SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Научная статья УДК 343.301
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-123-130 EDN: https://elibrary.ru/JOGKLB NIION: 2007-0083-3/23-312 MOSURED: 77/27-005-2023-03-512
Уголовная политика по обеспечению специальной военной операции и защите суверенитета России в новую эпоху
Руслан Самовдынович Лечиев
Дагестанская лаборатория судебной экспертизы - Чеченский филиал Министерства юстиции Российской
Федерации, [email protected]
Аннотация. С началом специальной военной операции в Украине можно констатировать появление в российской уголовной политике нового важного - военного направления. Его можно назвать военной уголовной политикой по защите суверенитета России от угроз ее безопасности со стороны воинствующих сил Запада. Целью статьи является определение этой политики в целом, равно как и ее основных составляющих. По мнению автора, одной такой и наиболее актуальной составляющей военной уголовной политики является обеспечение уголовно-правовыми средствами проводимой на Украине специальной военной операции (СВО). Другой составляющей анализируемой уголовной политики является поддержка уголовно-правовыми мерами противостояния России коллективному Западу, в том числе, подавление попыток разложить ее изнутри. В статье анализируются основные законодательные новеллы последнего времени, принятые в курсе этой военной уголовной политики. Автор констатирует первые результаты этой политики и делает прогнозы относительно ее развития.
Ключевые слова: уголовная политика, специальная военная операция, угрозы безопасности, защита суверенитета, уголовно-правовые меры
Для цитирования: Лечиев Р. С. Уголовная политика по обеспечению специальной военной операции и защите суверенитета России в новую эпоху // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 123-130. https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-3-123-130.
Original article
Criminal policy to ensure a special military operation and protect the sovereignty of Russia in a new era
Ruslan S. Lechiev
Dagestan Laboratory of Forensic Expertise - Chechen Branch of the Ministry of Justice of the Russian Federation,
Abstract.With the start of a special military operation in Ukraine, we can state the emergence of a new important direction in the Russian criminal policy - the military direction.It can be called a military criminal policy to protect the sovereignty of Russia from threats to its security from the militant forces of the West.The purpose of the article is to define this policy as a whole, as well as its main components.According to the author, one such and most relevant component of the military criminal policy is the provision of criminal-legal means of the special military operation (SVO) being carried out in Ukraine.Another component of the analyzed criminal policy is the support by criminal law measures of Russia's opposition to the collective West, including the suppression of attempts to decompose it from within.The article analyzes the main recent legislative novelties adopted in the course of this military criminal policy. The author states the first results of this policy and makes predictions about its development.
Keywords: criminal policy, special military operation, security threats, protection of sovereignty, criminal law measures
For citation: Lechiev R. S. Criminal policy to ensure a special military operation and protect the sovereignty of Russia in a new era. Criminological Journal. 2023;(3):123-130.(In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-123-130.
© Лечиев Р. С., 2023
В 2022 г. с началом специальной военной операции (СВО) Россия вступила в новую эпоху. На обозримую историческую перспективу вырисовываются контуры новой политико-правовой реальности. Частью ее можно считать уголовную политику специальной военной операции, проводимой нашими вооруженными силами на Украине.
Не углубляясь в теорию, констатируем как общепризнанное [24-29] то, что уголовная политика есть продолжение уголовно-правовыми средствами государственной политики.
Уголовная политика и позитивно-правовая организация противодействия преступности со стороны государства составляют единое целое (устройство): в котором первая составляет творческо-динамическое ядро, а вторая - относительно стабильную оболочку - в виде регуляторной и правоприменительной составляющих.
Всегда целью уголовной политики, политики государства, было есть и будет защита интересов России, ее народа от криминальных угроз, от ее врагов -наиболее эффективным способом. Но есть новый момент: понимание «России» изменилось. Раньше это была Россия, как часть глобального мира (выстроенного Западом), готовая взаимодействовать с Западом, принять международно-правовые механизмы и стандарты, допускающие отказ от суверенитета (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). С момента начала вынужденной специальной операции Россия вышла из Совета Европы и Европейской конвенции по правам человека 15 марта 2022 г., из-под юрисдикции ЕСПЧ с 16 сентября 2022 г. [1].
Произошла серьезная смена общего политического курса российского государства, что предопределяет и смену курса уголовной политики - т. е. переориентацию ее на достижение новой цели. И уголовное право, уголовный процесс должны вносить свой вклад в достижение этой цели.
Первоочередным из этих направлений надо признать «военное», которое определилось в связи с проведением специальной военной операции в Украине.
Началом формирования данного направления российской уголовной политики стало принятие Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [2].
В июле 2022 г.: 1) уточнены признаки государственной измены (ст. 275 УК РФ), шпионажа (ст. 276 УК РФ), осуществления деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности (ст. 284.1), 2) приравнено к организации или участию в незаконном вооруженном
формировании - участие в вооруженном конфликте или военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации(ст. 208 УК РФ), 3) предусмотрена уголовная ответственность: за сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией предусмотрена уголовная ответственность (ст. 275.1 УК РФ), за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства1 (ст. 280.4 УК РФ), за неоднократные пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами (ст. 282.4 УК РФ); за нарушение требований по защите государственной тайны (ст. 283.2 УК РФ), 4) ужесточено наказание за наемничество (ст. 359 УК РФ), 5) внесены корреспондирующие изменения в ст. 30, 31, 151 УПК РФ.
Складывается практика привлечения к уголовной ответственности по новым составам преступления. Так, Тверским районным судом г. Москвы 10 мая 2023 г. оглашен приговор по уголовному делу в отношении Д.Н.Д., которым подсудимый признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 282, ч.3 ст. 280.4 УК РФ [3].
Последовавшем в дальнейшем Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [4]. был расширен перечень отягчающих обстоятельств редакцией пункта «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ. Таковым признано совершение преступления «в период мобилизации или военного положения, в военное время», что в современных реалиях должно получить надлежащую правовую оценку.
Установлена ответственность за административные правонарушения в сфере государственного оборонного заказа (ч. 1, 2.1 ст. 14.55; ч. 1-2 ст. 7.29.2 КоАП РФ), совершенные лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации или должностным лицом путем использования административной преюдиции (ст. 201.2, 201.3, 285.5, 285.6 УК РФ), переформатирована уголовная ответственность за преступления против военной службы: помимо ужесточения наказания, сформулирован формальный состав неисполнения приказа в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых
1 Отметим, что практика привлечения к уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против общественной безопасности уже отработана. По статье 205.2 УК РФ судом квалифицированы деяния в 2020 г. - 172, 2021 г. - 241, 1 п/г 2022 г. - 126 лиц // URL://http://www.cdep.ru/index.php?id=79.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
действиях (ч. 2.1 ст. 332 УК РФ), определены новые субъекты (граждане во время прохождения военных сборов) самовольного оставления части или места службы (ст. 337 УК РФ), криминализованы добровольная сдача в плен (ст. 352.1 УК РФ) и мародерство (ст. 356.1 УК РФ). Предложения о криминализации и пенализации поведения, подрывающего обороноспособность государства, ставят разные проблемы отражающие политические позиции, требующие решения для достижения необходимого результата в обеспечении безопасности и защиты суверенитета России [5], имеют особых участников воздействия и воздействующих, влияющих на уровень мобилизации сил и средств, объем государственного принуждения. Выбор федерального законодателя, действующего в рамках своих дискреционных полномочий, уголовно-правовых средств защиты от деяний, признанных опасными, связан с потенциально высокой их угрозой для жизни и здоровья людей в сложившейся ситуации, угрозой существованию российского государства.
Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 586-ФЗ[6] также направлен на противодействие преступлениям, совершаемым с целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности России. Законодательство для защита от диверсионных угроз предполагает дифференциацию уголовной ответственности и ужесточение наказания: введены новые составы преступлений (ст. 281.1. Содействие диверсионной деятельности1, 281.2. Прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности, 281.3. Организация диверсионного сообщества и участие в нем УК РФ), дополнен перечень отягчающих наказание обстоятельств (ч. 1 ст. 63 УК РФ) пунктом «с») совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки диверсии». Как следует из пояснительной записки в законопроекту, данный уголовно-правовой инструмент «противодействия и упреждения вовлечения лиц в опасную диверсионную деятельность и подстрекательству к совершению преступления» позволит «повысить гарантии безопасности жизни и здоровья граждан», является дополнительной мерой «по противодействию преднамеренным угрозам, связанным с возможностью совершения террористических актов, диверсий и применения химического и (или) биологического оружия относится к числу основных задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности» [7].
Дальнейшее противостояние выявило другие по-
1 Практика привлечения к уголовной ответственности за содействие деятельности, направленной против общественной безопасности по ст. 205.1 УК РФ отработана. При этом выявляются признаки «содействия» как правило в процессе расследования уже совершенных преступлений в этой сфере. По этой статье суд квалифицировал деяния в 2020 г. - 153 , в 2021 г. - 142, в 1 п/г. 2022 - 85 лиц // URL://http://www. cdep.ru/index.php?id=7.
требности регулирования по данному направлению. Особое внимание обратим еще на одну проблему, возникшую в уголовно-правовом сопровождении СВО. Имеется в виду «наемничество» [29-35] - оно сейчас категорически запрещено в России ст. 359 УК РФ.
Так, 13 августа 2022 г. вступил в силу приговор Басманного районного суда г. Москвы о признании К.А.Ю. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 359, ч. 3 (отм. 14 июля 2022 г.); ст. 280, ч. 1 [8], были установлены признаки наемника, закрепленные в примечании к ст. 359 УК РФ, которые совпадают с конвенционными признаками понятия «наемники» [22]. Россия придерживается ранее заявленного отношения к институту наемничества как серьезной угрозе безопасности мировому сообществу, тесно связанному с терроризмом и экстремизмом, торговлей людьми, наркотиками и оружием, а также другими видами организованной преступности [9]. Свою позицию о пересмотре норм международного законодательства в части повсеместной криминализации наемничества, отстаиваемую в ООН в 2019 г., Россия не намерена менять.
Между тем феномен частной военной компании (ЧВК) «Вагнер», в полной мере проявивший себя в боях за Артемовск, требует корректировки этой принципиальной позиции. Для решения этой проблемы возможна либо некая легализация наемничества в интересах суверенной России либо реализация механизма включения участников ЧВК в состав ВС РФ.
Правила запрещающие наемничество в России изменению не подлежат. Мы склоняемся ко второму варианту и предлагаем внести в ст. 359 УК РФ примечание № 2 следующего содержания: «Наемничество для защиты интересов России военными путем не признается преступлением, а является разновидностью предпринимательской деятельности, которая поощряется государством в случаях, предусмотренных законом». К этому, по нашему мнению, надо добавить правовые меры поощрительного характера, стимулирующие к непосредственному участию в военных действиях на стороне России. В этой связи, полагали бы возможным дополнить уголовно-процессуальный кодекс ст. 80.2 УПК РФ и ст. 77 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности вследствие изменения обстановки».
Развитие ситуации по второму варианту получило в настоящее время основание в виде обновления условий правомерности поступления на военную службу, порядка и установления льгот для лиц, поступающих на военную службу, сформулированных в двух законопроектах [10; 11]. Проанализируем их.
Обновления коснулись темпоральных условий прохождения службы: периодов мобилизации, военного положения, военного времени, в которые будут действовать новые правила, т. е. имеют ограничитель-
ный характер. На эти периоды предельный возраст военнослужащих увеличен до 70 лет, имеющих воинское звание высшего офицера, и до 65 лет для остальных.
Расширена категория лиц, получивших возможность проходить военную службу, по признакам состояния здоровья и совершения преступления. Могут служить граждане РФ и иностранные граждане, при отсутствии заболеваний из перечня, установленного МО РФ, в том числе ранее признанные ограниченно годными к военной службе. Подлежат военной службе лица с погашенной или снятой судимостью, т. е. признаваемые не судимыми. Могут служить лица, имеющие судимость, лица, приговоры по делам которых вступили в законную силу до дня принятия новых правил, в том числе лица, отбывшие наказание или условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, с ограничением по вмененным составам преступлений, описанным в п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 131, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 132, ч.3-6 ст. 134, ч. 3-5 ст. 135, ст. 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275, 275.1, 276-280, 281-281.3, 282.1-282.3, 360 и 361 УК РФ [12]. Согласно данным судебной статистики за 2022 г. 0 осужденных по статьям 205-205.5, 220, 221, 275.1, 277-279, 181.1281.3, 282.1-282.3 УК РФ, осужденных по ст. 131-516, по ст. 132-1845, по ст. 134-361, по ст. 135-139, по ст. 206-3, по ст. 208-71, по ст. 211-1, по ст. 275-16, по ст. 276-1, по ст. 280-276, по ст. 281-1, по ст. 282.1-42, по ст. 282.2-27, по ст. 282.3-192. Получается из всего количества осужденных в 2022 г. 578 751 человек правом на прохождение военной службы не могут воспользоваться 3 491.
По ходатайству командования воинской части военную обязанность могут выполнять лица, совершившие небольшой и средней тяжести преступления с ограничением по вменяемым составам преступлений, описанным в ч. 1 ст. 205.2, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 221, ст. 280 УК РФ. При этом предварительное расследование в их отношении приостанавливается.
Отметим, что согласно судебной статистике за 2022 г. осужденных [13] по данным статьям не было. По сведениям МВД РФ [14] из 813 852 выявленных преступлений, 559 929 преступлений небольшой и средней тяжести и лица их совершившие имеют потенциальную возможность проходить военную службу. Настораживает при этом, что новые правила не содержат исключение из перечня новоявленных военнослужащих лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. По ч. 1 ст. 228 УК РФ в 2022 г. было осуждено 32 832 лица [13], правоохранителями всего выявлено 85 523 преступления [14], связанного с незаконным оборотом таких средств. По нашему мнению, требует проработки вопрос о влиянии данной категории лиц на здоровый образ жизни сослуживцев.
Законопроектами предполагается установить
льготный порядок освобождения от отбывания наказания лица, призванного (поступившего) на военную службу по обращению личному либо командования воинской части (учреждения), освобождения от уголовной ответственности под контролем командования воинской части: 1) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы; 2) со дня увольнения с военной службы.
Однако основания для досрочного увольнения таких лиц ограничены достижением предельного возраста пребывания на военной службе, состоянием здоровья в виде признания военно-врачебной комиссией лица не годным к военной службе,приговором суда о назначении наказания в виде лишения свободы вступившим в силу.
Внедрение новых правил прохождения военной службы - проект периода СВО. Представляется, что ВЧК «Вагнер» можно рассматривать как экспериментальную российскую площадку взаимодействия лиц с криминальным прошлым и без него при выполнении задач, связанных с обеспечением безопасности государства. Положительный опыт организации военной службы в данной системе необходимо тщательно изучить, в частности на предмет квотирования в вооруженных силах лиц с криминальным прошлым или формирования их них отдельных подразделений для эффективного выполнения поставленных задач без риска энтропии.
В этой связи нужно отметить еще один закон, принятый сразу после начала специальной военной операции. Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [15], была предусмотрена уголовная ответственность за призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (ст. 284.2 УК РФ), за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280.3 УК РФ), за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 207.3 УК РФ1).
1 Первое уголовное дело о распространении ложной информации про Вооруженные силы России было возбуждено СК РФ в отношении бло-гера В. Белоцерковской за посты опубликованные в марте 2022 года в Instagram с информацией дискредитирующей органы госвласти и Вооруженные силы РФ СК РФ (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ) // URL://https://www. vedomosti.ru/society/news/2022/03/16/913805-sk-vozbudil-delo-o-feikah; Обвинительный приговор по ч. 1 ст. 207 УК РФ вынесен в отношении жителя г. Оренбурга, за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации с целью формирования негативного отношения к проводимой Вооруженными Силами РФ СВО // URL://https://oren.sledcom.ru/news/item/1704999.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
Таким образом определен новый уровень уголовно-правового противодействия идеологическому противнику.
Практика привлечения к уголовной ответственности за публичное распространение «фейков», угрожающих общественной безопасности отработана по ст. 207.1 УК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ [16] такова: 2020 г. -6, 2021 г. - 6, 2022 г. - 4 лица [17]. Обвинительные приговоры по статье 207.1 УК РФ за публичное распространение (под видом достоверных сообщений) заведомо ложной информации о коронавирусной инфекции вынесены Московским городским судом [23].
Полагаем, что это уголовно-политическое решение носит скорее профилактическую направленность с узким кругом лиц - адресатов. Хотя, с другой стороны, уголовно-правовое воздействие в первую очередь предупредительное. Уголовная политика суверенная должна иметь профилактическую направленность, т. е. решать уголовно-правовую задачу предупреждения всех типов преступлений против России. Все вышеназванные новые нормы УК РК для их включения заставляют правоприменителя мониторить интернет-пространство. На наш взгляд, необходимо усилить контроль за поведением лиц, оказавшихся в поле зрения правоприменителей, отслеживать злостный характер их действий.
В декабре 2022 г. законотворческая демонстрация патриотизма выразилась в установлении статуса «символа воинской славы России» - Георгиевской ленты» [18], осквернение «символов воинской славы России» уголовно-наказуемо по ч. 3 ст. 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма», а также в пристальном внимании к деятельности лиц, находящихся под иностранным влиянием [19] при злостном уклонении их от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством РФ об иностранных агентах (330.1 УК РФ). Это один ряда политических решений 2022 г. [20], принятых в условиях преобразования существующей реальности для достижения политических целей «демилитаризации» Украины как угрозы безопасности государственного устройства нашей страны и русскому народу, сохранения общероссийской гражданской идентичности.
Как отмечает Конституционный суд Российской Федерации, «власти Украины проводили и продолжают проводить целенаправленную политику, препятствующую тем гражданам, которые идентифицируют себя как принадлежащих к русскому народу, сохранять свою национальную, языковую, религиозную и культурную идентичности. Это проявилось в дискриминационных нормативных актах и соответствующей правоприменительной практике государственных органов Украины, которые поощряли деятельность структур (нередко до степени фактического сращи-
вания с ними), насаждавших идеологию и практику агрессивного национализма и антирусского неонацизма» [21, 3].
Исследование законодательных решений 20222023 г. и эмпирических данных, авторская позиция их группировки и объяснения позволяет сделать вывод о том, что в новую эпоху для «военного» направления уголовной политики России характерны: (1) стратегия ситуативного предупреждения преступлений; (2) динамичное нормообразование, вызванное требованием оперативного реагированием на текущие вызовы; (3) казуистическое определение составов преступлений; (4) дифференциация уголовной ответственности за деяния террористической и диверсионной направленности; (5) ужесточение наказания за ранее предусмотренные кодексом военные преступления; (6) концептуальная верность прежнему подходу по вопросу о криминализации: имеется в виду «наемничество».
Подводя итоги, можно сказать, что защита интересов России, ее безопасности и суверенитета потребовала применения вооруженных сил, а вместе с тем и разработку радикальных уголовно-правовых мер от внешних и внутренних угроз. Для оценки результатов принимаемых мер в рамках новой политико-правовой реальности необходимо время и опыт правоприменения. Однако уже сейчас можно констатировать, что законодатель своевременно и достаточно эффективно ответил на вызовы нового времени и правоохранителям предстоит дополнить законодательную основу новой уголовной политики правопримением.
Список источников
1. Федеральный закон от 11 июня 2022 г. № 180-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 24. Ст. 3940.
2. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 29. Ч. 2. Ст. 5227.
3. Тверским районным судом города Москвы завершено рассмотрение уголовного дела в отношении Дайнеко Николая Дмитриевича // URL://https://mos-gorsud.ru/rs/tverskoj/news/ tverskim-rajonnym-sudom-goroda-moskvy-zaversheno-rassmotrenie-ugolovnogo-dela-v-otnoshenii-dajneko-nikolaya-dmitrievicha.
4. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2022. 26 сентября.
5. Володин В. «Приняты судьбоносные решения
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Президентом для обеспечения безопасности и защиты суверенитета России» от 2 января 2023 г. // URL://http://duma.gov.ru/news/56143/
6. Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 586-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2023. 9 января.
7. Пояснительная записка к законопроекту № 253939-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части установления ответственности за осуществление диверсионной деятельности)» // URL://https://sozd.duma.gov.ru/ ЬШ/253939-8.
8. Информация по делу № 01-0121/2022 // Шк// https://www.mos-gorsud.ru/rs/basmannyj/services/ cases/criminal/details/04cЬ9170-5f13-11ec-a997-6d6Ь89881191?codex=359%2C+%D1%87.3&puЬli shingState=f06e64a&formType=fullForm.
9. Информация Российской Федерации о подходах к вопросам наемничества для включения в доклад Рабочей группы по вопросу об использовании наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение Совета ООН по правам человека // URL://https://www. ohchr.org/sites/default/files/Documents/issues/ Mercenaries/WG/States/pmrussia-suЬmission2.pdf.
10. Законопроект № 370186-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу поступления на военную службу по контракту) // URL:// https://sozd.duma.gov.ru/Ьill/370186-8.
11. Законопроект № 378326-8 «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» // URL://https://sozd.duma.gov.ru/ ЬШ/378326-8.
12. Таблица поправок к Законопроекту № 3701868 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу поступления на военную службу по контракту) // URL://https://sozd.duma.gov.ru/ ЬШ/378326-8.
13. Данные судебной статистики // URL://http:// www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7649.
14. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь -май 2023 года // URL://https://мвд.рф/reports/ ^/39336121/
15. Федеральный закон от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ (ред. от 25 марта 2022 г. № 63-ФЗ) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Рос-
сийской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2022. 28 марта.
16. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // URL://http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349082/
17. Данные судебной статистики // URL://http:// www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6121.
18. Федеральный закон от 20 декабря 2022 г. № 579-ФЗ «О Георгиевской ленте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL://https://www. pravo.gov.ru.
19. Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 582-ФЗ «О внесении изменений в статьи 239 и 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // URL://https://www.pravo.gov.ru.
20. Путин В. В. «2022 год. Это был год трудных, необходимых решений, важнейших шагов к обретению полного суверенитета России и мощной консолидации нашего общества» // URL://http://kremlin.ru/events/president/ news/70315.
21. Постановление Конституционного суда РФ от 2 октября 2022 г. № 38-П/2022 «Постановление по делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного Договора между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта» // URL://http://doc.ksrf.ru/decision/ KSRFDecision634236.pdf.
22. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Протокол I) (с изменениями и дополнениями). Ст. 47 // URL://https://constitution.garant.ru/act/right/ megdunar/2540377/chapter/0eef7b353fcd1e431bd 36a533e32c19f/
23. Дело № 01-0037/2021 (01-0438/2020) в отношении Т.О.Е., дело № 10-7410/2021 в отношении П.Н.Н., дело № 10-3235/2021 в отношении Т.А.А. // URL://https://www.mos-gorsud.ru/ search?formType=full.
24. Александров А. С., Александрова И. А. Современная уголовная политика обеспечения экономической безопасности путем противодействия преступности в сфере экономики. М., 2017.
25. Бабаев М. М., Пудовочкин Ю. Е. Российская уголовная политика XXI века. М., 2020.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
26. Клейменов И. М. Сравнительная криминология: криминализация, преступность, уголовная политика в условиях глобализации: дисс. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2015.
27. Лесников Г. Ю. Уголовная политика современной России: методологические, правовые и организационные основы: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
28. Лопашенко Н. А. Уголовная политика. М., 2009.
29. Панченко П. Н. Уголовная политика, как политика решающего наступления на преступность. М., 2022.
30. Изъянов А. Д. Наемничество по российскому уголовному праву: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
31. Кибальник А. Г., Молибога О. Ю., Соломонен-ко И. Г. Уголовная ответственность за наемничество. Ставрополь, 2001.
32. Акимов В. А., Бодаевский В. П. Глава 3. Наемничество (ст. 359 УК РФ). В кн.: Военные преступления в уголовном праве России / под общ. ред. В. П. Бодаевского. Симферополь, 2019. С. 113-133.
33. Опалич Е. В. Частные военные компании и уголовная ответственность за наемничество. В сб.: Правовые проблемы укрепления российской государственности / под ред. С.А.Елисеева, Л.М. Прозументова, В. А.Уткина, О. И. Андреевой, М. К. Свиридова, Н. С. Дергача. Томск, 2013. С. 55-57.
34. Шандиева Н. О. Наемничество по международному и национальному уголовному праву: дисс. . канд. юрид. наук. М., 2004.
35. Эбзеева З. А. Наемничество: уголовно-правовой и криминологический аспекты (на примере Северного Кавказа). М., 2014.
References
1. Federal Law of June 11, 2022 № 180-FZ «On Amendments to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // NW RF. 2022. № 24. Art. 3940.
2. Federal Law № 260-FZ of July 14, 2022 «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation» // NW RF. 2022. № 29. Ch. 2. Art. 5227.
3. The Tverskoy District Court of Moscow has completed consideration of the criminal case against Nikolai Dmitrievich Daineko // URL:// https://mos-gorsud.ru/rs/tverskoj/news/tverskim-rajonnym-sudom-goroda-moskvy-zaversheno-rassmotrenie-ugolovnogo-dela-v-otnoshenii-dajneko-nikolaya-dmitrievicha.
4. Federal Law № 365-FZ of September 24, 2022
«On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2022. September 26.
5. Volodin V. «Fateful decisions made by the President to ensure security and protect the sovereignty of Russia» dated January 2, 2023 // URL://http://duma.gov.ru/news/56143/
6. Federal Law of December 29, 2022 № 586-FZ «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2023. January 9.
7. Explanatory note to the draft law № 253939-8 «On Amending the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation (in terms of establishing responsibility for subversive activities)» // URL:// https://sozd.duma.gov.ru/bill/253939-8.
8. Информация по делу № 01-0121/2022 // URL:// https://www.mos-gorsud.ru/rs/basmannyj/services/ cases/criminal/details/04cb9170-5f13-11ec-a997-6d6b89881191?codex=359%2C+%D1%87.3&publi shingState=f06e64a&formType=fullForm.
9. Information from the Russian Federation on approaches to mercenarism for inclusion in the report of the Working Group on the use of mercenaries as a means of violating human rights and impeding the exercise of the right of peoples to self-determination of the UN Human Rights Council // URL://https://www.ohchr.org/sites/ default/files/Documents/issues/Mercenaries/WG/ States/pmrussia-submission2.pdf.
10. Draft Law № 370186-8 «On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation» (on the issue of enrollment in military service under contract) // URL://https://sozd.duma.gov.ru/ bill/370186-8.
11. Draft Law № 378326-8 «On the Specifics of Criminal Liability of Persons Involved in a Special Military Operation» // URL://https://sozd.duma. gov.ru/bill/378326-8.
12. Table of amendments to Bill № 370186-8 «On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation» (on the issue of enrollment in military service under contract) // URL://https://sozd. duma.gov.ru/bill/378326-8.
13. Data of judicial statistics // URL://http://www. cdep.ru/index.php?id=79&item=7649.
14. Brief characterization of the state of crime in the Russian Federation for January - May 2023 // URL://https://мвд.рф/reports/item/39336121/
15. Federal Law of March 4, 2022 № 32-FZ (ed. March 25, 2022 № 63-FZ) «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Articles 31 and 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2022. March 28.
16. Federal Law № 100-FZ of April 1, 2020 «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Articles 31 and 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // URL://http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_349082/.
17. Data of judicial statistics // URL://http://www. cdep.ru/index.php?id=79&item=6121.
18. Federal Law of December 20, 2022, № 579-FZ «On the St. George Ribbon and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // URL://https://www.pravo.gov.ru.
19. Federal Law of December 29, 2022, № 582-FZ «On Amending Articles 239 and 330.1 of the Criminal Code of the Russian Federation» // URL://https://www.pravo.gov.ru.
20. Putin V. V. «2022. It was a year of difficult, necessary decisions, the most important steps towards gaining full sovereignty of Russia and powerful consolidation of our society» // URL:// http://kremlin.ru/events/president/news/70315.
21. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of October 2, 2022, № 38-P/2022 «Resolution on the case on checking the constitutionality of the international Treaty between the Russian Federation and Zaporozhye Oblast on the admission of Zaporozhye Oblast to the Russian Federation and the formation of a new subject within the Russian Federation that has not entered into force» // URL://http://doc.ksrf.ru/ decision/KSRFDecision634236.pdf.
22. Protocol Additional to the Geneva Conventions of August 12, 1949, and relating to the Protection of Victims of International Armed Conflicts, of June 8, 1977 (Protocol I) (as amended and supplemented). Art. 47 // URL://https://constitution.garant.ru/act/ right/megdunar/2540377/chapter/0eef7b353fcd1e4 31bd36a533e32c19f/
23. Case № 01-0037/2021 (01-0438/2020) against T.O.E., Case № 10-7410/2021 against P.N.N., Case № 10-3235/2021 against T.A.A. // URL://https:// www.mos-gorsud.ru/search?formType=full.
24. Aleksandrov A. S., Aleksandrova I. A. Modern criminal policy to ensure economic security by combating crime in the economic sphere. M., 2017.
25. Babaev M. M., Pudovochkin Yu. E. Russian criminal policy of the XXI century. M., 2020.
26. Kleymenov I. M. Comparative criminology: criminalization, crime, criminal policy in the context of globalization: diss. ... doc. legal Sciences. Omsk, 2015.
27. Lesnikov G. Yu. Criminal policy of modern Russia: methodological, legal and organizational foundations: diss. ... doc. legal Sciences. M., 2005.
28. Lopashenko N. A. Criminal policy. M., 2009.
29. Panchenko P. N. Criminal policy as a policy of a decisive attack on crime. M., 2022.
30. Izyanov A. D. Mercenary in Russian criminal law: diss. ... cand. legal Sciences. M., 2008.
31. Kibalnik A. G., Moliboga O. Yu., Solomonenko I. G. Criminal liability for mercenarism. Stavropol, 2001.
32. Akimov V. A., Bodaevsky V. P. Chapter 3. Mercenary (Article 359 of the Criminal Code of the Russian Federation). In the book: War crimes in the criminal law of Russia / ed. V.P. Bodaevsky. Simferopol, 2019. P. 113-133.
33. Opalich E. V. Private military companies and criminal liability for mercenarism. In: Legal problems of strengthening Russian statehood / ed. S. A. Eliseeva, L. M. Prozumentova, V. A. Utkina, O. I. Andreeva, M. K. Sviridova, N. S. Dergach. Tomsk, 2013. P. 55-57.
34. Shandieva N. O. Mercenary in international and national criminal law: diss. ... cand. legal Sciences. M., 2004.
35. Ebzeeva Z. A. Mercenary: criminal-legal and criminological aspects (on the example of the North Caucasus). M., 2014.
Информация об авторе
Р. С. Лечиев - заместитель директора Дагестанской лаборатории судебной экспертизы - начальник Чеченского филиала Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author R. S. Lechiev - Deputy Director of the Dagestan Laboratory of Forensic Expertise - head of the Chechen Branch of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 08.06.2023; одобрена после рецензирования 30.06.2023; принята к публикации 18.08.2023.
The article was submitted 08.06.2023; approved after reviewing 30.06.2023; accepted for publication 18.08.2023.