УДК 343.98 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10197
ЗАЩИТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОТ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ
Петр Иванович ИВАНОВ, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ E-mail: p.i.ivanov@list.ru
Артем Викторович КОНДРАТЬЕВ, адъюнкт Академии управления МВД России
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье рассматриваются особенности обеспечения подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел защиты экономических интересов добросовестных предпринимателей от преступных посягательств посредством своевременного выявления и раскрытия, в частности, налоговых преступлений, совершаемых на предприятиях горнорудной промышленности.
Ключевые слова: предприятия горнорудной промышленности, налоговые преступления, выявление и раскрытие налоговых преступлений, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, защита экономических интересов, добросовестные предприниматели.
Annotation. This article discusses the features of ensuring the protection of economic interests of bona fide entrepreneurs from criminal attacks through the timely detection and disclosure, in particular, tax crimes committed in the mining industry.
Keywords: mining industry, tax crimes, identification and disclosure of tax crimes, division of economic security and counteraction to corruption in internal affairs bodies, protection of economic interests, bona fide businessmen.
Защита экономических интересов и собственности добросовестных предпринимателей в сфере добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств от преступных посягательств является одной из важнейших задач правоохранительных органов, включая подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел (ЭБиПК ОВД).
В свете требований Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года данная задача должна решаться в первоочередном порядке в условиях,
когда существуют такие вызовы и угрозы экономической безопасности, как высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, сохранение значительной доли теневой экономики1. К сожалению, указанные источники угроз присущи и горнорудной промышленности2.
Результаты проведенного нами выборочного исследования позволяют утверждать, что равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности означает: ■ ограниченное вмешательство правоохранительных органов в целом в производ-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
ственную (хозяйственную), предпринимательскую, финансовую, торговую и иную деятельность хозяйствующих субъектов в сфере горнорудной промышленности независимо от их организационно-правовых форм;
■ вытеснение из указанной сферы противоправно осуществляющих экономическую деятельность структур (дельцов теневой экономики);
■ отстаивание законных экономических интересов предпринимателей, нарушающих посредством недобросовестной конкуренции и монополизации сферы добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств;
■ своевременное принятие административно-правовых либо уголовно-правовых мер в отношении криминально активных лиц, посягающих на собственность и имущество хозяйствующих субъектов в рассматриваемой сфере;
■ своевременное реагирование на любые со-
общения и заявления руководителей либо уполномоченных на то лиц о фактах хищений путем присвоения, растраты и мошенничества, подготовки и совершения иных уголовно-правовых деяний, посягающих на собственность и имущество добросовестных предпринимателей.
Под защитой экономических интересов и собственности добросовестных предпринимателей от преступных посягательств нами понимается вид деятельности всех правоохранительных органов, основанный на законодательных и подзаконных нормативных правовых актах, и преследующий цель обеспечения реализации конституционных прав и свобод хозяйствующих субъектов в горнорудной промышленности.
Конституция РФ (1993 г.) закрепила следующие концептуальные положения, которыми правоохранительные органы должны в первую очередь руководствоваться. К их числу, в частности, следует отнести:
■ обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;
■ равную защиту частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности. В Конституции РФ особо подчеркивается, что право частной собственно-
сти охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда (ст. 35);
• возможность для субъектов хозяйствования выбора форм собственности и сферы приложения своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, способов распределения доходов, потребления материальных благ;
• недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
• гарантию прав на свободу и личную неприкосновенность (всякое ограничение только в судебном порядке, виновность лица устанавливается вступившим в законную силу приговором суда, доказывание невиновности ложится не на обвиняемого, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, возмещение причиненного должностными лицами органов государственной власти вреда);
• налоговую систему государства.
Именно из этого состоят конституционные
права и свободы хозяйствующих субъектов, в том числе и в горнорудной промышленности.
Практическая реализация указанных концептуальных положений, связанных, прежде всего, с защитой экономических интересов хозяйствующих экономических структур в рассматриваемой отрасли промышленности, немыслима без надлежащей организации деятель-ности3.
При этом, как показывает проведенное нами обобщение практики, ее можно достичь путем:
■ проведения глубокого мониторинга состояния борьбы с налоговыми преступлениями на предприятиях рассматриваемой системы;
■ определения объектов первоочередной оперативной заинтересованности в системе горнодобывающей промышленности по признаку их пораженности преступлениями экономической направленности, включая факты уклонения от уплаты налогов, сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов или сборов;
■ принятия в первоочередном порядке эффективных мер по подрыву экономических основ криминальных структур, ору-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
дующих на объектах горнорудной промышленности, а также по нейтрализации организованных групп и преступных сообществ, в том числе сформированных по этническому принципу;
■ налаживания взаимодействия с правоохранительными (включая органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность) и контрольно-надзорными органами;
■ определения уровня и режимов оперативного обслуживания предприятий указанной системы;
■ совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования подразделениями ЭБиПК возможностей информационных систем других министерств и ведомств в оперативных целях;
■ методического обеспечения деятельности названных подразделений в интересах повышения профессионального мастерства сотрудников и исключения неоправданных затрат при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Сотрудники подразделений ЭБиПК должны хорошо знать:
■ перечень документов, используемых для проверки правильности исчисления налогов;
■ основные способы уклонения от уплаты налогов;
■ признаки фирм-«однодневок»;
■ типичные признаки, свидетельствующие о сокрытии доходов;
■ основные приемы (методы) выявления признаков налоговых правонарушений.
Последовательная реализация названных действий обеспечит повышение эффективности организации оперативно-розыскной деятельности органами внутренних дел по выявлению и раскрытию налоговых преступлений, совершаемых на предприятиях горнорудной промышленности4.
К сожалению, состояние борьбы с налоговой преступностью, несмотря на достаточно большое распространение ее проявлений, вызывает особое беспокойство.
Так, в прошлом году в сфере экономики в целом правоохранительными органами всего было выявлено 8,7 тыс. налоговых преступлений (-6,8%).
Следует заметить, что порядка 88,5% (7,7 тыс.) пресечено сотрудниками ОВД, в том числе 3,5 тыс. квалифицированных деяний в крупном и особо крупном размерах.
Было раскрыто 232 (+ 13,2%) преступления, совершенных группой лиц, 63 — организованной группой либо преступным сообществом.
В 2017 г. налоговыми преступлениями бюджетной системе государства нанесен ущерб на сумму 66,7 млрд руб. Из них было возмещено 45,3 млрд руб.
Принятыми мерами удалось выявить 3,2 тыс. лиц, совершивших налоговые преступления.
Мы полагаем, что вышеприведенные данные вряд ли отражают реальные масштабы налоговой преступности, так как сохраняется высокий уровень ее латентности. А это предполагает поиск путей повышения эффективности борьбы с указанными видами преступлений.
Таким образом, защита всех форм собственности в горнорудной промышленности — основное условие обеспечения ее экономической безопасности. Разумеется, такая защита немыслима без надлежащей ее организации.
1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
2 Под горнорудной промышленностью нами понимается комплекс отраслей горнодобывающей промышленности, занимающихся добычей и обогащением различных видов рудного сырья: железных руд, марганцевых руд, хромовых руд, титановых руд, руд цветных металлов. Отсюда следует, что горнорудная промышленность — понятие собирательное, так как оно включает множество отраслей горнодобывающей промышленности. Одновременно хотим отметить, что ее объекты — это те объекты, которые связаны с геологоразведкой, добычей и обогащением полезных ископаемых.
3 Об отдельных аспектах организации деятельности по защите экономических интересов и собственности от преступных посягательств см.:
Иванов П.И., Кондратьев A.B. Организация деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений. совершаемых на предприятиях сферы добычи полезных ископаемых и обрабатываемых производств // Закон и право. 2018. № 4. С. 123—125;
Иванов П.И., Кондратьев A.B. Обеспечение экономической безопасности топливно-энергетического комплекса как подсистемы горнорудной промышленности // Закон и право. 2018. № 6. С. 126—129.
4 ФКУ «ГИАЦ МВД России» в установленной форме отчетности («5-БЭП) специально не выделяет горнорудную промышленность и совершаемые на ее объектах преступления налоговой направленности. Тем самым мы на сегодня имеем обезличенное общее количество таких преступлений.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018