УДК343.72 АЛЕКСЕИ ЕВГЕНЬЕВИЧ ИЛЬИН,
кандидат психологических наук, начальник научно-исследовательского центра ФГКУ «ВНИИ МВД России»;
ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ ВАСИЛЬЕВ,
доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»;
ОЛЬГА АНДРЕЕВНА НАДЕЙКИНА,
старший научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
К ВОПРОСУ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
Отмечена роль дорожного хозяйства в экономике страны, рассмотрены существующие в сфере дорожного хозяйства проблемы, способствующие развитию экономической преступности, раскрывается значимость дорожного хозяйства в экономике Российской Федерации. Анализируются наиболее распространенные преступления экономической и коррупционной направленности, оценивается состояние организованной преступности в сфере дорожного хозяйства. На основании примеров рассмотрены ряд преступлений, совершенных в сфере дорожного хозяйства, а также проблемы их выявления, с которыми чаще всего сталкиваются органы внутренних дел, а также вопросы влияния этнических групп на совершение преступлений в сфере дорожного хозяйства. Проведен анализ эмпирических материалов и практической статистики, отражены результаты опросов респондентов. Поставлены проблемы взаимодействия различных служб МВД России и других ведомств при выявлении преступлений в сфере дорожного хозяйства. Проанализировано федеральное законодательство, указы, распоряжения и другие законодательные акты. Подчеркнута значимость вложения больших денежных средств в развитие дорожной инфраструктуры и дорожной системы Российской Федерации. Рассмотрены этапы документального оформления работы, связанные с дорожным строительством. Дана оценка эффективности работы территориальных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.
Ключевые слова: дорожное хозяйство, государственный заказ, смета, экономическая преступность, коррупция, оперативно-розыскные мероприятия, органы внутренних дел.
A. E. Ilyin, Candidate of Psychological Sciences, Head Research Center, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 214-23-94;
E. A. Vasiliev, Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor, Chief Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 214-23-67;
O. A. Nadeikina, Senior Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: iberika2007@ mail.ru, tel.: 8 (495) 214-23-63.
To the issue of combating corruption crimes in the field of road facilities
The article notes the importance of the road sector on the country's economy, examines the problems existing in the road sector that contribute to the development of economic crime, reveals the importance of the road sector in the economy of the Russian Federation. The most common economic and corruption crimes are analyzed, the states of organized crime in the road sector is assessed. On the basis of examples, a number of crimes committed in the field of road facilities, as well as the problem of their detection, with which the internal affairs bodies most often face, are considered. The issues of the influence of ethnic groups on committing crimes in the field of road facilities were considered. Analysis of empirical materials and practical statistics was conducted, and the results of surveys of respondents are reflected. The issues and problems of the interaction of various services of the Ministry of Internal Affairs of Russia and other agencies in the identification of crimes in the field of road facilities were considered. Analyzed federal legislation, decrees, orders and other legislation. Noted the importance of investing large amounts of money in the development of road infrastructure and the road system of the Russian Federation. Considered the stages of documentary work related to road construction. The assessment of the effectiveness of the territorial units of economic security and anti-corruption was given.
Key words: road economy, state order, estimates, economic crime, corruption, operational-investigative measures, internal Affairs bodies.
Сфера дорожного хозяйства (дорожное хозяйство включает в себя сеть автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации, а также юридических и физических лиц, осуществляющих обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог) [3] решает важнейшие социально-экономические задачи государства: создает условия для комфортной жизни населения; является ключевым фактором интеграции субъектов предпринимательской деятельности и качественного усложнения структуры экономики; обеспечивает увеличение скорости движения товаров и ускорение оборотоспособности капитала, а также снижение издержек в производственном секторе; предоставляет участникам экономических отношений доступ к источникам природных ресурсов и т. д.
Решение перечисленных задач требует серьезного финансирования развития дорожного хозяйства, которое осуществляет дорожный фонд (дорожный фонд - государственный внебюджетный фонд, созданный для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования. Он включает в себя: Федеральный дорожный фонд (ФДФ), дорожные фонды субъектов Российской Федерации (ДФС РФ) и муниципальные дорожные фонды (МДФ)). К примеру, на развитие федеральных автомобильных дорог и трансферты регионам в 2018 г. только Росавтодор направил рекордные 533 млрд рублей, в том числе на ремонт и содержание федеральных трасс выделено 287 млрд рублей, что на 15 % больше, чем в 2017 г. Также на развитие региональных дорожных программ в качестве целевых субсидий и трансфертов выделено 66 млрд рублей. Эти средства федерального бюджета распределены между регионами, в том числе половина данных траншей поделена между субъектами по программе «Безопасные и качественные дороги», реализация которой начата в 2017 г. и рассчитана до 2025 г. Она предусматривает повышение числа дорог, соответствующих нормам, и снижение количества ДТП (в 2017 г. сумма финансирования проекта составила 65 млрд рублей, из которых 31 млрд рублей выделен из федерального бюджета и 34 млрд рублей - из бюджетов агломераций).
По данным российских властей, выделяемое на нужды дорожного хозяйства финансирование будет ежегодно расти и до 2020 г. в федеральном и региональных дорожных фондах будет аккумулировано более 8 трлн рублей, ФДФ составит примерно 4,5 трлн рублей, из них 2,7 трлн - на строительство и реконструкцию дорог, а 1,8 трлн рублей - на ремонт и содержание дорог. Объем средств региональных дорожных фондов оценивается примерно в 3,9 трлн рублей.
Крупное финансирование дорожного хозяйства не могло остаться без внимания криминала. В отрасли давно и основательно закрепились организованные преступные структуры, которые, взаимодействуя с коррумпированными должностными лицами, активно участвуют в разворовывании бюджетных ассигнований, выделяемых на выполнение государственного заказа (в 2017 г. из 7 157 преступлений коррупционной направленности, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ), в сфере освоения бюджетных средств выявлено 1 161 преступление), в том числе на строительство и ремонт автомобильных дорог. Некоторые эксперты, работающие в отрасли, считают, что отечественный бюджет ежегодно только за счет завышения закупочных цен при дорожном строительстве теряет примерно 300 млрд рублей (сказанное подтверждено результатами опросов 49 сотрудников подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России, специализирующихся на выявлении и раскрытии преступлений в дорожном хозяйстве, а также анализом опубликованных на эту тему публикаций в СМИ) [1], а специалисты российского Союза инженеров-сметчиков утверждают, что в 85 % случаев стоимость дорожного строительства завышена (свое утверждение эксперты аргументируют тем, что в нашей стране действуют устаревшие сметные нормативы 1984 г., которые соответствуют технологии строительства 1950-1960-х годов и не учитывают современные дорожные машины и технологии, позволяющие повысить производительность на 30-40 %).
Соглашаясь с мнением специалистов, укажем на одну из главнейших проблем в вопросе завышения стоимости работ. Дело в том, что в настоящее время в России нет единого органа по вопросам ценообразования в строительстве, который мог бы устанавливать, например, как в европейских странах, предельно допустимые ценовые максимумы. Сейчас сметным нормированием и ценообразованием занимается Мин-
регионразвития, проектную смету и техническую документацию проверяет Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы», а Росавтодор, который управляет федеральными автомобильными дорогами, входит в систему еще одного министерства
- Минтранса [2].
Как показывает обобщение отечественной правоохранительной практики (авторы статьи в период с 2017-2018 гг. по специально разработанной анкете обобщили материалы оперативного производства и уголовных дел, опросили и провели интервьюирование 72 сотрудников подразделений ЭБиПК ОВД России, специализирующихся на борьбе с экономической преступностью в сферах дорожного хозяйства), всякое незаконное увеличение сметной стоимости, а также иные послабления при осуществлении государственного контроля освоения бюджетных средств поощряются интересантами подношениями должностным лицам, т. е. дачей взятки -по данным респондентов, наиболее распространенным, но одновременно крайне латентным преступлением в сфере дорожного хозяйства, которая, по мнению опрошенных нами сотрудников ОВД, достигает 100 % (так считает 75 % респондентов) (в 2017 г. правоохранительными органами России выявлено 7 157 преступлений коррупционной направленности, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ) (в том числе 1 161 преступление - в сфере освоения бюджетных средств), связанных с получением взятки - 441. Из 1 309 коррупционных преступлений, совершенных в негосударственном секторе (гл. 23 УК РФ), в сфере дорожного строительства выявлены 17 преступлений). Сказанное наглядно демонстрируют и оперативные материалы подразделений ЭБиПК ОВД России, изучение которых позволяет резюмировать, что только около 10 % поступивших в подразделения конфиденциальных материалов находят реализацию путем возбуждения уголовных дел, а привлекаются к уголовной ответственности и того меньше
- не более 1-1,5 % фигурантов оперативной разработки. В то же время продолжительность криминальной деятельности разоблаченных преступных формирований, судя по материалам уголовных дел, составляла от 1,5 до 3 лет. В качестве примера можно привести уголовное дело в отношении должностных лиц управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области, которые за обеспечение
полного бюджетного финансирования ОАО «Во-ронежавтодор» в рамках заключенных государственных контрактов на выполнение работ по содержанию дорог неоднократно получали от коммерческих фирм денежные средства и иные выгоды имущественного характера [5]. Или другой пример из практики ГУ МВД России по Челябинской области, где пресечена деятельность организованной преступной группы из числа должностных лиц области, которая за взятки в особо крупном размере обеспечивала победы в аукционах при размещении госзаказов на строительство, реконструкцию и ремонт дорог и объектов дорожного сервиса, а также беспрепятственное подписание актов выполненных работ по завышенной стоимости (о размере взяточничества свидетельствует, например, тот факт, что директор государственного бюджетного учреждения «Челябинскавтодор» только от одного из учредителей коммерческой фирмы, участвовавшей в освоении бюджетных средств, в качестве взяток получил автомобили марки «Лексус их 570» и «Мерседес Бенц Э500 4Майс» общей стоимостью более 10 млн рублей) [4] и др.
Анализ эмпирических материалов показал, что чаще других преступления коррупционной направленности совершают должностные лица, осуществляющие функции государственного, муниципального заказчика, иного заказчика в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также должностные лица, выполняющие управленческие функции, связанные с размещением заказа в коммерческой организации, характеризуемой наличием признака публичности, действующие от имени и в интересах такого юридического лица. Причем способы совершения преступлений, связанные с проведением конкурса на размещение заказов на выполнение, например, дорожных работ, даже в диаметрально разных регионах повторяются. Как правило, должностные лица - организаторы конкурса на выполнение дорожных работ вступают в сговор с предполагаемыми подрядчиками и чаще всего принимают заявки от потенциальных подрядчиков с желаемыми по цене условиями контракта; сообщают конфиденциальную информацию (чаще всего о цене, предложенной другими участниками) «своему» участнику; создают искусственные условия, при которых возможно размещение заказа у единственного поставщика (например, определенный уставный капитал, финансовые гарантии, сроки исполнения заказа и др.).
Безусловно, в ходе изучения практики мы
обнаруживали иные способы совершения преступлений: использование фирм-однодневок; «укрупнение суммы закупки» (укрупнение суммы закупки проводится для того, чтобы «мелкие» предприятия - потенциальные конкуренты за счет низкого ценообразования не могли оплатить 5 % от суммы заказа в качестве залога), скрытое размещение или размещение информации о конкурсе с различными неточностями и пр., которые, по мнению респондентов из числа сотрудников подразделений ЭБиПК, в настоящее время используются крайне редко, а их выявление и документирование не представляет трудностей. Одновременно респонденты отметили, что в дорожном хозяйстве никогда не снижалось криминальное давление на участников конкурса со стороны организованных преступных структур, сформированных по этническому принципу (так указали 57 % респондентов) (в 2017 г. на учет поставлены 72 преступления, уголовные дела по которым возбуждены по признакам преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ, в том числе два уголовных дела - в сфере дорожного хозяйства). Именно предприятия, находящиеся под их контролем, в основном выигрывают конкурсы на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог, а их руководители являются наиболее искушенными в вопросах подкупа должностных лиц организаций - заказчиков выполнения государственного заказа.
Отметив постоянное наличие организованной этнической преступности в сфере дорожного хозяйства, вернемся к основной теме - коррупции, которая чаще других проявляется при проведении конкурсов на этапе размещения заказа на закупку, когда должностные лица организаций-заказчиков лоббируют интересы «своего» предприятия. Как правило, такие предприятия, заранее обладая информацией о ценообразовании у потенциальных конкурентов, предлагают наименьшую цену контракта и становится победителем. Однако на этапе реализации проекта выполняют заказ крайне некачественно, чаще всего с использованием непригодных для эксплуатации материалов, и т. д. Тем не менее, заинтересованный деньгами (взяткой) чиновник, как в примере с Челябинской областью, подписывает акт приемки.
Следует указать еще и на то, что такие предприятия выделяются среди добросовестных исполнителей государственных контрактов, в частности тем, что у них, как правило, присутствует необоснованно большое количество контрагентов и субподрядчиков, а также отсутствуют необ-
ходимые в таких случаях лицензии на выполнение работ.
Изучением практики выявления рассматриваемых преступлений установлено, что преступления коррупционной направленности в сфере дорожного строительства в последние годы (анализировалась практика борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности в сфере дорожного хозяйства за период 2014-2018 гг.) сотрудниками подразделений ЭБиПК ОВД России были выявлены не агентурным методом, который, безусловно, признается сердцевиной оперативно-розыскной деятельности, а личным сыском. Для этого постоянно осуществлялся мониторинг размещенных на сайтах администрации региона протоколов аукционов на право заключения муниципальных контрактов на ремонт дорожного покрытия, а также был организован сбор сведений о подрядных организациях и должностных лицах, заинтересованных в заключении муниципальных контрактов на ремонт автомобильных дорог.
На следующем этапе изучались вопросы о фактически выполненных работах по ремонту дорог и получении, как правило, путем направления официальных запросов первичных бухгалтерских документов хозяйствующих субъектов, осуществляющих указанную деятельность. После этого проводились встречные проверки документов с подрядными и субподрядными организациями, которые осуществляли ремонт дорог в интересуемый период. В последующем с учетом полученных сведений и документов проведен осмотр участка дороги с привлечением специалистов-экспертов для дачи заключения по соблюдению технологии ремонта и качества выполненных работ, а также осуществлялся сравнительный анализ аналогичных работ в других близлежащих регионах или в иной период. По всем фактам расхождения или проведения сомнительных операций были опрошены должностные лица государственных и муниципальных учреждений, а также руководители коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели и физические лица, выполнявшие работы по ремонту дорог, на предмет выявления возможных фактов хищения денежных средств, выделяемых на реконструкцию транспортной инфраструктуры и дорожное строительство.
Кроме того, нами отмечено, что в «успешно» работающих подразделениях ЭБиПК ОВД России было налажено конструктивное взаимодействие с органами финансового контроля (подразде-
лениями ФНС, Федерального казначейства, КРУ Минфина), ФАС России и его территориальными подразделениями, органами прокуратуры и следственными подразделениями.
Как свидетельствуют сотрудники ОВД, специализирующиеся на выявлении и раскрытии коррупционных преступлений в дорожном хозяйстве, участие ФАС России в указанной деятельности является важным и определяется необходимостью своевременного предотвращения фактов воспрепятствования добросовестной конкуренции, а также недопущения к участию в конкурсах на размещение заказа на выполнение дорожных работ организаций, не обеспеченных специализированной техникой и транспортными средствами.
Эффективным является сотрудничество оперативных подразделений ОВД со средствами массовой информации, и надо прямо указать, что сегодня журналисты пользуются у населения большим доверием, чем сотрудники правоохранительных органов. Именно на СМИ, как показывают материалы современных социологических исследований, граждане возлагают надежды на достижение справедливости.
В завершение работы в качестве обобщающей мысли следует указать на то, что в условиях неэффективного развития отечественной экономики, которой требуется диверсификация ее структуры, доступ к зарубежным рынкам и технологиям, ограниченный в настоящее время санкциями некоторых западных стран, положительным импульсом может послужить использование собственных природных ресурсов, расположенных в труднодоступных регионах страны, включая тихоокеанский и арктический шельфы. Для этого необходимо быстрое и качественное развитие дорожной инфраструктуры. Следовательно, борьба с преступлениями экономической и коррупционной направленности в этом важном для страны направлении национальной экономики - в сфере дорожного хозяйства - должна быть в числе приоритетных задач для подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России.
Список использованной литературы
1. Каплан, Л. Сколько стоит построить дорогу в России и за рубежом [Электронный ресурс] / Л. Каплан, С. Донин // Строительство.ру : отраслевой интернет-журнал (дата обращения : 04.06.2018).
2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст] : [Указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. № 314] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 11, ст. 945.
3. Об издании и применении ОДМЭ218.1.001-2005 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства» [Электронный ресурс] : [распоряжение Росавто-дора от 8 июля 2005 г. № ОБ-158-р] // СПС Кон-сультантПлюс.
4. Уголовное дело № 4901292, возбужденное СК России по Челябинской области по ч. 5 ст. 291 УК РФ [Текст].
5. Уголовное дело № 837533, возбужденное СК России по Воронежской области по ч. 5 ст. 290 УК РФ [Текст].
References
1. Kaplan L., Donin S. Stroitel'stvo.ru: otraslevoj internet-zhurnal (Construction.ru: industry magazine) (June 4, 2018).
2. Code of laws of the Russian Federation, 2004, No. 11, article 945.
3. Rosavtodor order, July 8, 2005 No. OB-158-p, SPS Konsul'tantPlyus.
4. Ugolovnoe delo № 4901292, vozbuzhdennoe SK Rossii po Chelyabinskoj oblasti po ch. 5 st. 291 UK RF (Criminal case No. 4901292, instituted by the IC of Russia in the Chelyabinsk region under Part 5 of Art. 291 of the Criminal Code).
5. Ugolovnoe delo № 837533, vozbuzhdennoe SK Rossii po Voronezhskoj oblasti po ch. 5 st. 290 UK RF (Criminal case No. 837533, instituted by the IC of Russia in the Voronezh region under Part 5 of Art. 290 of the Criminal Code).