Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СОПРЯЖЕННОЙ С КОРРУПЦИЕЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СОПРЯЖЕННОЙ С КОРРУПЦИЕЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовная политика / состояние уголовной политики / организованная экономическая преступность / коррупция / органы внутренних дел / подразделения ЭБиПК / criminal policy / state of criminal policy / organized economic crime / corruption / internal affairs bodies / subdivisions of the EBiPK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Равиль Шайхлисланович Шегабудинов

В статье рассматривается состояние уголовной политики в области борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Равиль Шайхлисланович Шегабудинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO THE ORGANIZED ECONOMIC CRIME ASSOCIATED WITH CORRUPTION: THE CURRENT STATE OF CRIMINAL POLICY AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT

The article examines the state of criminal policy in the field of combating organized economic crime associated with corruption.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СОПРЯЖЕННОЙ С КОРРУПЦИЕЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-152-156

NIION: 2015-0066-4/21-031 MOSURED: 77/27-011-2021-04-230

© Шегабудинов Р.Ш., 2021

Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СОПРЯЖЕННОЙ С КОРРУПЦИЕЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Равиль Шайхлисланович Шегабудинов,

заместитель начальника УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве,

кандидат юридических наук (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается состояние уголовной политики в области борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией.

Ключевые слова: уголовная политика, состояние уголовной политики, организованная экономическая преступность, коррупция, органы внутренних дел, подразделения ЭБиПК

COUNTERACTION TO THE ORGANIZED ECONOMIC CRIME ASSOCIATED WITH CORRUPTION: THE CURRENT STATE OF CRIMINAL POLICY AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT

Ravil' Sh. Shegabudinov,

Deputy Head of the Internal Affairs Directorate for the South-Eastern Administrative District of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow,

Candidate of Legal Sciences (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. The article examines the state of criminal policy in the field of combating organized economic crime associated with corruption.

Keywords: criminal policy, state of criminal policy, organized economic crime, corruption, internal affairs bodies, subdivisions of the EBiPK

Для цитирования: Шегабудинов Р.Ш. Противодействие организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией: современное состояние уголовной политики и перспективы ее развития. Вестник экономической безопасности. 2021;(4):152-6.

Уголовная политика, будучи составной частью внутренней политики государства, определяет основные направления, цели и средства воздействия на экономическую и коррупционную преступность. Такое воздействие происходит посредством формирования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений [1, с. 7].

В настоящей статье автором предпринята попытка ответить на вопрос, как реагирует на сегодня уголовная политика на состояние организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией.

По большому счету уголовная политика - это политика государства в области борьбы с преступностью, обеспечивающая его экономическую безопасность и реализуемая принятыми нормами права. Содержанием уголовной политики выступают правотворческая и правоприменительная деятельность по выработке и применению уголовно-правовых мер борьбы с экономическими преступлениями, совершаемыми в организованной форме лицами, имеющими коррупционные связи [2].

Одной из задач уголовной политики является защита прав и экономических интересов добросовестных предпринимателей и иных собственников от преступных посягательств.

Анализ многолетней практики убедительно показывает, что на сегодняшний день повышенную общественную опасность в этом плане представляет организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией [3].

Среди приоритетных направлений уголовной политики в сфере противодействия проявлений указанной преступности продолжает оставаться недопущение использования доходов, полученных преступным путем, в экономической сфере, в том числе путем:

- совершенствования системы выявления сомнительных финансовых операций, обеспечивающих вывод денежных средств за рубеж, на основе укрепления взаимодействия между правоохранительными органами, Росфинмониторингом и институтами гражданского общества, а также принятия комплекса мер, направленных на снижение криминального использования электронных платежных инструментов посредством усиления контроля над финансовыми операциями по внесению денежных средств на банковские счета, электронные средства платежа;

- установления подконтрольных членам организованных групп и преступных сообществ, действующих в экономической сфере, объектов легальной и теневой экономической деятельности;

- дальнейшей модернизации тактических приемов и способов подрыва экономических и финансовых основ организованной преступности. Уголовная политика в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, будучи составной частью единой политики борьбы с преступностью, в своем составе имеет цель, задачи и основные направления. Целью, на наш взгляд, является защита, прежде всего, экономических интересов добросовестных предпринимателей и их собственности от преступных по сягательств.

Как нам представляется, достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга состояния складывающейся криминогенной ситуации в сфере экономики в разрезе: а) преступлений против собственности; б) преступлений

в сфере экономической деятельности; в) преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Изучение и анализ монографической юридической литературы, законодательных и иных нормативных правовых актов, а также судебно-след-ственной практики позволили сформулировать основные задачи уголовной политики в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Ими, на наш взгляд, являются:

- создание единой системы мониторинга в рассматриваемой сфере;

- совершенствование в ней законодательных и иных актов, а также правоприменительной практики;

- консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций, а также правоохранительных органов (включая органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) и контрольно-надзорных органов в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. По нашему мнению, сюда же следует включить как субъектов негосударственные структуры правоохранительной направленности (например, частную детективную и охранную деятельность);

- информационное сопровождение анализируемого вида деятельности посредством использования возможностей средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»;

- наконец, разработка и осуществление комплекса уголовно-правовых, криминологических и иных мер по повышению эффективности предупредительно-профилактической деятельности, выявления и пресечения преступлений экономической и коррупционной направленности.

Что же касается основных направлений уголовной политики в рассматриваемой области деятельности, то их, на наш взгляд, условно можно разбить на три сферы:

1) в сфере нормативно-правовой деятельности;

2) в сфере противодействия организованной экономической преступности;

3) в сфере противодействия коррупции.

Остановимся на более подробном их рассмотрении.

Основными направлениями уголовной политики в сфере нормативно-правовой деятельности являются:

- обеспечение на основе глубокого анализа судебно-следственной практики по делам об экономических и коррупционных преступлениях эффективного применения норм уголовного закона [4];

- проведение систематического мониторинга судебно-следственной практики [5]. Полученные при этом результаты следует принимать во внимание при анализе и оценки оперативной обстановки на объектах обеспечения экономической безопасности, в том числе объектах инфраструктуры, имеющих бюджетообразующее и стратегическое значение, а также при прогнозировании вызовов и угроз экономической безопасности;

- совершенствование уголовного законодательства в указанной области и приведение его требованиям времени;

- принятие на региональном и муниципальном уровнях целевых программ по защите бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ)1;

- принятие управленческих решений на ведомственном и межведомственном уровнях в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией по защите экономических интересов предпринимательских структур и их собственности;

- своевременное рассмотрение обращений, поступивших с цифровой платформы для приема обращений субъектов предпринимательской деятельности в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов, функционирование которой обеспечивается автономной некоммерческой организацией «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» [6].

1 «Развитие АПК», «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», а также комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Сфера противодействия организованной экономической преступности предполагает следующие основные направления:

- координацию действий правоохранительных и контрольно-надзорных органов по своевременному выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и налоговой направленности [7], совершаемых в организованной форме;

- создание необходимых условий для реализации принципа неотвратимости наказания за совершение указанных видов преступлений [8];

- проведение совместно с Росфинмониторин-гом комплекса организационных и практических мероприятий по противодействию, преступлениям, предусмотренным ст.ст. 193, 193.1 УК РФ. Здесь речь идет о реализации мер по деофшоризации национальной экономики;

- разработку и проведение комплекса оперативно-разыскных и иных мероприятий по пресечению фактов перевода безналичных денежных средств в теневой оборот наличных и легализации доходов, полученных преступных путем от предикатных экономических преступлений;

- недопущение негативных явлений, связанных с рейдерским захватом, иными преступными противоправными действиями в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемыми в том числе с вовлечением представителей правоохранительных органов, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний;

- предотвращение попыток преднамеренного банкротства, в том числе стратегических предприятий и иных противоправных действий в отношении объектов экономической деятельности;

- осуществление мероприятий в отношении преступных групп, обеспечивающих транзит криминальных средств через счета созданных ими фиктивных организаций.

Кроме того, к числу основных направлений рассматриваемой сферы следует отнести:

- выявление и расследование преступлений, совершенных в финансово-кредитной сфере, в том числе связанных с незаконной банковской деятельностью, а также осуществление противодействия преступлениям, связанным с выводом за рубеж ка-

питала и активов кредитных организаций, мошенничеством в банковской сфере;

- предупреждение и пресечение фактов неправомерного расходования и хищений бюджетных средств, выделенных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение подготовки сотрудников правоохранительных органов и проведение ими дополнительного профессионального образования по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по опросам выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности;

- недопущение вовлечения криминальных доходов в прибыльные отрасли экономики, в том числе стратегические;

- обеспечение взаимодействия субъектов противодействия на пресечение проявлений транснациональной организованной экономической преступности [9]. Для этого важно налаживать тесное сотрудничество с международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств;

- выявление и устранение источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, орудующих в сфере экономики.

Имеющиеся материалы и уголовные дела позволяют сделать вывод о том, что злоупотребления в сферах экономической деятельности, где в том или ином виде участвуют бюджетные средства довольно распространены не только среди чиновников, но и частных предпринимателей и управленцев, так как чтобы получить деньги из бюджета всего лишь нужно представить необходимые документы, пусть и чисто по формальному признаку, в которых указать для каких, в том числе мнимых, целей требуется финансирование. Далее бюджетные средства при государственных закупках, необоснованном завышении объемов реально выполненных строительных работ, закупке товаров и услуг для государственных учреждений по заведомо завышенным ценам, а также искусственно завышенной цепи посредников похищаются и становятся источником наживы «нечистых» на руку должностных лиц и представителей бизнес-сообщества.

Анализ имеющихся материалов и уголовных дел, а также законодательства, регулирующего бюд-

жетную сферу, в том числе в области защиты бюджетных средств, выделенных на крупные инвестиционные проекты с государственным участием, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время посягательства на бюджетные средства в большинстве случаев осуществляются путем необоснованного увеличения цен на материально-технические ценности и оказываемые услуги, а также завышения объемов выполненных работ, в том числе с использованием служебного положения должностными лицами органов власти и управления, имеющими отношение к выделению, распределению и освоению бюджетных средств. Наконец, основными направлениями уголовной политики в сфере противодействия коррупции являются:

- обеспечение совместно с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, комплекса оперативно-разыскных и иных мероприятий, направленных на своевременное получение оперативно значимой информации о совершении взяточничества, в первую очередь высокопоставленными чиновниками;

- проведение мониторинга состояния коррупционной преступности, рисков и угроз со стороны ее проявлений, а также минимизации их последствий [10];

- реализация мер правового и информационного характера по недопущению проявлений коррупционной преступности путем административного давления со стороны должностных лиц в виде ограничения конкуренции в сферах размещения государственных и муниципальных контрактов, воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, покровительства «теневой» экономике;

- мотивирование граждан к информированию правоохранительных органов о ставших им известными фактах совершения коррупционных преступлений, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать своевременному их пресечению и минимизации последствий;

- своевременное реагирование правоохранительных органов на факты правонарушений и преступлений коррупционной направленности;

- предупреждение формирования коррупционных схем и противоправного взаимодействия должностных лиц бизнес-структур и представителей органов государственной власти.

Резюмируя вышеизложенное, мы можем прийти к следующим выводам.

Во-первых, современная уголовная политика в сфере противодействия организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией, является неотъемлемой частью системы единой политики в сфере борьбы с преступностью. Она нацелена на снижение организованной экономической преступности и коррупции до социально приемлемого уровня.

Во-вторых, модернизация уголовно-правовой политики предполагает принятие системы мер, в том числе направленных на совершенствование уголовного законодательства по борьбе с экономическими преступлениями, совершаемыми в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи.

В-третьих, одним их условий повышения эффективности противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, является координация действий правоохранительных и контрольно-надзорных органов по своевременному выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию указанных видов преступлений.

Литература

1. Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. Красноярск, 1991.

2. Шегабудинов Р.Ш. О некоторых вопросах об уголовной политике в сфере борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией // Вестник Московского университета МВД России, 2012, № 9.

3. Шегабудинов Р.Ш., Иванов П.И. Содержание понятия «организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией» // Тру-

ды Академии управления МВД России, 2011, № 2 (18).

4. Иванов П.И., Шитов А.С. Проблемы межотраслевых связей уголовного и оперативно-розыскного законодательства // Уголовное и оперативно-разыскное законодательство: проблемы межотраслевых связей и перспективы совершенствования: материалы V Межведомственной научно-практической конференции (Москва, 15 ноября 2019 года). М.: ИД «Юриспруденция», 2020. С. 64-69.

5. Иванов П.И. Система мониторинга в деятельности подразделений БЭП (теоретико-правовая модель) // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2007. № 2. С. 7-11.

6. Иванов П.И. Об обеспечении защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств //Безопасность бизнеса. 2021, № 2. С. 21-26.

7. Иванов П.И., Шитов А.С. Уголовная политика в области борьбы с налоговой преступностью и особенности ее реализации подразделениями ЭБиПК ОВД Российской Федерации //материалы международной научно-практической конференции (11 сентября 2020 г.): Уголовная политика и культура противодействия преступности. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2020. С. 15-24.

8. Иванов П.И. О разработке отечественной системы оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51). С. 60-67.

9. Иванов П.И. О понятии «этническая организованная преступность в сфере экономики» // Оперативник (сыщик). 2013. № 2 (35). С. 48-55.

10. Иванов П.И., Шитов А.С. Коррупция и борьба с ней в исторической ретроспективе // Вопросы истории. 2020. № 10-4. С. 236-244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.