Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-124-128 NIION: 2003-0059-6/21-089 MOSURED: 77/27-003-2021-06-288
Уголовно-правовая политика в области борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией, в условиях цифровой трансформации
Пётр Иванович Иванов1, Равиль Шайхлисланович Шегабудинов2
1 Академия управления МВД России, Москва, Россия, [email protected]
2 Управление внутренних дел по ЮВАО Главного управления МВД России по Москве, Москва, Россия
Аннотация. Рассматривается влияние современных цифровых технологий на дальнейшее развитие уголовной политики в области борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией.
Ключевые слова: цифровая трансформация, влияние цифровой трансформации, уголовная политика, организованная экономическая преступность, коррупция, органы внутренних дел, подразделения внутренних дел по экономической безопасности и противодействию коррупции (ЭБиПК)
Для цитирования: Иванов П. И., Шегабудинов Р. Ш. Уголовно-правовая политика в области борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией, в условиях цифровой трансформации // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 124-128. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-124-128.
Original article
Criminal law policy in the field of combating organized economic crime associated with corruption in the context of digital transformation
Petr I. Ivanov1, Ravil Sh. Shegabudinov2
1 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
2 Department of internal affairs for the Southern Administrative District of the Main Directorate of the Ministry of
Internal Affairs of Russia in Moscow, Moscow, Russia
Abstract. The influence of modern digital technologies on the further development of criminal policy in the field of combating organized economic crime associated with corruption is considered.
Keywords: digital transformation, impact of digital transformation, criminal policy, organized economic crime, corruption, internal affairs bodies, internal affairs bodies on economic security and anti-corruption units (EBIPK)
For citation: Ivanov P. I., Shegabudinov R. S. Criminal law policy in the field of combating organized economic crime associated with corruption in the conditions of digital transformation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):124-128. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-124-128.
Модернизация уголовно-правовой политики в области борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией, на основе цифровой трансформации, преследующая цель приведения ее современным реалиям, на наш взгляд, может достичь названную цель при одном условии, когда она
© Иванов П. И., Шегабудинов Р. Ш., 2021
будет осуществлена на системной основе, ибо только системный подход [1] к претворению ее в жизнь позволяет иметь всестороннее представление о ней. В этом плане мы разделяем мнение И. А. Климова и Н. И. Сазоновой, утверждающих:
1) при исследовании и конкретизации любого объ-
екта его необходимо рассматривать как определенную социальную систему, в то же время - как подсистему более высокого порядка;
2) всякая система состоит из определенных взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих в совокупности ее структуру; наконец,
3) элементы системы определенным образом упорядочены, взаимодействуют между собой и вступают в определенные связи, отношения [6, с. 63].
Применение системного подхода к изучению уголовно-правовой политики в рассматриваемой области позволяет:
• глубже проникнуть в ее сущность. Однако это не означает даче ею готовых решений тех вопросов, которые связаны с противодействием организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Глубина познания и масштабность охвата предмета исследования свидетельствуют как о современном методе познания;
• вести речь о целостном единстве уголовно-правовой политики в рассматриваемой области, то есть противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Такое понимание обеспечивает познание степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное образование. При этом очень важно уяснить для себя, что только системный подход позволяет выявить качественные устойчивые стороны интегрального образования, а не механическую совокупность составляющих его компонентов. Учитывая преимущества (достоинства) анализируемого подхода, мы его относим к числу методов — отправной точки научного познания уголовной политики в рассматриваемой нами области;
• утверждать о наличии двух взаимосвязанных систем: с одной стороны, это организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией, с ее причинным комплексом, с другой — противодействие ей. Обе системы, находясь в более общей системе — экономических отношений, взаимодействуют между собой в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей. Изучая причинно-следственные связи, мы невольно выходим на уровень познания уголовно-правовой политики, ее современного механизма воздействия. Результаты ее познания обеспечивают выявление характера взаимосвязи уголовной
политики как системы с противодействием организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, (внешней средой), правильную оценку реальных возможностей ОВД и их подразделений ЭБиПК в противоборстве с названным видом преступности [5], оптимальный поиск путей и средств ее преодоления, который предполагает учет глобальных перемени в обществе. Преступная среда на этом фоне также претерпела существенным изменениям. Современная компьютерная технология и глобальная информационная сеть предоставили возможность удаленного доступа и общения в отсутствие непосредственного контакта, усложнило работу правоохранительных органов по своевременному выявлению, раскрытию и расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности. Например, общение между членами организованной преступной группы, как правило, происходит путем создания аккаунтов в социальных сетях и Интернет-мессенджерах, безопасных каналов связи. К сожалению, возникают объективные сложности установления пользователей соответствующего оборудования, особенно с учетом повсеместного открытого доступа к средствам сокрытия идентификационной информации пользователей сети «Интернет» и преобладания серверов и ресурсов, находящихся за пределами действия законодательства Российской Федерации. Как нам представляется, при выявлении преступлений экономической и коррупционной направленности, совершаемых с использованием телекоммуникационных сетей, важно воспользоваться результатами мониторинга и диагностики, осуществляемых на предмет выявления как скрытых, зашифрованных, так и открыто размещенных данных, содержащих отдельные признаки указанных видов преступлений.
Уголовно-правовая политика нацеливает правоохранительные органы на повышение эффективности их деятельности путем освоения ими возможностей циф-ровизации и грамотного ее применения для нужд выявления, предупреждения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности. Целесообразно было бы для этого создать некую модель.
Говоря об этом, нельзя не отметить некоторые особенности, характерные современной уголовно-правовой политике. К их числу относим:
• тесную ее связь с законодательной и право-
применительной практикой;
• формирование уголовно-правовых норм на основе существующей политики;
• обеспечение приведения системы мер в борьбе с рассматриваемым видом преступности в максимальное соответствие с реальными потребностями общества и государства;
• четкое определение субъектов реализации уголовной политики и их компетенции;
• требование строгого соблюдения законности в судебно-следственной практике в условиях цифровой трансформации. Цифровизацию многие специалисты (мы разделяем их мнение) склонны определить как совокупность информационных и аналитических систем, сетей связи, средств программного обеспечения, высокотехнологичных устройств, направленных на повышение качества, обеспечение прозрачности и сокращение, в частности, сроков осуществления предварительного расследования и судебного разбирательства. Однако мы в настоящей статье перед собой не ставили цель подробно их рассмотреть, поскольку эти компоненты неплохо освещены в смежных отраслях знаний;
• ограничение неоправданного давления на бизнес со стороны правоохранительных органов, соблюдение ими правил и предписаний, вытекающих из норм уголовного права [2];
• принятие в правоприменительной деятельности комплекса мер в строгом соответствии с установленной компетенцией, определенной ведомственным сегментом обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции [8].
К сожалению, качество правовой среды, включая уголовно-правовой, вызывает у правоведов некоторые вопросы, неоднозначные ответы на которых свидетельствуют об отсутствии единодушия среди них. Мы полагаем, что сложившаяся на сегодня социально-экономическая ситуация, безусловно, оказывает самое непосредственное на это влияние.
Материальной основой, в частности, уголовно-правовой среды выступает современное уголовное право. Например, профессор И.А. Клепицкий предлагает «новое экономическое уголовное право»1. Думается, название несколько «режет» на слух, если
1 9 апреля сего года на базе Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) состоялся VIII Московский юридический форум «Социально-экономическое развитие и качество правовой среды». В рамках теоретической сессии прошла презентация монографии профессора И. А. Клепицкого «Новое экономическое уголовное право».
сравнить с традиционным пониманием уголовного права. Как известно, любая отрасль права защищает экономическую основу государства, и их развитие обусловлена, прежде всего, экономическими переменами. Надо ли в таком случае вставить в само, название, слово «экономическое», что при этом оно несет в себе. Если предлагаем что-то новое, значит, старое почему-то не устраивает. Невольно возникает вопрос: есть ли вообще «старое экономическое уголовное право»?
При первом приближении к затронутому вопросу у нас возникли некоторые обозначенные нами вопросы, ответы на которых (мы нисколько не сомневаемся) автором, скорее всего, представлены исчерпывающе.
Как нам представляется, не менее важной проблемой на сегодня является создание необходимых условий в правоохранительных органах для использования в борьбе с преступностью цифровых технологий [4]. На службу названных органов поставить бы современные технологии противовес той ситуации, когда она активно внедряется организованными преступными группами в механизм совершаемых ими преступлений. Мы считаем недопустимым, когда правоохранительные органы в этом плане пока что плетутся как говорят «в хвосте», вместо того чтобы опережали действия криминальных структур. Эти и другие вопросы активно обсуждались 27 января 2021 г. в Университете прокуратуры РФ в рамках 1 всероссийской научно-практической конференции «Цифровые технологии в борьбе с преступностью: проблемы, состояние, тенденции (Долговские чтения)». На сегодня все отрасли права лицом повернулись в сторону названной проблемы, которая, на наш взгляд, является под номером один.
На международных форумах все чаще из уст научной общественности то и дело раздаются возгласы, например, «цифровые вызовы и экономические преступления»2. Это, на наш взгляд, не случайно, ибо происходит цифровизация криминальной среды, уже четко обозначились ее тенденции (например, мошенничество, совершаемое с использованием цифровых технологий, легализация преступных доходов с использованием новых цифровых финансовых инструментов или криптовалюта стала как предметом и средством совершения экономических преступлений). Изучение и анализ правоприменительной практики позволяет констатировать тот факт, что экономическим и коррупционным преступлениям, совершаемым
2 16 апреля 2021 г. под эгидой АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» (МГИМО МИД России) состоялась VII международная конференция - практикум «Экономические преступления: цифровые вызовы».
с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, присуще высокий уровень латентности [3].
С цифровой реальностью тесно связан искусственный интеллект (большие данные), который постепенно должен быть поставлен на службу полиции. Об этом и шла речь в международной научно-практической конференции «Искусственный интеллект (Большие данные) на службе полиции», которая состоялась 28 ноября 2019 г. в стенах Академии управления МВД России. Его внедрение таит в себе большие перспективы в плане повышения эффективности ее деятельности [7, с. 476]. Уже сегодня делается многое.
Резюмируя вышеизложенное, мы приходим к следующим выводам.
Во-первых, уголовная политика, как и сама внутренняя политика, подвержена постоянным изменениям, обусловленным многими факторами, в том числе цифровой трансформацией. Модернизация уголовно-правовой политики в области борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией, происходит по своим закономерностям, познание которых посредством проведения глубоких исследований — задача, стоящая перед специалистами теории уголовного права на предстоящий период.
Во-вторых, цифровую трансформацию в плане модернизации уголовно-правовой политики мы рассматриваем как одним из основных условий осовременивания политики в указанной области.
В-третьих, внедрение в территориальных органах МВД России и их подразделениях ЭБиПК цифровых технологий в интересах повышения эффективности противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, предполагает разработку и принятие для этого системы мер в соответствии с политикой, действующей на данном этапе социально-экономического развития общества.
Список источников
1. Афанасьев, В. Т. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. № 6.
2. Иванов, П. И. Об обеспечении защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств // Безопасность бизнеса. 2021, № 2. С. 21-26.
3. Иванов, П. И., Беляева, Л. И. Теория оперативно-розыскной деятельности о латентности экономических и коррупционных преступлений // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел. М. : ВНИИ МВД России. 2014. № 4 (32). С. 3-16.
4. Иванов, П. И., Шитов, А. С. Актуальные проблемы цифровизации оперативно-розыскной деятельности // Межведомственная конференция «Технологии информационного общества и развитие теории оперативно-розыскной деятельности» : сборник научных трудов. М. : ВНИИ МВД России, 2020. С. 27-33.
5. Иванов, П. И., Шитов, А. С. Уголовная политика в области борьбы с экономической преступностью и особенности ее реализации подразделениями ЭБиПК органов внутренних дел Российской Федерации // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Уголовная политика и культура противодействия преступности» (11 сентября 2020). Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2020. С. 15-24.
6. Климов, И. А., Сазонова, Н. И. Основные системообразующие понятия теории оперативно-розыскной деятельности и их роль в ее формировании и конкретизации // Научный портал МВД России. 2008, № 1.
7. Максимов, С. В., Васин, Ю. Г., Утаров, К. А. Цифровая криминология как инструмент борьбы с организованной преступностью // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 4.
8. Модельная концепция реализации в системе МВД РФ государственной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. М. : ВНИИ МВД России, 2019.
References
1. Afanasyev, V. T. On a systematic approach in social cognition // Questions of philosophy. 1973. No. 6.
2. Ivanov, P. I. On ensuring the protection of the rights and legitimate interests of persons engaged in entrepreneurial activity from criminal encroachments // Business security. 2021, No. 2. P. 21-26.
3. Ivanov, P. I., Belyaeva, L. I. Theory of operational investigative activity on the latency of economic and corruption crimes // Actual problems of operational investigative and administrative activities of internal affairs bodies. Moscow : VNII MIA of Russia. 2014. No. 4 (32). P. 3-16.
4. Ivanov, P. I., Shitov, A. S. Actual problems of digitalization of operational investigative activity // Interdepartmental Conference "Information Society Technologies and development of the theory of operational investigative activity" : collection of scientific papers. Moscow : Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. P. 27-33.
5. Ivanov, P. I., Shitov, A. S. Criminal policy in the field of combating economic crime and the specifics of its implementation by the EBiPK units of the internal affairs
bodies of the Russian Federation // Collection of materials of the International scientific and Practical Conference "Criminal policy and culture of combating crime" (September 11, 2020). Krasnodar : Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. P. 15-24.
6. Klimov, I. A., Sazonova, N. I. The main system-forming concepts of the theory of operational investigative activity and their role in its formation and concretization // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of
Russia. 2008, № 1.
7. Maksimov, S. V., Vasin, Yu. G., Utarov, K. A. Digital criminology as a tool for combating organized crime // All-Russian Journal of Criminology. 2018. Vol. 12, No. 4.
8. Model concept of implementation in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the state policy on ensuring economic security and combating corruption. Moscow : Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019.
Информация об авторах
П. И. Иванов - главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный профессор Академии управления МВД России;
Р. Ш. Шегабудинов - заместитель начальника УВД по ЮВАО ГУ МВД России по Москве, кандидат юридических наук.
Information about the authors
P. I. Ivanov - Chief Researcher of the Department for Research of Problems of Branch Management of the Research Center of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored Professor of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
R. Sh. Shegabudinov - Deputy Head of the Department of Internal Affairs for the Southern Administrative District of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow, Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.05.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.
The article was submitted 28.05.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.