Научная статья на тему 'ВЫСОКОАВТОНОМНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВНЕ ЗАКОНА'

ВЫСОКОАВТОНОМНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВНЕ ЗАКОНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСОКОАВТОНОМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ВАТС / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭЛЕКТРОМОБИЛИ / ЭЛЕКТРОГРУЗОВИКИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров Вадим Алексеевич, Макаров Иван Николаевич, Иванова Виктория Игоревна

Статья посвящена обзору мирового рынка беспилотных автомобилей. Мировые автоконцерны сегодня пытаются найти одно из двух направлений, которое станет эффективным не только в эксплуатационном аспекте, но также и обретет статус безопасных транспортных средств в правовом поле. Авторы акцентируют внимание на процесс целесообразности инвестиций и эффективности экономического будущего высокоавтономных транспортных средств, которые влияют на безопасность дорожного движения и экологическую ситуацию в мировом масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Егоров Вадим Алексеевич, Макаров Иван Николаевич, Иванова Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHLY AUTONOMOUS VEHICLE OUTLAWED

The article is devoted to the review of the world market of self-driving cars. Today, global automakers are trying to find one of two directions that will be effective not only in the operational aspect, but also will acquire the status of safe vehicles in the legal field. The authors focus on the process of expediency of investments and the efficiency of the economic future of highly autonomous vehicles, which affect road safety and the environmental situation on a global scale.

Текст научной работы на тему «ВЫСОКОАВТОНОМНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВНЕ ЗАКОНА»



УДК 343.34 DOI 10.47б29/2074-9201_2021_2_47_50

Егоров Вадим Алексеевич,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Уголовного права, процесса и криминалистики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, город Липецк,

vadim.egorov.68@bk.ru

Макаров Иван Николаевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры Менеджмента, рекламы и связей с общественностью, Институт деловой карьеры, Москва,

excellennzz@gmail.com

Иванова Виктория Игоревна,

старший лейтенант юстиции, следственное управление МВД по городу Липецку, город Липецк

ВЫСОКОАВТОНОМНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВНЕ ЗАКОНА

Аннотация. Статья посвящена обзору мирового рынка беспилотных автомобилей. Мировые автоконцерны сегодня пытаются найти одно из двух направлений, которое станет эффективным не только в эксплуатационном аспекте, но также и обретет статус безопасных транспортных средств в правовом поле. Авторы акцентируют внимание на процесс целесообразности инвестиций и эффективности экономического будущего высокоавтономных транспортных средств, которые влияют на безопасность дорожного движения и экологическую ситуацию в мировом масштабе.

Ключевые слова: высокоавтономные транспортные средства, ВАТС, автомобильная промышленность, электромобили, электрогрузовики, цифровая трансформация

Vadim A. Egorov,

Ph.D. of Pedagogic Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Criminal Law, Process and Criminalistics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk,

vadim.egorov.68@bk.ru

Ivan N. Makarov,

doctor of Economic Sciences, Docent, Professor at the Department of Management, Advertising and Public Relations, Institute of Business Career, Moscow, excellennzz@gmail.com

Victoria I. Ivanova,

Senior Lieutenant of Justice, Investigation Department of the Ministry of Internal Affairs in the city of Lipetsk

HIGHLY AUTONOMOUS VEHICLE OUTLAWED

Abstract. The article is devoted to the review of the world market of self-driving cars. Today, global automakers are trying to find one of two directions that will be effective not only in the operational aspect, but also will acquire the status of safe vehicles in the legal field. The authors focus on the process of expediency of investments and the efficiency of the economic future of highly autonomous vehicles, which affect road safety and the environmental situation on a global scale. Keywords: highly autonomous vehicles, VATS, automotive industry, electric vehicles, electric trucks, digital transformation

Автомобиль, если данный термин можно использовать для высокоавтономного транспортного средства (далее - ВАТС), также быстро завоевывает современное пространство, как высокоскоростной «интернет». Сегодня 4G на пятки наступает 5G и остановки не ожидается.

Эксперты Berg Insight провели анализ и в итоге насчитали 200 тысяч беспилотных транспортных

средств в 2020 году. Что дальше? А дальше куда поставим запятую «создать можно, использовать нельзя или создать, можно использовать». [10]

Тренд на использование (эксплуатацию) данного вида транспорта был заложен в начале XX века Ф. Тейлором, который обосновал систему научной организации труда (далее - НОТ), которые сегодня стремительно захватывают все без исключения сферы

жизни общества, например, робот пылесос, робот собеседник, не говоря уже о роботах, которые трудятся на заводах гигантах МЕРСЕДЕС, ФОРД, ВАЗ и т.д.

Пионером в этой области стал Г. Форд, который еще в 1913 году внедрил в производство сборочный конвейер, что позволило в дальнейшем автоматизировать и роботизировать весь процесс производства автомобилей, однако, это породило процесс начала замены людей техникой, который происходит до сих пор и с каждым годом все интенсивнее. [11]

Идея создания такого (беспилотного) автомобиля родом из 70-х годов прошлого века, а именно в 1961 году «учащийся Стэнфорда Джеймс Адамс создал и протестировал первую самоуправляемую тележку, которая управлялась обычным сигналом, посредством кабеля. Но уже второй прототип Стэн-фордской тележки был радиоуправляемым». [9]

2015 год стал технологическим прорывом, что связано с появлением первого серийного автомобиля автоконцерна Tesla Model S, который передвигался на дорогах на 100% самостоятельно. [4]

Национальная политика в этой сфере старается не отставать от мировых трендов, что нашло отражение в поручении Президента РФ о разработке комплекса мероприятий по тестированию и постепенному вводу в эксплуатацию беспилотных транспортных средств. [6]

Однако, технологический прогресс, как показывает практика, опережает законотворчество, следовательно, другая не менее острая проблема состоит в перспективе законодательного регулирования, которое затрагивает все стороны правоотношений государство-общество-человек, такие как гражданские, административные, уголовные и прочие отрасли отечественного права. Таким образом в итоге, чтобы долгожданный ВАТС смог появиться на отечественных дорогах, необходимо создать необходимые правовые и технологические условия для внедрения ВАТС в современный транспортный комплекс.

Европейские страны всерьез приступили к решению назревшего вопроса еще в начале 2017 года, но дальше обсуждения страховых программ для ВАТС дело не пошло.

Россия также стремится не отставать от новых идей в этой области, но единого мнения в данном вопросе тоже пока нет.

Кроме того, для эффективной работы законодателя в области ВАТС необходимо согласовать и найти оптимальное решение такими ведомствами как МВД, МЧС, Минфин, Минцифры, Минэкономиразви-тия и другими. [7]

Мировое сообщество пока не приняло решения в сфере эксплуатации беспилотных транспортных средств, которые заявили о себе еще в 70-х годах прошлого века, а разработчик уже готов приступить

к испытанию летающих беспилотных транспортных средств. [8]

Таким образом, разработчик после долгих лет испытаний может и желает приступить к созданию массового беспилотного транспортного средства, но при этом технологический прогресс зашел в тупик, закон, который регламентировал бы правоотношения не принят. Значит не решенным остаются последствия ДТП, прохождения технического (инструментального) контроля, что важнее техническое состояние ВАТС или его программное обеспечение и т.д.

Важно подчеркнуть, что на сегодня непреодолимым препятствием является отсутствие общих правил безопасности, что приводит к замкнутому кругу, когда необходимо создать конструкцию, не зная правил, которым она должна будет соответствовать при эксплуатации. [9]

Мировое сообщество находится в ожидании, что законы будут приняты, а ВАТС будет внедрен в транспортный комплекс, а также будут разработаны необходимые мировые нормы, что найдет отражение в национальных законах, а также в системе учёта и организации их движения. [13]

Безопасность дорожного движения с участием ВАТС должны обеспечить системы сбора, хранения, учёта и использования данных о ВАТС.

Отдельным документом должен стать регламент по расследованию ДТП с участием беспилотни-ков. В европротокол, который сегодня используют страховые компании для компенсации ущерба транспортному средству, необходимо внести изменения. Одно из оптимальных решений - это создание специального фонда, из которого бы возмещался ущерб, когда нет привычного страхового покрытия, средства из которого должны покрывать 100% ответственности с участием ВАТС.

Для полноценного и эффективного процесса внедрения данного вида транспорта необходимо внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств», которые создадут необходимые условия по эксплуатации ВАТС, необходимые для ускоренного развития технологий беспилотного вождения. [5]

Приоритетом по нашему мнению должен стать коммерческий сектор эксплуатации беспилотников. Однако отсутствие нормативно-правовой базы сдерживает развитие экономического сегмента рыночных отношений в использовании ВАТС тем более, что большие расстояния могли быть эталоном в использовании ВАТС в коммерческих перевозках на российских дорогах.

шз

Но на данный момент ни в одной стране мира подобная нормативно-правовая и технологическая база не созданы.

По мнению участников рынка, в данный момент важнейшим направлением является создание цифровой модели дорог и её последующая интеграция в интеллектуальную транспортную систему (далее - ИТС) города, а также взаимодействие беспилотных автомобилей с этой системой при помощи технологии связи У2Х (коммуникации между транспортными средствами). Что в свою очередь могло быть использовано в качестве, «обучения» машины предсказывать поведение других участников дорожного движения.

«Сейчас этот рынок необходимо создавать, в будущем появится некий маркетплейс в виде поставщиков цифровой модели дороги, инфраструктуры, систем У2Х, которые будут поставлять данные в автомобили. Это значительно упростит и ускорит разработку беспилотных автомобилей». [14]

Беспилотные автомобили «Яндекса» (их 160 штук) уже могут двигаться в полностью автономном режиме. [15]

Учитывая мировые тенденции в области беспилотных автомобилей, Правительство РФ приоритетным направлением развития утвердило программу по использованию ВАТС на дорогах общего пользования РФ до 2023 года.

Главный козырь - использовать все имеющиеся технологические возможности в области создания и использования ВАТС.

ВАТС, как новый технологический прорыв, займет «свою полосу» и определенное место на мировых и отечественных дорогах.

Российская Федерация занимает огромную территорию, [16] система ГЛОНАС даже сегодня не всегда справляется с построением заданного маршрута, кроме того, дорожное покрытие, нанесение разметок еще далеки даже от оценки «удовлетворительно». Общая протяжённость автомобильных дорог федерального значения в России на 1 января 2020 года составила 57 266,9 км, регионального или межмуниципального - 508 201,3 км. Однако в Росавтодоре указывают, что капитальный ремонт затрагивает преимущественно дороги с высокой интенсивностью движения. [17]

Отечественному законодателю предстоит огромная работа в сфере разработки и принятия за-

конодательства для использования ВАТС. Начинать, по нашему мнению, необходимо, во-первых, с разработки и утверждения единых рекомендаций по расследованию ДТП с ВАТС в соответствии с международными стандартами (У2Х). Во-вторых, увеличить площадь с покрытием 5G для использования беспилотных ТС.

В-третьих, утвердить стандарты страхования ответственности за вред, причиненный ВАТС. Главное, законодательно определить, чью ответственность страховать - владельца или оператора беспилотника.

В-четвертых, разработать требования к дорожной инфраструктуре для автоматизированного транспорта, что повлечет изменения в правилах дорожного движения для данного вида транспорта.

Однако, кроме обозначенных проблем существуют и другие, например, проблемы противоправного использования ВАТС, что накладывает определенные сложности в санкционировании субъекта и санкции за незаконное использование ВАТС.

В Уголовный кодекс РФ необходимо внести изменения, в соответствии с динамикой развития и стремительного использования автомобилей «роботов», в отношении санкции, например, при дорожно-транспортном происшествии в результате которого произошла смерть человека.

Кто виноват? Владелец ВАТС, компания, поставляющая программное обеспечение, а в некоторых случаях может быть и спутник (система ГЛОНАС), который выстроил траекторию движения. Все это пока дискуссионные вопросы.

Кроме того, как показывает практика, с появлением нового продукта к нему будет повышен интерес криминальных структур, что повлечет увеличение совершенных преступлений в данном сегменте, в этом случае потребуется включение в составы УК РФ квалифицирующего признака: «с использованием ВАТС».

Таким образом, внедрение новых технологий (еще «вчера» это были автомобили на паровой тяге и дирижабль) по сей день встречаются с проблемами законодательного урегулирования. Следовательно, современному законотворчеству необходимо принимать стремительные вызовы научно-технического прогресса и, если не опережать, то хотя бы следовать в заданном направлении в соответствии с запросами и интересами общества и государства.

Список литературы

1. Беспилотные автомобили в 2020 году. Как далеко продвинулись технологии https://yandex.ru/turbo/hightech. fm/s/2020/12/11/unmanned-vehicle-new (дата обращения 15.03.2021).

2. Беспилотные автомобили: Итоги 2020 года https://se7en.ws/bespilotnye-avtomobili-itogi-2020-goda/ (дата 15.03.2021).

3. Зачем в 2020 году нужны десятки тысяч беспилотников, на которых нельзя ездить https://vc.ru/ transport/94499-zachem-v-2020-godu-nuzhny-desyatki-tysyach-bespilotnikov-na-kotoryh-nelzya-ezdit (дата обращения 15.03.2021).

ии

4. История Тесла. https://binaroption.com (дата обращения 14.03.2021).

5. О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств. Постановление Правительства РФ от 26.11.2018 № 1415 (ред. от 22.02.2020) Собр. законодательства Рос. Федерации». 2018. № 49. Ст. 7619.

6. https://www.rbc.ru/technology_and_media (дата обращения 14.03.2021).

7. https://iz.ru (дата обращения 14.03.2021).

8. https://iz.ru. bespilotnykh-avto (дата обращения 14.03.2021).

9. https://bespilot.com (дата обращения 14.03.2021).

10. https://www.tadviser.ru (дата обращения 14.03.2021).

11. Autonews: https://www.autonews.ru (дата обращения 14.03.2021).

12. https://bespilot.com/info/istoriya (дата обращения 14.03.2021).

13. https://bespilot.com/news/721-china-5g-ai (дата обращения 14.03.2021).

14. https://futurist.ru (дата обращения 14.03.2021).

15. https://www.kommersant.ru/doc/4730707 (дата обращения 14.03.2021).

16. https://mintrans.gov.ru/opendata/7705851331-lengthroads (дата обращения 14.03.2021).

17. https://rg.ru (дата обращения 14.03.2021).

References

1. Self-driving cars in 2020. How far has technology advanced https://yandex.ru/turbo/hightech.fm/s/2020/12/11/ unmanned-vehicle-new (accessed 15.03.2021).

2. Self-driving cars: Results of 2020 https://se7en.ws/bespilotnye-avtomobili-itogi-2020-goda/ (date 15.03.2021).

3. Why do we need tens of thousands of drones in 2020 that can not be driven https://vc.ru/transport/94499-zachem-v-2020-godu-nuzhny-desyatki-tysyach-bespilotnikov-na-kotoryh-nelzya-ezdit (accessed 15.03.2021).

4. History of Tesla. https://binaroption.com (accessed 14.03.2021).

5. On conducting an experiment on the pilot operation of highly automated vehicles on public roads. Resolution of the Government of the Russian Federation of 26.11.2018 No. 1415 (ed. of 22.02.2020) of the Russian Federation Legislation Collection. Federation". 2018. No. 49. St. 7619.

6. https://www.rbc.ru/technology_and_media (accessed 14.03.2021).

7. https://iz.ru (accessed 14.03.2021).

8. https://iz.ru. bespilotnykh-avto (accessed 14.03.2021).

9. https://bespilot.com (accessed 14.03.2021).

10. https://www.tadviser.ru (accessed 14.03.2021).

11. Autonews: https://www.autonews.ru (accessed 14.03.2021).

12. https://bespilot.com/info/istoriya (accessed 14.03.2021).

13. https://bespilot.com/news/721-china-5g-ai (accessed 14.03.2021).

14. https://futurist.ru (accessed 14.03.2021).

15. https://www.kommersant.ru/doc/4730707 (accessed 14.03.2021).

16. https://mintrans.gov.ru/opendata/7705851331-lengthroads (accessed 14.03.2021).

17. https://rg.ru (accessed 14.03.2021).

DO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.