Разграничение террористического акта со смежными составами преступлений Differentiation of a terrorist act and related elements of crimes
Мурин Н.В.
Студент 4 курса Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Perm State National Research University
РФ, г. Пермь e-mail: murin. nik@yandex. ru
Murin N. V.,
4rd yeat student Perm State National Research University
Russia, Perm e-mail: murin. nik@yandex. ru
Аннотация.
В статье рассматриваются смежные с террористическим актом составы Уголовной Кодекса Российской Федерации: убийство, совершённое общеопасным способом; умышленное уничтожение или повреждения чужого имущества и диверсия. Для сравнения используется как материалы из научной и теоретической литературы, так и информация из разъяснительных постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Разграничение смежных составов имеют важную роль как на практике при квалификации конкретного общественно опасного деяния, так и в теории при разработке улучшений положений уголовного законодательства Российской Федерации. С учётом повышенной общественной опасности террористического акта, актуальность работы и её польза для квалификации бесспорна.
Annotation.
The article deals with the components of the Criminal Code of the Russian Federation related to a terrorist act: murder committed in a generally dangerous way; intentional destruction or damage to someone else's property and sabotage. For comparison, both materials from scientific and theoretical literature and information from explanatory resolutions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation are used. The differentiation of related compositions has an important role both in practice when qualifying a specific socially dangerous act, and in theory when developing improvements to the provisions of the criminal legislation of the Russian Federation. Taking into account the increased public danger of a terrorist act, the relevance of the work and its benefits for qualification are indisputable.
Ключевые слова: терроризм, террористический акт, диверсия, убийство, общеопасный способ.
Key words: terrorism, terrorist act, sabotage, murder, generally dangerous method.
Принципы законности и справедливости в уголовном праве требуют правильной квалификации совершённого преступления, однако, в процессе квалификации преступного деяния, нередко возникает проблемы разграничения смежных составов преступлений. Такие сложности могут возникнуть и в случае с террористическим актом. Так как зачастую встают вопросы о необходимости дополнительной квалификации содеянного по другим статьям уголовного кодекса, либо в применение другой основной нормы, так как террористический акт сходен в объективной стороне с некоторыми другими составами, о которых пойдёт речь далее.
Прежде всего, стоит отметить сближение террористического акта с убийством, совершённым общеопасным способом, преступлением, предусмотренным п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Данные преступления схожи в признаке субъекта - вменяемое физическое лицо, достигшее 14-ти летнего возраста, а также в способе осуществления преступления. Так, согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, под общеопасным способом в п. «е» ч.2 ст.105 УК РФ понимается способ умышленного причинения смерти, который заведомо для виновного представляет опасность для жизни не только потерпевшего, но хотя бы еще одного лица. например, путем взрыва,
поджога, производства выстрелов в местах скопления людей, отравления воды и пищи, которыми помимо потерпевшего пользуются другие люди).
В то же время, в диспозиции ст.205 УК РФ способ совершения определён как - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека. Под иными действиями понимаются действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом. Например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию; радиоактивное, химическое, биологическое и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений. То есть, террористический акт может совершаться более широким разнообразием способов.
Также, п «б» ч.3 ст. 205 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за умышленное причинение смерти человеку при совершении террористического акта. Таким образом, появляется дополнительный объект -жизнь человека, а основной - общественная безопасность. В убийстве, совершённым общеопасным способом основным объектом является непосредственно жизнь человека. Другим отличием в объективной стороне является преступное последствие. В убийстве, совершённым общеопасным способом, обязательным преступным последствием является смерть человека. Тогда как в ч.1 ст. 205 УК РФ, такое преступное последствие как смерть человека вовсе не предусмотрено так как диспозиция предусматривает уголовную ответственность за совершение взрыва, поджога и иных действий, которые устрашают население и создают угрозу гибели человека, то есть наступление смерти человека не обязательно для оконченного преступления.
В то время как при убийстве, совершённым общеопасным способом, без наступления смерти можно говорить лишь о покушении или приготовлении к преступлению. Смерть человека как квалифицирующий признак предусмотрена в п «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ, если наступила по неосторожности при совершении действий, указанных в диспозиции ч.1 указанной статьи, а также в п «б» ч.3 ст. 205 УК РФ, если причинена умышленно, при осуществлении действий, указанных в ч.1 ст. 205 УК РФ.
Следует также отметить важнейшее отличие этих двух составов - преступная цель. При квалификации содеянного как убийства, совершённого общеопасным способом, цель преступника не учитывается, может влиять только на последующее назначение наказания. В то же время, в ст. 205 УК РФ, прямо предусмотрен обязательный признак - цель, то есть деяние, прежде всего совершённое против интересов общественной безопасности, должно преследовать цель дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций, либо воздействия на принятие ими решений. Без данной цели, квалификация по ст. 205 УК РФ невозможна. То есть, условно совершённый взрыв, повлекший смерть человека, но не преследующий вышеуказанной цели, следует квалифицировать как убийство, совершённое общеопасным способом.
Перейдём к сравнению с преступлением, предусмотренным ч.2 ст. 167 УК РФ- умышленное уничтожение или повреждение имущества. Данное преступление схоже с террористическим актом способом совершением преступления, а также признаком субъекта - вменяемое физическое лицо, достигшее 14 лет (только для квалифицированного уничтожения или повреждения имущества). Диспозиция устанавливает следующие способы: поджог, взрыв или иной общеопасный способом, что уже, чем список способов, предусмотренный для террористического акта в вышеуказанном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Преступные последствия террористического акта, согласно диспозиции, ч. 1 ст. 205 УК РФ могут включать в себя опасность причинения значительного имущественного ущерба, тогда как в п «в» ч.2 ст. 205 УК РФ устанавливается
квалифицированный признак - причинение значительного имущественного ущерба, то есть различие между основным составом и квалифицированным в реальности вреда - опасность и реально наступивший вред. В ст. 167 УК РФ, однако, наступление общественно опасных последствий обязательно для квалификации, то есть опасность причинения вреда исключена. Также, несмотря на то, что в диспозициях обеих статей указан значительный имущественный вред, данный вред законодательно определён только для умышленного уничтожения или повреждения имущества и, согласно примечанию 2 к ст. 158 УК РФ, определяется с учетом имущественного положения потерпевшего гражданина, но не может составлять менее пяти тысяч рублей. Для террористического акта, значительный ущерб определяется с учетом стоимости имущества и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей, то есть минимальное значение законодательно не установлено.
Основным объектом преступного посягательства для террористического акта является общественная безопасность, а интересы собственности выступают в качестве дополнительного, в то время как для умышленного уничтожения или повреждения имущества, в качестве основного объекта преступления выступает право собственности. Важнейшим признаком состава преступления для разграничения составов будет выступать преступный мотив. В случае с террористическим актом, порча имущества, осуществляемая путём взрыва, поджога или иных действий, носит своей целью повлиять через вышеуказанные действия на дестабилизацию деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также связана с устрашением населения.
При этом, ч.2 ст. 167 УК РФ, уничтожение или повреждение чужого имущества, осуществляемое путём взрыва, поджога или иных действий, должно осуществляться только из хулиганских побуждений. Хулиганские побуждения — это грубое неуважение интересов общества, путём нарушения общественного порядка, вызывающего поведения. Другими словами, хулиганские побуждения — это умышленные действия, направленные против личности человека или его имущества, которые совершены без какого-либо повода или с использованием незначительного повода. Следовательно, цели и мотивы преступников в данных составах различны.
Перейдём к разграничению террористического акта и такого преступления как диверсия, ответственность за которое предусмотрена ст. 281 УК РФ. Данные преступления схожи по признаку осуществляемого преступного деяния и его способу. Диспозиции обоих составов определяют действие как совершение взрыва, поджога или иных действий. Оба преступления могут осуществляться в отношении промышленных предприятий, объектов транспортной инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения и т.д. Оба преступления окончены с момента осуществления действий (поджога, взрыва и т.д.) и не требуют наступления преступных последствий.
Однако, у составов присутствуют и важные отличия. Так, субъектом террористического акта является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет. В то же время, субъектом диверсии может являться только вменяемое физическое лицо, достигшее уже 16 лет. Стоит отметить различия в объекте преступного посягательства. Объектом террористического акта выступает общественная безопасность, то есть состояние защищённости общество, его покой. Для диверсии объектом выступает уже основы конституционного строя и безопасности государства, то есть более узкие общественные отношения, т.к. понятие «общество», его интересы и безопасность, шире понятия «государство» и «конституционный строй» того же государства. Конституционный строй - форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение государства праву и характеризует его как конституционное.
Другим важным отличием является цель и мотив преступников. Диверсия осуществляется с целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ, через совершение вышеуказанных действий, направленных на объекты инфраструктуры, промышленности, объектов обеспечения жизнедеятельности. То есть преступник осуществляет деятельность для снижения экономической и оборонной безопасности государства, недаром из неё, в отличии от террористического акта, исключены распространение эпидемий, отравления, обстрелы жилых домов и другие. Тем самым законодатель подчеркнул направленность диверсии именно против объектов промышленности, хозяйства - экономической безопасности и оборонных объектов - военная безопасность.
Террористический акт же, в отличии от диверсии осуществляется в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями. А также связан с непосредственным устрашением населения, что отсутствует как признак в диспозиции состава, предусмотренного ст. 281 УК РФ. Данная цель подчёркивает направленность преступления не против конкретно государства, а также против его населения - общества, путём устрашения, с целью влияния через это на государство. Для преступника-террориста, может быть достаточно создания опасности наступления последствий, так как даже этим обеспечивается устрашение населения, тогда как для преступника-диверсанта, целью является реальное снижение экономической или оборонной безопасности.
Также важным дополнением является то, что диверсия направленно против РФ как государства, в то время как террористический акт может иметь своей целью влиять на решения международных организаций, в которые входят несколько государств. На практике диверсия зачастую осуществляется по возможности скрытно, в то время как террористический акт напротив носит максимально демонстративный характер в целях устрашения населения и влияния на принятие решений органами государства через это.
Список используемой литературы:
1. О судебной практике по делам об убийстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1/ Бюллетень Верховного Суда РФ. № 3. 1999.
2. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 4.
3. О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 № 45 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 1.
4. Козлова Е.А., Кутафин О.Е. Конституционный строй России. М., 1995. 347 с.
5. Уголовное право: Особенная часть. И.А. Семенцова. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2010. 245 с.