УДК 34 ББК 67
О КРИМИНАЛЬНОМ ВЛИЯНИИ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ СТРУКТУР
ПЕТР ИВАНОВИЧ ИВАНОВ,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Научно исследовательского центра
Академии управления МВД России, Заслуженный юрист РФ РАВИЛЬ ШАЙХЛИСЛАНОВИЧ ШЕГАБУДИНОВ,
заместитель начальника УВД по Юго-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве, кандидат юридических наук, полковник полиции
СШюп-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются отдельные факторы, обуславливающие привлекательность объектов сферы бюджетного финансирования со стороны организованных криминальных структур.
Ключевые слова: сфера бюджетного финансирования, организованные преступные структуры, криминальное влияние, преступления экономической и коррупционной направленности, меры противодействия.
Annotation. The article examines certain factors that determine the attractiveness of objects of the sphere of budgetary financing from organized criminal structures.
Keywords: sphere of budgetary financing, organized criminal structures, criminal influence, crimes of economic and corruption orientation, measures of counteraction.
Сфера бюджетного финансирования в условиях рыночной экономики претерпела существенные изменения. Коренные преобразования, проводимые в ускоренном темпе без углубленной предварительной проработки, сопровождались появлением новых криминогенных факторов, способствовавших обострению ситуации в указанной сфере. Совершаемые финансовые операции (сделки), как показывает практика, стали особо привлекательными организованным преступным структурам, стремящимся взять под свое влияние для извлечения «прибыли»1.
Сфера бюджетного финансирования, аккумулируя финансовые ресурсы, не имея вновь созданной системы ведомственного и вневедомственного контроля, превратилась в так называемую лакмусовую бумагу. Данный процесс члены криминальных структур быстро взяли на вооружение, объединившись как на региональном, так и межгосударственном уровне. Боясь от возможного изобличения правоохранительными органами, лидеры и активные члены организованных групп всячески маскируют изначальное происхождение и истинных владельцев денежных средств и имущества, полученных в результате совершения экономических и коррупционных престу-
плений. Надеются, что таким образом им легче придать легальный статус криминальных доходов.
Более подробно рассмотрим, какие же процессы происходят в настоящее время в сфере бюджетного финансирования. Укажем их.
В условиях финансово-экономического кризиса важное значение имеет банковское кредитование, средства выдаются банком на основе кредитного договора. Важный источник финансирования организаций. Практика знает немало случаев, банки в своих интересах начинают использовать выделенные организациям бюджетные средства. Известно, что банк не вправе распоряжаться средствами, направленными на банковские счета организаций. В то же время имеют место факты «прокручивания» банками средств организаций. Важно отметить, что руководители банков, прикрываясь банковской тайной2, устанавливающей ограниченный круг субъектов — пользователей информации, особый правовой режим получения от них сведений, злоупотребляют своими полномочиями, идя на такие нарушения.
К числу особенностей, на наш взгляд, также следует отнести расширение круга источников финансирования государственных программ.
Как известно, «в настоящее время источниками финансирования государственных и муниципальных расходов выступают средства: 1) государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они могут быть выделены не только безвозмездно и безвозвратно, но и на срочной, возвратной, платной основе (бюджетные кредиты субъектов РФ); 2) государственных и муниципальных внебюджетных фондов; 3) отраслей экономики — централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий, учреждений»3.
Множество источников финансирования государственных программ, естественно, накладывает свой отпечаток на организацию ОРД подразделений ЭБиПК, ибо это предполагает установление с соответствующими государственными и иными органами тесного взаимодействия с целью своевременного получения информации об источниках и каналах финансирования программ. Не зная объем финансирования, его цель и направления, а также объекты (сферы), строить должным образом оперативно-розыскную работу практически невозможно.
Появление новых организационно-правовых форм финансирования как один из черт порядка финансирования нельзя не рассматривать как одну из особенностей финансирования государственных или муниципальных расходов.
Экономное и бережливое использование бюджетных средств в условиях финансово-экономических трудностей — общегосударственная задача. На ее решение в настоящее время мобилизованы усилия всех государственных органов. Особая роль здесь отводится правоохранительным органам. Среди них подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции оказались головными в системе органов внутренних дел по организации деятельности по предупреждению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений в сфере экономики, включая бюджетное финансирование.
Одной из предпосылок для успешного решения этой задачи является знание руководителями подразделений ЭБиПК особенностей функционирования сферы4 бюджетного финансирования в условиях рыночной экономики. На основе проведенного нами исследования, мы попытались вкратце сформулировать эти особенности. В настоящее время названная сфера, в частности, характеризуется:
1) особым правовым статусом бюджетных средств, определяемым прежде всего Бюджетным кодексом РФ (БК РФ);
2) строго установленной процедурой накопления, распределения, выделения и расходования средств из государственного бюджета;
2) возможностью предоставления бюджетных
средств на безвозмездной и безвозвратной основах либо на условиях долевого финансирования целевых расходов. Здесь речь идет о многоканальной системе финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. Основными видами бюджетного финансирования являются: бюджетные ассигнования, ссуды, дотации, субвенции и субсидии;
3) строго целевым характером расходования выделяемых средств. Это предполагает «необходимость помимо указания общей суммы средств, выделяемых получателям на программу (проект) в целом, определения объемов финансирования конкретных мероприятий и объектов, на которые они должны быть использованы»5;
4) ограниченным перечнем объектов и отраслей экономики, финансируемых из бюджетов различного уровня. Это прежде всего объекты социально-бюджетной сферы6. Мы считаем весьма важным обеспечение для этого прозрачности расходования средств;
5) тем, что бюджетное финансирование — эффективное средство оздоровления жизнеобеспечивающих сфер и отраслей экономики. При этом можно выделить основные направления государственных и муниципальных расходов на развитие здравоохранения и образования; реализацию социальной политики (социальное обслуживание и социальное обеспечение населения); жилищно-коммунальное хозяйство.
Приведенные особенности, по мнению автора, указывают, с одной стороны, на ключевой характер рассматриваемой нами сферы, с другой — актуализируют необходимость обеспечения функции защиты бюджетных средств от преступных посягательств.
Словосочетание «сфера бюджетного финансирования», как нам представляется, состоит из двух взаимосвязанных частей: 1) сфера как таковая; 2) бюджетное финансирование. Большой экономический словарь под общей редакцией А.Н. Азрилияна бюджетное финансирование определяет как предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета предприятиям, учреждениям, организациям для полного или частичного покрытия их расходов7. На наш взгляд, весьма важным при бюджетном финансировании является по крайней мере два момента. Во-первых, бюджетные средства предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу, например, на условиях долевого финансирования целевых расходов. Во-вторых, эти средства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
В ряде учебников по финансовому праву вместо бюджетного финансирования употребляют понятие «финансирование государственных или муниципальных расходов» и определяют его, как «урегулирован-
ное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности) для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям»8.
В настоящее время достаточно много видов бюджетного финансирования, а именно: бюджетные ассигнования на выплату пенсий, пособий, материнского (семейного) капитала, содержание органов управления социальной сферой, иные выплаты; дотации для покрытия текущих расходов; субвенции на осуществление целевых расходов; бюджетные ссуды; субсидии долевого финансирования целевых программ. Кроме того, в 2006-2007гг. в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» ОАО «Россельхозбанк» выдавал доступные дешевые долгосрочные (до 8 лет) кредиты на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов; гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство; крестьянским (фермерским) хозяйствам. Финансирование ежегодно осуществлялось из федерального бюджета.
На сегодня сфера бюджетного финансирования охватывает весьма широкий спектр отраслей, предприятий, организаций и учреждений, нуждающихся в государственной поддержке для их нормального функционирования в условиях рынка9. Достаточно большие финансовые ресурсы направляются сюда для этого. Причем они должны использоваться только по прямому назначению. В связи с этим специалисты в области финансово-бюджетного надзора, в частности, отмечают, что любое отступление от бюджетных предписаний — это прямое уклонение от исполнения закона, т.е. в первую очередь от утвержденного бюджета, мобилизующего государственные средства для удовлетворения общественных нужд, в том числе на развитие здравоохранения, образования, науки и культуры.
В юридической литературе можно встретить множество терминов, когда речь идет о месте совершения преступлений экономической направленности, предметом преступного посягательства которых выступают бюджетные средства. Чаще всего употребляют: «сфера бюджетного финансирования», «социально-бюджетная сфера»10, «кредитно-финансовая сфера»11, «финансовая сфера»12. Естественно, авторы, их вводящие в научный оборот, высказывают свои доводы и аргументы в пользу того или иного термина. Как нам представляется, все они имеют свое содержание, причем нередко оно не совпадает. При всем их многообразии базовыми в структуре этих понятий, на наш взгляд, являются бюджетные средства, источником финансирования которых выступает государствен-
ный бюджет.
Представляется, что финансовая сфера и сфера бюджетного финансирования имеют некоторые общие черты. Обратимся к высказываниям отдельных авторов. В частности, вот как представляет финансовую сферу (с позиции науки криминалистики) Н.П.Яблоков, подчеркивая при этом, что «финансовая сфера жизнедеятельности государства, связанная с накоплением, распределением и использованием государственных и частных денежных средств, является одной из наиболее привлекательных для отдельных преступников и особенно организованных преступных групп. В данной сфере в настоящее время совершается значительное число различного рода финансовых афер, осуществляемых чаще всего при различных банковских операциях с ценными бумагами и документами»13. Здесь автор финансовую сферу рассматривает в широком ее понимании. Такая точка зрения бесспорно имеет право на существование. Мы же в данной статье ведем речь несколько о другом — бюджетном финансировании, делая основной акцент на выделении, распределении и расходовании бюджетных средств строго по прямому назначению. Для нас в определении, предложенный Н.П.Яблоковым, базовыми являются сами функции финансовой сферы — это накопление, распределение и использование государственных и частных денежных средств. Правда, частный капитал не охватывается сферой бюджетного финансирования. Из смысла самой данной сферы видно, что она узко направленная.Разуме-ется, эти присущие бюджетному финансированию особенности, непременно должны быть учтены при формулировании определения сферы бюджетного финансирования.
В нашем же понимании сфера бюджетного финансирования — это прежде всего совокупность финансово-бюджетных отношений, складывающихся в процессе накопления, выделения из государственного бюджета средств, их распределения и использования для реализации, например, федеральных целевых программ, а также система финансовых иных учреждений. Иначе говоря, предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, допустим на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений. В свою очередь Правительство РФ устанавливает порядок предоставления финансовой помощи, а также утверждает Правила ее предоставления. За счет средств федерального бюджета выплачивается соответствующее вознаграждение за классное руководство. Следует отметить, что контроль целевого использования субсидий возлагается на Феде-
ральное агентство по образованию и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями. Руководителям подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации рекомендуется включать в планы работы вверенных им подразделений мероприятия, осуществляемые совместными усилиями территориальных структур указанных контролирующих органов.
Говоря о бюджетном финансировании, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что предоставление финансовой помощи из федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Общественные отношения, возникающие при этом (в процессе перераспределения средств государственного бюджета) регулируются данным законодательством.
Сфера бюджетного финансирования охватывает также совокупность отношений, возникающих: а) между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации; б) между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и на нашем примере, Федеральным агентством по образованию (между ними заключаются соглашения о выплате вознаграждения).
По большому счету речь идет о финансовом обеспечении бюджетных учреждений (государственной или муниципальной собственности), услугами которых пользуются почти все население страны. Практика убедительно доказала, что расходование бюджетных средств в рамках тех же национальных проектов гораздо эффективнее, нежели «разовая» государственная поддержка указанных учреждений.
За счет собственных бюджетов многим субъектам Российской Федерации вряд ли удалось бы модернизировать то же образование, включая изменение системы оплаты труда и повышение доходов учителей.
Успешная реализация всех приоритетных национальных проектов — задача государственной важности. Одним из основных условий для этого, как показала практика, является недопущение фактов завладения бюджетными средствами преступным путем и нецелевого их расходования. Основная нагрузка в осуществлении этой функции легла на подразделения ЭБиПК как на головную службу в системе ОВД по организации борьбы с экономическими преступлениями в сфере бюджетного финансирования.
Практическая реализация национальных проектов, несмотря на созданную многоуровневую систему контроля, пронизывающую сверху донизу, столкнулась с некоторым осложнением криминогенной ситуации на тех объектах, на развитие которых выделялись бюджетные средства. Другими словами, финансовое обеспечение бюджетных учреждений стало сопровождаться процессом криминализации. Осо-
бенно это отчетливо проявилось на этапе расходования бюджетных средств бюджетополучателями, причем это характерно, как показало проведенное нами выборочное исследование, по всем национальным проектам. Бюджетные деньги чаще стали выступать предметом преступного посягательства со стороны криминально ориентированных лиц.
Обращает на себя внимание тот факт, что специалисты еще задолго до начала реализации приоритетных национальных проектов утверждали о начавшейся криминализации экономических отношений. В частности, В.М.Есипов подчеркивает, что «все более нарастает экономическая преступность в социальной сфере. В отраслях социального обслуживания, коммунального хозяйства, науки и образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, физической культуры и искусства обусловило рост должностных и хозяйственных правонарушений в соответствующих учреждениях. Расстроилась система социальной защиты населения. Расширяется криминализация сфер и институтов, обеспечивающих механизм реализации государственного патернализма.
В здравоохранении совершено 25% от числа всех выявленных в социальной сфере преступлений, в том числе треть составляет взяточничество. Неблагополучная обстановка в обеспечении населения лекарственными препаратами ведет к росту преступлений в этой сфере»16. Мы, безусловно, разделяем обеспокоенность складывающейся криминогенной ситуации в социальной сфере и полагаем, что основные ее корни кроются прежде всего в экономической сфере.
Показателен тот факт (о чем свидетельствует анализ), что в последнее время все активнее стали изучать специалисты различных областей знаний проблему обеспечения сохранности бюджетных средств. И это, как нам представляется, неслучайно, ибо до недавнего времени так «плотно» не занимались ею, хотя в условиях рынка произошли коренные преобразования, в том числе в предоставлении из федерального бюджета финансовой помощи бюджетным учреждениям, основанным на государственной или муниципальной собственности. Комплексному научному осмыслению указанная проблема так и не подвергалась, хотя практические работники на местах остро нуждаются в методическом обеспечении.
Одним из первых с уголовно-правовых и криминологических позиций рассмотрел проблему борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере в своей монографической работе Ю.Н.Демидов17. Заслуга автора, на наш взгляд, заключается в том, что им предложена целостная концепция борьбы с преступлениями в названной сфере. Как известно, основным источником финансирования социально-бюджетной сферы выступают бюджетные средства, выделяемые из федерального бюджета, региональных бюджетов, а
также местных бюджетов.
Как уже нами подчеркивалось, финансово-бюджетные отношения все чаще стали объектом преступных посягательств. Думается, что это неслучайно, ибо за этим кроются прежде всего «живые» деньги, а в них, как известно, нуждаются не только кредитные учреждения и хозяйствующие субъекты (в первую очередь социально-бюджетной сферы), но и криминальные структуры. Вот что пишет по этому поводу, в частности, Ю.Н.Демидов: «Преступность экономической направленности в социально-бюджетной сфере представляет собой все возрастающий количественно и качественно по степени общественной опасности массив противоправных деяний, посягающих на гарантированные конституционные права граждан по социальному обеспечению по возрасту, в случае болезни, инвалидности, для воспитания детей; в областях культуры, науки, искусства, спорта и других социальных сферах жизни общества. Как следствие, преступность должностных лиц с использованием служебного положения в социально-бюджетной сфере подрывает доверие населения к органам государственной власти, приводит к снижению экономического роста и уровня жизни наименее защищенных слоев населения»18. Автор, подчеркивая особую значимость преступлений, совершаемых в социально-бюджетной сфере, вводит совершенно новое понятие «социально-бюджетная преступность». Думается, что получился тем самым качественно новый вид преступности, тесная связь которого просматривается из названия самой сферы. Естественно, на первый взгляд казалось бы не бесспорно, ибо если идти по такому пути, то применительно к каждой отдельно взятой приоритетной отрасли экономики можно определить свой вид преступности. В то же время с позиции криминологии почему бы не допустить подобный подход, хотя бы для того чтобы данное явление стало предметом углубленного изучения и анализа. Давайте обратимся теперь к УК РФ. Ведь там нет экономических преступлений, есть преступления в сфере экономики. Безусловно, даже с позиции здравого смысла логичнее было бы употреблять преступления в сфере экономики, что и сделал законодатель. Точно таким же образом можно рассуждать и про социально-бюджетную преступность.
Особо не вдаваясь в полемику, отметим, что преступные посягательства на бюджетные средства, имеют большой общественный резонанс, ибо их совершение сопряжено самым непосредственным образом с нарушением конституционных прав граждан. В этом смысле, на наш взгляд, преступления данной категории имеют даже некоторый «политический» оттенок. Ясно одно: области социального обеспечения и обслуживания носят жизнеобеспечивающий характер, затрагивают интересы каждого россиянина. Между
тем, они пока что, несмотря на постоянную государственную поддержку, оказались не в лучшем положении. Ни в коей мере нельзя допустить дальнейшего его ухудшения. Ведь никому не секрет, одним из факторов, негативно влияющих на социальную сферу вообще, на наш взгляд, выступает нецелевое использование бюджетных средств. При дефиците бюджета вдвойне он сказывается на состояние названной сферы. Многократно усиливается в нынешних финансово-экономических условиях.
На степень интенсивности проявления указанного фактора существенным образом могут воздействовать и подразделения ЭБиПК, ибо своевременное выявление и пресечение фактов нецелевого расходования бюджетных средств (будучи неотъемлемой частью необоснованного и неэкономного их использования) является одной из основных задач, стоящей перед ними. Успешное ее решение, по мнению авторов, предполагает принятие комплекса мер во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами. При этом важно, чтобы сотрудники ЭБиПК как инициаторы проведения целенаправленных мероприятий заблаговременно готовились к ним, зная особенности проявления экономической преступности в сфере бюджетного финансирования, включая реализацию приоритетных национальных проектов. Многолетняя практика убедительно доказала, что без знания особенностей трудно мобилизовать основные усилия на получении первичных данных о бюджетополучателях, расходующих бюджетные средства на цели, несоответствующие условиям их получения, определенным бюджетной росписью, сметой доходов и расходов.
Как уже отмечали выше, составной частью сферы бюджетного финансирования выступает реализация приоритетных национальных проектов. Эта деятельность будет продолжаться и в этом году лишь только с одной разницей — с этого года национальные проекты переведены в разряд государственных программ, при этом значительно увеличены объемы их финансирования. Следовательно, наработанная практика в рамках нацпроектов столь же актуальна и сегодня. На наш взгляд, ее следует обобщить и результаты которого признать в качестве передового опыта с последующим повсеместным их внедрением. Чтобы избегать проб и ошибок в процессе реализации уже государственных программ, эту работу, по мнению авторов, целесообразно проводить, не отгладывая надолго.
В рамках настоящей работы, насколько позволяет ее объем, мы предпримем некоторую попытку обобщить, в частности, особенности деятельности подразделений ЭБиПК в разрезе национальных проектов19 и коротко охарактеризовать их.
Так, проведенный нами анализ практики деятельности подразделений ЭБиПК ОВД в рамках реали-
зации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» показывает, что здесь основной схемой совершения противоправных действий, как правило, выступали предоставление подложных документов для включения в проект20, а также получение мошенническим путем государственных жилищных сертификатов и безвозмездных субсидий.
Для приоритетного национального проекта «Развитие АПК»21 характерно то, что основная часть выявленных преступлений совершалась при получении целевых кредитов22 на развитие личного подсобного хозяйства23. Как показывает статистика, их по России было выявлено достаточно много. Однако сумма нанесенного ущерба по этим преступлениям незначительная.
Между тем на характеристике преступных проявлений в рамках данного национального проекта остановимся более подробно. Как известно, традиционно мошенничество совершается двумя способами: 1) путем обмана; 2) посредством злоупотребления доверием. Обманные действия в свою очередь, применительно к рассматриваемому нацпроекту, чаще всего нашли выражение в виде обращения в государственный орган с заявлением на получение государственных субсидий для возмещения части затрат по выплате процентов по кредиту, предоставив подложные документы о целевом расходовании кредита; предоставления председателем сельскохозяйственного производственного кооператива в Департамент социально-экономического развития села области ложные сведения о нахождении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и незаконного получения из федерального бюджета денежных средств. Помимо мошенничества в рамках анализируемого проекта были совершены факты незаконного получения индивидуальным предпринимателем либо руководителем организации кредита или льготных условий кредитования, а также злоупотреблений полномочиями лицами, выполнявшими управленческие функции в коммерческой организации. Так, например, в Иркутской области изобличен индивидуальный предприниматель, получивший целевой кредит в ОАО «Россельхозбанке» для реконструкции и модернизации животноводческих ферм в размере 18,5 млн. рублей под залог крупного рогатого скота, недвижимости 3-х лиц. Полученный кредит был использован не по целевому назначению путем перечисления денежных средств по фиктивным договорам подряда на счета подставных организаций. Обналиченные средства впоследствии индивидуальным предпринимателем были истрачены по своему усмотрению. Или другой пример. В Астраханской области был выявлен факт незаконного получения целевого кредита в сумме 1 млн. рублей главой крестьянско-фермерского хозяйства на приобретение молодняка
крупного рогатого скота путем предоставления банку заведомо ложных сведений о хозяйственном положении данной организации.
Приведем несколько примеров по фактам злоупотребления полномочиями. В Карачаево-Черкесской Республике был установлен факт злоупотребления полномочиями бывшим директором филиала ОАО «Россельхозбанк», который выдал кредит коммерческой организации в сумме 32 млн. рублей, не получив на это согласие головного офиса. Или, в Тверской области изобличен директор одной из коммерческих организаций, который при составлении документов на получение субсидий за произведенное и реализованное сырье льна, выплачиваемых хозяйствам в качестве возмещения затрат, связанных с производством и реализацией продукции, в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», завысил объемы произведенного льноволокна на 158 центнеров и эти сведения предоставил в Департамент по социально-экономическому развитию села области, получив тем самым субсидии из федерального бюджета и бюджета Тверской области.
Одной из особенностью приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является то, что контроль за расходованием денежных средств здесь осуществляется МВД России совместно с Минсельхо-зом России и Росфиннадзором в рамках «Межведомственного плана мероприятий по защите средств федерального бюджета, направленных государством на развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Со своей стороны полагаем, что это большой плюс в плане своевременного выявления и пресечения как финансовых нарушений, так и преступлений экономической направленности. К сожалению, несмотря на значительные преимущества такого рода плана, последний в дальнейшем не получило распространение.
Что же касается приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье», то и они оказались объектом пристального внимания со стороны преступных элементов.
На реализацию проекта «Образование» из федерального бюджета, как никогда, были выделены большие средства. Основными его направлениями явились: поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; внедрение современных образовательных технологий; развитие национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня; повышение уровня воспитательной работы в школах; развитие системы профессиональной подготовки в армии; сельский школьный автобус; государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования; совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях.
В целях своевременного выявления и пресечения должностных преступлений, а также хищений бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ и проектов, до недавнего времени ежегодно проводились оперативно-профилактические мероприятия «Образование».
Проведенный анализ показывает, что повсеместное распространение получили факты присвоения бюджетных средств, выделенных для реализации национального проекта «Образование». Чаще всего сами руководители муниципальных образовательных учреждений, используя своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершают присвоения денежных средств, выделенных на выплату вознаграждения педагогическим работникам в рамках указанного приоритетного национального проекта. Сумма ущерба по таким делам, как правило, колеблется от 25 до 60 тыс. руб. Казалось бы причиняемый ущерб незначительный. Между тем мы считаем, что нельзя судить об общественной опасности только по размеру причиненного ущерба, ибо во внимание, на наш взгляд, должны приниматься также целевое назначение этих средств, решение с их привлечением социально значимых задач, ограниченный их объем, дефицит бюджета (особенно в условиях нынешнего финансового кризиса), что обусловливает экономное расходование денежных средств. Названные обстоятельства, по мнению авторов, нельзя не учитывать при определении тяжести содеянного. Законодатель над этим вопросом, на наш взгляд, всерьез должен задуматься.
Наиболее распространенной организационной формой сопровождения рассматриваемого национального проекта выступает участие сотрудников подразделений ЭБиПК в работе конкурсных комиссий при проведении конкурсов и аукционов. Планируются и проводятся ими профилактические проверки организаций, принимающих участие в конкурсах. На этапе исполнения взятых ими на себя обязательств эта работа преследует цель не допустить фактов использования фиктивных и посреднических фирм для увода в «тень» бюджетных средств.
Национальный проект «Здоровье», как и предыдущие, оказался также финансоемким, что не могло не сказаться на его криминогенность. В силу этого сопровождение данного проекта предполагает:
• осуществление тесного взаимодействия с региональными органами здравоохранения и социального развития, прокуратуры и другими. Посредством обмена информацией целесообразно получить сведения о выделении бюджетных средств на реализацию данного проекта, о планируемых закупках товаров, работ и услуг, о членах конкурсных комиссий, о претендентах на получении права на заключении госконтрактов с органами здра-
воохранения на местах;
• активное проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению преступлений экономической направленности на основе имеющейся информации о бюджетополучателях;
• непосредственное участие (по мере возможности) при проведении конкурсных торгов на заключение государственных контрактов;
• проведение проверочных мероприятий в отношении организаций — поставщиков товаров, работ и услуг в рамках нацпроекта «Здоровье»;
• осуществление мониторинга за ходом реализации этого проекта, по результатом которого подготовка информационно-аналитических документов для руководителей ОВД и подразделений ЭБиПК. При этом под мониторингом следует понимать систему наблюдений за состоянием реализации приоритетного национального проекта, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений экономической направленности, а также оценки эффективности деятельности названных подразделений и других правоохранительных органов.
Завершая краткий анализ приоритетных национальных проектов, следует подчеркнуть, что финансовые ресурсы «притягивают» к себе различного рода дельцов, членов преступных групп. Свидетельством тому служат данные ФКУ «ГИАЦ МВД России» по защите бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ и крупнейших инвестиционных проектов.
В результате принятых мер в 2015 г. подразделениями ЭБиПК было выявлено 8,2 тыс. преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, в том числе 4 тыс. — коррупционной направленности. Раскрыто 706 преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, и 457 — в составе организованной группы либо преступного сообщества. Размер причинённого материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 14,4 млрд рублей, обеспечено возмещение ущерба на сумму более 8,6 млрд рублей. Выявлено 3,7 тыс. лиц, совершивших преступления указанного вида. К уголовной ответственности привлечено 2,6 тыс. лиц.
Подразделения ЭБиПК во взаимодействии с заинтересованными правоохранительными и контролирующими органами на постоянной основе реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с хищениями и нецелевым использованием бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, организованные преступные структуры всячески пытаются сферу бюджетного финансирования подмять под свое криминальное влияние. Сама указанная сфера нами рассматривается как среда, в которой оперативные подразделения полиции (в первую очередь подразделения ЭБиПК) осуществляют возложенные на них функции, связанные с оперативно-розыскным обеспечением защиты бюджетных средств, предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям на безвозмездной основе для полного или частичного покрытия их расходов, от преступных посягательств.
1 Более подробно см.: Иванов П.И., Данилов А.М., Шега-будинов Р.Ш. Предупреждение и раскрытие экономических преступлений в сфере бюджетного финансирования: Монография. - М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2010. - 191 с.
2 О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 29 июля 1998г. №5-ФЗ (ст.26).
3 Финансовое право: Учебник / отв. ред. Н.И.Химичева. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. С.647.
4 Термин «сфера» подразумевает совокупность отраслей народного хозяйства.
5 Финансовое право: Учебник /отв. ред. Н.И. Химичева. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. С.650.
6 Иванов П.И., Шегабудинов Р.Ш., Сафиюлина П.Р. Предупреждение и раскрытие преступлений подразделениями БЭП в социально-бюджетной сфере: Учебное пособие. - М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. - 104 с.
7 См. об этом: Большой экономический словарь /Под общ. ред. А.Н. Азрилияна. - М., 1994. С.55.
8 Финансовое право: Учебник / отв. ред. Н.И.Химичева. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. С.646.
9 Государственные или муниципальные средства могут быть выделены по специальному решению органов государственной власти или органов местного самоуправления и негосударственным (или немуниципальным) организациям. Тогда между ними возникают финансовые правоотношения.
10 Демидов Ю.Н. Приоритетные национальные проекты и их защита от социально-бюджетной преступности: Лекция. -Домодедово, 2007. -56с.
11 Иванов П.И., Марзаев Э.В., Пчелинцев М.Э. Проблемы борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями в кредитно-финансовой сфере: Научно-практическое пособие. -М., 2008. - 104с.
12 Яблоков Н.П. Криминалистическая характеристика финансовых преступлений: Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. №1.
13 Яблоков Н.П. Указ. соч. С.31.
14 См. об этом: Большой экономический словарь /Под общ. ред. А.Н. Азрилияна. - М., 1994. С.55.
15 Финансовое право: Учебник / отв. ред. Н.И.Химичева. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. С.646.
16 Есипов В.М. Криминализация экономической системы и пути нейтрализации экономической преступности //Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон /Под ред. профессора А.И.Долговой. - М., Российская криминологическая ассоциация. 2001. С.252.
17 Демидов Ю.Н. Проблемы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере: Монография. - М., 2002.
18 Демидов Ю.Н. Приоритетные национальные проекты и их защита от социально-бюджетной преступности: Лекция. -Домодедово, 2007. С.9.
19 Начиная с 2009г., приоритетные национальные проекты будут преобразованы в государственные программы. Необходимые на реализацию новых госпрограмм средства уже заложены в бюджете.
20 Так, для признания семьи нуждающейся в жилом помещении предоставляется следующий пакет документов: заявление; свидетельство о рождении на детей, о браке; выписка из домовой книги; справка с места жительства; копия финансового лицевого счета; документ, подтверждающий право пользования помещением (ордер, договор социального найма, свидетельство о собственности); справка БТИ об отсутствии собственности; справка с места работы; акт проверки жилищных условий.
21 Начиная с 2008г., дальнейшая реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» осуществляется в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
22 Во всех регионах имеются филиалы ОАО «Россельхоз-банк», которые выдают кредит в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Проведенное нами изучение показывает, что для того чтобы получить кредит чаще всего предоставляют фиктивную справку о заработной плате. Или предоставляют подложные паспорта, например, на трактор, в качестве залога на получение кредита в рамках национального проекта. Нередко полученный государственный целевой кредит растрачивают на иные нужды.
23 Из средств федерального бюджета гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, выделяются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.