Научная статья на тему 'Особенности функционирования сферы бюджетного финансирования в условиях финансово-экономического кризиса'

Особенности функционирования сферы бюджетного финансирования в условиях финансово-экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1036
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭБИПК / ЗАЩИТА БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ОТ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янишевский А. Б.

В настоящей статье автор рассматривает сферу бюджетного финансирования, ее особенности, проявляющиеся в условиях социально-экономического кризиса. Названная сфера выступает в качестве среды функционирования подразделений ЭБиПК, в которой последние в рамках своих компетенций осуществляют борьбу с экономическими и коррупционными преступлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования сферы бюджетного финансирования в условиях финансово-экономического кризиса»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 336.61

А.Б. Янишевский

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ

финансово-экономического кризиса

В настоящей статье автор рассматривает сферу бюджетного финансирования, ее особенности, проявляющиеся в условиях социально-экономического кризиса. Названная сфера выступает в качестве среды функционирования подразделений ЭБиПК, в которой последние в рамках своих компетенций осуществляют борьбу с экономическими и коррупционными преступлениями.

Ключевые слова: сфера бюджетного финансирования, федеральные целевые программы, подразделения ЭБиПК, защита бюджетных средств от преступных посягательств, преступления экономической и коррупционной направленности, меры противодействия.

В условиях осложнения социально-экономической ситуации в стране Правительством РФ принят план [1], который нацелен на стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов.

План первоочередных мероприятий включает в себя:

- поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;

- содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;

- создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;

- компенсацию дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);

- снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости;

- оптимизацию бюджетных расходов за

счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;

- повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

Как видим, Правительством РФ определены ключевые направления деятельности в условиях финансово-экономического кризиса. Среди них, как нам представляется, весьма важным является рациональное и экономное расходование бюджетных средств. Это, на наш взгляд, тот локомотив, который тащит за собой все остальные, не менее значимые направления. Это поле деятельности подразделений ЭБиПК как головной службы в системе ОВД по организации ОРД по борьбе с экономическими и иными корыстными преступлениями в сфере бюджетного финансирования. На это обращает внимание и директива МВД России, определяющая приоритетные направления деятельности территориальных ОВД. В частности, одним из таких направлений выступает защита финансовых средств, выделяемых на инновационное развитие экономики и крупнейшие инвестиционные проекты. Предполагается, что данная функция может быть успешно реализована посредством решения следующих задач: обеспечения сохранности денежных

93

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ и крупнейших инвестиционных проектов; своевременного выявления и пресечения фактов хищений и нецелевого использования бюджетных средств при выполнении государственного оборонного заказа и выделяемых на развитие ЖКХ; пресечения фактов предоставления криминальными структурами услуг по проведению незаконных финансовых операций; противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

На сегодня сфера бюджетного финансирования охватывает весьма широкий спектр отраслей, предприятий, организаций и учреждений, нуждающихся в государственной поддержке для их нормального функ-ционирования в условиях кризиса. Государственные или муниципальные средства могут быть выделены по специальному решению органов государственной власти или органов местного самоуправления и негосударственным (или немуниципальным) организациям. Тогда между ними возникают финансовые правоотношения. Так, из бюджета страны выделяются значительные средства для реализации принятых федеральных целевых программ (47 ФЦП) и федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП). Только в прошлом году было выделено на ФЦП 994 млрд рублей (97% средств освоено), ФАИП - 1 трлн рублей. Представляет интерес тот факт, что нередко параметры ФЦП необоснованно подвергаются корректировке. В 2013 г. на уточнение потребовалось 35 млрд рублей. Как показывает практика, за подобного рода действиями, как правило, кроются хищения и иные корыстные злоупотребления.

Следует отметить, что значительные финансовые средства, выделяемые для реализации целевых программ, в условиях несформированной системы их надежной защиты, становятся весьма привлекательными для криминальных структур. Вот почему, несмотря на принимаемые подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) меры по защите бюджетных средств от пре-

_______________________№ 3(21) 2015

ступных посягательств, сфере бюджетного финансирования присуще тенденция криминализации. Этот вывод подтверждается следующими статистическими данными ГИАЦ МВД России за 2013 г. Всего было зарегистрировано 14 301 преступление, связанное с освоением бюджетных средств (+15,6% к АППГ - 12 374), что составляет более 11,3% (АППГ - 87,8%) от общего количества выявленных преступлений экономической направленности. Принятыми мерами было выявлено 3 661 лицо, совершившее преступления данного вида (+104,9% к АППГ - 1 787). Размер причиненного материального ущерба составил 10,6 млрд рублей (АППГ - 4,2 млрд рублей).

Если взять в отдельности финансово-кредитную систему, то и здесь сложилась тревожная ситуация. На ее объектах было выявлено 37,5 тыс. преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно (всего правоохранительными органами было выявлено более 38,6 тыс. преступлений). Задокументировано более 5,9 тыс. преступлений указанного вида, совершенных в крупном и особо крупном размере. За указанный период окончены расследованием уголовные дела по 21,1 тыс. преступлений, из них в суд направлены уголовные дела о 19,5 тыс. преступлений. Раскрыто свыше 3,7 тыс. преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, 3,3 тыс. преступлений, совершенных организованной группой либо преступным сообществом. Размер причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составил более 87,0 млрд рублей. Обеспечено возмещение причиненного материального ущерба на сумму свыше 20,0 млрд рублей. Выявлено 5 тыс. лиц, совершивших преступления указанного вида. Привлечено к уголовной ответственности 4,4 тыс. лиц, из них сотрудниками органов внутренних дел установлено 4,3 тыс. лиц.

В силу целого ряда причин в 2014 г. было выявлено лишь 25,0 тыс. преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно, совершенных в кредитно-финансовой сфере. Окончены расследованием уголовные дела о 7,9 тыс.

94

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

преступлений, из них в суд направлены уголовные дела о 7,1 тыс. преступлений. Раскрыто 2,2 тыс. преступлений, совершенных в организованных формах. Размер причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составил 36,3 млрд рублей. Обеспечено к возмещению 13,9 млрд рублей. Было выявлено лишь 3,9 тыс. причастных лиц, из которых 3,2 тыс. привлечены к уголовной ответственности.

Как нам представляется, снижение в прошлом году результативности деятельности не является следствием некоторой стабилизации оперативной обстановки на объектах кредитно-финансовой сферы. Скорее всего, это связано с наличием имеющихся недостатков в организации деятельности подразделений ЭБиПК.

Между тем следует отметить, что выделенные в рамках целевых программ бюджетные средства должны использоваться только по прямому назначению. В связи с этим специалисты в области финансово-бюджетного надзора, в частности, отмечают, что любое отступление от бюджетных предписаний - это прямое уклонение от исполнения закона, т.е. в первую очередь от утвержденного бюджета, мобилизующего государственные средства для удовлетворения общественных нужд, в том числе на развитие здравоохранения, образования, науки и культуры.

В юридической литературе можно встретить множество терминов, когда речь идет о месте совершения преступлений экономической направленности, предметом преступного посягательства которых выступают бюджетные средства. Чаще всего употребляют: «сфера бюджетного финансирования» (Сфера бюджетного финансирования представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, непосредственно связанных с выделением средств или ресурсов для достижения намеченных целей, и включает в себя: органы управления финансами (возглавляет их Министерство финансов РФ); финансовые ресурсы (бюджетная система, внебюджетные специальные фонды, финансы хозяйствующих субъектов и отраслей и др.); финан-

сово-кредитные учреждения (Центральный банк (ЦБ), инвестиционные компании и др.); нормы, регулирующие финансовую деятельность (финансовое право, финансово-правовые акты), «финансово-бюджетная сфера» [2], «социально-бюджетная сфера» [3], «кредитно-финансовая сфера» [4], «финансовая сфера» [5], «бюджетная сфера» (бюджетная сфера представляет собой область деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению своих финансовых потребностей в размере, гарантирующем сбалансированность доходной и расходной частей бюджета). Естественно, авторы, вводящие их в научный оборот, высказывают свои доводы и аргументы в пользу того или иного термина. Как нам представляется, все они имеют свое содержание, причем нередко оно не совпадает. При всем их многообразии базовыми в структуре этих понятий, на наш взгляд, являются бюджетные средства, источником финансирования которых выступает государственный бюджет.

Представляется, что финансовая сфера и сфера бюджетного финансирования имеют некоторые общие черты. Обратимся к высказываниям отдельных авторов. В частности, так представляет финансовую сферу (с позиции науки криминалистики) Н.П. Яблоков: «Финансовая сфера жизнедеятельности государства, связанная с накоплением, распределением и использованием государственных и частных денежных средств, является одной из наиболее привлекательных для отдельных преступников и особенно организованных преступных групп. В данной сфере в настоящее время совершается значительное число различного рода финансовых афер, осуществляемых чаще всего при различных банковских операциях с ценными бумагами и документами» [5, с. 31]. Здесь автор финансовую сферу рассматривает в широком ее понимании. Такая точка зрения, бесспорно, имеет право на существование.

Мы же в данной работе ведем речь несколько о другом - бюджетном финансировании, делая основной акцент на выделении, распределении и расходовании бюджетных средств строго по прямому назначению.

95

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

Для нас в определении, предложенном Н.П. Яблоковым, базовыми являются сами функции финансовой сферы — это накопление, распределение и использование государственных и частных денежных средств. Правда, частный капитал не охватывается сферой бюджетного финансирования. Из смысла самой данной сферы видно, что она узконаправленная.

Словосочетание «сфера бюджетного финансирования», как нам представляется, состоит из двух взаимосвязанных частей: 1) сфера как таковая; 2) бюджетное финансирование. В Большом экономическом словаре бюджетное финансирование определено как предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета предприятиям, учреждениям, организациям для полного или частичного покрытия их расходов [6, с. 55].

На наш взгляд, весьма важными при бюджетном финансировании являются, по крайней мере, два момента. Во-первых, бюджетные средства предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу, например, на условиях долевого финансирования целевых расходов. Во-вторых, эти средства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.

В ряде учебников по финансовому праву вместо бюджетного финансирования употребляют понятие «финансирование государственных или муниципальных расходов» и определяют его как «урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности) для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям» [7, с. 646].

В настоящее время достаточно много видов бюджетного финансирования, а именно: бюджетные ассигнования на выплату пенсий, пособий, материнского (семейного) капитала, содержание органов управления социальной сферой, иные выплаты; дота-

ции для покрытия текущих расходов; субвенции на осуществление целевых расходов; бюджетные ссуды; субсидии долевого финансирования целевых программ.

Разумеется, эти присущие бюджетному финансированию особенности непременно должны быть учтены при формулировании определения сферы бюджетного финансирования.

В нашем же понимании сфера бюджетного финансирования - это совокупность финансово-бюджетных отношений, складывающихся в процессе накопления, выделения из государственного бюджета средств, их распределения и использования для покрытия расходов предприятий, учреждений и организаций социально-бюджетной сферы, поддержания государственных внебюджетных фондов, общественных организаций, федеральных целевых программ и национальных проектов, а также для содержания системы финансовых и иных учреждений. Бюджетное финансирование обеспечивает «жизнедеятельность» объектов не только производственных, но и непроизводственных отраслей экономики. Так, предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, например, на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений. В свою очередь, Правительство РФ устанавливает порядок предоставления финансовой помощи, а также утверждает правила ее предоставления.

Следует отметить, что контроль целевого использования названных субсидий возлагается на Федеральное агентство по образованию и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями. Руководителям подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне рекомендуется включать в планы работы вверенных им подразделений мероприятия, осуществляемые совместными усилиями территориальных структур

96

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

указанных контролирующих органов.

Говоря о бюджетном финансировании, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что предоставление финансовой помощи из федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Общественные отношения, возникающие при этом (в процессе перераспределения средств государственного бюджета), регулируются данным законодательством.

Сфера бюджетного финансирования охватывает также совокупность отношений, возникающих: а) между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации; б) между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и - на нашем примере - Федеральным агентством по образованию (между ними заключаются соглашения о выплате вознаграждения).

По большому счету, речь идет о финансовом обеспечении бюджетных учреждений (основанных на государственной или муниципальной собственности), услугами которых пользуется почти все население страны. Практика убедительно доказала, что расходование бюджетных средств в рамках тех же целевых программ гораздо эффективнее, нежели «разовая» государственная поддержка указанных учреждений.

За счет собственных бюджетов многим субъектам Российской Федерации вряд ли удалось бы модернизировать то же образование, включая изменение системы оплаты труда и повышение материального состояния учителей.

Успешная реализация всех приоритетных национальных проектов - задача государственной важности. Приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК» и «Доступное жилье» в 2012 г. были преобразованы в государственные программы [8; 9; 10; 11]. Одним из основных условий для этого, как показала практика, является защита средств федерального бюджета, направленных на реализацию таких проектов. Осуществление этой функции предполагало недопущение: 1) преступлений, связанных с неправомерным завладением бюджетны-

ми средствами; 2) их хищений; 3) случаев нецелевого расходования выделенных средств; 4) фактов использования должностными лицами своих служебных полномочий при распределении и освоении бюджетных средств.

Выборочное изучение практики деятельности ОВД позволило утверждать, что основная нагрузка в осуществлении названной функции легла на подразделения БЭП как на головную службу в системе ОВД по организации борьбы с экономическими преступлениями в сфере бюджетного финансирования.

Одновременно следует отметить, что в борьбе с преступлениями в сфере реализации приоритетных национальных проектов отчетливо стали просматриваться две взаимосвязанные между собой тенденции:

а) преобладание среди зарегистрированных преступлений, связанных с бюджетными средствами, деяний против собственности (71,3%), причем подавляющая их часть совершена путем мошенничества (78,5%);

б) высокий уровень (61,7%) преступлений коррупционной направленности в общем количестве выявленных преступлений, связанных с расходованием (освоением) бюджетных средств.

Считаем целесообразным вспомнить, как была организована работа в целях недопущения правонарушений при реализации приоритетных национальных проектов (2006-2011 гг.). Повсеместно была создана многоуровневая система контроля, пронизывающая сверху донизу все уровни (федеральный, окружной, региональный и муниципальный). При этом нельзя не отметить, что криминогенная ситуация на тех объектах, на развитие которых выделялись бюджетные средства, оставалась тревожной. Другими словами, финансовое обеспечение бюджетных учреждений стало сопровождаться процессом криминализации. Особенно это отчетливо проявилось на этапе расходования бюджетных средств бюджетополучателями, причем это характерно, как показало проведенное нами выборочное исследование, по всем национальным проектам. Бюджетные деньги чаще стали

97

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

выступать предметом преступного посягательства со стороны криминально ориентированных лиц. В связи со сказанным преступность в бюджетной сфере нами определяется как совокупность общественно опасных посягательств на общественные отношения, возникающие в связи с аккумулированием, распределением и использованием бюджетных средств. Эти преступления дифференцируются на преступления против собственности и в сфере экономической деятельности. При этом в долевом соотношении, безусловно, преобладают преступления против собственности.

Создание многоуровневой системы контроля за ходом реализации приоритетных национальных проектов автор настоящей статьи, несмотря на некоторое обострение криминогенной ситуации, рассматривает как одно из достоинств. В настоящее время, когда финансово-экономический кризис остро ставит вопрос о необходимости экономного расходования бюджетных средств, такая система, могла бы показать еще свою эффективность.

Обращает на себя внимание тот факт, что специалисты еще задолго до начала реализации приоритетных национальных проектов утверждали о начавшейся криминализации экономических отношений. В частности,

В.М. Есипов подчеркивает, что «все более нарастает экономическая преступность в социальной сфере. В отраслях социального обслуживания, коммунального хозяйства, науки и образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, физической культуры и искусства обусловило рост должностных и хозяйственных правонарушений в соответствующих учреждениях. Расстроилась система социальной защиты населения. Расширяется криминализация сфер и институтов, обеспечивающих механизм реализации государственного патернализма.

В здравоохранении совершено 25% от числа всех выявленных в социальной сфере преступлений, в том числе треть составляет взяточничество. Неблагополучная обстановка в обеспечении населения лекарственными препаратами ведет к росту преступлений в этой сфере» [12, с. 252]. Мы,

безусловно, разделяем обеспокоенность складывающейся криминогенной ситуацией в социальной сфере и полагаем, что основные ее корни кроются, прежде всего, в экономической сфере.

К сожалению, сфера бюджетного финансирования на сегодня оказалась эпицентром посягательств со стороны криминальных структур, стремящихся завладеть бюджетными средствами посредством использования различных криминальных схем.

Показателен тот факт, что в последнее время все активнее специалисты различных областей знаний стали изучать проблему обеспечения сохранности бюджетных средств. Хотя в условиях рынка произошли коренные преобразования, в том числе в предоставлении из федерального бюджета финансовой помощи бюджетным учреждениям, основанным на государственной или муниципальной собственности, комплексному научному осмыслению указанная проблема так и не подвергалась. Вместе с тем практические работники на местах остро нуждаются в методическом обеспечении деятельности по этому направлению.

Одним из первых с уголовно-правовых и криминологических позиций рассмотрел проблему борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере Ю.Н. Демидов [13]. Заслуга автора, на наш взгляд, заключается в том, что им предложена целостная концепция борьбы с преступлениями в названной сфере. Как известно, основным источником финансирования социально-бюджетной сферы выступают бюджетные средства, выделяемые из федерального бюджета, региональных, а также местных бюджетов.

Как уже подчеркивалось, финансово-бюджетные отношения все чаще становятся объектом преступных посягательств. Думается, что это неслучайно, ибо за этим кроются, прежде всего, «живые» деньги, а в них, как известно, нуждаются не только кредитные учреждения и хозяйствующие субъекты (в первую очередь социально-бюджетной сферы), но и криминальные структуры. Вот что пишет по этому поводу, в частности, Ю.Н. Демидов: «Преступность экономической направленности в социально-бюджет-

98

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ной сфере представляет собой все возрастающий количественно и качественно по степени общественной опасности массив противоправных деяний, посягающих на гарантированные конституционные права граждан по социальному обеспечению по возрасту, в случае болезни, инвалидности, для воспитания детей; в областях культуры, науки, искусства, спорта и других социальных сферах жизни общества. Как следствие, преступность должностных лиц с использованием служебного положения в социально-бюджетной сфере подрывает доверие населения к органам государственной власти, приводит к снижению экономического роста и уровня жизни, наименее защищенных слоев населения» [3, с. 9].

Преступные посягательства на бюджетные средства имеют большой общественный резонанс, ибо их совершение сопряжено самым непосредственным образом с нарушением конституционных прав граждан. В этом смысле, на наш взгляд, преступления данной категории имеют даже некоторый «политический» оттенок. Ясно одно: области социального обеспечения и обслуживания носят жизнеобеспечивающий характер, затрагивают интересы каждого россиянина. Между тем они пока, несмотря на постоянную государственную поддержку, оказались не в лучшем положении. Ни в коей мере нельзя допустить дальнейшего его ухудшения. Одним из факторов, негативно влияющих на социальную сферу вообще, на наш взгляд, выступает нецелевое использование бюджетных средств. При дефиците бюджета он вдвойне сказывается на состоянии названной сферы и многократно усиливается в нынешних условиях кризиса.

На степень интенсивности проявления указанного фактора существенным образом могут воздействовать и подразделения БЭП, ибо своевременное выявление и пресечение фактов нецелевого расходования бюджетных средств является одной из основных задач, стоящих перед ними.

Успешное ее решение, по мнению автора, предполагает принятие комплекса мер во взаимодействии с другими правоохранительными и контрольно-надзорными ор-

ганами. При этом важно, чтобы сотрудники ЭБиПК как инициаторы проведения целенаправленных мероприятий заблаговременно готовились к ним, зная особенности проявления экономической преступности в сфере бюджетного финансирования, включая реализацию приоритетных национальных проектов. Многолетняя практика убедительно доказала, что без знания особенностей трудно мобилизовать основные усилия на получении первичных данных о бюджетополучателях, расходующих бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным бюджетной росписью, сметой доходов и расходов.

Как уже отмечалось выше, составной частью сферы бюджетного финансирования выступает реализация целевых программ. Эта деятельность будет продолжаться и в последующем лишь только с одной разницей - с этого года антикризисный план вносит много корректировок в уже действующие государственные программы, при этом значительно увеличены объемы их финансирования. Следовательно, наработанная практика в рамках нацпроектов столь же актуальна и сегодня. Чтобы избегать проб и ошибок в процессе реализации государственных программ, эту работу, по мнению автора, целесообразно проводить, не откладывая надолго.

Таким образом, сфера бюджетного финансирования имеет свои особенности, которые накладывают свой отпечаток на организацию деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений. Руководители этой службы могут принять действенные меры по защите бюджетных средств от преступных посягательств только на основе их учета.

99

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

ЛИТЕРАТУРА

I. Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году : распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р.

2 О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора : постановление Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

3. Демидов Ю. Н. Приоритетные национальные проекты и их защита от социально-бюджетной преступности: лекция / Ю. Н. Демидов. - Домодедово, 2007.

4. Иванов П. И. Проблемы борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями в кредитно-финансовой сфере: науч.-практ. пособие / П. И. Иванов, Э. В. Марзаев, М. Э. Пчелинцев. - М., 2008.

5. Яблоков Н. П. Криминалистическая характеристика финансовых преступлений / Н. П. Яблоков // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. - 1999. - № 1.

6. Большой экономический словарь / под общ. ред. А. Н. Азрилияна. - М., 1994.

7. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

8. Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы : постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // СЗ РФ. - 2012. - № 32, ст. 4549.

9. Развитие здравоохранения : распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 2), ст. 8090.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов : распоряжение Правительства РФ от 21 сентября 2013 г. № 1702-р // СЗ РФ. - 2013. - № 39, ст. 5013.

II. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р // СЗ РФ. - 2013. - № 21, ст. 2671.

12. Есипов В. М. Криминализация экономической системы и пути нейтрализации экономической преступности / В. М. Есипов // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / под ред. А. И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001.

13. Демидов Ю. Н. Проблемы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере: монография. / Ю. Н. Демидов. - М., 2002.

© Янишевский А.Б., 2015 Статья получена: 02.07.2015

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.