водителя за использование несертифицированного детского удерживающего устройства. Кроме того, водитель не обязан предъявлять сертификат соответствия на детское удерживающее устройство инспектору ГИБДД.
Исправить ситуацию могло бы внесение дополнений в п.п. 2.1.1 ПДД - включение в перечень документов, которые водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, также сертификата соответствия на детское удерживающее устройство, а перевозку детей-пассажиров с использованием детского удерживающего устройства, не имеющего необходимого сертификата, приравнять к нарушениям правил перевозки детей.
Таким образом, анализ постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» выявил ряд спорных вопросов, касающихся регулирования перевозки детей-пассажиров в салонах автотранспортных средств. Для их устранения необходимо дальнейшее совершенствование законодательных норм и ужесточение административной ответственности, которые являются достаточно эффективными мерами по снижению детского травматизма на дорогах.
1. Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
2. О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090: постановление Правительства Российской Федерации от 14 дек. 2005 г. № 767. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
1. Road safety status indicators. URL: http:// stat.gibdd.ru/ (date of access: 01.04.2019).
2. On amendments to the Resolution of the Council of Minister - The Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 № 1090: decree of the Government of the Russian Federation d.d. Dec. 14, 2005 № 767. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
3. On amendments to the Traffic Rules in the Russian Federation: decree of the Government
79
3. О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. № 761. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О Правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения): постановление Правительства Российской Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090 (ред. от 13 фев. 2018 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
6. ГОСТ Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН № 44). Национальный стандарт Российской Федерации. Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах: приказ Ростехрегулирования от 20 дек. 2005 г. № 318-ст. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 16 фев. 2017 г. № 45-АД17-1. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О принятии Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств)»: решение Комиссии Таможенного союза от 9 дек. 2011 г. № 877 (ред. от 13 дек. 2016 г.). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
of the Russian Federation d.d. June 28, 2017 № 761. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
4. About Traffic Rules (with the Basic provisions from the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety): decree of the Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 № 1090 (edited d.d. Febr. 13, 2018). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
5. Code of administrative offenses of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL (edited d.d. Mar. 7, 2018). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
6. GOST R 41.44-2005 (Rules EEK UN № 44). National Standard of the Russian Federation. Uniform provisions concerning the type approval of restraining devices for child occupants of power-driven vehicles: order of Rosstandart d.d. Dec. 20, 2005 № 318-Art. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
7. Decree of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. Feb. 16, 2017 № 45-АD17-1. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
8. On adoption of technical regulations of the Custom Union About the safety of wheeled vehicles (with the TR CU 018/2011. Technical regulations of the Customs Union. On the Safety of wheeled vehicles): decision of the Commission of the Custom Union d.d. Dec. 9, 2011 № 877 (edited d.d. Dec. 13, 2016). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Сифириди Мария Дмитриевна, магистрант Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск); e-mail: marua-s1993@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
M.D. Sifiridi, Master's degree of Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk); e-mail: marua-s1993@mail.ru
80