УДК 343.2/7(470)(075.8)
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ
О.Н. Городнова
В статье представлен анализ криминальной ситуации преступности несовершеннолетних на примере Чувашской Республики и развернута дискуссия об эффективности и правилах применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, необходимости совершенствования уголовного закона, нацеленного на исправление преступника путем направления в специальные учреждения закрытого типа как основание освобождения от наказания, независимо от тяжести совершенного деяния.
Ключевые слова: несовершеннолетние; профилактика преступности; экономия репрессии; принудительные меры воспитательного воздействия; учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
O.N. Gorodnova. OPTIMIZATION OF APPLICATION OF COMPULSORY EDUCATIONAL MEASURES TO MINORS AS AN EFFECTIVE MEANS OF PREVENTING CRIME
The article presents the analysis of the criminal situation of juvenile delinquency in the example of the Chuvash Republic and launched a debate about the effectiveness and rules of application of compulsory educational measures to minors, the need to improve criminal law aimed at the correction of the offender by sending in a special closed type institutions, as a basis of exemption from punishment, regardless of the severity of the offence.
Keywords: juvenile; crime prevention; the economy of repression; of coercive measures of educational influence; the educational institution of the closed type.
По официальным статистическим данным МВД России, преступность несовершеннолетних занимает стабильно высокие показатели. Так, за 2015 г. в Чувашской Республике число преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось по сравнению с предшествующим годом на 11,9 % (с 463 до 518), удельный вес в числе раскрытых составил 5,1 % (за 2014 г. - 5,0 %). Из общего количества 127 (24,5 %) относится к тяжким, 55 (10,6 %) -особо тяжким. Уменьшилось число совершенных несовершеннолетними побоев (с 42 до 31), краж и неправомерных завладений АМТС (с 14 до 6 и с 23 до 11 соответственно), грабежей (с 45 до 35), поджогов (с 2 до 1).
С целью ослабления криминогенного накала в молодежной среде в Чувашской Республике проведены профилактические мероприятия «Полиция и дети», «Сообщи, где торгуют смертью», «Молодежь за здоровый образ жизни», «За здоровье и безопасность наших детей», «Полиция на страже детства», «Классный полицейский», операции «Быт и семья», «Подросток».
По состоянию на 2015 г. в органах внутренних дел Чувашии на профилактическом учете
состоит 1243 (за 2014 г. - 1366) подростка, в том числе 53 - условно осужденных, 16 - осужденных к обязательным работам, 22 - осужденных к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, 6 - вернувшихся из исправительных и 6 - из специальных учреждений, 84 - находящихся под следствием, 375 - не подлежащих уголовной ответственности, в том числе 286 «несубъектов», 20 - за употребление токсических и одурманивающих средств, 197 - за совершение правонарушений, повлекших применение меры административного взыскания, 211 - за правонарушения, совершенные ими до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
Необходимость применения в отношении подростков альтернативных лишению свободы мер воздействия отмечают доктрина и практика. О важности предупреждения преступности несовершеннолетних, как эффективной меры борьбы с ней, дискутируют в своих исследованиях такие ученые, как Л.И. Беляева, В.В. Сверчков, С.Г. Спивак и др. Верховный Суд РФ в постановлениях также акцентирует внимание правоприменителя на необходимости при рас-
Неправомерные завладения АМТС 2,1%
Изнасилования 1,2%
Преступления в сфере НОН 12,9%
Грабежи .6,8%
'-Умышленные причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью 1,7%
Тазбои 1,9%
Структура преступности несовершеннолетних в Чувашской Республике в 2015 г
смотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних выявлять обстоятельства, связанные с условиями жизни каждого ребенка, состоянием его здоровья, а также причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях провозглашения справедливого приговора (ст. 73, 421 УПК РФ) [1].
В ч. 1 ст. 87 Уголовного кодекса РФ (далее -УК РФ) впервые определено понятие «несовершеннолетний», как лицо, которому исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.
В некоторых скандинавских странах, например Норвегии, определен возраст уголовной ответственности - 15 лет [2]. Согласно ст. 5 гл. 29 УК Швеции несовершеннолетние не подлежат тюремному заключению. Минимальный возраст уголовной ответственности в Ирландии составляет 7 лет, в Шотландии - 8, в Англии - 10, во Франции - 13, в Германии - 14 лет, а Финляндия вводит ответственность для подростков с 15 лет.
Несмотря на дифференцированный подход к определению возраста уголовной ответственности, все правовые системы разных государств склонны рассматривать несовершеннолетних, особенно впервые совершивших преступление, как особую категорию лиц, нуждающихся в особых гуманных правоограничени-ях, не связанных с изоляцией от социума.
Требования об экономии репрессии, сформулированные в ч. 1 ст. 60 УК РФ, конкретизированы в отношении несовершеннолетних в ч. 2 ст. 87 УК РФ, согласно которой к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия (далее - ПМВВ). ПМВВ являются разновидностью государственного принуждения и применяются к несовершеннолетнему как основание освобождения от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ)
либо от наказания (ст. 92 УК РФ). В отличие от наказания ПМВВ не влекут за собой судимость.
Суды не должны назначать уголовное наказание несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ (п. 31 ППВС РФ от 01.02.2011 г.) [5]. ПМВС призваны ресоциализировать личность преступника, чтобы привить ему положительные качества члена общества.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 УПК РФ применить к лицу ПМВВ правомочен суд. Статья 427 УПК РФ предусматривает возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением ПМВВ как в ходе предварительного расследования уголовного дела, так и на стадии судебного разбирательства.
Ходатайство о применении ПМВВ судья рассматривает единолично, согласно ч. 2 ст. 427 УПК РФ. Прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением ст. 90 УК РФ не допускается, если несовершеннолетний или его законный представитель против этого возражают.
Согласно ст. 90 УК РФ для применения ПМВВ необходима совокупность условий: недостижение лицом возраста 18 лет; совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести; возможность исправления несовершеннолетнего путем применения одной или одновременно нескольких мер воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
При этом продолжительность мер, указанных в п. «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ, устанавливается от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90 УК РФ). Статья 91 УК РФ описывает содержание каждой меры принудительного воздействия.
Практика показывает, что направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа применяется к подросткам, склонным к деви-антному поведению, родители которых не могут оказать на них должного положительного влияния, привить чувство уважения к закону общества. Ключевой задачей таких учреждений является социальная и психологическая коррекция поведения подростков, создание условий для профессионального образования.
Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - 120-ФЗ) в эти учреждения могут быть направлены нуждающиеся в особых условиях воспитания и требующие особого педагогического подхода несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет трех категорий: во-первых, совершившие преступление до достижения возраста уголовной ответственности; во-вторых, совершившие общественно опасное деяние при достижении возраста уголовной ответственности, но не подлежащие таковой вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством; в-третьих, осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобожденные судом от наказания в порядке, предусмотренном ст. 92 УК РФ.
Лица, совершившие преступления до достижения 14 лет (возраста уголовной ответственности), могут направляться в воспитательные учреждения закрытого типа, независимо от того, какой категории противоправное деяние совершили. Субъекты, достигшие возраста уголовной ответственности, могут быть ресо-циализированы в учебно-воспитательных центрах закрытого типа, если они совершили только лишь преступление средней тяжести либо тяжкое (ч. 2 ст. 92 УК РФ). При этом, согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ, несовершеннолетнему субъекту преступления средней тяжести впервые в возрасте до 16 лет наказание в виде лишения свободы не может быть назначено, а, следовательно, заменено такой принудительной мерой воздействия, как помещение в учреждение закрытого типа. Например, субъект 13 лет, кото-
рый совершил преступление средней тяжести впервые, может быть направлен в учреждение закрытого типа. Однако несовершеннолетний в возрасте 14 лет, совершивший преступление средней тяжести впервые, не вправе претендовать на замену наказания принудительным помещением в воспитательное учреждение.
Помещение несовершеннолетних, как достигших, так и не достигших возраста ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение представляется эффективной мерой воздействия, способной преодолеть социальную запущенность подростков [4], в то время как передача под контроль родителей результатов не приносит, а, наоборот, способно привить отрицательные навыки.
Так, А., совершив покушение на кражу, был помещен в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Убеевская средняя общеобразовательная школа» Красноармейского района Чувашской Республики. Суд пришел к выводу, что профилактическая работа семьи и педагогов не достигает цели исправления. Находясь в воспитательном центре, А. в возрасте 14 лет вновь совершил кражу - преступление средней тяжести, предусмотренное п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ. При рассмотрении уголовного дела судом установлено, что в поведении А. заметны положительные тенденции развития личности: освоение новой профессии, достижение успехов в спорте, однако он по-прежнему нуждается в специальном педагогическом контроле поведения. Однако, поскольку ему не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, применение такой меры воспитательного воздействия, как продолжение обучения в школе закрытого типа, оказалось невозможно [3].
С учетом изложенного представляется необходимым дополнить Общую часть уголовного закона (ст. 92 УК РФ) нормами о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа лиц, достигших возраста уголовной ответственности, независимо от тяжести совершенного преступного деяния. Указанные поправки обеспечат защиту интересов несовершеннолетних и обезопасят их от пагубного воздействия преступного мира. Данные меры будут иметь эффективный результат при одновременной оптимизации работы и создании многофункциональных образовательных центров в субъектах Российской Федерации.
Список литературы
1. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несо-
вершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г. № 1 (ред. от 02.04.2013 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 4.
2. Уголовный кодекс Швеции / науч. ред. Н.Ф. Кузнецова. СПб., 2015.
3. Архив Ленинского районного суда Чувашской Республики за 2015 г.
4. Спивак С.Г. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия и исполнения наказания несовершеннолетних. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 03.10.2016).
5. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2015.
ГОРОДНОВА Ольга Николаевна - кандидат юридических наук, кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. Е-mail: gorodno. [email protected].
GORODNOVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Legal Sciences, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 343.8
К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
А.Н. Журавлев, Е.А. Лубков
На основе результатов научного исследования раскрываются теоретические аспекты анализа и оценки оперативной обстановки в исправительном учреждении.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; исправительное учреждение; структурные подразделения; информация; факторы; оперативная обстановка; анализ; оценка; прогнозирование.
A.N. Zhuravlev, E.A. Lubkov. TO A QUESTION OF THEORETICAL BASES OF THE ANALYSIS AND ASSESSMENT OF AN OPERATIONAL SITUATION IN CORRECTIONAL FACILITY
On the basis of results of scientific research theoretical aspects of the analysis and assessment of an operational situation in correctional facility reveal.
Keywords: penal correction system; correctional facility; structural divisions; information; factors; operational situation; analysis; assessment; forecasting.
Эффективность деятельности исправительных учреждений невозможна без исследования закономерностей, процессов, факторов, обусловливающих состояние оперативной обстановки в них. Исследование динамики оперативной обстановки, ее анализ и прогноз развития призваны обеспечить устойчивое функционирование исправительных учреждений.
Как правило, в правоохранительных органах анализ и оценку оперативной обстановки связывают с деятельностью аналитических подразделений - штабов. В уголовно-исполнительной системе, органах управления Федеральной службой исполнения наказаний, территориальных органах управления существуют подраз-
деления, осуществляющие сбор, обобщение, анализ и хранение информации, отражающей состояние оперативной обстановки, тенденции ее изменений (оперативные управления, оперативные отделы, дежурные службы). В данном вопросе они реализуют штабную функцию в плане сбора различных видов информации, оказывающей влияние на состояние оперативной обстановки в целом в учреждениях уголовно-исполнительной системы, отдельном регионе, исправительном учреждении [1].
Прежде чем переходить к изложению результатов исследования, предметной областью которого является анализ и оценка оперативной обстановки в исправительном учрежде-