Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ДИВЕРСИИ И ЕЕ ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА'

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ДИВЕРСИИ И ЕЕ ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ДИВЕРСИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курамшова А.П., Мазий В.В.

В работе проведен анализ уголовно-правовой квалификации диверсии и ее отграничение от террористического акта. Рассмотрены составы данных преступлений. Приводится актуальная статистика преступлений, совершенных по статье 281 Уголовного кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LEGAL QUALIFICATION OF DIVERSION AND ITS DISTRIBUTION FROM A TERRORIST ACT

The paper analyzes the criminal law qualification of sabotage and its delimitation from a terrorist act. The components of these crimes are considered. The current statistics of crimes committed under Article 281 of the Criminal Code of the Russian Federation is given.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ДИВЕРСИИ И ЕЕ ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА»

УДК 343.34

Курамшова А.П.

студент

Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, Россия)

Мазий В.В.

студент

Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов, Россия)

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ДИВЕРСИИ

И ЕЕ ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Аннотация: в работе проведен анализ уголовно-правовой квалификации диверсии и ее отграничение от террористического акта. Рассмотрены составы данных преступлений. Приводится актуальная статистика преступлений, совершенных по статье 281 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: преступление, диверсия, террористический акт, состав преступления, общественная опасность.

В связи с сложившейся геополитической обстановкой и началом проведения Специальной военной операции, заметно изменилась статистика совершаемых преступлений на территории Российской Федерации.

Так, в 2022 году было зарегистрировано внушительное количество преступлений, предусмотренных статьей 281 Уголовного кодекса Российской Федерации. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации число диверсий, совершенных в 2022 году представляет собой рекордное количество за последние семь лет. Данные преступления чаще всего были зарегистрированы

на приграничных территориях, а именно, в Белгородской, Курской и Воронежской областях [1].

Первые приговоры по данной статье уже вынесены. Так, Белгородский областной суд вынес приговор в отношении двух мужчин, задержанных в марте 2022 года. Данные лица обвинялись в подготовке диверсии на пути военных эшелонов в интересах Украины, так, злоумышленники хотели повредить участок железной дороги. В отношении данных лиц избрано наказание в виде лишения свободы в колонии строгого режима сроком 3,5 года.

Стоит отметить, что в связи с сложившимися историческими событиями само понятие «диверсия» толкуется не всегда так, как предусмотрено Уголовным кодексом Российской Федерации. Чаще всего под диверсией принято понимать военные операции, проводимые специальными группами с целью отвлечения внимания противника или же его дезориентации [2].

В настоящее время, исходя из положений статьи 281 УК РФ, под диверсией следует понимать совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо на нанесение вреда здоровью людей и (или) компонентам природной среды, если эти действия совершены в целях подрыва экономической безопасности и (или) обороноспособности Российской Федерации [3].

Так, объективная сторона данного состава преступления выражена в форме активных действий, в виде совершения взрывов, поджогов и иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также средств жизнеобеспечения населения. Под повреждением и разрушением следует понимать приведение объектов в частичную или же полную негодность.

Состав данного состава является формальным, преступление считается оконченным с момента совершения указанных действий.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле и наличии определенной цели, а именно подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Субъектом является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Рассматривая данный состав, не редко возникают вопросы как у ученых, так и у правоприменителей при его разграничении с преступлением, предусмотренным статьей 205 УК РФ.

Необходимо понимать, что основной направленностью террористического акта, в отличие от диверсии, выступает устрашение населения и воздействие на органы государственной власти при принятии ими определенного решения [4].

Если же действия диверсантов совершаются скрытно и не придаются огласке, то террористические действия имеют открытый характер, а намерения террористов предаются огласке с целью донесения до высших должностных лиц и представителей государственных органов.

Рассматривая характерные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 281 УК РФ, необходимо понимать, что данное преступление обладает высокой общественной опасностью и наносит значительный вред обществу и государству в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Показатели преступности в России [Электронный ресурс] // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/crimestat (дата обращения: 08.05.2023)

2. Лисовский Д.Г., Моисеенко Е.Е. Уголовно-правовая и социальная сущность диверсии // Юридические науки. № 4 (67). 2022. С. 181-185.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. СЗ РФ. 2022. № 51. Ст. 9343.

4. Беляева М.Г. Соотношение террористического акта с диверсией // Современные инновации. № 7 (21). 2017. С. 39-40.

Kuramshova A.P.

Student Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)

Maziy V.V.

Student Saratov State Law Academy (Saratov, Russia)

CRIMINAL LEGAL QUALIFICATION OF DIVERSION AND ITS DISTRIBUTION FROM A TERRORIST ACT

Abstract: the paper analyzes the criminal law qualification of sabotage and its delimitation from a terrorist act. The components of these crimes are considered. The current statistics of crimes committed under Article 281 of the Criminal Code of the Russian Federation is given.

Keywords: crime, sabotage, terrorist act, corpus delicti, public danger.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.