60
П. И. ИВАНОВ,
главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Академия управления МВД России Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
УДК 343.37
Дата поступления статьи: 18 июня 2019 г. Дата принятия статьи в печать: 12 сентября 2019 г.
P. I. IVANOV,
Doctor of Law, Professor,
Chief Researcher at the Research Center
Merited Law Expert of the Russian Federation
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia
Russian Federation, 125993, Moscow,
Zoi and Alexander Kosmodemyanskikhst., 8
Scientific speciality: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work; Operational-Search Activity.
О разработке отечественной системы оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы
On the development of a national system of operational search of economic security social and public sector
Аннотация
Актуальность разработки отечественной системы обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы обусловлена необходимостью стабилизации оперативной обстановки на ее объектах. В настоящее время необходимость такой системы объективно востребована.
Постановка проблемы: повышение эффективности обеспечения экономической безопасности объектов социально-бюджетной сферы невозможно или крайне затруднительно без наличия отечественной системы упреждения преступлений в первую очередь экономической и коррупционной направленности. Потребность в таком обеспечении продиктована следующими взаимосвязанными между собой факторами: ежегодными огромными бюджетными затратами на реализацию национальных проектов (программ); ростом количества выявленных хищений бюджетных денежных средств и фактов нецелевого их расходования, увеличением размера причиненного материального ущерба.
Annotation
The relevance of the development of the domestic system of economic security of the social and budgetary sphere is due to the need to stabilize the operational situation at its facilities. Currently, the need for such a system is objectively in demand.
Statement of the problem: it is impossible or extremely difficult to increase the efficiency of ensuring economic security of objects of the social and budgetary sphere without the presence of the domestic system of crime prevention primarily of economic and corruption orientation. The need for such provision is dictated by the following interrelated factors: the annual huge budget costs for the implementation of national projects (programs); the increase in the number of identified embezzlement of budget funds and the facts of their misuse, the increase in the amount of material damage caused.
The purpose of the study: the development of evidence-based approaches to the development of the domestic system of operational and investigative economic security of the social and bud-
Цель исследования: выработка научно обоснованных подходов к разработке отечественной системы оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы.
Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов, включенное наблюдение, сравнение.
Результаты и ключевые выводы: в рамках данной статьи осуществлялось познание общих закономерностей обеспечения экономической безопасности и определение на этой основе задач по разработке указанной системы; научное обоснование примерного перечня основных элементов, составляющих само содержание отечественной системы обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы, обусловленное необходимостью стабилизации оперативной обстановки на ее объектах. Получены объективные и достоверные знания об экономической и коррупционной преступности, ее состоянии, интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и в настоящем. Результаты криминологического изучения причин и условий указанных видов преступности способствовали выработке рекомендаций по их преодолению. Требуется проработать вопрос о нормативно-правовом механизме реализации такой системы.
getary sphere.
Research methods: questioning, interviewing, content analysis of documents, included observation, comparison.
Results and key findings in this article was carried out with the knowledge of the General laws of economic security and definition on this basis, the objectives for the development of this system; scientific justification of the indicative list of the main elements that make up the very content of the domestic system of economic security of social and public sector, due to the need of stabilization of an operational situation at the facilities. Objective and reliable knowledge about economic and corruption crime, its state, intensity (level), structure and dynamics both in the past and in the present have been obtained. The results of the criminological study of the causes and conditions of these types of crime contributed to the development of recommendations to overcome them. It is necessary to study the question of the legal mechanism for the implementation of such a system.
Ключевые слова: отечественная система; обеспечение экономической безопасности; факторы; социально-бюджетная сфера; органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; органы внутренних дел, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.
Key words: domestic system; ensuring economic security; factors; social and budgetary sphere; bodies carrying out operational and investigative activities; internal Affairs bodies, economic security and anti-corruption units.
Объективная необходимость разработки отечественной системы оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы во многом продиктована принятой Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года1. Вызовы и угрозы экономической безопасности, указанные в этом документе, характерны и для социально-бюджетной сферы, а именно: высокий уровень криминализации и коррупции, сохранение значительной доли теневой экономики. Представляется, что только посредством принятия комплекса мер возможна их нейтрализация. А это в свою очередь предполагает разработку отечественной системы опера-
1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
тивно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы.
В рамках настоящей статьи нами предпринята попытка предложить читателям авторский вариант указанной системы.
Вначале, на наш взгляд, следует определиться с понятием «отечественная система оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы», под которой понимается реализация органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД) во взаимодействии с другими правоохранительными органами и иными заинтересованными организациями, теоретических, нормативно-правовых, организационных, информационных, аналитических, оперативно-тактических, координационных и методических мер, направленных на стабилизацию крими-
62
ногенной ситуации на объектах социально-бюджетной сферы.
Реализуя вышеуказанные виды мер, следует иметь в виду, что обеспечение экономической безопасности социально-бюджетной сферы на основе постоянного мониторинга рисков и угроз, возникающих в том числе в результате совершения преступлений экономической и коррупционной направленности, — общегосударственная задача, в решении которой самое непосредственное участие принимают органы внутренних дел и их подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК). При этом указанные органы взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и средствами массовой информации.
Стоит заметить, что в системе органов внутренних дел головной службой по организации обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции все же выступают подразделения ЭБиПК.
Отечественная система оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы должна преследовать цель предотвращения угроз экономической безопасности, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба прежде всего экономическим интересам государства. Одновременно она должна способствовать:
1) соблюдению законодательства о защите бюджетных средств от преступных посягательств физическими и юридическими лицами, осуществляющими операции с бюджетными денежными средствами или иным имуществом при реализации национальных проектов (целевых программ);
2) повышению уровня прозрачности финансово-хозяйственной деятельности в рассматриваемом сегменте экономики, в том числе за счет применения механизма установления бенефициарных владельцев хозяйствующих в нем субъектов;
3) своевременному предупреждению нецелевого расходования бюджетных средств, выделяемых прежде всего для реализации государственных программ, крупных инвестиционных проектов, а также обеспечения повышения эффективности использования этих средств.
Рассмотрим более подробно вышеуказанную систему мер.
Меры теоретического характера в отечественной системе оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы должны быть направлены:
— на определение понятийного аппарата (основные понятия: «отечественная система
обеспечения экономической безопасности»; «социально-бюджетная сфера»; «угроза экономической безопасности»; «уязвимость экономической безопасности»; «риск совершения сомнительных операций (сделок) в целях извлечения преступных доходов»; «противодействие угрозам экономической безопасности»; «минимизация преступных последствий») [6, с. 346];
— на установление закономерностей возникновения и развития организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией как наиболее опасного социально-правового явления;
— на изучение состояния и тенденций развития экономической преступности, сопряженной с коррупцией, сущности и форм ее проявления;
— на углубленное изучение составных элементов оперативно-розыскной характеристики преступлений экономической и коррупционной направленности;
— на исследование принципов организации оперативно-розыскной деятельности по обеспечению экономической безопасности социально-бюджетной сферы;
— на анализ общих (специфических) обстоятельств, способствующих криминальным деяниям экономической и коррупционной направленности на объектах указанной сферы.
На наш взгляд, значительное место в рассматриваемой системе должны занимать меры нормативно-правового характера, предполагающие:
— совершенствование нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности. В настоящее время из-за несовершенства даже процессуальные нормы, регламентирующие проверку сообщения о преступлении, оказались весьма уязвимыми в части совершения рейдерских захватов имущества. Схема их совершения выглядит следующим образом: «рейдеры устанавливают коррупционные связи с должностными лицами правоохранительных органов, в частности органов следствия и дознания, для инициирования процессуальной проверки по сообщению о преступлении, якобы совершенном руководителем и (или) собственником предприятия-цели, для оказания на них давления, принуждения к совершению сделки, изъятия необходимых документов, получения значимой для захвата информации и т. д. Именно с принятия и регистрации заявления о «несуществующем» преступлении и проведении по нему процессуальной проверки в предусмотренном ст. 144—145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации порядке начинается процесс рейдерского захвата имущества с использованием полномочий
должностных лиц правоохранительных органов» [2, с. 58-59];
— адаптацию отечественного законодательства и правоприменительной практики по мере необходимости к зарубежному положительному опыту;
— совершенствование нормативно-правового регулирования кредитных организаций и инвестиционных компаний, на которых сегодня оказывают влияние финансовые технологии, связанные с цифровой (виртуальной) валютой. Профессор Ю. В. Трунцевский справедливо отмечает, что «мир банковских и финансовых услуг продолжает стремительно и кардинально меняться, ежедневно внедряются альтернативы традиционным продуктам и услугам, что существенно влияет на использование денег — создаются новые рынки» [8, с. 231]. Как нам представляется, использование цифровых (виртуальных) валют как финансовый инструмент в условиях вне правового поля, безусловно, создает повышенный риск, например, при отмывании денег в финансовом секторе;
— обеспечение неукоснительного выполнения правоохранительными органами требований законодательных и иных нормативных правовых актов в части усиления борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности в социально-бюджетной сфере путем принятия комплекса оперативно-розыскных мер;
— принятие законодательных и иных мер, направленных на недопущение лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления, совершенные в сфере экономики, преступления против государственной власти, к бенефициарному владению организациями, осуществляющими сомнительные операции с денежными средствами и иным имуществом;
— повышение профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и в первую очередь органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в целях активизации борьбы с экономическими преступлениями, в том числе противодействием легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В этом плане заслуживает внимания точка зрения Е. П. Шляхтина, предлагающего при преподавании оперативно-розыскных дисциплин внедрить практико-ориентированный подход [9, с. 239—247]. Повышение образовательного уровня субъектов ОРД по борьбе, например, с высокотехнологичной преступностью немыслимо без совершенствования системы профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений [1, с. 93—97].
Относительно самостоятельную группу, на наш взгляд, образуют меры организационного характера, которые направлены:
— на реализацию государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, в том числе социально-бюджетной сферы. В ней определены цели, основные направления и задачи. Среди целей, по нашему мнению, повышение устойчивости социально-бюджетной сферы к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз. В настоящее время в условиях реализации национальных проектов одним из основных источников угрозы выступают хищения бюджетных средств и их нецелевого расходования;
— на возложение функции оценки угроз экономической безопасности, возникающих в результате совершения сомнительных операций (сделок) с бюджетными денежными средствами или иным имуществом, а также выработку мер противодействия этим угрозам Федеральной службой по финансовому мониторингу (Рос-финмониторинг), которая для этого располагает апробированной на практике методикой и механизмом ее реализации;
— на создание единой информационной системы в сфере борьбы с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой;
— на совершенствование механизма участия в деятельности предлагаемой нами системы негосударственных организаций правоохранительной направленности по защите бюджетных средств от преступных посягательств. С их помощью целесообразно выявить бюджетополучателей, осуществляющих сомнительные операции с денежными средствами и иным имуществом. Как известно, подобного рода операции приводят к неосновательному обогащению. Учитывая это, профессор Ю. В. Трунцевский предлагает (мы солидарны с ним) рассмотреть возможность криминализации неосновательного обогащения и его использования в качестве предикатного преступления в отношении отмывания денег, возможность конфискаций в этой области [8, с. 237];
— на осуществление постоянного мониторинга реализации вышеуказанной системы, корректировки ее целей и основных направлений по его результатам. На наш взгляд, дальнейшее развитие предлагаемой нами системы (в случае ее принятия) следует ставить в зависимость от изменений нормативных правовых актов, правоприменительной практики, складывающейся оперативной обстановки на объектах социально-бюджетной сферы. Эти параметры, как показывает исследование, оказывают существенное влияние на состояние отечественной
64
системы обеспечения экономической безопасности указанной сферы;
— на определение научно обоснованных количественных и качественных критериев и показателей оценки эффективности функционирования указанной системы, ее отдельных элементов и механизмов.
Как нам представляется, следующую отдельную группу в рассматриваемой совокупности действий составляют меры информационного характера, принятие которых должно способствовать:
— расширению информационно-технологических возможностей органов внутренних дел и их подразделений ЭБиПК по сбору, своевременной обработке, анализу, хранению и передаче оперативным подразделениям полиции необходимой информации, к примеру, о преступлениях, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем (создав при этом необходимые условия для расширения практики дополнительной квалификации действий подозреваемых (обвиняемых) по ст. 174, 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации при расследовании уголовных дел по предикатным преступлениям), а также о преступлениях, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений, запрещенных антимонопольным законодательством.
Таким образом, перспективным направлением является активное внедрение цифровых способов учета, сбора, хранения, обработки, преобразования и передачи информации. На это ориентирует и реализация программы цифровизации экономики России2. Одновременно следует иметь в виду, что цифровиза-ция наряду с положительным эффектом несет и угрозы. В последнее время наблюдается рост преступности с использованием информационных технологий. Так, специалисты отмечают, что «по мере развития цифровизации в условиях социальной дифференциации мы будем иметь нарастание традиционной экономической преступности, но будут развиваться и новые формы, связанные с киберпреступностью. Киберпреступления станут все более изощренными и жестокими» [7, с. 37];
— использованию информации, полученной из сети Интернет, в интересах своевременного выявления и пресечения экономических и коррупционных преступлений. Как показы-
2 Понятие цифровой экономики определено в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»: «Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
вает практика, с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий участились случаи совершения фактов мошенничества. Для того чтобы своевременно и быстро пресечь подобного рода преступления, оперативно значимую информацию можно получить из социальных сетей, сервисов мгновенных сообщений, электронной почты, платежных систем. Надолго остается информация в электронной форме, что позволяет эффективно решать тактические задачи, возникающие в процессе выявления, предупреждения и раскрытия экономических преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая установление события преступления, лиц, его совершившего3.
Наряду с указанными мерами неотъемлемой частью предлагаемой системы, по нашему мнению, должна выступать совокупность действий аналитического плана. Эти действия преследуют следующие цели: определение состояния рисков и угроз безопасности (совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба бюджетной системе страны); установление с использованием оперативно-розыскных сил и средств уязвимых мест предлагаемой системы (совокупности условий и факторов, приводящих к нарушениям организационного, нормативно-правового, материально-технического и иного характера, затрудняющих деятельность в первую очередь правоохранительных органов); заблаговременное установление возможных потенциальных рисков совершения сомнительных операций (сделок) бюджетными средствами, когда слишком высока вероятность нанесения материального ущерба.
В систему мер следует также включить совокупность действий оперативно-тактического характера. Основная суть этих мер заключается в упреждении посредством проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий совокупности условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба бюджетной системе на раннем этапе их формирования. Здесь речь идет о рисках различного вида, а именно:
а) риски совершения операций (сделок) в кредитно-финансовой сфере, проявляющиеся в виде:
- осуществления фиктивной финансово-экономической деятельности;
- перевода безналичных денежных средств в теневой наличный оборот;
3 С 2018 г. в России начала функционировать Единая биометрическая система, представляющая цифровую платформу для дистанционной биометрической идентификации граждан по голосу и изображению лица.
— незаконного вывода денежных средств и иных активов за рубеж [10];
б) риски совершения операций (сделок) в бюджетной сфере, находящие отражение в виде:
— хищений бюджетных средств при осуществлении поставщиками (подрядчиками, исполнителями) закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
— неэффективного расходования бюджетных средств, в особенности в жилищно-коммунальном хозяйстве;
в) коррупционные риски совершения операций (сделок), проявляющиеся в виде:
— легализации доходов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений;
— несоблюдения ограничений и нарушения запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции. В юридической литературе исследователи высказывают ряд предложений по изменению и дополнению норм, которые закреплены в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В частности, Н. С. Гончарук предлагает следующее: придание реестру лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений, запретительного свойства сроком хотя бы до одного года при приеме данных лиц на государственную службу; расширение списка (при декларировании сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) подотчетного лица, замещающего государственные должности, путем включения в него приобретение предметов роскоши стоимостью более 500 000 руб., наконец формирование банка данных коррупционных практик на основе создания специализированного информационного ресурса [3, с. 55—57];
— лоббирования корыстных интересов при заключении контрактов (договоров, соглашений) [4, с. 41—52];
г) риски совершения операций (сделок), связанные с преступлениями, совершаемыми в целях систематического получения крупного дохода:
— легализация доходов, полученных вследствие уклонения от уплаты налогов;
— незаконные схемы «дробления бизнеса» [5, с. 47—51].
Осуществление в рамках предлагаемой отечественной системы экономической безопасности комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий по обеспечению прозрачности финансовых операций, а также деятельности хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих сомнительные операции с бюджетными денежными средствами и иным имуществом, позволяет минимизировать ука-
занные виды рисков. Минимизацией рисков можно добиться снижения уровня экономической и коррупционной преступности, связанной с освоением бюджетных средств.
Оперативно-тактические меры направлены на поиск оптимальной модели осуществления действий, преследующих цель недопущения совершения преступлений экономической и коррупционной направленности.
В системе анализируемой группы мер оперативно-розыскные мероприятия играют не менее важную роль. Они в первую очередь нацелены на получение новой информации о противоправной деятельности лиц, совершающих либо совершивших преступления экономической и коррупционной направленности в социально-бюджетной сфере. При этом отправной точкой выступает знание сотрудниками подразделений ЭБиПК совокупности признаков, указывающих на это. Приведем наиболее часто встречающиеся в практике их деятельности признаки распознания представляющих оперативный интерес объектов воздействия:
— запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
— несоответствие сделки целям деятельности организации установленным учредительным документам этой организации;
— выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных действующим законодательством;
— потенциальные возможности использования неконтролируемых со стороны правоохранительных и надзорных органов наличных денежных средств в интересах финансирования экстремистской деятельности и терроризма. Пока существуют «площадки» по обслуживанию теневых потоков (признаки незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ)), продолжают сохраняться риски;
— фиктивная внешнеэкономическая деятельность юридического лица;
— использование иностранных юридических лиц и образований (трастов), зарегистрированных преимущественно в стране со льготным налогообложением;
— участие номинальных юридических лиц — резидентов (фирм-однодневок) в цепочках финансовых трансакций;
— необоснованный вывод средств за рубеж (нарушение банковского законодательства и нормативов, установленных Банком России).
Как нам представляется, предлагаемая система не может обойтись без принятия мер ко-
66
ординационного характера4. В реализации перечисленных мер должно быть задействовано достаточно много субъектов, из чего, безусловно, объективно возникает необходимость их координации и взаимодействия. В частности, вышеназванные меры должны быть нацелены:
— на обеспечение координации деятельности органов, предприятий, учреждений и организаций, входящих в рассматриваемую систему, и усиление информационного взаимодействия между ними;
— на совершенствование правоприменительной практики и модернизацию механизмов межведомственной координации в сфере борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности на объектах социально-бюджетной сферы.
В предлагаемой отечественной системе обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы особое место, на наш взгляд, занимают меры методического обеспечения, преследующие следующие цели:
— разработка на основе глубокого мониторинга методики выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений экономической и коррупционной направленности, связанных с освоением бюджетных средств;
— совершенствование механизмов конфискации и иных форм изъятия доходов, полученных преступным путем, у лиц, совершивших преступления, а также возмещение ущерба, причиненного противоправными деяниями государству, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим посреднические услуги;
— совершенствование деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) в целях повышения эффективности экспертного сопровождения при расследовании и рассмотрении уголовных дел, связанных с освоением бюджетных средств и коррупцией;
— расширение правоприменительной практики по своевременному выявлению и блокированию (замораживанию) активов, предна-
4 Одним из условий успешного осуществления этих мер служит наличие правовых предпосылок (О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 // СЗ РФ. 1996 г. № 17. Ст. 1958).
Список литературы:
1. Аносов А. В. Специально-криминологическое предупреждение преступлений, совершаемых с использованием высоких технологий // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 4 (48).
2. Бурынин С. С. Общая характеристика уязвимости процессуальных норм, регламентиру-
значенных для финансирования экстремизма и терроризма;
— совершенствование механизмов контроля за надлежащим расходованием бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе посредством казначейского и банковского сопровождения контрактов;
— обобщение положительного опыта осуществления правоприменительной практики по выявлению бенефициарных владельцев хозяйствующих субъектов, находящихся на оперативном их обслуживании, органами, осуществляющими ОРД совместно с Росфинмониторингом.
В заключение необходимо сделать следующие выводы.
Во-первых, разработка отечественной системы обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы — насущная потребность в современных условиях. Она должна выступать составной частью Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года и Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Президентом РФ 30 мая 2018 г.
Во-вторых, под отечественной системой обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы нами понимается совокупность рисков и угроз, создающих возможность нанесения ущерба консолидированному бюджету страны. Одной из опаснейших угроз в настоящее время продолжает оставаться совершение преступлений экономической и коррупционной направленности.
Во-третьих, отсутствие на сегодня отечественной системы обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы, по мнению автора, является уязвимым фактором, приводящим к рискам и угрозам экономической безопасности указанной сферы.
В-четвертых, содержанием предлагаемой нами системы является совокупность мер, которые в первую очередь направлены на минимизацию вероятности нанесения ущерба консолидированному бюджету страны.
References:
1. Anosov A. V. The Special Criminological Crimes' Prevention, Making with Using of the High Technologies // Proceedings of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 4 (48).
2. Burynin S. S. Obshchaya harakteristika uyaz-vimosti processual'nyh norm, reglamentiruy-
ющих проверку сообщения о преступлении, способствующих совершению рейдерских захватов имущества // Безопасность бизнеса. 2019. № 1.
3. Гончарук Н. С. Изменения Федерального за- 3. кона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части усиления административно-правовых мер противодействия коррупции в органах государственной власти // Безопасность бизнеса. 2019. № 1.
4. Ларичев В. Д. Преступления коррупционной 4. направленности: понятие, структура и состояние: сб. ст. участников межведомственной конф. «Современная экономическая преступность», посвященной 70-летию профессора В. Д. Ларичева. М., 2019.
5. Переседов А. М. Признаки незаконного дро- 5. бления бизнеса и его существенные отличия
от легальной оптимизации расходов // Безопасность бизнеса. 2019. № 1.
6. Петухов А. В. Теория и практика оператив- 6. но-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
7. Соловых Н. Н. Ключевой ресурс цифро- 7. вой экономики — человек с компетенциями XXI века // Безопасность бизнеса. 2019. № 1.
8. Трунцевский Ю. В. Криминологический 8. взгляд на цифровые технологии: сб. статей участников межведомственной конф. «Современная экономическая преступность», посвященной 70-летию профессора
В. Д. Ларичева. М., 2019. 9.
9. Шляхтин Е. П. Практико-ориентированный подход при преподавании оперативно-розыскных дисциплин: проблемы и пути их решения: сб. статей участников межведомственной конф. «Современная экономическая преступность», посвященной 70-летию профессора В. Д. Ларичева. М., 2019. 10.
10. Янишевский А. Б. Подрыв экономических основ организованной преступности экономической направленности // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 1.
ushchih proverku soobshcheniya o prestuple-nii, sposobstvuyushchih soversheniyu rejderskih zahvatov imushchestva // Bezopasnost' biznesa. 2019. № 1.
Goncharuk N. S. Izmeneniya Federal'nogo za-kona № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» v chasti usileniya administrativno-pravovyh mer protivodejstviya korrupcii v organah gosudarst-vennoj vlasti // Bezopasnost' biznesa. 2019. № 1.
Larichev V. D. Prestupleniya korrupcionnoj
napravlennosti: ponyatie, struktura i sostoyanie:
sb. st. uchastnikov mezhvedomstvennoj konf.
«Sovremennaya ekonomicheskaya prestup-
nost'», posvyashchennoj 70-letiyu professora
V. D. Laricheva. M., 2019.
Peresedov A. M. Priznaki nezakonnogo dro-
bleniya biznesa i ego sushchestvennye otlichiya
ot legal'noj optimizacii raskhodov // Bezopas-
nost' biznesa. 2019. № 1.
Petuhov A. V Teoriya i praktika operativno-
rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del
po bor'be s organizovannoj prestupnost'yu v
sfere ekonomiki: dis. ... d-ra. yurid. nauk. M.,
2005.
Solovyh N. N. Klyuchevoj resurs cifrovoj ekonomiki — chelovek s kompetenciyami HKHI veka // Bezopasnost' biznesa. 2019. № 1. Truncevskij YU. V. Kriminologicheskij vzglyad na cifrovye tekhnologii: sb. statej uchastnikov mezhvedomstvennoj konf. «Sovremennaya ekonomicheskaya prestupnost'», posvyashchennoj 70-letiyu professora V. D. Laricheva. M., 2019.
SHlyahtin E. P. Praktiko-orientirovannyj pod-hod pri prepodavanii operativno-rozysknyh dis-ciplin: problemy i puti ih resheniya: sb. statej uchastnikov mezhvedomstvennoj konf. «Sovremennaya ekonomicheskaya prestupnost'», posvyashchennoj 70-letiyu professora V. D. Lar-icheva. M., 2019.
Yanishevskij A. B. Podryv ekonomicheskih os-nov organizovannoj prestupnosti ekonomich-eskoj napravlennosti // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2016. № 1.
Для цитирования:
For citation:
Иванов П. И. О разработке отечественной системы оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51). С. 60—67.
Ivanov P. I. On the development of a national system of operational search of economic security social and public sector // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 3 (51). P. 60-67.