Научная статья на тему 'О некоторых мерах предупреждения преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств'

О некоторых мерах предупреждения преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дорожно-транспортное происшествие / дорожная обстановка / транспортное средство / техническая оснащенность / меры предупреждения / система профилактики / road traffic accident / road situation / vehicle / technical equipment / prevention measures / prevention system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Виллиевна Жидкова, Дмитрий Андреевич Загуляев

Статья посвящена проблеме правонарушений в сфере дорожного движения. Автор рассматривает основные элементы системы мер по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, которые влияют на регулирование ситуации аварийности на дорогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Виллиевна Жидкова, Дмитрий Андреевич Загуляев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some measures to prevent criminal violations of traffic rules and the operation of vehicles

The article is devoted to the problem of traffic offenses. The author considers the main elements of the system of measures for the prevention and prevention of road accidents, which affect the regulation of the accident situation on the roads.

Текст научной работы на тему «О некоторых мерах предупреждения преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 161—164. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):161—164.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 343 982 NIION: 2007-0062-4/21-035

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-161-164 MOSURED: 77/27-004-2021-04-235

О некоторых мерах предупреждения преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Елена Виллиевна Жидкова1, Дмитрий Андреевич Загуляев2

1 Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России, Владивосток, Россия, elenazhidkova2015@mail.ru

2 Следственное управление УМВД России по г. Владивостоку, Владивосток, Россия, elenazhidkova2015@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме правонарушений в сфере дорожного движения. Автор рассматривает основные элементы системы мер по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, которые влияют на регулирование ситуации аварийности на дорогах.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, дорожная обстановка, транспортное средство, техническая оснащенность, меры предупреждения, система профилактики

Для цитирования: Жидкова Е.В., Загуляев Д.А. О некоторых мерах предупреждения преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 161-164. 10.24411/2073-3305-2021-4-161-164.

INTERDISCIPLINARY RESEARCH

Original article

On some measures to prevent criminal violations of traffic rules and the operation of vehicles

Elena V. Zhidkova1, Dmitry A. Zagulyaev2

1 Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Vladivostok, Russia, elenazhidkova2015@mail.ru

2 Investigation Department of the Russian MIA Administration for Vladivostok, Vladivostok, Russia, elenazhidkova2015@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of traffic offenses. The author considers the main elements of the system of measures for the prevention and prevention of road accidents, which affect the regulation of the accident situation on the roads.

Keywords: road traffic accident, road situation, vehicle, technical equipment, prevention measures, prevention system

For citation: Zhidkova E.V., Zagulyaev D.A. On some measures to prevent criminal violations of traffic rules and the operation of vehicles // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):161—164. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-161-164.

Обеспечение безопасности дорожного движения — важная составляющая государственной политики любого государства, приоритетом которой является защита жизни и здоровья каждого человека. Последствия дорожно-транспортных происшествий, такие как вы© Жидкова Е.В., Загуляев Д.А., 2021.

сокий уровень смертности и травматизма, материальные потери и ухудшение окружающей среды, оказывают негативное влияние на экономическую, социальную и демографическую сферы жизни как в отдельно взятой стране, так и во всем мире.

Решение проблемы аварийности на дорогах — залог моральной и материальной устойчивости

отдельной личности и всего общества, поэтому представляет собой одно из ведущих направлений деятельности не только правоохранительных органов, но и государства в целом. В соответствии с общегосударственной Концепцией [2] Правительством РФ была разработана и внедрена в действие федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения, рассчитанная на 2013—2020 годы [3]. Проведенный О.М. Калмыковой, А.В. Мельниковым, A.C. Мартиросян анализ реализации данной программы на первом ее этапе показал, что к 2016 г. основная цель первого этапа была достигнута, а именно удалось не допустить обострения ситуации [5, с. 14]. Проект продемонстрировал масштаб и актуальность проблемы, а также определил, что ее решение возможно только при активном взаимодействии государственных ведомств и общественных организаций.

По мнению авторов, изучавших данную проблему, на возникновение дорожно-транспортного происшествия (ДТП) в той или иной степени влияют все составляющие дорожного движения: человек, дорога, транспортное средство и организация регулирования на дорогах [10, с. 120].

Исследователи проводят разграничение причин, которые способствуют дорожно-транспортным происшествиям по определенным категориям [8, с. 66], к которым относят следующие.

1. Организационно-технические. К ним относятся: (а) состояние дорог ненадлежащего качества; (б) нарушения в конструкции транспортных средств; (в) недостаточность универсальных средств безопасности в большинстве автомобилей.

2. Организационно-правовые. Включают в себя: (а) незнание участниками движения правил безопасности; (б) низкий уровень культуры поведения на улицах и дорогах; (в) недостатки нормативных документов, регламентирующих безопасность дорожно-транспортного движения.

3. Организационно-управленческие. Такие как: (а) недостаточность технического обслуживания и ремонта транспортных средств; (б) высокая стоимость запчастей и услуг по обслуживанию транспорта; (б) недостатки в осуществлении надзора за движением.

Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения требует системного использования самых современных средств и методов предупреждения и профилактики ДТП. Комплекс мер по предупреждению аварийности на дорогах основан на решении задач из различных сфер деятельности: социальных, экономических, правовых, организационных, технических, медицинских, технологических; и охваты-

вает широкий круг вопросов: безопасность дорожного движения, правовое воспитание, экологию, здравоохранение и т.д. [7, с. 170].

Прежде всего, укрепление правопорядка на дорогах зависит от степени правосознания субъектов дорожного движения. Несмотря на многообразие факторов, основными причинами дорожно-транспортных преступлений все же является несоблюдение правил дорожного движения, а зачастую и умышленное их нарушение.

Профилактические меры в данном случае, как обоснованно считают Е.Г. Капустина и Е.С. Лимарева, направлены на: (а) повышение уровня знаний водителей и пешеходов; (б) безусловное соблюдение правил дорожного движения; (в) усиление веры в силу закона; (г) укрепление доверия к правоохранительным органам [6, с. 26]. Кроме того, систематический контроль сотрудниками ГИБДД за соблюдением правил безопасности и возрождение добровольных дружин способствуют воспитанию ответственности и дисциплинированности у водителей и пешеходов.

Согласимся с С.Г. Хусяйновой, что важным фактором является проведение разъяснительной работы сотрудниками ГИБДД, ведение агитационной деятельности общественными формированиями, активная поддержка широкомасштабных акций средствами массовой информации [11, с. 65].

К обязательным условиям безаварийности движения относится соответствие дорожно-транспортной инфраструктуры требованиям безопасности: повышение надежности дороги и профилактика конфликтных ситуаций [9, с. 239]. В данном случае речь идет о финансовых вложениях государства в реконструкцию дорог, разработку и внедрение технологий и устройств, способствующих снижению аварийности, в том числе оборудование дорог информационно-указательными знаками, ограждениями, шумовыми полосами, фотовидеофиксаторами, модернизация систем управления движением и т.д. [12, с. 113].

Опыт зарубежных стран указывает на эффективность создания в рамках городских служб специальных подразделений, которые занимаются транспортными вопросами. Их основные функции связаны с организацией дорожного движения и направлены на повышение пропускной способности, создание условий для удобства пользования дорогами [15, с. 55].

Одним из основных направлений профилактики является стремление снизить тяжесть последствий после ДТП с точки зрения человеческих ресурсов, т.е. создание условий для оказания своевременной первой помощи пострадав-

шим, а также обучение граждан основным навыкам оказания медицинской помощи.

Важным звеном профилактических мер в обеспечении безопасности дорожного движения стало значительное ужесточение ответственности за правонарушения в этой сфере правоохранительной деятельности. Однако исследователи проблемы говорят о необходимости совершенствования законодательных и нормативных основ путем унификации и систематизации правовых актов, а именно проведения работы по внесению изменений в действующий закон [1] или разработке единого нормативного акта, регламентирующего организацию движения путем разделения полномочий и определения ответственности всех уровней власти [13, с. 48]. Кроме того, есть предположение о необходимости законодательно закрепить за конкретными ведомствами и организациями ответственность за порядок на дорогах [14, с. 149].

Добиться снижения количества ДТП позволяет оснащенность транспорта техническими системами, разработанными с целью предотвращения столкновений автомобилей с препятствиями и между собой: вспомогательные видеокамеры, системы дополнительного информирования, адаптивный круиз-контроль [4, с. 77]. Однако не все водители могут позволить себе эти устройства из-за их дороговизны и высокой стоимости установки.

Существенным результатом реализации второго этапа федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, рассчитанной на 2013—2020 годы [3], можно считать последовательное снижение в течение данного этапа регистрации преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: в 2016 г. — 22 013 преступлений, в 2017 г. — 21 007, в 2018 г. — 20 144, в 2019 г. — 19 618, в 2020 г. — 18 629; в 2020 г. регистрация данного вида преступлений по сравнению с 2019 г. снизилась на 5%; раскрываемость в 2020 г. по сравнению с 2019 г. повысилась на 0,8% и составила 90,8 % [16].

Следует отметить, что общественная опасность правонарушений в сфере дорожного движения определяет необходимость единого подхода государственных ведомств и общественных организаций к решению проблемы по предупреждению ДТП. Таким образом, залогом безопасности на дорогах являются оптимальное сочетание и постоянное совершенствование социально-экономических, правовых, организационно-технических и медицинских мероприятий по снижению аварийности.

Список источников

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 8 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

2. Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах»» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 45. Ст. 6282.

3. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах»» (ред. от 16 мая 2020 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

4. Ефремов Б.Д., Боровиков A.B. Применение современных систем противодействия для предупреждения последствий ДТП / / Технико-технологические проблемы сервиса. 2009. № 8. С. 76—78.

5. Калмыкова О.М., Мельников A.B., Мартиросян A.C. Анализ выполнения федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах» // Вестник науки и образования. 2016. № 8 (20). С. 10—14.

6. Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества / / Транспортное право. 2017. № 1. С. 25—28.

7. Мидловец М.В. Система мер по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных преступлений / / Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2015. № 1. С. 167—173.

8. Молчанов П.В. Профилактика правонарушений в области дорожного движения / / Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 63—68.

9. Соляной A.B. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 1. С. 237—239.

10. Танага И.В. Причины и условия, способствующие дорожно-транспортным преступлениям и пути их устранения // Общество и право. 2009. № 2 (24). С. 117—120.

11. Хусяйнова С.Г. О состоянии законности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Российская юстиция. 2020. № 11. С. 64—67.

12. Шешера Н.Г. Повышение безопасности дорожного движения на основе усовершенствованной методики коэффициентов аварийности (на примере города Хабаровска): дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2017.

13. Шхагапсоев З.Л., Канунникова Н.Г. К вопросу о совершенствовании правовой базы со-

временной политики в области организации и безопасности дорожного движения / / Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 1 (23). С. 46—53.

14. Эминов В.Е. Причины и предупреждение транспортных происшествий. // Российский криминалистический взгляд. 2013. № 3. С. 304—311.

15. Якимов А.Ю., Кондратьев В.Д., Смирнов ЕА Пути предотвращения ДТП в крупных городах // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2006. № 7 (7). С. 54—56.

16. Портал правовой статистики. [Электронный ресурс] // URL: Ь^р8://мвд.рфДоЫег/ 101762 (дата обращения: 09.04.2021).

References

1. Federal Law of December 10, 1995 No. 196-FZ "On Road Safety" (as amended on December 8, 2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. 1995. No. 50. Art. 4873.

2. Order of the Government of the Russian Federation of October 27, 2012 No. 1995-r "On Approval of the Concept of the Federal Target Program "Improving Road Safety in 2013—2020" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 45. Art. 6282.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of October 3, 2013 No. 864 "On the federal target program "Improving road safety in 2013—2020" (as amended on May 16, 2020) // SPS "Consultant-Plus".

4. Efremov B.D., Borovikov A.V. Application of modern counteraction systems to prevent the consequences of road accidents / / Technical and technological problems of service. 2009. No. 8. P. 76—78.

5. Kalmykova O.M., Melnikov A.V., Martiro-syan A.S. Analysis of the implementation of the federal target program "Improving road safety in 2013—2020" // Bulletin of Science and Education. 2016. No. 8 (20). P. 10—14.

6. Kapustina E.G., Limareva E.S. Prevention of road safety as the most important condition for the formation of the legal culture of modern society / / Transport law. 2017. No. 1. P. 25—28.

7. Midlovets M.V. System of measures for the prevention and prevention of road traffic crimes // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Legal sciences. 2015. No. 1. P. 167—173.

8. Molchanov P.V. Prevention of offenses in the field of road traffic / / Administrative law and process. 2019. No. 5. P. 63—68.

9. Solyanoy A.V. Prevention of road traffic crimes // Actual problems of Russian law. 2011. No. 1. P. 237—239.

10. Tanaga I.V. Causes and conditions contributing to road traffic crimes and ways to eliminate them // Society and Law. 2009. No. 2 (24). P. 117—120.

11. Khusyainova S.G. On the state of legality in the field of road safety / / Russian Justice. 2020. No. 11. P. 64—67.

12. Sheshera N.G. Improving road safety on the basis of an improved methodology of accident rates (on the example of the city of Khabarovsk): dis. ... cand. jurid. sciences. Khabarovsk, 2017.

13. Shkhagapsoev Z.L., Kanunnikova N.G. On the issue of improving the legal framework of modern policy in the field of organization and road safety / / Legal Science and Law Enforcement Practice. 2013. No. 1 (23). P. 46—53.

14. Eminov V.E. Causes and prevention of traffic accidents. // Russian forensic view. 2013. No. 3. P. 304—311.

15. Yakimov AYu., Kondrat'ev V.D., Smirnov EA. Ways to prevent road accidents in large cities / / Transport of the Russian Federation. A journal about science, practice, economics. 2006. No. 7 (7). P. 54—56.

16. Portal of legal statistics. [Electronic resource] // URL: https: //mv.d.rf/folder/101762 (date of access: 09.04.2021).

Информация об авторах

Е.В. Жидкова — старший преподаватель кафедры криминалистики и специальной техники; Д.А. Загуляев — следователь отдела.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.V. Zhidkova — senior lecturer of the department forensics and special equipment; D.A. Zagulyaev — investigator.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 04.10.2021; одобрена после рецензирования 04.11.2021; принята к публикации 22.1 1.2021.

The article was submitted 04.10.2021; approved after reviewing 04.11.2021; accepted for publication 22.1 1.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.