SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-139-147 EDN: https://elibrary.ru/KGBAWP NIION: 2007-0083-3/23-315 MOSURED: 77/27-005-2023-03-515
Татьяна Витальевна Молчанова1, Екатерина Игоревна Таранина2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,
Аннотация. Изучены изменения уровня, структуры и динамики преступности в Российской Федерации после принятого решения о проведении специальной военной операции, а также после объявления о частичной мобилизации населения Российской Федерации. Были рассмотрены изменения действующего уголовного законодательства с марта по сентябрь 2022 г. в части криминализации общественно опасных деяний и дополнения уже действующих норм УК РФ.
Статистическому исследованию подлежат составы преступлений, которые имеют наибольшую тенденцию к росту в связи с началом специальной военной операции в России. Отмечается, что количественные характеристики некоторых из вновь введенных статей УК РФ еще не фиксируются в формах федерального статистического наблюдения ГИАЦ МВД России, в связи с этим не стали предметом изучения в рамках данного анализа.
Авторами сделан вывод о том, что частью современной преступности в России является преступность, связанная с посягательствами против общественной безопасности Российской Федерации, военной службы, а также против мира и безопасности человека.
В качестве эмпирической базы были использованы отдельные формы статистического наблюдения ГИАЦ МВД России, сведения интернет-ресурса «Судебные и нормативные акты РФ», а также материалы интернет-изданий.
Ключевые слова: мобилизация, специальная военная операция, СВО преступность во время мобилизации, преступность во время специальной военной операции, эволюция преступности, преступность 2022 г., преступления против военной службы, динамика преступности
Для цитирования: Молчанова Т. В., Таранина Е. И. Преступность в условиях специальной военной операции // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 139-147. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-139-147.
Original article
Tatyana V. Molchanova1, Ekaterina I. Taranina2
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. Changes in the level, structure and dynamics of crime in the Russian Federation after the decision to conduct a special military operation and after the announcement of partial mobilization of the population of the Russian Federation were studied. The changes in the current criminal legislation from March to September 2022 in terms of criminalization of socially dangerous acts and supplementing the already existing norms of the Criminal Code of the Russian Federation were considered.
Statistical research should be conducted on the elements of crimes that have the greatest tendency to increase in connection with the beginning of the special military operation in Russia. It is noted that the quantitative characteristics of some of the newly introduced articles of the Criminal Code of the Russian Federation are not yet recorded in the forms of the federal
© Молчанова Т. В., Таранина Е. И., 2023
Преступность в условиях специальной военной операции
Crime in the conditions of a special military operation
statistical observation of the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and therefore did not fall under our analysis.
The authors conclude that part of modern crime in Russia is crime related to encroachments against the public security of the Russian Federation, military service, as well as against human peace and security.
As an empirical base, separate forms of statistical observation of the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia, information from the Internet resource «Judicial and Regulatory Acts of the Russian Federation», judicial statistics data posted on the website of the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation, as well as materials from online publications accredited as mass media in the Russian Federation were used.
Keywords: mobilization, special military operation, SMO, crime during mobilization, crime during a special military operation, the evolution of crime, crime in 2022, crimes against military service, crime dynamics
For citation: Molchanova T. V., Taranina E. I. Crime in the conditions of a special military operation. Criminological Journal. 2023;(3):139-147.(In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-139-147.
Эволюция изменения геополитических отношений в мире породила изменение отношение к России, что привело к введению режима специальной военной операции1 [1]. Подобного рода режим обусловил множество негативных явлений и процессов, в том числе оказал свое деструктивное воздействие на изменение состояния преступности.
Так, в апреле 2022 г. была создана «Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета...» [10], одной из основных функций которой является «прогнозирование, выявление и оценка внутренних и внешних угроз национальной безопасности в следующих сферах: развитие информационных технологий, сетей электросвязи и информационно-телекоммуникационных сетей..» [10].
Анализируемые в настоящем исследовании составы преступлений ранее не подлежали прогнозированию и признанию в качестве внутренних и внешних угроз. 14 составов преступлений были введены в уголовный кодекс Российской Федерации в 2022 г., криминализация которых была связана исключительно с реализацией режима специальной военной операции. В Российской Федерации появилась, так называемая, «непредвиденная» или «непрогнозируемая» преступность, которая на сегодня сформировалась как часть современной Российской преступности.
Действие всех последующих решений о реализации положений государственной политики повлекли изменение структуры преступности в 2022 г.
Впоследствии Указом Президента [2] с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации была введена частичная мобилизация.
Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных
1 Решение о проведении специальной военной операции принято в соответствии со ст. 51 части 7 Устава ООН, которая предусматривает неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону.
Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени [11].
Установление уголовной ответственности за деяния, посягающие на национальную безопасности Российской Федерации в период проведения мобилизации и специальной военной операции предполагает привлечение виновных в ответвенности и формирование соответствующей правоприменительной практики.
Отдельные составы преступлений были введены в уголовный кодекс Российской Федерации незадолго до начала специальной военной операции. Так, например, с 4 марта 2022 г. [3] преступлениями стали признаваться следующие общественно опасные деяния:
• Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 207.3 УК РФ);
• Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280.3 УК РФ);
• Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (ст. 284.2 УК РФ).
Установление ответственности за выше обозначенные преступные даяния связано прежде всего с принятием государственных решений в области формирования и реализации уголовной политики.
Также важными законодательными новеллами в сфере уголовно-правового регулирования общественных отношений стали: введение под действие уголовного закона 5 деяний, дополнение 2 действующих норм, а также изложение в новой редакции 3 статей Уголовного кодекса. Так, например, с 14 июля 2022 г. [4] признается преступность и наказуемость следующих деяний:
• Нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и сети связи общего пользования (ст. 274.2 УК РФ);
• Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией (ст. 275.1);
• Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ);
• Неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами (ст. 282.4 УК РФ);
• Нарушение требований по защите государственной тайны (ст. 283.2).
В новой редакции изложены ст. 275 («Государственная измена»), ст. 284.1 («Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности»), ст. 359 («Наемничество») УК РФ. Так, к форме государственной измене стал относиться переход на сторону противника, а также ужесточена ответственность за наемничество, и установлена уголовная ответственность за участие наемника в вооруженном конфликте.
Дополнение претерпели следующие составы преступлений УК РФ: ст. 208 («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а равно участие в вооруженном конфликте или военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации»), ст. 276 («Шпионаж»). Изменения касаются осуществления действий, противоречащих целям Российской Федерации, и собирания сведений, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации.
После объявления частичной мобилизации в России, 24 сентября 2022 г. [5] в Уголовный кодекс Российской Федерации вновь были внесены изменения: 6 деяний стали признаваться преступными, 1 статья УК РФ утратила силу, 11 статей были дополнены, 2 статьи изложены в новой редакции.
Так, были криминализированы следующие преступные деяния:
• Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ст. 201.2 УК РФ);
• Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения
государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (ст. 201.3 УК РФ);
• Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ст. 285.5 УК РФ);
• Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (ст. 285.6 УК РФ);
• Добровольная сдача в плен (ст. 352.1 УК РФ);
• Мародерство (ст. 356.1 УК РФ).
Одним из изменений в норме Особенной части УК РФ стало исключение ч. 3 ст. 331 («Понятие преступлений против военной службы») из прежней редакции. В частности, утратило силу положение: «Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени».
Дополнению подлежали ниже перечисленные статьи УК РФ: ст. 332 («Неисполнение приказа»), ст. 333 («Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы»), ст. 334 («Насильственные действия в отношении начальника»), ст. 337 («Самовольное оставление части или места службы»), ст. 338 («Дезертирство»), ст. 339 («Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами»), ст. 340 («Нарушение правил несения боевого дежурства»), ст. 341 («Нарушение правил несения пограничной службы»), ст. 342 («Нарушение уставных правил караульной службы»), ст. 344 («Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне»), ст. 346 («Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества).
Дополнения, внесенные в УК РФ, связанные с указанными выше преступными посягательствами, в большинстве связаны с добавлением признака объективной стороны - условия совершения преступления, а именно: период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.
В эволюции уголовного закона мы можем раннее наблюдать изменения, вносимые законодателем в части усиления ответственности за военные преступления. Так, например: «В период войны была существенно усилена уголовная ответственность за саботаж (ст. 58.14 УК РСФСР), уклонение от призыва на действительную военную службу (ст. 59 УК РСФСР),
уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей (ст. 596) и т. д.
Таким образом, несомненно, повлияла на криминализацию ряда деяний, усиление уголовной ответ-
ственности за преступления, предусмотренные в уголовном законодательстве» [8].
В нашем небольшом исследовании мы представим статистический анализ преступлений, которые направлены на национальную безопасность Российской Федерации.
Таблица 1
Динамика преступлений, направленных против национальных интересов и безопасности Российской Федерации в 2021-2022 г. [6]
Статья УК РФ 2021 2022 Абсолютный рост
Ст. 205 41 127 86
Ст. 205.1 437 402 -35
Ст. 205.2 393 564 171
Ст. 205.3 112 143 31
Ст. 205.4 36 29 -7
Ст. 205.5 486 387 -99
Ст. 207 3018 23247 20229
Ст. 207.1 5 6 1
Ст. 207.2 0 1 1
Ст. 207.3 - 187 Введена в 2022 г.
Ст. 208 437 389 -48
Ст. 209 63 58 -5
Ст. 222 13538 12751 -787
Ст. 222.1 4269 4216 -53
Ст. 223 4629 4125 -504
Ст. 223.1 158 161 3
Ст. 226 779 844 65
Ст. 274.1 159 519 360
Ст. 274.2 - 0 Введена в 2022 г.
Ст. 275 12 47 35
Ст. 275.1 - 2 Введена в 2022 г.
Ст. 276 2 12 10
Ст. 280 486 531 45
Ст. 280.1 0 0 0
Ст. 280.2 0 0 0
Ст. 280.3 - 62 Введена в 2022 г.
Ст. 280.4 - 3 Введена в 2022 г.
Ст. 281 1 23 22
Ст. 282 86 108 22
Ст. 282.1 36 35 -1
Ст. 282.2 287 345 58
Ст. 282.3 23 36 13
Ст. 284.1 2 8 6
Ст. 284.2 - 0 Введена в 2022 г.
Ст. 329 8 23 15
Ст. 332 0 26 26
Ст. 333 9 10 1
Ст. 334 31 78 47
Ст. 335 442 444 2
Ст. 336 49 81 32
Ст. 339 143 35 -108
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
Анализ статистических данных, указанных в Таблице 1, показал, что наибольший прирост/рост преступлений наблюдается по следующим составам преступлений: ст. 205 УК РФ («Террористический акт»), ст. 205.2 («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма»), ст. 207 («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»), ст. 274.1 («Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации»), ст. 275 («Государственная измена»), ст. 276 («Шпионаж»), ст. 284.1 «Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности», ст. 329 («Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации»), ст. 332 («Неисполнение приказа»), ст. 334 («Насильственные действия в отношении начальника»).
Характер совершения перечисленных преступных деяний связан исключительно с проведением специальной военной операции: в условиях вооруженного конфликта риск совершения указанных преступных посягательств увеличивается. Наблюдается активизация преступной деятельности, направленной против общественной безопасности Российской Федерации, военной службы, а также против мира и безопасности человека.
Стоит отметить, что форма федерального статистического наблюдения, данные которой составляют эмпирическую базу настоящего исследования, (форма № 492, кн. 1 ГИАЦ МВД России) за 2022 г. не содержит сведения о возрастных, гендерных, образовательных и криминологических характеристиках лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 201.2, 201.3, 282.4, 283.2, 285.5, 286.6, 352.1, 356.1 УК РФ. В указанную форму учета были добавлены только 6 новых статистических позиций (по ст. 207.3, 274.2,
275.1, 280.3, 280.4, 284.2 УК РФ), несмотря на введение уголовной ответственности за 14 общественно опасных деяний в 2022 г.
Проводя дальнейшее изучение статистических данных, отметим, что вызывает обеспокоенность увеличения количества преступлений против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ), а именно: ст. 205,
205.2, 207 УК РФ. Преступления террористического характера в условиях вооруженного конфликта приобретают особую значимость, поскольку используются как средство достижения политических, экономических, этнических, религиозных и иных целей воздействия на сознания граждан России.
Такая форма преступных деяний как заведомо ложное сообщение об акте терроризма является мерой информационно-психологического воздействия, используется для запугивания, устрашения населения, а
в условиях вооруженного конфликта достигает своей «благоприятной» цели.
Так, за 2022 г. по ст. 207 УК РФ («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма») выявлено 806 лиц (+ 19,94 % к 2021 г.). Основной возраст лиц, совершающих преступления, предусмотренные ст. 207 УК РФ находится в интервале 30-49 лет (в 2022 г. выявлено 416 человек). Значения выявленных лиц, совершивших преступления рассматриваемого вида, в иных возрастных границах статистически фиксируются следующим образом: 14-15 лет - 41 лицо, 16-17 лет -26 лиц, 18-24 лет/года - 59 лиц, 50 лет и старше -216 лиц.
Любопытным является обстоятельство, что 531 лицо (65,88 % от всех выявленных лиц) совершило заведомо ложное сообщение об акте терроризма в состоянии алкогольного опьянения1, 790 человек (98,02 %) являются гражданами Российской Федерации, 16 человек - гражданами других государств (1,98 %).
Негативной тенденцией преступности в 2022 г. является рост количества зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 226 УК РФ («Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств). Сотрудниками правоохранительных органов за совершение преступлений рассматриваемого вида в 2022 г. было выявлено 232 лица. Основной возраст совершения преступлений, по-прежнему, составляет 30-49 лет.
Анализируя принадлежность выявленных лиц к тому или иному полу, отметим, что статистические данные свидетельствует о единичных случаях совершения хищения либо вымогательства оружия женщинами (2022 г. - 9 лиц, 2021 г. - 16 лиц).
Особую группу преступных деяний, в условиях проведения любой специальной военной операции составляют посягательства на военную службу.
По мнению отдельных специалистов-историков: «Военные преступления украинских войск нужно фиксировать ежедневно, собирая их для суда, который неизбежно произойдет по итогам СВО» [12]. Михаил Мягков напомнил, что «судебные процессы над нацистскими преступниками шли в Советском Союзе уже во время Великой Отечественной войны до Нюрнбергского процесса. «Советский Нюрнберг» шел уже с 1943 г.: осуждали нацистских преступников, пособников. В том же самом Краснодоне, Симферополе, Севастополе, Киеве и других городах. Каждое преступление было документально зафиксировано» [12].
Динамические характеристики преступлений, предусмотренных главой 33 УК РФ распределены следующим образом (Рис. 1): 2018 г. - 2583 преступления, 2019 г. - 1944, 2020 г. - 1577, 2021 г. - 1514, 2022 г. -3379 преступлений.
1 Указанное обстоятельство подтверждают материалы правоприменительной практики // URL://https://sudact.ru/; http://www.cdep.ru/
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Рис. 1. Динамика преступлений против военной службы в 2018—2022 г.
В структуре преступлений против военной службы наибольший прирост имеют ст. 332 («Неисполнение приказа»), ст. 334 УК РФ («Насильственные действия в отношении начальника»).
Так, рассматривая диспозицию ст. 332 УК РФ, отметим, что после начала специальной военной операции, указанная норма была дополнена ч. 2.1-2.2, которые устанавливают санкции за неисполнение приказа начальника в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а также в случаях отказа от участия в боевых действиях [13].
Полагаем, что указанные обстоятельства, а также действие иных внешних факторов, увеличили практику регистрации преступлений рассматриваемого вида и интенсификацию выявления лиц, их совершивших. Так, например, в 2019 г. по ст. 332 УК РФ не было выявлено лиц, в 2020 г. - 1 лицо, 2021 г. - 0 лиц, 2022 г. - 13 лиц.
Рассматривая количество выявленных лиц по ст. 334 УК РФ, отметим, что в 2019 г. было выявлено 59 лиц, в 2020 г. - 48, в 2021 г. - 50, 2022 г. - 50 лиц. В целом наблюдается тенденция стабильности и роста.
Изучая преступления, посягающие на национальную безопасность Российской Федерации, отдельным предметом нашего исследования станет сфера информационно-телекоммуникационных технологий.
Принимая во внимание выводы авторов, сделанные в ходе иных научных публикаций, заметим, что «наряду с благоприятными результатами повсеместного внедрения информационно-телекоммуникационных технологий наблюдается значительная криминализация сферы их использования [9]. Так, отдельные составы преступлений, подлежащие нашему анализу и интерпретации (гл. 24, 28, 29, 34 УК РФ) оказали свое распространение на сферу информационно-телекоммуникационных.
Оценивая статистические данные, представленные в Таблице 2, подчеркнем, что наибольшее количественное значение зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ) наблю-
дается по ст. 205.1, ст. 205.2, ст. 207, ст. 274.1, ст. 280, ст. 282 УК РФ.
Указанная группа преступных деяний связана с проявлением посягательств террористического и экстремистского характера в сфере ИТТ. Заметим, что в 2022 г. 62,44 % преступлений, предусмотренных ст. 205.1 УК РФ, совершаются при помощи информационно-телекоммуникационных технологий; 86,87 % преступлений по ст. 205.2; 92.16 % преступлений по ст. 207 УК РФ; 92,84 % преступлений по ст. 280; 85.19 % преступлений по ст. 282 УК РФ.
Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, также совершаются с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Отметим, что в статистической форме учета (форма ГИАЦ МВД России № 280) ст. 222 УК РФ учитывается с момента введения в действие формы в 2020 г., а преступления рассматриваемого вида, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (п. «в» ч. 3 ст. 222 УК РФ, п. «в» ч. 5 ст. 222 УК РФ) стали отдельно учитываться с 2022 г.
Рассматривая способы совершения преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 222 УК РФ, п. «в» ч. 5 ст. 222 УК РФ отметим, что 58,73 % совершается с использованием сети Интернет.
Резюмируя, выше обозначенные криминологические проблемы, мы пришли к следующему выводу: масштабность, динамичность, хаотичность всех явлений и процессов, происходящих в современном обществе, предполагают подвергать дальнейшей оценке и глубокому анализу сформировавшуюся «новую» преступность как следствие складывающихся международных отношений России. Специалистам в области изучения преступности всегда необходимо осознавать, что существует «непредсказуемая преступность», которая зависима, в том числе от мировых политических процессов, а также понимать, что она неожиданным образом может отразиться в статистических формах наблюдения, как это произошло в 2022 г.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES LAW SCIENCES
Таблица 2
Динамика количества преступлений, совершенных с использование информационно-телекоммуникационных технологий, выявленных органами внутренних дел в 2020-2022 г. [7]
Статья УК РФ 2020 2021 2022 Темп прироста к 2021 году, %
Ст. 205.1 83 101 251 148,51
Ст. 205.21 99 141 490 247,51
Ст. 205.3 4 3 Исключены из формы в 2022 г.2
Ст. 205.5 22 0
Ст. 207 1683 2209 21424 869,85
Ст. 207.1 - - 6 -
Ст. 207.2 - - 1 -
Ст. 222 57 13 Статистическому учету подлежат отдельные части ст. 222 УК с 2022 г.
п. «в» ч.3 ст. 222 УК РФ - - 32 -
п. «в» ч.5 ст. 222 УК РФ - - 31 -
Ст. 222.1 4 4 Статистическому учету подлежат отдельные части ст. 222.1 с 2022 г.
п. «в» ч.3 ст. 222.1 УК РФ, п. «в» ч.5 ст. 222.1 УК РФ - - 11 -
Ст. 274.1 - - 519 -
Ст. 2803 187 223 493 121,08
Ст. 280.1 - - 0 -
Ст. 282 39 62 92 48,39
Ст. 282.1 0 0 Исключены из формы в 2022 г.
Ст. 282.2 17 2
Ст. 282.3 4 0
Ст. 354.1 29 13 Статистическому учету подлежат отдельные части ст. 354.1 с 2022 г.
п. «в» ч., ч. 4 ст. 354.1 - - 44 -
1 Указанная форма федерального статистического наблюдения с 2022 г. учитывает количество преступлений, выявленных по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в т. ч. сети Интернет). В отчетах 2020-2021 г. учитываются все части ст. 205.2 УК РФ.
2 Ст. 205.3, 205.5, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ в 2022 г. были исключены из формы № 280, поскольку относятся к посредственности Следственного комитета.
3 Указанная форма федерального статистического наблюдения с 2022 г. учитывает количество преступлений, выявленных по ч. 2 ст. 280 УК РФ (с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет). В отчетах 2020-2021 г. учитываются все части ст. 280 УК РФ.
Список источников
1. Обращение Президента Российской Федерации от 24 февраля 2022 г. «О проведении специальной военной операции» // URL://http:// kremlin.ru/events/president/news/67843.
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // URL://http://kremlin.ru/acts/bank/48308.
3. Федеральный закон от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // URL://http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_410887/
4. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процес-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
суальный кодекс Российской Федерации» // URL://http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_421797/
5. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // URL://http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427325/
6. Форма ГИАЦ МВД России № 491 кн.1 «Сводный отчет по России «Единый отчет о преступности».
7. Форма ГИАЦ МВД России № 280 кн. 1 «Сводный отчет по России о результатах деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, а также результатах деятельности структурных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, специализирующихся на противодействии преступлениям данного вида».
8. Боев В. И., Кочубей М. А., Новиков А. П. Война и уголовный закон. М. : Норма, 2009.
9. Молчанова Т. В., Таранина Е. И. Преступления, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий: статистический анализ и тенденции развития // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики № 2, 2022. С. 57-58.
10. Указ Президента РФ от 14 апреля 2022 г. № 203 «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // URL://http://www. kremlin.ru/acts/bank/47759.
11. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ (ред. от 4 ноября 2022 г.) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 ноября 2022 г.) // URL://http://kremlin.ru/acts/ bank/10602.
12. Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков: «В России в два раза выросло количество преступлений против военной службы // URL://https:// www.rbc.ru/society/25/01/2023/63cffa819a7947fa 6cb1eec2»
13. «Возбуждено первое уголовное дело о неисполнении приказа в военное время» от 27 октября 2022 г. // URL://https://pravo.ru/ news/243608/
References
1. Address of the President of the Russian Federation dated February 24, 2022, «On Conducting a Special Military Operation» // URL://http:// kremlin.ru/events/president/news/67843.
2. Decree of the President of the Russian Federation of September 21, 2022, № 647 «On the Announcement of Partial Mobilization in the Russian Federation» // URL://http://kremlin.ru/ acts/bank/48308.
3. Federal Law № 32-FZ of March 4, 2022 «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // URL://http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410887/.
4. Federal Law of July 14, 2022, № 260-FZ «On Amending the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // URL://http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421797/
5. Federal Law № 365-FZ of September 24, 2022 «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // URL://http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_427325/
6. Form GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 491 book 1 «Consolidated Report on Russia «Unified Crime Report».
7. Form GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 280 book 1 «Consolidated report for Russia on the results of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in countering crimes committed with the use of information and telecommunication technologies, as well as the results of the activities of structural subdivisions of the internal affairs bodies of the Russian Federation specializing in countering crimes of this type».
8. Boev V. I., Kochubey M. A., Novikov A. P. War and Criminal Law. M. : Norma, 2009.
9. Molchanova T. V., Taranina E. I. Crimes committed with the use of information and telecommunication technologies: statistical analysis and development trends // Criminal Procedure: problems of theory and practice № 2, 2022. P. 57-58.
10. Decree of the President of the Russian Federation of April 14, 2022, № 203 «On the Interdepartmental Commission of the Security Council of the Russian Federation on ensuring technological sovereignty of the state in the sphere of development of critical information infrastructure of the Russian Federation» // URL://http://www.kremlin.ru/ acts/bank/47759.
11. Federal Law № 31-FZ dated February 26, 1997 (ed.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
November 4, 2022) «On Mobilization Preparation and Mobilization in the Russian Federation» (with amendments and additions, effective from November 15, 2022) // URL://http://kremlin.ru/ acts/bank/10602.
12. Scientific Director of the Russian Military Historical Society Mikhail Myagkov: «The
number of crimes against military service has doubled in Russia» // URL://https://www.rbc.ru/ society/25/01/2023/63cffa819a7947fa6cb1eec2.
13. «The first criminal case on non-execution of an order in wartime has been opened» October 27, 2022 // URL://https://pravo.ru/ news/243608/
Информация об авторах
Т. В. Молчанова - доцент кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-котя, кандидат юридических наук, доцент;
Е. И. Таранина - преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors
T. V. Molchanova - Associate Professor of the Department of Criminology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
E. I. Taranina - Lecturer of the Department of Natural Science Disciplines of the Information Technology Education and Research Complex of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 22.06.2023; одобрена после рецензирования 07.08.2023; принята к публикации 15.08.2023.
The article was submitted 22.06.2023; approved after reviewing 07.08.2023; accepted for publication 15.08.2023.