Научная статья на тему 'Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел'

Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1259
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / ОФФШОРЫ / КОНФИСКАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / STRATEGY / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC CRIME / CORRUPTION / MONEY LAUNDERING RECEIVED IN THE CRIMINAL WAY / THE OFFSHORE / CONFISCATION / PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Борис Павлович, Тузов Лев Львович, Таиров Алексей Викторович

Рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел. Дается сравнительный анализ состояния экономической преступности; определяются оперативно-служебные задачи подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по основным и стратегическим направлениям оперативно-разыскной деятельности. Особое внимание уделяется противодействию организованной преступности и ее сращиванию с коррупцией. Предлагаются меры по обеспечению экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of ensuring economic security by the internal Affairs bodies

In article questions of ensuring economic security with law-enforcement bodies are considered. The comparative analysis of a condition of economic crime is given, quick and office tasks of divisions of economic security and anti-corruption of the main and strategic directions of investigation and search operations are defined. Special attention is paid to counteraction of organized crime and its merging with corruption. Measures for ensuring economic security are proposed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел»

© Б.П. Михайлов, Л.Л. Тузов, А.В. Таиров, 2018 УДК 343 ББК 67.52

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Борис Павлович Михайлов,

профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;

Лев Львович Тузов,

профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент

E-mail: elenatuz@mail.ru; Алексей Викторович Таиров,

старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail: a89037537779@gmail.com

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел. Дается сравнительный анализ состояния экономической преступности; определяются оперативно-служебные задачи подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по основным и стратегическим направлениям оперативно-разыскной деятельности. Особое внимание уделяется противодействию организованной преступности и ее сращиванию с коррупцией. Предлагаются меры по обеспечению экономической безопасности.

Ключевые слова: стратегия, экономическая безопасность, экономическая преступность, коррупция, отмывание денежных средств, полученных преступным путем, оффшоры, конфискация, профилактика.

Для цитирования: Михайлов Б.П., Тузов Л.Л., Таиров А.В. Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):181-9.

ACTUAL PROBLEMS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Boris P. Mikhaylov,

professor of the department of operational-search activity and special equipment Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation;

Lev L. Tuzov,

professor of the department of operational-search activity and special equipment Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot, Doctor ofLaw, Associate Professor;

Aleksey V. Tairov,

senior lecturer of the department of operational-search activity and special equipment Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Legal Sciences

Abstract. In article questions of ensuring economic security with law-enforcement bodies are considered. The comparative analysis of a condition of economic crime is given, quick and office tasks of divisions of economic security and anti-corruption of the main and strategic directions of investigation and search operations are defined. Special attention is paid to counteraction of organized crime and its merging with corruption. Measures for ensuring economic security are proposed.

Keywords: strategy, economic security, economic crime, corruption, money laundering received in the criminal way, the offshore, confiscation, prophylaxis.

Понятие «экономическая безопасность» как считают исследователи, сформировалось в научной, экономической литературе в конце ХХ века, однако до настоящего времени нет однозначного определения этого понятия. Авторы нового учебника «Экономическая безопасность», рассматривают это понятие в рамках обеспечения национальной безопасности, считая, что национальная экономическая безопасность — это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал [2, с. 7, 18].

В словаре под экономической безопасностью — англ. economic safety — дается следующее понятие:

1) Состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям;

2) Состояние юридических, экономических отношений, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятий, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово-коммерческих успехов, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие [12, с. 79].

Под безопасностью предприятия — англ. safety enterprise — понимается состояние защищенности жизненно важных интересов от недобросовестной конкуренции, противоправной деятельности криминальных формирований и отдельных лиц, способность противостоять внешним и внутренним угрозам, сохранить стабильность функционирования и развития предприятия в соответствии с его уставными целями [12, с. 78].

Как видно из содержания понятия экономической безопасности предприятия важным элементом обеспечения безопасности является защищенность от противоправной деятельности криминальных формирований и отдельных лиц. Это в равной мере относится к обеспечению экономической безопасности государства, регионов и экономической безопасности личности.

В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (далее — Стратегия).

Являясь базовым документом стратегического планирования, Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности и социально-экономического развития страны и включает в себя наряду с обороной страны все виды безопасности, в том числе экономическую безопасность, которой посвящен целый раздел — «экономический рост».

В названном разделе определены главные стратегические угрозы национальной безопасности в области экономики, к которым отнесены сохранение значительной доли теневой экономики, условия для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции и др., а также главные направления и пути обеспечения экономической безопасности. В мерах по обеспечению экономической безопасности подчеркивается необходимость активной борьбы с коррупцией, с теневой и криминальной экономикой, а также государственной защиты российских производителей, осуществляющих деятельность в области военной, продовольственной, информационной и энергетической безопасности.

Одной из традиционных угроз национальной и экономической безопасности являются внутренняя и транснациональная преступность. Обратимся в этой связи к динамике и структуре экономической преступности, представленных на схемах [13].

Из представленных схем видно, что число выявленных преступлений экономической направленности в 2016 году по сравнению с 2012 годом снизилось со 173 тысяч до 108,8 тысяч (на 28.4%), снижение продолжилось и в 2017 году по сравнению с январем-мартом 2016 года, сокращение составило 9,2%. Анализ статистических данных состояния преступности за 2016 год показывает, что в структуре преступлений доминируют преступления против собственности 34,6 тысяч или 36%, в том числе мошенничество ч. 2—4 ст. 159 УК РФ составило 22,4 тысячи, а так же преступления в сфе-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

январь—декабрь

Рис. 1. Преступность в экономике. Выявлено преступлений экономической направленности (в тысячах)

Прочие; 13,6

В сфере экономической деятельности; 30,1

Против собственности; 36

Против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; 18,1

Рис. 2. Структура (в %). Следствие обязательно, январь—декабрь

Против интересов службы в коммерческих

и иных организациях; 2,2

ре экономической деятельности 29 тысяч или 30%. При этом изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денежных средств или ценных бумаг составили 18,8 тысяч преступлений. В сегменте против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления общее число преступлений составляет 18,1% — 17,4 тысяч, из них 10,7 тысяч преступлений относятся к взяточничеству и посредничеству во взяточничестве.

В сфере экономической деятельности легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем, составила 818 преступлений, на 5,2% меньше чем в 2015 году. Удельный вес преступлений экономической направленности в общем числе зарегистрированных преступлений занял 5%, а материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) превысил 397,9 миллиарда рублей. Следует отметить, что вы-

01361329

00530202010201000053020200

явлено 27 тысяч преступлений коррупционной направленности, что на 10,3% меньше чем в 2015 году, а связанных с финансово-кредитной системой — 28,8 тысяч преступлений, что также на 8,6% меньше. Подразделениями органов внутренних дел, в общей сложности, выявлено 93,5 тысяч преступлений экономической направленности, удельный вес которых составил в общем массиве преступлений экономической направленности 86%.

Таким образом, анализ динамики и структуры преступности в экономике показывает, что наибольшее количество преступлений экономической направленности относятся к следующим видам: преступления связанные с коррупцией (взяточничество); преступления против собственности; изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денежных средств и ценных бумаг; противоправные операции с недвижимостью; преступления, связанные с финансово-кредитной системой.

По большинству названных видов преступности отмечается снижение их количества. Так, по преступлениям коррупционной направленности в 2015 году снижение составило 0,7%, а число преступлений выявленных сотрудниками ОВД сократилось на 5%. В 2016 году наблюдается такая же картина — общее число выше названных преступлений снизилось на 10,3%, а доля преступлений выявленных сотрудниками ОВД, уменьшилось на 15,5% [14]. Очевидно, что вышеназванные показатели свидетельствуют о низкой эффективности оперативно-розыскной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — подразделения ЭБиПК) и не надлежащем уровне решения оперативно-служебных задач. Начальник ГУЭБиПК МВД России генерал-майор полиции А. Курносенко отмечая сокращение общих статистических показателей, выделяет возросшее число задокументированных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере (22,5 тысяч — 0,7%). В том числе тяжких, особо тяжких, почти на 8% (17 тысяч). Средняя сумма выявленных по материалам подразделений ЭБиПК взяток возросла на 75%.

Одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности ГУЭБиПК МВД России является обеспечение экономической безопасности топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

В 2016 году в целом по стране выявлено 1 271 преступлений в сфере ТЭК. Учитывая значимость ТЭК, важнейшей задачей является противодействие преступлениям экономической направленности, борьба с неуплатой налогов в этой сфере, а также с противоправными схемами уклонения от уплаты за потребление газа и электроэнергии, выявление системных злоупотреблений при тарифообразова-ниях. Не менее важной задачей является недопущение легализации некачественного и контрафактного топлива и ГСМ.

К числу приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности, помимо названных областей, относятся: обеспечение экономической безопасности в сферах жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, аграрно-про-мышленного комплекса, противодействия хищению бюджетных денежных средств путем незаконного возмещения НДС, выявление посягательств на бюджетные средства гособоронзаказа. По линии правонарушений в кредитно-финансовом сегменте в 2016 году в целом по стране выявлено 28,8 тысяч преступлений, в том числе почти полторы тысячи совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ. Задокументированно свыше 5 тысяч налоговых преступлений [3].

Как показывают статистические данные, почти 80% всего причиненного ущерба по уголовным делам в 2016 году пришлось на финансовые преступления. При этом из года в год растет их объем и доля в совокупном ущербе согласно информации о количестве финансовых преступлений содержащихся в «Сводном годовом отчете о ходе реализации эффективности госпрограммы Российской Федерации по итогам 2016 года». Сумма причиненного ущерба по оконченным уголовным делам в финансово-кредитной системе составило 201,2 миллиарда рублей (76% от совокупного ущерба), что подтверждает статистика. Так, в 2014 году на их долю приходилось 53,8 миллиарда рублей, в 2015 году — 125,5 миллиарда рублей (73% от общего причиненного вреда) [15].

Наибольший объем потерь от финансовых преступлений приходится на неправомерные действия при банкротстве и фиктивном, умышленном банкротстве. В 2015 году было выявлено 279 таких преступлений, в 2016 году — 274. Так в 2015—2016 гг.

Центральный Банк Российской Федерации отозвал лицензии у 217 финансово-кредитных организаций. Поэтому среди криминальных сфер экономики наиболее опасной для общества является финансово-кредитная сфера. Также в этой сфере получили распространения крупные хищения, мошеннические операции наиболее характерные для банковского сектора, преступления с использованием информационных технологий (кардинг, компьютерная преступность), финансовые пирамиды, отмывание «грязных» денег, финансовые операции под эгидой различных некоммерческих фондов. Наиболее распространенным методом отмывания преступно нажитых капиталов является открытие отдельными физическими и юридическими лицами счетов в финансовых институтах, размещение на них значительных сумм в наличной валюте и последующий перевод их из страны на счета подставных компаний, которые в свою очередь переводят их в другие места. Для отмывания доходов, полученных преступным путем используются банки, обменные пункты, финансово-кредитные организации, различные банковские финансовые институты, компании по операциям с недвижимостью [4, с. 21].

Также распространенными методами являются: ведение двойной бухгалтерии, фальсификация бухгалтерской (финансовой) отчетности, манипуляции с контрагентами. В последние годы участились случаи мошенничества с данными финансовой отчетности. Согласно существующей статистики в развитых и развивающихся регионах средний объем манипуляций с финансовой отчетностью совершаемых руководством компаний, достигает 900 тысяч долларов США, тогда как средняя величина неуправленческого мошенничества колеблется в пределах 62 тысяч долларов США [5, с. 192].

Как считают авторы учебного пособия «Теневая экономика и экономическая безопасность государства» особенности развития преступности в современном мире привели к тому, что она приобрела организованный характер, т.е. преступная деятельность «осуществляется преступными группами и сообществами, базирующимися на разделении труда и занимающимися ею как промыслом. Основной сферой преступной деятельности становится экономика, а наиболее распространенными — преступления с использованием экономических методов.

Хищения, взяточничество, коррупция поразили все отрасли народного хозяйства» [4, с. 32].

Учеными и специалистами выявлена взаимосвязь и взаимная детерминированность организованной преступности с экономической преступностью, коррупцией и отмыванием «грязных» денег, особенно полученных от незаконного оборота наркотиков [11, с. 225—230]. Криминологи давно пришли к выводам о том, что экономическая преступность является ядром организованной и транснациональной преступности. Профессор С.В. Максимов, анализируя проблему организованной преступности и коррупции констатирует, что в конце 1980-х и начале 1990 годов одной из основных, особенностей российской организованной преступности в сфере экономики этого периода стал ее преимущественно насильственно-коррупционный характер. Для ОПГ этого периода стали характерными в качестве обычной практики заказные убийства, похищения людей и нанесение увечий конкурентам заказчика, членам его семьи и близким людям.

Как известно, в криминальную практику вошли «постановка на счетчик» — подневное увеличение размера просроченного платежа; «крышевание» — т.е. предоставление так называемой «крыши» в виде защиты от вмешательства в коммерческую, предпринимательскую деятельность клиентов, включая предупреждение и (или) освобождение от уголовного преследования, налогообложения, защиту от поборов других ОПГ и т.п.; «вхождение в долю» — требование в качестве платы за услугу доли в бизнесе или в имуществе (капитале) [6, с. 64—65].

В тоже время быстрыми темпами происходила масштабная трансформация преступности в организованную форму, которая обусловила сращивание трех элементов: уголовной преступности, теневой экономики и коррупции. Экскурс в 1993—1994 гг. свидетельствует о возрастании заказных убийств и похищения людей, что связанно с обострением конкурентной борьбы как между преступными кланами, так и между ними и предпринимателями. Как отмечают эксперты в «лихие — 90-ые годы» наметилась новая тенденция, проявляющаяся в том, что мафиозные группировки начали передел сфер влияния, подчинение целых регионов, а также государственных предприятий России. Характерной чертой современного этапа развития нелегальных структур

стал территориальный раздел России по сферам влияния. О жестокой борьбе мафиозных группировок в тот период можно судить по многочисленным кладбищенским памятникам в граните, бетоне, металле воздвигнутых «братками» по всей России.

К началу XXI века в криминальные отношения были вовлечены до 40% предпринимателей и до 66% коммерческих структур [4, с. 184, 208].

Для современной организованной преступности стали характерными следующие особенности:

• возрастание криминального профессионализма с высоким уровнем конспирации и использованием методов разведывательной и контрразведывательной работы;

• усиление противодействия правоохранительным органам, в том числе за счет вербовки и подкупа должностных лиц, особенно из числа оперативного состава;

• проникновение в органы власти и управления; привлечение высококвалифицированных специалистов (экономистов, финансистов, юристов, компьютерщиков), в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов и силовых структур;

• распространение влияния на легальную предпринимательскую деятельность, кредитно-финансовую сферу и особенно на банковский сектор;

• рост вооруженности и технической оснащенности ОПГ;

• усиление роли организованной преступности в таких криминальных сферах как терроризм (финансирование терроризма), незаконной оборот оружия, наркобизнес, работорговля (торговля органами) и других прибыльных сферах криминального бизнеса;

• превращение ОПГ в мафиозные структуры и их интернационализация, связанная с укреплением связей российской организованной преступности с транснациональной преступностью. Отличительной чертой организованной экономической преступности стала легализация преступных доходов. Исследователи отмечают, что легализация (отмывание) преступных доходов представляет собой многоэтапный процесс, целью которого является придание посредством финансовых операций правомерности владению незаконно получен-

ными доходами с тем, чтобы впоследствии этими доходами можно свободно распоряжаться [7].

Распорядится, коррупционными, незаконно полученными доходами могут несколькими способами. Одним из наиболее распространенных является перемещение доходов за границу — преимущественно в оффшорные зоны, инвестирование их в экономику зарубежных государств — зачастую с последующим «реинвестированием» в экономику России. Оффшор — англ. offshore — территория с привлекательным для бизнеса условиями: низкими ставками налогов, четким законодательством об инвестиционных фондах, упрощенной системой регистрации компаний, конфиденциальностью операций [12, с. 662].

Преимущество оффшорных зон предопределяется рядом факторов, среди которых: льготный режим налогообложения, защита собственности, финансовая секретность, конфиденциальность валютных операций, возможность привлечения номинальных акционеров и директоров, что позволяет скрыть истинного владельца акций. Такая практика использования оффшорных компаний российскими бизнес — структурами распространена чрезвычайно широко — из 3,2 миллионов оффшорных компаний, около 60 тысяч — российские. Такая ситуация несет в себе угрозу финансовой и экономической безопасности России — только в 2012—2014 гг. по оценкам экспертов коммерческими банками было выведено из оборота свыше 150 миллиардов долларов США. В 2015 году согласно данным Банка России вывоз капитала частным сектором составил 58,1 миллиардов долларов США [8, с. 255—256].

Имеются и другие данные по выводу капитала из России в оффшорные юрисдикции. Так, по данным Банка России отток капитала из российской экономики за 20 лет (1994—2015 гг.) составил 731,5 миллиардов долларов США. По расчетам американских экспертов компании Global Financial Integrity (CFI) с 2004 года по 2013 год совокупный незаконный вывод капиталов из 149 развивающихся стран мира составил 7,847 триллионов долларов США, при этом рост данного показателя составил в среднем 6,5% в год, в два раза превышая увеличение их ВВП. По данным CFI лидерами по незаконному оттоку капитала среди развивающихся стран является Китай и Россия — из КНР выведено 1,392 триллиона долла-

ров (в среднем — 139,2 миллиарда долларов США в год), из России — 1,049 триллиона долларов США (примерно — 104,9 миллиарда долларов в год). Часть капитала покидает национальную экономику под воздействием рыночных механизмов, побуждающих владельцев и собственников выводить их из-под контроля государства, другая представляет собой доходы от преступной деятельности, в том числе от коррупции, а также законно полученных, но нелегально выведенных за границу средств.

Значительная часть таких активов сосредоточено в оффшорных юрисдикциях — по оценкам международной исследовательской организации Tax Justice Networks (TJN) в оффшорах находится до 32 триллионов долларов США, из которых (на конец 2014 года) 1,3 триллиона долларов США имели российское происхождение, 1,2 триллиона долларов США — китайское. Профессор, заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации В.И. Глотов и руководитель отдела Управления международно-правового сотрудничества Следственного комитета Российской Федерации Ю.Н. Немцов, как профессионалы, справедливо утверждают, что «создание устойчивой системы борьбы с коррупцией и организованной преступностью, возврата активов, как компонента системы экономической безопасности государства, призвано не только обеспечить приток в экономику капитала, упорядочить финансовый и сократить теневой сектор, но и обеспечить достижение одной из основополагающих целей государства — социальной справедливости. Ее достижение возможно только при условии создания эффективных систем по возврату активов в каждом государстве, связанных прочными международными связями» [9, с. 85—90].

Имеют место многочисленные факты, когда руководители организаций и банков значительное время безнаказанно занимаются мошенничеством, фальсификацией финансовой документации, хищением денежных средств в особо крупном размере, так например, на протяжении многих лет президент ООО «Внешпромбанк» Л. Маркус совместно со своим родственником Г. Беджомовым, фактическим руководителем банка, создав организованную преступную группу и втянув в нее директора департамента кредитования и депозитных операций банка, других лиц, с мая 2009 года по декабрь 2016 года,

злоупотребляя доверием большого числа клиентов, путем оформления по подложным документам заведомо невозвратных кредитов, списания денежных средств со счетов ряда вкладчиков без их согласия, а также путем выдачи кредитов 286 фирмам, зарегистрированным на подставных лиц сообща похитили 114 миллиардов 166 миллионов рублей. Скрывшийся от следствия Г. Беджомов объявлен в международный розыск. К сожалению, немало фактов, когда проворовавшиеся руководители компаний и банков уклоняются от следствия и суда и скрываются за границей разместив, предварительно, похищенные огромные суммы денежных средств на счетах иностранных банков и в оффшорных юрисдикциях.

Криминологи и правоведы считают коррупцию одним из основных видов теневой экономики. Теневая экономика создается, если можно так выразится, «рукотворным» способом, являясь деятельностью субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного контроля и учета. На теневую экономику приходится до 40% ВВП. Однако независимые эксперты считают, что доля теневой экономики в ВВП превышает 60%. Исследователи теневой экономики и ее влияния на состояние экономической безопасности в Российской Федерации считают, что «теневые» дельцы в современных условиях господствуют одновременно в легальном и нелегальном бизнесе, в результате происходит сращивание теневой экономики, организованной преступности и коррупции. Поэтому главным в «криминальной характеристике государства и общества стало то, что большинство российского трудоспособного населения втягивалось в криминальные отношения через теневую экономику на правах рабочей силы, клиентов, потребителей, партнеров. Это неизбежно повлекло ломку психологических стереотипов поведения, утверждение идеологии и мотивов безудержного потребительства и стяжательства, пренебрежение общественными нормами поведения и ответственности личности перед обществом, привело к признанию нормальным, нравственным незаконное обогащение и участие в незаконных хозяйственных, трудовых процессах, как способ выживания. Это привело к тому, что воспроизводство преступности в целом, коррупции в особенности, стало непременным элементом хозяйственной жизни и наиболее прибыльным видом деятельности» [4, с. 83].

Обращаясь к этой цитате, отметим, что утверждение идеологии потребительства, стяжательства порождает патологическую жадность и неуемную страсть к наживе, которую ученые называли «ктезоманией».

В соответствии со Стратегией в целях противодействия угрозам экономической безопасности органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества должна реализовываться государственная социально-экономическая политика, предусматривающая комплекс мер, в том числе деофоширизацию экономики, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж, борьбу с нецелевым использованием и хищением государственных средств, повышение привлекательности российской юрисдикции, совершенствование условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции, переработку новых подходов к деятельности органов государственного контроля (надзора), обеспечение стабильности налоговой и правовой систем, гарантированную защиту права частной собственности и выполнения договоров, оптимизацию валютного регулирования и др. Эта стратегия является основой для формирования государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации и повышает роль и ответственность органов внутренних дел по противодействию экономической преступности.

В связи с вышеизложенным считаем возможным сформулировать ряд выводов и внести следующие предложения:

1) уровень поставленных стратегических задач диктует необходимость повышения эффективности агентурно-оперативной работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, улучшения взаимодействия с другими службами органов внутренних дел и субъектами оперативно-разыскной деятельности;

2) важное значение в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и незаконному выводу активов за границу отводится финансовой разведке — Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации (ФСФМ РФ), а также органам отраслевого сотрудничества, обеспечивающим безопасность экономического развития, противодействия организованной преступности, с которыми необходимо укреплять

взаимодействие и осуществлять тесное сотрудничество ГУЭБиПК МВД России, создавая эффективную систему финансовой безопасности и соответствующую политику противодействия «отмыванию» денежных средств;

3) стержневым элементом системы возврата активов является конфискация имущества, как легитимная форма отчуждения у гражданина его собственности, приобретенной преступным путем. Многие ученые и специалисты указывают на то, что институт конфискации в западных странах постоянно совершенствуется и ужесточается. В ряде государств, помимо установленной законом расширенной конфискации — возможна конфискация и вне процедуры уголовного преследования (т.е. без необходимости вынесения обвинительного приговора). Кроме того в понятийном аппарате и уголовном праве иностранных государств постепенно закрепляется новое преступное деяние — неспособность объяснить разницу между доходами и расходами (unjustified), что существенно подрывает возможность незаконного обогащения преступниками и коррумпированными чиновниками [9, с. 87—88]. Авторы настоящей статьи поддерживают предложения об активном и действенном применении конфискации.

4) коррупция в России является уголовно-наказуемым преступлением: в зависимости от провинности взяточник может отделаться штрафом, а может получить срок до 20 лет лишения свободы. Борьба с этим злом ведется, но как нам представляется, на недостаточном уровне. Поэтому постоянно возникают инициативы по ужесточению мер борьбы с коррупцией. Так Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил изымать в доход государства имущество коррупционеров. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается предложение приравнять коррупцию к госизмене, которое внес Н. Ковалев. Борьба с коррупцией ведется, однако очевидно, что проблема остается и все еще носит, более чем, серьезный характер [4, с. 99]. Уровень коррумпированности пока остается высоким и противодействие ей нельзя признать достаточным.

5) необходимо всемерно активизировать противодействие системной коррупции в органах государственной власти (прежде всего в бюджетном секторе, правоохранительных органах и судах), а

также в органах местного самоуправления, в том числе внедрять более эффективный контроль, чем сегодня, над имуществом, доходами и расходами государственных и муниципальных служащих [10, с. 54].

6) Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в п. 2 ст. 2, рассматривается система профилактики правонарушений как совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленная на выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или актов антиобщественного поведения. Согласно ст. 5 субъектами профилактики правонарушений являются: федеральный орган исполнительной власти; органы прокуратуры РФ; следственные органы Следственного Комитета РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления. В числе основных направлений профилактики правонарушений определено обеспечение экономической безопасности и противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения. В связи с этим в Российской Федерации необходимо создать современную модель профилактики организованной преступности и коррупции, реально учитывающей угрозы и вызовы экономической безопасности страны и эффективно противодействующей этим опасным криминальным явлениям.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2. Экономическая безопасность: учебник для вузов (под общей редакцией Л.П. Гончаренко, Ф.В. Акулина). М.: Издательство Юрайт, 2017.

3. Курносенко А.А. Задачи органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности на современном этапе развития Российской Федерации. Научно-практический альманах МВД России «Профессионал» №1 (135) 2017.

4. Авдийский В.А., Дадалко Н.Г., Синявский В.И. Теневая экономика и экономическая без-

опасность государства: уч. пособие, 3 изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.

5. Балабанов И.Т. Риск — Менеджмент. М.: Финансы и Статистика, 2006.

6. Максимов С.В. Коррупция и новая антикоррупционная политика России. М.: ЗАО «Юр инфо Р», 2014.

7. Кондрат Е.Н. Основные способы легализации (отмывания) преступных доходов в результате совершения коррупционных преступлений. Право и экономика, 2011, № 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Иванов С.Б., Хабриева Т.Я., Чиханчин Ю.И. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография. Ответственный редактор Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2017.

9. Глотов В.И., Немцов Ю.А. Возврат активов как компонент экономической безопасности и системы государственного управления. В.И. Глотов, Ю.А. Немцов. Сборник материалов международной научно-практической конференции сетевого института в сфере ПОД/ФТ. Угрозы и риски для мировой экономики. М.: 2016.

10. Эминов В.Е., Максимов С.В. Концепция борьбы с организованной преступностью в России: монография, М.: ИНФРА-М, 2015.

11. Михайлов Б.П., Тузов Л.Л. Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Вестник Московского Университета МВД России. 2017. № 5.

12. Большой энциклопедический экономико-юридический словарь (БЭЭЮС). Интеграция, безопасность, право (авт. составители Л.П. Куранов, Н.В. Румянцев, А.И. Буркин и др.) под редакцией Л.П. Куранова. М.: Издательство ИАЭП, 2013.

13. ФКУ ГИАЦ МВД России (официальный сайт ГИАЦ МВД России) Состояние преступности в России за январь—декабрь 2016 г., Москва.

14. Преступления экономической направленности / ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России (официальный сайт ГИАЦ МВД РФ). Состояние преступности в России

2016 год.

15. «Советская Россия» № 41 от 20 апреля

2017 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.