Научная статья на тему 'Уголовная политика и правоприменительная практика в сфере борьбы с транснациональной преступностью'

Уголовная политика и правоприменительная практика в сфере борьбы с транснациональной преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовная политика / транснациональная преступность / борьба с преступностью / расследование транснациональных преступлений / частная методика расследования / уголовное законодательство / criminal policy / transnational crime / crime control / transnational crime investigation / private investigation technique / criminal law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астахова Е.А.

статья посвящена современному состоянию и перспективам развития уголовной политики РФ в сфере борьбы с транснациональной преступностью. Уголовная политика рассматривается во взаимосвязи с правоприменительной практикой. Автором выявлено несоответствие правоприменительной практики международному и национальному законодательству, а также сформулированы предложения по совершенствованию уголовной политики, основанные на анализе материалов практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, связанных с совершением транснациональных преступлений. Цель статьи – выявить взаимосвязь уголовной политики и правоприменительной практики в сфере борьбы с транснациональной преступностью. Методологической основой выступает совокупность научных методов: всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных и специальных методов. В заключение автором сделаны следующие выводы: практика расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, связанных с совершением транснациональных преступлений, должна выйти на качественно иной уровень; процесс расследования транснациональных преступлений должен быть упорядочен в соответствии с современным уголовным законодательством, а также современными криминалистическими рекомендациями по формированию алгоритмов частных методик расследования транснациональных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal policy and law enforcement practice in the field of combating transnational crime

the article is devoted to the current state and prospects for the development of the criminal policy of the Russian Federation in the field of combating transnational crime. Criminal policy is considered in conjunction with law enforcement practice. The author reveals inconsistencies between law enforcement practice and international and national legislation, and also formulates proposals for improving criminal policy based on the analysis of materials from the practice of investigating and judicial review of criminal cases related to the commission of transnational crimes. The purpose of the article is to identify modern directions of the legal policy of the Russian Federation in the field of improving the quality of the investigation of transnational crimes. The set of scientific methods acts as a methodological basis: the general method of cognition, general scientific, particular scientific and special methods. It is concluded that at the present stage of the fight against transnational crime, it is necessary to take a set of measures: conducting analytical studies of problems, improving legislation, taking organizational measures in accordance with the conditions for investigating transnational crimes, intensifying the preventive work of investigators, interacting with the public and some others.

Текст научной работы на тему «Уголовная политика и правоприменительная практика в сфере борьбы с транснациональной преступностью»

Е.А. Астахова,

младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

E. A. Astakhova,

Junior Researcher, Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences orhideya-katerina@mail.ru

DOI:

УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация: статья посвящена современному состоянию и перспективам развития уголовной политики РФ в сфере борьбы с транснациональной преступностью. Уголовная политика рассматривается во взаимосвязи с правоприменительной практикой. Автором выявлено несоответствие правоприменительной практики П международному и национальному законодательству, а также сформулированы 5 предложения по совершенствованию уголовной политики, основанные на анализе материалов практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, свя->5 занных с совершением транснациональных преступлений. Цель статьи - выявить § взаимосвязь уголовной политики и правоприменительной практики в сфере борьбы ^ с транснациональной преступностью. Методологической основой выступает совокупность научных методов: всеобщего метода познания, общенаучных, частнонаучных ^ и специальных методов. В заключение автором сделаны следующие выводы: практика расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, связанных с совершением Ж транснациональных преступлений, должна выйти на качественно иной уровень; I— процесс расследования транснациональных преступлений должен быть упорядочен ^ в соответствии с современным уголовным законодательством, а также современ-О ными криминалистическими рекомендациями по формированию алгоритмов частных

методик расследования транснациональных преступлений. § Ключевые слова: уголовная политика, транснациональная преступность,

О борьба с преступностью, расследование транснациональных преступлений, частная < методика расследования, уголовное законодательство.

54

CRIMINAL POLICY AND LAW ENFORCEMENT PRACTICE IN THE FIELD OF COMBATING TRANSNATIONAL CRIME

Abstract: the article is devoted to the current state and prospects for the development ® of the criminal policy of the Russian Federation in the field of combating transnational -. crime. Criminal policy is considered in conjunction with law enforcement practice. ^ The author reveals inconsistencies between law enforcement practice and international and national legislation, and also formulates proposals for improving criminal policy based on the analysis of materials from the practice of investigating and judicial review of criminal cases related to the commission of transnational crimes. The purpose of the article is to identify modern directions of the legal policy of the Russian Federation in the

field of improving the quality of the investigation of transnational crimes. The set of scientific methods acts as a methodological basis: the general method of cognition, general .scientific, particular scientific and special methods. It is concluded that at the present stage ofthe fight against transnational crime, it is necessary to take a set of measures: conducting analytical studies of problems, improving legislation, taking organizational measures in accordance with the conditions for investigating transnational crimes, intensifying the preventive work of investigators, interacting with the public and some others.

Keywords: criminal policy, transnational crime, crime control, transnational crime investigation, private investigation technique, criminal law.

Развивающаяся и качественно меняющаяся транснациональная организованная преступность на сегодняшний день - остро стоящая проблема, решение которой возможно при тесном взаимодействии теории и практики, проведении междисциплинарных исследований, международных конференций с опубликованием их итогов.

Транснациональная преступность проникла во многие сферы

жизни человечества. Более 90 % наркотических средств, находящихся п §

в обороте на территории РФ, имеет иностранное происхождение [1, 2]; s о уровень транснациональных преступлений, связанных с организацией ^ |

незаконной миграции, оценивается как высокий [3]; криминогенная ■§ §

обстановка в мире показывает, что в ближайшем будущем можно 0 |

ожидать роста незаконного оборота оружия [4]. Стабильно высоким .g S

остается процент преступлений в сфере IT-технологий и ряда других о g

преступлений, часто имеющих транснациональный характер [3]. J §

Уголовная политика РФ в сфере борьбы с транснациональной ор- g ^

ганизованной преступностью требует совершенствования. Несмотря | g

на то что вопрос определения понятия транснационального пре- S, S

ступления был одним из первых, поднимавшихся на конференциях S g российскими учеными (криминологами, криминалистами, между- g

народниками и др.) еще в 90-х гг. ХХ в., разногласия по поводу по- о q

нимания сущности транснационального преступления присутствуют З | в среде как ученых-юристов, так и правоприменителей.

В частности, транснациональными преступлениями на практике 55

признаются лишь те из них, которые были совершены преступными ^

формированиями (минимум - организованной группой). Такой подход ?»

идет вразрез с положениями Конвенции ООН против транснацио- q

нальной организованной преступности, в соответствии с которыми, §

со

несмотря на наименование данного международного документа, организованный характер транснационального преступления является хоть и существенным, но не обязательным признаком [5]. Процент транснациональных преступлений, совершенных отдельными субъек-

тами, в силу сложности деяния не высок, однако такие преступления совершаются на территории РФ. Игнорировать их и не признавать их транснациональный характер неправильно, как с точки зрения уголовной политики государства, так и с точки зрения криминалистики. При этом криминалисты стали признавать транснациональные преступления как специфическую группу, требующую индивидуального подхода к их изучению, сравнительно недавно [6, 7].

Вопрос юридического определения транснационального преступления логически приводит нас к дискуссии о том, есть ли необходимость в его законодательном закреплении в Уголовном кодексе РФ. Как ни странно, первыми обратили внимание на необходимость законодательного определения понятия транснационального преступления именно криминалисты и криминологи. Еще в 2002 г. Т. С. Волчецкая отмечала: «В ныне действующем УК РФ такой вид преступлений „о не выделен. Более того, в нем отсутствует целый ряд норм, решаем ментирующих ответственность за преступления международного характера... Нормы о преступлениях международного характера, № в отличие от норм о преступлениях против безопасности человече-§ ства, не объединены в какой-то один раздел или главу, что было бы § логичнее, а содержатся в различных главах УК РФ. Представляется, 2 что целесообразно было бы нормы о транснациональной преступности выделить в единую главу УК РФ» [8, с. 5]. О возможности объединения — транснациональных преступлений в единую главу говорили и другие § ведущие российские ученые [9].

25 Еще одна большая группа ученых отмечала, что определение

§ понятия транснациональных преступлений российской доктриной

с уголовного права не выработано, и предлагала свои авторские тол-

^ кования данного понятия, не настаивая при этом на необходимости 00

о закрепления его в УК РФ [10].

^ Третьи подняли другую проблему - действие уголовного закона С в пространстве [11], что, в частности, подразумевает необходимость международного сотрудничества в целях полноты расследования 56 транснациональных преступлений, т.к. его отсутствие приводит ^ к тому, что раскрываются лишь эпизоды криминальной деятельности, СЧ совершенные полностью на территории РФ, а к уголовной ответ® ственности привлекаются только лица, задержанные на территории ^ Российского государства. В рамках же международного сотрудничества в соответствии с запросом иностранные следователи проводят необходимые следственные действия, получая необходимые по делу доказательства, а также создаются совместные следственные группы с участием представителей российских правоохранительных органов.

Со времени принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности прошло более двадцати лет, однако говорить о каких-либо существенных переменах в уголовной политике в сфере борьбы с транснациональной преступностью не приходится.

Общепринятого определения понятия транснационального преступления, закрепленного в законодательстве РФ, нет, отсутствует уголовно-правовая классификация транснациональных преступлений, а имеющиеся в науке разработки не обладают юридической силой и не внедрены в практику расследования транснациональных преступлений.

Эти и другие нерешенные вопросы сильно влияют на качество расследования преступлений. Выделим основные проблемы, возникающие в правоприменительной практике.

1. Трудности определения транснационального характера преступления. Следственные и судебные органы вынуждены сами трактовать положения Конвенции ООН против транснациональной

организованной преступности. Таким образом, судя по наименованию п

п §

документа, правоприменители делают вывод, что транснациональная з о

преступность не существует вне организованных форм, несмотря ^ |

на то что текст Конвенции указывает и на возможность совершения ■§ §

такого преступления отдельным лицом. Несомненно, сложность 3 ?

п К

подготовки и совершения транснационального преступления такова, д з

что более 90 % транснациональных преступлений совершаются ор- С д

ганизованными преступными формированиями, участники которых | §

5 -Э

- граждане как минимум двух государств, при этом находящиеся § ^

на своих территориях. Однако совсем забывать о том, что соверше- | §

ние транснационального преступления возможно лицом единолично, 3 3

нельзя. Примером такого преступления может выступать вывоз/ввоз ^ §

с ^

наркотических средств или психотропных веществ из иностранного Э а

государства на территорию РФ. Поскольку вывоз наркотических С || средств (например, из Голландии) запрещен национальным законо- | дательством иностранного государства, а их ввоз на территорию РФ

запрещен российским законодательством, то при совершении подоб- 57

ного деяния нарушаются нормы уголовного законодательства двух ^

государств. Это и является определяющим признаком при отнесении п

преступления к группе транснациональных. п

Правоприменители же привыкли относить к транснациональным §

со

преступлениям деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой и наносящие существенный вред финансово-экономической и политической сфере государства [12, с. 139]. Такой подход к пониманию транснациональных престу-

I 8 со 5С

плений отрицательно сказывается на их раскрываемости, т.к. следователь, столкнувшись с выявленным деянием, совершенным отдельным лицом, останавливается в расследовании. Таким образом, остаются невыявленными не только отдельные обстоятельства совершенного преступления, но и иные лица, способствовавшие совершению транснационального преступления (в том числе транснациональные преступные формирования).

2. Отсутствие категории «транснациональные преступления» в Уголовном кодексе РФ. Указанная проблема имеет два аспекта.

Во-первых, как говорилось ранее, нормы о транснациональных преступлениях не объединены в УК РФ. Это действительно непростая задача, возможно, и не требующая решения именно таким способом. Однако транснациональность преступления в законе все же должна быть отражена.

„о Эту задачу можно решить, добавив в ст. 14 УК РФ часть 1.1 следу-го ющего содержания: «Транснациональным преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, нарушающее уголовно-правовые нормы двух или более государств, совершаемое способом транснационального характера в различных сферах общественной жизни, как с нарушением границ государств (иностранного 2 предела действия и суверенитета), так и без него, организованными ^ преступными формированиями или отдельными лицами, запрещенное — настоящим Кодексом и законодательством иностранных государств».

§ Во-вторых, исследователи транснациональных преступлений с

25 сходятся в едином мнении о том, что они преимущественно относятся § к категории тяжких и особо тяжких преступлений [12-14]. Однако ^ этот вывод подсказан анализом судебной практики и также не за-^ креплен в УК РФ.

о Эта задача может быть решена добавлением в ч. 1 ст. 63 ^ «Обстоятельства, отягчающие наказание» УК РФ пункта «с» сле-С дующего содержания: «с) совершение преступления на территории Российской Федерации и одного или более иностранных государств 58 (совершение преступления транснационального характера)». ^ Соответственно, в определенных законодателем статьях Особенной (V части УК РФ квалифицированный состав примет следующее типовое ® содержание: «Деяние, предусмотренное частью первой. настоящей ^ статьи, если оно носит транснациональный характер».

3. Роль международного сотрудничества в расследовании транснациональных преступлений.

Международное сотрудничество тесно сплелось в умах юристов с транснациональной преступностью. И настолько, что если

для установления обстоятельств преступления оно не требуется, то преступление и не рассматривается в качестве транснационального. Это ошибочный подход.

Во-первых, международное сотрудничество может не осуществляться по политическим причинам (отношения между государствами носят недружественный характер, отсутствуют юридические договоренности, оформленные надлежащим образом). Во-вторых, если параллельно в двух государствах возбуждается уголовное дело по факту совершения одного и того же преступления, иностранная сторона может принять бремя доказывания эпизодов транснациональной криминальной деятельности, совершенных на ее территории, на себя и полностью самостоятельно расследовать данное преступление (яркий пример - дело Андрея Могилянского [15]), как это может сделать и Российская Федерация. В-третьих, анализ практики показывает, что часто следователи сами отказываются от международного сотрудничества по делу. Поскольку данный процесс рассматривается как сложный, следователи предпочитают работать с

ваемыми на территории РФ. И даже в случаях, когда подозреваемые з о

на допросе дают показания о личностях соучастников, находящихся ^ |

на территории иностранного государства (возможно, даже граждан ■§ §

РФ), следователи не инициируют международное сотрудничество пу- С |

тем запроса в компетентные органы иностранного государства. Такой д 5

подход искажает статистические данные о количестве совершенных С д

транснациональных преступлений на территории РФ, т.к. преступле- | §

5 Э

ния, по которым не осуществлялось международное сотрудничество, § ^

§ з

не попадают в статистику как транснациональные. 5 §

Все указанные случаи отсутствия международного сотрудничества 3 3

не влияют на определение преступления как не имеющего трансна- 3 §

циональный характер. Э а

В-четвертых, встает вопрос о регламентации процедуры создания " совместной следственной группы. Создание таких групп возможно | и без внесения изменений в российское законодательство, в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ 59 «О международных договорах Российской Федерации». Алгоритм ^ создания совместной следственной группы без дополнительных из- п менений в законодательстве РФ был предложен И. М. Нурбековым. П В нем он представил шесть этапов: 1) неформальные консультации § с иностранной стороной; 2) согласование заключения междуна- 1 родного соглашения о создании совместной следственной группы по конкретному делу у Президента РФ (совместно с МИД РФ); 3) приказ председателя Следственного комитета РФ и заключение со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ответствующего соглашения с иностранными правоохранительными органами, проведение соответствующих переговоров; 4) заключение соглашения о создании совместной следственной группы с иностранным государством; 5) осуществление расследования на территории России в соответствии с УПК РФ; 6) привлечение к ответственности виновных лиц в стране гражданства.

На возможность создания международной совместной следственной группы без гармонизации российского уголовно-процессуального законодательства указывают А.Г. Волеводз и А.Б. Соловьёв, при этом отмечая, что «она, безусловно, необходима для формирования единой процессуальной формы» и, как результат, массового использования следователями данной формы международного сотрудничества [16, с. 384-387].

Предложение по дополнению ст. 163 УПК РФ частью 6 было „о сделано нами ранее [17], поэтому, чтобы не повторяться, отметим, го что закрепление в уголовно-процессуальном законе возможности создания международных совместных следственно-оперативных групп

позволит взглянуть на методику расследования транснациональных ступлений с верной позиции.

4. Отсутствие методических рекомендаций по расследованию

5

й преступлений с верной позиции. о

■в

К транснациональных преступлений.

^ В настоящее время в научной литературе всё чаще отмечается — тот факт, что современная криминалистика оторвана от следственной § практики [18]. Это замечание более чем справедливо по отношению § к методикам расследования транснациональных преступлений.

Во-первых, существующие методики расследования транснациональных преступлений (например, незаконного оборота наркотических средств, оружия, торговли людьми, организации незаконной миграции

99 \

о и т.п.) строятся по старым традиционным принципам и не отражают ^ транснациональный характер. Использование таких методик приводит

С 60

к тому, что преступления остаются недорасследованными.

Во-вторых, результаты научных исследований, за редким исключением, не внедряются в деятельность следственных органов. ^ В-третьих, внутренние методические рекомендации, разрабатыва-(V ющиеся на местах, главным образом направлены на урегулирование ® вопросов международного сотрудничества, а это всего лишь один ^ элемент методики расследования транснациональных преступлений.

Успех борьбы с транснациональной преступностью во многом зависит от качества расследования преступлений, имеющих транснациональный характер. В целях повышения качества расследования следует разрабатывать практико-направленные методические

рекомендации. В них должны быть отражены все элементы методики расследования транснациональных преступлений. И логически верно следует начать с решения вопроса о понятии транснациональных преступлений и об их криминалистической классификации как информационной основе построения частных криминалистических методик. Нами была предпринята попытка восполнения пробела в подобных рекомендациях [19]. В частности, в удобной для следователей форме раскрыто значение криминалистических классификаций преступлений для процесса расследования, дано понятие транснационального преступления (его определение и классификация), раскрыт способ транснационального преступления и компонентный состав транснациональной криминальной деятельности, приведено пять групп криминалистических признаков транснациональных преступлений (признаки, указывающие на транснациональный характер криминальной деятельности; признаки, указывающие на приготовление к совершению транснационального преступления; признаки, указывающие на осуществление события преступления; признаки, указывающие " |

на использование результатов преступления в дальнейшей крими- -SB |

® s

нальной деятельности; признаки, указывающие на создание виновным § *

мер личной безопасности). Кроме того, обоснована роль уголовной & 1

политики в реализации криминалистической классификации транс- ö |

национальных преступлений. Предложен алгоритм применения кри- | s

миналистической классификации транснациональных преступлений § g

самим следователем (следственным органом). § g

Таким образом, можно говорить о прямом влиянии уголовной g |

политики на правоприменительную практику в сфере борьбы с транс- | |

национальной преступностью, ее определяющей роли для организации g ?

с S

деятельности следственных органов в целом и отдельных следовате- 4 s

лей, в производстве которых находятся уголовные дела, возбужденные § И

по факту и в отношении лиц, совершивших преступления трансна- ? |

S s

ционального характера.

61

Список литературы:

1. Виктор Иванов: 90 % наркотиков в России имеют зарубежное проис- j» хождение. - URL: https://ria.ru/20150626/1088210959.html (дата обращения: с 14.09.2022). §

2. Как и откуда наркотики попадают в Россию. - URL: https://sputnik- S ossetia.ru/20170623/4358601.html (дата обращения: 14.09.2022).

3. Состояние преступности в Российской Федерации (архивные данные) // Официальный сайт МВД России. - URL: мвд.рф/dejatelnost/statistics (дата обращения: 08.08.2022).

4. Петров, И. Европейское полицейское агентство зафиксировало случаи контрабанды оружия с Украины. Есть риск, что оно может попасть в руки террористов / И. Петров // Рос. газ. - 2022. - 26 июля.

5. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 40, ст. 3882.

6. Хижняк, Д.С. Формирование категории транснациональных преступлений как фактор развития современной методологии криминалистики / Д.С. Хижняк. - Саратов : Наука, 2013. - 128 с.

7. Хижняк, Д.С. Методологические основы расследования транснациональных преступлений: модельный подход : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Д.С. Хижняк. - М., 2018. - 45 с.

8. Волчецкая, Т.С. Изучение феномена транснациональной организованной преступной деятельности / Т.С. Волчецкая // Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью : по матер. междунар. конф. : сб. науч. тр. / под ред. Т.С. Волчецкой. - Калининград : Изд-во КГУ,

£ 2002. - С. 4-8.

1

^ 9. Кузнецова, Н.Ф. Транснациональная преступность: понятие и во-

^ просы имплементации / Н. Ф. Кузнецова // Современные проблемы борьбы О- с транснациональной преступностью : матер. Междунар. науч.-практич. § конф. (г. Сочи, 9-12 октября 2000 г.). - Краснодар : Изд-во Кубанского гос. О ун-та, 2000. - С. 4-9.

^ 10. Комиссаров, В.С. К вопросу о понятии транснациональных пре-

С ступлений / В.С. Комиссаров // Современные проблемы борьбы с транс-5 национальной преступностью : матер. Междунар. науч.-практич. конф. д (г. Сочи, 9-12 октября 2000 г.). - Краснодар : Изд-во Кубанского гос. ун-та, § 2000. - С. 10-16.

25 11. Волженкин, Б.В. Действие уголовного закона в пространстве

§ и проблемы борьбы с организованной преступностью / Б.В. Волженкин // С Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью : матер. ^ Междунар. науч.-практич. конф. (г. Сочи, 9-12 октября 2000 г.). - Краснодар ^ : Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2000. - С. 34-39.

со 12. Шалагин, А.Е. Транснациональная преступность: понятие, при-

2 знаки, меры противодействия / А.Е. Шалагин // Вестник экономики, права С и социологии. - 2016. - № 3. - С. 138-142.

13. Нафиков, И.С. Проблема совершенствования уголовно-правовой 62 конструкции тяжкого преступления (в контексте международно-правовых обязательств России по борьбе с организованной преступностью) / (у И.С. Нафиков // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 2. О - С. 257-264.

¡^ 14. Хачатрян, М.Э. Транснациональная организованная преступность

^ и ее перспективы в условиях глобальной нестабильности / М.Э. Хачатрян, М.М. Шумилов // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. -2016. - № 2 (20). - С. 71-80.

15. Андрей Могилянский. Биография. - ЦКЬ: https://www.peoples.ru/ state/criшinal/adventurer/andrey_mogilyanskiy/ (дата обращения: 04.10.2022).

16. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест, конфискация и передача иностранным государством денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также вещественных доказательств по уголовным делам / А.Г. Волеводз, А.Б. Соловьёв. - М. : Юрлитинформ, 2007. - 440 с.

17. Астахова, Е.А. Криминалистическая классификация транснациональных преступлений и алгоритм ее применения / Е.А. Астахова // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. - 2022. - Т. 23. - № 3. - С. 26-33.

18. Шаевич, А. А. Практическая направленность криминалистики: желаемое и действительное / А.А. Шаевич // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра . - 2021. - Т. 17. - № 1. - С. 170-177.

19. Астахова, Е.А. Применение криминалистических классификаций при расследовании транснациональных преступлений : методические рекомендации / Е.А. Астахова; под ред. Д.С. Хижняка. - Саратов : Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2022. - 32 с.

п ^ " §

13 §

а § 3 |

^ Й д§

"С 5 С

| п |

£ § § 5

§ 5

Э § 3 §

п Й

у 5

с

г 1

63

г ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.