Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ В МИРЕ АВТОНОМНЫХ АВТОБУСОВ И ТАКСИ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ В МИРЕ АВТОНОМНЫХ АВТОБУСОВ И ТАКСИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ АВТОБУСЫ / СИСТЕМА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Е. Н., Епифанов В. В.

Подчеркивается важность беспилотных транспортных технологий. Применительно к технологии беспилотного автобуса во всём мире прослеживается тенденция создания в первую очередь автобусов особо малого и малого классов. Многие страны мира активно занимаются созданием беспилотных автобусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF DRIVERLESS BUSES IN THE WORLD

The importance of unmanned transport technologies is emphasized. With regard to the technology of an unmanned bus around the world, there is a tendency to create especially small and small class buses in the first place. Many countries of the world are actively engaged in the creation of unmanned buses.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ В МИРЕ АВТОНОМНЫХ АВТОБУСОВ И ТАКСИ»

УДК 629.113

Е. Н. НИКИТИНА, В. В.ЕПИФАНОВ

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ В МИРЕ АВТОНОМНЫХ АВТОБУСОВ И ТАКСИ

Подчеркивается важность беспилотных транспортных технологий. Применительно к технологии беспилотного автобуса во всём мире прослеживается тенденция создания в первую очередь автобусов особо малого и малого классов. Многие страны мира активно занимаются созданием беспилотных автобусов.

Ключевые слова: беспилотные автобусы, система, функционирование, процесс, модель.

Многие исследователи в мире сходятся во мнении, что рынок беспилотных автомобилей будет только расти, преодолев отметку в $364,8 млрд. к 2035 году. Например, Китай к 2025 году планирует выпустить на дороги 20% высокоавтономных автомобилей, а к 2030 году - 10% полностью самоуправляемых. UBS заявляет, что к 2025 году 25% продаж составят электрокары. В данном направлении активно развивается и автобусная тематика.

В Японии автобусные перевозки пользуются не меньшей популярностью, чем поезда и самолёты, поэтому технологии внедряются с завидным постоянством [1]. Будущее наступает, и в Японии это чувствуется сильнее всего не только потому, что в этой стране раньше остальных начинается новый день. Компания Sotetsu Bus и Университет Гунма запустили в Иокогаме первый в стране большой автобус с беспилотным управлением.

Пока такой общественный транспорт работает лишь в демонстрационном режиме. Он курсирует между водным садом Cатояма и зоопарком Иокогамы, расстояние между конечными точками составляет всего 900 метров. При этом максимальная скорость ограничена на отметке 20 км/ч. Автобус будет двигаться по этому несложному маршруту два года. Прокатиться на нем любой желающий сможет бесплатно.

© Никитина Е. Н., Епифанов В. В., 2020

На основе этого пилотного проекта планируется разработать систему автономного управления четвёртого уровня, которую впоследствии можно будет интегрировать в автобусы, двигающиеся как по внутригородским, так и по пригородным маршрутам.Масао Сугая (Masao Sugaya), глава Sotetsu Bus, заявил, что создание беспилотных автобусов направлено не на замену водителей роботами. В действительности причина и следствие на этот раз поменялись местами: компания уже более десяти лет отмечает нарастающую проблему нехватки водителей. Количество японцев, у которых есть необходимый второй тип прав, постепенно уменьшается. Одновременно с этим становится всё меньше курсантов, которые обучаются этой профессии.

По мнению господина Сугая, в перспективе человек должен заниматься тем, что может делать только он. При этом управление транспортными средствами лучше доверить компьютеру:

обычные водители периодически попадают в аварии, поскольку нарушают правила и отвлекаются. Компьютер лишён этих пороков [2].

Лидер в сфере создания беспилотного транспорта Китай [3]. В декабре 2017 года беспилотные автобусы начали тестировать в городе Шен-чжэнь. Им выделили довольно короткий маршрут (всего 1,2 км) с тремя остановками, и ездили они со скоростью от 20 до 30 км/ч. В кабине автобуса предусмотрено место для человека, который в случае непредвиденной ситуации на дороге возьмёт управление на себя, но это уже скорее не водитель, а контролёр движения. Эксперимент признали удачным. Весной власти Китая разрешили повсеместно использовать беспилотный общественный транспорт (до этого его одобрили только в трёх городах), а уже в июле компания Baidu объявила о постройке первых 100 беспилотных автобусов. В машине от Baidu уже нет водителя-контролера, а заявленная максимальная скорость — до 70 км/ч.

Следует отметить, что уже как минимум шести городам посчастливилось войти в историю -по их улицам в рамках испытания пустили первые беспилотные автобусы [4, 5]:

1) Швейцарская Лозанна. С лета 2017 здесь в рамках проекта Easy Mile курсируют 6 автобу-сов-беспилотников EZ10. Им выделили простой маршрут длиной 2,5 километра и доверили максимально лояльных пассажиров - студентов и преподавателей местного университета. Главная задача транспорта - курсировать между корпусами и ближайшей станцией метро. За полгода эксперимента не произошло ни одной аварии, что обнадёживает как разработчиков, так и пользователей технологии.

2) Греческая Трикала. В этом небольшом городке тестируется французская беспилотная система СйуМоЫ12. Автобусы рассчитаны на 10 пассажиров, работают от электроэнергии и совершают поездки по обычным городским улицам в режиме автопилота.

3) Китайский Чжэнчжоу. Китайцы доверяют искусственному интеллекту гораздо охотнее европейцев. Компания Yutong на сегодняшний день проводит успешные испытания своей новейшей разработки - беспилотного автобуса, который будет перевозить пассажиров на расстояние 30 километров. Сейчас за работой техники следит оператор, однако в планах у разработчиков полностью автоматические перевозки.

4) Голландский Вагенинген. Здесь на реальных городских улицах проходит испытания модифицированная версия Е210 под названием WEpods. Если раньше для тестирования беспи-лотников создавалась специальная инфраструктура, в которой не было сложных развязок, то в городе Вагенинген все по-другому. Здесь автобус на автопилоте ездит по обычным дорогам и встречается с непредвиденными дорожными ситуациями.

5) Британский Милтон-Кинс. Консервативные англичане пошли ещё дальше - они выделили целый город для тестирования 40 беспилотных автомобилей и системы общественного транспорта. В городе ведется активная подготовка к встрече с беспилотным будущем - она запланирована на 2020 год.

6) Отметим, что в ОАЭ, а именно в столице этой страны Абу-Даби, уже есть беспилотный общественный транспорт, который осуществляет пассажирские перевозки. Но разрабатываемые в Сингапуре автобусы будут более мощными, быстрыми, вместительными и «умными».

7) Также следует упомянуть лондонский аэропорт Хитроу, в котором уже работают около 20 электрических беспилотных автобусов. Сьон (Швейцария), в городе функционируют пока два беспилотных электрических транспортных средства. Во многих аэропортах мира ведутся работы по внедрению беспилотной техники.

Достаточно продвинулись беспилотные автобусы Navya (Италия) [6] .

Модель беспилотного автобуса Navya - это далеко не прототип, она тестируется несколько лет и уже доказала свою безопасность и эффективность в качестве пассажирского транспорта. В конструкции модуля нет руля и стандартных педалей, а максимальная скорость составляет 45 км/ч. Во время испытаний в кабине автобуса всё ещё находится оператор, который в случае экстренной ситуации сможет управлять машиной. Однако с развитием технологий и законодательной базы от услуг человека можно будет полностью отказаться.

Данные беспилотного Navya Arma:

- вместительность автобуса 15 пассажиров,

- за ориентацию в пространстве отвечают GPS, LiDAR и стереокамеры,

- в зависимости от выбранного режима может работать автономно от 5 до 13 часов,

- стоимость стандартной комплектации беспилотного модуля - 160 000 евро.

Компания Navya предлагает эксплуатировать роботизированные автобусы на промышленных объектах, на территории аэропортов и больниц, в парках развлечений и в городских жилых кварталах. В планах компании открытие нового завода в Мичигане, что позволит удовлетворить растущий спрос на рынке. Уже в 2018 году в США работали как минимум 50 пригородных автобусов-беспилотников.

Сейчас 12 автобусов Arma обслуживают территорию АЭС Сиво в западной части Франции. Они курсируют по круговому маршруту каждые пять минут и значительно экономят время сотрудников станции. Раньше эту территорию обслуживали дизельные автобусы - время ожидания составляло 15 минут. Руководство АЭС подсчитало экономию - замена дизельных автобусов на электро-беспилотники сэкономит 3 млн евро за год, а выбросы углекислого газа уменьшит на 40 тонн.

На беспилотном автобусе можно будет покататься и в России. На полигонах уже проходят успешные тестирования беспилотного модуля, рассчитанного на 20 пассажиров. Разработкой технологии занимается компания «Волгабас» совместно с центром инноваций «Сколково». Вывести автобус в первый рейс планируется не раньше 2020 года. Интересные факты о беспилотной MatrЁshkе [7].

Модуль адаптируется под пассажирский салон, перевозчика грузов или мобильную технику для решения коммунальных задач.

На полной зарядке электроавтобус сможет преодолеть расстояние до 130 км.

Максимальная скорость 100 км/ч, но на автопилоте она ограничивается до 20 км/ч.

Известна разработка НАМИ беспилотный «Шаттл» [8].

Самоуправляемый микроавтобус «Шаттл» является совместным проектом КамАЗа и Научно-исследовательского центра НАМИ. Концепт-кар нельзя назвать эксклюзивным, но его также сложно сравнивать с зарубежными аналогами. Автобус развивает максимальную скорость до 40 км/ч, но на автопилоте не превышает 15 км/ч. За ориентацию в пространстве и вычисление оптимальной траектории отвечает система «Яндекс».

Работает самоходная такси-капсула от литий-ионных аккумуляторов собственной разработки НАМИ. Инженеры пока предлагают доверять новинке стандартные несложные маршруты - в парках развлечений, в научных городках и университетах, в выставочных центрах. В будущем вызывать беспилотник планируется с помощью специального приложения на смартфонах.

Умные автобусы вытеснят с дорог привычные маршрутки через 10-15 лет, когда их стоимость будет доступна для среднего бизнеса, а эффективность уже не будет подвергаться сомнениям.

Оператор общественного транспорта Shenzhen Bus Group начал тестирование четырёх самоуправляемых автобусов. Транспорт оснащён программным обеспечением и датчиками китайской фирмы Haylion Technologies. Испытания проводятся в районе города Футянь на дорожной петле в 1,2 км.

Также учёные предполагают, что 12 млн единиц автотранспорта придётся на каршеринг и 2 млн единиц — на беспилотное такси.

В Лондоне транспортная компания Addison Lee получит государственное финансирование для расширения программы тестирования беспилотных такси в Гринвиче, чтобы охватить весь район к 2021 году. В настоящее время Addison Lee работает с специалистами компании Oxbotica, занимающимися программированием, над проектом по созданию цифровой карты дорог Лондона.

Кроме того, компания Jaguar Land Rover готовит «премиальную услугу» в Лондоне, для реализации которой будет задействовано шесть автономных автомобилей Land Rover Discovery. Подробности проекта не разглашаются, но производитель уже объявил о начале программы полуавтономных тестов на дорогах Лондона.

В России компания «Яндекс» начала тестировать собственные беспилотные автомобили, собранные на базе гибридного компактвэна Toyota Prius+, в Сколково. Беспилотник получит возможность свободно ездить по территории наукограда, а поездку на машине с автопилотом можно будет заказать через приложение «Ян-декс.Такси». Ранее беспилотник «Яндекс» начал

работу в тестовом режиме в казанском городе-университете Иннополис.

Преимущества беспилотных автобусов и такси.

Джозеф Ма, заместитель генерального менеджера Shenzhen Bus Group, отметил: «Основным преимуществом автобусов без водителя, является повышенная безопасность».

Считается, что главная причина дорожно-транспортных происшествий — нарушение водителем правил дорожного движения.

На недавнем тестировании автономный автобус беспрепятственно проехал по заданному маршруту без вмешательства человека. Он ускорялся и замедлялся, поворачивал, пропускал пешеходов, следил за светофорами и делал аварийную остановку.

Первоначально беспилотные автобусы будут курсировать по фиксированным маршрутам.

Несмотря на некоторое преимущество данного вида транспорта, такого как сокращение потребности в бензине (т. к большинство моделей электрические), имеются и значительные его недостатки. А именно:

- большая часть населения потеряет работу;

- многие автопроизводители могут обанкротиться;

- рухнет рынок страхования и паркинга;

- постепенно разорятся компании по аренде автомобилей.

К тому же недавние испытания на других рынках показали, что автономное вождение вызывает проблемы. В Лас-Вегасе беспилотный автобус попал в небольшую аварию, примерно через два часа после его запуска. В Сингапуре, в прошлом году, во время тестирования автономное авто врезалось в грузовик. Возможно, в ближайшем будущем, находясь на остановке общественного транспорта, пассажиры окажутся перед дилеммой. Каждому человеку надо будет решить, в каком автобусе он будет чувствовать себя в большей безопасности — с водителем или без него.

Вероятно, даже самые развитые системы управления трафиком переживут глобальную модернизацию, после того как беспилотники вытеснят с дорог традиционные автомобили, и мы увидим новый мир без светофоров, дорожных камер и «лежачих полицейских». Однако в

ближайшее время полный переход на беспилотные автомобили маловероятен. А вот рост числа «разумных» городов — это вполне реальная перспектива.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Обзор беспилотного автобуса. [Электронный источник] - Режим доступа к статье: cityreus.ru (дата обращения: 10. 12. 2020).

2. Автобусы поумнели. [Электронный источник] - Режим доступа к статье: rg.ru (дата обращения: 10. 12. 2020).

3. Китайские беспилотные автобусы Aephaba. [Электронный источник] - Режим доступа к статье: perevoski-stolitsa.ru (дата обращения: 11. 12. 2020).

4. Беспилотные автобусы и трамваи: где уже курсирует транспорт. [Электронный источник] -Режим доступа к статье: auto.mail.ru (дата обращения: 11. 12. 2020).

5. Беспилотные автобусы уже на дорогах. [Электронный источник] - Режим доступа к статье: teorin-auto.ru (дата обращения: 14. 12. 2020).

6. Беспилотные автобусы и шаттлы. [Электронный источник] - Режим доступа к статье: bespilot.com (дата обращения: 14. 12. 2020).

7. Где можно проехать на беспилотном автобусе. [Электронный источник] - Режим доступа к статье: gomelavto.com (дата обращения: 14. 12. 2020).

8. Беспилотный городской мини-автобус «Шаттл». [Электронный источник] - Режим доступа к статье: fishki.net/auto/ (дата обращения: 15. 12. 2020).

REFERENCES

1. Obzor bespilotnogo avtobusa. [Overview of the driverless bus] [Electronic resource]. Rezhim dostupa k stat'e: cityreus.ru (accessed: 10. 12. 2020).

2. Avtobusy poumneli. [Buses have become

smarter] [Electronic source]. Rezhim dostupa k stat'e: rg.ru (accessed: 10. 12. 2020).

3. Kitajskie bespilotnye avtobusy Aephaba. [Chinese self-driving Aephaba buses] [Electronic resource]. Rezhim dostupa k stat'e: perevoski-stolitsa.ru (accessed: 11. 12. 2020).

4. Bespilotnye avtobusy i tramvai: gde uzhe kursiruet transport [Self-driving buses and trams: where transport already runs] [Electronic resource]. Rezhim dostupa k stat'e: auto.mail.ru (accessed: 11. 12. 2020).

5. Bespilotnye avtobusy uzhe na dorogah [Self-driving buses are already on the roads] [Electronic resource]. Rezhim dostupa k stat'e: teorin-auto.ru (accessed: 14. 12. 2020).

6. Bespilotnye avtobusy i shatly [Unmanned buses and shuttles] [Electronic resource]. Rezhim dostupa k stat'e: bespilot.com (accessed: 14. 12. 2020).

7. Gde mozhno proekhat' na bespilotnom avtobuse [Where you can drive an unmanned bus] [Electronic resource]. Rezhim dostupa k stat'e: gomelavto.com (accessed: 14. 12. 2020).

8. Bespilotnyj gorodskoj mini-avtobus «SHattl» [Unmanned city mini-bus «Shuttle»] [Electronic resource]. Rezhim dostupa k stat'e: fishki.net/auto/ (accessed: 15. 12. 2020).

Никитина Елена Николаевна, аспирант кафедры «Управление техническими системами» Ульяновского государственного технического университета, Е-mail: elena.nikitina@mail.ru. Епифанов Вячеслав Викторович, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» Ульяновского государственного технического университета, Е-mail: v.epifanov73@mail.ru.

Поступила 15.12.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.