Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙ В ВОЗРАСТЕ 60 ЛЕТ И СТАРШЕ'

ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙ В ВОЗРАСТЕ 60 ЛЕТ И СТАРШЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
118
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ВОДИТЕЛЬ / ВОЗРАСТ 60 ЛЕТ И СТАРШЕ / УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Кузнецов Виктор Владимирович, Горбатенко Дмитрий Станиславович, Порташников Олег Михайлович

Приводятся результаты анализа статистических данных о дорожно-транспортной аварийности по вине водителей, находящихся в возрасте 60 лет и старше, на территории Московской области. Рассмотрены социальные аспекты нарушений правил дорожного движения водителями данного возраста, приведших к дорожно-транспортным происшествиям. Выявлены и сформулированы основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Определены основные направления профилактики аварийности по вине водителей в возрасте 60 лет и старше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Кузнецов Виктор Владимирович, Горбатенко Дмитрий Станиславович, Порташников Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ROAD TRANSPORT ACCIDENTS BY DRIVERS AGED 60 AND OVER

This article presents the results of an analysis of statistical data on road traffic accidents caused by drivers aged 60 and over in the Moscow Region. The social aspects of violations of traffic rules by drivers of this age, which led to road accidents, are considered. The main causes of road traffic accidents have been identified and formulated. The main directions of prevention of accidents due to the fault of drivers aged 60 and older have been determined.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙ В ВОЗРАСТЕ 60 ЛЕТ И СТАРШЕ»

УДК 34:519.237.5 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-215-218

ББК 67 © В.В. Кузнецов, Д.С. Горбатенко, О.М. Порташников, 2021

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЕЙ В ВОЗРАСТЕ 60 ЛЕТ И СТАРШЕ

Виктор Владимирович Кузнецов, заместитель начальника полиции — Начальник Управления Государственной Инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Московской области ГУ МВД России по Московской области (129110, Москва, пер. Слесарный, д. 1) E-mail: ugibddmo.kuznetsov@yandex.ru

Дмитрий Станиславович Горбатенко, старший научный сотрудник кафедры «Системный анализ и управление» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (125993, Москва, Волоколамское ш., д. 4) E-mail: mai_kaf604@mail.ru

Олег Михайлович Порташников, заместитель начальника

Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (121170, Москва, ул. Поклонная, д. 15) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Приводятся результаты анализа статистических данных о дорожно-транспортной аварийности по вине водителей, находящихся в возрасте 60 лет и старше, на территории Московской области. Рассмотрены социальные аспекты нарушений правил дорожного движения водителями данного возраста, приведших к дорожно-транспортным происшествиям. Выявлены и сформулированы основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Определены основные направления профилактики аварийности по вине водителей в возрасте 60 лет и старше.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, водитель, возраст 60 лет и старше, улично-дорожная сеть, медицинское освидетельствование, профилактика дорожно-транспортных происшествий.

PREVENTION OF ROAD TRANSPORT ACCIDENTS BY DRIVERS AGED 60 AND OVER

Viktor V. Kuznetsov, Deputy Head of Police - Head of the State Inspectorate road safety General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow Region

General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow Region (129110, Moscow, per. Slesarnji, 1) E-mail: ugibddmo.kuznetsov@yandex.ru

Dmitry S. Gorbatenko, Senior Researcher of the Department "System Analysis and Management" Moscow Aviation Institute (National Research University) (125993, Moscow, Volokolamskoye shosse, 4) E-mail: mai_kaf604@mail.ru Oleg M. Portashnikov, Deputy Head

Special Purpose Center in the field of road safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia (121170, Moscow, st.

Poklonnaya, 15)

E-mail: office@unity-dana.ru

Abstract. This article presents the results of an analysis of statistical data on road traffic accidents caused by drivers aged 60 and over in the Moscow Region. The social aspects of violations of traffic rules by drivers of this age, which led to road accidents, are considered. The main causes of road traffic accidents have been identified and formulated. The main directions of prevention of accidents due to the fault of drivers aged 60 and older have been determined.

Keywords: road traffic accident, vehicle, driver, age 60 and over, road network, medical examination, prevention of road traffic accidents.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кузнецов В.В., Горбатенко Д.С., Порташников О.М. Профилактика дорожно-транспортной аварийности по вине водителей в возрасте 60 лет и старше. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):215-8.

Управление транспортным средством (ТС) бесспорно можно отнести к сложному виду человеческой деятельности. Это объясняется тем, что ТС является источником повышенной опасности и водитель, им управляющий, несет ответственность как за свою жизнь, так и за жизни окружающих. Квалификацией и индивидуальными особенностями объясняется способность водителя обеспечить должную безопасность движения.

С возрастом любой человек приобретает богатый жизненный опыт, становится рассудительнее и мудрее. Но, к сожалению, снижается слух, ухудшается зрение, уменьшается скорость реакции и т.п. Пожилому человеку на улицах и дорогах становится сложно ориентироваться, он не всегда успевает должным образом отреагировать на возникшую угрозу и поэтому часто подвергается опасности попасть в беду, в том числе в дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Возрастные изменения в хрусталике глаза приводят к ухудшению бокового зрения. Пожилые люди плохо или совсем не видят происходящего справа или слева от них. Поэтому они зачастую не в состоянии рассмотреть двигающееся сбоку ТС и определить расстояние до него [1].

Люди пожилого возраста зачастую с трудом адаптируются в новых условиях и долго привыкают к каким-либо новшествам. При современных высоких темпах автомобилизации и новшествам средств регулирования движения, пожилым участникам дорожного движения бывает крайне нелегко, им трудно понять обстановку на дороге, поэтому невольно они могут создавать аварийные ситуации.

На улично-дорожной сети (УДС) Московской области за 2017-2020 гг. по вине водителей в возрасте 60 лет и старше (далее водителей) стабильно происходило в среднем 10% от всего количества ДТП с пострадавшими, и гибла и получала ранения в среднем десятая часть от числа всех погибших и раненных в ДТП людей.

Самыми распространенными видами ДТП являлись столкновения (в среднем в 55% случаев), и наезды на пешеходов (в среднем в 25% случаев).

Самыми «аварийными» являлись возрастные группы 65-69 лет (35% ДТП), и 60-64 лет (33% ДТП). Далее следуют возрастные группы 70-74 лет (17% ДТП), 75-79 лет (8% ДТП), и 80 лет старше 7% ДТП. В среднем 80% водителей в возрасте 60 лет и старше, виновников ДТП, имели водительский стаж 20 лет и более. За редким исключением все водители - граждане Российской Федерации (РФ). Среди граждан РФ в среднем 90% - жители Московского региона (г. Москва и Московская область). В среднем 15% водителей - женщины.

Из водителей - виновников ДТП проходили амбулаторное или стационарное лечение в среднем 25%, а

погибли в среднем 7%.

Вне населенных пунктов происходило в среднем 45% ДТП от общего количества ДТП по вине водителей в данном возрасте, в среднем в 75% ДТП фиксировалось отсутствие недостатков транспортно-эксплуа-тационного состояния УДС.

На перегонах происходило в среднем 30% ДТП, в зонах регулируемых и нерегулируемых перекрестков в среднем 40% ДТП, на пешеходных переходах в среднем 20% ДТП, в среднем в 35% ДТП фиксировалось отсутствие в непосредственной близости объектов УДС и объектов притяжения. Почти во всех ДТП (в среднем в 95% ДТП) фиксировалось отсутствие факторов, оказывающих влияние на движение транспортного потока или отдельного ТС. При ясной погоде и сухом состоянии проезжей части происходило в среднем 65% ДТП, в светлое время суток происходило в среднем 75%, в среднем 95% ДТП происходило на прямолинейных в плане и с горизонтальным профилем участках УДС.

Самым распространенным нарушением водителями возрастной группы «60+» правил дорожного движения (ПДД), приведшим к ДТП, являлось несоблюдение очередности проезда (в среднем в 25% ДТП), далее нарушение правил проезда пешеходных переходов (в среднем в 20% ДТП), затем неправильный выбор дистанции (в среднем в 15% ДТП), несоблюдение бокового интервала (в среднем в 15% ДТП), несоответствие скорости конкретным условиям движения (в среднем в 12% ДТП), выезд на полосу встречного движения (в среднем в 10% ДТП), превышение установленной скорости движения (в среднем в 7% ДТП), нарушение правил перестроения (в среднем в 5% ДТП), и нарушение требований сигналов светофора (в среднем в 3% ДТП). Помимо нарушения ПДД, в среднем 5% водителей управляли ТС в состоянии алкогольного опьянения [2].

Анализ статистических данных об аварийности на УДС Московской области позволил понять следующее:

• нарушение ПДД водителями ТС, находящимися в возрасте 60+, вносит «весомый» вклад в возникновение ДТП, гибель и ранение в них людей;

• водители этого возраста, виновники ДТП, имели большой водительский стаж и, как правило, ехали по привычному маршруту;

• при нарушении ПДД, приведших к ДТП, на управление ТС водителями не оказывалось влияние каких-либо отвлекающих факторов, также причиной нарушений ДТП не являлись темное время суток, осадки и кривизна дороги;

• нарушения ПДД водителями «60+», приведших к ДТП, чаще всего происходили в местах пересечений транспортных и пешеходных по-

токов (перекрестки и пешеходные переходы), а также вблизи объектов массового притяжения людей и транспорта (главным образом объектов торговли), т.е. в местах, где требуется быстрый анализ дорожной обстановки и принятие решений.

Поскольку для людей старшего поколения пренебрежение требованиям жизнедеятельности (ПДД в частности) является редким исключением, можно сделать вывод о том, что основной причиной нарушения ПДД водителями возрастной группы 60 лет и старше, приводящих к ДТП, можно считать ухудшение психофизиологических функций организма.

В настоящее время механизм получения национального водительского удостоверения в РФ выглядит следующим образом.

Сначала необходимо пройти обучение в аккредитованной автошколе, сдать теоретический и практический экзамены и получить документ о прохождении обучения. Сроки обучения в автошколе зависят от выбранной категории транспортного средства и составляют от одного месяца до полугода. После этого кандидаты в водители допускаются к сдаче экзамена в ГИБДД МВД РФ. Экзамен в ГИБДД состоит из теории, вождению на автодроме и в городе. В теоретической части экзамена необходимо за 20 минут ответить на 20 вопросов. Положительный результат - не более 2 ошибок. В практической части за каждое упражнение выставляется определённое количество баллов, и общая оценка «сдал», «не сдал».

После успешной сдачи экзамена ГИБДД выдает водительское удостоверение. Срок действия водительского удостоверения в РФ составляет 10 лет. По истечении срока действия водительское удостоверение подлежит замене.

При поступлении в автошколу, сдаче экзамена в ГИБДД, а также замены водительского удостоверения, помимо прочих документов, требуется медицинская справка по форме 003-в/у, утвержденная Приказом Минздрава РФ № 344н от 15 июня 2015 г. «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)». В соответствии с этим приказом медицинское освидетельствование включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами и инструментальное и лабораторные исследования, а именно: осмотры терапевтом, офтальмологом, неврологом, оториноларингологом; обследования психиатром и психиатром-наркологом; а также электроэнцефалография, определение наличия психоактивных веществ в моче и качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (СБТ) в сыворотке крови.

Существует перечень выявленных заболеваний водителей, при которых запрещается (или ограничи-

вается) управление ТС, утвержденное постановлением Правительства РФ № 1604 от 29 декабря 2014 г. «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Однако методика осмотра нигде не утверждена, все зависит от личного подхода врача и традиций самого медицинского учреждения. Врач может оказаться дотошным специалистом, а может ограничиться парой дежурных вопросов, написать «годен», поставить печать, и отправить за руль. Негативную роль в качестве освидетельствования играют и широко известные факты коммерческого подхода медицинских учреждений к проведению освидетельствования.

Соответственно, после такого не единообразного и зачастую сомнительного освидетельствования, человек (в том числе и в возрасте 60 лет и старше) получает право на управление ТС на последующие 10 лет, и в течение этого срока его медицинское освидетельствование на способность управлять ТС проводится не будет.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что основным направлением профилактики дорожно-транспортной аварийности по вине водителей ТС в возрасте 60 лет и старше должно быть обеспечение частого и качественного медицинского освидетельствования водителей данного возраста на наличие и динамику заболеваний, при которых запрещается или ограничивается возможность управления ими автотранспортом. Это может быть осуществлено путем выполнения следующего.

1. Сокращение срока действия водительского удостоверения для водителей данной возрастной группы. Например, при замене (получении) удостоверения человеком в возрасте близком к 60 лет - на 5 лет, в возрасте после 60 лет - на 3 года, в возрасте старше 70 лет - на 1 год. Это заставит водителей чаще доказывать свою пригодность по состоянию здоровья к управлению ТС.

2. Обеспечение при проведении освидетельствования изучения истории болезни (амбулаторной карты) человека. Например, при замене (получении) водительского удостоверения человек в возрасте 60+ должен быть обязан проходить медицинское освидетельствование только в том медицинском учреждении, к которому он прикреплен. В свою очередь, медицинское учреждение должно обеспечить внесение в амбулаторную карту результатов. Это позволит препятствовать возможности «скрыть» какие-либо имевшиеся или имеющие заболевания при прохождении осмотра.

Выполнение этого позволит получить следующее:

• обеспечить необходимость частого медицинского осмотра;

• медицинское освидетельствование, как допуск к управлению ТС, будет осуществляться не как первичный поверхностный осмотр,

а как полноценное обследование с анализом динамики состояния здоровья водителя, что должно значительно повысить качество освидетельствования.

Поскольку заболевания, запрещающие и ограничивающие возможность управления ТС, также могут являться запрещающими или ограничивающими в других сферах человеческой деятельности, и, по определению, являются показателями здоровья человека, необходимо признать целесообразность активного использования при медицинских осмотрах пациентов (водителей в возрасте 60+ в частности) аппаратно-программных методик психофизиологического тестирования, используемых в настоящее время только в ведомственной медицине для решения задач профессионального отбора. Это также даст возможность значительно повысить качество осмотров, оперативно диагностировать наличие, предрасположенность и динамику заболеваний [3].

Предлагаемые профилактических меры действительно позволят предотвратить появление фактов управления ТС лицами, имеющих противопоказания по состоянию здоровья. Соответственно, это позволит предотвратить возникновения ДТП, и, как следствие, гибель и ранение в них людей [4].

Возможно, целесообразным будет нанесение на автотранспортное средство, которым управляет пожилой водитель, специальной наклейки на стекла, информирующей других участников движения о возрасте водителя.

Также внедрение данных профилактических мер будет способствовать снижению «коммерциализации» медицинского освидетельствования. А если меры распространить на всех водителей (кандидатов в водители), подлежащих медицинскому освидетельствованию на право управления ТС, то можно будет ожидать ликвидации всяких «псевдомедицинских»

структур, фактически оказывающих коммерческие услуги по выдаче справок.

Литература

1. Подгорная Н.Н. Нарушения зрительных функций в пожилом и старческом возрасте: основные причины, новые возможности лечения. М., журнал «Клиническая геронтология», Выпуск № 7, 2006 г. C. 3-12/

2. Статистические данные о дорожно-транспортной аварийности на территории Московской области за 2017-2020 г. М. УГИБДД ГУ МВД России по Московской области, 2017-2020.

3. Бобров А.Ф., Бушманов А.Ю., Седин В.И., Щебланов В.Ю. Системная оценка результатов психофизиологических обследований. М., журнал «Медицина экстремальных ситуаций». Выпуск № 3, 2015 г. С. 13-19.

4. Острейковский В.А. Теория надежности: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2003, 463 с.

References

1. Podgornaya N.N. Visual dysfunctions in old and senile age: main causes, new treatment options. M., journal "Clinical Gerontology", Issue No. 7, 2006. p. 3-12.

2. Statistical data on road traffic accidents on the territory of the Moscow region for 2017-2020. M. UGIBDD GU of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Moscow region, 2017-2020.

3. Bobrov A.F., Bushmanov A.Yu., Sedin V.I., Scheblanov V.Yu. Systemic assessment of the results of psychophysiological examinations. M., journal "Medicine of extreme situations". Issue No. 3, 2015, p. 13-19.

4. Ostreykovsky V.A. Reliability theory: Textbook. for universities. M.: Higher. shk., 2003, 463 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.