ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 340
Латыпова Динара Мансуровна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская 24в, e-mail: [email protected]
Панькина Евгения Константиновна
курсант 5-го курса,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская 24в, e-mail: [email protected]
Dinara M. Latypova
Candidate of Law, Associate professor,
Associate professor of the Department of Criminal
and Penal Executive Law of the Samara Law,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,e-mail:
Eugenia K. PankiM
5 year cadet,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблемным аспектам применения принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия - самостоятельный уголовно-правовой институт, который не относится к наказаниям и формам их реализации, несмотря на мнение ряда авторов, придерживающихся данной позиции. В правоприменительной практике нередко возникают вопросы по поводу применения исследуемых мер принудительного воздействия. Сотрудники правоохранительных органов отмечают декларативный характер таких мер, как предупреждение и передача под надзор родителей, а также трудности в реализации ограничения досуга и обязанности загладить причиненный вред.
Наиболее строгой мерой принудительного воспитательного воздействия является помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием. Авторами анализируются вопросы назначения данной меры, а также пробелы ее законодательной регламентации. В статье рассматривается возможность применения рассматриваемой меры принудительного воспитательного воздействия к несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления любой категории, кроме особо тяжких. Делается вывод о необходимости закрепления в Общей части Уголовного кодекса РФ норм, раскрывающих содержание помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием.
Ключевые слова: несовершеннолетний, принудительные меры воспитательного воздействия, предупреждение, ограничение досуга, специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, освобождение от наказания.
PROBLEMS OF COMPULSORY MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE IMPOSITION
Summary. The article is devoted to the problematic aspects of the use of compulsory measures of educational influence. Compulsory measures of educational influence are an independent criminal law institution which does not exercise penalties and forms of their implementation, despite a number of authors opinion who are of the view to this position. In law enforcement practice, there are often issues about the imposition of the studied compulsory measures. Law enforcement officers note the declarative nature of such measures as a warning and supervision of their parents as well as difficulties in the implementation of leisure restriction and the responsibility to mitigate the inflicted damage.
The most severe measure offorced educational influence is the placement of minors in special educational institutions of the closed type of education management bodies. The authors analyze the purpose of this measure as well as the gaps in its legislative regulation. The article considers the possibility of applying the considered measure of compulsory educational influence to juvenile convicts who have committed crimes of any category, except for the most serious ones. The conclusion is made about the neccesity to consolidate the norms that reveal the content of the placement of minors in special educational institutions of education management bodies.in General part of the Criminal code of the Russian Federation.
Keywords: juvenile, compulsory measures of educational influence, prevention, restriction of leisure, special educational institution of closed type, release from punishment.
© 2018 Латыпова Д. М., Панькина Е. К.
ВЕСТНИК СЮИ
В настоящее время в России одной из актуальных социальных проблем является увеличение уровня подростковой преступности.
Согласно статистическим данным, предоставленным сайтом Федеральной службы государственной статистики, в 2014 г. было зарегистрировано 59,5 тыс. преступлений, совершенных несовершеннолетними, к 2015 г. число указанных преступлений увеличилось до 61,8 тыс., далее наметилось снижение: 2016 г. - 53,7 тыс., 2017 г. - 45,3 тыс. преступлений [1].
Необходимо признать тот факт, что преступность несовершеннолетних является социально-правовой проблемой, которую возможно решить, применив определенный комплекс мер, на первом месте из которых стоят уголовно-правовые меры, заменяющие наказание. Важным качеством данных мер является то, что они положительно влияют на несовершеннолетнего правонарушителя и «возвращают» его в общество, ограждая от пагубного влияния тюремной среды [2, с. 5]. К указанным мерам законодатель относит принудительные меры воспитательного воздействия (раздел 5 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)).
Первой и самой лояльной мерой является предупреждение. Сущность данной меры заключается в разъяснении несовершеннолетнему правонарушителю того вреда, который был причинен его деянием, и возможных последствий в случае совершения повторных преступных посягательств различной категории.
Таким образом, предупреждение - это мероприятие разовое, несущее в себе в основном воспитательное значение, однако в нем присутствуют и элементы правового значения. Основная цель предупреждения заключается в том, чтобы подросток осознал противоправность своих деяний, прочувствовал всю негативную оценку своего деяния и пересмотрел дальнейшее свое поведение [3, с. 70]. Чаще всего данная мера является полезной для несовершеннолетних, совершивших преступление вследствие случайного стечения обстоятельств, оступившихся. В других случаях подростки продолжают совершать противоправные деяния, поэтому и применяется такая мера, как «предупреждение» лишь однократно, поскольку не несет в себе карательного характера и отличается от других мер именно мягкостью воздействия. Из всех принудительных мер воспитательного воздействия предупреждение оказывает наименьшее предупредительное и исправительное воздействие на несовершеннолетнего.
Передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо специализированному государственному органу является следующей мерой, которая заключается в возложении на указанных лиц обязанности в осуществлении постоянного и непрерывного контроля за подростком, постоянного наблюдения за его досугом.
Однако исследуемая мера может стать бессмысленной и безрезультатной, если будет выявлена вероятность того, что родители не имеют возможности оказывать должное воспитательное воздействие на несовершеннолетнего. Подобные ситуации характерны для дезадаптированной семьи, с различными формами ее проявления, такими как: аморальность поведения самих родителей, ведение родителями паразитического образа жизни, употребление ими спиртных напитков, отсутствие денежных средств в семье на питание и гигиену и т. п. Конечно, не может быть и речи о передаче ребенка таким родителям, поэтому суд при решении данного вопроса, должен убедиться в том, что лица, под контроль которых передают несовершеннолетних, оказывают положительное влияние на подростка и смогут обеспечить должный надзор и сформировать надлежащее поведение у несовершеннолетнего. К сожалению, законодатель не предусмотрел ответственности за неисполнение данной принудительной меры. Мы считаем это пробелом действующего законодательства и предлагаем предусмотреть ответственность для таких лиц в виде наложения на них денежного взыскания в размере 5 тыс. р.
Обязанность загладить причиненный вред является следующей мерой, применяемой к несовершеннолетним. Сущность данной меры в том, что на несовершеннолетнего возлагается обязанность устранить последствия причиненного им вреда. Эта мера назначается с учетом имущественного положения подростка, то есть его личных доходов, заработка, стипендии и т. д. Данная мера имеет смысл только в том случае, когда несовершеннолетний имеет возможность самостоятельно возместить причиненный вред, что обусловлено принципом личной виновной ответственности несовершеннолетнего. Исследуемую меру следует назначить лишь в том объеме, который необходим для устранения требований о возмещении вреда. В остальных случаях данная мера будет считаться бессмысленной.
Сущность такой принудительной меры воспитательного воздействия, как ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, заключается в возложении
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
на несовершеннолетнего запрета на посещение развлекательных мероприятий, на выход из дома в ночное время суток, посещение общественных мест и т. п. Несовершеннолетний ограничивается в распоряжении своим досугом и пребыванием вне дома в определенное время суток. Законодатель не указывает перечень того, что запрещено, поэтому запреты устанавливаются в зависимости от личности несовершеннолетнего таким образом, чтобы не причинить ему вред и не унизить его честь и достоинство.
Самой строгой мерой, применяемой в отношении несовершеннолетнего, является его помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органов управления образованием. Указанная мера относится к средствам социального восстановления несовершеннолетних преступников.
Данная мера целесообразна для подростков, совершивших преступления, которые вышли из-под родительского контроля, склонные к противоправному поведению, не желающие учиться, когда иные меры воздействия на него не могут оказать положительного влияния. Основными задачами специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа являются социальная и психологическая помощь подросткам, коррекция их поведения, а также создание условий для получения несовершеннолетними должного образования и профессиональной подготовки. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в указанные учреждения могут быть направлены подростки от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания, трех категорий:
1) несовершеннолетние, совершившие до достижения ими возраста уголовной ответственности общественно опасное деяние;
2) несовершеннолетние, которые достигли возраста уголовной ответственности, совершили общественно опасное деяние, но не подлежат ответственности из-за того, что у них имеется отставание в психическом развитии, которое не связано с психическим расстройством, поэтому они не могли в достаточной мере осознавать фактический характер своих действий и руководить ими;
3) несовершеннолетние, которые осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном ст. 92 УК РФ [4].
Первая и вторая категория подростков могут быть направлены в данные учреждения по судебному постановлению, третья категория - по приговору суда в соответствии с Уголовно-процессуальным и Уголовным кодексами.
В Уголовном кодексе предусмотрено основание для направления несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа: необходимость в особенных условиях воспитания подростков и специальный педагогический подход к ним.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за преступления средней тяжести или тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания в виде лишения свободы и помещен в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК несовершеннолетним за совершение ими впервые преступления небольшой и средней тяжести до достижения ими возраста 16 лет, а остальным несовершеннолетним за совершение преступлений небольшой тяжести впервые не могут назначаться наказания в виде лишения свободы.
Изучив статистические данные, а также материалы судебной практики, приходим к выводу, что применение принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 91 УК РФ, не всегда достигают поставленных перед ними целей, высоким остается процент совершения повторных правонарушений подростками, к которым применены данные меры, они продолжают вести аморальный образ жизни, сбегают из дома, совершают хищения, посягательства на личность и иные преступные деяния. Поэтому в определенных ситуациях направление несовершеннолетних в специальные учреждения закрытого типа остается единственной мерой, которая способна изменить поведение подростка, его отношение к обществу.
В связи с этим мы согласны с предложением о необходимости внесения изменения в ч. 2 ст. 92 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: «несовершеннолетний, который нуждается в особых условиях обучения, воспитания и к которому необходим специальный педагогический подход, осужденный за совершение преступления, не являющегося особо тяжким, может быть судом освобожден от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
ВЕСТНИК СЮИ
применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего» [5].
Данные изменения позволят обеспечить защиту интересов несовершеннолетних лиц. Также нельзя оставить без внимания тот факт, что нормы о направлении в специальные учреждения лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, должны содержаться в Общей части УК РФ [6], так как применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно только к лицам, совершившим общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ.
Кроме того, проблемой в настоящее время является то, что несовершеннолетним преступникам принудительные меры воспитательного воздействия назначаются относительно редко. Однако в случае их назначения возникает другая проблема - отсутствие либо недостаточный штат сотрудников, которые могли бы контролировать подростков, заниматься их исправлением. Поэтому вопросы применения рассмотренных норм требуют дальнейшего исследования.
Библиографический список
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.05.2018).
2. Бурлака С. А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия // Российский следователь. 2013. № 5. С. 5.
3. Перфилова М. В. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы наказания несовершеннолетних // Молодой ученый. 2017. № 32. С. 70-72.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.05.2018).
5. Спивак С. Г. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия и исполнения наказания несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: http://otrasli-prava.rf/ article/19636 (дата обращения: 15.05.2018).
6. Акутаев Р. М. Понятие и система мер уголовно-правового характера, их отличие от наказания // Российская юстиция. 2014. № 4. С. 44-48.
References
1. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal state statistics service]. URL: http://www.gks.ru/ (Accessed: 15.05.2018) [in Russian].
2. Burlaka S. A. Celi prinuditel'nyh mer vospitatel'nogo vozdejstviya [The Purposes of compulsory measures of educational influence]. Rossijskij sledovatel' [Russian investigator], 2013, no. 5, p. 5 [in Russian].
3. Perfilova M. V. Problemy primeneniya prinuditel'nyh mer vospitatel'nogo vozdejstviya kak al'ternativy nakazaniya nesovershennoletnih [Problems of application of compulsory measures of educational influence as an alternative to punishment of minors]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2017, no. 32, pp. 70-72 [in Russian].
4. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih: feder-al'nyj zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ [About bases of system of prevention of neglect and offenses of minors: the Federal law of 24.06.1999]. SPS «Konsul'tant Plyus» [«SPS" Consultant Plus] (Accessed: 15.05.2018) [in Russian].
5. Spivak S. G. Problemy primeneniya prinuditel'nyh mer vospitatel'nogo vozdejstviya i ispolneniya nakazaniya nesovershennoletnih [Problems of application of compulsory measures of educational influence and execution of punishment of minors]. URL: http://otrasli-prava.rf/article/19636 (Accessed: 15.05.2018) [in Russian].
6. Akutaev R. M. Ponyatie i sistema mer ugolovno-pravovogo haraktera, ih otlichie ot nakazaniya [The Concept and system of measures of criminal-legal character, their difference from sentence]. Rossijskayayusticiya [Russian justice], 2014, no. 4, pp. 44-48 [in Russian].