УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-143-147
ББК 67 © Р.Ш. Шегабудинов, 2021
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СОПРЯЖЕННОЙ С КОРРУПЦИЕЙ И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Равиль Шайхлисланович Шегабудинов, кандидат юридических наук Издательство «Юнити-Дана» (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1) E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье автор исследует систему мер, посредством принятия и реализации которых осуществляется предупреждение экономических преступлений, сопряженных с коррупцией и организованной преступной деятельностью. Проведенное автором исследование показывает, что крайне мало случаев, когда сотрудники подразделений экономической безопасности ОВД прибегали к помощи к коммерческим и некоммерческим организациям, ибо процесс сбора фактических данных в отношении лидеров и активных членов организованных структур преимущественно носит конфиденциальный характер.
Ключевые слова: организация управления, коррупция, экономическая преступность, преступная деятельность, уголовный кодекс, контроль.
CRIMINOLOGICAL DIMENSION OF THE PREVENTION OF ECONOMIC CRIME INVOLVING CORRUPTION AND ORGANIZED CRIMINAL ACTIVITY
Ravil Sh. Shegabudinov, Candidate of Legal Sciences
Unity-Dana publishing house (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1)
E-mail: [email protected]
Abstract. In the article, the author examines the system of measures through the adoption and implementation of which economic crimes associated with corruption and organized criminal activities are prevented. The author's study shows that there are very few cases in which members of the economic security units of the Department of Internal Affairs resorted to commercial and non-profit organizations, since the process of collecting evidence regarding leaders and active members of organized structures is mostly confidential.
Keywords: management organization, corruption, economic crime, criminal activity, criminal code, control.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Шегабудинов Р.Ш. Криминологический аспект деятельности по предупреждению экономической преступности, сопряженной с коррупцией и организованной преступной деятельностью. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):143-7.
В криминологии предупреждение преступности рассматривается как «система государственных и негосударственных (в их числе общественных) мер, направленных на устранение, нейтрализацию, минимизацию преступности и преступлений, их причин и условий, а также на декриминализацию личности преступников» [9, с. 86], с чем следует согласиться.
Предупреждение экономических преступлений, сопряженных с коррупцией и организованной преступной деятельностью, осуществляется посредством принятия системы мер, включающих:
предварительное осуществление криминологического мониторинга в наиболее криминализированных отраслях (сферах) экономики (кредитно-финансовая сфера, внешнеэкономическая деятельность, потребительский рынок, топливно-энергетический комплекс и др.). Для этого необходимы научно обоснованные методики экономико-правового анализа, чтобы обнаружить несоответствия, противоречия и рассогласованности, начиная с действующего законодательства и кончая с фактическими по-
казателями производственно-хозяйственной деятельности, откуда исчисляются налоги и сборы. Результаты мониторинга служат своеобразной мишенью, куда следует затем нанести точечный «удар» силами и средствами правоохранительных органов [5, с. 177];
• проведение комплекса организационно-профилактических мероприятий на предприятиях бюджетообразующих отраслей экономики (топливно-энергетического комплекса, лесопромышленного комплекса, транспорта и т.д.). Правоохранительные органы при необходимости используют также возможности служб безопасности, создаваемых в целях предупреждения хищений товарно-материальных ценностей и иных преступлений на охраняемых предприятиях [1]. Деятельность негосударственных структур безопасности, включая службы безопасности, регламентируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». По этому Закону служба безопасности предусмотрено как отдельное структурное подразделение предприятия;
• с участием Следственного комитета РФ изучение практики организации межведомственного взаимодействия по раскрытию и расследованию экономических преступлений, совершаемых в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи. По результатам такого изучения и анализа целесообразно было бы подготовить межведомственный нормативный правовой акт;
• разработку с участием Следственного комитета РФ методических рекомендаций для правоохранительных органов, содержащих алгоритм действий сотрудников правоохранительных органов по раскрытию и расследованию экономических преступлений, совершаемых в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи;
• принятие дополнительных оперативно-профилактических мер по разобщению и ликвидации организованных групп и преступных сообществ, орудующих в прибыльных отраслях экономики. При этом особое внимание следует уделять данной работе в малых городах России и сельских поселениях и установлению коррумпированных связей с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления;
• выработку и реализацию совместно с Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Следственным комитетом РФ дополнительных ме-
роприятий, направленных на:
• активизацию работы по борьбе с незаконным оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• установление возможных каналов контрабандного поступления в Россию фальсифицированной и контрафактной продукции;
• выявление признаков преступлений в действиях лиц по силовому захвату предприятий и организаций.
Проведенное нами исследование убедительно показывает, что крайне мало случаев, когда сотрудники подразделений экономической безопасности ОВД прибегали к помощи к коммерческим и некоммерческим организациям, ибо процесс сбора фактических данных в отношении лидеров и активных членов организованных структур преимущественно носит конфиденциальный характер. Без предварительной тщательной проверки не каждый сторонний может быть посвящен этой деятельности. К тому же нельзя не учитывать то обстоятельство, что названные организации не охотно делятся с имеющимися у них сведениями о совершенных либо совершаемых, например, хищениях бюджетных средств лицами с коррупционными связями. Как правило, проявляют свою незаинтересованность в силу целого ряда причин, в том числе, боясь от расправы [2].
Характерно по делам о криминальных структурах то, что в преступных целях умело используют негативные скрытые факторы, о которых могут и не знать правоохранительные работники. В то же время контролирующие органы осведомлены о них, но меры по их устранению должным образом не принимают. В результате этого экономические преступления в организованных формах превращаются в разряд длящихся, многоэпизодных. Чтобы этого не допустить, отдельные исследователи со своей стороны высказывают следующее требование: «работу служб по борьбе с экономической и организованной преступностью следует организовать по принципу «режима реального времени», т.е. мгновенной реакции на новые виды и формы преступлений [4].
Для этого необходимо:
1) мощная и объективная информационная база (мониторинг и хорошо поставленная оперативно-розыскная работа);
2) наличие резервов сил и средств, которыми можно было бы оперативно маневрировать как в территориальном, так и в предметном смысле».
Как нам представляется, из того что перечислено, в настоящее время, в частности, подразделения экономической безопасности ОВД в большинстве случаев уже располагают. Однако у них на сегодня отсутствует профессиональное ядро. Одной из причин такого положения являются «многочисленные реорганиза-
ции правоохранительных органов при одновременном снижении значения морального и материального стимулирования к службе в органах внутренних дел, что неизбежно привело к дефициту высокопрофессиональных и неподкупных сотрудников» [6, с. 161].
Организация управления деятельностью по предупреждению экономических преступлений, совершаемых в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи, немыслимо без ее планирования. При его осуществлении принимаются во внимание многие факторы, в том числе и территориальные особенности. Как известно, в последнее время на территории Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации наблюдается некоторое осложнение криминогенной ситуации, обусловленное активизацией деятельности террористических и экстремистских организаций, а также организованных преступных формирований. Учитывая данное обстоятельство, в спешном порядке был подготовлен проект Программы по борьбе с организованной преступностью и террористическими проявлениями на территории Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации [10].
В этом документе значительное место отводится мерам по усилению борьбы с организованной преступностью и противодействию экстремистской деятельности. Причем авторы этого проекта прекрасно понимают, что основным источником финансирования организованной преступности и экстремистских организаций служит экономическая деятельность. Не случайно в проекте Программы львиная доля предусмотренных в нем мероприятий связана с экономикой округа и ее государственной поддержкой. Со своей стороны полагаем, что такая «расстановка» продиктована самой сложившейся ситуацией в этом округе.
В настоящей статье приведем лишь мероприятия, направленные на противодействие организованным преступным формированиям (ОПФ), избравшим сферой своего влияния наиболее доходные отрасли экономики.
Предполагается объединенными усилиями правоохранительных, контролирующих и иных органов принять комплекс мер, обеспечивающих решение следующих задач:
• выявление коррупционных связей организованных преступных формирований в государственных органах, пресечение проникновения представителей криминальной среды в органы государственной власти и местного самоуправления;
• недопущение фактов хищений и нецелевого расходования денежных средств федерального и региональных бюджетов, финансирования экстремистских организаций;
• противодействие организованной преступности, осуществляющей контроль за мигра-
ционными процессами в субъектах СевероКавказского федерального округа (сбор дани, присвоение бюджетных денег и иные корыстные преступления);
• декриминализацию рынка труда. Данную деятельность предполагается осуществлять во взаимодействии с агентством по трудовой миграции с целью противодействия нелегальной миграции;
• осуществление ведомственного контроля за расследованием наиболее значимых резонансных уголовных дел о хищениях бюджетных средств, совершенных с участием высокопоставленных государственных чиновников;
• декриминализацию экономики, в том числе в легальных секторах (агропромышленный комплекс, легкая промышленность, пищевая промышленность, туризм), а также осуществление контроля за целевым расходованием средств при реализации инвестиционных проектов, предусмотренных в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.
Помимо перечисленных планируется последовательно решать следующий круг задач, обеспечивающих также:
• недопущение фактов злоупотреблений при проведении тендеров приоритетных инвестиционных и социальных проектов, осуществление действенного контроля за ходом строительства объектов с целью исключения проявлений коррупции и нецелевого расходования бюджетных средств;
• пресечение незаконной банковской деятельности, фактов хищений денежных средств, инвестируемых в экономику округа, а также недопущение финансирования экстремистских и террористических организаций посредством банковской системы;
• осуществление контроля за внешнеэкономической деятельностью в субъектах Северо-Кавказского федерального округа с целью исключения возможности финансирования экстремистских и террористических организаций за счет прибылей, полученных от названной деятельности;
• целенаправленное расходование бюджетных средств, выделяемых на развитие инфраструктуры связи, всесезонного горного курорта «Приэльбрусье» в рамках Федеральной целевой программы «Юг России (2010-2015 годы)»;
• противодействие незаконной вырубке лесов, в том числе порубке ценных видов древесины в предгорных и горных районах округа;
• установление контроля за распределением и использованием денежных средств при осу-
ществлении мероприятий по реализации перспективных проектов туристско-рекреаци-онного комплекса (17 объектов развития на территории Северо-Кавказского федерального округа) с целью недопущения коррупционных проявлений и возможности финансирования из данных источников членов незаконных вооруженных формирований;
• противодействие коррупции при распределении и расходовании денежных средств, выделяемых из федерального, региональных бюджетов и инвестируемых в развитие физкультуры, спорта и туризма на территории округа, а также в развитие инфраструктуры учреждений образования;
• предотвращение и пресечение коррупционных проявлений в сфере государственных и муниципальных органов управления.
Многообразие задач, решаемых в рамках проекта Программы, на наш взгляд, предполагает объединение усилий, помимо правоохранительных и контролирующих органов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. В обобщенном виде их усилия должны быть направлены на решение трех основных задач, а именно: 1) предупреждение экономических преступлений и преступлений коррупционной направленности путем выявления и последующего устранения их причин; 2) выявление, раскрытие и расследование указанных видов преступлений; 3) минимизацию и ликвидацию последствий экономических преступлений и преступлений коррупционной направленности [7].
Как нам представляется, не менее важной предпосылкой для успешного их решения выступает финансовое, материально-техническое, информационное и иное обеспечение реализации программных мероприятий. Как нам представляется, наряду с созданием этих условий возникает реальная потребность в определении органа, который бы координировал деятельность всех субъектов, привлеченных к практической реализации этих мероприятий. Бесспорно, без разработки оптимальной системы оценки деятельности, например, подразделений экономической безопасности ОВД вряд ли можно добиться повышения эффективности осуществляемой ими оперативно-розыскной работы в целях своевременного выявления и пресечения экономических преступлений, совершаемых в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи. На наш взгляд, на сегодня механизм мотивации абсолютно не работает, он «отключен». Отсюда, не следует ожидать больших рывков.
Сделаем некоторые выводы. С учетом изучения ор-
ганизации управления деятельностью по предупреждению организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, констатируем тот факт, что организация управления нами рассматривается как целостная система. Сообразуясь с разработанными в науке управления положениями о структуре организации управления, можно выделить следующие основные ее элементы:
а) изучение и анализ современного состояния указанной деятельности с учетом проводимых в стране реформ и модернизаций;
б) организационно-структурное обеспечение данной линии работы особенно в условиях обновленной системы органов внутренних дел;
в) прогнозирование, планирование и моделирование деятельности по предупреждению организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией;
г) внутреннее и внешнее взаимодействие служб и подразделений ОВД, осуществляющих функцию предупреждения экономических преступлений, совершаемых в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи;
д) учет и оценка проделанной работы в интересах реализации данной функции [3].
Трудно переоценить значение и важность мониторинга и прогнозирования исследуемого вида преступности. Учитывая это, считаем целесообразным разработать методологию их осуществления на среднесрочную перспективу (2-3 года) с обоснованием реальных целей всей правоохранительной системы и контролирующих органов с вычленением приоритетных их направлений деятельности. Представляется актуальным при этом и деятельность общественных формирований и негосударственных органов правоохранительной направленности [8].
Основная сложность организации управления деятельностью по предупреждению организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, состоит в том, что субъекты управления слабо представляют названное социальное явление, его последствия и механизмы проявлений. В результате этого многие элементы организации управления указанной деятельностью не приводятся в действие в полном объеме. В конечном итоге не достигаются обозначенные цели. Определенную лепту в плане научной проработки рассматриваемого вопроса должна вносить настоящее монографическое его исследование [10].
В качестве важного элемента организации управления названной деятельностью следует отметить организационно-структурное построение линии борьбы с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией. Некоторое беспокойство вызывает то, что в связи с принятием закона «О полиции» пока что остается непонятно, как будут пред-
ставлены в обновленной системе органов внутренних дел специализированные подразделения экономической безопасности, будут ли они в том виде, как это было до недавнего времени? Вопросов много, но ответить на них весьма трудно. Остается лишь предположить, что при всей важности рассматриваемой линии работы вряд ли кто-либо сочтет нужным ее «оголить». Отсутствие ведомственных (межведомственных) нормативных правовых актов, регламентирующих организацию управления деятельностью по предупреждению организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, отражается на действии всей системы ОВД, а потому с учетом основных положений недавно принятого закона «О полиции» следует попытаться восполнить образовавшийся вакуум. Чем продуманнее будут приводиться в действие указанные выше элементы организации названной деятельности, тем эффективнее будет «работать» управление в сфере предупреждения организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией [11].
Литература
1. Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Сборник научных статей V Международной конференции / Ингушский государственный университет. 2017.
2. Албогачиев А.А. Политические и экономические предпосылки возникновения сословно-пред-ставительских органов в Европе / В сборнике: Сборник научных трудов Ингушского государственного университета. Ингушский государственный университет. Магас, 2002. С. 31-44.
3. Гаджиахмедов К.Г., Гандалоев Р.Б. Амнистия и помилование в законодательном развитии (краткий исторический экскурс) // Кримина-листъ. 2018. № 2 (23). С. 75-82.
4. Гандалоев Р.Б. Понятие института гражданского общества // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 230-232.
5. Данилов А.М., Иванов П.И., Шегабудинов Р.Ш. Предупреждение и раскрытие экономических преступлений в сфере бюджетного финансирования: Монография. М., 2010.
6. Демидов Ю.Н. Проблемы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере: Монография. М.: Издательство «Щит-М», 2003.
7. Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 5 (124). С. 58-61.
8. Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания
к несовершеннолетним лицам // Омск, 2011.
9. Криминология: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
10. Чернявский А.Г. Проблемы реализации конституционных прав граждан в сфере осуществления правосудия // Право и общество. 2015. № 1 (13). С. 10-49.
11. Чернявский А.Г. Состояние исследования проблемы юридической ответственности в российской правовой науке // Право и общество. 2015. № 2 (14). С. 20-67.
References
1. Albogachiev A.A. Humanitarian and sociopolitical problems of modernization of the Caucasus / Collection of scientific articles of the V International Conference / Ingush State University. 2017.
2. Albogachiev A.A. Political and economic prerequisites for the emergence of estate-representative bodies in Europe / In the collection: Collection of scientific works of the Ingush State University. Ingush State University. Magas, 2002. pp. 31-44.
3. Gadjiakhmedov K.G., Gandaloev R.B. Amnesty and pardon in legislative development (a brief historical excursion). 2018. No. 2 (23). pp. 75-82.
4. Gandaloev R.B. The concept of the Institute of civil society // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 4. P. 230-232.
5. Danilov A. M., Ivanov P. I., R. S. Shigabutdinov of the Prevention and detection of economic crimes in the field of budget financing: Monograph. M., 2010.
6. Demidov Yu.N. Problems of fight against crime in the socio-public sector: Monograph. M.: Publishing House "Board-M", 2003.
7. Ilgova E.V., Smetannikova A.I. On the issue of reducing the age of administrative responsibility // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2018. No. 5 (124). pp. 58-61.
8. Ilgova E.V., Sokolov A.Yu. On some problems of applying administrative detention to minors // Omsk, 2011.
9. Criminology: Textbook / Edited by N.F. Kuznetsova. M.: TK Velbi, Prospect Publishing House, 2007.
10. Chernyavsky A.G. Problems of realization of constitutional rights of citizens in the sphere of justice // Law and society. 2015. No. 1 (13). pp. 10-49.
11. Chernyavsky A.G. The state of research of the problem of legal responsibility in the Russian legal science // Law and society. 2015. No. 2 (14). pp. 20-67.