ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2018. № 4
В. В. Есина, аспирантка кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ*
принудительные меры воспитательного воздействия: вопросы совершенствования уголовного законодательства
Статья посвящена вопросам совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в части регулирования принудительных мер воспитательного воздействия. Автор предлагает отказаться от термина «принудительные» в наименовании мер, сместив акцент в сторону воспитания и ресоциализации несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние. При разработке системы мер воспитательного воздействия предлагается ввести принцип уголовной неответственности несовершеннолетних. Новая система мер воспитательного воздействия разработана с учетом выделения трех возрастных групп несовершеннолетних.
Ключевые слова: уголовное право, меры воспитательного воздействия, несовершеннолетние, возрастные группы, воспитательные меры, воспитательные санкции.
The article is devoted to the improvement of the criminal legislation of the Russian Federation with regard to the regulation of compulsory educational measures. The author proposes to abandon the term «compulsory» in the name of measures, shifting the emphasis towards the upbringing and resocialization of a minor who has committed a generally dangerous act. When developing a system of educational measures, it is proposed to introduce the principle of criminal non-liability of minors. A new system of educational measures has been developed taking into account the allocation of three age groups of minors.
Keywords: criminal law, measures of educational influence, minors, age groups, educational measures, educational sanctions.
Внимание многих законодателей приковано к проблеме исправления несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемое деяние, посредством специальных мер, альтернативных уголовному наказанию.
Многие вопросы осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних урегулированы международным правом. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, каса-
ющиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1 ) от 29 ноября 1985 г. закрепляют положение, согласно которому система правосудия в отношении несовершеннолетних должна быть направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и того, чтобы любые меры воздействия были соизмеримы как с особенностями его личности, так и обстоятельствами правонарушения. Пекинские правила рекомендуют применять к несовершеннолетним широкий комплекс альтернативных мер, приводя примерный перечень таких мер.
Помимо Пекинских правил действует множество других международно-правовых норм, ориентирующих государства на разработку и выбор в области уголовного права несовершеннолетних мер, не связанных с традиционным уголовным наказанием.
В ряде зарубежных государств давно создана и применяется система так называемых мер безопасности, отличных от наказания, призванных воздействовать на общественно опасное состояние личности, которое устанавливается в связи с совершением конкретным лицом запрещенного уголовным правом деяния. В специальной литературе сущность мер безопасности определяется тем, что они, в отличие от наказания, не преследуют целей воздаяния или устрашения, а ставят во главу угла превентивную цель и устранение некоего «опасного состояния» лица, совершившего общественно опасное деяние. Преследуемая мерой безопасности цель превенции достигается либо посредством нейтрализации, либо посредством ресоциализации ин-дивида2.
В этих государствах в течение многих лет существует система подобных мер, применяемых к несовершеннолетним, совершившим уголовно наказуемое деяние; создана система ювенальной юстиции, включающая различные органы, начиная с органов, собирающих «досье» на несовершеннолетнего правонарушителя, осуществляющих расследование и судебное разбирательство общественно опасных деяний таких лиц, вплоть до специальных служб, занимающихся ресоци-ализацией, перевоспитанием и исправлением несовершеннолетних, а также предупреждением совершения с их стороны новых антиобщественных поступков3.
1 Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия по делам несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты Генеральной Ассамблей ООН 29 ноября 1985 г.: Доступ из СПС «Консультант Плюс».
2 Подробнее см.: Уголовное право зарубежных стран: В 2 т. Т. 2: Общая часть. Франция. Германия. Италия. Япония / Отв. ред. Н. Е. Крылова. М., 2017. С. 108.
3 См., напр.: Уголовное право зарубежных стран. Т. 1: Общая часть. Англия. США; Levasseur G., Chavanne A., Montreuil J. Droit penal et procedure penal. Paris, 1994. P. 249-251.
Для России проблема уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к ним мер, альтернативных ей, также актуальна. В мае 2017 г. был издан важный в рассматриваемой области Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства4», который направлен на совершенствование государственной политики в сфере защиты детства. Данный Указ стал логичным продолжением Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012— 2017 годы», в котором были поставлены задачи создания эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых самими детьми, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных ребенку; разработка восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста с которого наступает уголовная ответствен-ность5. Также указывается на необходимость взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям — медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками, что представляется очень важным при выборе конкретной меры в отношении несовершеннолетнего.
В действующем постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»6 обращается внимание судов на то, что при выборе мер воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей помимо индивидуального подхода к исследованию обстоятельств совершенного деяния и учета особенностей личности необходимо, чтобы данные меры обеспечивали ресоциализацию несовершеннолетнего.
Помимо этого, Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость особой специализации судей по делам несовершеннолетних, обеспечения их профессиональной компетентности с помощью обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, криминологии, подростковой психологии. Судам рекомендовано внедрять современные методики индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними (п. 3, 4).
4 Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 23. Ст. 3309.
5 Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Там же. 2012. № 23. Ст. 2994.
6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. 2011. 11 февр.
С учетом сказанного важно определить основы уголовно-правовой политики относительно мер воздействия на несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемое деяние.
При разработке системы государственного воздействия на несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние, следует, на наш взгляд, исходить из следующих принципиальных положений.
Подросток — это не сформировавшая личность, и в случае совершения им общественно опасного деяния, необходимо прежде всего заниматься превенцией путем коррекции поведения и ресоциализа-ции несовершеннолетнего. Личность несовершеннолетнего характеризуется обостренным чувством собственного достоинства, неустойчивостью эмоциональных реакций, нестабильностью самооценки. Поэтому реакция государства на совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния не должна превращаться в чрезмерное устрашение и применение карательных мер, а должна быть действительно эффективным механизмом, подобранным с максимальным соответствием конкретной жизненной ситуации и личности правонарушителя.
Представляется важным отказаться от существующего подхода, при котором несовершеннолетние считаются способными нести уголовную ответственность и уголовное наказание, пусть и с особенностями, установленными в гл. 14 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ). Привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности должно рассматриваться как исключение из этого правила с учетом психологических особенностей несовершеннолетних и того обстоятельства, что наказание для них несет скорее негативные последствия, чем позитивные. Назначение наказания несовершеннолетнему лицу, даже не связанного с лишением свободы, означает наличие у этого лица судимости и других неблагоприятных последствий, связанных с осуждением. Назначение же несовершеннолетнему лишения свободы, даже на непродолжительный срок, означает отрыв подростка от привычной для него среды, разрыв социально полезных связей, его помещение в стрессовую ситуацию — с последующими трудно предсказуемыми последствиями для его социальной адаптации.
Таким образом, следует законодательно закрепить принцип уголовной неответственности несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние.
В настоящее время данный принцип характеризует правовой статус лиц, не достигших возраста уголовной ответственности — 14-летнего возраста. К указанным лицам, совершившим общественно опасное деяние, применимы лишь меры, предусмотренные Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-
летних»7. Такой же порядок установлен в отношении лиц, хотя и достигших возраста уголовной ответственности, но в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не в полной мере осознающих фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо не в полной мере руководящих ими (ч. 3 ст. 20 УК РФ).
Исходя из данного принципа, необходимо формировать систему мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние, и систему органов, реализующих данные меры.
Вместе с тем применение данного принципа должно быть поставлено в зависимость от возрастной группы несовершеннолетнего и тяжести совершенного им деяния.
Так, в отношении лиц, не достигших 14-летнего возраста, и несовершеннолетних, хотя и достигших возраста уголовной ответственности, но отстающих в психическом развитии (ч. 3 ст. 20 УК РФ), указанный принцип должен иметь абсолютный (неопровержимый) характер. Привлечение данных лиц к уголовной ответственности полностью исключается. Независимо от степени тяжести совершенного деяния им не может быть назначено уголовное наказание, а применимы лишь меры воспитательного воздействия. Причем нормы, предусматривающие данные меры, должны содержаться в УК РФ, а не ином законодательстве. В связи с тем, что эти меры назначаются в ответ на совершение уголовно наказуемого деяния, пусть и лицами, не подлежащими уголовной ответственности, в силу предмета правового регулирования отрасли уголовного права, их место именно в Уголовном кодексе.
В отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние в возрасте от 14 до 18 лет, принцип уголовной неответственности носит относительный (опровержимый) характер, поскольку этим лицам при определенных условиях, установленных в уголовном законодательстве, может быть назначено наказание. Однако принцип, согласно которому суды должны быть ориентированы в первую очередь на применение мер воспитательного воздействия, сохраняет силу и для данной категории несовершеннолетних.
Действующее российское законодательство оперирует понятием «принудительные меры воспитательного воздействия» (гл. 14 УК РФ). Данный термин используется и в ином законодательстве, регулирующем деятельность органов и учреждений системы профилактики без-
7 Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
надзорности и правонарушений несовершеннолетних. Вместе с тем при применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемое деяние, акцент необходимо делать не на собственно государственном принуждении, а на мерах ресоциализации.
Система мер воспитательного воздействия может быть реализована только при непосредственном, добровольном участии самого несовершеннолетнего. Органы государства в этом случае должны выступать в качестве одной из сторон, призванной решать задачи реадаптации несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние. В отличие от наказания, которое определено в уголовном законодательстве как мера государственного принуждения (ч. 1 ст. 43 УК РФ), мера воспитательного воздействия должна исключить карательность и чрезмерную репрессивность реакции государства на общественно опасное поведение несовершеннолетнего. Применение мер воспитательного воздействия должно воспрепятствовать социальной стигматизации несовершеннолетнего.
В связи с этим представляется необходимым отказаться от наименования мер воспитательного воздействия как «принудительных».
При применении мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему ему должны быть гарантированы права и свободы личности. Несовершеннолетний имеет право:
а) получать в доступной для понимания форме информацию о целях назначенных ему мер воспитательного воздействия и особенностях выбранной для него судом меры;
б) обжаловать через родителей или иных законных представителей решения, принимаемые государственным специализированным органом;
в) поддерживать систематическую связь с семьей (путем общения с помощью средств связи или свиданий);
г) получать бесплатную юридическую помощь.
Меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним, не должны сопровождаться применением физического или психического насилия; применением мер, носящих антипедагогический характер или унижающих человеческое достоинство несовершеннолетнего; применение мер воспитательного воздействия без учета возраста несовершеннолетнего. При работе с несовершеннолетними необходимо соблюдать конфиденциальность полученной информации.
Представляется необходимым разработать систему мер, применяемых к несовершеннолетним, совершившим уголовно наказуемое деяние, с учетом возрастной группы несовершеннолетнего.
Для целей формирования новой системы мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним, следует выделить три возрастные группы несовершеннолетних:
1) лица, не достигшие 14 лет (возраста, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности за ряд преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК РФ);
2) лица от 14 до 16 лет;
3) лица от 16 до 18 лет8.
Выделение названных групп основано на особенностях правовых последствий совершения несовершеннолетними общественно опасного деяния, установленных в УК РФ.
Система мер воспитательного воздействия с учетом принципа уголовной неответственности несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние, может быть представлена в следующем виде:
а) коррекционные меры;
б) воспитательные меры;
в) воспитательные санкции.
К лицам, не достигшим 14-летнего возраста, предлагается применять лишь коррекционные меры; к лицам второй группы с учетом их более старшего возраста и большей способности понимать фактическую сторону и социальную значимость своих поступков, наряду с коррекционными мерами или самостоятельно, могут быть назначены воспитательные меры; лицам третьей группы наряду с коррекцион-ными мерами и воспитательными мерами либо самостоятельно могут быть назначены воспитательные санкции. При этом к лицам второй и третьей возрастных групп в исключительных случаях может быть применена уголовная ответственность, в том числе уголовное наказание с учетом такого смягчающего обстоятельства, как несовершеннолетие.
коррекционные меры представляют собой меры воспитательного воздействия, предусмотренные уголовным законом, назначаемые по решению суда и применяемые к несовершеннолетним, совершившим общественно опасное деяние, с целью корректирования поведения несовершеннолетнего и его реадаптации.
К коррекционным мерам могут быть отнесены следующие меры воспитательного воздействия:
а) проведение индивидуальной профилактической беседы с психологом;
б) установление контроля за окружением несовершеннолетнего со стороны специализированного органа;
8 Аналогичные группы выделены в уголовном праве Франции (Bouloc B. Droit penal general. Paris, 2017. P. 444-448).
в) возложение обязанности принести извинения потерпевшему;
г) постановка на профилактический учет;
д) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих;
е) ограничение пребывания вне дома без сопровождения взрослых;
ж) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа;
з) возложение обязанности принять участие в специальной воспитательно-профилактической программе, включающей в себя прохождение специально разработанных мероприятий, например посещение спортивных секций, участие в благоустройстве территории. Программа составляется специализированным государственным органом с участием психолога либо педагога, родителей или законных представителей несовершеннолетнего.
и) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждения закрытого типа.
Суд с учетом обстоятельств совершенного общественно опасного деяния, личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, влияния старших по возрасту лиц вправе назначить одновременно несколько коррекционных мер.
Воспитательные меры представляют собой меры воспитательного воздействия, предусмотренные уголовным законом, назначаемые по решению суда и применяемые к несовершеннолетним, совершившим общественно опасное деяние, целью которых является перевоспитание, ресоциализация и предупреждение совершения ими новых преступлений.
К воспитательным мерам предлагается относить следующие меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор наставника;
в) участие в семейных конференциях под контролем государственного специализированного органа, сторонами которых являются родители либо законные представители несовершеннолетнего; несовершеннолетний, совершивший уголовно наказуемое деяние; представители учреждений системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних.
г) возложение обязанности принять участие в мероприятиях волонтерского движения;
д) помещение в центр помощи несовершеннолетнему, отличный от специальных учреждений открытого или закрытого типа;
е) прохождение курса правового воспитания, заключается в разъяснении несовершеннолетнему действующего законодательства
и его обязанностей гражданина. Курс рассчитан на работу в малых группах (6-10 человек) в свободное от учебы время. ж) установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Воспитательные санкции представляют собой меры воспитательного воздействия, предусмотренные уголовным законом, назначаемые по решению суда и применяемые к несовершеннолетним, совершившим общественно опасное деяние, целью которых является исправление несовершеннолетнего и предупреждение совершения им новых преступлений.
К воспитательным санкциям предлагается относить следующие меры воспитательного воздействия:
а) возложение обязанности загладить причиненный вред своими собственными силами;
б) выполнение общественно полезных работ в местах, определяемых Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (специализированным государственным органом), в свободное от учебы и работы время с учетом возраста несовершеннолетнего и продолжительностью не более 2-х часов в день;
в) передача под надзор государственного специализированного органа;
г) направление в воспитательно-трудовое учреждение9;
д) ограничение свободы досуга.
Предлагаемая система мер воспитательного воздействия направлена на гуманизацию ответственности несовершеннолетних и базируется на таких принципах, как отказ от приоритета назначения наказания несовершеннолетним, учет возрастной группы несовершеннолетних при назначении мер воспитательного воздействия, акцент на цели воспитания и ресоциализации. Новая система мер воспитательного воздействия должна включать в себя: коррекционные меры, воспитательные меры и воспитательные санкции, которые учитывают как возрастные группы несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемое деяние, так и цели, которые являются для государства приоритетными при воздействии на таких несовершеннолетних.
9 Сходное предложение было высказано С. А. Боровиковым в работе «Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива наказанию несовершеннолетних» (М., 2009. С. 48-50). Однако автор предлагает при назначении данной меры передачу несовершеннолетнего под надзор трудового (педагогического) коллектива при наличии ходатайства этого коллектива и согласия одного из его сотрудников, который будет непосредственно закреплен за подростком.
Список литературы
1. Боровиков С. А. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива наказанию несовершеннолетних. М., 2009.
2. Уголовное право зарубежных стран. Т. 1, 2 / Отв. ред. Н. Е. Крылова. М., 2017.
3. Bouloc B. Droit penal general. Paris, 2017.
4. Levasseur G., Chavanne A., Montreuil J. Droit penal et procedure penal. Paris, 1994.