Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СОПРЯЖЕННОЙ С КОРРУПЦИЕЙ'

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СОПРЯЖЕННОЙ С КОРРУПЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
организация управления / коррупция / экономическая преступность / преступная деятельность / уголовный кодекс / контроль / management organization / corruption / economic crime / criminal activity / criminal code / control

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шегабудинов Равиль Шайхлисланович

В статье автор исследует особенности управления в сфере предупреждения организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Проблема управления в сфере предупреждения организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, в последнее время приобретает социальное и экономическое значение. Социальное потому, что ее проявления для членов общества представляют особенно повышенную общественную опасность, влекут непоправимые социальные последствия. Что касается в экономическом плане, то правильно организованное предупреждение экономических преступлений, совершаемых в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи, уменьшает шансы нанесения экономике страны материального ущерба. В этом плане оно «оберегает» лишние расходы бюджетных средств, «работает» на их экономию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNANCE IN THE PREVENTION OF ORGANIZED ECONOMIC CRIME INVOLVING CORRUPTION

In the article, the author explores the features of governance in the prevention of organized economic crime associated with corruption. The problem of governance in the prevention of organized economic crime involving corruption has recently become of vital social, economic importance. Social, if only because its manifestations for members of society pose a particularly heightened public danger, have irreparable social consequences. From an economic point of view, the well-organized prevention of economic crimes committed in organized forms by persons with corruption links reduces the chances of causing material damage to the country’s economy. In this regard, it «protects» excess budget expenditures, «works» for their savings.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СОПРЯЖЕННОЙ С КОРРУПЦИЕЙ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11143 ШЕГАБУДИНОВ Равиль Шайхлисланович,

кандидат юридических наук, e-mail: mail@law-books.ru

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, СОПРЯЖЕННОЙ

С КОРРУПЦИЕЙ

Аннотация. В статье автор исследует особенности управления в сфере предупреждения организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Проблема управления в сфере предупреждения организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, в последнее время приобретает социальное и экономическое значение. Социальное потому, что ее проявления для членов общества представляют особенно повышенную общественную опасность, влекут непоправимые социальные последствия. Что касается в экономическом плане, то правильно организованное предупреждение экономических преступлений, совершаемых в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи, уменьшает шансы нанесения экономике страны материального ущерба. В этом плане оно «оберегает» лишние расходы бюджетных средств, «работает» на их экономию.

Ключевые слова: организация управления, коррупция, экономическая преступность, преступная деятельность, уголовный кодекс, контроль.

SHEGABUDINOV Ravil Shaikhlislanovich,

Candidate of Legal Sciences

GOVERNANCE IN THE PREVENTION OF ORGANIZED ECONOMIC CRIME INVOLVING CORRUPTION

Annotation. In the article, the author explores the features of governance in the prevention of organized economic crime associated with corruption. The problem of governance in the prevention of organized economic crime involving corruption has recently become of vital social, economic importance. Social, if only because its manifestations for members of society pose a particularly heightened public danger, have irreparable social consequences. From an economic point of view, the well-organized prevention of economic crimes committed in organized forms by persons with corruption links reduces the chances of causing material damage to the country's economy. In this regard, it «protects» excess budget expenditures, «works» for their savings.

Key words: management organization, corruption, economic crime, criminal activity, criminal code, control.

Управление в сфере предупреждения организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, на наш взгляд, предполагает своевременное принятие для этого мер. В 2019 г. правоохранительными органами было зарегистрировано свыше 39 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, но это на 13% меньше чем за такой же период 2018 г. Произошло снижение, хотя, как уже мы отмечали, уровень латентности преступлений коррупционной направленности очень высокий. В то же время нельзя не отметить то обстоятельство, что в прошедшем году правоохранительными органами больше внимания было уделено выявлению преступлений коррупционной направленности, совер-

шенных в крупном и особо крупном размере, о чем свидетельствует рост числа таких преступлений на 12%. Разумеется, такая трудоемкая работа отразилась на общий вал. Как нам представляется, основные усилия были переброшены от изобличения учителей и врачей (малозначительных преступлений) на особо значимые - высокопоставленных должностных лиц органов власти и управления. Думается, что приоритеты расставлены правильно [20].

Что касается взяточничества, то оно среди коррупционных проявлений занимает значительную долю. В истекшем году было выявлено 13 тыс. преступлений, связанных с взяточничеством. Характерно для этих преступлений соотношение числа фактов получения и дачи взяток. Если в предыдущие годы доминировала дача взятки, то в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

прошедшем году в структуре взяточничества преобладали факты получения взяток. Обращает на себя внимание также то, что количество выявленных взяток в крупном и особо крупном размере возросло на 14%. Наблюдается рост среднего размера взятки и коммерческого подкупа. Как представляется, эти данные отчасти свидетельствуют о повышении результативности деятельности правоохранительных органов [23, 24].

Во многих регионах, несмотря на имеющийся опыт, в прошедшем году не было выявлено ни одного факта дачи взятки в крупном и особо крупном размерах. В этом списке оказались регионы, входящие в Центральный федеральный округ. В таком финансово-промышленном центре было допущено провальное состояние. Одной из причин - ненадлежащая организация деятельности правоохранительных органов [24].

Укажем основные факторы, которые не позволили в истекшем году вести эффективную борьбу по всему «фронту» с преступлениями коррупционной направленности. Среди них, как показало исследование, наиболее значимыми являются:

- неправильный подход к оценке деятельности по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений, например, специализированных подразделений экономической безопасности (ЭБ) органов внутренних дел (ОВД). Пока что приказ МВД России от 19 января 2010 г. «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования» в большей мере ориентирует на «валовые показатели» (количество выявленных и раскрытых преступлений). На наш взгляд, такой подход не позволяет сосредоточить основные усилия на преступлениях коррупционной направленности, совершенных в крупном и особо крупном размере. Исследование показывает, что на их выявление уходит много времени и средств, а при «нажиме» на количество, оперативные работники, естественно, проявляют «не заинтересованность» поднять громких дел. Несмотря на это, во многих регионах идут по пути выявления преступлений коррупционной направленности, имеющих общественный резонанс, т.е. совершенных в крупном и особо крупном размере, где замешаны высокопоставленные государственные чиновники;

- некоторая «приниженность» предупреждения и профилактики правонарушений и преступлений коррупционной направленности по сравнению с иными направлениями деятельности. В системе оценки деятельности данное направление, несмотря на главенствующий его характер, прописано не четко. В отчетных документах этот

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

показатель не в первых рядах. Анализ оперативно-следственной практики показывает, что не так легко задокументировать факт покушения, например, на дачу взятки. Может быть по этой причине весьма мало количество выявленных таких фактов;

- отсутствие соответствующих условий для ведения наступательной борьбы с проявлениями системной коррупции, совершаемыми в составе преступных групп и преступных сообществ. Как известно, после упразднения специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью на уровне МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации были созданы оперативно-розыскные части (отделы) по борьбе с преступлениями коррупционной направленности и подрыву экономических основ организованной преступности и экстремизма1. Проведенное исследование убедительно показывает, что вновь созданные подразделения в настоящее время находятся в худшем положении, нежели до этого существовавшие структуры. Финансовое, материально-техническое, информационное и иное обеспечение не позволяет им развернуться по-настоящему в сторону «противника». В то же время организованные структуры вооружены современными техническими средствами видеонаблюдения, аудиозаписи, снятия информации с технических каналов связи и т.п. Они противодействуют с такой мощью, которую преодолеть не всегда могут сотрудники оперативных подразделений ОВД. Профессиональный их уровень желает лучшего [22].

Для них приоритетными направлениями казалось бы выявление и раскрытие экономических преступлений, совершаемых в организованных формах лицами из числа криминальных структур, имеющими коррупционные связи среди руководителей органов государственной власти и местного самоуправления. Подобного рода преступления получили распространение в сфере организации государственных и муниципальных закупок, совершаемые в пользу аффилированных должностных лиц и организаций, а также их родственников путем принятия членами соответствующих комиссий решений по размещению заказов при наличии личной заинтересованности либо составления конкурсной документации под определенного подрядчика. Однако эти и другие факты из-за наличия названных обстоятельств, им не удается не только своевременно их выявить, но и

1 Специализированные подразделения созданы во исполнение требований Указа Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» и приказа МВД России от 12 сентября 2008 г. № 795.

качественно задокументировать указанные деяния.

Одним из основных направлений предупреждения экономических преступлений, совершаемых в организованных формах лицами из числа криминальных структур, имеющими коррупционные связи среди руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, является общепрофилактическая деятельность правоохранительных органов, включая ОВД, направленная на недопущение указанных видов преступлений. Такая деятельность в криминологическом плане укладывается в понятие «общесоциальное предупреждение преступлений», в содержательном плане оно «включает в себя определение, выработку и реализацию системы общегосударственных мер в экономической, политической, социальной, духовно-нравственной, правовой областях жизни общества в целях повышения уровня благосостояния людей, устранения, нейтрализации или минимизации негативных криминогенных факторов, влияющих на преступность. Эта система носит многоцелевой, многообъектный, долговременный характер» [11]. Отсюда следует, что общая профилактика обращена к широким массам. При этом данный вид профилактики «как бы предполагает наличие среди населения таких людей, которых надо удерживать от совершения ... преступлений. Такая профилактика воздействует на население всегда избирательно» [16]. «Эффект общей профилактики обеспечивается в той мере, в какой общепрофилактические мероприятия удерживают граждан от преступлений, которые они в противном случае могли бы совершить» [1]. Ученые-криминологи в этом оценочном суждении заложили весьма важное положение, которое обязывает государству1 и обществу в целом создать такие условия, чтобы их профилактическое воздействие реально срабатывало. Вот здесь-то центр тяжести ложится не на правоохранительные органы, а на государство и общество в целом. Результаты принятых ими мер несомненно приносят большую пользу. На это обстоятельство обращают свое внимание и криминологи, утверждая, что «осуществление мер общей профилактики, преследующей цель уменьшить число ... преступлений, все же, с одной стороны, сдерживает людей от совершения преступлений, с другой - предупреждает граждан от возможности стать потерпевшими. Это и есть общая профилактика как преступного, так и виктимного поведения».

Генеральная прокуратура РФ по результатам проведения мониторинга правоприменительной практики выявила основные причины совершения преступлений и условия, способствующие их совершению2. В частности, констатируется, что основные причины и условия неразрывно связаны с социально-экономической ситуацией в стране [24]. В обществе среди населения не преодолено существенное социально-экономическое расслоение. Имевшие место в последние годы экономический кризис, спад производства, высокий уровень безработицы, сокращение потребления и иные факторы объективно способствовали осложнению криминогенной ситуации. Исследование показывает, что в этой ситуации намного активнее стали организованные структуры, преследуя цель получения сверхдоходов [23].

Учитывая то обстоятельство, что автором ранее в рамках отдельных статей [25, 26] и подготовленной в соавторстве монографии [10] были достаточно подробно были рассмотрены многие общесоциальные меры, поэтому сочли нецелесообразным их приводить снова, сконцентрировав свое внимание в данной работе лишь на мерах социально-экономического и правового характера, хотя все меры, принимаемые в интересах предупреждения организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, в равной мере важны и действенны. Одновременно мы усматриваем определенные связи и взаимозависимости между отдельными группами мер [21, 22].

Итак, среди общегосударственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или минимизацию негативных криминогенных факторов, влияющих на организованную экономическую преступность, сопряженную с коррупцией, важное место занимают меры социально-экономического характера. К сожалению, социально-экономические факторы создают внешнюю угрозу криминологической безопасности. Так, например, спад производства наряду с сокращением рабочих мест повышает вероятность установления зависимости от иностранного капитала. Или рост неплатежей чревато привлечением криминальных структур для выколачивания долгов.

Как нам представляется, практическая реализация названных мер автоматически не приведет к устранению негативных причинных факторов, порождающих или способствующих экономическим преступлениям, совершаемым в организо-

1 Государство в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти в соответствии с их компетенцией осуществляет предупредительные меры как общесоциальной направленности, так и специального предупреждения преступности.

2 О неотложных мерах по противодействию преступности, усилению охраны общественного порядка, активизации профилактики противоправного поведения: Справка (январь 2011 г.), подготовлена Генеральной прокуратурой РФ к Всероссийскому координационному совещанию руководителей правоохранительных органов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

ванных формах лицами из числа криминальных структур, имеющими коррупционные связи среди руководителей органов государственной власти и местного самоуправления. Есть еще факторы, относящиеся к правовой сфере [8].

Для того чтобы их нейтрализовать необходимо принять меры правового характера. Здесь речь идет прежде всего о совершенствовании федерального, регионального и местного законодательства, ибо они нередко входят в противоречие, содержат размытые нормы, что, безусловно, создают трудности в правоприменительной практике. Не определив «болевые точки», на наш взгляд, не представляется возможным выстроить более отдаленной по времени последовательность действий, связанных с совершенствованием действующего законодательства.

В рамках общесоциального предупреждения к мерам правового характера (на федеральном уровне)1 следует отнести:

- принятие законопроекта «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

- разработку дополнительных мер по усилению контроля за лицами, осужденными за экономические преступления к видам наказания, не связанным с изоляцией от общества;

- внесение изменений критериев оценки деятельности оперативно-розыскных служб и органов предварительного следствия по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, в том числе экономической направленности, совершенных в организованной форме лицами, имеющими коррупционные связи. Учитывая многосубъектный характер названных видов деятельности, предложения должны быть разработаны МВД России совместно с Генеральной прокуратурой РФ, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России и Следственным комитетом РФ;

- подготовку и издание МВД России ведомственного организационно-распорядительного документа, предусматривающего усиление ведомственного контроля и установление персональной ответственности территориальных руководителей органов внутренних дел за необоснованное вмешательство следственных и оперативных подразделений в гражданско-правовые отношения, в том числе оказание содействия одной из сторон экономического конфликта, путем проведения доследственных проверок и инициирования уго-

1 Меры, указанные здесь, нашли отражение в проекте Постановления Всероссийского координационного совещания руководителей правоохранительных органов «О неотложных мерах по противодействию преступности, усилению охраны общественного порядка, активизации профилактики противоправного поведения» (январь 2011 г.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

ловного преследования субъектов предпринимательской деятельности [15];

- принятие дополнительных мер по разобщению и ликвидации организованных групп и преступных сообществ, особое внимание уделив данной работе в малых городах России и сельских поселениях и установлению коррумпированных связей с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления [12, 13].

Анализ свидетельствует, что государство принимает решительные меры по борьбе с организованной экономической преступностью, сопряженной с коррупцией. Вместе с тем, несомненно, борьба с этим видом преступности приобретает более наступательный характер и станет еще эффективней в случае принятия основополагающего закона «О борьбе с организованной преступностью» [6]. Сегодня как никогда важно осознать необходимость его принятия. В качестве рабочего проекта можно было бы принять Федеральный закон «О борьбе с организованной преступностью», подготовленный в соответствии с решением Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. Данный проект применительно к предупредительной деятельности содержит даже отдельную главу «Специальные предупредительные меры».

Связующим звеном между организованной преступностью и преступностью в сфере экономики, по мнению автора, выступает коррупция, которая, как справедливо отмечают отдельные государственные деятели, сравнима с ржавчиной, разъедающей на своем пути все, включая власть [19, 20]. На этом фоне коррупция стала нормой жизни для многих россиян, ее многие просто не замечают и не считаются с ее проявлениями, полагая, что их это не затронет [7]. Проявления коррупции превратились в образ (атрибут) повседневной жизни. Не секрет, даже многие предприниматели открыто высказывают о том, что рассматриваемое явление ими воспринимается как движущая сила экономического роста и развития, а не как система «кормления» государственных чиновников [9]. Причем приводят вполне казалось бы аргументированные доводы, с чем мы согласиться не можем.

Как известно, коррупция имеет многовековые корни, выкорчевывать ее, естественно, не удастся так быстро, как нам хотелось бы. Однако темпы противодействия ни в коей мере нельзя снижать, их наоборот следует наращивать [14].

Автор наличие в стране антикоррупционного законодательства рассматривает одним из условий повышения эффективности деятельности

правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности. Между тем криминогенная ситуация в этом направлении продолжает оставаться тревожной, о чем констатировали на заседании Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, состоявшегося 13 января этого года1.

Исследование, проведенное нами, показывает, что помимо уже принятых мер целесообразно было бы проработать вопросы следующего плана:

- подготовить законопроект о парламентском контроле с тем, чтобы никто из высокопоставленных чиновников в случае совершения коррупционных деяний себя не относил (вне закона) к числу пользующихся «иммунитетом» (неприкосновенностью). Правоприменительная практика знает немало случаев, когда эта категория считается недосягаемой. Угодные им законопроекты лоббируются, только на этапе применения их норм начинаем осознавать наличие в них интереса определенного социального слоя общества. В результате этого закон начинает «пробуксовывать» и не достигает общественно значимой цели. Невольно возникают вопросы: почему еще на этапе обсуждения таких законов они не были отклонены, что кроется за этим;

- создать с учетом международного опыта борьбы с коррупцией специализированный орган по противодействию коррупции. Это может быть в виде бюро, комитета либо федеральной службы. Исследователи и практические работники склонны считать, что такой орган должен быть при Президенте РФ [17]. По мнению большинства из них, только таким образом может быть обеспечена его независимость и высокая эффективность работы;

- разработать соответствующий механизм оперативного реагирования правоохранительными органами на сообщения средств массовой информации о корыстных злоупотреблениях и иных коррупционных проявлениях [18]. Думается, что такой механизм включает и осуществление прокурорского надзора за приемом и рассмотрением поступающих, например, в орган внутренних дел от средств массовой информации сообщений [2, 3]. Нередко через средства массовой информации сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение государственной должности, становятся всеобщим достоянием. Сравнивая его доходы с доходами супруги (несовершеннолетних детей), возникают вопросы:

откуда, например, берутся средства у супруги -домохозяйки, чтобы ежегодные ее доходы превышали несколько раз и исчислялись сотнями млн. руб.? Вот почему возникает необходимость реагирования на сообщения СМИ;

- «вернуть» в разряд видов наказаний конфискацию имущества;

- возложить бремени доказывания законности происхождения денежных средств и иного имущества на их собственников по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, приняв для этого законопроект, разработанный в установленном порядке2;

- подготовить законопроект в части расширения оснований для доступа правоохранительных органов к сведениям, составляющим банковскую тайну, а также связанным с регистрацией прав на недвижимое имущество;

- проработать вопрос разработке механизма координации совместных усилий правоохранительных и контролирующих органов по противодействию организованной экономической преступности;

- разработать и внести в установленном порядке в Правительство РФ предложения об установлении исчерпывающего перечня субъектов (из числа государственных органов) осуществления контроля за расходованием и целевым использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию федеральных целевых программ и приоритетных национальных проектов;

- совместно с Генеральной прокуратурой РФ, МВД России при участии Следственного комитета РФ разработать Инструкцию по организации информационного взаимодействия при расследовании дел о налоговых преступлениях (такая необходимость возникла в связи с изменением подследственности по делам данной категории);

- разработать механизм взаимодействия правоохранительных органов с контролирующими и иными органами по линии борьбы с криминальным банкротством (рейдерством) особенно предприятий стратегически важных отраслей экономики [4].

Таким образом, управление в сфере предупреждения экономических преступлений, совершаемых в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи, предусматривает принятие конкретных мер, направленных на нейтрализацию криминогенных факторов, а также минимизацию социальных последствий в случае совершения названных видов преступлений [5].

1 Об этом см.: официальный сайт Президента России // Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте по противодействию коррупции. 2011, 13 января.

2 О неотложных мерах по противодействию преступности, усилению охраны общественного порядка, активизации профилактики противоправного поведения: Постановление (проект) январь 2011 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

Список литературы:

[1] Аванесов Г.А. Криминология. - М., 1984. - С. 4-8.

[2] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2018.

[3] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Материалы VI-ой Международной конференции / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». 2018. Том Выпуск VI.

[4] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Сборник научных статей V Международной конференции / Ингушский государственный университет. 2017.

[5] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Эри-ашвили Н.Д., Кузнецов С.М., Белоновский В.Н. Основы органов государственной власти России / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 030201 «Политология», 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Москва, 2008.

[6] Гаджиахмедов К.Г., Гандалоев Р.Б. Амнистия и помилование в законодательном развитии (краткий исторический экскурс) // Криминалистъ. 2018. № 2 (23). С. 75-82.

[7] Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 3. С. 128-130.

[8] Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц // Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 54-57.

[9] Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению идеологии экстремизма // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 59-63.

[10] Данилов А.М., Иванов П.И., Шегабуди-нов Р.Ш. Предупреждение и раскрытие экономических преступлений в сфере бюджетного финансирования: Монография. - М., 2010. С. 73-115.

[11] Демидов Ю.Н. Проблемы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере: Монография. - М.: Издательство «Щит-М», 2003. С. 345.

[12] Ильгова Е.В., Смагина Т.А., Тугушева Ю.М. К вопросу о правовой природе понятия «данные несовершеннолетних»: междисциплинарный аспект // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 5 (136). С. 139148.

[13] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. Проблемы правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав // Право. Законодательство. Личность. 2018. № 1 (26). С. 7-10.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

[14] Ильгова Е.В., Фальковская Л.П., Кузнецова И.О., Горбачев М.В., Стародубов А.А., Крас-нощеков А.А., Кузнецов М.М. Кросс-региональное исследование криминализации подростковой среды // Саратовская государственная юридическая академия. Саратов, 2020.

[15] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права. Учебное пособие / Москва, 2016.

[16] Солодовников С.А. Криминальная экономика и насильственные преступления против собственности граждан: Монография. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 287.

[17] Усанов В.Е. Психолого-педагогические основы информационно-образовательной среды вуза // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 8 (75). С. 112.

[18] Усанов В.Е., Кириллов Н.П. Экология (учебное пособие) // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 8 (75). С. 100.

[19] Усанов В.Е., Молчанов С.В. Программа и вопросы кандидатского экзамена по специальности 12.00.02 - «Конституционное право; муниципальное право» по юридическим наукам // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование". 2015. № 8 (75). С. 105.

[20] Чернявский А.Г. Проблемы реализации конституционных прав граждан в сфере осуществления правосудия // Право и общество. 2015. № 1 (13). С. 10-49.

[21] Чернявский А.Г. Состояние исследования проблемы юридической ответственности в российской правовой науке // Право и общество. 2015. № 2 (14). С. 20-67.

[22] Чернявский А.Г. Социальные основания изменения пределов юридической ответственности // Вестник Академии права и управления. 2015. № 1 (38). С. 25-31.

[23] Шанхоев И.И., Гандалоев Р.Б. Правовое регулирование помилования в системе российского законодательства // Государственная служба и кадры. 2018. № 1. С. 128-131.

[24] Шанхоев И.И., Гандалоев Р.Б. Характеристика законодательства об амнистии и помиловании в современной России // Закон и право. 2018. № 2. С. 115-118.

[25] Шегабудинов Р.Ш. К вопросу о подрыве экономических основ организованных преступных формирований и противодействии финансированию экстремизма // Труды Академии управления МВД России. 2010. № 4 (16). С. 58-63.

[26] Шегабудинов Р.Ш. Предупреждение организованной преступности в сфере экономики: проблемы и пути их решения / Р.Ш. Шегабудинов // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С.36-41.

Spisok literatury:

[1] Avanesov G.A. Kriminologiya. - M., 1984. -S. 4-8.

[2] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii, 2018.

[3] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza / Materialy Vl-oj Mezhdunarodnoj konferencii / FGBOU VO "Ingushskij gosudarstvennyj universitet". 2018. Tom Vypusk VI.

[4] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza / Sbornik nauchnyh statej V Mezhdunarodnoj konferencii / Ingushskij gosudarstvennyj universitet. 2017.

[5] Gabrichidze B.N., Chernyavskij A.G., Eri-ashvili N.D., Kuznecov S.M., Belonovskij V.N. Osnovy organov gosudarstvennoj vlasti Rossii / Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nostyam 030501 "Yurisprudenciya", 030201 "Politologiya", 080504 "Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie" / Moskva, 2008.

[6] Gadzhiahmedov K.G., Gandaloev R.B. Amnistiya i pomilovanie v zakonodatel'nom razvitii (kratkij istoricheskij ekskurs) // Kriminalist". 2018. № 2 (23). S. 75-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Gandaloev R.B. Ponyatie politicheskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2020. № 3. S. 128-130.

[8] Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti storon i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2020. № 3. S. 54-57.

[9] Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravo-vye osnovy protivodejstviya rasprostraneniyu ide-ologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo universi-teta MVD Rossii. 2020. № 1. S. 59-63.

[10] Danilov A.M., Ivanov P.I., SHegabudinov R.SH. Preduprezhdenie i raskrytie ekonomicheskih prestuplenij v sfere byudzhetnogo finansirovaniya: Monografiya. - M., 2010. S. 73-115.

[11] Demidov Yu.N. Problemy bor'by s prestup-nost'yu v social'no-byudzhetnoj sfere: Monografiya. - M.: Izdatel'stvo «SHCHit-M», 2003. S. 345.

[12] Il'gova E.V., Smagina T.A., Tugusheva YU.M. K voprosu o pravovoj prirode ponyatiya "dan-nye nesovershennoletnih": mezhdisciplinarnyj aspekt // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2020. № 5 (136). S. 139-148.

[13] Il'gova E.V., Smetannikova A.l. Problemy pravoprimenitel'noj praktiki pri rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah komissiyami po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. 2018. № 1 (26). S. 7-10.

[14] Il'gova E.V., Fal'kovskaya L.P., Kuznecova I.O., Gorbachev M.V., Starodubov A.A., Krasnoshchekov A.A., Kuznecov M.M. Kross-regional'noe issledovanie kriminalizacii podrostkovoj sredy // Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya. Saratov, 2020.

[15] Pashencev D.A., Chernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava. Uchebnoe posobie / Moskva, 2016.

[16] Solodovnikov S.A. Kriminal'naya ekonomika i nasil'stvennye prestupleniya protiv sobstvennosti grazhdan: Monografiya. - M.: YUNITI-DANA, Zakon i pravo, 2003. S. 287.

[17] Usanov V.E. Psihologo-pedagogicheskie osnovy informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza // Hroniki ob»edinennogo fonda elektronnyh resursov Nauka i obrazovanie. 2015. № 8 (75). S. 112.

[18] Usanov V.E., Kirillov N.P. Ekologiya (uchebnoe posobie) // Hroniki ob»edinennogo fonda elektronnyh resursov Nauka i obrazovanie. 2015. № 8 (75). S. 100.

[19] Usanov V.E., Molchanov S.V. Programma i voprosy kandidatskogo ekzamena po special'nosti 12.00.02 - «Konstitucionnoe pravo; municipal'noe pravo» po yuridicheskim naukam // Hroniki ob»edinennogo fonda elektronnyh resursov "Nauka i obrazovanie". 2015. № 8 (75). S. 105.

[20] Chernyavskij A.G. Problemy realizacii konstitucionnyh prav grazhdan v sfere osushchestvleniya pravosudiya // Pravo i obshchestvo. 2015. № 1 (13). S. 10-49.

[21] Chernyavskij A.G. Sostoyanie issledovaniya problemy yuridicheskoj otvetstvennosti v rossijskoj pravovoj nauke // Pravo i obshchestvo. 2015. № 2 (14). S. 20-67.

[22] Chernyavskij A.G. Social'nye osnovaniya izmeneniya predelov yuridicheskoj otvetstvennosti // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2015. № 1 (38). S. 25-31.

[23] Shanhoev I.I., Gandaloev R.B. Pravovoe regulirovanie pomilovaniya v sisteme rossijskogo zakonodatel'stva // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2018. № 1. S. 128-131.

[24] Shanhoev I.I., Gandaloev R.B. Harakteristika zakonodatel'stva ob amnistii i pomilovanii v sovremennoj Rossii // Zakon i pravo. 2018. № 2. S. 115-118.

[25] Shegabudinov R.Sh. K voprosu o podryve ekonomicheskih osnov organizovannyh prestupnyh formirovanij i protivodejstvii finansirovaniyu ekstremizma // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2010. № 4 (16). S. 58-63.

[26] Shegabudinov R.SH. Preduprezhdenie organizovannoj prestupnosti v sfere ekonomiki: problemy i puti ih resheniya / R.Sh. Shegabudinov // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2009. № 4. S.36-41.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.