Научная статья на тему 'Система мер безопасности, применяемых к несовершеннолетним, совершившим уголовно наказуемые деяния (опыт Франции)'

Система мер безопасности, применяемых к несовершеннолетним, совершившим уголовно наказуемые деяния (опыт Франции) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1032
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW / ОРДОНАНС О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯХ / ORDINANCE ON JUVENILE OFFENDERS / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL RESPONSIBILITY / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY MEASURES / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ САНКЦИИ / EDUCATIONAL MEASURES / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / EDUCATIONAL SANCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Есина В.В.

В статье анализируются меры безопасности, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям по уголовному праву Франции. Автор рассматривает определение меры безопасности, особенности системы мер безопасности и указывает на их положительные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of security measures applied to minors who committed criminal offenses (French experience)

The article analyzes security measures applied to juvenile offenders under French criminal law. The author considers the definition of the security measure, the features of the system of security measures and points to their positive features.

Текст научной работы на тему «Система мер безопасности, применяемых к несовершеннолетним, совершившим уголовно наказуемые деяния (опыт Франции)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2017. № 6

в. в. Есина, аспирантка кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ*

система мер безопасности, применяемых к несовершеннолетним, совершившим уголовно наказуемые деяния (опыт франции)

В статье анализируются меры безопасности, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям по уголовному праву Франции. Автор рассматривает определение меры безопасности, особенности системы мер безопасности и указывает на их положительные черты.

Ключевые слова: уголовное право, Ордонанс о несовершеннолетних правонарушителях, уголовная ответственность, несовершеннолетние, меры безопасности, воспитательные санкции, воспитательные меры, наказание.

The article analyzes security measures applied to juvenile offenders under French criminal law. The author considers the definition of the security measure, the features of the system of security measures and points to their positive features.

Keywords: criminal law, Ordinance on juvenile offenders, criminal responsibility, minors, security measures, educational sanctions, educational measures, punishment.

Во многих зарубежных государствах наряду с системой наказаний действует система так называемых мер безопасности, которые по своей природе не являются формой реализации уголовной ответственности, имеют собственные основания и цели, влекут специфичные правовые последствия. Меры безопасности применяются главным образом к невменяемым лицам и несовершеннолетним, совершившим уголовно наказуемые деяния. Французский опыт регламентации мер безопасности в отношении несовершеннолетних представляется интересным и может быть учтен российским законодателем в процессе совершенствования института уголовной ответственности несовершеннолетних лиц и применения к ним иных мер уголовно-правового характера.

В Уголовном кодексе Франции 1992 г.1 (далее — УК Франции) в гл. 2 разд. 2 «Основания ненаступления уголовной ответственности

* Viktoriyaval@bk.ru

1 Code penal [Электронный ресурс]: URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affich-Code.do?cidTexte=LEGITEXT000006070719&dateTexte=20080629 (дата обращения — 05.12.2017)

или ее смягчения» содержится единственная статья об уголовной ответственности несовершеннолетних лиц. Исходя из содержания этой статьи, наступление уголовной ответственности несовершеннолетних и применение к ним иных уголовно-правовых мер регулируются специальным законом, который, кроме того, определяет условия назначения несовершеннолетним лицам от 13 до 18 лет уголовного наказания с учетом смягчения ответственности в силу возраста (ст. 122—8). Таким законом является некодифицированный источник уголовного права Франции — Ордонанс № 45-174 от 2 февраля 1945 г. о несовершеннолетних правонарушителях2 (далее — Ордонанс). Этот нормативный акт действует с многочисленными изменениями и дополнениями, последние из которых были внесены Законом № 2017-258 от 28 февраля 2017 г.

Общая позиция французского законодателя состоит в презумпции уголовной неответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста, что находит свое отражение и в Ордонансе3. При этом трибунал по делам несовершеннолетних определяет «меры защиты, помощи, надзора и воспитания» к лицам до 18 лет, которые посчитает необходимыми и достаточными для перевоспитания подростка. Вместе с тем при определенных обстоятельствах и с учетом личности правонарушителя у суда есть возможность назначения воспитательных санкций к лицам в возрасте от 10 до 18 лет. Если же суд решит отклонить указанную презумпцию и назначить лицам, достигшим 13-летнего возраста, наказание, то он обязан принять во внимание несовершеннолетие субъекта, что рассматривается как безусловное смягчающее обстоятельство (ст. 20-2, 20-9 Ордонанса).

Система мер безопасности, применяемых во Франции к несовершеннолетним, включает: «меры защиты, помощи, надзора и воспитания», которые французские юристы называют мерами безопасности в узком смысле слова4; а также воспитательные меры и воспитательные санкции.

В УК Франции термин «меры безопасности» не употребляется, что связано с официальным отказом законодателя Франции от данного института при принятии в 1992 г. нового УК. В Кодексе можно встретить только выражения «меры контроля», «меры помощи» и т.п5., но эти меры используются в качестве обязательных при предо-

2 Ordonnance n° 45-174 du 2 fevrier 1945 relative a l'enfance delinquante (Ordonnance) [Электронный ресурс]: URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JO RFTEXT000000517521&dateTexte=20171103 (дата обращения — 10.12.2017 г.).

3 Ibid.

4 Levasseur G., Chavanne A., Montreuil J. Droit penal et procedure penale. Paris, 1994. P. 249-251.

5 Code penal.

ставлении отсрочки исполнения наказания или при назначении наказания с режимом испытания. Таким образом, данные меры ориентированы на лиц, которые в отличие от несовершеннолетних имеют основания для назначения им наказания, в то время как основанием для применения мер безопасности в отношении несовершеннолетних является опасное состояние личности.

Однако в Уголовно-процессуальном кодексе Франции (далее — УПК Франции) понятие мер безопасности используется. Так, в ст. 137 предусмотрена возможность превентивного применения мер безопасности в виде установления судебного контроля или домашнего ареста с электронным контролем до признания лица виновным по приговору суда6. Вместе с тем определение мер безопасности в УПК Франции отсутствует.

В Ордонансе, закрепляющем уголовно-правовые и уголовно-процессуальные положения в отношении несовершеннолетних, понятие «мер безопасности» также не раскрывается.

Определение мер безопасности дается в доктринальных источниках по уголовному праву Франции. Так, согласно одному из определений, меры безопасности представляют собой индивидуальные принудительные меры, возлагаемые без учета психологической составляющей (вины) на лиц, представляющих опасность для общественного порядка, с целью предупреждения преступных деяний, которые в силу данного опасного состояния этих лиц вероятны в будущем7.

Меры безопасности по своей природе имеют существенные отличия от наказания. Можно выделить следующие основные черты мер безопасности: 1) они не связаны с установлением виновности лица, совершившего запрещенное уголовным законодательством деяние; 2) лишены морально-нравственной окраски; 3) основанием их применения является объективно опасное состояние личности; 4) преследуют превентивную цель.

Судья должен точно определить срок, на который назначает меры безопасности в узком смысле слова. Несмотря на это, судебное решение может быть пересмотрено в любое время, и окончательный срок будет зависеть от поведения лица и от изменения «опасного состояния» подростка.

Анализ мер безопасности, применяемых во Франции к несовершеннолетним, позволяет сделать вывод, что целью этих мер является исключительно превенция. Предотвращение будущих правонарушений может быть достигнуто путем социальной реабилитации или лечения несовершеннолетнего правонарушителя.

6 Code de procedure penal [Электронный ресурс]: URL: https://www.legifrance.gouv. fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006071154 (дата обращения — 10.12.2017 г.)

7 Bouloc B. Droit penal general. Paris, 2017. P. 444-448.

Воспитательные меры, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, закреплены в Ордонансе. В частности, к подросткам, совершившим уголовно наказуемое деяние, могут быть применены следующие меры: передача несовершеннолетнего под надзор родителям, опекуну, лицу, под надзором которого он находился, или лицу, достойному доверия; помещение несовершеннолетнего в государственное или частное учреждение по воспитанию или профессиональному обучению; направление несовершеннолетнего в медицинское или медико-педагогическое учреждение; помещение несовершеннолетнего в государственное воспитательное учреждение с надзором или в учреждение воспитательной коррекции8.

Мера «передача несовершеннолетнего под надзор родителям, опекуну, лицу, под надзором которого он находился или лицу, достойному доверия» имеет ряд особенностей. Лица, которым передан несовершеннолетний, предупреждаются о целях надзора за подростком, им разъясняются их обязанности. В случае нарушения условий надзора на указанных лиц может быть наложен штраф (ст. 26 Ордонанса). За выполнением перечисленными лицами своих обязанностей следит специально уполномоченное лицо, которое назначается Министерством юстиции Франции. Уполномоченный должен сообщать судье о негативном поведении подростка в процессе исполнения этой меры и может инициировать изменение воспитательной санкции.

Особенно в перевоспитании подростка могут помочь такие воспитательные меры, как помещение несовершеннолетнего в воспитательное учреждение, медицинское или медико-педагогическое учреждение, интернат для несовершеннолетних правонарушителей школьного возраста. Срок нахождения несовершеннолетних в этих учреждениях определяется судом, но не может превышать срока достижения ими совершеннолетия. Здесь действует режим ограниченной свободы и предполагается работа специальных должностных лиц, которые несут персональную ответственность за несовершеннолетнего и его дальнейшую социальную реабилитацию (ст. 25 Ордонанса).

Несовершеннолетние, достигшие возраста 16 лет, которым вынесено предупреждение, могут быть помещены в режим судебной защиты сроком не более 5 лет (ст. 16-бис Ордонанса). В связи с тем, что с момента совершеннолетия данная мера прекращает свое действие, максимальный общий срок судебной защиты может составлять 2 года.

По уголовному праву Франции режим судебной защиты — это мера принудительного воспитания, не являющаяся наказанием. Суд устанавливает учреждения, которые осуществляют контроль за несовершеннолетними. К ним относятся, например, служба помощи дет-

8 Ordonnance.

ству, воспитательная служба при суде. В случае необходимости данные учреждения могут ходатайствовать в своих отчетах перед судом о применении к подростку мер, перечисленных в ст. 16 Ордонанса (помещение в государственное или частное учреждение по профессиональному обучению, помещение в учреждение воспитательной коррекции)9. Режим судебной защиты помогает суду через созданные в рамках судебной системы учреждения контролировать поведение подростка.

Воспитательные санкции как вид мер безопасности представляют собой «ответную реакцию государства» на противоправные действия несовершеннолетнего, когда воспитательные меры оказываются недостаточными, а вынесение наказания будет слишком суровой санкцией, особенно для несовершеннолетних, не достигших 13-летнего возраста.

Воспитательные санкции помимо превентивной цели включают в себя цель — исправление несовершеннолетнего. Исправление может быть достигнуто только путем воздействия на правонарушителя и тем самым изменения его правосознания. Согласно уголовному праву Франции исправление — это цель наказания, а значит, зависит не от опасного состояния личности, а от виновности лица. Таким образом, природа воспитательных санкций спорна, они относятся к мерам безопасности, но имеют схожие черты с наказанием.

Перечень воспитательных санкций также закреплен в Ордонансе и включает в себя следующие виды: конфискация предмета, принадлежащего несовершеннолетнему и служившего для совершения деяния либо полученного в результате его совершения; запрещение появляться в одном или нескольких местах, где было совершено деяние, обозначенных судом, за исключением мест, где несовершеннолетний постоянно проживает; запрещение сроком до одного года встречаться с потерпевшими от деяния, названными судом, или принимать их у себя, либо вступать с ними в какие-либо отношения; меры помощи или возмещения в отношении потерпевшего или в интересах какого-либо коллектива, если при этом потерпевшая сторона дает свое согласие на применение этой меры; обязанность пройти «испытание гражданства»; официальное предупреждение; помещение в школу-интернат продолжительностью в один учебный год с разрешением посещать семью на выходные и каникулы; запрещение передвижения по автодорогам между 23:00 и 06:00 час. без сопровождения в течение трех месяцев с возможностью продления один раз10.

9 См. подробнее: Оловенцова С.Ю. Уголовная ответственность несовершеннолетних в странах континентальной системы права // Закон и право. 2015. № 8.

10 Ordonnance.

Некоторые виды воспитательных санкций схожи с видами наказаний, установленных УК Франции. Например, воспитательную санкцию в виде конфискации предмета, принадлежащего несовершеннолетнему и служившего для совершения деяния либо полученного в результате его совершения, мы можем найти и в системе наказаний. Согласно УК Франции такой вид исправительного наказания может быть назначен в качестве дополнительного11 (ст. 131—6). Однако по уголовному праву Франции конфискация может быть назначена не только в качестве дополнительного наказания, но и как основной вид наказания. Статья 131—14 устанавливает, что за любое нарушение 5-го класса могут быть назначено наказание в виде «конфискации вещи, которая служила или была предназначена для совершения преступного деяния, или вещи, которая получена в результате совершения преступного деяния» 12. Таким образом, конфискация предмета может быть назначена в качестве воспитательной санкции, основного либо дополнительного вида наказания и во всех случаях направлена на изъятие определенной вещи у лица, совершившего уголовно наказуемое деяние.

Запрещение появляться в одном или нескольких местах, обозначенных судом, где было совершено деяние, также имеет аналогичный вид наказания — запрещение местопребывания. Данный вид наказания влечет за собой запрещение появляться в некоторых местах, определенных судом (ст. 131—31)13. В случае с наказанием места, которые нельзя посещать, определяются судом, а применительно к воспитательной санкции это уже определено в Ордонансе («в месте, где было совершено деяние, кроме проживания»). Существенное различие между этими санкциями заключается в сроке назначения: если это воспитательная санкция в отношении несовершеннолетнего, то продолжительность санкции составляет не более одного года. В случае с наказанием запрещение местопребывания не может превышать десяти лет за преступление и пяти лет за проступок.

Воспитательная санкция в виде обязанности пройти «испытание гражданства» может назначаться несовершеннолетним от 10 до 18-летнего возраста14. Закрепление в Ордонансе данной санкции обосновывается тем, что противоправное поведение подростков иногда происходит из-за незнания установленных законом правил. Целью применения этой санкции является дальнейшая социальная интеграция подростка и разъяснение ему обязанностей гражданина, следующих из закона. Продолжительность санкции устанавливается судом,

11 Code penal.

12 Ibid.

13 Ibid.

14 Pradel J. Droit penal general. Paris, 2000.

но не может превышать одного месяца, а суточная продолжительность обучения составляет не более шести часов. Подростки занимаются коллективно в группах по 6-8 несовершеннолетних, все занятия адаптированы к возрасту и личности обучаемых15. Но не следует путать эту воспитательную санкцию с идентичным по названию наказанием «испытание гражданства», предусмотренным УК Франции.

Согласно Кодексу если проступок подлежит наказанию в виде тюремного заключения, то суд имеет право вместо него предписать осужденному пройти «испытание гражданства» («стажировку» на гражданство)16. Продолжительность и содержание такой стажировки для каждого конкретного лица устанавливаются декретом Государственного совета Франции. Целью данного наказания является «напоминание осужденному о республиканских ценностях терпимости и уважения человеческого достоинства, на которых основано общество» (ст. 131-5-1). Это наказание не может быть назначено без согласия подсудимого или при его отсутствии в судебном заседании. Расходы на эту «стажировку» не могут превышать расходов штрафов за нарушения 3-го класса, при этом суд определяет, насколько она должна быть исполнена за счет средств осужденного. Таким образом, в отличие от «испытания гражданства» в качестве воспитательной санкции, наказание назначается вместо предусмотренного в уголовном законе тюремного заключения; необходимо согласие лица на применение этой санкции; расходы частично оплачиваются из средств самого осужденного.

Трибунал по делам несовершеннолетних своим мотивированным решением может назначить одновременно две или более воспитательные санкции. При назначении указанных выше санкций суду необходимо исследовать личность подростка, выяснить его социальное и семейное положение. Для этого у трибунала по делам несовершеннолетних есть право назначения медицинской и медико-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего, проведения различных опросов.

В случае несоблюдения несовершеннолетним назначенных ему воспитательных санкций трибунал по делам несовершеннолетних может вынести решение о применении к несовершеннолетнему специальных воспитательных мер, указанных в ст. 15 Ордонанса. В таком случае к подросткам могут быть применены следующие меры: передача несовершеннолетнего под надзор родителям, опекуну, лицу, под надзором которого он находился, или лицу, достойному доверия; помещение в государственное или частное учреждение по воспитанию

15 См. подробнее: Мелешко Н. П. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. СПб., 2006. С. 100-114.

16 Крылова Н. Е. Уголовное право Франции. М., 2017. С. 96-102.

или профессиональному обучению; определение в медицинское или медико-педагогическое учреждение17. За исполнением возложенных на подростка мер следит Служба помощи детству или другой уполномоченный судом орган.

Приведенный перечень воспитательных санкций, применяемых к несовершеннолетним, устанавливает определенные ограничения в жизни несовершеннолетнего (невозможность посещать определенные места или общаться со своими друзьями, если они одновременно являются соучастниками уголовно-наказуемого деяния) и накладывает на него предусмотренные законодательством обязанности (пройти «испытание гражданства»), что, несомненно, стимулирует подростка к правомерному поведению в будущем.

Таким образом, во Франции помимо института уголовной ответственности несовершеннолетних успешно функционирует система мер безопасности, включающая в себя: меры безопасности в узком смысле слова («меры защиты, помощи, надзора и воспитания»), воспитательные санкции и воспитательные меры. Особенностью применения этих мер, назначение которых зависит от возрастной группы несовершеннолетних, является наличие у подростка опасного состояния личности, связанного с совершением запрещенного уголовным правом деяния. При назначении мер безопасности несовершеннолетий освобождается от уголовной ответственности. Данные меры превалируют над наказанием, поскольку их главная цель — перевоспитание несовершеннолетнего для предупреждения противоправного поведения в будущем. Несмотря на большое количество мер безопасности, предусмотренных в уголовном законодательстве Франции для несовершеннолетних, некоторые из этих мер четко не разграничены с аналогичными по названию наказаниями, а отсутствие законодательного определения «мер безопасности» влечет за собой трудности фиксации перечня данных мер.

список литературы

1. Крылова Н. Е. Уголовное право Франции. М., 2017.

2. Мелешко Н. П. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. СПб., 2006.

3. Оловенцова С. Ю. Уголовная ответственность несовершеннолетних в странах континентальной системы права // Закон и право. 2015. № 8.

4. Bouloc B. Droit penal general. Paris, 2017.

5. Levasseur G., Chavanne A., Montreuil J. Droit penal et procedure penale. Paris, 1994.

6. Pradel J. Droit penal general. Paris, 2000.

17 Ordonnance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.