Doi 10.47576/2712-7516_2021_2_3_81 уДК 34
уголовно-правовая регламентация применения принудительных мер воспитательного воздействия в современном законодательстве россии
Мухтарова Елена Анатольевна,
заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Россия, г. Вологда, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается уголовно-правовая регламентация применения принудительных мер воспитательного воздействия в современном законодательстве России. Отмечается, что институт принудительных мер воспитательного воздействия является одной из форм реализации принципа гуманизма. Делается вывод, что принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой одну из разновидностей мер уголовно-правового характера, назначаемую только несовершеннолетним, не являющуюся уголовным наказанием, не влекущую за собой правовых последствий в виде судимости, основной целью применения которой является воспитание (перевоспитание).
Ключевые слова: принудительные меры воспитательного воздействия, несовершеннолетние, уголовно-правовая регламентация.
udc 34
criminal law regulation of the use of compulsory measures of educational influence in modern Russian
legislation
Mukhtarova Elena Anatolyevna,
Deputy Head of the Department of Civil Law Disciplines, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Russia, Vologda, e-mail: [email protected]
The article examines the criminal law regulation of the use of compulsory measures of educational influence in the modern legislation of Russia. It is noted that the institution of compulsory measures of educational influence is one of the forms of implementation of the principle of humanism. It is concluded that compulsory measures of educational influence are one of the varieties of measures of a criminal-legal nature, assigned only to minors, which is not a criminal punishment, does not entail legal consequences in the form of a criminal record, the main purpose of which is education (re-education).
Keywords: compulsory measures of educational influence, minors, criminal legal regulation.
Кризисные явления в экономике и социальной сфере жизни, проблемы духовного развития общества не могут не отражаться на преступности в целом и преступности несовершеннолетних в частности.
Преступность подростков является сложным, динамично развивающимся многофакторным социально-правовым явлением, которое порождается комплексом различ-
ных детерминантов. На сегодняшний день молодое поколение, независимо от гендер-ной, этнической и конфессиональной принадлежности, социально-экономического положения, места жительства, подвержено рискам криминогенного и виктимогенного характера. Преступность несовершеннолетних в настоящее время остается одной из самых актуальных проблем для всего мира, и для
того, чтобы решить данную проблему, нужны меры противодействия [1, с. 30].
Количество преступлений среди несовершеннолетних на протяжении последних трех лет (2018-2020) не имело тенденцию к снижению. Проведенный анализ статистических показателей преступности позволил установить, что уровень преступности несовершеннолетних остается в одном пределе. Периодичность уровня преступности является результатом многих факторов как объективного, так и субъективного характера [7].
Принцип гуманизма (ст. 7 Уголовного кодекса Российской Федерации) в современном уголовном законодательстве отнесен к числу основных, и его реализация поэтапно осуществляется как в нормах Общей, так и Особенной части кодекса. Одной из форм реализации данного принципа выступает институт принудительных мер воспитательного воздействия, посредством которого реализуется уголовная ответственность без назначения наказания. Заложенный в указанных мерах потенциал позволяет утверждать, что их наличие в УК РФ обоснованно, соответствует основным направлениям уголовной политики и международным стандартам.
Принудительные меры воспитательного воздействия, являясь уголовно-правовым явлением, закреплены в нормах уголовного права (ст. 90-92 УК РФ), а значит, реализуются в рамках конкретных уголовно-правовых отношений. Именно поэтому они по праву признаются уголовно-правовым институтом [2].
Практика применения мер уголовно-правового воздействия к несовершеннолетним, а также криминологические исследования преступности несовершеннолетних свидетельствуют о том, что государство до сих пор не нашло оптимальных и эффективных способов противодействия ей. Такое положение дел в значительной степени связано с пробелами, имеющимися в уголовно-правовых нормах об освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
Сложившаяся в современной России практика применения уголовного закона показывает, что самой распространенной мерой уголовно-правового воздействия, назначаемой несовершеннолетним, является наказание в виде лишения свободы на опре-
деленный срок (в среднем 22 % от общего количества принятых решений по уголовным делам в отношении несовершеннолетних с 2015 по 2020 г.), в то время как принудительные меры воспитательного воздействия при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания назначаются редко.
С принятием постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» [4] судам в категоричной форме было предписано в первую очередь рассматривать возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Однако увеличения количества назначения данных мер не произошло. Удельный вес применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобожденным от уголовной ответственности и наказания, от общего количества судебных решений, вынесенных в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, не превышает 5 %.
В настоящее время преступность несовершеннолетних не может не вызывать опасения. Несмотря на сокращение в пять раз числа официально зарегистрированных преступлений несовершеннолетних (в 2016 г. совершено данными субъектами или при их соучастии 150 300, в 2020 г. - 37 953), результаты социологических и криминологических исследований фиксируют увеличение насильственной и организованной преступности несовершеннолетних, рост тяжких преступлений, совершаемых на почве национальной ненависти или вражды в отношении представителей отдельных социальных групп, рост преступлений, сопряженных с экстремизмом [9]. Примерно каждое второе преступление совершается несовершеннолетними, осужденными условно, освободившимися из воспитательных колоний, а также специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
В настоящее время последовательное снижение в числе лиц, совершивших преступления, доли несовершеннолетних (-18,5 %) компенсируется ростом и высоким удельным
весом несовершеннолетних, совершивших преступления в соучастии (47,7 %). Отмечается также рост числа несовершеннолетних, совершивших преступления в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации), - 17,3 %. На 53,3 % увеличилось число несовершеннолетних, совершивших преступления в период неотбытой части наказания после условно-досрочного освобождения.
Исследования ученых-криминологов показывают, что существенное влияние на уровень преступности несовершеннолетних оказывают средства массовой информации, навязывающие в качестве примеров для подражания культ насилия, грубости, жестокости, наркотиков. Не меньший вред, чем трансляция насилия телевидением, психическому развитию молодых людей причиняют компьютерные игры, воспитывающие склонность к жестокости [8].
В ходе расследования анализируемых преступлений следователями часто выявляются факты, свидетельствующие о том, что несовершеннолетние предоставлены сами себе и организуют свой досуг без участия взрослых, в связи с чем подпадают под негативное влияние компьютерных игр, содержащих признаки жестокости и девиантности, деструктивных движений, субкультур, и сами становятся участниками противоправных деяний.
Активная позиция правоохранительных органов России в реагировании на деструктивные социальные явления в подростковой среде подтверждаются результатами работы, характеризующимися ростом числа рассмотренных сообщений (+5,5 %), возбужденных (+4 %), оконченных (+2 %) и направленных в суд уголовных дел (+1 %). Более половины (57 %) уголовных дел, оконченных следователями Следственного комитета России, расследованы по фактам совершения несовершеннолетними хищений чужого имущества (ст. 158-163 УК РФ), каждое восьмое дело связано с незаконным оборотом наркотиков (ст. 228-23УК РФ), десятое - с преступлениями против жизни, здоровья и половой неприкосновенности личности. При этом четверть несовершеннолетних, совершивших преступления, состояли на учете как неблагополучные или проживали в семьях, состоявших на учете неблагополучных семей.
Эти показатели свидетельствуют о том, что эффективность работы государственных органов по так называемой ранней профилактике детских правонарушений еще недостаточна высока. В связи с этим при установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, следователями Следственного комитета России (в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ) внесены представления по девяти с половиной тысячам (10 458) окон -ченных уголовных дел (+3 %, в 2020 г. - 9211).
Кроме того, в целях воспитательно-профилактической работы по предупреждению преступности несовершеннолетних в 2020 г. следователями Следственного комитета России направлено 527 информаций в общественные объединения и организации (в 2019 г. - 519), проведено 1276 встреч с представителями общественности (в 2019 г. - 1304) для принятия мер к устранению условий и причин, способствующих совершению преступлений. С этой же целью размещено более 36 тысяч (36 386) публикаций в средствах массовой информации и сети Интернет (в 2020 г. - 34 252), в том числе почти две тысячи (1990) - на официальных сайтах следственных органов Следственного комитета России (в 2019 г. - 2064) [10].
Представленная статистическая информация наглядно демонстрирует проблемы применения института принудительных мер воспитательного воздействия, что порождает необходимость анализа их правовой регламентации в УК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что указанным мерам посвящены всего две статьи кодекса (ст. 9091), которые закрепляют основания их применения, виды, сроки, а также последствия неисполнения. Соответственно, регламентация изучаемого института отличается непоследовательностью, противоречивостью существующих законодательных положений, не говоря уже о погрешностях в законодательной технике.
Принудительные меры воспитательного воздействия - это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, с целью их исправления. Основанием применения этой нормы является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести. Условие освобождения от
уголовной ответственности - возможность исправления без привлечения его к уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Российское законодательство не рассматривает принудительные меры воспитательного воздействия как разновидность наказания. Они представляют собой разновидность иных мер уголовно-правового характера, направленных на перевоспитание лица, совершившего преступление. Данные меры могут входить в содержание уголовной ответственности или не охватываться ею.
Уголовный кодекс Российской Федерации определяет перечень противоправных деяний, характеризуемых как преступления, а также основания наступления уголовной ответственности. Далеко не всегда общественно опасное деяние, на первый взгляд подпадающее под критерии преступления, является таковым. Речь идет о тех случаях, когда деяние совершает лицо, которое не соответствует требованиям уголовного закона к субъекту преступления. УК РФ приводит две основные категории таких лиц: несовершеннолетние и те, кто совершил общественно опасные деяния в состоянии невменяемости. Критерии, отделяющие данные категории лиц от субъекта преступления, основываются на возможностях осознания и управления своим поведением в силу как возрастных особенностей, так и психического здоровья [6].
Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия в целом определена в уголовном законе. Например, согласно ч. 1 ст. 90 УК РФ такие меры относятся к разновидностям освобождения от уголовной ответственности. При этом очевидным является противоречие между ч. 1 ст. 90 и ч. 1 ст. 92 УК РФ, поскольку в последнем случае принудительные меры причисляются законодателем к видам освобождения от наказания. Оценивая подобную рассогласованность закона, следует отметить, что, с одной стороны, позиция законодателя вполне понятна: освобождение от уголовной ответственности возможно только до удаления суда в совещательную комнату для вынесения решения, что исключает возможность применения данных мер после указанного момента. В свою очередь, освобождение от
наказания возможно и после вынесения приговора суда, что расширяет границы правоприменения.
С другой стороны, в процессе расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде нет никаких препятствий для изначального определения целесообразности применения мер без назначения уголовного наказания. Более того, в случае освобождения от наказания их применение значительно усложняется необходимостью рассмотрения дела по существу с соблюдением процессуальной формы. Соответственно, правовую природу принудительных мер воспитательного воздействия следует определить исключительно освобождением от уголовной ответственности с закреплением необходимости суда рассматривать вопрос о целесообразности назначения данных мер и объяснением причин неприменения указанного института [3].
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [5] также регулирует меры воспитательного воздействия. Указанный нормативный правовой акт устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации отдельных мер принуждения в отношении несовершеннолетних правонарушителей, которые не достигли возраста уголовной ответственности.
В теории уголовного права отмечается, что рассматриваемая мера наиболее эффективна, так как ее применение позволяет решить следующие задачи: возместить причиненный преступным деянием ущерб и убедиться несовершеннолетнему на собственном примере в том, как сложно бывает восстановить нарушенные социальные связи и тем самым выработать у него чувство уважения к чужим интересам [11; 12].
С точки зрения правоприменительной деятельности постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации имеют отношение к рассматриваемой теме. Так, Постановление от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания не-
совершеннолетних» говорит о том, что при решении вопроса «о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90 УК РФ необходимо учитывать, что в случае, когда суд придет к выводу о возможности его исправления путем применения мер воспитательного воздействия, уголовное дело по указанному основанию подлежит прекращению как на стадии подготовки к судебному заседанию по результатам предварительного слушания, так и по итогам судебного разбирательства с вынесением решения о применении к несовершеннолетнему таких мер».
Верховный Суд Российской Федерации настаивает на преимущественном использовании мер воспитательного воздействия там, где это возможно при вынесении приговора и указывает на то, что «суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 90 УК РФ».
Решая вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принуди-
тельных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90 УК РФ, необходимо учитывать, что в случае, когда суд придет к выводу о возможности его исправления путем применения мер воспитательного воздействия, уголовное дело по указанному основанию подлежит прекращению как на стадии подготовки к судебному заседанию по результатам предварительного слушания, так и по итогам судебного разбирательства с вынесением решения о применении к несовершеннолетнему таких мер.
Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой одну из разновидностей мер уголовно-правового характера, назначаемую только определенной категории лиц - несовершеннолетним, не являющуюся уголовным наказанием, не влекущую за собой правовых последствий в виде судимости, основной целью применения которой является воспитание (перевоспитание) несовершеннолетних. Нормативное правовое регулирование принудительных мер воспитательного воздействия, основано на общепринятых нормах международного права, формулируется в федеральном законодательстве (в частности, УК РФ), а также в подзаконных актах, принимаемых федеральными органами исполнительной власти.
Список литературы _
1. Буренкова, Е. О. Современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних в Российской Федерации / Е. О. Буренкова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2020. - № 1 (29). -С. 30-35.
2. Бурлака, С. А. Особенности правоотношений, возникающих в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия / С. А. Бурлака // Российский следователь. - 2018. - № 5. - С. 34-39.
3. Карпов, К. Н. Практика применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних / К. Н. Карпов, К. Д. Николаев, Д. Ю. Фисенко // Законодательство и практика. - 2016. - № 2. -С. 62-67.
4. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 (ред. от 29.11.2016) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2011. - № 4.
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1999. - № 26. - Ст. 3177.
6. Панарина, В. В. Анализ законодательства и правоприменительной деятельности в сфере уголовно-правовых последствий общественно опасных деяний, не являющихся преступными / В. В. Панарина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2019. - № 8. - С. 102-106.
7. Рыжова, О. А. Особенности преступности несовершеннолетних и меры профилактики в современных условиях / О. А. Рыжова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2020. - Т. 8, № 2 (30). -URL: http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (дата обращения: 07.06.2021).
8. См.: Санташов, А. Л. Криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия преступности несовершеннолетних / А. Л. Санташов // Российский следователь. - 2021. - № 6.
9. См.: Санташов, А. Л. Ответственность несовершеннолетних, совершивших преступление / А. Л. Санташов. - Москва, 2021. - С. 3-5.
10. Санташов, А. Л. Преступное поведение несовершеннолетних: проблемы расследования и профилактики / А. Л. Санташов, И. В. Панова // Публичное право сегодня. - 2021. - С. 27-31.
11 Уголовное право: Общая часть / под ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамовой. - Москва, 1998.
12 Комарницкий, А. В. Уголовный закон и несовершеннолетние/ А. В. Комарницкий. - Санкт-Петербург, 2012.
References_
1. Burenkova E.O. Sovremennoe sostoyanie i tendencii prestupnosti nesovershennoletnix v Rossijskoj Federacii, Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 1 (29), pp. 30-35.
2. Burlaka S.A. Osobennosti pravootnoshenij, voznikayushhix v svyazi s primeneniem prinuditel'ny'x mer vospitatel'nogo vozdejstviya, Rossijskij sledovatel\ 2018, no. 5, pp. 34-39.
3. Karpov K.N., Nikolaev K.D, Fisenko D.Yu. Praktika primeneniya prinuditel'ny'x mer vospitatel'nogo vozdejstviya v otnoshenii nesovershennoletnix, Zakonodatel'stvo i praktika, 2016, no. 2, pp. 62-67.
4. O sudebnoj praktike primeneniya zakonodatel'stva, reglamentiruyushhego osobennosti ugolovnoj otvetstvennosti i nakazaniya nesovershennoletnix : postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 01.02.2011 № 1 (red. ot 29.11.2016), Byulleten Verxovnogo Suda Rossijskoj Federacii, 2011, no. 4.
5. Ob osnovax sistemy' profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnix : federal'ny'j zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ (red. ot 24.04.2020), Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 1999, no. 26, st. 3177.
6. Panarina V.V. Analiz zakonodatel'stva i pravoprimenitel'noj deyatel'nosti v sfere ugolovno-pravovy'x posledstvij obshhestvenno opasny'x deyanij, ne yavlyayushhixsya prestupny'mi, Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, 2019, no. 8, pp. 102-106.
7. Ry'zhova O.A. Osobennosti prestupnosti nesovershennoletnix i mery' profilaktiki v sovremenny'x usloviyax, E'lektronny'j nauchny'j zhurnal «Nauka. Obshhestvo. Gosudarstvo», 2020, vol. 8, no. 2 (30). URL: http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (data obrashheniya: 07.06.2021).
8. Santashov A.L. Kriminologicheskie i ugolovno-pravovy'e problemy' protivodejstviya prestupnosti nesovershennoletnix, Rossijskij sledovatel\ 2021, no. 6.
9. Santashov A.L. Otvetstvennost' nesovershennoletnix, sovershivshixprestuplenie. Moskva, 2021, pp. 3-5.
10. Santashov A.L., Panova I.V. Prestupnoe povedenie nesovershennoletnix: problemy' rassledovaniya i profilaktiki, Publichnoe pravo segodnya, 2021, pp. 27-31.
11. Ugolovnoe pravo: Obshhaya chast' /pod red. I.Ya. Kozachenko, Z.A. Neznamovoj. Moskva, 1998.
12 Komarniczkij A.V. Ugolovnyj zakon i nesovershennoletnie. Sankt-Peterburg, 2012.