Научная статья на тему 'КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА КАК ИНАЯ МЕРА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА: УК РФ МЕНЯЕТСЯ, А ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ'

КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА КАК ИНАЯ МЕРА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА: УК РФ МЕНЯЕТСЯ, А ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовная политика / юридическая техника / конфискация имущества / иные меры уголовно-правового характера / метод правового регулирования / эффективность правоприменения / практика применения / criminal policy / legal equipment / confiscation of property / other measures of a criminal law nature / method of legal regulation / effectiveness of law enforcement / application practice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаева Юлия Валентиновна

Статья посвящена проблемам теории и практики применения конфискации имущества как меры уголовно-правового характера. Подвергая анализу действующие уголовно-правовые нормы, данные судебной статистики, автор приходит к выводу о наличии значительного числа нерешенных вопросов, которые препятствуют эффективному решению задач противодействия преступности, а также реализации направлений стратегического развития страны в различных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFISCATION OF PROPERTY AS ANOTHER CRIMINAL MEASURE: CRIMINAL CODE CHANGES, AND PROBLEMS REMAIN

The article deals with the problems of the theory and practice of the use of confiscation of property as a criminal law measure. Analysing the existing criminal law norms and judicial statistics, the author concludes that there are a significant number of unresolved issues that impede the effective solution of the problems of countering crime, as well as the implementation of the country’s strategic development in various areas.

Текст научной работы на тему «КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА КАК ИНАЯ МЕРА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА: УК РФ МЕНЯЕТСЯ, А ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11056 ШЕГАБУДИНОВ Равиль Шайхлисланович,

кандидат юридических наук, е-mail: mail@law-books.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация. В рамках научной статьи автор предпринял попытку рассмотреть некоторые особенности общей профилактики преступлений, осуществляемой в целях устранения, уменьшения и нейтрализации факторов, детерминирующих существование экономической преступности в сфере бюджетного финансирования. Минимизация последствий от экономических преступлений, сопряженных с коррупцией и организованной преступной деятельностью, находится в прямой зависимости от надлежащей организации предупредительной работы и взаимодействия правоохранительных органов, исполнительной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: организация управления, коррупция, экономическая преступность, преступная деятельность, бюджетное финансирование, уголовный кодекс, контроль.

SHEGABUDINOV Ravil Shaikhlislanovich,

Candidate of Legal Sciences

FEATURES OF PREVENTION OF ECONOMIC CRIME IN THE AREA OF BUDGETARY FINANCING

Annotation. Within the framework of the scientific article, the author made an attempt to consider some features of general crime prevention, carried out in order to eliminate, reduce and neutralize the factors determining the existence of economic crime in the field of budget financing. Minimizing the consequences of economic crimes involving corruption and organized criminal activities is directly dependent on the proper organization of preventive work and the interaction of law enforcement agencies, the executive branch and local self-government.

Key words: management organization, corruption, economic crime, criminal activity, budgetary financing, criminal code, control.

Общая профилактика в содержательном плане состоит из причин и условий. Причины преступности - это те негативные социальные явления, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. Условия же - такие явления, которые сами по себе не порождают преступность и преступления, а способствуют, облегчают, интенсифицируют формирование и действие причины [26]. Разделяя подобную точку зрения, следует подчеркнуть, что в таком понимании они взяты в качестве рабочего термина [24].

В общесоциальном плане предупреждение экономических преступлений в сфере бюджетного финансирования - составная часть комплекса экономических, политических, правовых, организационных и других мероприятий по совершенствованию бюджетных и межбюджетных отношений, отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением [16]. Эти мероприятия не имеют своим

специальным назначением предупреждение экономических преступлений, но они создают необходимые предпосылки, исключающие возможность их совершения [18]. Как нам представляется, цели общесоциального предупреждения экономических преступлений должны максимально увязываться с целями модернизации сферы бюджетного финансирования, которые включают в себя:

- создание необходимых условий для развития многоукладности в экономике. Одним из таких условий является усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере малого и среднего предпринимательства [17]. Теперь органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе, по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных для этой цели помещений и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

(или) порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона;

- формирование слоя частных собственников, содействующих размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты могут быть заключены с ними в соответствии с законодательством о размещении заказов и оплата производится, как правило, в пределах лимитов бюджетных обязательств [10];

- обеспечение правового и экономического равенства всех форм хозяйствования, а также необходимых условий для равной их защиты. В условиях финансово-экономического кризиса государство для минимизации его последствий оказывает реальную помощь не только бюджетным учреждениям, но и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям [8, 9]. Для этого из федерального бюджета выделяются большие суммы денег. В первую очередь, системообразующие предприятия получают финансовую помощь государства в виде льготного кредита. В этих условиях обеспечение правоохранительными органами защиты бюджетных средств, выделяемых хозяйствующим субъектам независимо от их организационно-правовой формы, становится задачей первоочередной важности [13, 14].

Необходимые предпосылки для успешного ее решения должны создаваться и в рамках общесоциального предупреждения, несмотря на его широкий диапазон охват воздействия, хотя специально не преследующей цели предупреждения экономических преступлений. Следовательно, стабилизация криминологической обстановки в сфере бюджетного финансирования не в малой степени зависит и от общесоциального предупреждения. Многообразие криминогенных обстоятельств, выступающих в качестве причин и условий анализируемых деяний, соответственно предполагает множественность мер предупредительного характера [15]. Это означает, что «в ходе предупреждения преступности обеспечивается комплексное воздействие на широкий спектр субъективных причин, условий и иных детерминант преступности (все то, что охватывается понятием антиобщественной ориентации или позиции личности людей, могущих совершить преступление, т.е. их антиобщественные взгляды, интересы и мотивы, вредные привычки и т.п.)» [5].

Сегодня совершенно очевидно, что криминально активные лица умело используют существующие пробелы бюджетного и иного законода-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

тельства, прибегая к различным ухищрениям. Так, «с целью не вызвать сомнения в платежеспособности организации-заемщика преступники зачастую регистрируют юридическое лицо под наименованием, сходным с названием коммерческих предприятий, зарекомендовавших себя в качестве надежного партнера в кредитно-финансовых отношениях» [4]. Мы разделяем мнение А.П. Але-гина в части комплексного использования в интересах своевременного выявления и пресечения преступлений в сфере кредитования различных источников информации, включая гласных [11, 12].

С учетом сказанного, комплексное предупреждение экономических преступлений в сфере бюджетного финансирования неотделимо от разработки и реализации следующих основных групп мероприятий:

1. Мероприятия экономического характера. Преступное поведение в экономической сфере, как справедливо отмечают криминологи, непосредственно порождается дисфункцией, которая выражается в том, что общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях материального производства и в отношениях, связанных с разделением труда, обменом, обращением и распределением материальных благ [20]. В рассматриваемой группе мероприятий особо следует выделить меры по устранению недостатков, «лежащих» в сфере финансирования государственных программ (приоритетных национальных проектов, которые, на наш взгляд, должны охватывать и такие вопросы, как бюджетный дефицит [39], сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала, приоритетные направления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Наиболее эффективными в части определения приоритетных направлений государственной поддержки являются меры по рациональному использованию бюджетных средств, а именно:

а) сохранение многоуровневой системы контроля за целевым расходованием бюджетных средств;

б) повышение эффективности использования бюджетных средств на основе размещения заказов по конкурсу;

в) соблюдение режима экономии в расходовании средств, выделяемых на основе финансового плана - смет расходов;

г) отпуск средств в соответствии с программами по мере выполнения предусмотренных в них мероприятий;

д) обеспечение приоритетного финансирования расходов бюджета на тот объем затрат,

который наиболее эффективен в нынешних условиях;

е) повышение эффективности казначейской системы финансирования расходов бюджета. Федеральное казначейство осуществляет финансовый контроль (ст.267 БК РФ). В частности, осуществляет контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, а также наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов.

2. Мероприятия организационного характера. Данную группу составляют меры, направленные на устранение недостатков в сфере бюджетного финансирования, конкретное содержание которых предполагает:

- повышение роли в первую очередь органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований, осуществляющих составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). На них также возлагается функция обеспечения рационального и экономного использования бюджетных средств;

- обеспечение финансовыми органами реально исполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году. Правоприменительная практика знает не мало случаев, когда распорядитель бюджетных средств (бюджетное учреждение), боясь их перераспределения, как правило, в конце финансового года составляет фиктивные документы об использовании бюджетных средств в полном объеме, хотя предусмотренные сметой расходы завышены либо вообще не произведены;

- уменьшение дотации (межбюджетных трансфертов) на покрытие убытков государственных (муниципальных) учреждений;

- своевременное погашение муниципального долга, возникшего из гарантий по обязательствам третьих лиц. К сожалению, нередко за подобного рода действиями кроются различные корыстные злоупотребления со стороны должностных лиц органов местных администраций муниципальных образований;

- всестороннее обоснование привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов;

- исключение бюджетных ассигнований в очередном финансовом году в отношении бюджетных учреждений, допустивших перерасход средств либо иные грубые нарушения финансовой дисциплины;

- проведение структурных и организационных преобразований в сфере бюджетного финансирования с учетом адресного предоставления субвенций, субсидий и трансфертов и реальных возможностей федерального бюджета.

Среди сфер, где должна вестись деятельность правоохранительных органов по предупреждению экономических преступлений, сопряженных с коррупцией и организованной преступной деятельностью, область реализации приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здоровье» является на сегодня одним из основных сегментов экономики. Это не случайно, ибо государство ежегодно для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, развития агропромышленного комплекса, образования и здравоохранения из консолидированного бюджета выделяет сотнями млрд. рублей, часть из которых расхищается либо расходуется нецелевым образом.

Своевременное предупреждение преступлений, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов, есть воздействие, оказываемое «в целях воспрепятствования, недопущения, пресечения их преступной деятельности, предотвращения наступления вредных последствий, устранения причин и условий, способствующих преступной деятельности, оказания позитивного корректирующего воздействия на втянутых в преступную деятельность лиц» [7].

Среди мер организационного характера в контексте предупреждения организованных экономических преступлений, сопряженных с коррупцией, выступает разработка и осуществление оперативно - профилактических мероприятий в таких приоритетных направлениях экономической и иной деятельности, как:

- реализация крупных спортивных и инвестиционных проектов. Здесь особенно важно учесть то обстоятельство, что коррупция, которая зачастую их сопровождает, служит фактором влияющим на рейтинг инвестиционной привлекательности государства;

- инновационное развитие страны;

-пресечение фактов вывоза капитала за

рубеж.

Основные усилия подразделений экономической безопасности ОВД при этом должны быть сосредоточены на:

1) подрыв экономических основ организованных преступных формирований, в частности, в кредитно-финансовой сфере;

2) вывод объектов экономики из-под их контроля. Автор в этом видит одной из мер для повы-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

шения инвестиционной привлекательности страны;

3) пресечение преступлений, связанных с теневизацией и криминализацией доходов, полученных легальным путем. Как известно, теневые процессы в экономике наряду со многими другими негативными явлениями выступают фактором сдерживающим привлечение инвестиций;

4) недопущение преступлений по незаконному возмещению налога на добавленную стоимость (НДС);

5) предотвращение фактов сокрытия руководством коммерческой структуры денежных средств (имущества), за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и (или) сборов;

6) пресечение противоправных деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и рейдерством.

Многолетняя практика убедительно показывает, что профилактические мероприятия, сочетаемые с обеспечением экономической безопасности, дают большой эффект [6].

Проведенное исследование показывает, что минимизация последствий от экономических преступлений, сопряженных с коррупцией и организованной преступной деятельностью, находится в прямой зависимости от надлежащей организации предупредительной работы и взаимодействия правоохранительных органов, исполнительной власти и местного самоуправления. Например, органы прокуратуры, рассматривая жалобы и обращения граждан о нарушениях уголовного законодательства при реализации национальных проектов, нередко выявляют признаки преступлений, собранные по ним материалы направляют в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам анализа и обобщения следственно-прокурорской практики принимаются также меры по устранению причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений, включая сопряженных с коррупцией и организованной преступной деятельностью. Например, заключения департаментами здравоохранения отдельных регионов государственного контракта на закупку медицинского оборудования по существенно завышенным ценам, когда общая сумма превышает на несколько сот млн. рублей. Таким способом средства федерального бюджета, выделенные для закупок медицинского оборудования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», расхищаются должностными лицами региональных органов государственной власти с использованием своего служебного положения в составе организованной группы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

Многолетняя практика показывает, что своевременное их пресечение во многом зависит от наличия в распоряжении правоохранительных органов первичной информации о фактах хищений и нецелевого использования бюджетных средств и ее полноты. В решении этой задачи должны способствовать недавно созданные при главах территорий специальные координационные совещания, ибо на них возложена функция организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также указанных органов с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями по вопросам обеспечения правопорядка в субъектах Российской Федерации. Территориальные органы МВД России при этом должны инициировать своевременное получение и проверку сведений, содержащих признаки преступлений экономической направленности [34].

К числу мер организационного плана следует отнести также ведение с 1 января 2012 г. Генеральной прокуратурой РФ единого статистического учета сведений о зарегистрированных преступлениях и соответственно об их раскрываемости. Уже не раз отмечалось, что действующая система отчетности не отражает реальную картину состояния преступности [19]. Как известно, не зная реальное состояние организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, сложно организовать деятельность по ее предупреждению. Из-за высокой латентности, правоохранительными органами выявляется мало экономических преступлений, сопряженных с коррупцией и организованной преступной деятельностью. На сегодня весьма незначительный их удельный вес среди экономических преступлений, совершенных в организованных формах. По мнению же специалистов, доля экономических преступлений, сопряженных с коррупцией и организованной преступной деятельностью, фактически превышает 60% [35, 36].

4. Воспитательные меры. В комплексе мер, направленных на предупреждение экономических преступлений в сфере бюджетного финансирования, воспитательные меры занимают значительное место [25]. Содержание данной группы мероприятий нацелено на «преодоление стереотипов уравнительного мышления, доставшегося от эпохи застоя и породившего иждивенчество, потерю инициативности, боязнь нового».

Достижению указанных выше целей во многом способствует комплекс следующих мероприятий:

4.1. Преодоление правового нигилизма. Эта проблема, на наш взгляд, напрямую связана со всеобщим кризисом в стране. Вот почему в настоящее время на этом фоне не удается сдерживать процесс углубления правового нигилизма. Вследствие чего наблюдается серьезное осложнение криминогенной ситуации в сфере бюджетного финансирования [37].

Отдельные формы противоправного поведения (создание лжефирм, изготовление подложных документов, создание видимости финансовой состоятельности заемщика средств, подкуп банковских работников) стали рассматриваться в массовом сознании как социально-допустимые и даже обыденные. Низкая заработная плата работников бюджетных учреждений, частые задержки ее выплаты, снижение жизненно уровня множества людей, резкое имущественное расслоение, коррупция в высших эшелонах власти эти и некоторые другие факторы породили процесс привыкания населения к растущей организованной, коррупционной и экономической преступности, отсюда и снижению остроты ее оценок в общественном сознании. Не секрет, «значительное число людей воспринимают криминальный путь решения жизненных проблем почти нормальным. Иначе, убеждены они, не выжить» [21]. Сегодня немало людей, руководствующихся в повседневной своей жизни криминальной мотивацией -«урвать» для себя любой ценой как можно больше материальных благ [37, 38].

4.2. Оздоровление духовно-нравственной атмосферы в обществе, трудовом коллективе. Данная мера тесно связана с предыдущей. Однако здесь следует подчеркнуть, что «нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее. Если общество в целом, государство, его структуры, а также отдельные люди руководствуются идеями добра и справедливости, живут по законам нравственности, то они могут успешно противостоять криминогенному прессу экономической разрухи, социальных бедствий, других криминогенных факторов базисного, глубинного характера» [20].

В условиях финансово-экономического кризиса, когда государство, несмотря на трудности и сложности, изыскивает ресурсы, чтобы социальные программы претворялись в жизнь в интересах каждого россиянина, отдельная кучка людей всячески пытается «уводить» эти средства в тень. При этом составляются подложные документы о закупке товаров для государственных нужд, выполнении работ, а также об оказании услуг. К сожалению, подобного рода действия негативным образом сказываются на темпах и масштабах реализации государственных программ. Здесь имеет место тот случай, когда личные корыстные инте-

ресы оказываются превыше общественных. Налицо безнравственность. Только цивилизованные экономические отношения, составной частью которых выступает область обращения денежных и валютных ценностей, а также ценных бумаг, могут ускорить процесс формирования духовно-нравственных основ в обществе и как свое следствие снижению экономической преступности. Для этого, как нам представляется, требуется время [31]. Не дожидаясь этого, подразделения БЭП в пределах своей компетенции параллельно ведут большую работу по недопущению финансовых преступлений, совершаемых, как правило, путем криминальных финансовых операций. Не секрет, на сегодня сфера бюджетного финансирования стала одной из наиболее притягательных для совершения организованными преступными группами подобных криминальных действий. Противопоставить этому явлению можно посредством разработки и принятия в комплексе мер общесоциального и специального предупреждения [30, 37].

4.3. Активное проведение правовой пропаганды силами сотрудников ОВД, прокуратуры, контролирующих органов; широкое освещение с помощью средств массовой информации (печати, радио, телевидения) фактов совершения финансовых преступлений с объектов кредитных организаций. Общественные объединения правоохранительной направленности (народных и казачьих дружин, отрядов содействия милиции, внештатных сотрудников милиции, охранно-сыскных структур) располагают большими возможностями в пропаганде правовых знаний. Между тем, не везде они на местах привлекаются к этой работе. Одной из наиболее эффективных организационных форм ее осуществления, как показала многолетняя практика, были и остаются единые дни профилактики, которые сочетают в себя индивидуальную и общую профилактику, осуществляемую с участием представителей органов местной администрации муниципальных образований [32].

Мы считаем целесообразным совместно со средствами массовой информации (СМИ) принять меры по формированию в сфере бюджетного финансирования обстановки нетерпимости к любым финансовым правонарушениям, а также коррупционным проявлениям. Одновременно эта работа должна преследовать цель укрепления сотрудничества правоохранительных органов с гражданами, общественными объединениями в деятельности по их профилактике. Иными словами, информационно-пропагандистское противодействие экономической преступности и коррупции должно стать одним из основных направлений правоохранительных органов [33]. Через СМИ доводить до населения информацию об

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

имеющихся фактах разоблачения расхитителей и коррупционеров, отстранения должностных лиц органов государственной власти от занимаемых ими должностей в связи, например, с коррупционными действиями, привлечения виновных к ответственности, а также о конкретных случаях поощрения граждан, содействовавших в изобличении коррупционеров. Мы считаем, что давно назрела потребность в формировании государственной системы профилактики экономической преступности и коррупции.

5. Мероприятия нормативно-правового характера. На устранение криминогенных обстоятельств, способствующих совершению экономических преступлений в сфере бюджетного финансирования, нацелены и мероприятия нормативно-правового характера.

Меры по устранению недостатков в рассматриваемом аспекте преимущественно направлены на:

5.1. Обеспечение безопасности при осуществлении расчетных операций с использованием новейших информационных технологий, основанных на базе электронно-вычислительной и коммуникационной техники [2, 3]. В настоящее время финансовая информация как правило, хранится на машинных носителях в форме «электронных» документов. В связи с этим важно обеспечить защиту информационных систем от неправомерного доступа к компьютерной информации извне [27]. В последнее время указанная система все чаще становится объектом преступного посягательства. Одним из условий своевременного их пресечения выступает взаимный обмен информацией между подразделениями БЭП и службой безопасности кредитных организаций [1].

5.2. Своевременное пресечение фактов использования современной копировально-множительной и иной техники для изготовления поддельных (подложных) документов с целью незаконного получения кредита. Участились случаи их представления при заключении кредитных договоров. Чтобы отличить поддельный от подлинного нужны специальные познания [23]. Нередко преступникам удается успешно провернуть криминальные финансовые операции. Ситуация значительно усложняется в тех случаях, когда имеют место операции по фиктивному кредитованию. В этом случае преступники действуют уже в сговоре с ответственными работниками банка, деля между собой заемные денежные средства [22].

5.3. Обобщение практики казначейской системы использования бюджетов. Органы казначейства не пропускают, например, платежи, не соответствующие кодам бюджетной классификации [3]. Кроме того, органы Федерального казна-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

чейства вправе приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов, в случае непредоставления финансовых документов об использовании указанных средств; выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета РФ и используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия, допустившие такие нарушения, штрафа; налагать на банки иных финансово-кредитных учреждений штрафы в случае несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход федерального бюджета, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды [28, 29].

Во многом благодаря предоставленным действующим законодательством территориальным подразделениям Федерального казначейства полномочиям удается как-то сдерживать рост финансовых нарушений в сфере бюджетного финансирования. Подразделения БЭП на основе тесного взаимодействия с ними «подпитываются» информацией об объеме выделенных из федерального бюджета средств для реализации, например, приоритетных национальных проектов (государственных программ) [38].

Список литературы:

[1] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2018.

[2] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Материалы VI-ой Международной конференции / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». 2018. Том Выпуск VI.

[3] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Сборник научных статей V Международной конференции / Ингушский государственный университет. 2017.

[4] Алегин А.П. Использование гласных источников информации в борьбе с преступностью в сфере экономики: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 91.

[5] Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. - М., 1998. С. 158.

[6] Антонов В.В., Иванов П.И., Шегабудинов Р.Ш., Сафиюлина П.Р. Экономическая безопасность и криминализация аграрного сектора экономики: Учебное пособие. - М., 2008. - 104 с.

[7] Бодренков В.А. Проблемы оперативно-розыскного обеспечения предупреждения совершения преступлений: Монография. - М., 2009. С. 103-104.

[8] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Эри-ашвили Н.Д., Кузнецов С.М., Белоновский В.Н. Основы органов государственной власти России / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 030201 «Политология», 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Москва, 2008.

[9] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья.

2019. № 4. С. 44-49.

[10] Гаджиахмедов К.Г., Гандалоев Р.Б. Амнистия и помилование в законодательном развитии (краткий исторический экскурс) // Криминалистъ. 2018. № 2 (23). С. 75-82.

[11] Гандалоев Р.Б. Влияние средств массовой информации в условиях современного российского федеративного государства // Закон и право. 2020. № 12. С. 55-59.

[12] Гандалоев Р.Б. Общественно-политическая ситуация в Республике Ингушетия / В сборнике: Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире. Сборник научных трудов участников VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией И.В. Ильина. 2019. С. 395-398.

[13] Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры.

2020. № 3. С. 128-130.

[14] Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц // Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 54-57.

Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению [15] идеологии экстремизма // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 59-63.

[16] Ильгова Е.В., Смагина Т.А., Тугушева Ю.М. К вопросу о правовой природе понятия «данные несовершеннолетних»: междисциплинарный аспект // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 5 (136). С. 139148.

[17] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. Проблемы правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав // Право. Законодательство. Личность. 2018. № 1 (26). С. 7-10.

[18] Ильгова Е.В., Фальковская Л.П., Кузнецова И.О., Горбачев М.В., Стародубов А.А., Крас-нощеков А.А., Кузнецов М.М. Кросс-региональное исследование криминализации подростковой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

среды // Саратовская государственная юридическая академия. Саратов, 2020.

[19] Координационное совещание руководителей правоохранительных органов (21 февраля 2011 г.): Официальный сайт Президента России (Адрес: http: // news. kremlin. ru / news / 10397).

[20] Криминология: Учебник для юрид. вузов /Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. А.И.Долговой. - М., 1997. С.345.

[21] Лунеев В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России // Государство и право. 2004. №1. С.7-8.

[22] Оксамытный В.В. Юридическая компаративистика: Учебный курс для студентов магистратуры. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.

[23] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права. Учебное пособие / Москва, 2016.

[24] Петров Э.И., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений: Учебное пособие - М.: Академия МВД России, 1995. С.39.

[25] Преступность и культура / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.И.Долговой. - М., 1999.

[26] Рябыкин Ф.К., Данилевская М. В., Кириллов С.И. Криминология и предупреждение преступлений органами внутренних дел: Учебное пособие (альбом схем) / Под ред. профессора Г.А.Ава-несова. - М., 1998. С.39.

[27] Саламов А.Х., Султыгова З.Х., Арчакова Р.Д. Особенности подготовки магистров-химиков / В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 214-216.

[28] Темирханов Б.А., Темердашев З.А., Султыгова З.Х. Применение терморасширенного графита в технологии реабилитации водных экосистем, загрязненных нефтью // Технологии нефти и газа. 2015. № 3 (98). С. 3-7.

[29] Усанов В.Е. Подготовка юристов будущего: размышления над проектами Федеральных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров юриспруденции // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 8 (75). С. 146.

[30] Усанов В.Е. Психолого-педагогические основы информационно-образовательной среды вуза // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 8 (75). С. 112.

[31] Усанов В.Е. Стандарты начального общего образования нового поколения глазами юриста // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 8 (75). С. 149.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

[32] Усанов В.Е., Кириллов Н.П. Экология (учебное пособие) // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 8 (75). С. 100.

[33] Усанов В.Е., Молчанов С.В. Программа и вопросы кандидатского экзамена по специальности 12.00.02 - «Конституционное право; муниципальное право» по юридическим наукам // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов "Наука и образование". 2015. № 8 (75). С. 105.

[34] Чернявский А.Г. Проблемы реализации конституционных прав граждан в сфере осуществления правосудия // Право и общество. 2015. № 1 (13). С. 10-49.

[35] Чернявский А.Г. Состояние исследования проблемы юридической ответственности в российской правовой науке // Право и общество. 2015. № 2 (14). С. 20-67.

[36] Чернявский А.Г. Социальные основания изменения пределов юридической ответственности // Вестник Академии права и управления. 2015. № 1 (38). С. 25-31.

[37] Шанхоев И.И., Гандалоев Р.Б. Правовое регулирование помилования в системе российского законодательства // Государственная служба и кадры. 2018. № 1. С. 128-131.

[38] Шанхоев И.И., Гандалоев Р.Б. Характеристика законодательства об амнистии и помиловании в современной России // Закон и право. 2018. № 2. С. 115-118.

[39] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. И доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. С.181.

Spisok literatury:

[1] Albogachiev А.А. Vuzovskoe obrazovanie i пайка / 1^епа1у Vserossijskoj паи^по-ргаМ^-eskoj ко^егепсп, 2018.

[2] Albogachiev А.А. Gumamtamye i social'no-politicheskie ргоЫету modemizacN Кау-kaza / 1^епа1у VI-oj Mezhdunarodnoj konferencii / FGBOU VO «Ingushskij gosudarstvennyj ипмеге^ tet». 2018. Тот Vypusk VI.

[3] Albogachiev А.А. Gumamtamye i social'no-politicheskie ргоЫету modemizadi Кау-kaza / Sbomik nauchnyh statej V Mezhdunarodnoj ^^е^см / Ingushskij gosudarstvennyj universitet. 2017.

[4] А1едт А.Р. Ispol'zovanie glasnyh istochnikov informacii V Ьог'Ье s prestupnost'yu V sfere е^по-miki: Monografiya. - М.: VNII MVD Rossii, 2007. S. 91.

[5] Alekseev А.1. Kriminologiya: Kurs ^су. -M., 1998. S. 158.

[6] Antonov V.V., Ivanov Р.1., Shegabudinov R.Sh., Safiyulina P.R. Ekonomicheskaya bezopas-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

nost' i kriminalizaciya agrarnogo sektora ekonomiki: Uchebnoe posobie. - M., 2008. - 104 s.

[7] Bodrenkov V.A. Problemy operativno-rozys-knogo obespecheniya preduprezhdeniya soversh-eniya prestuplenij: Monografiya. - M., 2009. S. 103104.

[8] Gabrichidze B.N., CHernyavskij A.G., Eri-ashvili N.D., Kuznecov S.M., Belonovskij V.N. Osnovy organov gosudarstvennoj vlasti Rossii / Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nostyam 030501 «YUrisprudenciya», 030201 «Politologiya», 080504 «Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie» / Moskva, 2008.

[9] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo sta-tusa // Rossijskij sud'ya. 2019. № 4. S. 44-49.

[10] Gadzhiahmedov K.G., Gandaloev R.B. Amnistiya i pomilovanie v zakonodatel'nom razvitii (kratkij istoricheskij ekskurs) // Kriminalist». 2018. № 2 (23). S. 75-82.

[11] Gandaloev R.B. Vliyanie sredstv massovoj informacii v usloviyah sovremennogo rossijskogo federativnogo gosudarstva // Zakon i pravo. 2020. № 12. S. 55-59.

[12] Gandaloev R.B. Obshchestvenno-politich-eskaya situaciya v Respublike Ingushetiya / V sbornike: Aktual'nye problemy global'nyh issledo-vanij: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire. Sbornik nauchnyh trudov uchastnikov VI Vserossi-jskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdun-arodnym uchastiem. Pod redakciej I.V. Il'ina. 2019. S. 395-398.

[13] Gandaloev R.B. Ponyatie politicheskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2020. № 3. S. 128-130.

[14] Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti sto-ron i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2020. № 3. S. 54-57.

Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravovye osnovy protivodejstviya rasprostraneniyu [15] ide-ologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo universi-teta MVD Rossii. 2020. № 1. S. 59-63.

[16] Il'gova E.V., Smagina T.A., Tugusheva Yu.M. K voprosu o pravovoj prirode ponyatiya «dan-nye nesovershennoletnih»: mezhdisciplinarnyj aspekt // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2020. № 5 (136). S. 139-148.

[17] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. Problemy pravoprimenitel'noj praktiki pri rassmotrenii del ob administrativnyh pravonarusheniyah komissiyami po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. 2018. № 1 (26). S. 7-10.

[18] Il'gova E.V., Fal'kovskaya L.P., Kuznecova I.O., Gorbachev M.V., Starodubov A.A., Krasnosh-chekov A.A., Kuznecov M.M. Kross-regional'noe

issledovanie kriminalizacii podrostkovoj sredy // Sara-tovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akadem-iya. Saratov, 2020.

[19] Koordinacionnoe soveshchanie ruk-ovoditelej pravoohranitel'nyh organov (21 fevralya 2011 g.): Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii (Adres: http: // news. kremlin. ru / news / 10397).

[20] Kriminologiya: Uchebnik dlya yurid. vuzov / Pod obshch. red. dokt. yurid. nauk, prof. A.I.Dolgovoj.

- M., 1997. S.345.

[21] Luneev V.V. Tendencii sovremennoj prestupnosti i bor'by s nej v Rossii // Gosudarstvo i pravo. 2004. №1. S.7-8.

[22] Oksamytnyj V.V. YUridicheskaya kompara-tivistika: Uchebnyj kurs dlya studentov magistratury.

- M.: YUNITI-DANA, 2020.

[23] Pashencev D.A., CHernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava. Uchebnoe posobie / Moskva, 2016.

[24] Petrov E.I., Marchenko R.N., Barinova L.V. Kriminologicheskaya harakteristika i preduprezhde-nie ekonomicheskih prestuplenij: Uchebnoe posobie

- M.: Akademiya MVD Rossii, 1995. S.39.

[25] Prestupnost' i kul'tura / Pod red. dokt. yurid. nauk, prof. A.I.Dolgovoj. - M., 1999.

[26] Ryabykin F.K., Danilevskaya M. V., Kirillov S.I. Kriminologiya i preduprezhdenie prestuplenij organami vnutrennih del: Uchebnoe posobie (al'bom skhem) / Pod red. professora G.A. Avanesova. - M., 1998. S.39.

[27] Salamov A.H., Sultygova Z.H., Archakova R.D. Osobennosti podgotovki magistrov-himikov / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 214-216.

[28] Temirhanov B.A., Temerdashev Z.A., Sultygova Z.H. Primenenie termorasshirennogo grafita v tekhnologii reabilitacii vodnyh ekosistem, zagryaznen-nyh neft'yu // Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 3 (98). S. 3-7.

[29] Usanov V.E. Podgotovka yuristov budush-chego: razmyshleniya nad proektami Federal'nyh obrazovatel'nyh standartov podgotovki bakalavrov i magistrov yurisprudencii // Hroniki ob»edinennogo

fonda elektronnyh resursov Nauka i obrazovanie. 2015. № 8 (75). S. 146.

[30] Usanov V.E. Psihologo-pedagogicheskie osnovy informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza // Hroniki ob»edinennogo fonda elektronnyh resursov Nauka i obrazovanie. 2015. № 8 (75). S. 112.

[31] Usanov V.E. Standarty nachal'nogo obsh-chego obrazovaniya novogo pokoleniya glazami yurista // Hroniki ob»edinennogo fonda elektronnyh resursov Nauka i obrazovanie. 2015. № 8 (75). S. 149.

[32] Usanov V.E., Kirillov N.P. Ekologiya (uchebnoe posobie) // Hroniki ob»edinennogo fonda elektronnyh resursov Nauka i obrazovanie. 2015. № 8 (75). S. 100.

[33] Usanov V.E., Molchanov S.V. Programma i voprosy kandidatskogo ekzamena po special'nosti 12.00.02 - «Konstitucionnoe pravo; municipal'noe pravo» po yuridicheskim naukam // Hroniki ob»edi-nennogo fonda elektronnyh resursov "Nauka i obrazovanie". 2015. № 8 (75). S. 105.

[34] Chernyavskij A.G. Problemy realizacii kon-stitucionnyh prav grazhdan v sfere osushchestvleniya pravosudiya // Pravo i obshchestvo. 2015. № 1 (13). S. 10-49.

[35] Chernyavskij A.G. Sostoyanie issledo-vaniya problemy yuridicheskoj otvetstvennosti v rossijskoj pravovoj nauke // Pravo i obshchestvo. 2015. № 2 (14). S. 20-67.

[36] Chernyavskij A.G. Social'nye osnovaniya izmeneniya predelov yuridicheskoj otvetstvennosti // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2015. № 1 (38). S. 25-31.

[37] Shanhoev I.I., Gandaloev R.B. Pravovoe regulirovanie pomilovaniya v sisteme rossijskogo zakonodatel'stva // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2018. № 1. S. 128-131.

[38] Shanhoev I.I., Gandaloev R.B. Harakteristika zakonodatel'stva ob amnistii i pomilovanii v sovremennoj Rossii // Zakon i pravo. 2018. № 2. S. 115-118.

[39] Eriashvili N.D. Finansovoe pravo: Uchebnik dlya vuzov. - 2-e izd., pererab. I dop. - M.: YUNI-TI-DANA, Zakon i pravo, 2002. S.181.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.