Научная статья на тему 'Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания с применением принудительных мер воздействия'

Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания с применением принудительных мер воздействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПОМЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коротаева Марина Анатольевна, Рябова Лилия Викторовна

Статья посвященаосвобождению несовершеннолетних от уголовного наказания с применением мер принудительного воздействия: принудительных мер воспитательного воздействия и помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебное учреждение. Рассмотрено уголовно-правовое и криминологическое значение рассматриваемых мер воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коротаева Марина Анатольевна, Рябова Лилия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания с применением принудительных мер воздействия»

УДК 343

Коротаева Марина Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры уголовного права и процесса, Юридический институт Северо-Кавказского федерального университета, адвокат Ставропольской краевой коллегии адвокатов marjna@inbox.ru

Рябова Лилия Викторовна

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры уголовного права и процесса, Юридический институт Северо-Кавказского федерального университета, liliya.ryabova.63@mail.ru

Marina A. Korotaeva

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Associate Professor Criminal Law and Process, Legal institute North Caucasian Federal University, Lawyer Stavropol Regional Bar marjna@inbox.ru

Lilia V. Ryabova

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Associate Professor Criminal Law and Process, Legal institute North Caucasian Federal University liliya.ryabova.63@mail.ru

Освобождение

несовершеннолетних от уголовного наказания с применением принудительных мер воздействия

Release of minors from

criminal responsibility with application of forced measures of influence

Аннотация. Статья посвященаосвобождению несовершеннолетних от уголовного наказания с применением мер принудительного воздействия: принудительных мер воспитательного воздействия и помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебное учреждение. Рассмотрено уголовно-правовое и криминологическое значение рассматриваемых мер воздействия.

Ключевые слова: несовершеннолетний, освобождение от уголовного наказания, принудительные меры воспитательного воздействия, помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Annotation. Аrticle is devoted to release of minors from criminal liability with application of measures of influence: measures of educational influence and placement of the minor in special educational and educational or medical institution. The criminal-legal and criminological significance of the considered measures of influence is considered.

Keywords: juvenile, exemption from criminal punishment, compulsory educational measures, placement of a juvenile in a special educational institution.

И сходя из сложившихся современных тенденций, направленных на максимально возможное не применение уголовного наказания несовершеннолетних за совершенные преступления, - применение мер воздействия дает возможность сохранить правовое равновесие и сохранить психическое здоровье несовершеннолетнего, направить его на путь исправления без уголовного осуждения и применения уголовного наказания. Несомненно, это возможно только в силу уголовного закона и в зависимости от личности несовершеннолетнего, его окружения. Од-

ним их них является принудительные меры воспитательного воздействия.

Для этого должно быть установлены многие аспекты, которые подкрепляются документально. Первым и основным условием является установление наличия семью у несовершеннолетнего (опекуна, попечителя). Семья должна объяснить, почему сложилась ситуация, которая привела к совершению преступления их сыном или дочерью? Семья должна характеризоваться положительно. Семья должна быть полной.

На наш взгляд, это слишком строгое требование. В сложившейся ситуации в России достаточно много семей, в которых мать воспитывает ребенка одна, не имея поддержки со стороны отца. За пределами исследования выпускной квалификационной работы находятся причины такой демографической ситуации. Но надо отметить, что многие матери достойно растят и воспитывают своих детей, как бы тяжело им это не было.

Наличие жилья так же проверяется. Желательно, чтобы жилье было в собственности хотя бы одного члена семьи (опекуна, попечителя). Сложившаяся экономическая ситуация в стране, вынудила многих граждан, проживающих в сельской местности, переехать ради работы в город. Жилье на правах собственности находится в сельской местности, в городе - на правах найма. Полагаем, что этого достаточно, чтобы признать факт наличия жилья [1, с. 106].

Обязательно учитывается обеспеченность семьи, устанавливается её доход. Следует отметить, что доход должен быть выше прожиточного минимума в зависимости от социального положения членов семьи. Несомненно, это очень важно, так как установлено, что несовершеннолетние совершают кражи, чтобы покушать или приобрести вещь, о которой мечтали.

Должно быть установлено окружение несовершеннолетнего: школа,учебное заведение, друзья товарищи и т.д. Это достаточно важное обстоятельство. Несовершеннолетний, который совершил преступление, должен попасть в среду, исключающую общение криминально настроенными подростками.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 14.02.2000 г. указал, что при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, суд должен убедится в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за поведением несовершеннолетнего.

Для установления данных фактов пленум обязал суды истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей, лиц их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

«Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц их заменяющих на передачу несовершеннолетних под надзор, такое согласие судом должно быть получено» [2].

Надзор состоит в воспитании и контроле со стороны опекунов за действиями и поведением несовершеннолетнего. Под ограничением досуга и установлением особых требований к его поведению понимается запрет на посещение определенных мест (как правило, увеселительного характера), использование определенных форм досуга, в том числе, связанных с управлением велосипедом, скутером, ограничение пребывания вне дома или квартиры после определенно-

го времени суток. Несовершеннолетнему запрещается выезжать в другие населенные пункты без разрешения специального органа, осуществляющего надзор за исполнением. Несовершеннолетнему будет предписано вернуться в учебное заведение и продолжить обучение или трудоустроиться.

Следует обратить внимание на то, что суд должен тщательно изучать ситуацию, в которой живет несовершеннолетний, обстоятельства, которые привели несовершеннолетнего к совершению преступления. Окружающая среда обитания, родственники, друзья, знакомые, учебное заведение- все это имеет значение для освобождения несовершеннолетнего от уголовного наказания.

Помещение несовершеннолетнего в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется в последнее время намного реже, но заслуживает большого внимания с позиции достижения исправления несовершеннолетнего.

Содержание ст. 92 УК РФ имеют ряд недостатков, о которых уже говорилось в научной юридической литературе.

Первым недостатком является то, что законодатель в анализируемой норме не раскрывает понятие «специализированный государственный орган».

Под это понятие, по мнению Х.Д. Аликперова, можно подвести целый ряд государственных органов, имеющих специфические задачи. То есть, анализируемая норма подвергается расширительному толкованию и до устранения законодателем этого пробела, по его мнению, необходимо считать, что к таковым следует отнести:

- комиссии по делам несовершеннолетних;

- отделы органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

- образовательные учреждения, где обучается несовершеннолетний правонарушитель, в том числе, и специализированные [3, с. 60].

Согласно ст. 15 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указываются 2 вида учебно-воспитательных учреждений: открытые и закрытые.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа относятся:

а) специальные общеобразовательные школы открытого типа;

б) специальные профессиональные училища открытого типа;

в) др. виды образовательных учрежденийот-крытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

В данных специальных учебно-воспитательных учреждениях находятся дети в возрасте от 8 до 18 лет, требующие специального педагогического подхода на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Данные комиссии образованы при администрациях местного самоуправления. Ими рассматривается дело конкретного несовершеннолетнего на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, их родителей или лиц их заменяющих.

К закрытым учебно-воспитательным учреждениям относятся:

а) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

б) специальные профессиональные училища закрытого типа;

в) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытоготипа.

В данные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если несовершеннолетний:

- не подлежит уголовной ответственности в силу возраста;

- имеет психическое расстройство или психическое заболевание, признан вменяемым, но в силу своего психического статуса не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руководить своими действиями;

- осужден за преступление средней тяжести или тяжкое, за которое предусмотрено освобождение от уголовного наказания и помещения в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если им будет установлено, что несовершеннолетний более не нуждается в применении принудительных мер воспитательного воздействия либо у несовершеннолетнего выявлено заболевание, препятствующее ему находиться в данном учреждении.

Следует отметить, что на территории России имеются учреждения, в которых несовершеннолетние не только воспитываются и учатся, но и лечатся.

Это - специальные лечебно-воспитательные школы закрытого типа. Данные школы имеют

Литература:

1. Тронева А.М. Криминологическая характеристика и предупреждение сексуальных преступ-

специальное предназначение, а именно, реализовать программу по воспитанию несовершеннолетних, которым требуются особые условия воспитания, обучения по программе общего среднего образования, образовательной специальной программы обучения (например, жесто-вый язык глухонемых или обучение чтению и письму по Брайлю), организация специального образования для несовершеннолетних с интеллектуальной недостаточностью, включая обучение и социализацию для лиц с отклонением в психофизиологическом развитии.

Помимо этого, на территории Российской Федерации имеются специальные лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа, которые созданы для лиц, страдающих нарушением речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью, алкоголизмом, наркоманией, а также для лиц, имеющих физические недостатки тела. Но общий срок пребывания несовершеннолетнего в данных специальных учреждениях не может превышать 3 года. В случаях, если несовершеннолетний не закончил обучение, то по его заявлению ему продлевают срок нахождения по месту его обучения, воспитания и лечения.

Несомненно, помещение подростка в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних, связанное с изъятием несовершеннолетнего из семьи и помещением в условие специального режима, является наиболее строгой мерой при освобождении несовершеннолетнего от уголовного наказания. Вместе с тем, помещение в эти учреждения не являются наказанием, так как:

- применяется в порядке замены наказания;

- не содержится в системе видов наказаний;

- сроки пребывания в этих учреждениях не определяются судом (срок пребывания подростка в учреждении определяет сама администрация учреждения).

Данную ситуацию многие расценивают как не соответствующую действительности свободы несовершеннолетнего. Но если рассмотреть детально режим учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и воспитательной колонии -то сразу становится ясна большая разница в условиях нахождения несовершеннолетнего.

Конечно, несовершеннолетний при совершении преступления считается несудимым, но как бы не старались сотрудники воспитательной колонии-последствия нахождения сказываются на несовершеннолетнем при его освобождении из воспитательной колонии, - сказывается режим отбывания.

Literature:

1. Troneva A.M. Criminological characteristic and prevention of sexual crimes against minors.

лений против несовершеннолетних. Ставрополь : Издательство «Возрождение», 2008. 152 с.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14.02.2000. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». URL : http://www.istorya.rU/referat/6279/1.php (дата обращения 29 апреля 2019 г.).

3. Аликперов Х.Д. УК РФ и некоторые проблемы освобождения от уголовной ответственности / Х.Д. Аликперов, К.Ш. Курбанова // Государство и право. 2000. № 1. С. 60-64.

Stavropol : Vozrozhdeniye publishing house, 2008. 152 p.

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 7 of 14.02.2000. «About judicial practice on cases of crimes of minors». URL : http://www.istorya.ru/referat/6279/ l.php (date of the address on April 29, 2019).

3. Alikperov H.D. Criminal Code of the Russian Federation and some problems of release from criminal liability / H.D. Alikperov, K.Sh. Kurba-nova // The State and the right. 2000. № 1. P. 60-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.