Научная статья на тему 'О роли информационных ресурсов в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции системы Министерства внутренних дел Российской Федерации'

О роли информационных ресурсов в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции системы Министерства внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
610
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕРНЕТ / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION UNITS / INFORMATION SUPPORT FOR OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES / INFORMATION RESOURCES / INTERNET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрельченко Виктор Валерьевич, Поздняков Александр Николаевич

В статье рассматриваются существующие информационные ресурсы, в том числе функционирующие в рамках информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также возможности и перспективы их использования в оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В работе приводятся примеры использования конкретных информационных сервисов как государственного, так и частного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стрельченко Виктор Валерьевич, Поздняков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF INFORMATION RESOURCES IN THE ACTIVITIES OF ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION SYSTEMS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines existing information resources, including those operating within the Internet information and telecommunications network, as well as the prospects for their use in the operational and service activities of the economic security and anti-corruption units of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation. The paper provides examples of the use of specific information services, both public and private.

Текст научной работы на тему «О роли информационных ресурсов в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10448

О РОЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

V V _ _

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виктор Валерьевич СТРЕЛЬЧЕНКО, адъюнкт Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации E-mail: [email protected]; [email protected]

Александр Николаевич ПОЗДНЯКОВ, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: Sonino51@ mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются существующие информационные ресурсы, в том числе функционирующие в рамках информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также возможности и перспективы их использования в оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В работе приводятся примеры использования конкретных информационных сервисов как государственного, так и частного характера.

Ключевые слова: экономическая безопасность, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности, информационные ресурсы, Интернет.

Annotation. The article examines existing information resources, including those operating within the Internet information and telecommunications network, as well as the prospects for their use in the operational and service activities of the economic security and anti-corruption units of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation. The paper provides examples of the use of specific information services, both public and private.

Keywords: economic security, economic security and anti-corruption units, information support for operational investigative activities, information resources, Internet.

Новая социальная, экономическая, институциональная, информационная и -«.технологическая среда, в которой в настоящее время функционируют органы внутренних дел, значительно снизила эффективность использования в раскрытии преступлений, прежде всего в сфере экономики, традиционных методов оперативной работы. Это связано с тем, что свобода экономической деятельности, многообразие и самостоятельность хозяйствующих субъектов, упрощенный формат регистрации

физических и юридических лиц, неконтролируемые коммуникации граждан и организаций, с одной стороны, осложнили получение целевой оперативной информации, необходимой для своевременного выявления, предупреждения и раскрытия преступлений экономической направленности. Но, с другой стороны, расширили возможности совершения противоправных деяний, направленных на нарушение формальных требований к функционированию социальных и экономических отношений1.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

В статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 сентября 1995 г. № 144-ФЗ (далее — ФЗ об ОРД) в качестве одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности определено обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, решение которой невозможно без активного противодействия коррупции во всех формах ее проявления.

Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в рамках обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции осуществляется в основном подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД МВД России (ЭБиПК) на региональном и районном (межмуниципальном) уровнях и Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК) на федеральном уровне.

ГУЭБиПК осуществляет также нормативно-правовое регулирование, выработку и реализацию государственной политики в данной области, действуя в этом направлении в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел2.

Сотрудники подразделений ЭБиПК органов внутренних дел Российской Федерации в рамках представленных полномочий:

■ осуществляют оперативно-розыскную деятельность с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

■ проводят анализ состояния экономической и коррупционной преступности, выявляют объекты и отрасли экономики, наиболее подверженные или находящиеся под риском криминального воздействия;

■ во взаимодействии с сотрудниками уголовного розыска, подразделений по противодействию экстремизма, а также по контролю за оборотом наркотиков проводят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) с целью установления лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики, в том числе по фактам совершения ими преступлений коррупционной направленности и финансирования экстремистской деятельности и террориз-

ма, отнесенных в настоящее время к компетенции подразделений ЭБиПК;

■ проводят оперативно-розыскные мероприятия по пресечению деятельности организованных преступных групп и сообществ, действующих в различных сферах и секторах экономики, в том числе имеющих стратегическое значение для общества и государства;

■ в установленном порядке выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений3.

Решение указанных задач напрямую зависит от качества и эффективности организации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности указанных подразделений, которое должно быть непрерывным и использоваться органами внутренних дел на стратегическом и тактическом уровнях с возможностью прогнозирования развития оперативной обстановки в целом и по отдельным направлениям, в частности4.

С точки зрения теории оперативно-розыскной деятельности информационное обеспечение организации данной деятельности органов внутренних дел — это деятельность субъектов ОРД, направленная на выполнение возложенных на них задач и функций и удовлетворяющая определенным требованиям.

Из проведенного анализа основных направлений и компетенций субъектов взаимодействия в сфере ОРД по борьбе с преступностью в сфере экономики следует, что одной из основных целей взаимодействия является получение информации, которую можно использовать как доказательство при изобличении в совершении преступлений конкретных физических лиц, и не только. Часть получаемая информация, касающаяся, прежде всего, новых видов преступлений и тенденций развития экономической преступности, после соответствующей аналитической обработки может быть отнесена к категории стратегической и использована для принятия органами внутренних дел упреждающих мер в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности.

Задачи, связанные с всесторонним анализом информации внутреннего и внешнего характера о лицах, событиях и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел, в том числе установление причинно-следственных связей между исследуемыми объектами, призваны выполнять информационные системы как совокупность методов и

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

средств удовлетворения заданных информационных потребностей оперативных подразделений органов внутренних дел (ОВД). Указанные системы должны обеспечивать циркуляцию управляющей и осведомительной информации в видах и объемах, соответствующих характеру решаемых задач.

Информационное обеспечение оперативных подразделений ОВД организуется и проводится в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Вопросам информационного обеспечения и документирования в сфере ОРД посвящена ст. 10 данного Закона. Кроме того, информационные аспекты оперативно-розыскной деятельности в определенной мере регламентированы ст. 6 данного Федерального закона, в которой предусматривается использование в ходе оперативно-розыскной деятельности информационных систем, видео-, звукозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей.

Что касается источников, то оперативно-розыскная информация, включая сведения о криминальной деятельности в сфере экономики юридических и физических лиц, по существу, ограничений не имеет. Источники для сбора необходимых данных могут носить как закрытый, так и открытый характер.

Процесс информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК МВД России складывается из следующих основных стадий: сбор, систематизация и анализ информации, планирование на основе ее анализа дальнейшего использования при проведении оперативно-розыскных мероприятий, т.е. практическая ее реализация, направленная на получение конкретных положительных результатов. При этом такая информация может быть не связана напрямую с конкретным преступлением. В роли последней может выступать правовая, криминальная и ориентирующая информации5.

В качестве подтверждения указанного тезиса можно привести позицию, изложенную М.А. Калужиной6, в соответствии с которой оперативно-розыскная деятельность на современном этапе не может быть представлена и в целом существовать без информационных процессов и связей, составляющих основу информационного обеспечения работы оперативных подразделений, к компетенции которых отнесено получение различной по значению и содержанию информации. При этом потоки информа-

ции, получаемой и анализируемой в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности и проведения оперативно-розыскных мероприятий, преимущественно ориентированы на решение узко направленных и сугубо специфичных целей и задач, в данном случае стоящих перед подразделениями ЭБиПК МВД России.

Применительно к деятельности подразделений ЭБиПК необходимо отметить, что поиск и получение оперативно-значимой информации может осуществляться не только традиционными (классическими) методами оперативно-розыскной деятельности, как правило, носящими негласный, конспиративный характер, применяемыми всеми без исключения оперативными подразделениями (негласное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность), но также с использованием современных информационных ресурсов и технологий.

В настоящее время все многообразие информационных массивов, доступных сотрудникам ОВД, можно разделить на внутриведомственные, формируемые службами и подразделениями МВД России, и внешние информационные ресурсы, формируемые иными государственными органами и общественными организациями.

В настоящей работе мы попытаемся определить роль и степень значимости информационных ресурсов, в том числе интернет-ресурсов, необходимых для выявления и раскрытия преступлений подразделениями органов внутренних дел по противодействию экономической безопасности и коррупции.

Среди потенциальных источников информационного обеспечения немаловажное место занимает информация, получаемая подразделениями ЭБиПК из Федеральной налоговой службы, подразделения которой в процессе своей повседневной профессионально-служебной деятельности располагают сведениями о налогоплательщиках, информацией о представленной налоговой (бухгалтерской) отчетности и о результатах проведенных проверок при осуществлении налогового контроля (выездных, камеральных), сведениями о выявленных фактах нарушения налогового законодательства и др.). В связи с этим эффективное взаимодействие подразделений ЭБиПК с территориальными налоговыми органами является основой результативной работы по раскрытию экономических и налоговых преступлений.

Одним из вариантов взаимодействия, помимо истребования соответствующих сведений,

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

получаемых путем направления мотивированных запросов, является возможность использования подразделениями ЭБиПК внедряемой налоговыми органами системы межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ).

Информация, относящаяся к компетенции налоговых органов и используемая подразделениями ЭБиПК в ходе осуществления ОРД, может быть получена в электронном виде одним из следующих способов:

1. Непосредственно подразделениями ЭБиПК (при условии использования зарегистрированных и размещенных в СМЭВ сервисов ФНС России, разработанных согласно Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

2. В виде набора файлов для организации передачи данных (в форматах, разработанных Федеральной налоговой службой Российской Федерации — ФНС России).

Порядок доступа и необходимая информация (инструкции) опубликованы на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации на странице «О ФНС России». Для просмотра и использования указанных сведений необходимо:

■ на официальном сайте ФНС России www. nalog.ru найти рубрику (сервис) «Взаимодействие с другими государственными учреждениями РФ»;

■ выбрать раздел «Участникам межведомственного взаимодействия»;

■ далее выбрать заголовок «Форматы представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений по запросам федеральных государственных органов, органов власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), квалификационных коллегий судей, внебюджетных фондов социального назначения, иных юридических лиц».

Полагаем, что дальнейшее использование одного из указанных видов электронного обмена данных исключит бумажный документооборот, значительно сократит время на получение необходимой информации, снизит трудозатраты на регистрацию, отправку, обработку запросов и тем самым повысит эффективность проводимых органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий по установлению юри-

дических и физических лиц, причастных к преступлениям в сфере экономики.

Однако при всех декларируемых преимуществах и достоинствах межведомственного электронного взаимодействия необходимо признать то обстоятельство, что главным препятствием для повсеместного внедрения системы СМЭВ в указанном формате является техническая составляющая, связанная с необходимостью выделения отдельного автоматизированного рабочего места в органе (подразделении), разработкой протоколов передачи файлов, программного обеспечения, обеспечением защиты передаваемых сведений, в том числе путем шифрования данных и т.д.

В частности, при использовании доступа в рамках первого предложенного варианта получатель сведений в соответствии с установленным порядком должен самостоятельно разработать программное обеспечение — клиентскую часть к электронному сервису, используя размещенное на технологическом портале СМЭВ руководство пользователя и соответствующие форматы для формирования файлов.

При использовании информационного взаимодействия, указанного во втором варианте, необходимо учесть, что для организации обмена информацией в рамках данной информационной базы требуется написание специализированной программы, включающей алгоритм по подготовке и передаче запросов в адрес налоговых органов и приема ответов от них, которую инициатор как получатель сведений должен разработать самостоятельно.

Взаимодействие такого рода между органами внутренних дел и налоговыми органами осуществляется в рамках совместного приказа МВД России и ФНС России № 495/ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», утвердившим соответствующую Инструкцию.

Кроме параметров информационного взаимодействия, в указанной Инструкции допускается, что выездные налоговые проверки проводятся налоговыми органами с участием органов внутренних дел с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах. Взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельнос-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

ти при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий. При этом функцию общей координации реализуемых в процессе проведения проверки мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы — сотрудник налогового органа.

Еще одним направлением взаимодействия, в части получения и обмена информацией между налоговыми органами и подразделениями ЭБиПК, является мониторинг сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), доступ к которым возможен как в свободной форме посредством сети Интернет (при этом не требуется предварительная регистрация на сайте ФНС России, в том числе посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика»), так и в соответствии с имеющимся соглашением в рамках внедрения и развития системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Информация о субъектах предпринимательской деятельности (юридические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянско-фермерских хозяйств), размещаемая в этом источнике, после детального анализа является серьезным подспорьем при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и проведении ОРМ.

Данный сервис ФНС России предусматривает также бесплатное предоставление в онлайн-режиме сведений о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа (без разглашения персональных данных). Разработан сервис в соответствии с положениями п. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 № 129-ФЗ.

Информация (сведения) о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляется в виде выписки из соответствующего реестра (либо справки об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа), подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью. Для получения выписки / справки сертификат ключа электронной подписи (СКП) заявителя не требуется. Выписка / справка форми-

руется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию (в том числе при распечатывании выписки / справки).

Особую актуальность и значимость указанные сведения приобретают, в частности, в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступлений, связанных с незаконным созданием (реорганизацией) юридического лица или использованием документов для указанных преступных целей (статьи 173.1— 173.2 УК РФ)7.

Кроме того, немаловажное значение в информационном обеспечении оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБиПК занимают материалы, публикуемые в различных СМИ и интернет-ресурсах. Свободный и неограниченный доступ к ним позволяет оперативно получать оперативно значимые сведения, а главное — при этом отсутствует необходимость направлять запросы, что на первоначальных этапах документирования криминальной деятельности юридических и физических лиц, причастных к преступлениям в сфере экономики, позволяет обеспечивать конспирацию ОРМ.

В число источников интернет-информации без всяких исключений следует отнести:

■ Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — ЕИС), который предоставляет заинтересованным лицам свободный и безвозмездный доступ к информации о закупках товаров, работ, услуг.

Публикация информации на официальном сайте ЕИС осуществляется с учетом положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3, а также иных нормативных правовых актов.

■ Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства «ГИС «ЖКХ». Данный сервис функционирует в рамках электронного ресурса предоставления государственных и муниципальных услуг.

Подразделениям ЭБиПК данная система позволяет получать различную оперативно значимую информацию, такую, как: данные об объектах госучета жилищного фонда, объектах, используемых в сфере коммунальных услуг, уп-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

равляющих организациях, программах капремонта и др.

Указанные системы позволяют без направления официальных запросов и расшифровки проводимых мероприятий получать актуальную информацию о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации, изучать размещенную документацию, проводить мониторинг с целью оперативного принятия мер реагирования и снижения рисков криминального характера.

Кроме того, по мнению A.C. Овчинского, в качестве ценнейшего источника получения информации, имеющей значение для деятельности оперативных подразделений ЭБиПК, являются, например, сведения из публикаций, из так называемых в настоящее время «классических» средств массовой информации (газеты, радио- и телепередачи), присутствующих в сети Интернет8.

Следует отметить, что сеть Интернет уже долгое время является не только самым большим хранилищем информации, в том числе и оперативно значимой, но и местом совершения преступлений, в том числе экономической направленности. Использование интернет-мессендже-ров, файл-обменников, социальных сетей, скай-па и иных приложений, позволяющих осуществлять видеосвязь посредством сети Интернет, помогает не только скоординировать преступную деятельность, но и с легкостью скрыть ее от внимания правоохранительных органов.

Вместе с тем немаловажное значение для информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК имеют информационные базы данных различных частных компаний (фирм), предприятий и организаций, таких, как различные коммерческие банки и другие финансовые организации, транспортные предприятия и проч. Получение сведений из указанных источников может осуществляться различными способами (в рамках заключенных соглашений, по запросам оперативных подразделений, а также неофициально, в том числе негласно с использованием традиционных методов и средств, применяемых в оперативно-розыскной деятельности).

В настоящее время большую популярность как среди государственных органов, так и среди представителей служб безопасности коммерческих структур, приобретают информационные ресурсы, разработанные и эксплуатируемые частными организациями, в которых концентрируются сведения из различных источников, в том

числе рассмотренных выше (ЕГРЮЛ / ЕГРИП, картотека дел арбитражных судов, сайт государственных закупок, банк данных исполнительных производств ФССП, особые реестры ФНС, Рос-стат и т.д.).

В заключение проанализируем работу двух наиболее популярных систем: СКБ «Контур-Фокус» и «Спарк», используемых в своей повседневной деятельности подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел.

Например, в сервисе «Контур-Фокус» сотрудник оперативного подразделения может за несколько минут получить актуальную выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). В этом сервисе хранится достоверная и обновляемая информация из базы бухгалтерской отчетности организаций Росста-та, базы госконтрактов, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, картотеки Высшего Арбитражного Суда и других официальных открытых источников.

Анализ материалов арбитражных дел, дел исполнительных производств, дел по налоговой задолженности, включенных в особые реестры ФНС, в которых участвует компания, подозреваемая в причастности к преступлениям экономической направленности, в итоге позволяет сотрудникам ЭБиПК составить более полное и объективное представление об интересующей организации, ее владельцах, оценить действия менеджмента.

Система «СПАРК» представляет собой информационную систему по осуществлению проверок компаний-контрагентов (в том числе потенциальных), которая позволяет в режиме реального времени получить все необходимые и достоверные сведения о: состоянии финансово-хозяйственной деятельности организации, действующем составе руководства (с получением выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП), имеющихся долгах, кредиторах и судебных процессах и т.д.

Информационные ресурсы, включенные в систему «СПАРК», позволяют оперативно осуществить сбор, анализ и обобщение необходимой информации и предоставляют пользователю системы полный набор источников с наиболее важными и достоверными данными.

Из вышеизложенного следует, что функциональный набор сведений указанных информационных систем практически однотипен и основывается на использовании общедоступной информации, размещенной в сети Интернет.

Подводя итоги исследования, хотелось бы отметить, что разнообразие используемых ин-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

формационных ресурсов, в том числе открытого характера, зачастую упрощает работу оперативных сотрудников и позволяет минимизировать временные затраты на получение интересующей информации, что является залогом быстрого раскрытия и расследования экономических преступления. Чем быстрее и качественнее будет собрана информация в отношении объекта оперативного интереса, тем пресечение его противоправной деятельности будет более своевременным.

Оперативный сотрудник, учитывая специфический характер оперативно-розыскной деятельности и решаемые посредством нее задачи борьбы с экономической преступностью, должен уметь сочетать классические приемы и методы ОРД (гласного и негласного характера) и иметь способность находить интересующие сведения посредством иных источников информации.

С учетом складывающейся оперативной обстановки, связанной с изменениями характера преступной среды, субъекты которой стали более технически образованными и используют современные технологии для совершения преступлений, возникает существенная необходимость в инновационных подходах, направленных на получение упреждающей информации, необходимой подразделениям ЭБиПК при проведении оперативно-розыскных мероприятий в рассматриваемой области правоохранительной деятельности.

1 Информационные технологии в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции: Монография / А.А. Крылов, В.Н. Ани-щенко, Э.А. Васильев, С.В. Дегтярев, Е.Н. Зарубина, С.В. Маликов, Р.С. Мацкевич, В.О. Морар, А.Л. Сит-ковский. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2015. С. 4.

2 Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России / Сайт МВД России // ИКЬ: ШрзУ/мвд.рф/туё/зШсШге! (Дата обращения: 27.01.2020).

3 Карпович О.Г. Некоторые особенности специально-профилактических мероприятий по предупреждению экономических преступлений // Безопасность бизнеса. 2011. № 1. С. 35—40 // СПС «Консультант Плюс»

4 Подроб. см.: Поздняков А.Н. Миграция и этническая преступность: причинно-следственные связи // Монография. М., 2019.

5 Малыгин С. С., Чечётин А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. Екатеринбург: Уральский юрид. ин-т МВД России, 2001. С. 135.

6 КалужинаМ.А. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная систе-

ма: право, экономика, управление. 2019. № 3. С. 38 // СПС «Консультант Плюс»

7 Письмо ФНС России от 28.01.2014 г. № СА-4-14/1215 (ред. от 11.01.2019 г.) «О направлении Методических рекомендаций по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». Документ опубликован не был.

8 ОвчинскийA.C. Информация и оперативно-розыскная деятельность: Монография / Под ред. В.И. Попова. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России / Сайт МВД России // URL: М1р8://мвд.рф/ту^1гис1иге1 (Дата обращения: 27.01.2020)

2. Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г. (ред. от 12.11. 2013 г.) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (вместе с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения», Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления»). Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 г. № 14675 // СПС «Консультант Плюс»

3. Письмо ФНС России от 28.01.2014 г. № СА-4-14/1215 (ред. от 11.01.2019 г.) «О направлении Методических рекомендаций по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». Документ опубликован не был.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

4. Информационные технологии в деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции: Монография / A.A. Крылов, В.Н. Анищенко, Э.А. Васильев, С.В. Дегтярев, Е.Н. Зарубина, С.В. Маликов, Р.С. Мацкевич, В.О. Морар, А.Л. Ситковский. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2015. 304 с.

5. Калужина М.А. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы / / Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. № 3 // СПС «Консультант Плюс»

6. Карпович О.Г. Некоторые особенности специально-профилактических мероприятий по предупреждению экономических преступлений //

Безопасность бизнеса. 2011. № 1. С. 35—40 // СПС «Консультант Плюс»

7. Малыгин С.С., Чечётин А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. Екатеринбург: Уральский юрид. ин-т МВД России, 2001. 301 с.

8. Овчинский А.С. Информация и оперативно-розыскная деятельность: Монография / Под ред. В.И. Попова. М.: ИНФРА-М, 2002. 97с.

9. Поздняков А.Н. Миграция и этническая преступность: причинно-следственные связи // Монография. М., 2019.

10. Халиков А.Н., Яковец Е.Н., Журавлен-ко Н.И. Юридическое, техническое и информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. М.: Юрлитинформ, 2010. 472 с.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаг-лобели. 9-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 687 с.

ISBN 978-5-238-03168-2

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.