УДК 34 ББК 67
DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-152-156
NIION: 2015-0066-4/21-031 MOSURED: 77/27-011-2021-04-230
© Шегабудинов Р.Ш., 2021
Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СОПРЯЖЕННОЙ С КОРРУПЦИЕЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Равиль Шайхлисланович Шегабудинов,
заместитель начальника УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве,
кандидат юридических наук (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается состояние уголовной политики в области борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией.
Ключевые слова: уголовная политика, состояние уголовной политики, организованная экономическая преступность, коррупция, органы внутренних дел, подразделения ЭБиПК
COUNTERACTION TO THE ORGANIZED ECONOMIC CRIME ASSOCIATED WITH CORRUPTION: THE CURRENT STATE OF CRIMINAL POLICY AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT
Ravil' Sh. Shegabudinov,
Deputy Head of the Internal Affairs Directorate for the South-Eastern Administrative District of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow,
Candidate of Legal Sciences (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)
Abstract. The article examines the state of criminal policy in the field of combating organized economic crime associated with corruption.
Keywords: criminal policy, state of criminal policy, organized economic crime, corruption, internal affairs bodies, subdivisions of the EBiPK
Для цитирования: Шегабудинов Р.Ш. Противодействие организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией: современное состояние уголовной политики и перспективы ее развития. Вестник экономической безопасности. 2021;(4):152-6.
Уголовная политика, будучи составной частью внутренней политики государства, определяет основные направления, цели и средства воздействия на экономическую и коррупционную преступность. Такое воздействие происходит посредством формирования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений [1, с. 7].
В настоящей статье автором предпринята попытка ответить на вопрос, как реагирует на сегодня уголовная политика на состояние организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией.
По большому счету уголовная политика - это политика государства в области борьбы с преступностью, обеспечивающая его экономическую безопасность и реализуемая принятыми нормами права. Содержанием уголовной политики выступают правотворческая и правоприменительная деятельность по выработке и применению уголовно-правовых мер борьбы с экономическими преступлениями, совершаемыми в организованной форме лицами, имеющими коррупционные связи [2].
Одной из задач уголовной политики является защита прав и экономических интересов добросовестных предпринимателей и иных собственников от преступных посягательств.
Анализ многолетней практики убедительно показывает, что на сегодняшний день повышенную общественную опасность в этом плане представляет организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией [3].
Среди приоритетных направлений уголовной политики в сфере противодействия проявлений указанной преступности продолжает оставаться недопущение использования доходов, полученных преступным путем, в экономической сфере, в том числе путем:
- совершенствования системы выявления сомнительных финансовых операций, обеспечивающих вывод денежных средств за рубеж, на основе укрепления взаимодействия между правоохранительными органами, Росфинмониторингом и институтами гражданского общества, а также принятия комплекса мер, направленных на снижение криминального использования электронных платежных инструментов посредством усиления контроля над финансовыми операциями по внесению денежных средств на банковские счета, электронные средства платежа;
- установления подконтрольных членам организованных групп и преступных сообществ, действующих в экономической сфере, объектов легальной и теневой экономической деятельности;
- дальнейшей модернизации тактических приемов и способов подрыва экономических и финансовых основ организованной преступности. Уголовная политика в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, будучи составной частью единой политики борьбы с преступностью, в своем составе имеет цель, задачи и основные направления. Целью, на наш взгляд, является защита, прежде всего, экономических интересов добросовестных предпринимателей и их собственности от преступных по сягательств.
Как нам представляется, достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга состояния складывающейся криминогенной ситуации в сфере экономики в разрезе: а) преступлений против собственности; б) преступлений
в сфере экономической деятельности; в) преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Изучение и анализ монографической юридической литературы, законодательных и иных нормативных правовых актов, а также судебно-след-ственной практики позволили сформулировать основные задачи уголовной политики в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Ими, на наш взгляд, являются:
- создание единой системы мониторинга в рассматриваемой сфере;
- совершенствование в ней законодательных и иных актов, а также правоприменительной практики;
- консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций, а также правоохранительных органов (включая органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) и контрольно-надзорных органов в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. По нашему мнению, сюда же следует включить как субъектов негосударственные структуры правоохранительной направленности (например, частную детективную и охранную деятельность);
- информационное сопровождение анализируемого вида деятельности посредством использования возможностей средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»;
- наконец, разработка и осуществление комплекса уголовно-правовых, криминологических и иных мер по повышению эффективности предупредительно-профилактической деятельности, выявления и пресечения преступлений экономической и коррупционной направленности.
Что же касается основных направлений уголовной политики в рассматриваемой области деятельности, то их, на наш взгляд, условно можно разбить на три сферы:
1) в сфере нормативно-правовой деятельности;
2) в сфере противодействия организованной экономической преступности;
3) в сфере противодействия коррупции.
Остановимся на более подробном их рассмотрении.
Основными направлениями уголовной политики в сфере нормативно-правовой деятельности являются:
- обеспечение на основе глубокого анализа судебно-следственной практики по делам об экономических и коррупционных преступлениях эффективного применения норм уголовного закона [4];
- проведение систематического мониторинга судебно-следственной практики [5]. Полученные при этом результаты следует принимать во внимание при анализе и оценки оперативной обстановки на объектах обеспечения экономической безопасности, в том числе объектах инфраструктуры, имеющих бюджетообразующее и стратегическое значение, а также при прогнозировании вызовов и угроз экономической безопасности;
- совершенствование уголовного законодательства в указанной области и приведение его требованиям времени;
- принятие на региональном и муниципальном уровнях целевых программ по защите бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ)1;
- принятие управленческих решений на ведомственном и межведомственном уровнях в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией по защите экономических интересов предпринимательских структур и их собственности;
- своевременное рассмотрение обращений, поступивших с цифровой платформы для приема обращений субъектов предпринимательской деятельности в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов, функционирование которой обеспечивается автономной некоммерческой организацией «Платформа для работы с обращениями предпринимателей» [6].
1 «Развитие АПК», «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», а также комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Сфера противодействия организованной экономической преступности предполагает следующие основные направления:
- координацию действий правоохранительных и контрольно-надзорных органов по своевременному выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и налоговой направленности [7], совершаемых в организованной форме;
- создание необходимых условий для реализации принципа неотвратимости наказания за совершение указанных видов преступлений [8];
- проведение совместно с Росфинмониторин-гом комплекса организационных и практических мероприятий по противодействию, преступлениям, предусмотренным ст.ст. 193, 193.1 УК РФ. Здесь речь идет о реализации мер по деофшоризации национальной экономики;
- разработку и проведение комплекса оперативно-разыскных и иных мероприятий по пресечению фактов перевода безналичных денежных средств в теневой оборот наличных и легализации доходов, полученных преступных путем от предикатных экономических преступлений;
- недопущение негативных явлений, связанных с рейдерским захватом, иными преступными противоправными действиями в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемыми в том числе с вовлечением представителей правоохранительных органов, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний;
- предотвращение попыток преднамеренного банкротства, в том числе стратегических предприятий и иных противоправных действий в отношении объектов экономической деятельности;
- осуществление мероприятий в отношении преступных групп, обеспечивающих транзит криминальных средств через счета созданных ими фиктивных организаций.
Кроме того, к числу основных направлений рассматриваемой сферы следует отнести:
- выявление и расследование преступлений, совершенных в финансово-кредитной сфере, в том числе связанных с незаконной банковской деятельностью, а также осуществление противодействия преступлениям, связанным с выводом за рубеж ка-
питала и активов кредитных организаций, мошенничеством в банковской сфере;
- предупреждение и пресечение фактов неправомерного расходования и хищений бюджетных средств, выделенных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение подготовки сотрудников правоохранительных органов и проведение ими дополнительного профессионального образования по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по опросам выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности;
- недопущение вовлечения криминальных доходов в прибыльные отрасли экономики, в том числе стратегические;
- обеспечение взаимодействия субъектов противодействия на пресечение проявлений транснациональной организованной экономической преступности [9]. Для этого важно налаживать тесное сотрудничество с международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств;
- выявление и устранение источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, орудующих в сфере экономики.
Имеющиеся материалы и уголовные дела позволяют сделать вывод о том, что злоупотребления в сферах экономической деятельности, где в том или ином виде участвуют бюджетные средства довольно распространены не только среди чиновников, но и частных предпринимателей и управленцев, так как чтобы получить деньги из бюджета всего лишь нужно представить необходимые документы, пусть и чисто по формальному признаку, в которых указать для каких, в том числе мнимых, целей требуется финансирование. Далее бюджетные средства при государственных закупках, необоснованном завышении объемов реально выполненных строительных работ, закупке товаров и услуг для государственных учреждений по заведомо завышенным ценам, а также искусственно завышенной цепи посредников похищаются и становятся источником наживы «нечистых» на руку должностных лиц и представителей бизнес-сообщества.
Анализ имеющихся материалов и уголовных дел, а также законодательства, регулирующего бюд-
жетную сферу, в том числе в области защиты бюджетных средств, выделенных на крупные инвестиционные проекты с государственным участием, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время посягательства на бюджетные средства в большинстве случаев осуществляются путем необоснованного увеличения цен на материально-технические ценности и оказываемые услуги, а также завышения объемов выполненных работ, в том числе с использованием служебного положения должностными лицами органов власти и управления, имеющими отношение к выделению, распределению и освоению бюджетных средств. Наконец, основными направлениями уголовной политики в сфере противодействия коррупции являются:
- обеспечение совместно с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, комплекса оперативно-разыскных и иных мероприятий, направленных на своевременное получение оперативно значимой информации о совершении взяточничества, в первую очередь высокопоставленными чиновниками;
- проведение мониторинга состояния коррупционной преступности, рисков и угроз со стороны ее проявлений, а также минимизации их последствий [10];
- реализация мер правового и информационного характера по недопущению проявлений коррупционной преступности путем административного давления со стороны должностных лиц в виде ограничения конкуренции в сферах размещения государственных и муниципальных контрактов, воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, покровительства «теневой» экономике;
- мотивирование граждан к информированию правоохранительных органов о ставших им известными фактах совершения коррупционных преступлений, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать своевременному их пресечению и минимизации последствий;
- своевременное реагирование правоохранительных органов на факты правонарушений и преступлений коррупционной направленности;
- предупреждение формирования коррупционных схем и противоправного взаимодействия должностных лиц бизнес-структур и представителей органов государственной власти.
Резюмируя вышеизложенное, мы можем прийти к следующим выводам.
Во-первых, современная уголовная политика в сфере противодействия организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией, является неотъемлемой частью системы единой политики в сфере борьбы с преступностью. Она нацелена на снижение организованной экономической преступности и коррупции до социально приемлемого уровня.
Во-вторых, модернизация уголовно-правовой политики предполагает принятие системы мер, в том числе направленных на совершенствование уголовного законодательства по борьбе с экономическими преступлениями, совершаемыми в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи.
В-третьих, одним их условий повышения эффективности противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, является координация действий правоохранительных и контрольно-надзорных органов по своевременному выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию указанных видов преступлений.
Литература
1. Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. Красноярск, 1991.
2. Шегабудинов Р.Ш. О некоторых вопросах об уголовной политике в сфере борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией // Вестник Московского университета МВД России, 2012, № 9.
3. Шегабудинов Р.Ш., Иванов П.И. Содержание понятия «организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией» // Тру-
ды Академии управления МВД России, 2011, № 2 (18).
4. Иванов П.И., Шитов А.С. Проблемы межотраслевых связей уголовного и оперативно-розыскного законодательства // Уголовное и оперативно-разыскное законодательство: проблемы межотраслевых связей и перспективы совершенствования: материалы V Межведомственной научно-практической конференции (Москва, 15 ноября 2019 года). М.: ИД «Юриспруденция», 2020. С. 64-69.
5. Иванов П.И. Система мониторинга в деятельности подразделений БЭП (теоретико-правовая модель) // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2007. № 2. С. 7-11.
6. Иванов П.И. Об обеспечении защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств //Безопасность бизнеса. 2021, № 2. С. 21-26.
7. Иванов П.И., Шитов А.С. Уголовная политика в области борьбы с налоговой преступностью и особенности ее реализации подразделениями ЭБиПК ОВД Российской Федерации //материалы международной научно-практической конференции (11 сентября 2020 г.): Уголовная политика и культура противодействия преступности. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2020. С. 15-24.
8. Иванов П.И. О разработке отечественной системы оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51). С. 60-67.
9. Иванов П.И. О понятии «этническая организованная преступность в сфере экономики» // Оперативник (сыщик). 2013. № 2 (35). С. 48-55.
10. Иванов П.И., Шитов А.С. Коррупция и борьба с ней в исторической ретроспективе // Вопросы истории. 2020. № 10-4. С. 236-244.