УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10399
ББК 67 © РШ Шегабудинов, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ (ТЕОРИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ)
Равиль Шайхлисланович Шегабудинов, заместитель начальника УВД по Юго-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы (Издательство «Юнити-Дана», 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1). E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается деятельность органов внутренних дел и их подразделений ЭБиПК по борьбе с преступлениями экономической и коррупционной направленности на объектах социально-бюджетной сферы. Излагаются теоретические основы, служащие необходимой предпосылкой для всестороннего анализа затронутой проблемы, связанной с предупреждением и раскрытием указанных видов преступлений, а также социально-бюджетной сферы как среды проявлений экономической и коррупционной преступности. Одним из условий успешной борьбы с ней, по мнению автора, является наличие законодательных и иных нормативных правовых актов, отвечающих реалиям сегодняшнего дня. Чтобы достичь такого состояния они, по утверждению автора статьи, должны постоянно совершенствоваться. Правоприменительная практика при этом служит как бы индикатором этого процесса. Аргументируется необходимость разработки на основе познанных закономерностей Концепции борьбы с экономической и коррупционной преступностью, в которой должна содержаться стратегия ее осуществления на ближайший период.
Ключевые слова: социально-бюджетная сфера, организованные преступные структуры, криминальное влияние, преступления экономической и коррупционной направленности, меры по их предупреждению, органы внутренних дел, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.
ACTIVITIES TO COMBAT ECONOMIC AND CORRUPTION CRIME (THEORY, LEGISLATION AND LAW ENFORCEMENT)
Ravil' Sh. Shegabudinov, deputy chief of police in the South-East administrative district GU MVD of Russia in
Moscow, candidate of law, colonel of internal service
(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)
E-mail: [email protected]
Abstract. Discussed the activities of internal affairs bodies and their subdivisions of EBIPC to combat economic crimes and corruption on objects socially-budgetary sphere. The theoretical foundations that serve as a necessary prerequisite for a comprehensive analysis of the affected problem related to the prevention and disclosure of these types of crimes, as well as the socio-budgetary sphere as an environment of manifestations of economic and corruption crime. According to the author, one of the conditions for successful fight against it is the presence of legislative and other normative legal acts that meet the realities of today. To achieve this state, they, according to the author of the article, must be constantly improved. At the same time, law enforcement practice serves as an indicator of this process. The author argues for the need to develop a Concept of combating economic and corruption crime on the basis of the known laws, which should contain a strategy for its implementation in the near future.
Keywords: social and budgetary sphere, organized criminal structures, criminal influence, crimes of economic and corruption orientation, measures for their prevention, internal affairs bodies, divisions of economic security and anticorruption.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Шегабудинов РШ. Деятельность по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (теория, законодательство и правоприменение). Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):175-80.
Защита экономических интересов и собственности добросовестных предпринимателей в социально-бюджетной сфере от преступных посягательств является одной из приоритетных задач правоохранительных органов, включая подразделения ЭБиПК ОВД.
В свете требований Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года данная задача должна решаться в первоочередном порядке в условиях, когда существуют такие вызовы и угрозы экономической безопасности как высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, сохранение значительной доли теневой экономики1. К сожалению, указанные источники угроз присуще и названной сфере.
Результаты проведенного нами выборочного исследования позволяют утверждать о том, что равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности означает:
• ограниченное вмешательство правоохранительных органов в целом в производственную (хозяйственную), предпринимательскую, финансовую, торговую и иную деятельность хозяйствующих субъектов в социально-бюджетной сфере независимо от их организационно-правовых форм;
• вытеснение из указанной сферы противоправно осуществляющих экономическую деятельность структур (дельцов теневой экономики);
• отстаивание законных экономических интересов предпринимателей, нарушающих посредством недобросовестной конкуренции и монополизации указанной сферы;
• своевременное принятие административно-правовых либо уголовно-правовых мер в отношении криминально активных лиц, посягающих на собственность и имущество хозяйствующих субъектов в социально-бюджетной сфере;
• своевременное реагирование на любые сообщения и заявления руководителей либо уполномоченных на то лиц о фактах хище-
1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
ний путем присвоения, растраты и мошенничества, подготовки и совершения иных уголовно-правовых деяний, посягающих на собственность и имущество добросовестных предпринимателей.
Исходя из вышеизложенного, под защитой экономических интересов и собственности добросовестных предпринимателей от преступных посягательств нами понимается как вид деятельности всех правоохранительных органов, основанный на законодательных и подзаконных нормативных правовых актах и преследующий цель обеспечение реализации конституционных прав и свобод хозяйствующих субъектов в социально-бюджетной сфере.
Как известно, Конституция РФ (1993 г.) закрепила следующие концептуальные положения, которыми правоохранительные органы в своей практической деятельности должны, в первую очередь, руководствоваться:
• обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;
• равную защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В Конституции РФ особо подчеркивается, что право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35);
• возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, способов распределения доходов, потребления материальных благ;
• недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
• гарантию прав на свободу и личную неприкосновенность (всякое ограничение только в судебном порядке, виновность лица устанавливается вступившим в законную силу приговором суда, доказывание невиновности ложится не на обвиняемого, неустранимые сомнения в виновности лица
толкуются в пользу обвиняемого, возмещение причиненного должностными лицами органов государственной власти вреда);
• налоговую систему государства.
Таковы конституционные права и свободы хозяйствующих субъектов. Они присуще и тем экономическим структурам, которые ведут свое хозяйство в социально-бюджетной сфере.
Практическая реализация указанных концептуальных положений, связанных, прежде всего с защитой экономических интересов хозяйствующих экономических структур в рассматриваемой сфере, немыслимо без надлежащей организации деятельности1. При этом, как показывает проведенное нами обобщение практики, ее можно достичь путем:
• проведения глубокого мониторинга состояния борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями на предприятиях рассматриваемой системы2;
• определения объектов первоочередной оперативной заинтересованности в социально-бюджетной сфере по признаку их пораженности преступлениями экономической направленности, включая факты уклонения от уплаты налогов, сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов или сборов;
1 Об отдельных аспектах организации деятельности по защите экономических интересов и собственности от преступных посягательств см.: Иванов П.И. Основные направления совершенствования организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями на объектах жилищно-коммунального хозяйства // Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Сборник статей всероссийской научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам организации деятельности органов внутренних дел. — М.: Академия управления МВД России. 2013. — С. 5-24; Его же. О концептуальных основах противодействия организованной преступности и коррупции // Актуальные вопросы теории и практики организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сборник научных статей кафедры организации оперативно-разыскной деятельности. Часть 2. — М.: Академия управления МВД России, 2015. — С. 92-99; Его же. К вопросу об организации оперативно-розыскной профилактики экономических и коррупционных преступлений // Оперативник (сыщик). — М., 2016. № 2 (47). С. 9-13.
2 О механизме проведения мониторинга см.: ИвановП.И. Система мониторинга деятельности подразделений БЭП. // Теоретико-правовая модель. Вестник Академии управления МВД России. М.: Академия экономической безопасности России, 2007. № 2. С. 7-11.
• налаживания взаимодействия с правоохранительными (включая органы, осуществляющие ОРД) и контрольно-надзорными органами;
• определение уровня и режимов оперативного обслуживания предприятий указанной системы;
• совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования подразделениями ЭБиПК возможностей информационных систем других министерств и ведомств в оперативных целях;
• методического обеспечения деятельности названных подразделений в интересах повышения профессионального мастерства сотрудников и исключения неоправданных затрат при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Сотрудники подразделений ЭБиПК должны хорошо знать: перечень документов, используемых для проверки правильности исчисления налогов; основные способы уклонения от уплаты налогов; признаки фирм — «однодневок»; типичные признаки, свидетельствующие о сокрытии доходов; основные приемы (методы) выявления признаков налоговых правонарушений.
Последовательная реализация названных действий обеспечит повышение эффективности организации деятельности по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений, совершаемых на предприятиях социально-бюджетной сферы.
К сожалению, состояние борьбы с экономической и коррупционной преступностью в социально-бюджетной сфере, несмотря на достаточно большое распространение их проявлений, вызывает особое беспокойство. Так, по данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в 2018 г. правоохранительными органами всего было выявлено 2,7 преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, следствие по которым обязательно. Это на 49,3% меньше, нежели за аналогичный период в 2017 г. Заметно снизилось количество деяний, квалифицированных как совершенное в крупном и особо крупном размерах либо причинившее крупный ущерб, а также в составе организованной группы или преступного со-
общества.
Между тем, как отмечают исследователи, криминальные структуры консолидируются вокруг названной сферы, рассчитывая завладеть бюджетными средствами, направляемыми на ее поддержку. При этом они умело приспособились к действующему бюджетному, финансовому, налоговому и предпринимательскому законодательству. Оставаясь не выявленными, лица, причастные к ним, продолжают безнаказанно совершать преступления, причиняя при этом материальный ущерб, исчисляемый десятками миллионов рублей.
Проблема обеспечения сохранности собственности в последнее время представляет наибольший интерес, породила множество дискуссионных вопросов. Какую бы сферу экономики мы ни взяли, ее дальнейшее развитие непременно связано с объемом финансовой поддержки государства. Иными словами все более усиливается взаимоотношение в системе «государство — бизнес — инвестиции», которая стала характерной особенностью современности.
В то же время, по мнению автора статьи, на сегодня настораживает то обстоятельство, что огромные средства (только расходы на национальные проекты в социальной сфере и науке превысят 6,5 трлн рублей1), выделяемые государством, на фоне некоторого послабления контрольно-надзорной функции не обеспечены должной защитой от преступных посягательств. К такому выводу автор пришел потому, что в современных условиях имеющиеся рекомендации по разработке, внедрению и использованию отдельных направлений деятельности ОВД по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями на объектах той или иной отрасли (сферы) экономики не обобщены и не имеют единой системы, что, безусловно, создает методологические трудности осмысления существующих проблем, выработки новых научно-практических рекомендаций по повышению эффективности указанной деятельности, например, в сфере бюджетного финансирования. Между тем мы предлагаем такой механизм, который эффективно будет действовать в системе непрерывного отслеживания движения бюджетных средств от распределителя до бюджетополучателя для их реального
освоения, если будут учтены такие принципы, как многоаспектность (многогранность), многосубъ-ектность и многоуровневость. Кроме того, ни в коей мере при этом нельзя отбрасывать межотраслевой характер, отсюда как следствие многообразие приемов, методов и средств, обеспечивающих слежение за целевым расходованием бюджетных средств и состоянием их сохранности.
Закономерные тенденции развития науки и техники обуславливают объективную потребность в интеграции отдельных отраслей научных знаний (экономики, уголовного, предпринимательского права, криминологии, ОРД). Такое сочетание требует глубины познания комплексной проблемы защиты бюджетных средств от преступных посягательств.
Следует твердо для себя уяснить, что эффективность этой деятельности в значительной мере предопределяется тем, насколько она соответствует современным требованиям рыночной экономики и подчинена познанным ее закономерностям. Выработка единого унифицированного подхода и систематизации научных знаний в области борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями возможна на основе закономерностей, установленных посредством глубокого теоретического анализа как самого социального явления, каковым является экономическая и коррупционная преступность, так и многогранной деятельности по защите бюджетных средств2.
Назрела необходимость теоретико — методологического осмысления сложившейся ситуации на предмет выявления закономерностей борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями. Такая работа должна проводиться на качественно ином уровне, охватив те процессы и явления, которые связаны с решением названной задачи. Следует признать, что на сегодня немало «белых пятен» в правовом регулировании предупреждения и раскрытия указанных видов преступлений.
Продолжающийся процесс либерализации, начатая в соответствии с Концепцией модернизации уголовного законодательства в экономической сфе-
См.: Рос. газ. от 18.12 2018, № 284 (7747). — С.3.
2 Иванов П.И. Закономерности проявления экономической преступности в современных условиях // Научный вестник юридического факультета. Вып. 3. / Под ред. канд. юрид. наук И.И. Столярова. — М.: МИЭМП, 2006. — С. 168-179.
ре, принятой в 2009 г.1, накладывает в этом плане свой отпечаток. Безусловно, интересы и собственность добросовестных предпринимателей и банкиров должны быть надежно защищены от криминального влияния. Данное обстоятельство, на наш взгляд, может служить одним из условий создания благоприятного инвестиционного климата в России.
В настоящее время бизнес сообщество последовательно добивается от властей этого. Одновременно оно стремится, чтобы правоохранительные органы меньше оказывали давление на него. Не случайно в этом году Следственный комитет России открыл «горячую линию» для жалоб о давлении на бизнес.
Как нам представляется, проводимая в стране либерализация уголовного и уголовно-процессуального законодательства в части преступлений экономической направленности полностью согласовывается с политической волей государства. Между тем затронутая нами проблема предопределяет необходимость скорейшего ее научного исследования.
В связи со сказанным не менее актуальными являются и вопросы, связанные с углубленным изучением самой экономической и коррупционной преступности в социально-бюджетной сфере.
При этом мы исходим из того, что отсутствие надлежащих теоретических, правовых и иных предпосылок деятельности по борьбе с рассматриваемыми преступлениями оказывает негативное влияние и на эффективность реализации уголовно — правовых и уголовно-процессуальных норм. Следовательно, сегодня наличествует ряд нерешенных теоретических, правовых и прикладных проблем в контексте предупреждения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности. Очевидно, что их решение находится в плоскости комплексного научного анализа современного состояния теории, законодательства и правоприменительной практики. По его результатам важно разработать концепцию совершенствования борьбы с названными видами преступлений. Иначе говоря, следует создать современную научную концепцию организационно-правового механизма обеспечения защиты, в первую очередь, бюджетных средств, выделяе-
1 Поручение Президента РФ от 28 ноября 2009 г. № ПР-3169.
мых государством на реализацию национальных и крупных инвестиционных проектов, особое место в котором займут подразделения ЭБиПК полиции. Однако на сегодня ощущаем отсутствие глубоких теоретико-методологических концептуальных исследований организационно-правового механизма такого обеспечения, что оказывает негативное влияние на его создание. Общеизвестно, что конечным его «продуктом» являются частные методики, в содержании которых на основе положений и выводов теории правоохранительной деятельности интегрируются рекомендации по своевременному предупреждению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений на объектах социально-бюджетной сферы.
Уязвимым с точки зрения научного обоснования и анализа оказалась криминологическая характеристика как самой экономической и коррупционной преступности, так и личности преступников.
Следует констатировать, что многие существующие типовые криминологические характеристики экономических и коррупционных преступлений могут служить полноценной информационной основой формирования соответствующих методик борьбы с экономической и коррупционной преступностью. Основная причина в том, что до настоящего времени нет единого мнения относительно определения криминологической характеристики названных видов преступлений, ее природы, назначения, структуры, методологических основ формирования, места в системе теории правоохранительной деятельности. В достаточной степени не изучена системность рассматриваемой категории, заключающаяся в закономерных связях между ее элементами. Отсутствуют комплексные исследования об ее роли в построении частной методики борьбы с экономической и коррупционной преступностью.
В сложившейся криминогенной ситуации в социально-бюджетной сфере стабилизацию на ее объектах оперативной обстановки можно ожидать только посредством разработки и реализации Концепции борьбы с экономической и коррупционной преступностью, основанной на системно познанных закономерностях процесса обеспечения защиты бюджетных средств от преступных посягательств.
На наш взгляд, такого рода документ придаст
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
новый импульс позитивному развитию такой ситуации. Таким путем удастся преодолеть все обозначенные выше проблемы. Тем самым смело можно утверждать об определении концептуальных основ борьбы с указанными видами преступности.
Завершая рассмотрение обозначенного вопроса, считаем важным отметить следующее.
Во-первых, чтобы грамотно управлять процессом борьбы с экономической и коррупционной преступностью в первую очередь необходимо поставить планирование на научную основу. Это означает предварительный всесторонний анализ указанных видов преступности и личности преступников, положив в основу апробированную методику криминологических их характеристик.
Во-вторых, познание рассматриваемых социальных явлений, чтобы оно стало в форме знания, важно сопровождать вместе со средой, в которой эти явления находят свое проявление в виде конкретных уголовно наказуемых деяний. В данном случае такой средой выступает социально-бюд-
жетная сфера, наиболее чувствительная с точки зрения уровня благосостояния населения и могущая послужить индикатором социальной напряженности в обществе.
В-третьих, совокупность факторов, способствующих совершению преступлений экономической и коррупционной направленности, в современных условиях также остро нуждается в познании. Следовательно, непознанная его часть противостоит знанию, что весьма нежелательно при поиске новых форм и методов борьбы с экономической и коррупционной преступностью.
В-четвертых, стратегию борьбы с указанными видами преступности в социально-бюджетной сфере важно закрепить в специально разработанной для этого Концепции. Исключительность такого подхода к решению рассмотренной проблемы продиктована, прежде всего, дальнейшей криминализацией рассматриваемой сферы, привлекательностью из-за огромных финансовых вливаний со стороны криминальных структур.
Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя
Административная деятельность полиции
Административная деятельность полиции. 2-е изд., пе-рераб. и доп. Учебник. Зиборов О.В. и др. 688 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.
Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции». Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.
Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.