Научная статья на тему 'Исполнение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних: вопросы правовой регламентации'

Исполнение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних: вопросы правовой регламентации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
731
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА / ОСУЖДЕННЫЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Санташов Андрей Леонидович

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования применения принудительных мер воспитательного воздействия. Особое внимание автор уделяют вопросам исполнения данных мер в отношении несовершеннолетних. Им исследуются также порядок, условия и основания их применения. Определены компетентные органы государств, участвующие в этой сфере. Делается вывод о возможности совершенствования данной процедуры в российском законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Санташов Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enforcement of compulsory educational measures against minors: issues of legal regulation

The article deals with the problems of legal regulation of the use of coercive measures of educational influence. The author pays special attention to the implementation of these measures in relation to minors. It also examines the order, conditions and grounds for their application. The competent authorities of the States involved in this field have been identified. The conclusion is made about the possibility of improving this procedure in the Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Исполнение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних: вопросы правовой регламентации»

9.8. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

Санташов Андрей Леонидович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Вологодский институт права и экономики ФСИН России. Подразделение: кафедра уголовного права и криминологии. E-mail: santashov@list.ru

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы правового регулирования применения принудительных мер воспитательного воздействия. Особое внимание автор уделяют вопросам исполнения данных мер в отношении несовершеннолетних. Им исследуются также порядок, условия и основания их применения. Определены компетентные органы государств, участвующие в этой сфере. Делается вывод о возможности совершенствования данной процедуры в российском законодательстве.

Ключевые слова: принудительные меры, уголовное законодательство, исполнение приговора, осужденные, несовершеннолетние, воспитательное воздействие.

ENFORCEMENT OF COMPULSORY EDUCATIONAL MEASURES AGAINST MINORS: ISSUES OF LEGAL REGULATION

Santashov Andrey Leonidovich, PhD at law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Vologda Institute of law and Economics of FPS Russia. Department: criminal law and criminology chair. E-mail: santashov@list.ru

Annotation: The article deals with the problems of legal regulation of the use of coercive measures of educational influence. The author pays special attention to the implementation of these measures in relation to minors. It also examines the order, conditions and grounds for their application. The competent authorities of the States involved in this field have been identified. The conclusion is made about the possibility of improving this procedure in the Russian legislation.

Keywords: coercive measures, criminal legislation, execution of sentence, convicted persons, minors, educational impact.

В настоящее время в науке уголовно-исполнительного права вполне закономерно и обоснованно был поставлен вопрос о необходимости расширения предмета правового регулирования данной отрасли права за счет включения в УИК норм, регламентирующих исполнение и отбывание иных мер уголовно-правового характера, в том числе и принудительных мер воспитательного воздействия (ПМВВ)[1]. На наш взгляд, исключением является применение ПМВВ в тех случаях, когда они осуществляются после освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 90 УК). Здесь несовершеннолетний выведен из сферы уголовной ответственности и, соответственно, не может выступать субъектом уголовно-исполнительных правоотношений. Применение этих же мер при освобождении от уголовного наказания, согласно ст. 92 УК, следует признать одной из

форм реализации уголовной ответственности, требующей своей регламентации и в УИК.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 92 УК несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением к нему ПМВВ. В этом случае несовершеннолетнему могут быть назначены следующие меры:

1) предупреждение;

2) передача под надзор родителей или иных лиц, их заменяющих, либо под надзор специализированного государственного органа;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга или установление особых требований к поведению;

5) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Особенность данных мер заключается в том, что несовершеннолетнему могут быть назначены одновременно как одна, так и несколько ПММВ. Продолжительность применения мер, указанных в п. 2 и 4, определяется в зависимости от категории совершенного преступления: при совершении преступления небольшой тяжести - от 1 месяца до 2 лет, средней тяжести - от 6 месяцев до 3 лет.

Такая ПМВВ, как предупреждение, включает в себя разъяснение несовершеннолетнему характера вреда, причиненного его общественно опасным деянием, и вероятных последствий в случае повторного совершения им преступлений, предусмотренных Особенной частью УК. Эта мера разовая, исполняется непосредственно судом.

Передача под надзор заключается в возложении на родителей или иных лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по обеспечению надлежащего воспитательного воздействия на несовершеннолетнего и дополнительному контролированию его поведения.

Обязанность загладить причиненный вред может быть назначена судом с учетом материального положения несовершеннолетнего и наличия у него необходимых навыков в трудовой деятельности.

Ограничение досуга вместе с установлением ряда особых требований к поведению несовершеннолетнего может заключаться в запрете посещения им определенных мест, осуществлении ряда действий, связанных с досуговой сферой жизнедеятельности, в частности связанных с управлением транспортом, ограничением пребывания вне дома после наступления определенного времени, осуществлением выезда за пределы места жительства без разрешения на это специализированного государственного органа. Кроме этого, несовершеннолетнему может быть предъявлено требование вернуться в образовательное учреждение для продолжения обучения в нем либо найти себе работу.

Действующая нормативно-правовая база четко не определяет орган, который должен осуществлять контроль за исполнением ПМВВ. Однако в ч. 4 ст. 90 УК указано, что правом направления в суд представления об отмене ПМВВ, в случае ее неисполнения, наделяется специализированный государственный орган. Согласно п. 73.1.2 приказа МВД РФ от 15 октября 2013 г. № 845 представление направляется подразделениями по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России[2]. В обязанности этих же подразделений входит организация профилактической работы с

ИСПОЛНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР

Санташов А.Л.

несовершеннолетними, которым назначены ПМВВ, а также с их родителями[3].

В настоящее время ни в УИК, ни в подзаконных нормативных актах ФСИН России о ПМВВ, назначаемых при освобождении от наказания, не упоминается. Однако применение отдельных принудительных мер находит отражение в отраслевом законодательстве. В частности, речь идет о такой мере, как помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее -СУВУЗТ). Вместе с тем правовая природа этой меры по-прежнему остается неоднозначной. Это обусловлено рядом причин, в том числе отсутствием данной меры в перечне ПМВВ, указанных в ч. 2 ст. 90 УК, наличием значительных ограничений в правовом статусе несовершеннолетнего в ходе ее реализации, возможностью помещения в те же самые учреждения подростков, не подлежащих уголовной ответственности, и пр. В этой связи отдельные исследователи предлагают рассматривать ее как некую разновидность наказания, применяемого к несовершеннолетним^]. Значительная часть практических работников, непосредственно исполняющих эту меру, считает, что помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ при освобождении от уголовного наказания представляет собой особую разновидность принудительных мер воспитательного воздействия, с чем следует согласиться.

Процедура исполнения помещения несовершеннолетнего в данное учреждение отчасти отражена в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [5]. В УИК и подзаконных нормативных актах ФСИН России об этой мере ничего не говорится.

Согласно действующей в настоящее время редакции ФЗ № 120-ФЗ проведена дифференциация указанных учреждений на два вида:

1) специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа (в них принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от 8 до 18 лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНЗП), заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, либо их родителей или иных законных представителей);

2) специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (в них могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода).

Несмотря на изменения, внесенные в ФЗ № 120-ФЗ в 2013 г., [6] указанные учреждения, по сути, продолжают свое существование в следующих формах: а) специальная школа и б) профессиональное училище для детей и подростков с девиантным поведением. Кроме того, данные учреждения подразделяются на те, в которые помещаются несовершеннолетние только мужского пола либо и женского пола. Имеются и смешанные учреждения, как правило, это специальные общеобразовательные школы. Следует отметить, что в настоящее время проводится работа по исключению из законодательства, локальных актов и документов указанных учреждений ссылки на «девиантное (общественно опасное) поведение» содержащихся в них несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, освобожденные от наказания, направляются в рассматриваемое учреждение только по приговору суда. Необходимо отметить, что суд может направить несовершеннолетнего в это учреждение до достижения им совершеннолетия на срок, не превышающий три года. Направление осуществляется в строгом соответствии с состоянием его здоровья. Внимание обращается на заболевания, которые препятствуют приему в такие учреждения. Несовершеннолетний правонарушитель доставляется в учреждение закрытого типа, как правило, через центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при органах внутренних дел. Вместе с тем не исключается возможность доставки подростка в СУВУЗТ родителями или законными представителями.

Порядок приема несовершеннолетних в рассматриваемое учреждение определяется его уставом[7], а также нормативными актами органов власти субъектов РФ в сфере образования[8]. Оформление личного дела несовершеннолетнего, в том числе полный перечень необходимых документов, должно определяться соответствующей инструкцией о порядке оформления личных дел несовершеннолетних. Данная инструкция признается межведомственным нормативным актом и утверждается Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации. На настоящее время она не подготовлена, чем объясняется, видимо, существующая незначительная разница в требованиях, предъявляемых при приеме подростков в различные учреждения.

Завершая анализ нормативных оснований индивидуализации ответственности несовершеннолетних, совершивших преступление, необходимо отметить, что если данные лица подвергаются ПМВВ по основаниям, предусмотренным УК и УПК, то они освобождаются либо от уголовной ответственности, либо от уголовного наказания (с постановлением обвинительного приговора суда). В связи с этим регламентация исполнения этих мер в первом случае должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а во втором случае - в УИК (в том числе в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, освобожденных судом от наказания и помещенных в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа).

Список литературы:

1. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: результаты теоретического моделирования / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2016. С. 3-8.

2. Приказ МВД России от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. №11. 2014. 17 марта.

3. Дворянсков И.В. Основы профилактической работы с несовершеннолетними, осужденными без изоляции от общества. М., 2017.

4. Качество уголовного закона: Проблемы Общей части / Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2016. С. 201-210.

5. Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

6. Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.

7. Устав бюджетного образовательного учреждения Вологодской области «Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с деви-антным (общественно опасным) поведением (закрытого типа)», утв. Приказом Департамента образования Вологодской области от 30 декабря 2015 года № 3516. Ш1_: http://www.s28010.edu35.ru/ (дата обращения: 14.06.2018).

8. Приказ Департамента образования Вологодской области от 25 января 2010 года № 79 «О правилах приема, перевода и выпуска воспитанников специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (закрытого типа)» // СПС «КонсультантПлюс».

Рецензия

на научную статью Санташова А.Л, доцента кафедры уголовного права и криминологии Вологодского института права и экономики ФСИН России, канд. юрид. наук, доцента на тему: «Исполнение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних: вопросы правовой регламентации»

Представленная научная статья доцента А.Л. Сан-ташова является достаточно актуальной, поскольку посвящена насущным проблемам современной науки пенитенциарного права - вопросам реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. Она, безусловно, обладает научной новизной и содержит оригинальные решения в контексте профилактики противоправных деяний несовершеннолетних осужденных.

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования применения принудительных мер воспитательного воздействия. Особое внимание автор уделяет вопросам исполнения данных мер в отношении несовершеннолетних. Им исследуются также порядок, условия и основания их применения. Определены компетентные органы государств, участвующие в этой сфере. Делается вывод о возможности совершенствования данной процедуры в российском законодательстве.

Следует согласиться с автором статьи о том, что если данные лица подвергаются ПМВВ по основаниям, предусмотренным УК и УПК, то они освобождаются либо от уголовной ответственности, либо от уголовного наказания (с постановлением обвинительного приговора суда). В связи с этим регламентация исполнения этих мер в первом случае должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а во втором случае - в УИК (в том числе в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, освобожденных судом от наказания и помещенных в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа).

Вывод: представленная на рецензирование научная статья доцента кафедры уголовного права и криминологии Вологодского института права и экономики ФСИН России, канд. юрид. наук, доцента А.Л. Санта-шова на тему: «Исполнение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних: вопросы правовой регламентации» соответствует всем необходимым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.

Профессор кафедры уголовного права и криминологии Вологодского института права и экономики ФСИН России, доктор юридических наук, доцент И.В.Дворянсков

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 76,12%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.