Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
341
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правоохранительные органы / конституция / законность / права человека / прокуратура / государственная власть / law enforcement agencies / constitution / legality / human rights / prosecutor’s office / state power

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Седой Илья Сергеевич

При исследовании конституционных аспектов реформирования системы правоохранительных органов следует исходить из конституционной реформы, происходящей в Российской Федерации. С внесением изменений в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., которые затронули и правоохранительные органы, будут вноситься коррективы в текущее законодательство, которое не только будет менять подходы к регулированию тех или иных общественных отношений, но и методы к реализации конституционных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR LAW ENFORCEMENT REFORM AT THE PRESENT STAGE: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT

The constitutional aspects of law enforcement reform should be examined on the basis of their constitutional reform in the Russian Federation. With amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020, which affected law enforcement agencies, adjustments will be made to current legislation, which will not only change approaches to regulating certain public relations, but also methods for implementing constitutional provisions.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

СЕДОЙ Илья Сергеевич,

начальник отделения по борьбе с имущественными преступлениями ОУР МУ МВД России «Люберецкое»,

e-mail: [email protected]

12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11110

УДК 342.61 ББК 67.400.6

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. При исследовании конституционных аспектов реформирования системы правоохранительных органов следует исходить из конституционной реформы, происходящей в Российской Федерации. С внесением изменений в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., которые затронули и правоохранительные органы, будут вноситься коррективы в текущее законодательство, которое не только будет менять подходы к регулированию тех или иных общественных отношений, но и методы к реализации конституционных положений.

Ключевые слова: правоохранительные органы, конституция, законность, права человека, прокуратура, государственная власть.

SEDOY Ilya Sergeevich,

Head of the Department for Combating Property Crimes of the Ministry of Internal Affairs of Russia "Lyuberetskoye"

PROSPECTS FOR LAW ENFORCEMENT REFORM AT THE PRESENT STAGE: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT

Annotation. The constitutional aspects of law enforcement reform should be examined on the basis of their constitutional reform in the Russian Federation. With amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020, which affected law enforcement agencies, adjustments will be made to current legislation, which will not only change approaches to regulating certain public relations, but also methods for implementing constitutional provisions.

Key words: law enforcement agencies, constitution, legality, human rights, prosecutor's office, state power.

Исследования в области конституционно-правовых гарантий публичной власти показывают, что население в качестве конституционных гарантий воспринимает суд и правоохранительные органы, в основном - прокуратуру [1]. Это означает, что реформа прокуратуры должна учитывать возрастающие потребности и интересы граждан, особенно в области реализации прав и свобод, их действенной охраны и защиты. А это возможно сделать только при тесном взаимодействии населения и органов прокуратуры [2]. Такое взаимодействие являлось эффективным в советский период, когда прокуроры взаимодействовали с местными советами депутатов, часто проводили лекции перед населением по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений, однако в настоящее время такая практика не имеет широкого распро-

странения [3], что, естественно, сказывается на уровне соблюдения законности и правопорядка в нашем государстве [4].

С этой позиции важно восстанавливать те лучшие традиции правового просвещения, которые существовали в социалистическом обществе. В настоящее время важно создать диалоговые площадки, с использованием которых прокуроры могли бы общаться с людьми, обсудить наболевшие проблемы, принять жалобы, требующие оперативного вмешательства, особенно те, которые затрагивают интересы большинства населения [5]. Прокуроры, обладая высокой юридической квалификацией, должны доводить до граждан положения Конституции РФ и законов на понятном им языке. Это очень важно для граждан, поскольку позволяет без лишних затруднений реа-лизовывать и защищать свои права, свободы и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

законные интересы [6]. Во-первых, относительно высокий уровень материального и финансового обеспечения работников прокуратуры должен мотивировать на аналогичную высокую степень отдачи на службе. В этом плане важен разумный альтруизм, который, в конечном итоге, обеспечит высокую степень доверия граждан к органам российской прокуратуры, призванным охранять и защищать конституционные ценности [7]. Во-вторых, с теоретико-правовой точки зрения, возможно, было бы совершенствовать дефинитивный аппарат понятия прокуратуры в части выработки основной компетенции надзорных ведомств, поскольку в редакции ч. 1 ст. 129 Конституции РФ указано, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением законов, а как быть с «использованием» и «применением»? - весьма важными стадиями реализации права, наряду с «соблюдением» и «исполнением» [8].

Разве прокуратура Российской Федерации не осуществляет надзор за «применением» или «правоприменением»? Представляется, что прокуратура для того и создана, чтобы осуществлять надзор за правоприменителями, т.е. теми нижестоящими органами исполнительной власти, которые в реальном, оперативном режиме осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие, дознание и др. [9]. С телеологической позиции толкования Конституции РФ прокуратура должна осуществлять не только надзор за субъектами исполнительной ветви власти в части реализации права, но и мониторинг объективного права, т.е. должна анализировать законодательство, муниципальные правовые акты на предмет их соответствия Конституции РФ [10]. С этой точки зрения Конституция РФ наполняет прокуратуру субъектно-объект-ным смыслом и содержанием, что делает ее работу не только специфической, но и даже универсальной. При этом реформирование прокуратуры в свете новых конституционных положений позволяет прокуратуре не только осуществлять надзор за соблюдением и исполнением законов, но и способствовать защите самой Конституции РФ, используя возможности, предоставленные Генеральному прокурору РФ [11].

Конституционная реформа в Российской Федерации, затронувшая прокуратуру, акцентировала внимание на таком важном вопросе, как ограничения, вводимые в отношении лиц, замещающих должности прокуроров [12]. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Вряд ли здравомыслящие прокуроры будут нарушать, установленные Конституцией РФ запреты и ограничения

[13].

Другое дело - близкие родственники. Вместе с тем, с целью реализации положений ч. 2 ст. 129 Конституции РФ Президент РФ наделил прокуратуру правом запроса в Центральный банк РФ о наличии у лиц, прежде всего, государственных служащих, в т.ч., работников органов прокуратуры, денежных вкладов в зарубежных банках

[14]. Данный вопрос является настолько дискуссионным и сложным, что можно отметить одно обстоятельство, заслуживающее, на наш взгляд, определенное внимание. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 79 «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» супруги и несовершеннолетние дети подпадают под ограничения открывать вклады в иностранных банках и т.п., но для родителей дети всегда остаются детьми, вне зависимости от того несовершеннолетние они или нет [15].

Кроме того, указанный Закон распространяет запреты и ограничения лишь в отношении тех супругов и детей, которые перечислены в п/п. «а» - «з» п. 1 ст. 2 указанного федерального закона № 79. Это означает, что такие требования не распространяются в отношении близких родственников служащих Центрального банка РФ, должностных лиц, работающих в государственных корпорациях, всевозможных государственных компаниях и фондах, созданных Российской Федерацией. Соответствует ли это Конституции РФ? На эти риторические вопросы сложно дать однозначные ответы. Следовательно, в аспекте реформирования системы правоохранительных органов на современном этапе, важно затронуть и эти субъективные моменты, поскольку реформирование такой важной для государства системы, как правоохранительная, прежде всего, должна подвергаться всесторонней оценке субъективные факторы, нахождения на службе в правоохранительных органах честных, ответственных граждан, воспитанных в духе патриотизма, любви к собственному отечеству, высокой морали и нравственности [16].

Не случайно Генеральный прокурор РФ пообещал увольнять прокуроров за безразличие к интересам граждан [17]. А такой подход прямо согласуется с новыми конституционными положениями, закрепленными в ст. 75 и 75.1 Конституции РФ, устанавливающими систему социальных гарантий граждан, за соблюдением которых должны надзирать органы прокуратуры. С этой позиции введение критерия оценки эффективности деятельности органов прокуратуры населением является и закономерным, и социально обоснованным, приближенным к конституционным нормам прямого действия. Не случайно Генеральный прокурор РФ отметил, что «оценивать работу прокуроров нужно не по числу мер реагирования, а по их результатам, по степени удовлетворенности людей надзорной деятельностью» [18]. Представляется, что одной из объективных оценок деятельности правоохранительных органов может быть опрос населения посредством беспроводных средств телефонной связи (мобильной связи). При этом следует учитывать, что не все граждане используют современные средства беспроводной связи, имея ввиду, что граждане старшего поколения все еще используют мобильные средства связи, не подключенные к интернету «кнопочные телефоны», а это не позволяет использовать мобильные приложения, посредством которых возможно расширять критерии оценки эффективности любых органов государственной власти, включая правоохранительные.

Решение актуальных вопросов, стоящих в аспекте реформирования системы правоохранительных органов на современном этапе, должно исходить из анализа проблемных аспектов совершенствования деятельности правоохранительных органов и выработки мер по их решению. Наиболее важными в этом аспекте являются проблемы излишней централизации правоохранительных учреждений. По словам проф. А.С. Александрова, если бы «министерства» не существовало, сотрудникам оперативно-следственных подразделений было бы гораздо проще выполнять возложенные на них задачи и функции [19]. С чем связана такая позиция ученого? Как представляется, с тем, что система правоохранительных органов действительно весьма централизована [20]. Однако это не основная проблема, поскольку больше волнует вопрос о построенной организационной структуре правоохранительных органов, в которых порой создаются подразделения, мешающие эффективно работать рядовым сотрудникам органов правопорядка, которые в реальном режиме времени предотвращают преступления и правонарушения. Так, А.С. Александров отмечает, что в системе МВД России широкое распростра-

нение получили т.н. контрольно-методические управления, которые занимаются согласованием различных значимых решений, формируют стандарты правоприменения, занимаются распределением дел [21].

По некоторым данным, однако, требующим проверки, численность полиции в России сегодня составляет более 500 полицейских на 100 тыс. жителей. В развитых странах (Западная Европа и США) численность полиции находится в интервале 155-370 на 100 тыс.; в среднеразвитых (Южная и Центральная Европа) этот показатель составляет 200-450 сотрудников на 100 тыс. населения. Более многочисленна, чем в России, полиция только в Беларуси (813). Среднемировой показатель - 300 полицейских на 100 тыс. жителей

[22]. Совершенно очевидно, что развитие бюрократической модели в структурах правоохранительных органов никак не сказывается на эффективности их работы, а создание дополнительных органов, комиссий, комитетов и проч., ведет к дополнительным расходам из федеральной казны

[23]. Поэтому соглашаемся с мнением А.А. Гриш-ковца о необходимости демилитаризации системы органов внутренних дел, которая означает процесс разаттестации сотрудников органов внутренних дел, не имеющих прямого отношения к раскрытию и расследованию преступлений. Представляется, что этот процесс демилитаризации должен сопровождаться и упразднением тех структурных единиц правоохранительных органов, которые затрудняют развитие современной, отвечающей реалиям времени системы правоохранительных органов [24]. При этом проблема преобладающей вертикальной координации в системе правоохранительных органов обусловливает более серьезную проблему - нарушение нормального морально-психологического климата в конкретной структурной единице правоохранительного органа [25]. В свою очередь, от морально-психологического климата в коллективе сотрудников правоохранительных органов зависит фак-турность возникающих конфликтогенов между ними и гражданами, что, конечно же, не способствует решению задачи переориентации органов правопорядка на охрану и защиту конституционных ценностей, поскольку в случае возникновения конфликтных ситуаций, возникающих, к примеру, между сотрудниками правоохранительных органов, каждый стремится защитить самого себя [26].

Авторы комплексной организации управленческой реформы правоохранительных органов Российской Федерации указывают на слабость судов, их неспособность выполнять роль арбитра, призванного соблюдать в уголовном процессе законные интересы граждан (потерпевшего и обвиняемого) [27]. С этим также нельзя согла-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

ситься, поскольку в российские суды нельзя оценивать, как слабые или сильные. Они выполняют важнейшую государственную функцию осуществления правосудия не в части соблюдения законных интересов потерпевших или обвиняемых, а скорее гарантируют соблюдение прав и свобод при осуществлении уголовного судопроизводства [28]. Суды в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства обеспечивают принцип законности в отношении лиц, привлеченных к участию в деле, в т.ч., дисциплинируют участников процесса в случаях, когда они выходят за рамки своих полномочий [29]. Вместе с тем, в процессе реформирования судебной системы в Российской Федерации следует учитывать обстоятельства субъективного плана [30] -негативные традиции, существующие в российских судах, когда судьи тесно коммуницируют со стороной обвинения, что редко приходится наблюдать по отношению к стороне защите [31].

Представляется, что в целях обеспечения соблюдения принципа состязательности в уголовном судопроизводстве следует искоренять такие негативные традиции, и наоборот возрождать институт народных заседателей, разумеется, в трансформированной форме. В настоящее время существуют идеи, которые проходят апробацию о введении института «судебных приставников», т.е. судей в отставке, которые будут привлекаться для помощи судьям с небольшим опытом работы [32]. В этом плане мы придерживаемся нейтральной позиции, поскольку, с одной стороны, введение такого института позволило влиять на судебные решения, с другой - может обеспечить качество принимаемых судебных актов [33].

Важнейшим аспектом реформирования системы правоохранительных органов является вопрос о материальных гарантиях и финансовом обеспечении, как отдельных правоохранительных учреждений в общем смысле, так и сотрудников правоохранительных органов в частности. Концепция реформирования системы правоохранительных органов в части финансового обеспечения должна исходить из капиталоемкого подхода, когда немногочисленные отделы и службы правопорядка качественно выполняют свои задачи и функции при условиях высокой оплаты труда [34]. Следует продолжить реализовывать конституционные положения об охране общественного порядка на муниципальном уровне с тем, чтобы снизить нагрузку на органы внутренних дел в районах и сельских поселениях, а формирование и функционирование муниципальной службы по охране общественного порядка финансировать за счет средств местных бюджетов [35]. Это повлечет за собой пересмотр подходов к численному

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

составу должностных лиц, занятых на муниципальной службе [36].

В статье автором аргументирована позиция о том, что в аспекте исследования роли и места правоохранительных органов в системе решения задач государства имеет высокое теоретическое значение вопрос о правильном или ложном право-понимании, конституционном правопонимании

[37] осуществления профессиональных компетенций должностными лицами исследуемых органов

[38]. Этот вопрос имеет существенное значение, поскольку исключение ложного правопонимания при осуществлении профессиональных функций

[39] дает возможность в правильном направлении ориентировать правоохранительные органы на выполнение задач, поставленных перед ними государством [40].

Обоснована авторская позиция о необходимости разработки концепции охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина правоохранительными органами Российской Федерации, поскольку это, во-первых, позволило бы выделить роль конкретных правоохранительных органов в такой охране и защите [41], во-вторых, разгруппировать правоохранительные органы на те, которые участвуют в охране прав и свобод человека и гражданина [42], которые непосредственно обеспечивают права и свободы, на те, которые создают условия для реализации прав и свобод, и те, которые приводят реализацию прав и свобод в работоспособное (действенное) состояние [43].

Список литературы:

[1] Шайхуллин М.С. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации: монография. - М.: Юрлитин-форм, 2016. - С. 6.

[2] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: сб. науч. ст. V Междунар. конф.; Ингушский государственный ун-т. - 2017.

[3] Гандалоев Р.Б. Общественно-политическая ситуация в Республике Ингушетия // Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире: сб. науч. тр. участников VI Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. И.В. Ильина. - 2019. - С. 395 -398.

[4] Чернявский А.Г. Проблемы реализации конституционных прав граждан в сфере осуществления правосудия // Право и общество. - 2015.

- № 1 (13). - С. 10 - 49.

[5] Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры.

- 2020. - № 3. - С. 128 - 130.

[6] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации

Кавказа: сб. науч. ст. V Междунар. конф.; Ингушский государственный ун-т. - 2017.

[7] Усанов В.Е. Подготовка юристов будущего: размышления над проектами Федеральных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров юриспруденции // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». - 2015. - № 8 (75). - С. 146.

[8] Гандалоев Р.Б. Общественно-политическая ситуация в Республике Ингушетия // Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире: сб. науч. тр. участников VI Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. И.В. Ильина. - 2019. - С. 395 -398.

[9] Антопольский А.Б., Поляк Ю.Е., Усанов В.Е. Измерение присутствия в интернете образовательных учреждений // Проблемы современного образования. - 2012. - № 4. - С. 117 - 131.

[10] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф.; Ингушский государственный университет. - 2017; Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конфер - 2016; Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования отнесения семей и несовершеннолетних к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы // Право. Законодательство. Личность. - 2017. - № 1 (24). - С. 62 - 70.

[11] Grudtsina L.Y., Filippova A.V., Makarova E.V., etc. Preventive pedagogy: methods of research university students' readiness formation for a healthy lifestyle // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. - Т. 12. - № 1. - С. 51.

[12] Шанхоев И.И., Гандалоев Р.Б. Правовое регулирование помилования в системе российского законодательства // Государственная служба и кадры. - 2018. - № 1. - С. 128 - 131; Гаджиахме-дов К.Г., Гандалоев Р.Б. Амнистия и помилование в законодательном развитии (краткий исторический экскурс) // Криминалистъ. - 2018. - № 2 (23).

- С. 75 - 82; Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: материалы VI Междунар. конф.; Ингушский государственный университет. - 2018. - Вып. VI; Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. -2018.

[13] Чернявский А.Г. Проблемы реализации конституционных прав граждан в сфере осуществления правосудия // Право и общество. - 2015.

- № 1 (13). - С. 10 - 49.

[14] Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры.

- 2020. - № 3. - С. 128 - 130.

[15] Усанов В.Е. Модернизация системы науки в России: тенденции и перспективы // Право и жизнь. - 2012. - № 166. - С. 197 - 217; Гандалоев Р.Б. Влияние средств массовой информации в условиях современного российского федеративного государства // Закон и право. - 2020. - № 12.

- С. 55 - 59; Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению идеологии экстремизма // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2020. - № 1. - С. 59 - 63; Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц // Государственная служба и кадры. -2020. - № 3. - С. 54 - 57.

[16] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права: учеб. пособие. - М., 2016.

[17] Краснов И.В. У нас должна быть обратная связь с людьми // Комерсантъ. - 2020. - № 164.

- 9 сент.

[18] Краснов И.В. У нас должна быть обратная связь с людьми // Комерсантъ. - 2020. - № 164.

- 9 сент.

[19] Александров А.С. Реформа полиции, реформа обвинительной власти России - путь к Евроинтеграции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/reforma-politsii-reforma-obvinitelnoy-vlasti-rossii-put-k-evrointeg ratsii

[20] Усанов В.Е. Психолого-педагогические основы информационно-образовательной среды вуза // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». - 2015.

- № 8 (75). - С. 112.

[21] Александров А.С. Реформа полиции, реформа обвинительной власти России - путь к Евроинтеграции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/reforma-politsii-reforma-obvinitelnoy-vlasti-rossii-put-k-evrointeg ratsii

[22] Концепция комплексной организации управленческой реформы правоохранительных органов Российской Федерации. - СПб., 2013. - С. 20.

[23] Чернявский А.Г. Состояние исследования проблемы юридической ответственности в российской правовой науке // Право и общество. -2015. - № 2 (14). - С. 20 - 67.

[24] Усанов В.Е. Психолого-педагогические основы информационно-образовательной среды вуза // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. - 2015.

- № 8 (75). - С. 112.

[25] Grudtsina L.Y., Filippova A.V., Makarova E.V., etc. Preventive pedagogy: methods of research university students' readiness formation for a healthy lifestyle // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. - Т. 12. - № 1. - С. 51.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

[26] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права: учеб. пособие. - М., 2016.

[27] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права: учеб. пособие. - М., 2016. - С. 8.

[28] Саламов А.Х., Ужахова Л.Я., Султыгова З.Х. Тестирование как одна из форм контроля знаний по химии: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та.

- Магас, 2014. - С. 312 - 324.

[29] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам. -Омск, 2011; Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам // Вестник Омского ун-та. Сер.: Право. - 2011. - № 2 (27).

- С. 71 - 75; Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 4. - С. 29 - 32.

[30] Саламов А.Х., Мартазанова Р.М., Султыгова З.Х. Организация самостоятельной работы при изучении биологической химии студентами -будущими спортсменами // В сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 175 - 177.

[31] Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - № 5. - С. 19 - 25.

[32] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья. - 2019.

- № 4. - С. 44 - 49.

[33] Чернявский А.Г. Социальные основания изменения пределов юридической ответственности. - М., 2016.

[34] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Эри-ашвили Н.Д. и др. Основы органов государственной власти России: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 030201 «Политология», 080504 «Государственное и муниципальное управление».

- М., 2008.

[35] Саламов А.Х., Ужахова Л.Я., Султыгова З.Х. Тестирование как одна из форм контроля знаний по химии: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та.

- Магас, 2014. - С. 312 - 324.

[36] Усанов В.Е., Молчанов С.В. Программа и вопросы кандидатского экзамена по специальности 12.00.02 - «Конституционное право; муниципальное право» по юридическим наукам // Хро-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». - 2015. - № 8 (75). - С. 105.

[37] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья. - 2019.

- № 4. - С. 44 - 49.

[38] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам. -Омск, 2011; Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам // Вестник Омского ун-та. Сер.: Право. - 2011. - № 2 (27).

- С. 71 - 75; Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 4. - С. 29 - 32.

[39] Усанов В.Е. Стандарты начального общего образования нового поколения глазами юриста // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». - 2015.

- № 8 (75). - С. 149.

[40] Усанов В.Е. Проблемы реализации права в образовательных организациях общего и высшего образования (для научных работников и практиков образования) // Образование и право. -2016. - № 4. - С. 152-156.

[41] Усанов В.Е. Инновационная политика Российской Федерации в сфере образования // Право и жизнь. - 2012. - № 167. - С. 226-256.

[42] Усанов В.Е., Кириллов Н.П. Экология (учебное пособие) // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». - 2015. - № 8 (75). - С. 100.

[43] Чернявский А.Г. О понятии реализации экономической функции права // Вестник Академии права и управления. - 2012. - № 27. - С. 11 -18.

Spisok literatury:

[1] Shajhullin M.S. Konstitucionno-pravovye garantii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: monografiya. - M.: Yurlitinform, 2016. -S. 6.

[2] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza: sb. nauch. st. V Mezhdunar. konf.; Ingushskij gosudarstvennyj un-t. - 2017.

[3] Gandaloev R.B. Obshchestvenno-politich-eskaya situaciya v Respublike Ingushetiya // Aktu-al'nye problemy global'nyh issledovanij: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire: sb. nauch. tr. uchast-nikov VI Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod red. I.V. Il'ina. - 2019. - S. 395 - 398.

[4] Chernyavskij A.G. Problemy realizacii kon-stitucionnyh prav grazhdan v sfere osushchestvleniya pravosudiya // Pravo i obshchestvo. - 2015. - № 1 (13). - S. 10 - 49.

[5] Gandaloev R.B. Ponyatie politicheskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. -2020. - № 3. - S. 128 - 130.

[6] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza: sb. nauch. st. V Mezhdunar. konf.; Ingushskij gosudarstvennyj un-t. - 2017.

[7] Usanov V.E. Podgotovka yuristov budush-chego: razmyshleniya nad proektami Federal'nyh obrazovatel'nyh standartov podgotovki bakalavrov i magistrov yurisprudencii // Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov «Nauka i obrazovanie».

- 2015. - № 8 (75). - S. 146.

[8] Gandaloev R.B. Obshchestvenno-politich-eskaya situaciya v Respublike Ingushetiya // Aktu-al'nye problemy global'nyh issledovanij: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire: sb. nauch. tr. uchast-nikov VI Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod red. I.V. Il'ina. - 2019. - S. 395 - 398.

[9] Antopol'skij A.B., Polyak Yu.E., Usanov V.E. Izmerenie prisutstviya v internete obrazovatel'nyh uchrezhdenij // Problemy sovremennogo obra-zovaniya. - 2012. - № 4. - S. 117 - 131.

[10] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf.; Ingushskij gosudarstvennyj universitet. - 2017; Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konfer - 2016; Il'gova E.V. Problemy pravovogo regulirovaniya otneseniya semej i nesovershennoletnih k kategorii nahodyash-chihsya v social'no opasnom polozhenii i nuzhday-ushchihsya v provedenii v otnoshenii nih profilaktich-eskoj raboty // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. -2017. - № 1 (24). - S. 62 - 70.

[11] Grudtsina L.Y., Filippova A.V., Makarova E.V., etc. Preventive pedagogy: methods of research university students\' readiness formation for a healthy lifestyle // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. - T. 12. - № 1. - S. 51.

[12] Shanhoev I.I., Gandaloev R.B. Pravovoe regulirovanie pomilovaniya v sisteme rossijskogo zakonodatel'stva // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. - 2018. - № 1. - S. 128 - 131; Gadzhiahmedov K.G., Gandaloev R.B. Amnistiya i pomilovanie v zakonodatel'nom razvitii (kratkij istoricheskij ekskurs) // Kriminalist". - 2018. - № 2 (23). - S. 75 - 82; Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kavkaza: materialy VI Mezhdunar. konf.; Ingushskij gosudarstvennyj universitet.

- 2018. - Vyp. VI; Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - 2018.

[13] Chernyavskij A.G. Problemy realizacii kon-stitucionnyh prav grazhdan v sfere osushchestvleniya pravosudiya // Pravo i obshchestvo. - 2015. - № 1 (13). - S. 10 - 49.

[14] Gandaloev R.B. Ponyatie politicheskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. -2020. - № 3. - S. 128 - 130.

[15] Usanov V.E. Modernizaciya sistemy nauki v Rossii: tendencii i perspektivy // Pravo i zhizn'. -

2012. - № 166. - S. 197 - 217; Gandaloev R.B. Vli-yanie sredstv massovoj informacii v usloviyah sovremennogo rossijskogo federativnogo gosudarstva // Zakon i pravo. - 2020. - № 12. - S. 55 - 59; Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravovye osnovy protivode-jstviya rasprostraneniyu ideologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2020. - № 1. - S. 59 - 63; Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti storon i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. - 2020. - № 3. - S. 54 - 57.

[16] Pashencev D.A., Chernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: ucheb. poso-bie. - M., 2016.

[17] Krasnov I.V. U nas dolzhna byt' obratnaya svyaz' s lyud'mi // Komersant". - 2020. - № 164. - 9 sent.

[18] Krasnov I.V. U nas dolzhna byt' obratnaya svyaz' s lyud'mi // Komersant". - 2020. - № 164. - 9 sent.

[19] Aleksandrov A.S. Reforma policii, reforma obvinitel'noj vlasti Rossii - put' k Evrointegracii // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika.

2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refor-ma-politsii-reforma-obvinitelnoy-vlas-ti-rossii-put-k-evrointegratsii

[20] Usanov V.E. Psihologo-pedagogicheskie osnovy informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza // Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov «Nauka i obrazovanie». - 2015. - № 8 (75). - S. 112.

[21] Aleksandrov A.S. Reforma policii, reforma obvinitel'noj vlasti Rossii - put' k Evrointegracii // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refor-ma-politsii-reforma-obvinitelnoy-vlas-ti-rossii-put-k-evrointegratsii

[22] Koncepciya kompleksnoj organizacii uprav-lencheskoj reformy pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii. - SPb., 2013. - S. 20.

[23] Chernyavskij A.G. Sostoyanie issledo-vaniya problemy yuridicheskoj otvetstvennosti v rossijskoj pravovoj nauke // Pravo i obshchestvo. -2015. - № 2 (14). - S. 20 - 67.

[24] Usanov V.E. Psihologo-pedagogicheskie osnovy informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza // Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov Nauka i obrazovanie. - 2015. - № 8 (75). - S. 112.

[25] Grudtsina L.Y., Filippova A.V., Makarova E.V., etc. Preventive pedagogy: methods of research

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

university students\' readiness formation for a healthy lifestyle // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. - T. 12. - № 1. - S. 51.

[26] Pashencev D.A., Chernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: ucheb. poso-bie. - M., 2016.

[27] Pashencev D.A., Chernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: ucheb. poso-bie. - M., 2016. - S. 8.

[28] Salamov A.H., Uzhahova L.Ya., Sultygova Z.H. Testirovanie kak odna iz form kontrolya znanij po himii: sb. nauch. tr. Ingushskogo gos. un-ta. - Magas, 2014. - S. 312 - 324.

[29] Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zader-zhaniya k nesovershennoletnim licam. - Omsk, 2011; Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zaderzhaniya k nesovershennoletnim licam // Vestnik Omskogo un-ta. Ser.: Pravo. - 2011. - № 2 (27). - S. 71 - 75; Il'gova E.V. Osobennosti proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v otnoshenii nesovershennoletnih // Voprosy yuvenal'noj yusticii. - 2006. - № 4. - S. 29 - 32.

[30] Salamov A.H., Martazanova R.M., Sultygova Z.H. Organizaciya samostoyatel'noj raboty pri izuchenii biologicheskoj himii studentami - budush-chimi sportsmenami // V sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy regional'noj nauch.-prakt. konf. -2014. - S. 175 - 177.

[31] Il'gova E.V. Problemy pravovogo reg-ulirovaniya organizacii i deyatel'nosti komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav v Rossijskoj Federacii // Voprosy yuvenal'noj yusticii. -2009. - № 5. - S. 19 - 25.

[32] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo statusa // Rossijskij sud'ya. - 2019. - № 4. - S. 44 - 49.

[33] Chernyavskij A.G. Social'nye osnovaniya izmeneniya predelov yuridicheskoj otvetstvennosti. -M., 2016.

[34] Gabrichidze B.N., Chernyavskij A.G., Eri-ashvili N.D. i dr. Osnovy organov gosudarstvennoj vlasti Rossii: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obu-chayushchihsya po special'nostyam 030501 «Yuris-

prudenciya», 030201 «Politologiya», 080504 «Gosu-darstvennoe i municipal'noe upravlenie». - M., 2008.

[35] Salamov A.H., Uzhahova L.Ya., Sultygova Z.H. Testirovanie kak odna iz form kontrolya znanij po himii: sb. nauch. tr. Ingushskogo gos. un-ta. - Magas, 2014. - S. 312 - 324.

[36] Usanov V.E., Molchanov S.V. Programma i voprosy kandidatskogo ekzamena po special'nosti 12.00.02 - «Konstitucionnoe pravo; municipal'noe pravo» po yuridicheskim naukam // Hroniki ob"edi-nennogo fonda elektronnyh resursov «Nauka i obrazovanie». - 2015. - № 8 (75). - S. 105.

[37] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo statusa // Rossijskij sud'ya. - 2019. - № 4. - S. 44 - 49.

[38] Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zaderzhaniya k nesovershennoletnim licam. - Omsk, 2011; Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zaderzhaniya k nesovershennoletnim licam // Vestnik Omskogo un-ta. Ser.: Pravo. - 2011. - № 2 (27). - S. 71 - 75; Il'gova E.V. Osobennosti proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v otnoshenii nesovershennoletnih // Voprosy yuvenal'noj yusticii.

- 2006. - № 4. - S. 29 - 32.

[39] Usanov V.E. Standarty nachal'nogo obsh-chego obrazovaniya novogo pokoleniya glazami yurista // Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov «Nauka i obrazovanie». - 2015. - № 8 (75).

- S. 149.

[40] Usanov V.E. Problemy realizacii prava v obrazovatel'nyh organizaciyah obshchego i vysshego obrazovaniya (dlya nauchnyh rabotnikov i praktikov obrazovaniya) // Obrazovanie i pravo. - 2016. - № 4.

- S. 152-156.

[41] Usanov V.E. Innovacionnaya politika Rossijskoj Federacii v sfere obrazovaniya // Pravo i zhizn'.

- 2012. - № 167. - S. 226-256.

[42] Usanov V.E., Kirillov N.P. Ekologiya (ucheb-noe posobie) // Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov «Nauka i obrazovanie». - 2015. - № 8 (75). - S. 100.

[43] Chernyavskij A.G. O ponyatii realizacii eko-nomicheskoj funkcii prava // Vestnik Akademii prava i upravleniya. - 2012. - № 27. - S. 11 - 18.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.