УДК 343.32, 351.74 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-10-173-178
МЕСТО И РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Равиль Гарифуллаевич ИСКАЛИЕВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академия управления МВД России
isk74ravil@gmail.соm
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье анализируется современная система правоохранительных органов по противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности. Определяются ключевая роль в системе экономической безопасности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации, а также приоритетные направления оперативно-служебной деятельности данных подразделений.
Ключевые слова: экономическая безопасность, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, правоохранительные органы, приоритетные направления деятельности.
Annotation. The article analyzes the modern system of law enforcement agencies to counteract crimes of economic and corruption orientation. The key role of the economic security and anti-corruption units of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the economic security system is determined, as well as the priority areas of operational and official activities of these units.
Keywords: economic security, economic security and anti-corruption units, law enforcement agencies, priority areas of activity.
Преступления экономической направленности оказывают негативное воздействие на экономику, тормозят развитие в стране рыночных отношений, порождают инфляцию, деформируют общественное сознание, нарушают принципы социальной справедливости, подрывают силу и авторитет закона, государственных институтов, ведут к ущемлению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и граждан [2, с. 42].
В настоящее время в сфере обеспечения экономической безопасности функционирует система правоохранительных органов, которая согласно Стратегии экономической безопасности
«должна быть направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам, предотвращение явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовых сферах, а также на недопущение снижения качества жизни»1.
Нельзя не согласиться с С.Е. Пролетенковой, которая пишет, что действующая на основе современного законодательства система конкретных правоохранительных органов должна трансформировать принятую Стратегию в скоординированную деятельность всех ее участников [8, с. 206].
Вся система обеспечения экономической безопасности обладает характерными особенно-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021
стями, определяющимися историей развития, целями и экономическими интересами государства, геополитическим состоянием. Это связано с тем, что она формировалась в условиях радикальных экономических реформ при переходе от социалистической формы хозяйствования к капиталистической, с ее многоукладно-стью, нестабильностью и наличием значительного количества угроз, которые невозможно нейтрализовать или ликвидировать устаревшими механизмами обеспечения экономической безопасности.
При формировании новой системы обеспечения экономической безопасности использовались специальные подходы, определялись разделения полномочий между субъектами, новые теоретические и нормативные правовые базы, основные элементы системы экономической безопасности, управляющие и координирующие субъекты, критерии оценки [1, с. 82], обеспечивающие экономическую безопасность на всех уровнях государственных институтов.
Совокупность всех имеющихся возможностей рассматриваемой системы можно определить по следующим ключевым параметрам: разумной достаточности, ограниченной возможностями государства формировать и содержать систему безопасности; убедительной надежности, обеспечивающей выполнение функций системы в полном объеме. Система также подвергается постоянным угрозам, противодействие которым зависит от вида угроз (потенциальные или реальные); исходя из этого вырабатываются способы противодействия в виде профилактики или прямого воздействия, определяются силы, средства и методы. На наш взгляд, система правоохранительных органов по противодействию экономическим и коррупционным преступлениям не будет эффективным «рычагом» всей государственной политики, пока не будут конкретизированы конкретные цели и задачи каждого субъекта обеспечения экономической безопасности.
Правоохранительная система в Российской Федерации, направленная на обеспечение экономической безопасности, представлена следующими органами [5, с. 85]:
1. Судебные органы представляют собой суды различных инстанций, которые рассматривают по существу уголовные дела по преступлениям экономической и коррупционной направленности. Суды рассматривают дела в судебном заседании и на основе установленных правовых норм выносят судебные решения, которые при
вступлении в законную силу обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами и организациями. Суды также осуществляют контроль за оперативно-розыскной деятельностью путем вынесения судебных решений по материалам, ограничивающим конституционные права граждан.
2. Генеральная прокуратура с подчиненными прокурорами осуществляет функции по надзору за деятельностью правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений в сферах и отраслях экономики, в том числе и за оперативно-розыскной деятельностью. Кроме вышеуказанных на прокуратуру возложена функция по обеспечению координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия экономическим преступлениям.
3. МВД России, в структуре которого функционирует ГУЭБиПК, на уровне регионов управления ЭБиПК, а районных и межмуниципальных уровнях — отделы (отделения, группы, направления) ЭБиПК, перед которыми поставлены задачи нейтрализации угроз экономической безопасности и, в частности, борьбы с криминальными проявлениями в экономической сфере, коррупцией и организованной преступностью [7, с. 46].
4. Федеральная служба безопасности России (далее — ФСБ России), в структуре которой действует подразделение экономической безопасности, которое в своем составе имеет различные Управления по следующим направлениям: кредитно-финансовая сфера (Управление «К»), транспорт (Управление «Т»), контрразведывательное обеспечение предприятий промышленности (Управление «П») и др. Аналогичная система Управлений (отделов) ФСБ России действует и в субъектах Российской Федерации с городскими (районными) и линейными подразделениями.
5. Следственные органы представлены следователями Следственного комитета России, ФСБ России и органов внутренних дел МВД России, которые осуществляют расследование уголовных дел в сфере экономики. В этой сфере единого органа, осуществляющего предварительное расследование, не существует, все зависит от установленных ст. 151 УПК РФ норм.
6. Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России), в структуре которой функционирует Главное управление по борьбе с контрабан-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021
дой. Основной задачей данной Службы и ее структурных подразделений является контроль и надзор в области таможенного дела, направленные на защиту суверенитета и экономической безопасности государства. Подразделения и сотрудники данной Службы хотя и относятся к субъектам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, их деятельность не может выходить за рамки таможенного законодательства.
7. Органы принудительного исполнения как субъекты системы по обеспечению экономической безопасности осуществляют деятельность по исполнению судебных решений по возмещению ущерба по преступлениям экономической и коррупционной направленности.
8. Подразделения Росгвардии России осуществляют функции по силовой поддержке сотрудников правоохранительных органов при проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на обеспечение экономической безопасности.
Рассматривая место подразделений ЭБиПК в системе обеспечения экономической безопасности, можно отметить, что данные подразделения являются органами правоохранительного блока, которые в значительной степени используют специальные инструменты противодействия криминализации социальной и экономической сфер общества [6, с. 256].
В современных условиях в целях обеспечения экономической безопасности подразделениями ЭБиПК осуществляется деятельность по противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности путем реализации следующих мер:
■ обеспечение непрерывного функционирования системы мониторинга криминогенных угроз и вызовов экономической безопасности в рамках информационно-аналитической деятельности для использования результатов мониторинга при корректировке основных направлений оперативно-служебной деятельности;
■ проведение мероприятий, направленных на получение своевременной информации о криминогенных факторах, об угрозах экономической безопасности в рамках мониторинга. Подразделения ЭБиПК производят их оценку и используют в организационно -управленческой деятельности при подготовке аналитических материалов; на постоянной основе осуществля-
ют мониторинг складывающейся криминогенной ситуации и на их основе выявляют с целью нейтрализации причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний;
■ создание алгоритмов использования информации, полученной в рамках системы мониторинга для немедленной подготовки мероприятий и действий в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
На основе вышеуказанных организационно-управленческих мер подразделения ЭБиПК организуют свою оперативно-служебную деятельность по следующим приоритетным направлениям:
1. Противодействие коррупции.
2. Противодействие хищению бюджетных средств, особенно выделяемых на реализацию федеральных и региональных целевых программ и инвестиционных проектов [3, с. 33].
3. Противодействие преступлениям в бюджетообразующих отраслях экономики.
4. Противодействие ценовым сговорам, криминальным банкротствам, рейдерствам.
5. Противодействие преступлениям в сфере оборонного и энергетического комплексов.
6. Противодействие хищению бюджетных и инвестиционных средств, выделенных на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.
7. Противодействие налоговым преступлениям.
8. Противодействие преступлениям в финансово-кредитной сфере: незаконной банковской деятельности, противоправным выводам денежных средств за границу, их обналичиванию, легализации.
9. Противодействие организованным преступным группам, действующим в сфере экономики.
10. Противодействие финансированию деятельности преступных групп террористической и экстремистской направленности и др.
Значительную нагрузку по обеспечению экономической безопасности осуществляют органы внутренних дел, и приоритетная роль по противодействию преступлениям экономической и коррупционной направленности принадлежит подразделениям ЭБиПК [4, с. 192].
Анализируя результаты деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности [8, с. 210], можно отметить ведущую роль подразделений ЭБиПК (см. рис. 1, 2, 3, 4).
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021
ПРЕСТУПНОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ
Выявлено преступлений экономической направленности (в тыс,)
109,5
104,9 105'5
97,2
II
2018 2019 2020
: всего выявлено ■ следствие обязательно
Рис. 1. Выявленные преступления экономической направленности в 2018 — 2020 гг.
По итогам 2020 г. всеми правоохранительными органами России выявлено 105,5 тыс. (+0,6%) преступлений экономической направленности, из которых:
■ органами внутренних дел — 88,5 тыс. (-0,2%)2, включая подразделения ЭБиПК — 66,8 тыс. (-3,5%)3;
■ следственными органами Следственного комитета Российской Федерации — 2,1 тыс. (+7,5%);
■ органами Федеральной службы безопасности России — 6,5 тыс. (+21,1%);
■ органами прокуратуры — 6,5 тыс. (-6,4%), ФТС России 1,1 тыс. (-11,1%);
■ органами исполнения наказаний — 0,5 тыс. (+21,9%);
■ органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — 0,08 тыс. (-27,3%)4.
Рис. 2. Преступления экономической направленности, выявленные в 2020 г.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021
Анализируя результаты борьбы органов внутренних дел с экономической преступностью, необходимо отметить тот факт, что в 2020 г., по данным ФГКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России» (далее — ГИАЦ МВД России), из 88,5 тыс. выявленных преступлений рассматриваемого вида, в том числе 80 тыс. преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, окончено расследование уголовных дел по 64,4 тыс. преступлениям такой категории (+0,6%), включая
45,3 тыс. уголовных дел, направленных в суд; выявлено 28,1 тыс. лиц5.
Органами внутренних дел расследовано 34,3 тыс. (+0,7%) преступлений экономической направленности, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации — 29,3 тыс. (+0,9%), органами ФСБ России — 0,6 тыс. (-11,3%), ФТС России — 0,2 тыс. (-17,8%), органами Федеральной службы судебных приставов — 0,06 тыс. (-16,7%)6.
Расследовано преступлений экономической направленности в 2020 году (64,4 тыс.)
□ Органы внутреннихдел
□ Следственные органы Следственного комитета РФ ■ Таможенные органов
□ Органы Федеральной службы безопасности
□ Органы Федеральной службы судебных приставов
Рис. 3. Расследованные преступления экономической направленности в 2020 г.
Значительный вклад в такой результат борьбы с экономической преступностью внесли подразделения ЭБиПК. За период 2020 г. ими выявлено 66,8 тыс. преступлений рассматриваемого вида.
Причиненный материальный ущерб в результате совершенных преступлений составил 340 млрд руб., возмещение ущерба на сумму 203 млрд руб.7, из которых подразделением ЭБиПК — на сумму 176,1 млрд руб.8.
В заключение отметим, что место, роль и значение подразделений ЭБиПК в системе правоохранительных органов, обеспечивающих экономическую безопасность, определяются их соответствующим организационно-правовым статусом (компетенциями).
По нашему мнению, современное состояние законодательства и несвоевременное принятие организационно-управленческих мер не позволяют в полном объеме реализовать потенциал подразделений ЭБиПК.
На наш взгляд, снижение количества выявленных и зарегистрированных преступлений по многим приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности ЭБиПК, происходит из-за внесенных изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и налоговое законодательство, связанных с декриминализацией ряда экономических и налоговых составов преступлений.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021
Возмещение ущерба (203млрдруб.)
□ Возмещеноматериальногоущерба иными органами
□ Возмещено материального ущерба подразделениями
Рис. 4. Возмещение ущерба
На складывающуюся оперативную обстановку оказывают влияние корректировка компетенций правоохранительных органов, задействованных в обеспечении экономической безопасности, а также совершенствование механизма противодействия угрозам экономической безопасности, которые в настоящее время являются одними из важнейших направлений деятельности органов государственной власти.
Таким образом, следует констатировать, что совершенствование системы управления оперативно-служебной деятельностью позволит повысить роль и результативность подразделений ЭБиПК, а также обеспечить экономическую безопасность государства, общества и личности.
1 О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 // СПС «Консультант Плюс»
2 Сборник ФКУ «ГИАЦ МВД России» «Состояние преступности в России январь — декабрь 2020 года».
3 Статистическая отчетность ФКУ «ГИАЦ МВД России», форма № 5-БЭП.
4 Сборник ФКУ «ГИАЦ МВД России» «Состояние преступности в России январь — декабрь 2020 года».
5 Там же.
6 Там же.
7 Статистическая отчетность ФКУ «ГИАЦ МВД России», форма № 050.
8 Статистическая отчетность ФКУ «ГИАЦ МВД России», форма № 5-БЭП.
Библиографический список
1. Жихорева P.E. Особенности административно-правового регулирования противодействия
коррупции в современной России // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». 2020. № 2.
2. Катков Д.В., Искалиев Р.Г. Экономическая преступность и ее влияние на экономическую безопасность Российской Федерации // Научный альманах. 2020. № 7.
3. Кольцов Д.В., Тимофеев A.B., Родичев М.Л., Бухаров H.H. Противодействие преступлениям экономической направленности на приоритетных направлениях деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России // Учеб. пособие. 2020.
4. Маркина C.A., Афанасьева Л.В., Пияль-цев А.И. Оценка эффективности деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности // Вестник академии знаний. 2020. № 5 (40).
5. Мусаев C.T. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере экономической безопасности и противодействия коррупции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
6. Палишкина О.В. Органы внутренних дел как субъект обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2015. № 1.
7. Прокофьева Т.В. Роль оперативных подразделений органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Науч. портал МВД России. 2018. № 4 (44).
8. Пролетенкова C.E. Роль и место органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности / С.Е. Пролетенкова, Б.А. Быков // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26 (1-4). № 2.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021