Научная статья на тему 'РОЛЬ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
428
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ / КОРРУПЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ECONOMIC SECURITY / SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY / CRIMINALIZATION OF THE ECONOMIC SPHERE / CORRUPTION / INTERNAL AFFAIRS BODIES / OPERATIVE-SEARCH ACTIVITY / OPERATIONAL UNITS / ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION UNITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокофьева Татьяна Вячеславовна

Рассматривается понятие системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, дается характеристика наиболее серьезных угроз экономической безопасности Российской Федерации, связанных с высоким уровнем криминализации и коррупции в экономической сфере, а также сохранением значительной доли теневой экономики; анализируются роль и место оперативных подразделений органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прокофьева Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE OPERATIONAL DIVISIONS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SYSTEM OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the concept of the system for ensuring the economic security of the Russian Federation, describes the most serious threats to the economic security of the Russian Federation associated with high levels of criminalization and corruption in the economic sphere, as well as the preservation of a significant share of the shadow economy; the role and place of the operational divisions of the internal affairs bodies in the system of ensuring the economic security of the Russian Federation is analyzed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343 ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ПРОКОФЬЕВА,

кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

РОЛЬ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматривается понятие системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, дается характеристика наиболее серьезных угроз экономической безопасности Российской Федерации, связанных с высоким уровнем криминализации и коррупции в экономической сфере, а также сохранением значительной доли теневой экономики; анализируются роль и место оперативных подразделений органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, система обеспечения экономической безопасности, криминализация экономической сферы, коррупция, органы внутренних дел, оперативно-розыскная деятельность, оперативные подразделения, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

T. V. Prokofieva, Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor, Leading Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-31-29.

The role of the operational divisions of the internal affairs bodies in the system of ensuring the economic security of the Russian Federation

The article deals with the concept of the system for ensuring the economic security of the Russian Federation, describes the most serious threats to the economic security of the Russian Federation associated with high levels of criminalization and corruption in the economic sphere, as well as the preservation of a significant share of the shadow economy; the role and place of the operational divisions of the internal affairs bodies in the system of ensuring the economic security of the Russian Federation is analyzed.

Key words: economic security, the system of economic security, criminalization of the economic sphere, corruption, internal affairs bodies, operative-search activity, operational units, economic security and anticorruption units.

Системный характер вызовов и угроз эконо- жений Федерального закона от 28 декабря 2010 г

мической безопасности [13] предполагает высо- № 390-Ф3 «О безопасности» [4], Стратегии наци-

кую степень организации системы обеспечения ональной безопасности Российской Федерации

экономической безопасности как важнейшей [12] и Стратегии экономической безопасности

функции государства. Российской Федерации на период до 2030 года

Формирование и реализация государствен- (далее - Стратегия экономической безопасно-

ной политики в сфере обеспечения экономиче- сти) [13] позволяет сформулировать следующее

ской безопасности Российской Федерации осу- определение системы обеспечения экономиче-

ществляются в рамках функционирования четко ской безопасности Российской Федерации, нуж-

выстроенной системы обеспечения экономиче- дающееся в закреплении в п. 7 Стратегии эконо-

ской безопасности. К сожалению, ни в документах мической безопасности.

стратегического планирования, ни в иных норма- Система обеспечения экономической тивных правовых актах не содержится положений, безопасности - совокупность органов госу-определяющих понятие системы экономической дарственной власти, органов местного самобезопасности Российской Федерации, а также управления и Центрального банка Российской прямо указывающих на порядок ее создания и Федерации, реализующих во взаимодействии с функционирования. институтами гражданского общества комплекс Вместе с тем анализ соответствующих поло- политических, организационных, социально-эко-

номических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности, защиту национальных интересов и реализацию национальных приоритетов Российской Федерации в экономической сфере.

Система обеспечения экономической безопасности, как и любая другая форма организации, предполагает существование множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Как показали результаты исследования, в действующей на сегодняшний день в Российской Федерации системе обеспечения экономической безопасности можно выделить ряд элементов, функционирование которых в соответствии с п. 5 Стратегии экономической безопасности осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. В их числе: цели, задачи и принципы обеспечения экономической безопасности; вызовы и угрозы экономической безопасности, объекты обеспечения экономической безопасности; субъекты обеспечения экономической безопасности; правовая основа обеспечения экономической безопасности; меры, принимаемые субъектами обеспечения экономической безопасности в процессе защиты от угроз экономической безопасности [1, с. 39; 18, с. 25].

В основе построения оптимальной системы обеспечения экономической безопасности находится цель такой деятельности, которую в соответствии с положениями основополагающих нормативных правовых документов в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации следует определить как противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности, а также защиту национальных интересов и реализацию национальных приоритетов Российской Федерации в экономической сфере. Данную цель преследуют абсолютно все субъекты обеспечения экономической безопасности, несмотря на разность решаемых в рамках предоставляемых им полномочий задач.

Очевидно, что именно характер вызовов и угроз экономической безопасности влияет на определение роли и места конкретного субъекта в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

В связи с этим важная роль в процессе обеспечения экономической безопасности принадлежит органам внутренних дел. Последние, представляя собой неотъемлемую часть системы исполнительных органов государственной власти, призваны осуществлять противодействие

таким серьезным угрозам экономической безопасности, как высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, а также сохранение значительной доли теневой экономики (подп. 18, 19 п. 12 Стратегии экономической безопасности) [13].

Анализ содержания вышеобозначенной угрозы свидетельствует о том, что эти факторы, к сожалению, не просто указывают на возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере, а наносят ущерб экономической безопасности Российской Федерации [16].

В широкомасштабном процессе криминализации объектом преступных посягательств выступают уже не отдельные группы экономических отношений, а вся система экономических отношений в целом [19, с. 112].

Как показывает анализ статистических данных о результатах борьбы с преступностью экономической и коррупционной направленности за последние пять лет [11], несмотря на некоторое снижение числа указанных преступлений, отмечается рост доли тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах либо повлекших значительный ущерб.

Так, в 2012 г. было зарегистрировано около 173 тыс. преступлений экономической направленности, что на 14,6 % меньше, чем в 2011 г, при этом доля тяжких преступлений в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составила 57,4 % (в 2011 г. - 54 %). Доля преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере или причинивших значительный ущерб, также увеличилась по сравнению с 2010 г. и составила 20,9 % (в 2011 г. - 20 %).

В 2013 г. было выявлено 141,2 тыс. (-18,4 %) преступлений экономической направленности. При этом наиболее распространенным видом экономических правонарушений стали преступления коррупционной направленности (30 %), тем самым опередив мошенничества (20 %). Материальный ущерб от преступлений экономической направленности (по оконченным уголовным делам) составил 229,86 млрд руб.

В 2014 г. было зарегистрировано более 107 тыс. преступлений (-24 %). Несмотря на то, что количество тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 19,8 %, их доля в 2014 г. составила 61 %, а в 2013 г. - только 57,8 %.

В 2015 г. выявлено 111,2 тыс. преступлений экономической направленности, а материальный ущерб (по оконченным уголовным делам) соста-

вил 271,49 млрд руб. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 62,6 %.

В 2016 г зарегистрировано 108,8 тыс. преступлений экономической направленности (-3,3 %), из которых 28,8 тыс. (+1,1 %) совершены в крупном или особо крупном размерах либо причинили крупный ущерб.

Как показывает исследование, среди зарегистрированных преступлений традиционно велика доля преступлений коррупционной направленности, противодействие которым является общегосударственной задачей, и ее решение возложено на все органы исполнительной, законодательной и судебной власти, но результаты данной работы формируют только правоохранительные органы. Например, реализация Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г № 147, - одно из основных направлений деятельности МВД России.

Анализ поступающей информации и статистических данных [10; 11] по видам экономической деятельности свидетельствует о том, что в настоящее время наиболее подвержены коррупционным проявлениям следующие сферы деятельности (проценты рассчитаны в результате анализа статистических данных за период с 2011 по 2017 г.): освоение бюджетных средств (41,8 %); финансово-кредитная (19,7 %); транспортная (16,5 %); потребительский рынок (12,4 %); жилищно-коммунальное хозяйство (9,7 %).

Экономическая преступность тесно связана с организованной преступностью, которая с каждым годом становится более устойчивой и профессиональной, активно и умело противодействующей правоохранительной системе.

Так, за последние пять лет отмечается рост числа выявленных фактов организации преступного сообщества (преступной организации) и участия в нем (ней) на 24,8 % (с 202 в 2012 г. до 252 в 2016 г.), а также рост числа выявленных лиц, совершивших преступления в составе организованной группы и преступного сообщества (преступной организации) (далее - ОГ и ПС (ПО) на 25 % (с 7 444 в 2012 г. до 9 317 в 2016 г.) [10].

В зоне особой криминальной активности организованных групп и преступных сообществ остаются сфера финансово-кредитной системы (42 %), сферы потребительского рынка (41,8 %), бюджетных отношений (5,4 %), строительства (2,7 %), сельского хозяйства (2,2 %), лесопромышленного комплекса (0,9 %), добычи и оборота

водных биологических ресурсов (1,1 %). При этом 27,0 % от общего числа раскрытых преступлений, совершенных в организованных формах, связаны с финансовым посредничеством, 9,7 % - с долевым участием, 14,5 % - с розничной и оптовой торговлей.

Одним из наиболее активно развивающихся направлений деятельности организованной преступности является создание должностными лицами организованных групп с целью хищения бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации государственных программ для финансирования подконтрольных им коммерческих организаций.

Следует помнить, что, с точки зрения большинства специалистов, правоохранительные органы имеют в настоящее время лишь искаженное представление о количестве совершенных преступлений данного вида, а также о размере причиненного ими ущерба по причине высокого уровня латентности экономической и коррупционной преступности, составляющей, по некоторым данным, в среднем 70-80 % [2, с. 116].

На основании вышеизложенного следует заключить, что состояние преступности экономической и коррупционной направленности является на сегодняшний день значимым фактором, оказывающим деструктивное влияние на социально-экономическое и политическое развитие нашего государства, подрывает стабильность финансовых и экономических институтов, а также нивелирует доверие граждан к правоохранительным органам. Криминализация экономической сферы, в свою очередь, влечет за собой низкие темпы экономического роста, обострение дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития и др.

При безусловном понимании того, что противодействие указанным вызовам и угрозам экономической безопасности - общая задача всех правоохранительных органов, ключевую роль в нейтрализации криминальных явлений и борьбе с преступностью экономической и коррупционной направленности исполняют органы внутренних дел Российской Федерации. Практика свидетельствует, что свыше 90 % экономических преступлений выявляются и расследуются органами внутренних дел [15], которые выступают основным субъектом правоохранительной деятельности, осуществляющим противодействие преступности, в том числе в сфере экономики, охрану собственности и обеспечение общественной безопасности [8].

В основной массе преступления экономической и коррупционной направленности представляют собой заранее планируемые, тщательно подготавливаемые, скрытно совершаемые деяния. Зачастую действия организаторов и участников ОГ и ПС (ПО) экономической направленности маскируются совершенно легальными действиями участников экономических отношений, что и позволяет совершать латентные экономические преступления.

Таким образом, специфика преступности данного вида, возросший уровень криминального профессионализма влияют на то, что выявление и раскрытие преступлений в сфере экономики исключительно с помощью уголовно-правовых и уголовно-процессуальных мер на практике невозможно, даже в случае их комплексного применения.

В такой ситуации единственно эффективным способом получения первичных сведений о совершении преступлений в сфере экономики, проверки этих сведений, а также получения дальнейшей информации, способствующей раскрытию таких преступлений, выявлению и привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, проведения оперативной разработки ОГ и ПС (ПО) экономической направленности, привлечения к уголовной ответственности их организаторов, руководителей и участников, а также дальнейшего разобщения ОГ и ПС (ПО) является использование сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД).

Определяющее значение в данном случае имеет разведывательно-поисковый характер ОРД, основанный на принципах конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств.

По справедливому мнению А. Е. Шарихина, «выбор оперативно-розыскной деятельности как средства адекватного реагирования на реальные угрозы экономической безопасности России обусловлен как характером опасности, одним из источников которой является организованная экономическая преступность, так и новым концептуальным подходом, базирующимся на современном восприятии оперативно-розыскной деятельности» [17].

Действующий Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [6], с точки зрения ряда специалистов, создает все необходимые предпосылки для превращения ОРД в государственно-правовую форму борьбы с преступлениями. В их числе:

допущение проведения на стадии дослед-ственной проверки оперативно-розыскных меро-

приятий, ограничивающих конституционные права граждан, при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших такое противоправное деяние, а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

использование результатов ОРД в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела;

возможность устанавливать отношения сотрудничества с лицами на конфиденциальной основе;

возможность создания и использования информационных систем в целях сбора, анализа, систематизации, обобщения и хранения сведений;

возможность создания в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач ОРД, и др. [14, с. 70-72].

На наш взгляд, перечисленные возможности ОРД свидетельствуют не просто о предпосылках формирования, а о функционировании самостоятельной государственно-правовой формы противодействия преступности, которая применительно к преступным деяниям в экономической сфере в сочетании с иными государственно-правовыми формами борьбы с преступностью может проявить себя максимально эффективно.

Анализируя характер полномочий оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять ОРД [5], нельзя не признать, что практически каждое оперативное подразделение в процессе своей оперативно-служебной деятельности сталкивается в рамках своей компетенции с вопросами, относящимися к обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции.

Однако основная нагрузка по противодействию вызовам и угрозам экономической безопасности ложится на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел (далее - ЭБиПК ОВД), на которые приходится основная доля (80-90 %) задокументированных преступлений указанной категории.

Подразделения ЭБиПК ОВД в пределах своей компетенции [7; 9] при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений эко-

номической и коррупционной направленности, выявлении и установлении лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществляют ОРД в полном объеме.

Перед данными подразделениями поставлены задачи нейтрализации угроз экономической безопасности, и в частности борьбы с криминальными проявлениями в экономической сфере, коррупцией и организованной преступностью.

Особую значимость в процессе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации имеют следующие полномочия, предоставленные подразделениям ЭБиПК ОВД:

организация и осуществление борьбы с организованной преступностью экономической направленности, выявление и пресечение деятельности транснациональных и межрегиональных ОГ и ПС экономической направленности, в том числе ПС (ПО), сформированных по этническому принципу;

осуществление мероприятий по противодействию коррупции в выборных органах власти, федеральных органах исполнительной власти, в органах власти субъектов Российской Федерации, в сфере управления негосударственным сектором экономики, в госкорпорациях, внебюджетных фондах и общественных организациях с государственным участием, а также по противодействию преступным посягательствам на государственную и муниципальную собственность;

противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, фальшивомонетничеству; пресечение каналов финансирования терроризма и экстремизма;

реализация в пределах компетенции поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также сопровождение мероприятий, проводимых Счетной палатой Российской Федерации и Контрольным управлением Президента Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции;

выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической и коррупционной направленности.

Анализ поставленных перед оперативными подразделениями ОВД задач показывает, что в равной степени важно не только активное оперативно-розыскное противодействие организованной преступности в системе обеспечения экономической безопасности государства, но и выявление, ослабление или нейтрализация действия причинного комплекса (совокупности условий и факторов), порождающего опасность (угрозу) данного вида.

Таким образом, механизм, формирующий состояние защищенности и безопасности, начинает эффективно действовать в случае полноценной реализации функции получения и оценки информации об угрозах безопасности в различных сферах и на объектах экономики. Ситуация на данном этапе функционирования системы обеспечения экономической безопасности осложняется тем, что зачастую участники ОГ и ПС (ПО) экономической направленности маскируются совершенно нормальными законными действиями участников экономических процессов, что и позволяет совершать им латентные экономические преступления. В связи с этим, по мнению многих специалистов, наряду с использованием возможностей информационно-аналитической работы, а также иных средств и методов ОРД, направленных на выявление действующих в сфере экономики организованных преступных структур, достаточно эффективным является применение в ОРД методики мониторинга угрозообразующих факторов, выступающего важным условием обеспечения экономической безопасности любого хозяйствующего субъекта [3, с. 64-69]. На следующем этапе осуществляется непосредственное противодействие источникам угроз посредством реализации соответствующих механизмов.

В связи с этим особую значимость приобретает деятельность подразделений оперативно-разыскной информации органов внутренних дел, направленная на своевременное обеспечение оперативных подразделений, главным образом, подразделений ЭБиПК на системной основе качественной и достоверной оперативно-аналитической информацией в целях повышения эффективности ОРД ОВД по защите прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению экономической безопасности общества и государства.

На основании всего вышеизложенного следует заключить, что в системе органов исполнительной власти, выступающих непосредственными [1, с. 39] субъектами обеспечения экономической безопасности, оперативные подразделения органов внутренних дел выступают одним из ключевых звеньев обеспечения экономической безопасности, в чьи полномочия входит осуществление ОРД.

Анализ задач, функций и полномочий подразделений ЭБиПК ОВД свидетельствует о том, что посредством ОРД в полном объеме осуществляется защита основных объектов экономической безопасности, к которым относятся личность, общество, государство, а также экономическая

система страны, от угроз, связанных с высоким уровнем криминализации и коррупции в экономической сфере, а также сохранением значительной доли теневой экономики. Состояние преступности экономической и коррупционной направленности свидетельствует не просто о наличии угрозы экономической безопасности страны со стороны процессов криминализации и коррумпирования экономики, а скорее, о фактическом подрыве экономической безопасности.

На сегодняшний день меры оперативно-розыскного характера по причине особой общественной опасности криминализации экономических отношений являются единственными адекватными мерами, благодаря которым у органов внутренних дел есть реальная возможность нейтрализовывать и устранять существующие угрозы экономической безопасности.

Список использованной литературы

1. Вечканов, Г. С. Экономическая безопасность [Текст] : учебник для вузов / Г. С. Вечканов.

- СПб. : Питер, 2007.

2. Иванов, П. И. Экономическая и коррупционная преступность и ее латентность как объект криминологического изучения [Текст] / П. И. Иванов, Р. Ш. Шегабудинов // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 3.

3. Крылов, А. А. Мониторинг экономической безопасности - информационная основа профилактики латентной экономической преступности [Текст] / А. А. Крылов, Э. А. Васильев // Научный портал МВД России. - 2014. - № 2 (26).

4. О безопасности [Текст] : [Федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 1, ст. 2.

5. О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России [Текст] : [приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 : ред. от 20 сент. 2016 г.] // Рос. газ.

- 2012. - 3 авг. (№ 177).

6. Об оперативно-розыскной деятельности [Текст] : [Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 1995. - № 33, ст. 3349.

7. Об утверждении Положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации [Текст] : [приказ МВД России от 16 марта 2015 г. № 340].

8. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе

Министерства внутренних дел Российской Федерации [Текст] : [Указ Президента Рос. Федерации от 21 дек. 2016 г № 699] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 52 (ч. V), ст. 2902.

9. Об утверждении Типового положения о подразделении экономической безопасности и противодействия коррупции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне и о внесении изменений в Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 16 марта 2015 г. № 340 [Текст] : [приказ МВД России от 6 июня 2017 г. № 363].

10. Сводный отчет по России о результатах борьбы с организованной преступностью за период 2012-2016 гг. (форма № 582) [Текст]. - М. : ФКУ «ГИАЦ МВД России».

11. Сводный отчет по России о результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности за период 20122016 гг (форма № 050) [Текст]. - М. : ФКУ «ГИАЦ МВД России».

12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Текст] : [Указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 1 (ч. II), ст. 212.

13. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Текст] : [Указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 г. № 208] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 10, ст. 2902.

14. Торопин, Ю. В. Оперативно-розыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями [Текст] / Ю. В. Торопин, Ф. П. Васильев // Труды Академии управления МВД России. - 2013. - № 3 (27).

15. Тюнис, И. О. Интернет-курс по дисциплине «Методика расследования преступлений в сфере экономики» [Текст]. - М. : МФПУ «Синергия», 2012.

16. Что такое «криминализация экономики России» и как с ней бороться [Текст] / под ред. А. А. Крылова. - М. : Экономика, 2011.

17. Шарихин, А. Е. Научные основы обеспечения экономической безопасности России посредством оперативно-розыскной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.09 / Шарихин Александр Егорович. - М., 2007.

18. Экономическая безопасность России (проблемы методологии и организационно-правового обеспечения) [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Ю. И. Аболен-цева, заслуженного юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. В. И. Попова. - М. : Московский институт МВД России, 2001.

19. Юхачев, С. П. Криминализация экономических отношений в России и ее влияние на экономическую безопасность страны [Текст] / С. П. Юхачев, П. С. Моисеев // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 11. - Т. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vechkanov G. S. Ehkonomicheskaya bezopasnost': uchebnik dlya vuzov (Economic security: a textbook for universities), St. Petersburg: Piter, 2007.

2. Ivanov P. I., Shegabudinov R. Sh. Vestnik ehkonomicheskoj bezopasnosti (Economic Security Bulletin), 2017, No. 3.

3. Krylov А. А., Vasil'ev Eh. А. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior), 2014, No. 2 (26).

4. Code of laws of the Russian Federation, 2011, No. 1, article 2.

5. Ros. gaz. (Russian newspaper), 2012, August 3 (No. 177).

6. Code of laws of the Russian Federation, 1995, No. 33, article 3349.

7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, March 16, 2015, No. 340.

8. Code of laws of the Russian Federation, 2016, No. 52 (part V), article 2902.

9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, June 6, 2017, No. 363.

10. Svodnyj otchet po Rossii o rezul'tatakh bor'by s organizovannoj prestupnost'yu za period 20122016 gg. (forma No. 582) (Summary report on Russia on the results of the fight against organized crime for the period 2012-2016. (form No. 582), Moscow: FKU "GIATS MVD Rossii".

11. Svodnyj otchet po Rossii o rezul'tatakh raboty po vyyavleniyu i raskrytiyu prestuplenij ehkonomicheskoj napravlennosti za period 20122016 gg. (forma No. 050) (Consolidated report on Russia on the results of work on the identification and detection of economic crimes for the period 20122016. (form No. 050)), Moscow: FKU "GIATS MVD Rossii".

12. Code of laws of the Russian Federation,

2016, No. 1 (part II), article 212.

13. Code of laws of the Russian Federation,

2017, No. 10, article 2902.

14. Toropin Yu. V. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii (Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2013, No. 3 (27).

15. Tyunis I. O. Internet-kurs po distsipline «Metodika rassledovaniya prestuplenij v sfere ehkonomiki» (Online course on the discipline "Methods of investigating crimes in the field of economics"), Moscow: MFPU "Sinergiya", 2012.

16. Chto takoe «kriminalizatsiya ehkonomiki Rossii» i kak s nej borot'sya, pod red. A. A. Krylova (What is the "criminalization of the Russian economy and how to deal with it?), Moscow: Ehkonomika, 2011

17. Sharikhin A. E. Nauchnye osnovy obespecheniya ehkonomicheskoj bezopasnosti Rossii posredstvom operativno-rozysknoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk 12.00.09 (Scientific basis for ensuring the economic security of Russia through operational-search activity: Extended abstract of Doctor's thesis), Moscow, 2007.

18. Ehkonomicheskaya bezopasnost' Rossii (problemy metodologii i organizatsionno-pravovogo obespecheniya): ucheb. posobie (Economic security of Russia (problems of methodology and organizational and legal support): study guide), Moscow: Moskovskij institut MVD Rossii, 2001.

19.Yukhachev S. P., Moiseev P. S. Sotsial'no-ehkonomicheskie yavleniya i protsessy (Socioeconomic phenomena and processes), 2016, No. 11, vol. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.