Научная статья на тему 'ОТГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА (СТ. 205 УК РФ) ОТ ДИВЕРСИИ (СТ. 281 УК РФ)'

ОТГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА (СТ. 205 УК РФ) ОТ ДИВЕРСИИ (СТ. 281 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1104
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ДИВЕРСИЯ / СМЕЖНЫЕ СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонин Иван Алексеевич

В данной работе проведен анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 205 и ст. 281, а также практика их применения. Автор формулирует ряд положений, позволяющих разграничить изучаемые составы, а именно террористический акт и диверсию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATION OF AN ACT OF TERRORISM (ART. 205) AND A DIVERSION (ART. 281)

The paper analyzes article 205 and article 281 of the Criminal Code of the Russian Federation and law enforcement practice. The author names a number of provisions that make it possible to distinguish between articles, namely, act of terrorism and diversion

Текст научной работы на тему «ОТГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА (СТ. 205 УК РФ) ОТ ДИВЕРСИИ (СТ. 281 УК РФ)»

УДК 343.34

Тихонин Иван Алексеевич Саратовская государственная юридическая академия Институт правоохранительной деятельности

Россия, Саратов tihonin. ivan@mail .ru Tikhonin Ivan Saratov state law academy Institute of Law Enforcement activity

Russia, Saratov

ОТГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА (СТ. 205 УК РФ) ОТ

ДИВЕРСИИ (СТ. 281 УК РФ) Аннотация: в данной работе проведен анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 205 и ст. 281, а также практика их применения. Автор формулирует ряд положений, позволяющих разграничить изучаемые составы, а именно террористический акт и диверсию.

Ключевые слова: террористический акт, диверсия, смежные составы преступления, дифференциация ответственности, терроризм.

DIFFERENTIATION OF AN ACT OF TERRORISM (ART. 205) AND A

DIVERSION (ART. 281) Annotation: The paper analyzes article 205 and article 281 of the Criminal Code of the Russian Federation and law enforcement practice. The author names a number of provisions that make it possible to distinguish between articles, namely, act of terrorism and diversion.

Key words: act of terrorism, diversion, related crimes, differentiation of responsibility, terrorism.

В условиях напряженной международной обстановки, активного развития информационных и военных технологий и деятельности экстремистских организаций, угрозы распространения оружия массового уничтожения уровень актуальности научных исследований о правильной квалификации рассматриваемых деяний только возрастает. Неутешительна статистика зарегистрированных в России преступлений террористической направленности - в 2011 году было зарегистрировано 622 преступления террористического характера, в 2021 - 2136, а за январь-февраль 2022 - уже 302 [1]. Диверсионные акты совершаются, как правило, крайне редко. К примеру, за весь 2020 года ни одно лицо не было осуждено по ст. 281 УК РФ [2]. На портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации не представлена статистика по ст. 281. В СМИ о совершенных диверсиях также говорят не часто. Однако в свете последних событий Министерство обороны отмечает участившиеся попытки диверсий на территории Российской Федерации [3]. Схожесть рассматриваемых преступных посягательств, а также возросшая угроза их осуществления обусловливает актуальность выбранной тематики.

Внешние элементы и признаки, характеризующие общественно-опасное поведение индивида, т.е. объективная сторона террористического акта может быть выражена двумя альтернативными деяниями:

а) совершение взрыва, поджога или иных действий (угон пассажирских судов для использования их в качестве таранов, рассылка по почте болезнетворных вирусов, устройство аварий на объектах жизнеобеспечения, вооруженное нападение на населенные пункты и т.д.) устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий;

б) угроза совершения данных действий.

Объективная сторона диверсии состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение

предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Из объективной стороны видна специфика сущности рассматриваемых деяний: в случае с терроризмом - это наведение ужаса, выработка страха у людей. К.Г. Горбунов в своей монографии обращается к императорскому периоду Древнего Рима с целью раскрыть суть терроризма. В первом столетии нашей эры в одной из римских провинций осуществляла свою деятельность секта сикариев (представители радикального крыла одного из религиозно -политических течений), которые противостояли римскому господству и давлению собственных зажиточных классов. Тем самым они отстаивали интересы обездоленных слоев населения. Стратегия их была следующей: один из представителей сикариев появлялся из толпы на городском рынке, выхватывал спрятанный под одеждой кинжал и при всех перерезал горло римскому легионеру или еврею, приговоренному к смерти за предательство или отступничество, и скрывался в толпе. Суть подобных публичных жестоких деяний заключалась не столько в расправе с конкретной жертвой, сколько в оказании сильнейшего психологического воздействия на окружающих. Такие кровавые акты имели огромное значение, т.к. несли важное послание широким социальным массам, а конкретно завоевателям и евреям, которые оказывали поддержку захватчикам. Именно таким образом и проявляется терроризм [4; 15]. Действия лиц, совершающих диверсию, направлены на причинение вреда или ущерба [5]. В качестве примера можно привести одностороннюю «Рельсовую войну», с которой столкнулась Беларусь в связи с началом российской военной специальной операции на Украине. В СМИ отмечается, что с 24 февраля 2022 года было зафиксировано уже 80 атак на железные дороги Беларуси, в результате некоторых из них был причинен вред аппаратуре, регулирующей прохождение поездов [6].

Различны и объекты посягательств, предусмотренных ст. 205 и ст. 281 УК РФ. Если при террористическом акте основным объектом выступают

479

общественные отношения в сфере общественной безопасности, то при диверсии основным объектом являются общественные отношения в сфере экономической безопасности, обороноспособности и государственности РФ. Дополнительным объектом террористического акта могут выступать общественные отношения по поводу жизни и здоровья людей, сохранности имущества, а также отношения, связанные с нормальным функционированием органов власти и международных организаций. Для ст. 281 дополнительный объект аналогичен, за исключением общественных отношений, связанных с нормальным функционированием органов власти и международных организаций.

Предмет посягательства при террористическом акте строго не обозначен, но предмет диверсии обозначен точно в ст. 281 УК РФ - это предприятия, сооружения, объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объекты жизнеобеспечения населения [7; 52], т.е. ограниченный круг объектов, в отношении которых совершаются взрыв, поджог и иные действия. Важно, что при диверсионном акте разрушение, повреждение, нарушение работы предприятий, объектов инфраструктуры и т.д. важно само по себе, в то время как при террористическом такие действия служат источником создания атмосферы общественного страха [8; 170].

Целью террористического акта является дестабилизация деятельности

органов власти или международных организаций либо воздействие на принятие

ими решений (целью угрозы терактом может быть только воздействие на

принятие решений органами власти или международными организациями, что

наряду с мотивом позволяет отграничить данный состав от заведомо ложного

сообщения об акте терроризма). Цель диверсии заключается в подрыве

экономической безопасности и обороноспособности государства, его

ослаблении, дестабилизации общественно-политической обстановки. На

примере вышеупомянутой «Рельсовой войны», это повреждение

железнодорожных путей, которое временно осложнит, в частности,

480

перемещение военной техники к границе и поспособствует ослаблению обороноспособности государства. Такие деяния могли быть признаны терактами в случае, если бы их целью было воздействие на принятие органами власти определенных решений, например, приостановить спецоперацию. Выполнение подобных требований служит источником удовлетворения политических или экономических интересов террористов. Учет этой «политической» составляющей важен для правильной квалификации [9].

Возраст субъекта данных преступлений также различен: уголовная ответственность за совершение террористического акта наступает с 14 лет, за совершение диверсионного акта с 16 лет.

Квалифицирующие и особо-квалифицирующие признаки, предусмотренные ст. 205 УК РФ, в соотношении со ст. 281 УК РФ несколько расширены, т.к. включают еще смерть человека по неосторожности (п. «б» ч. 2 ст. 205), сопряжение с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ (п. «а» ч. 3 ст. 205).

Важность правильной своевременной квалификации и отграничения данных преступлений обусловлена, в частности, возможностью применения специального вида освобождения от уголовной ответственности, предусмотренного примечанием к ст. 205 УК РФ.

Еще одним интересным примером является диверсия на Баксанской ГЭС

в 2010 году. Представители преступного объединения вошли на территорию

ГЭС, убив двух сотрудников, после чего осуществили несколько взрывов, в

результате которых станции был причинен ущерб в размере почти 800 млн.

рублей. Результатами допросов было установлено, что целью совершенного

деяния было причинение ущерба государству [10]. Следствие посчитало, что их

действия стоит квалифицировать по ч. 2 ст. 281 (наряду с другими составами,

481

которые для данной работы значения не имеют), а не по 205 [11], что, безоговорочно является правильным. При полном совпадении объективной стороны цель и характер содеянного соответствуют именно диверсии. Тем не менее, в информационных источниках по данному событию содеянное часто называют терактом либо отождествляют с ним диверсию, что считаем недопустимым.

Проведенный анализ разграничения данных преступлений наглядно демонстрирует некоторую сложность для правоприменителя, вызванную схожестью отдельных признаков и необходимостью проникать в сущность рассматриваемых явлений. Тем не менее, между данными посягательствами есть ряд различий. Так, террористический акт может проявляться не только во взрыве, поджоге или иных опасных действиях, но и в других насильственных действиях или угрозе их совершения [12], различны основные и дополнительные объекты посягательств. Предмет диверсии, в отличии от теракта, обозначен точно (перечень исчерпывающий). Наиболее значимыми признаками для отграничения рассматриваемых деяний являются их цель и характер. Сильнейшее воздействие на психику, вызывающее подсознательный страх и ужас, решающе отличают террористический акт и еще раз убеждают, что более яркого проявления слабости, чем терроризм, в мире не существует [13].

Список литературы

1. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Показатели преступности в России / URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 13.04.2022).

2. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации // Данные судебной статистики // Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации / URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5669 (дата обращения 14.04.2022).

482

3. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации // Брифинг Минобороны России 13.04.2022 (20:00) / URL: https: //function.mil .ru/news_page/country/more.htm? id=12417276@egNe ws (дата обращения: 14.04.2022).

4. Горбунов К.Г. Терроризм: социально-психологическое исследование: монография / К.Г. Горбунов. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - 348 с.

5. Осадчий, И. А. Вопросы отграничения террористического акта от иных схожих преступлений / И. А. Осадчий. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 83-85. / URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13211/ (дата обращения: 24.03.2022).

6. The Moscow Times // Белорусские партизаны совершили 80 атак на железную дорогу, по которой перевозят российскую технику / URL: https://www.moscowtimes.ru/2022/04/08/partizani-a19400 (дата обращения: 13.04.2022).

7. Кудрявцев, В. Л. Отграничение террористического акта от иных смежных составов преступлений: теоретический анализ / В. Л. Кудрявцев // Вестник Южно-Уральского профессионального института. - 2013. - № 1(10). -С. 45-55.

8. Тутуков А.Ю., Татаров Л.А. Правильная квалификация террористического акта и его отграничение от диверсии // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravilnaya-kvalifikatsiya-terroristicheskogo-akta-i-ego-otgranichenie-ot-diversii (дата обращения: 24.03.2022).

9. Затолокин А.А. К вопросу о сущности терроризма // Вестник КРУ МВД России. 2015. №1 (27). URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-terrorizma (дата обращения: 13.04.2022).

10. Право^И // Террористы рассказали, зачем взрывали Баксанскую ГЭС / URL: https://pravo.ru/news/view/40938/ (дата обращения: 13.04.2022).

483

11. РИА Новости // Теракт на Баксанской ГЭС (2010) / URL: https://ria.ru/20200721/1574589221.html (дата обращения: 13.04.2022).

12. Малеванец, Н. В. Проблемы отграничения терроризма от смежных составов преступлений / Н. В. Малеванец // NovaUm.Ru. - 2019. - № 18. - С. 244-247 (дата обращения 13.04.2022).

13. Ангелы и демоны : [роман] / Дэн Браун; пер. с англ. Г.Б. Косова. -Москва: АСТ, 2013. - 639 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.